Господь что означает это слово
Разница между именами «Бог» и «Господь»
«Бог» и «Господь» – две формы, к которым православные прибегают при обращении к Высшей силе. При этом большинство считает эти имена одинаковыми. Предлагаем вам углубится в тему, чтобы понять, если ли разница между ними.
Как толкуют понятия «Бог» и «Господь» критики Библии?
Впервые словосочетание «Господь Бог» встречается во второй книге Бытия, 4 стих. В первой главе о сотворении мира везде упоминается «Бог». Это и дало основание некоторым ученым полагать, что первые книги Бытия – компилятивный труд, который имеет предысторию. Другими словами, они считают, что это два разных рассказа из различных источников о сотворении мира.
Первый источник они назвали Элохист, потому что слово «Бог» в первой главе по еврейской элохии – это один источник. А где начинает встречаться «Господь» – это другой источник Яхвист (как будто здесь речь идет о разных Богах).
Но на что не обратили внимания критики Библии? Когда в тексте Библии появляется имя «Господь», это не означает, что пропадает имя «Бог». В стихе 24 мы видим эти два имени вместе. И далее по всему тексту Ветхого Завета идут чередования.
Что означает имя «Бог»
«Бог» – первое имя Творца на страницах Библии. В контексте Пятикнижие Моисея слово «Бог» означает божественную правосудность.
Иногда оно просто переводится как «судьи». Например, в книге «Второзаконие» сказано, если родители имеют непутевого сына, то они должны привести его к воротам города, где сидят судьи. Они будут решать его судьбу.
Мир природы творится только на основах правосудия, так как он основан на законах природы, которые заложены в эти тварные существа.
Что означает имя «Господь»
Во второй книге Бытия, где говорится о сотворении человека, появляется имя «Господь».
«Господь» – это тот, кто поднимает, поддерживает и защищает. «Господь» созвучно со славяно-русским «Господин». В советский период слово «господин» приобрело негативную окраску по причине революции. Тогда под понятием «господин» понимали тех, кто дает жилье, еду и работу. Вдруг будет война господин первым поскачет впереди на коне, а мужики вслед за ним в поддержку.
То есть «Господь» – это тот, кто дает жизнь. Потому, что само еврейское четырехбуквенное имя – это наложение от трех временных форм (тот, кто был, тот, кто есть и тот, кто будет).
«Я буду тот же. Как я заботился о тебе с детства, я буду так же заботится о тебе до самой старости».
Те, кто занимаются критикой Библейского текста, не учитывают эти моменты. На самом деле имен Божьих в Библии значительно больше. Слово «Господь» (яхве) встречается в Ветхом завете где-то 7000 раз, а «Бог» (элохин) упоминается в еврейском Ветхом завете примерно 1500 раз. То есть милость (Господь) превозносится над судом (Бог).
Что значит, если имена «Господь» и «Бог» встречаются вместе
Например, «И создал Господь Бог человека из праха земного…». Это значит, что милость и суд встретились и облабызались.
Почему имя «Господь» встречается при сотворении человека? Потому, что человек наделен свободной волей. Творец знал, что иногда человек будет использовать свободную волю во вред себе. Если бы человек был сотворен только на основах правосудия, то при первой же ошибке, его тут же надо было наказывать или уничтожать.
Поэтому прежде всего Всевышний создает человека на основе милосердия («И создал Господь…», но и на основах правосудия («И создал Бог человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»).
Заключение
«Господь Бог» – идеальное словосочетание, которое означает, что никто не злоупотребляет божественным милосердием и правосудием. Также замечено, что когда в Библии Творец общается с чужими, то упоминается «Бог», а когда со своими «Господь». Потому что суд Божий не без милости и милость превозносится над судом. Не думайте, что переводчики переводили, как им хотелось. Если бы хоть одно слово пропало, то критики оказались бы правы.
Значение слова господь
Словарь Ушакова
госп о дь (ho), господа, мн. нет, муж. Одно из наименований бога у христиан.
| В пословичных выражениях и поговорках, преим. устар. или шутл., часто употр. в тех же сочетаниях и в таком же знач., что и слово бог (см.), напр. господь его знает, господь с тобой и т.п.
Фразеологический словарь русского языка
1) пусть этого не случится
2) оценка, характеристика силы, степени и т. п. чего-либо
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Быт 2:4, Исх 3:4-16 и др.) — одно из имен Божиих, по-еврейски выражается словом Иегова, и везде означает истинного Бога. Известно, что Евреи издавна считали столь священным и таинственным имя Иеговы, что страшились произносить оное и употребляли в своих книгах вместо Иегова слово: Адонаи, т. е. Владыка, Господь. По сказаниям иудейским, это имя употребляли только священники и первосвященники в храме, но со смертью Симона Праведного (292 г. до Р. Х.) и в храме оно заменилось уже словом: Адонаи. Как бы то ни было, но у LXX (около 271 г. до Р. Х.) вместо Иегова постоянно уже стоит — Господь. Введенное таким образом почти за 300 лет до Р. Х., оно затем освящено постоянным употреблением в Н. З. и самим Господом и апостолами, как собственное имя Божие, принадлежащее Ему, как истинному Богу. (см. Бог).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православная энциклопедия
имя Божье, одно из Его многочисленных имен. На еврейском оно звучит как Иегова**, на греческом – Кириос и всегда означает истинного Бога.
— Когда в середине I тысячелетия н. э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова Адонай. Тем самым они сигнализировали, что следует читать не Яхве, но Адонай. В результате получилось никогда в действительности не существовавшее и не читавшееся Иехова (в традиционном написании: Иегова).
Библия: Тематический словарь
А. Господа среди людей
♦ обычно при обращении к кому-либо, стоящему у власти:
Быт 44:16,18; 2Цар 24:3
♦ форма почтительного обращения:
Быт 23:15; Суд 4:18; 1Цар 1:15
♦ впервые открылся как Господь Моисею:
♦ назван Господом господствующих:
♦ назван Владыкой владык:
♦ царствует в величии и силе:
♦ благословляет верующих в Него и чтящих Его как Господа:
4Цар 18:5–7; Иер 9:23,24; Притч 3:5,6
♦ Господь Иисус Христос:
♦ наш Господь Иисус Христос:
♦ Иисус Христос — наш Господь:
♦ назван Господом, победив смерть:
♦ Он «Господь» Ветхого Завета:
Деян 2:21; Рим 10:13; 2Тим 2:19
♦ Он Господь господствующих:
Откр 17:14; Откр 19:13-16
3. Верующие исповедуют Иисуса как Господа
♦ исповедание ранних христиан:
Деян 2:36; 1Кор 1:2; 1Кор 12:3; Кол 2:6
♦ исповедание, требующееся от нас:
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Lord)
(евр. ‘adonay, греч. kyrios)
Бог. Высшее Существо, к-рому полагаются преданность, покорность и поклонение. Это понятие используется также христианами для обозначения Иисуса Христа (Деян. 1:17; Рим. 5:1 и т. д.) и как выражение абсолютной верности Ему.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
Словарь Ожегова
ГОСПОДЬ, господа, зват. господи, м. (Г прописное). В христианстве: Бог. Г. Бог (то же, что бог ). Одному Господу известно (никто не знает; устар. разг.). Г. его знает (выражение неосведомлённости, неуверенности; устар. разг.). Не дай Господи (пожелание, чтобы чтон. не осуществилось; разг.). Г. с тобой (1) пожелание хорошего, доброго, обычно при напутствии; устар.; 2) выражение несогласия, недоумения; разг.).
• Господи помилуй! (разг.) выражение удивления, страха, несогласия.
Слава тебе господи! (разг.) выражение удовлетворённости.
| прил. господний, яя, ее и господень, дня, дне. Г. гнев. Господня воля.
Имена Бога Иегова, Яхве и Господь
Меня спросил читатель мой:: Что такое обозначает слово Господь? Это обычное в русском языке слово «господин» с высокопоставленным смыслом. Мой ответ был: Слово ГОСПОДЬ в Библию перешло от еврейского текста Святых Писаний и оно не обозначало мирского имени ГОСПОДИН понятия. Слово Господь обозначает у евреев в Святых писаниях ТОЛЬКО слово БОГ (ИЕГОВА).
Уже в древнегреческом издании Библии стало вводится слово ГОСПОДЬ, но не всегда. В русском и других изданиях Библии стало умножаться это слово. Так можете прочитать стихи Бытиё 2:4-5, где написано два слова в Синодальном переводе вместе «Господь Бог», а в дренегреческом тексте слово ГОСПОДЬ отсутствует, но только есть слово «Бог». Слово «Иегова» есть только одно из других имён Бога у евреев оно обозначает СУЩИЙ (существующий в самом себе), то- есть вечно пребывающий.
Вот что написано о этом в Азбуке веры: ВОПРОС: «Скажите пожалуйста, директор Иванов– «директор» это имя или должность? А господин Иванов — «господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют».
ОТВЕЧАЕТ священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: «Вопрос об именах Божьих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.
Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении.
Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы– Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: Быт.15:2,8; Исх.4:10,13; Вт.9:26; Нав.7:7 и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму.
Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно– Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее– Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение– Jahvah (Йахва).
Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ Феофан (Быстров) на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).
Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты?
Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?
Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кириос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим– Господь.
Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его– ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14). В еврейской Библии стоит: шем Ел-Канна (имя Бог ревнитель).
В книги Исаии читаем: «Искупитель наш– Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (Ис. 47:4). В еврейском тексте: шем Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие.
Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма. «Только Ты– Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (Ис. 63:16). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.
Господь Саваоф– имя Ему» (Ис. 48:2). Здесь указано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава– войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф– имя Ему» (Ам. 4:13); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер. 15:16).
Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пантократор; в слав. и рус. Библии – Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.
Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).
Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет значение принципиальное. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете.
В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20).
Одно из Божиих имен – Господь
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Икона Господь Вседержитель на троне (Пантократор на престоле)
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). Так говорит Сам Господь устами пророка Моисея. А мы произносим – по поводу и без. И часто не очень задумываемся, что значит слово, которым человек с древности именует своего Создателя – одно из множества Его имен.
Значение слова
Запрет на суетное произнесение Имени Божия установлен совсем не случайно. Наши далекие предки были уверены: имя, которое носит вещь ли, человек ли, отражает суть. Например, само собой разумелось, что такие имена, как «Всеслав» или «Владимир», конечно, княжеские, ведь означают славу и владение миром. А скандинавское «Хельг» (по-славянски «Олег») прилично не только князю, но также жрецу, ведь оно значит «священный». И уж если значимы были имена смертных людей, что говорить об Имени Бога?
Как назвать Бога?
Это сокровенное слово, отражающее Божии свойства, Его суть. Может ли человек понять их? Если же нет – как назвать человеку Невидимого, Непостижимого? Ответ прост – это невозможно. Из Ветхого Завета известна история праотца Иакова, удостоившегося видения Божия настолько, насколько это доступно человеку:
Как ни загадочны во многом слова Библии о «борьбе» человека с Богом, ясно одно: произошла встреча, изменившая жизнь праотца, его душу. И Имя Божие спрашивает он в дерзновенном порыве желая как можно полнее познать Того, к Кому удостоился прикоснуться. Но ответа человек не получает – по крайней мере, тогда.
Пройдет несколько столетий, и люди узнают Имя Божие – насколько это возможно – от Него Самого.
«Я есть сущий/существующий»
Прошли годы. У Иакова – наименованного Богом Израилем – родились сыновья, у них – свои дети. Неисповедимым промыслом Божиим оказались евреи в пределах Египта, были порабощены язычниками. Но стон народа дошел до Господа. Через Своего пророка, Моисея, Он благоволил вывести Своих людей на свободу. Им предстоял долгий, изнурительный путь, на котором так нужна была вера.
Исход из Египта. Обрезание Елиезера, сына Моисея. Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан. Ок. 1482 г. Худож. П. Перуджино
Именно тогда, говоря с Моисеем об исходе из рабства его соплеменников, Господь открывает человеку сокровенное – Свое Имя:
О значении этих слов Господа существуют разные мнения.
«Адонаи»
До Вавилонского плена иудеев (597-539 гг. до н.э.) Имя Божие не только писалось в священных текстах, но также возглашалось во время богослужений, служа видимым знаком избранности народа иудейского как знающего Истинного Бога, того, которому Сам Творец открыл Свое Имя – насколько возможно вместить людям.
После строительства Второго храма имя Сущего больше не только не возглашалось, но даже не писалось. Современные библеисты объясняют это разными причинами. Среди них могли быть:
Имя Бога произносилось лишь раз, на священный праздник Йом Кипур, день покаяния, очищения грехов, притом только первосвященником, входившим во Святое Святых Иерусалимского храма с жертвенной кровью, приносимой за грехи людей.
Промыслительно, что «Адонаи», «Кириос» утвердились как человеческие именования Бога в последние века пред Рождеством Христовым. Недалеко было то время, когда Его Апостолы понесут истинную веру во все концы земли. Их проповедь зазвучит на разных языках – даже тех народов, кому Истинный Бог не был известен никогда. Но слово, означающее «повелитель», есть в любом языке – примененное к Богу оно дает язычнику как бы ключ к пониманию роли Создателя для жизни человека: повелитель, руководитель, истинный Хозяин мира. Вот почему не случайно, что:
Подобные примеры можно продолжать.
Перевод с греческого
Слово «Господь»у славян существовало издревле, но, как у большинства других языческих народов, никогда не означало Создателя мира. Так именовали хозяина, собственника – земли ли, дома.
Ян Матейко «Святые Кирилл и Мефодий». 1885 год. Базилика Вознесения Богоматери, Велград. Картина выдающегося польского художника Яна Матейко «Святые Кирилл и Мефодий» в 1886 году была преподнесена в дар от имени польского народа базилике в Велеграде по случаю юбилейных мероприятий, посвященных тысячелетию кончины святого Мефодия. Это единственная картина Яна Матейко в чешских собраниях.
С середины IX в. свв. Кирилл и Мефодий, распространяя среди славянских народов истинную веру, начали переводить с родного греческого на их язык важнейшие христианские тексты – Новый Завет, слова богослужения. Конечно, уже зная об опыте перевода священных текстов на другие языки, они сразу нашли слово, соответствующее греческому «Кириос», еврейскому «Адонаи».
Русский язык сохранил обращение «господин». Но «господом» состоятельного собственника, хозяина,по принятии славянами христианства больше не именовали никогда.
Господь и Бог – в чем разница?
Под Богом христианство понимает Создателя мира, из того же исходят иудеи: в текстах Ветхого Завета это именование, на иврите звучащее как «Элогим», встречается более 2500 раз. Архимандрит Иов (Гумеров) обращает внимание на то, что «им» – окончание множественного числа, но оно означает не множество богов, а указывает «на величие и неисчерпаемость Божественных свойств».
Имя и сущность Бога в разных религиях
Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит:
«Во всех обществах присутствует видение Бога, только искаженное суевериями этого общества».
То же говорят современные ученые: например, известный религиовед М. Элиаде, указывает, что практически все языческие религии имеют представление о Создателе мира, хотя большинство язычников не поклоняются этому «далекому Богу», не имеют культа, хотя почитают Его.
Так, известно, что китайцы чтут Небо под именем Тянь, сибирские ханты именуют создателя мира «Нуми-Торумом». То и другое имя божества означает его нахождение на небе, выше человека.
Глубже размышляли о Создателе древние греки. Их язык содержит многозначное слово «Теос»:
Англо-саксонские языки имеют слово «God»(английское), очень похожее на него «Gott» (немецкое). Оба именования восходят к глаголу, означающему «кланяться», «падать ниц».
Можно полагать, что свв. Кирилл и Мефодий могли столкнуться с известными трудностями, во время перевода богослужебных текстов подыскивая славянский эквивалент греческого «Теос». Им пришлось разделить понятие о богах язычества и о Создателе мира.
В созданном святыми богослужебном языке для такого разделения применяется титло – волнистая линия вверху слова, которое написано сокращенно. Знак говорит о сакральности обозначаемого понятия, его отсутствие меняет значение слова на противоположное. Поэтому полностью, без сокращений написанное в старославянском тексте «бог» означает языческого идола, а стоящее под титлом – Создателя мира.
Сущность Создателя мира, недоступная человеческому уму, не может быть отражена Его именованием – это понимали даже язычники, но лучше всего осознавали те, кто действительно знал Истинного Бога, поклоняясь Ему, служа. Имена, которым называли Творца Его истинные поклонники – лишь отражение проявлений Бога в его отношении к человеку, домостроительства спасения людей.
Именно отсюда, по слову свт. Дионисия Ареопагита, «бесконечная многоименность» Бога, ведь Его проявления на земле столь же многообразны.
Свт. Григорий Палама пишет:
«Бог получает именования от Своих энергий, ибо Его Сверхсущность безымянна».
Что говорит об Имени Божием центральная книга Ветхого Завета – Псалтырь
Пожалуй, важнейшие ветхозаветные тексты, посвященные имени Господа –150 песнопений, созданных царем, но также – пророком, великим святым, Давидом. Об Имени Божием говорится:
Толковая Псалтирь Максима Грека, 1552 г.
В богослужении иудеев
Почему же речь идет об уповании на Имя, а не собственно на Бога? Ответ на этот вопрос легко понять, если учесть, что псалмы писались не просто как песнопения, восхваляющие Творца, но как богослужебные песни. Их пели во время служб в походной скинии, когда еще не был построен храм. А после, при сыне Давида, царе Соломоне, те же песнопения стали частью величественного и страшного непосвященным богослужения Иерусалимского храма.
Имя Божие – не простой набор звуков. Здесь – то, что Библия, святые отцы именуют славой Божией. Это видимые проявления присутствия Творца среди Своего народа, призвавшего Его Имя:
Местом присутствия имени Божия считался также Второй Иерусалимский храм, возведенный по возвращении евреев из Вавилона – хотя Ковчег завета был потерян, но Господь не отошел от народа, призывающего Его.
Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения
Сила имени
О реальности ее проявлений свидетельствуют также писания пророков. Эти угодники Божии не раз удостаивались видеть Его славу, подобно тому, как было с Моисеем, Соломоном.
Одно из самых трудных для понимания его описаний содержит книга прор. Исайи, который как бы придает имени черты человека. По пророку, Имя Господа «идет издали… уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поядающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи…» (Ис. 30:27-28). Толкователи полагают, что это – описание не сущности Бога, но Его действий в отношении человека. Именно они проявляются при призывании человеком имени Господня.
Библия
Особые действия Божии по отношению к человеку могут обозначаться именованиями Создателя, подчеркивающими то или иное из них. И, поскольку речь идет о Боге как повелевающим человеческой жизнью, они чаще всего сочетаются со словом «Господь» («Адонаи», «Кириос»). Различные именования такого рода содержит Пятикнижие Моисея, другие священные тексты, среди которых писания царя Соломона, пророческие, исторические книги.
Господь Саваоф
Это имя, как подсчитали библеисты, упоминается книгами Ветхого Завета 279 раз, а буквально значит «Бог воинств». Многие думают, что оно возникло в так называемую «эпоху Судей» (середина II тыс. до н. э). Однажды, во времена пророка Самуила, когда израильтяне вышли на войну с язычниками-филистимлянами, Ковчег Завета был принесен к войску евреев из города Силома, где пребывала Скиния Завета. 1 Книга Царств описывает, как устрашились Истинного Бога, явившегося защитить Своих людей, противники, но как согрешения священства и народа не дали евреям победы, так что даже Ковчег Завета оказался у врагов.
Пока израильтяне горевали о потере святыни, восклицая, что «отошла слава от Израиля», их противники подверглись страшным болезням – наростам на теле. Познав, что Господь не благоволит пребывать среди их народа, смирившись, филистимляне сами отправили Ковчег евреям (1 Цар. 4,5).
Вседержитель
Слово означает Того, кто хранит Вселенную, и одновременно – народ Израиля. А св. Давид говорит, что «во власти Вседержителя врата ада и смерти» (Пс. 67:21).
Сын Давида, Соломон, и Иисус, сын Сирахов, говорят, что Божия Премудрость, Его действия в жизни людей – проявление «славы Вседержителя» (Прем.7:22). Познать ее может всякий, кто рассмотрит действие Божие применительно к жизни человечества, да и своей собственной:
Творец
Создатели книг Ветхого Завета не устают восхищаться творением Божиим, прекрасным, разнообразным. «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс.8:2) Псалмопевец Давил воспевает светила небесные, совершенство неба, красоту гор, рек, мудрое устроение живых тварей (Пс. 103). Он удивляется, что человек поставлен выше всего творения: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5)
Всемогущий
На еврейском языке это имя звучит как Эл-Шаддай, а означает неограниченность, могущество Создателя. Так, давая бездетному Аврааму обетование о его будущем многочисленном потомстве, Господь Сам называет себя Всемогущим: хотя Авраам уже престарелый, у него появляется сын, Исаак. А царь Давид именует Господа «Сильным Иакова» (Пс. 131:2,5), говоря о праотце, некогда «боровшемся» с Всемогущим, получившим Его благословение.
Троица
Триединство Бога Ветхий Завет показывает прикровенно:
Святые отцы не имеют единого мнения о том, чем была эта встреча для праотца. Они пишут, что:
Последняя точка зрения ярче всего отражена иконописью благодаря образу св. Троицы кисти прп. Андрей Рублева. Здесь – не просто сидящие у стола Ангелы, но Предвечный совет Св. Троицы о домостроительстве спасения людей. Средний Ангел, облаченный красным хитоном, синим гиматием (обычно это цвета Христа) благословляет чашу с жертвенным Агнцем, другие склонили главы, также участвуя в благословении.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная) Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр: Московская школа Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 141,5 см, ширина 114 см Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос. Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева.Инв. № 13012. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
При этом сама икона содержит единственное надписание «Святая Троица» без пояснений относительно ипостасей. Хотя Воплощение Христа, Сошествие Духа открыли человечеству Бога как Триединство, это отнюдь не значит, что здесь не осталось тайн. Прп. Андрей изобразил то, что необходимо, полезно знать людям – спасение людей через действие Святой Троицы. Что же до сути Бога, то ее можно лишь молитвенно созерцать, глядя на образ, но не понимать немощным умом: пронизывающий образ золотой свет, полноту единения Ипостасей Бога – не случайно вместе три Ангела как бы образуют круг, символ завершенности, совершенства.
Другие
Среди Божиих имен, встречающихся в Ветхозаветных текстах, также:
Какие имена в Новом Завете
Многие из них заимствованы из книг Закона Моисеева, так как Сам Христос говорил, что «не нарушить пришел Закон, но исполнить». Но Завет Христов не зря именуется Новым: здесь Господь открывается людям, прежде всего, как Любящий, Спасающий.
Если для иудея Господь – грозный Судия, Бог Ревнитель, то Христос Сам дает ученикам молитву, начинающуюся со слов «Отче Наш…». Здесь понимание Господа, как Отца людей, мудрого, любящего, если наказывающего – то ради пользы, прощающего согрешения, но лишь тогда, когда человек уподобится Ему, прощая других. Многие богословы особо обращают внимание на слово «наш», произносимое Христом. Бог – Отец как Сына Божия, так и всех людей, которые соединены с Сыном как совершенным Человеком.
Господь Иисус Христос
Это имя Божие – и человеческое! – встречается у Евангелистов, Апостолов чаще всего. Ведь это – имя Мессии, приход Которого ради спасения людей был обещан Богом еще первым людям, Адаму и Еве, которые лишились Рая за свое отступление от Господа.
Тем самым уже человеческое имя основателя христианства говорит о Его миссии на земле. Оно также напоминает об Иисусе Навине, вожде еврейского народа, который удостоился привести его к Земле Обетованной после сорокалетнего странствования по пустыне. Новому же Иисусу предстояло спасти людей не от бедствий земной жизни, но от самой смерти, соединить с Богом, вернуть человечеству потерянный Рай, богообщение.
Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы Датировки: XII в. 30-40-е годы XII векаИконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена среди других икон Иваном Грозным в успенский собор Московского Кремля.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 238 см, ширина 168 см Богоматерь изображена стоящей, с чуть склоненной влево головой. В лоне ее изображен Христос Эммануил. Он представлен фронтально, сидящим в торжественной позе, с благословляющей правой рукой, левая отведена в сторону (кисть не сохранилась). Богоматерь как бы осеняет его правой рукой, пальцы которой почти касаются плеча Младенца и заходят на нимб. В ее левой руке моток красной пряжи. Слева – архангел Гавриил, обращенный к Марии и благословляющий ее. В левой руке он держит мерило. Вверху, в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами, представлен сидящий на красном престоле «Ветхий Деньми». У подножия престола – красные херувимы; чуть выше, справа и слева, — красные серафимы с золотыми рипидами. Вокруг «Ветхого Деньми» голубая слава. В левой руке его свиток, правая рука – благословляющая, и от нее идет синий луч к фигуре Богоматери. Инв. № 25539 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 7.
Именование «Христос» – не иудейское, а греческое, как, впрочем, само слово «христианство», возникшее среди уверовавших во Христа жителей Антиохии. Слово означает «Помазанник», то есть имеющий особую Божественную благодать. Его часто произносили, говоря о мирских царях (кстати, именно таким правителем видели обетованного Мессию иудеи). Иисус же говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36)
Слово
О Мессии как Логосе говорит св. Иоанн Богослов, начинающий свое Евангелие словами «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог…» (Ин.1:1). Именование Господа Иисуса Словом означает Его предвечное Рождение от Отца. Святые отцы уподобляют его мысли, рождаемой умом человека, произносимому им слову.
Свт. Игнатий Брянчанинов пишет:
Св. Иоанн продолжает, говоря: в Нем, Слове, «была жизнь, и жизнь была свет человеков»: Словом, Вторым Лицом Троицы, сотворен мир, Оно дает бытие человечеству. Именно поэтому, например, православные иконописцы как Господа Вседержителя изображают именно Христа.
Христос Вседержитель. Роспись Владимирского собора в Киеве. Автор: Виктор Васнецов
Наконец, Второе Лицо Троицы – Слово Воплотившееся, ставшее Человеком через Рождество от Пречистой Богородицы. Так человеку – ныне «брату Божию» по плоти, открылся путь к Раю, соединению с Богом через Христа.
Спаситель
Имя означает миссию Христа на земле – освобождение человека от власти греха, смерти. Оно означает:
Почему «Свят Господь»?
Еврейское слово «святой» («кодеш») означает «отделенный». Когда оно применяется к Богу, это говорит о том, что Он не принадлежит материальному миру, выше него, несоизмерим со Своим творением.
Видение Иезекииля Маттеус Мериан (1593—1650)
Святость Бога, как говорил свт. Кирилл Иерусалимский, «по естеству», то есть по природе, означает также, что Господь:
Любовь
Ветхозаветная книга Второзакония, обращаясь к избранному народу, говорит: «Господь Бог твой любит тебя» (Втор.23:5). О любви Божией к человеку свидетельствует:
Но св. Иоанн Богослов, может быть, первым из создателей священных текстов, дерзает говорить, что она – не просто действие Божие, даже не просто имя, это – сама сущность Божества: «Бог есть Любовь». Именно поэтому Апостол всячески настаивает на том, о чем говорил Господь на Тайной Вечере – на «новой заповеди» о любви к друг другу. Ведь это – уподобление Богу, значит – путь обожения, соединения с Ним, притом – кратчайший.
Это значит, что Любовь – не только имя Бога, не только Его суть, но еще – путь к спасению от греха, который начинается уже здесь на земле, когда человек любит ближнего и своего Создателя.
Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»
Сын Давидов
Так Христа часто называют во дни Его земной проповеди иудеи. Ведь по Человечеству Он – прямой потомок царя, пророка, к тому же родившийся в Вифлееме, «городе Давида». Именуя так Иисуса, верующие в Него одновременно свидетельствовали о Христе как обетованном Мессии, ибо были предсказания пророков о том, что Спаситель будет потомком Давида.
Царь Иудейский
Это также земное именование Господа, свидетельствующее Его Мессианство. Впервые так называют Родившегося Сына Марии мудрецы с Востока, пришедшие к Иерусалиму на поклонение Ему. Позже царский титул прозвучит:
Наконец, слова «Царь Иудейский» будут написаны на Кресте, где умрет Спаситель – ибо в том, что Он «объявил себя царем» Его официально обвинит римская власть.
Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте
Фото Азбука.ру
Другие
Новозаветные тексты также именуют Сына Божия:
Позже понятный, простой образ не раз появится в Посланиях Апостола язычников, Павла. Обращаясь с новым членам молодой Церкви, он сравнит их с чуждыми ветвями, привившимися к Лозе, Христу, тогда как «природные» (иудеи) отломились. Он призовет бывших язычников помнить: не ветви держат корень, но корень – питает их, и не гордиться (Рим. 11)
Несколько имен у Евангелистов, в Посланиях Апостолов, имеет также Третье Лицо Св. Троицы, Дух Святой. Особенно подробно пишет об этом св. Иоанн Богослов, богословие Евангелия которого – наиболее глубоко, возвышенно. По Иоанну, сам Христос именует Святого Духа:
Пастырь Добрый Россия, XIXв., 36х31,2 см. Нидерланды, частное собрание.
Православное учение о Боге
Разные религии понимают Создателя мира:
Свойства Бога
Христианское познание Бога основано на благоговении перед Невидимым, но также на дерзновенном уповании на Него, премудрого, любящего, жертвующего Собой ради человека. Поэтому о Боге дерзают говорить – но ровно настольно, насколько понимание Его возможно для человеческого ума.
«Познание через незнание»
Так определяет апофатическое богословие св. Дионисий Ареопагит. Оно позволяет отрешиться от чисто человеческих понятий по отношению к Божеству, понять, что Творец не имеет земных качеств, привычных человеку этого мира.
Статуя святого Дионисия Ареопагита в Сен-Дени, Франция
Безначальность
Это ответ на популярный вопрос, который любят задавать атеистически настроенные наши соотечественники:
По внешнему взгляду остроумный, на самом деле вопрос лишен смысла:
Так даже человеческая логика приводит к пониманию безначальности Творца.
Беспредельность
К Господу неприменимы привычные людям понятия о времени (оно измеряет человеческую, но не Божественную, вечную жизнь), настоящего, прошлого, будущего. Не ограничен Бог также пространством, для Него нет ничего невозможного. Некоторые христианские философы обращают внимание на противоречивость позиции иудеев, а также мусульман, полагающих, что Вочеловечение Бога, Создателя Вселенной «невозможно», ведь речь идет о пришествии Его в тленный мир. Но разве Творец ограничен пределами неба? Разве для Всемогущего что-либо невозможно?
Неизменяемость
К Богу не применимы понятия постоянно меняющейся человеческой жизни. Псалмопевец говорит о людях: «Изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием» (Пс.77:33). Но не таков наш Небесный Отец, неизменный, вечный. Чувствуя это, многие, даже маловерующие, стремятся к храму, где можно отрешиться от круговорота жизни, прикоснуться к тому, что действительно важно – Вечности.
Неделимость
Господь по Своей Сути, по слову святых отцов, «прост и несложен». Это значит, что Он не состоит из частей, неразделим, целостен. Ведь Он – Совершенен, значит, обладает полнотой Жизни. Существо Божие не может разделяться, ведь это означало бы неполное совершенство.
Непостижимость
Охватить Сущность Божества умом – для поврежденного грехом человека задача непосильная
«Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно» – говорит свт. Григорий Богослов.
Бестелесность
Это значит, что Бог нематериален, не имея тела. Об этом свидетельствует Сам Господь, сказавший самарянке Фотинии: «Бог есть Дух» (Ин.4:24). Ограниченному материальным миром, его понятиями человеку большего познать не дано.
«Причастие всех благ»
Его дают людям действия Божии, которые, как учит св. Дионисий Ареопагит, другие святые отцы, проявляют свойства Творца. Они, как имеющие вполне конкретные проявления в «мире сем», могут быть описаны «катафатически» то есть через утверждение, а не через отрицание.
Благость
Это основное свойство Божие, которое видимо при самом простом взгляде на мир – прекрасный, мудро устроенный. Это – излияние любви на мир, на всех живущих на земле. Ее проявления – милость к падшим, человеколюбие, готовность прощать согрешающего «до семижды семидесяти раз».
Свет
Это также неотъемлемое свойство Божие, о котором говорил еще св. Иоанн Богослов: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5). Видимое сияние этого света видели ученики во время Преображения на горе Фавор. Но он также – просвещение ума, истинное знание о Творце, духовная радость.
Преображение Паоло Веронезе
Красота
Она очевидна, по слову Апостола, «через рассматривание творений» Божиих, их совершенства. Это также духовная красота преображенных Духом людей.
Все вместе эти свойства Божии – проявление Его Любви, непредставимой человеческим умом. Но достичь своей меры любви может каждый человек, ибо сотворен «по подобию» Божию, значит, уподобиться Ему – по силам человеческим.
Заповеди
О новом «Законе» Христа не раз спрашивали во время Его проповеди. Самый краткий ответ на вопрос о заповедях Он, пожалуй, дает одному из фарисеев, вопросившему его о «наибольшей заповеди в Законе» (Мк.12:30-31):
Путь к исполнению заповедей труден, он требует сугубой поддержки свыше. Отсюда – нужда верующего быть в Церкви, приступать к Таинствам, соединяющим со Христом.
Благодарность, прославление и поклонение
Протоиерей Андрей Овчинников в проповеди 15 сентября 2017 г. советует, как именно научиться благодарению: для начала просто привыкнуть останавливаться среди круговорота жизни, дабы увидеть, где, как прямо сейчас Господь заботится о Своем чаде. Вокруг нас нет случайностей – о вовремя подошедшего автобуса до «случайно» найденной так необходимой работы:
Понимающий Божие действие в своей жизни христианин однажды найдет силы поблагодарить даже за скорбное – тяжелую болезнь или утрату, сказав, подобно умиравшему в несправедливом изгнании свт. Иоанну Златоусту:
Или просто – хотя бы постарается не роптать, подождать воли Божией о себе, или скорбящих близких. По большому счету, благодарность основана на точном знании о Благости Бога, Который творит лишь полезное человеку – даже если это поначалу причиняет боль.
Навыкнув благодарить, христианин научается также замечать проявления благости Божией вокруг себя – красоту природы, звездного неба, искусства – творения человеческого духа.
Сщмч. Петр Дамаскин пишет:
Эта непрестанная молитва поклонение, воспевание «Промышляющего о твоей жизни» дает христианину силы следовать словам св. Павла, говорившего: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите!» (1 Фес. 5:16-18)
Упование
Это абсолютное доверие Богу, основанное на уверенности в благости Божией, которая никогда не оставит верующего.
Свт. Иоанн Тобольский различает надежду на Бога и упование – как ту же надежду, но не имеющую никаких сомнений:
Что такое страх Божий
Греческое слово, переведенное славянским «страх», «φόβος» («фобос») имеет значение не боязни, а скорее уважения. Страх Божий может пониматься:
Любовь и гнев
И все же Ветхозаветные писания не раз упоминают о Господе гневающемся, карающем, ненавидящем грешников, отвращающемся от отступников. Таким, строгим Судией, видели Его иудеи, поэтому смирение Воплотившегося Христа, отдавшегося на Распятие, было им чуждо, непонятно, вызывало злость. Отсюда глумливые крики во время Распятия, призывающие Его «сойти с Креста», чудом доказав, что Он – Сын Божий.
Не все понимали кажущийся «контраст» между двумя Заветами также в последующие столетия. Например, соII в. появилась ересь Маркиона, который полагал, что речь в Ветхом и Новом Заветах идет вообще… о разных Богах: «демиурге», создателе Вселенной, и Боге милости – Иисусе.
Воспринять истину о Едином Боге, прекрасно известную Адаму, его ближайшим потомкам, уже через несколько поколений оказался способен только один народ из множества, населявших землю. Но даже иудеев не убеждало множество чудес, происшедших на их глазах в Египте, затем после Исхода. Даже когда народ «яко посуху» перешел Красное море, его ропот – на отсутствие воды, мяса, хлеба, тяжелые условия – как свидетельствует Библия, не прекращался, так что чаще всего средством воспитания действительно становились запреты, строгие повеления.
Но наказания ли? Разве Надав, Авиуд, сыновья первосвященника Аарона, были «наказаны» за то, что внесли в Скинию, место Божия присутствия, обычный огонь из очага своего дома? (Лев.10:1-11) Не погибли ли они по неразумию, по нежеланию признать святость Бога – потому Бог отошел от них, как не желающих Его принять?
Когда же человек после поста, покаяния получает прощение – речь, по прп. Антонию, идет не о том, что он «умолил Бога», но что уврачевал зло, гнездящееся внутри него самого, так что снова может быть с Создателем.
Думать же что Бесстрастный, Неизменный, Бестелесный гневается на согрешающего – по мнению святых отцов, нелепо, ибо бессмысленно уподоблять Бога человеку.
Что значит «Спаси Господи» и как отвечать?
Эти слова часто произносят как краткую благодарность за сделанное кем-либо добро. Однако это – не доброе слово, адресованное человеку, а нечто куда большее – молитва о нем Самому Богу. Сокращенной формой другой молитвы: «Спаси тебя Бог» примерно с XVII в. становится слово «спасибо». Понимая это, многие христиане:
Православный же, хорошо понимающий, что «Спаси Господи» — не благодарение ему, а моление за него, обязательно отвечает: «Во славу Божию!» Тем самым он приписывает сделанное ближнему благодеяние Тому, Кто действительно благотворит верующим – Богу.
Образ, икона
Иудаизм строго запрещает любые изображения Невидимого Господа. Изначально такой запрет был основан:
Однако, для христиан изображение Бога с первых веков Церкви являлось абсолютно принципиальным: понимая, что Божественное Естество неизобразимо красками, они, однако, считали возможным изображение Христа в Его Человеческой ипостаси – это свидетельствовало, что Сын Божий, оставаясь Богом, стал также совершенным Человеком, указав дорогу к святости Своим последователям.
Своего рода благословением свыше на такие изображения еще на VII Вселенском Соборе (787 г.) посчитали предание о Нерукотворном Образе Спасителя, первой иконе, появившемся при Его земной жизни.
Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)
Тогда правитель Эдессы, Авгарь, больной проказой, послал живописца написать образ Чудотворца из Назарета, веруя, что одно прикосновение к нему исцелит болезнь. Христос, провидя веру Авгаря, умыв Лик, отерся платом, на котором чудесным образом проступило изображение.
Что до других Лиц Св. Троицы, то:
Иконография: Отечество (Троица Новозаветная). Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, масло. Размеры иконы: высота 31 см, ширина 25 см. Нечасто встречающаяся иконография Новозаветной Троицы. Бог-Отец и Бог-Сын (Иисус Христос) изображены сидящими на облаках. Бог-Отец держит в правой руке тонкий серебряный жезл, Бог-Сын держит в правой руке Голгофский крест, над Ними изображён голубь, от которого расходятся лучи – символ Святого Духа.© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Имя Божие – святыня. Это остро чувствовали иудеи, возведшие Ему храм, а позже – первые христиане. Но охладела вера. Теперь Создателя все чаще поминают всуе, точно священное обращение «Господи» — едва ли не междометие. Между тем, всякое призывание Его – молитва. Произносимая без благоговения, без веры, даже с насмешкой, она навлекает на неразумного не наказания от Бога, но суд, который рано или поздно душа, представшая пред Создателем, произнесет сама над собой. Недаром говорит Христос: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36), не говоря, что Сам осудит человека, но что жизнь его на земле определит его вечную участь. Будем помнить об этом.