каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки

СНиП 3.05.04-85 : Монтаж трубопроводов

3.1. При перемещении труб и собранных секций, имеющих антикоррозионные покрытия, следует применять мягкие клещевые захваты, гибкие полотенца и другие средства, исключающие повреждение этих покрытий.

3.2. При раскладке труб, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения, не следует допускать попадания в них поверхностных или сточных вод. Трубы и фасонные части, арматура и готовые узлы перед монтажом должны быть осмотрены и очищены изнутри и снаружи от грязи, снега, льда, масел и посторонних предметов.

3.4. Трубы раструбного типа безнапорных трубопроводов следует, как правило, укладывать раструбом вверх по уклону.

3.5. Предусмотренную проектом прямолинейность участков безнапорных трубопроводов между смежными колодцами следует контролировать просмотром «на свет» с помощью зеркала до и после засыпки траншеи. При просмотре трубопровода круглого сечения видимый в зеркале круг должен иметь правильную форму.

Допустимая величина отклонения от формы круга по горизонтали должна составлять не более 1/4 диаметра трубопровода, но не более 50 мм в каждую сторону. Отклонения от правильной формы круга по вертикали не допускаются.

3.7. Прокладка напорных трубопроводов по пологой кривой без применения фасонных частей допускается для раструбных труб со стыковыми соединениями на резиновых уплотнителях с углом поворота в каждом стыке не более чем на 2° для труб условным диаметром до 600 мм и не более чем на 1° для труб условным диаметром свыше 600 мм.

3.8. При монтаже трубопроводов водоснабжения и канализации в горных условиях кроме требований настоящих правил следует соблюдать также требования разд. 9 СНиП III-42-80.

3.9. При прокладке трубопроводов на прямолинейном участке трассы соединяемые концы смежных труб должны быть отцентрированы так, чтобы ширина раструбной щели была одинаковой по всей окружности.

3.10. Концы труб, а также отверстия во фланцах запорной и другой арматуры при перерывах в укладке следует закрывать заглушками или деревянными пробками.

3.11. Резиновые уплотнители для монтажа трубопроводов в условиях низких температур наружного воздуха не допускается применять в промороженном состоянии.

3.12. Для заделки (уплотнения) стыковых соединений трубопроводов следует применять уплотнительные и «замковые» материалы, а также герметики согласно проекту.

3.13. Фланцевые соединения фасонных частей и арматуры следует монтировать с соблюдением следующих требований:

фланцевые соединения должны быть установлены перпендикулярно оси трубы;

плоскости соединяемых фланцев должны быть ровными, гайки болтов должны быть расположены на одной стороне соединения; затяжку болтов следует выполнять равномерно крест-накрест;

устранение перекосов фланцев установкой скошенных прокладок или подтягиванием болтов не допускается;

сваривание стыков смежных с фланцевым соединением следует выполнять лишь после равномерной затяжки всех болтов на фланцах.

3.14. При использовании грунта для сооружения упора опорная стенка котлована должна быть с ненарушенной структурой грунта.

3.15. Зазор между трубопроводом и сборной частью бетонных или кирпичных упоров должен быть плотно заполнен бетонной смесью или цементным раствором.

3.16. Защиту стальных и железобетонных трубопроводов от коррозии следует осуществлять в соответствии с проектом и требованиями СНиП 3.04.03-85 и СНиП 2.03.11-85.

3.17. На сооружаемых трубопроводах подлежат приемке с составлением актов освидетельствования скрытых работ по форме, приведенной в СНиП 3.01.01-85* следующие этапы и элементы скрытых работ: подготовка основания под трубопроводы, устройство упоров, величина зазоров и выполнение уплотнений стыковых соединений, устройство колодцев и камер, противокоррозионная защита трубопроводов, герметизация мест прохода трубопроводов через стенки колодцев и камер, засыпка трубопроводов с уплотнением и др.

3.18. Способы сварки, а также типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений стальных трубопроводов должны соответствовать требованиям ГОСТ 16037-80.

3.19. Перед сборкой и сваркой труб следует очистить их от загрязнений, проверить геометрические размеры разделки кромок, зачистить до металлического блеска кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.

3.20. По окончании сварочных работ наружная изоляция труб в местах сварных соединений должна быть восстановлена в соответствии с проектом.

3.21. При сборке стыков труб без подкладного кольца смещение кромок не должно превышать 20 % толщины стенки, но не более 3 мм. Для стыковых соединений, собираемых и свариваемых на остающемся цилиндрическом кольце, смещение кромок изнутри трубы не должно превышать 1 мм.

3.22. Сборку труб диаметром свыше 100 мм, изготовленных с продольным или спиральным сварным швом, следует производить со смещением швов смежных труб не менее чем на 100 мм. При сборке стыка труб, у которых заводской продольный или спиральный шов сварен с двух сторон, смещение этих швов можно не производить.

3.23. Поперечные сварные соединения должны быть расположены на расстоянии не менее чем:

0,2 м от края конструкции опоры трубопровода;

0,3 м от наружной и внутренней поверхностей камеры или поверхности ограждающей конструкции, через которую проходит трубопровод, а также от края футляра.

3.24. Соединение концов стыкуемых труб и секций трубопроводов при величине зазора между ними более допускаемого следует выполнять вставкой «катушки» длиной не менее 200 мм.

3.25. Расстояние между кольцевым сварным швом трубопровода и швом привариваемых к трубопроводу патрубков должно быть не менее 100 мм.

3.26. Сборка труб для сварки должна выполняться с помощью центраторов; допускается правка плавных вмятин на концах труб глубиной до 3,5 % диаметра трубы и подгонка кромок с помощью домкратов, роликовых опор и других средств. Участки труб с вмятинами свыше 3,5 % диаметра трубы или имеющие надрывы следует вырезать. Концы труб с забоинами или задирами фасок глубиной свыше 5 мм следует обрезать.

При наложении корневого шва прихватки должны быть полностью переварены. Применяемые для прихваток электроды или сварочная проволока должны быть тех же марок, что и для сварки основного шва.

3.27. К сварке стыков стальных трубопроводов допускаются сварщики при наличии документов на право производства сварочных работ в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

3.28. Перед допуском к работе по сварке стыков трубопроводов каждый сварщик должен сварить допускной стык в производственных условиях (на объекте строительства) в случаях:

если он впервые приступил к сварке трубопроводов или имел перерыв в работе свыше 6 месяцев;

если сварка труб осуществляется из новых марок сталей, с применением новых марок сварочных материалов (электродов, сварочной проволоки, флюсов) или с использованием новых типов сварочного оборудования.

На трубах диаметром 529 мм и более разрешается сваривать половину допускного стыка. Допускной стык подвергается:

внешнему осмотру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям настоящего раздела и ГОСТ 16037-80;

радиографическому контролю в соответствии с требованиями ГОСТ 7512-82;

механическим испытаниям на разрыв и изгиб в соответствии с ГОСТ 6996-66.

В случае неудовлетворительных результатов проверки допускного стыка производятся сварка и повторный контроль двух других допускных стыков. В случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков сварщик признается не выдержавшим испытаний и может быть допущен к сварке трубопровода только после дополнительного обучения и повторных испытаний.

3.30. Сварку и прихватку стыковых соединений труб допускается производить при температуре наружного воздуха до минус 50 °С. При этом сварочные работы без подогрева свариваемых стыков допускается выполнять:

После окончания сварки необходимо обеспечить постепенное понижение температуры стыков и прилегающих к ним зон труб путем укрытия их после сварки асбестовым полотенцем или другим способом.

3.31. При многослойной сварке каждый слой шва перед наложением следующего шва должен быть очищен от шлака и брызг металла. Участки металла шва с порами, раковинами и трещинами должны быть вырублены до основного металла, а кратеры швов заварены.

3.32. При ручной электродуговой сварке отдельные слои шва должны быть наложены так, чтобы замыкающие участки их в соседних слоях не совпадали один с другим.

3.33. При выполнении сварочных работ на открытом воздухе во время осадков места сварки должны быть защищены от влаги и ветра.

3.34. При контроле качества сварных соединений стальных трубопроводов следует выполнять:

операционный контроль в процессе сборки и сварки трубопровода в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85*;

Применение ультразвукового метода допускается только в сочетании с радиографическим, которым должно быть проверено не менее 10 % общего числа стыков, подлежащих контролю.

3.35. При операционном контроле качества сварных соединений стальных трубопроводов следует проверить соответствие стандартам конструктивных элементов и размеров сварных соединений, способа сварки, качества сварочных материалов, подготовки кромок, величины зазоров, числа прихваток, а также исправности сварочного оборудования.

Качество сварного шва по результатам внешнего осмотра считается удовлетворительным, если не обнаружено:

трещин в шве и прилегающей зоне;

отступлений от допускаемых размеров и формы шва;

подрезов, западаний между валиками, наплывов, прожогов, незаваренных кратеров и выходящих на поверхность пор, непроваров или провисаний в корне шва (при осмотре стыка изнутри трубы);

смещений кромок труб, превышающих допускаемые размеры.

Стыки, не удовлетворяющие перечисленным требованиям, подлежат исправлению или удалению и повторному контролю их качества.

3.38. Сварные стыки для контроля физическими методами отбираются в присутствии представителя заказчика, который записывает в журнале производства работ сведения об отобранных для контроля стыках (местоположение, клеймо сварщика и др.).

3.39. Физическим методам контроля следует подвергать 100 % сварных соединений трубопроводов, прокладываемых на участках переходов под и над железнодорожными и трамвайными путями, через водные преграды, под автомобильными дорогами, в городских коллекторах для коммуникаций при совмещенной прокладке с другими инженерными коммуникациями. Длину контролируемых участков трубопроводов на участках переходов следует принимать не менее следующих размеров:

3.40. Сварные швы следует браковать, если при проверке физическими методами контроля обнаружены трещины, незаваренные кратеры, прожоги, свищи, а также непровары в корне шва, выполненного на подкладном кольце.

При проверке сварных швов радиографическим методом допустимыми дефектами считаются:

поры и включения, размеры которых не превышают максимально допустимых по ГОСТ 23055-78 для 7-го класса сварных соединений;

3.41. При выявлении физическими методами контроля недопустимых дефектов в сварных швах эти дефекты следует устранить и произвести повторный контроль качества удвоенного числа швов по сравнению с указанным в п. 3.37. В случае выявления недопустимых дефектов при повторном контроле должны быть проконтролированы все стыки, выполненные данным сварщиком.

3.42. Участки сварного шва с недопустимыми дефектами подлежат исправлению путем местной выборки и последующей подварки (как правило, без переварки всего сварного соединения), если суммарная длина выборок после удаления дефектных участков не превышает суммарной длины, указанной в ГОСТ 23055-78 для 7-го класса.

Исправление дефектов в стыках следует производить дуговой сваркой.

3.43. Результаты проверки качества сварных стыков стальных трубопроводов физическими методами контроля следует оформлять актом (протоколом).

3.44. Монтаж чугунных труб, выпускаемых в соответствии с ГОСТ 9583-75, следует осуществлять с уплотнением раструбных соединений пеньковой смоляной или битуминизированной прядью и устройством асбестоцементного замка, или только герметиком, а труб, выпускаемых в соответствии с ТУ 14-3-12 47-83, резиновыми манжетами, поставляемыми комплектно с трубами без устройства замка.

Состав асбестоцементной смеси для устройства замка, а также герметика определяется проектом.

3.46. Размеры элементов заделки стыкового соединения чугунных напорных труб должны соответствовать величинам, приведенным в табл. 1.

Источник

Приложение Г (рекомендуемое). Минимальные расстояния в свету от строительных конструкций

Таблица Г.1. Минимальные расстояния в свету от трубопроводов до строительных конструкций и до смежных трубопроводов

Таблица Г.2. Минимальная ширина проходов

Наименование оборудования и строительных конструкций, между которыми предусматриваются проходыШирина проходов в свету, мм, не менее
Между насосами с электродвигателями напряжением до 1000 В1,0
То же, 1000 В и более1,2
Между насосами и стеной1,0
Между насосами и распределительным щитом или щитом КИПиА2,0
Между выступающими частями оборудования (водоподогревателей, грязевиков, элеваторов и др.) или выступающими частями оборудования и стеной0,8
От пола или перекрытия до поверхности теплоизоляционных конструкций трубопроводов0,7
Для обслуживания арматуры и компенсаторов (от стены до фланца арматуры или до компенсатора) при диаметре труб, мм:
до 5000,6
от 600 до 9000,7
При установке двух насосов с электродвигателями на одном фундаменте без прохода между ними, но с обеспечением вокруг сдвоенной установки проходов1,0

Таблица Г.3. Минимальное расстояние в свету между трубопроводами и строительными конструкциями

Источник

Каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (Рекомендуемое)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ТРУБОПРОВОДОВ ПРИ ИХ ПРОКЛАДКЕ В НЕПРОХОДНЫХ КАНАЛАХ, ТОННЕЛЯХ, НАДЗЕМНОЙ И В ТЕПЛОВЫХ ПУНКТАХ

Таблица 1 Непроходные каналы

Примечание: При реконструкции тепловых сетей с использованием существующих каналов допускается отступление от размеров, указанных в данной таблице.

Таблица 2 Тоннели, надземная прокладка и тепловые пункты

Условный проход трубопроводов, ммРасстояние от поверхности теплоизоляционной конструкции трубопроводов в свету, мм не менее
до стенки тоннелядо перекрытия тоннелядо дна тоннелядо поверхности теплоизоляционной конструкции смежного трубопровода в тоннелях, при надземной прокладке и в тепловых пунктах
по вертикалипо горизонтали
25-80

Примечание: При реконструкции тепловых сетей с использованием существующих каналов допускается отступление от размеров, указанных в данной таблице.

Таблица 3 Узлы трубопроводов в тоннелях, камерах и тепловых пунктах

600
700
1000

600 (вдоль оси трубы)
800 (вдоль оси трубы)

2. Минимальные расстояния от края подвижных опор до края опорных конструкций (траверс, кронштейнов, опорных подушек) должны обеспечивать максимально возможное смещение опоры в боковом направлении с запасом не менее 50 мм. Кроме того, минимальные расстояния от края траверсы или кронштейна до оси трубы без учета смещения должны быть не менее 0,5Dу.

3. Максимальные расстояния в свету от теплоизоляционных конструкций сильфонных компенсаторов до стенок, перекрытий и дна тоннелей следует принимать для компенсаторов, мм:

При невозможности соблюдения указанных расстояний компенсаторы следует устанавливать вразбежку со смещением в плане не менее 100 мм относительно друг друга.

4. Расстояние от поверхности теплоизоляционной конструкции трубопровода до строительных конструкций или до поверхности теплоизоляционной конструкции других трубопроводов после теплового перемещения трубопроводов должно быть в свету не менее 30 мм.

5. Ширина прохода в свету в тоннелях должна приниматься равной диаметру большей трубы плюс 100 мм, но не менее 700.

6. Подающий трубопровод двухтрубных водяных тепловых сетей при прокладке его в одном ряду с обратным трубопроводом следует располагать справа по ходу теплоносителя от источника теплоты.

7. К трубопроводам с температурой теплоносителя не выше 300°С допускается при надземной прокладке крепить трубы меньших диаметров.

8. Сальниковые компенсаторы на подающих и обратных трубопроводах водяных тепловых сетей в камерах допускается устанавливать со смещением на 150—200 мм относительно друг друга в плане, а фланцевые задвижки Dу і 150 мм и сильфонные компенсаторы — вразбежку с расстоянием (по оси) в плане между ними не менее 100 мм.

9. В тепловых пунктах следует принимать ширину проходов в свету, м. не менее:

Насосы с электродвигателями напряжением до 1000 В и диаметром напорного патрубка не более 100 мм допускается устанавливать:

у стены без прохода; при этом расстояние от выступающих частей насосов и электродвигателей до стены должно быть в свету не менее 0,3 м;

два насоса на одном фундаменте без прохода между ними; при этом расстояние между выступающими частями насосов и электродвигателей должно быть в свету не менее 0,3 м.

10. В ЦТП следует предусматривать монтажные площадки, размеры которых определяются по габаритам наиболее крупной единицы оборудования (кроме бака емкостью более 3 м 2 или блока оборудования и трубопроводов, поставленного для монтажа в собранном виде, с обеспечением прохода вокруг них не менее 0,7 м.

ОТДЕЛ 1.4 ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
мкр. ВНИИПО, д. 12, г. Балашиха, Московская обл., 143903
Тел. (495) 524-82-21, 521-83-70 тел./факс (495) 529-75-19
E-mail: nsis@pojtest.ru

Материалы сборника могут быть использованы только с разрешения ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
© ФГУ ВНИИПО МЧС РОССИИ, 2009 Все права защищены

Источник

Testsmart

Чистильщики дымовых и вентиляционных промышленных труб

Вопрос
1 Дайте определение –«промышленная труба»?

Предназначена для создания тяги вывода дыма и газов

Высотное сооружение, предназначенное для создания тяги, отвода и рассеивания в атмосфере продуктов сгорания топлива или воздуха, содержащего вредные примеси.

СП 375.1325800.2017п. 3.20 промышленная труба: Высотное сооружение, предназначенное для создания тяги, отвода и рассеивания в атмосфере продуктов сгорания топлива или воздуха, содержащего вредные примеси.

Вопрос
2. Периодичность осмотр промышленных труб и газоходов, а также осмотр межтрубного пространства труб с внутренними газоотводящими стволами.

Два раза в год весной и осенью

Один раз в год весной

Один раз в год осенью

Один раз в 2 года весной

Руководство по эксплуатации Сроки проведения осмотров промышленных труб и газоходов

Вопрос
3. В результате каких воздействий возникают наиболее опасные повреждения промышленных труб?

Все воздействия являются опасными

Постановление Госгортехнадзора РФ N 95п. 3.2. Повреждения труб есть отклонения качества, формы и фактических размеров конструкций от требований нормативных документов или проекта, возникающие при эксплуатации. Характеристики основных дефектов и повреждений дымовых и вентиляционных промышленных труб приведены в Приложении 2.

Повреждения конструкций труб происходят в результате механических (силовых, температурно-влажностных), химических и комбинированных воздействий.

Повреждения от силовых воздействий возникают вследствие несоответствия реальных условий работы конструкций расчетным и проявляются в виде местных разрушений (разрывов, трещин, сколов кирпича, бетона с выпучиванием продольной арматуры и др.), а также в форме чрезмерных деформаций элементов сооружения (искривление ствола, несущих металлоконструкций, крены и осадки фундаментов, выпучивание и искривление участков стен и футеровки ствола, металлоконструкций и др.).

Повреждения от температурно-влажностных воздействий проявляются в образовании системы вертикальных и горизонтальных трещин, в отслоении кирпича и бетона лещадками, образовании конденсата с выходом на наружную поверхность трубы и образовании наледей в зимнее время.

Повреждения от химических воздействий возникают в результате действий агрессивных сред, проявляются в виде химической и электрохимической коррозии бетона, раствора, металлов, разрушения защитных покрытий и являются наиболее опасными, как вызывающие наибольшие разрушения.

Вопрос
4. Каким должно быть расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки?

Приказ 155н п.259. Расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки должно быть не более 200 мм.

Вопрос
5.Какие действия предпринимают, если на головке верха кирпичной трубы, имеются четыре вертикальных трещин с раскрытием до 20 мм, расположенных равномерно по окружности?

Верх кирпичной трубы, разбирается до уровня прочной кладки и выкладывается вновь.

Разделкой трещин цементным раствором.

Монтируют металлический кожух на верх трубы

РД 153-34.1-21.523-99 п. 5.23. Поврежденный в процессе эксплуатации верх кирпичной трубы, находящийся в состоянии возможного обрушения, разбирается до уровня прочной кладки и выкладывается вновь.

Источник

Расстояние между опорами стальных трубопроводов таблица снип. Основные требования к производству работ

Инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки различных веществ, называют трубопроводом. По трубопроводам подаётся вода и газ, нефть и нефтепродукты, различные жидкие или газообразные вещества. В зависимости от среды, перемещаемой по трубопроводу, от условий эксплуатации и других требований трубопроводы могут изготавливать из различных материалов: металла, бетона, асбеста, керамики, полимерных материалов.

Сварные соединения деталей трубопровода являются неразборными и применяются для сварки газопроводов, нефтепроводов, водопроводов, при транспортировке теплоносителей. К выполнению таких сварных соединений предъявляются особые требования.

Расстояние между опорами для стальных трубопроводов приведены в таблице 1

Таблица 1. Шаг креплений для стальных трубопроводов

НаименованиеРасстояние в свету, мм, не менее
От пола или перекрытия до поверхности теплоизоляционных конструкций трубопроводов (для перехода)700
Боковые проходы для обслуживания арматуры и сальниковых компенсаторов (от стенки до фланца арматуры или до компенсатора) при диаметрах труб, мм:
до 500
от 600 до 900
от 1000 и более
От стенки до фланца корпуса сальникового компенсатора (со стороны патрубка) при диаметрах труб, мм:
до 500
600 и более
От пола или перекрытия до фланца арматуры или до оси болтов сальникового уплотнения400
То же, до поверхности теплоизоляционной конструкции ответвлений труб300
От выдвинутого шпинделя задвижки (или штурвала) до стенки или перекрытия200
Для труб диаметром 600 мм и более между стенками смежных труб со стороны сальникового компенсатора500
От стенки или от фланца задвижки до штуцеров для выпуска воды или воздуха100
От фланца задвижки на ответвлении до поверхности теплоизоляционных конструкций основных труб100
Между теплоизоляционными конструкциями смежных сильфонных компенсаторов при диаметрах компенсаторов, мм:
до 500
600 и более
Условный проход трубы Dу, ммГОСТмаксимальное расстояние между опорами трубопроводов на горизонтальных участках, м
для неизолированных трубопроводовдля изолированных трубопроводов
153262-752,51,5
203262-753,02,0
253262-753,52,0
323262-754,02,5
403262-754,53,0
503262-755,03,0
6510704-766,04,0
8010704-766,04,0
1008732-786,54,5
1258732-787,05,0
15010704-768,06,0
20010704-769,09,0
25010704-769,09,0

Согласно СНиП 3.05.01-85:

Главная > Статьи > Расстояние между опорами трубопроводов

каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть картинку каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Картинка про каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки

Расстояние между опорами трубопроводов во многом зависит от принципа их работы. По данному критерию опоры делятся на подвижные и неподвижные. На неподвижных опорах трубы закреплены без возможности смещения, в то время как конструкции подвижных опор предоставляют закреплённым на ней объектам некоторую свободу перемещения по направляющим. Это необходимо в местности с сильными перепадами температур, вызывающими деформацию и смещение труб.

Подвижные опоры в конструкциях трубопроводов бывают:

В катковых опорах для перемещения труб предусмотрены специальные катковые блоки. Такие опоры целесообразно применять в случае отделённых друг от дуга высоких или низких опор, а также вдоль стен туннеля или здания, с использованием кронштейнов и каркасов. Диаметр трубы Ду при этом должен быть больше 200 мм. Если трубопровод прокладывается в непроходном канале, применение катковых опор невозможно.

Опоры, где для перемещения труб не используется ничего, кроме свободного пространства, а ограничителем служит сила трения, называют скользящими. При установке труб со значениями Ду от 25 до 150 мм, скользящим опорам отдаётся предпочтение при любом способе прокладки трубопровода. Если диаметр Ду находится в диапазоне от 200 до 1200 мм, использование скользящих опор возможно, если участок представляет собой полупроходной или непроходной канал, а также в случае прокладки нижним рядам в туннеле.

Прокладка труб с диаметром Ду более 200 мм над землёй с использованием эстакад предусматривает применение как катковых, так и скользящих опор.

Использование подвесных опор принято в условиях надземной прокладки с применением растяжек и эстакад. Также эти опоры применимы, когда подвешивается труба к трубе, там, где происходит самокомпенсация или установлены П-образные компенсаторы.

Если осуществляется бесканальная прокладка труб, или используются сальниковые компенсаторы, применение подвижных опор не предусматривается.

Как же устанавливается необходимую дистанцию между подвижными опорами.? Оно базируется на расчётах прочности и прогиба труб. Результат определяется способом прокладки, диаметром труб и параметрами рабочей среды. Способы подсчётов изложены в приложении №4 СНиП 2.04.12-86 «Расстояние между опорами трубопроводов». Обычно высчитываются следующие величины пролёта между опорами:

Расстояния между неподвижными опорами определяются схематическими особенностями того или иного трубопровода, его рабочей средой и режимом эксплуатации. Опоры должны обязательно присутствовать возле каждого ответвления или запорного участка, а в остальных местах — размещаться в соответствии наличием компенсаторов и самокомпенсацией. Расстояние между ними определяется проектными требованиями.

Расстояние между опорами трубопроводов высчитывается, исходя из предполагаемых внешних усилий и моментов. Учитываются трение, внутреннее давление и компенсация. А также вес трубопровода и транспортируемой субстанции, пыль, ветер, лёд и т.п. Если величина температуры задаётся отличной от +20 градусов, необходимо использовать специальные коэффициенты.

Очевидно,что при таком подходе расчёты будут индивидуальными. В качестве примера можно взять усреднённые значения расстояний между опорами неизолированных стальных труб в зависимости от их диаметра:

Представленные значения для данных диаметров труб максимальны. На основании расчётной методики при проектировании часто используются готовые таблицы.

Устанавливаемые при проектировании дистанции между опорами не должны превышать величины, полученные из расчётов. Однако их уменьшение допустимо, когда речь идёт об установке опоры возле ответвления, запорного устройства и т.д. Дополнительные расчёты требуются в том случае, если опоры трубопровода предполагается установить на фундаменты.

Нормы расстояния между креплениями различных труб

Трубопровод фиксируют к различным поверхностям (пол, стена, потолок) посредством специальных креплений. Они представляют собой хомуты, которые обхватывает трубу по диаметру. Отличительной чертой этого приспособления считается его надежное прикрепление к стене. В дополнение к нему необходимы болты с гайками.

каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть картинку каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Картинка про каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки
Хомуты для крепления труб

Виды креплений

Крепления имеют несколько разновидностей:

Они нужны для полного присоединения крепления к трубопроводу в разных местах.

Хомут изготавливается из стали или пластика. Существуют крепления, имеющие резиновый уплотнитель. Приспособление может подвергаться демонтажу, если это предусматривается его конструкцией. Такой хомут называют разъемным.

Важные моменты

Есть несколько важных рекомендаций, следование которым позволит избежать ошибок:

Перед тем, как окончательно устанавливать хомуты, необходимо провести расчет соединений с патрубками, исключением являются мягкие виды фиксации. Для соединений раструбного характера применяют резиновые кольца. Патрубки компенсационного вида используют лишь один раз.

каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть картинку каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Картинка про каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки
Таблица установленных параметров

Крепление труб из полипропилена

Промежуток между креплениями полипропиленовых труб рассчитывается во время проектирования. Данный шаг вкупе с жесткой фиксацией обеспечивает более длительную эксплуатацию. В этой ситуации как нельзя кстати будут крепления, в конструкции которых имеется резиновая прокладка.

Виды и отличия

Если рассмотреть классификацию опор по конструкции, можно выделить такие виды изделий:

Следует отметить, что все виды, благодаря сочетанию между собой, могут представлять подвижные и неподвижные крепления для трубопроводов.

Неподвижные

Изделия неподвижного типа позволяют удержать сдвиги трубопровода в поперечном или продольном направлении. Как раз неподвижные опоры позволят выполнить наиболее надежное закрепление, не давая возможности трубопроводу перемещаться.

Они используются при формировании и подземной, и наземной систем.

При бесканальной подземной прокладке используются изделия с полиэтиленовой (или ППУ) оболочкой для качественной гидроизоляции. Надземные системы подразумевают использование гидроизоляции из оцинкованной стали.

Неподвижная опора включает такие элементы:

каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть картинку каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Картинка про каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки

Для таких изделий используется только прочная сталь – расчет регламентирует таблица из ГОСТ для опор трубопроводов 14911-82. Можно выделить три типа стальных листов:

При этом качество отделки может быть обычным или повышенным.

Центраторы представляют собой приспособление, позволяющее упростить центрирование торцов труб при монтаже. Есть их два вида: наружные и внутренние. Наружные, соответственно, выполняют центровку снаружи.

Для изготовления последнего типа нужна морозостойкая сталь. Конструкция – связанные между собой звенья, которые благодаря упорному винту центрируют трубы диаметром от 57 мм до 2,224 м.

Эксцентриковые же центраторы могут использоваться для изделий любого диаметра. С гидродомкратом используются для центровки деформированных или тяжелых труб.

Внутренние центраторы приходится перемещать при помощи грузоподъемной техники, поскольку они массивны. Однако их преимущество состоит в использовании сварки изнутри, благодаря чему можно добиться высокого качества швов.

Неподвижные опоры применяются в северных регионах, где происходят большие колебания температур.

Скользящие

Скользящая (подвижная) опора для трубопроводов широко используется при наземном способе прокладки трубопроводов. Главная задача конструкции – обеспечение допустимого движения труб по вертикальной и горизонтальной оси, а также хомутовые опоры защищают трубопровод от стирания.

каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть картинку каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Картинка про каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки

Такие подвижные опоры применяются в тех случаях, когда расчет подразумевает частые и большие изменения температур, а значит, имеет место сужение и расширение материала.

Такие подвески заботятся об устойчивости и неподвижности всей системы, компенсируют изменения, вызванные деформациями. Конструкция неподвижной опоры такова:

ГОСТ для скользящей опоры трубопроводов ОСТ 24.125.156-01 регламентирует параметры составных частей.

Можно выделить такие подвижные виды среди конструкций этого типа:

Первые не позволяют трубе перемещаться вертикально вниз. Если расчет использует жесткие подвески, система будет наиболее подвижной. Направляющие крепления лимитируют движение по горизонтали в определенном направлении или вниз.

Чем больше нагрузка на упругую опору, тем выше будет смещение трубы. Скользящие крепления постоянного усилия способны выносить перманентную нагрузку.

Как правило, подвижную опору предварительно красят грунт-эмалью или просто грунтовкой в несколько слоев. Иногда наносится цинковое или порошковое (ППУ) покрытие.

Зачастую для изготовления таких элементов используется углеродистая сталь, для низкотемпературного применения – низколегированная.

каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть картинку каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Картинка про каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки

Можно выделить такие типы скользящих опор, делая расчет на их конструкцию:

Роликовые опоры позволяют снизить трение между основой и поверхностью трубопровода при его движении. Диэлектрические элементы применяются для низкоуглеродистых или углеродистых стальных труб. Изоляция выполняется из ППУ или смеси порошковых частиц, асбеста и каучука.

Шариковые опоры применяются, если предполагается нестандартное крепление, например, на тепловых электростанциях. Опорное кольцо для трубопроводов дает возможность трубам перемещаться по перечной и продольной оси.

Изделия характеризуются долговечностью, которая, конечно, определяется материалом изготовления.

Расстояние между подвижными креплениями трубопроводов должно быть предусмотрено при проектировании системы. Расчет выполняется индивидуально: зависит от материала, диаметра, длины труб, свойств покрытия (ППУ) опор, параметров транспортируемой среды, требуемой высоты размещения линии.

Использование опор (видео)

О проектировании и расчете

Все работы по обустройству опор для труб должны проводиться в соответствии с требованиями проекта. Иначе действия способны привести к возникновению аварийной ситуации. Расстояния между опорами стальных трубопроводов не должны превышать расчетные данные.

Элементы должны устанавливаться плотно к трубопроводу, поэтому шаг креплений трубопроводов должен быть минимальным. Для получения данных может использоваться таблица расстояния между опорами трубопроводов.

Эти данные рассчитываются на основанные полученных параметров по прочности, прогибу, зависят от диаметра труб, особенностей теплоносителя и способа прокладки трубопровода.

Опоры для крепления трубопроводов устанавливаются на дне каналов, но без препятствия стоку воды. Иногда возводятся фундаменты под опоры трубопроводов, поэтому их расчет также необходим.

Железобетонные опоры трубопроводов требуют подготовки основания для монтажа. Неподвижные изделия зачастую устанавливаются возле запорной арматуры и у ответвлений ППУ трубопровода.

каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Смотреть картинку каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Картинка про каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки. Фото каким должно быть максимальное расстояние между стеной трубы и внутренним краем рабочей площадки

Кроме того, следует учитывать нагрузки, вызванные весом конструкции, транспортируемого вещества, пыли, льда и так далее. Также нужно брать во внимание динамические, ветровые нагрузки.

Поскольку в каждом случае расчет будет индивидуальным, приведем в качестве примера немного усредненных цифр (для стальных труб):

Приведенные выше цифры являются максимальными.

Допустимые нагрузки определяются с учетом температуры в двадцать градусов. Остальные случаи подразумевают использование специального коэффициента.

Что касается стоимости, то цена опоры трубопроводов с ППУ покрытием начинается с отметки в 100-200 рублей (за направляющую конструкцию).

Цена скользящей опоры для трубопроводов – от 300 рублей.

Стоимость выполнения работ по установке опор трубопроводов с ППУ покрытием — от 500 рублей за 1 конструкцию (также актуально для линий небольшого диаметра и с учетом того, что не требуется выполнять работу на большой высоте).

Современная наука по расчетам на прочность пока не может рассчитывать реальные трубопроводы. Поэтому при использовании самых современных программных комплексов приходится иметь дело не с реальной конструкцией трубопровода, а с его компьютерной моделью — расчетной схемой. Неопытный расчетчик обычно видит свою задачу в том, чтобы по возможности точнее воспроизвести чертеж реального трубопровода на экране компьютера. При этом упускается из виду, что между чертежом трубопровода и его расчетной схемой существует большая разница. Расчетная схема — это конструкция трубопровода, освобожденная от несущественных с точки зрения оценки прочности особенностей. Для одной и той же конструкции можно выбрать несколько расчетных схем, в зависимости от того, какая сторона работы трубопровода интересует проектировщика. Применение расчетной схемы является необходимостью, поскольку полный учет всех свойств реальной конструкции невозможен.

В программной системе Старт

Для правильного выбора расчетной схемы нужен определенный опыт. Ниже рассмотрены отдельные характерные примеры.

Пример 1. На рисунке 15 показан трубопровод бесканальной прокладки, который частично проходит в канале. Если в точках А и Б отсутствуют боковые (поперек оси трассы) перемещения, то расчетная схема будет соответствовать показанной на рис. 15б – по всей длине участка в канале стоят скользящие опоры. Если же боковые перемещения на входе-выходе из канала могут иметь место и для их предотвращения ставится ограничитель (например, круглое отверстие с гильзой), то возможны два варианта:

Когда конструкция ограничителя не препятствует повороту сечений трубопровода в горизонтальной плоскости (короткая гильза), имеем расчетную схему, показанную на рис. 15в – две направляющие опоры в точках А и Б. Схема работы направляющей опоры, обеспечивающей свободу перемещений вдоль оси трубы, показана на рис. 15в;

Когда конструкция ограничителя такому повороту препятствует (например, длина гильзы больше диаметра трубопровода), вместо направляющих опор ставятся нестандартные крепления с двухсторонней жесткой угловой связью в горизонтальной плоскости (рис. 15г). Наконец, если участок АБ расположен на длинной прямой трассе и имеет сравнительно малую протяженность, его вообще можно не учитывать, рассматривая точно также, как подземные участки за пределами границ канала.

Пример 2.При реконструкции тепловой сети часть трубопровода с ППУ – изоляцией проходит в старом канале, который засыпается песком (рис. 16а). При отсутствии боковых перемещений на входе – выходе из канала, весь трубопровод можно рассчитывать как защемленный в грунте (рис. 16б). Разница будет только в расчетной глубине заложения: слева и справа от отрезка АБ она будет равна h
1
(от поверхности земли до оси трубы)
,
а между точками А и Б –
h2
(от оси трубы до низа плиты перекрытия канала), так как вес грунта выше перекрытия канала на трубу не передается.

Описанная модель корректна применительно к решению задачи оценки прочности. Если же участок АБ проверяется устойчивость – возможность потери прямолинейной формы равновесия в результате осевого сжатия, то нужно дополнительно учитывать не только вес грунта, лежащего над каналом, но и вес плит перекрытия канала.

Пример 3. Трубопровод проложен в футляре под дорогой. Поскольку все нагрузки от транспорта, вышележащего грунта и т.п., воспринимаются футляром, а напряжения от веса трубопровода, проложенного в футляре, не могу привести к его разрушению в виду практически непрерывного опирания, участок АБ можно рассматривать как невесомый (рис.17а).

На входе – выходе достаточно приложить горизонтальные силы трения Р
тр
, собранные с половины длины
L
Такая схема, хотя и отличается от реальной, но она учитывает наиболее существенные особенности упругой работы и обеспечивает некоторый запас прочности по отношению к участкам трубопровода, защемленным в грунте. Если на концах футляра ставятся диафрагмы для предотвращения боковых перемещений от примыкающих подземных участков, то это моделируется направляющими опорами (рис.17б). Другими вариантами компьютерной модели для этого случая могут служить расчетные схемы, показанные на рисунках 15б и 15в. Правда такое усложнение, по нашему мнению, не будет окупаться точностью получаемых результатов расчета.

Пример 4. Врезка в существующий трубопровод бесканальной прокладки АГ (рис. 18), который был смонтирован с предварительной растяжкой (стартовый компенсатор в точке Б). Распространенной ошибкой проектировщиков в этом случае является совместный расчет старого и нового участка теплопровода с включением в расчетную модель стартового компенсатора. Это верно только в случае, если растяжка участка АГ с помощью предварительного подогрева осуществляется заново.

Рис. 18. Схема врезки в существующий трубопровод

Если же врезка ответвления производится без перекладки существующей трассы, то точка В останется неподвижной и трубопровод от точки А до точки Г будет постоянно находиться в напряженном (растянутом) состоянии. Пусть с помощью предварительного нагрева трубопровод первоначально был растянут на величину Δ, мм

(деформация стартового компенсатора в момент его замыкания). Равномерное по всей длине растяжение можно смоделировать смещениями неподвижных опор в точках А и Г, причем эти смещения должны быть одинаковы по величине

Таким образом, применение любой программной системы по расчету прочности трубопроводов не избавляет специалистов от необходимости много и серьезно думать над тем, как правильно воспринимать реальную конструкцию и как выбирать для нее компьютерную модель для оценки прочности.

При монтаже санитарно-технических устройств необходимо обеспечивать: а) плотность соединений труб между собой, с арматурой и приборами; б) прочность креплений элементов систем; в) прямолинейность прокладки и отсутствие изломов участков трубопроводов; г) исправное действие арматуры, оборудования, предохранительных приспособлений и контрольно-измерительных приборов; д) возможность удаления воздуха и спуска воды из систем; е) соблюдение проектных уклонов трубопроводов; ж) надежное закрепление ограждений приводов у насосов и вентиляторов. Трубы перед монтажом необходимо проверять на отсутствие засоров; временно оставляемые открытыми концы их следует закрывать инвентарными пробками. Разборные соединения на трубопроводах выполняют в местах присоединения их к арматуре и там, где это необходимо по местным условиям. Все разборные соединения трубопроводов, а также арматура, ревизии и прочистки должны находиться в доступных для обслуживания местах. Разборные соединения не допускается располагать в толще стен, перегородок, перекрытий и в других строительных конструкциях зданий. В местах размещения разборных соединений, арматуры, ревизий и прочисток при скрытой прокладке трубопроводов необходимо устраивать люки для доступа. На стояках и ответвлениях расстояние от магистрали до арматуры на них принимают не более 120 мм, Отклонение от вертикальных трубопроводов не должно превышать 2 мм на 1 м высоты трубопровода. При прокладке в бороздах или шахтах трубопроводы не должны примыкать вплотную к поверхности строительных частей здания. Трубопроводы, нагревательные приборы и калориферы при температуре теплоносителя выше 105° С должны отстоять от сгораемых конструкций здания на расстоянии не менее 100 мм или эти конструкции должны иметь несгораемую тепловую изоляцию. Крепление трубопроводов на деревянных пробках не допускается. Места соединения (стыки) трубопроводов не допускается располагать на опорах. Конструкции подвесок, креплений и подвижных опор должны допускать свободное перемещение трубопроводов при изменении температуры теплоносителя и окружающей среды. Расстояние между опорами для стальных трубопроводов на горизонтальных участках принимают в соответствии с данными табл. 177, если в проекте нет специальных указаний.

Таблица 177. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ОПОРАМИ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

В жилых и общественных зданиях стояки из стальных труб прокладывают при высоте этажа до 3 м без креплений, а при высоте этажа более 3 м — с установкой креплений на половине высоты этажа. В производственных зданиях стояки крепят через каждые 3 м. Крепления горизонтальных чугунных канализационных труб устраивают через 2 м, а для стояков — одно крепление на этаж, но не более 3 м между креплениями. Крепления чугунных труб располагают под раструбами. Стальные трубопроводы с теплоносителем, имеющим температуру 40-105° С, в местах пересечения ими перекрытий, стен и перегородок необходимо заключать в гильзы для свободного перемещения труб при температурных изменениях. При температуре теплоносителя выше 105° С трубопроводы, проходящие через сгораемые или трудносгораемые конструкции, заключают в гильзы из несгораемого материала. Зазор между гильзой и трубой должен быть не менее 15 мм при заполнении его асбестом и не менее 100 мм без заполнения. Гильзы должны выступать на 20-30 мм выше отметки чистого пола. Края гильз необходимо располагать заподлицо с поверхностями стен, перегородок и потолков. На стояках однотрубных систем отопления со смещенными замыкающими участками гильзы в перекрытиях не ставят. При этом расстояние от стояка до нагревательного прибора в проточных (без замыкающих участков) системах отопления или до смещенного замыкающего участка должно быть не менее 180 мм. Места проходов трубопроводов через брандмауэры следует уплотнять несгораемым материалом (асбестом). Трубопроводы холодной воды в местах прохода через деревянные строительные кон¬струкции необходимо обертывать рубероидом. Санитарные и нагревательные приборы устанавливают по отвесу и уровню. Однотипные санитарные и нагревательные приборы и арматура, расположенные в пределах одного помещения, должны быть установлены единообразно и на одной высоте. При размещении баков для горячей воды на деревянных конструкциях в местах соприкосновения металла с деревом следует устанавливать прокладки из асбестового картона толщиной 5 мм. Санитарно-технические кабины устанавливают на выведенное по уровню основание. Перед установкой кабин проверяют, чтобы верх канализационного стояка нижележащей кабины и подготовленного основания находились в одной плоскости. Оси канализационных стояков смежных этажей должны совпадать. Вентиляционные каналы кабин необходимо присоединять до укладки плит перекрытия данного этажа. Наружный осмотр, а также гидравлическое испытание трубопроводов при скрытой прокладке производят до их закрытия, а изолируемых трубопроводов — до нанесения изоляции. Системы отопления и системы водоснабжения перед вводом в эксплуатацию необходимо тщательно промыть водой. Внутренние системы водопровода и системы отопления в зимних условиях присоединяют к наружным сетям непосредственно перед пуском систем.

Трубопровод не всегда прокладывают под землей. Порой, особенно если речь идет о крупных магистралях, этот вариант оказывается невыгодным. А чтобы удерживать трубопровод в заданном проектном положении или даже переместить систему при необходимости, применяются специальные опоры, расположенные на точно рассчитанном расстоянии друг от друга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *