Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Олимпиада по русскому языку

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение «Лесозаводский индустриальный колледж»

Олимпиада по русскому языку

(для студентов первых курсов)

Разработала: Юстратова Надежда Сергеевна

преподаватель русского языка

Рассмотрено и утверждено

на заседании УМК общеобразовательных дисциплин и дисциплин ОГСЭ

протокол №_____ от «____» ____2020 г.

Председатель УМК _________________

Задания олимпиады по русскому языку для учащихся 1 курсов составлены в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке заданий и требований к проведению конкурсных олимпиад для студентов 1 курсов, а также с учётом основных видов деятельности учащихся, их возраста.

Олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий с последующей оценкой качества, завершающееся награждением победителей. Участники олимпиады должны продемонстрировать не только теоретическую подготовку, но и проявить творческий подход к выполнению заданий, показать общую эрудицию.

стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;

создание определённой интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;

расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в курсе изучения русского языка;

активизация творческих способностей учащихся;

выявление учащихся, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады;

пропаганда научных знаний;

развитие у студентов интереса к научной деятельности;

создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых студентов;

дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональная ориентация учащихся.

Содержание материала разработано с учетом возраста учащихся.

Студентам предложены задания, в которых они должны продемонстрировать:

знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

знание русской фразеологии;

знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомлённость в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

элементарную осведомлённость в области истории русского языкознания;

коммуникативные умения и навыки.

Задания выполняются на отдельных листах, в любой последовательности. Переписывать формулировки заданий нет необходимости, достаточно указать их номер.

На выполнение работы отводится 1 (один) астрономический час.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий олимпиады по русскому языку для студентов 1 курсов – 100 баллов

Правила поведения во время Олимпиады:

во время выполнения задания участники не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории;

участник не имеет права в течение Олимпиады выносить из аудитории любые материалы, касающиеся Олимпиады (бланки заданий, листы ответа, черновики);

участнику запрещается проносить с собой в аудиторию бумаги, справочные материалы, электронные средства связи, диктофоны, плееры, электронные книги, фотоаппараты и иное техническое оборудование.

Ответы к заданиям и результаты олимпиады прилагаются.

1 место – 95-100% правильных ответов

2 место – 90-95% правильных ответов

3 место – 85-90% правильных ответов

Менее 85% правильных ответов – получают сертификат участника олимпиады.

Олимпиада по русскому языку

Дата проведения: 13.03.2019г.

Место проведения: кабинет № 1

А. Задания с выбором одного варианта ответа и на соответствие.

Вспомните устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка. (По 1 баллу за каждый верный ответ).

а) Собаке – _________________

б) слону – _________________

в) рыбке – _________________

г) коту – _________________

д) кобыле – _________________

е) корове – _________________

Список слов: дробина, зонтик, масленица, пятая нога, седло, хвост.

Объясните значение фразеологизмов. (По 1 баллу за каждый верный ответ).

а) Водой не разольёшь — _______________________________________

б) Как две капли воды — _______________________________________

в) Как снег на голову — _______________________________________

г) На дне — __________________________________________________

д) Буря в стакане воды — _______________________________________

а) Ателье, б) атеист, в) музей, г) кафе, д) термин, е) фанера, ж) патент.

В каких словах ударение нужно ставить на первый слог? (За каждый верный ответ по 1 баллу).

а) средства, б) коклюш, в) сабо, г) торты, д) жалюзи, е) бармен, ж) кашлянуть.

В книгах и газетах часто букву Ё заменяют буквой Е. Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е. (по 2 балла за каждый верный ответ).

а) опека, б) афера, в) челн, г)новорожденный.

Укажите правильный разбор слова по составу. (за верный ответ 4 балла).

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Какое слово образовано иначе, чем остальные? Свой ответ прокомментируйте. (3 балла за верный ответ).

В каком ряду во всех словах следует писать букву О: (4 балла за верный ответ).

а) Понч…, расч…сывать, ж..г, реш…тка

б) Печ…нка, пч…лы, ш…лковый, чащ…ба

в) Щ…лка, ч…рствый, ж…нглер, уч…ба

г) Ш…колад, обж..ра, ш..рты, ч…порный.

Укажите правильный вариант: (4 балла за верный ответ).

б) в двухтысячах третьем году

в) шестисот пятидесяти второй ученик

г) девяноста пятый состав

Выберите фразу, где нет орфографических ошибок. (За верный ответ 7 баллов)

а) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.

б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

в) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.

г) Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении. (За верный ответ 7 баллов)

Несколько дымков(1) розоватых и желтоватых(2) очень кучных(3) и в то же время(4) очень воздушных(5) стояло над городом.

Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки.

Заполните правый столбец таблицы. (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Начальная форма прилагательного

Форма сравнительной степени прилагательного

Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 2 балла).

Б. Служебная часть речи, которая «служит» для связи слов в словосочетании и уточняет значение косвенного падежа зависимого слова.

В. Служебная часть речи, которая выражает грамматическую связь и определённые смысловые отношения между членами предложения.

Г. Служебная часть речи, которая обозначает различные смысловые и эмоциональные оттенки.

15. История языка (архаизмы).

Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

В. Творческое задание. Кроссворд «Части речи». (за каждое угаданное слово 1 балл, всего 16 баллов)

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

5. Главный член предложения. Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает предмет что с ним делается.

9. Часть речи, обозначающая признак, качество и свойства предмета.

11. Морфема, которая служит для образования новых слов.

12. Главный член предложения обозначающий предмет и отвечающий на вопросы кто? что?

14. наука, которая изучает устойчивые сочетания слов.

15. Основная часть слова.

1. Часть речи, обозначающая признак действия.

2. Буквы которые поются.

4. Cлужебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании.

5. Часть речи, которая обозначает предмет

6. Как правильно: одеваться или одеватся.

7. Слово, которое обозначаeт количество предметов при их счёте.

8. Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

10. Существительные бывают собственными и …

13. Раздел науки о языке изучающий правила

ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДЕ

1. Вспомните устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка. (По 1 баллу за каждый верный ответ). Максимально 6 баллов.

а) пятая нога, б) дробина, в) зонтик, г) масленица, д) хвост, е) седло

2. Объясните значение фразеологизмов. (По 1 баллу за каждый верный ответ) Максимально 5 баллов.

а) Водой не разольёшь — о крепкой дружбе

б) Как две капли воды — похожи, неотличимы

в) Как снег на голову — неожиданно, вдруг

г) На дне — низко (в т.ч. в переносном смысле)

д) Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу.

В каких словах ударение нужно ставить на первый слог? (За каждый верный ответ получает по 1 баллу). Максимальное количество: 4 балла.

А) срЕдства, Г) тОрты, Е) бАрмен, Ж) кАшлянуть

5. В книгах и газетах часто букву Ё заменяют буквой Е. Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е. (по 2 балла за каждый верный ответ) Максимальное количество: 4 балла.

В двух словах пишется Е: а) опека, б) афера.

6. Словообразование и морфемика.

Укажите правильный разбор слова по составу. (за верный ответ 4 балла). Максимальное количество: 4 балла.

7. Словообразование и морфемика

Какое слово образовано иначе, чем остальные? Свой ответ прокомментируйте.

(3 балла за верный ответ) Максимальное количество: 3 балла.

Данное слово образовано приставочно-суффиксальным способом, остальные слова – суффиксальным способом.

В каком ряду во всех словах следует писать букву О: (4 балла за верный ответ) Максимальное количество: 4 балла.

г) Ш…колад, обж..ра, ш..рты, ч…порный.

Укажите правильный вариант: (4 балл за верный ответ). Максимальное количество: 4 балла.

Выберите фразу, где нет орфографических ошибок: (за верный ответ 7 баллов). Максимальное количество: 7 баллов.

Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении. (за верный ответ 7 баллов). Максимальное количество: 7 баллов.

Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 4 балла.

А. – 3 Б. – 4 В. – 2 Г. – 1

Заполните правый столбец таблицы. (За каждый верный ответ по 1 баллу). Максимальное количество 10 баллов.

а) красивее, краше, б) легче, в) суше, г) туже, д) моложе, е) проще, ж) ближе,

з) глаже, и) жиже, й) хуже.

14. Морфология. Установите соответствие. (За каждый верный ответ по 2 балла). Максимальное количество 8 баллов.

Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.

(За каждый верный ответ по 1 баллу). Максимальное количество 10 баллов.

а) чело, б) щека, в) око,г) уста, д) шея, е) стан, ж) плечи, з) деснца, и) ладонь,

В. Творческое задание. Кроссворд «Части речи». (за каждое угаданное слово 1 балл, всего 16 баллов)

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

проверки олимпиадных заданий по ___________________________

от «___»____________________2019 года

Количество сданных работ_____________________________

Максимально возможное количество баллов за работу______

Председатель жюри ____________ ( ____________________ )

Члены жюри: __________________ ( ____________________)

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий с последующей оценкой качества, завершающееся награждением победителей. Участники олимпиады должны продемонстрировать не только теоретическую подготовку, но и проявить творческий подход к выполнению заданий, показать общую эрудицию.

Номер материала: ДБ-1030495

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Смотреть картинку Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Картинка про Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка. Фото Какое слово образовано иначе чем остальные свой ответ прокомментируйте подставка подборка

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ 10 класс задания.docx

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

10 класс, 2017-2018 уч.г.

На выполнение работы отводится 3 (три) астрономических часа.

(Максимальное количество баллов 100)

Фонетика и графика. Соотношение букв и звуков.

2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

Орфоэпия. Нормы ударения в словах

3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

А) Кровоточить, Б) бармен, В) сабо, Г) торты, Д) жалюзи, Е) облегчить,

Ж) кашлянуть, З) факсимиле.

Знание истории русского алфавита и его истории.

4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. ( За правильный ответ 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла).

5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок. (За верный ответ 3 балла)

А) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.

Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

В) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.

Г) Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

6. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской. Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий) (За верный ответ 3 балла).

Вся как есть татьба

7. Найдите в списке заимствованные слова. Прокомментируйте, из каких языков они заимствованы? (За каждое верно названное заимствованное слово по 1 баллу, + по 1 баллу за верное разъяснение, из какого языка заимствовано слово).

Блуза, ботинки, варежки, галстук, платье, жилет, комбинезон, косынка, носки, пальто, рубаха, шорты.

8. Город Санкт-Петербург мог называться Петербургом, Петроградом, Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (город Петра) на трех разных языках. Назовите, каких? (за верный ответ 3 балла)

А) Петербург – по-русски, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

Б) Петербург – по-немецки, Петроград – по-русски, Петрополь – по-гречески.

В) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

Г) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-латыни.

9. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите 3 примера.

(1 балл за толкование слова, за каждый правильный пример по 1 баллу) Максимально 4 балла.

10. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно (за верный ответ 1 балл)

А) ничтоже сумняшеся – совсем не задумываясь

Б) краеугольный камень – основа, существенная часть, главная идея

В) дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность

Г) сизифов труд – очень хлопотное дело

Морфемика и словообразование

11. Какое слово неправильно разбито на морфемы? Прокомментируйте. (1 балл за верный ответ, за комментарий +1 балл).

12. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)

13. Какое из ряда слов является «лишним»? Свой ответ аргументируйте. (За верный ответ 1 балл, за разъяснение 2 балла).

Свинина, говядина, баранина, конина.

14. Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки.

15. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.

Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Г. Я пришел восхищаться природой.

Д. Он засел за гравюру, торопился работать

5. в составе сказуемого

16. В каком предложении представлен союз что? (1балл) Какой частью речи является слово «что» в остальных предложениях? (3 балла) Какую синтаксическую роль слово «что» выполняет в остальных предложениях? (3 балла). Максимальное количество 7 баллов.

А) Возьми книгу, что лежит на столе.

Б) Я не знаю, что нам задали на завтра.

В) Как хорошо, что скоро начинаются каникулы!

Г) Что у вас произошло?

17. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? Свой ответ прокомментируйте (за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий)

Он нашел это место, ставшее для него тайным убежищем, в первый же день в школе, в тот темный день, когда он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью и все то, на что он глядел, подвергалось замысловатым оптическим метаморфозам.

Литературоведческие и лингвистические термины

18. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.

В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Д.Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.

19. Укажите фамилии учёных-лингвистов. (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.

20. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «Роль книги в нашей жизни». Максимальное количество 16 баллов.

1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Выбранный для просмотра документ 10 класс ответы.docx

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

10 класс, 2017-2018 уч.г.

Максимальное количество 100 баллов.

Знание фонетической системы русского языка

Фонетика и графика.

Соотношение букв и звуков.

2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 10 баллов.

Орфоэпия. Нормы ударения в словах

3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 4 балла.

А) КровоточИть, В) сабО, Д) жалюзИ, Е) облегчИть

Знание истории русского алфавита и его истории.

5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок: (за верный ответ 3 балла)

Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

6. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской. Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий) (За верный ответ 3 балла).

7. Найдите в списке заимствованные слова. Из каких языков они заимствованы? (За каждое верно названное заимствованное слово по 1 баллу, + по 1 баллу за верное разъяснение, из какого языка заимствовано слово). Максимальное количество 14 баллов.

блуза, ботинки, жилет, комбинезон, пальто – из франц.;

галстук – из немецк.;
шорты – из англ.

8. Город Санкт-Петербург мог называться Петербургом, Петроградом, Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (город Петра) на трех разных языках. Каких? (за верный ответ 3 балла)

В) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

9. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите 3 примера.

(1 балл за толкование слова, за каждый правильный пример по 1 баллу) Максимально 4 балла.

10. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно (за верный ответ 1 балл)

Г) сизифов труд – очень хлопотное дело.

Морфемика и словообразование

11. Какое слово неправильно разбито на морфемы? ((1 балл за верный ответ, за комментарий +1 балл).

12. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)

13. Какое из ряда слов является «лишним»? Свой ответ аргументируйте. (За верный ответ 1 балл, за разъяснение 3 балла. Максимальное количество 4 балла)

14. Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 4 балла.

А. – 3 Б. – 4 В. – 2 Г. – 1

15. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.

Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 5 баллов.

А. – 1 Б. – 4 В. – 2 Г. – 3 Д. – 5

16. В каком предложении представлен союз что? Какой частью речи является слово «что» в остальных предложениях? Какую синтаксическую роль слово «что» выполняет в остальных предложениях? (за каждый верный ответ по 1 баллу) Максимальное количество 7 баллов.

В предложении В) «что» является союзом (1балл). В остальных предложениях – относительным местоимением (3балла), в предложениях А и Г – подлежащее (2балла), во 2 предложении – дополнение (1балл).

17. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? (за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий)

5 простых предложений (на это указывают 5 грамматических основ) входит в состав данного сложного предложения

Литературоведческие и лингвистические термины

18. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.

А. – 5 Б. – 1 В. – 4 Г. – 3 Д. – 2

19. Укажите фамилии учёных-лингвистов (за каждый верный ответ по 1 баллу). Максимальное количество 5 баллов.

Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.

20. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Роль книги в нашей жизни».

1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Критерии оценивания сочинения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

НО допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

В работе просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Точность и выразительность речи

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Работа характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи,

работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО есть нарушения точности выражения мысли.

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

допущено 1-2 ошибки

допущено более 2-3 ошибки

допущено более 3 ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

допущены 1-2 ошибки

допущено 2-3 ошибки

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

допущены 1-2 ошибки

допущено более 2 ошибок

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

допущены 2-3 ошибки

допущено более 3 ошибок

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

допущены этические ошибки (1 и более)

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

Максимальное количество баллов за сочинение

Выбранный для просмотра документ 11 класс задания.docx

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

11 класс, 2017-2018 уч.г.

На выполнение работы отводится 3 (три) астрономических часа.

(Максимальное количество баллов 100)

Фонетика и графика. Соотношение букв и звуков.

1. Запишите транскрипцию указанных слов. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

Боится, ельник, родство, экзамен, легкий, без жизни.

2. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, млечный – молоко, дерево – древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания звуков. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. (5 баллов)

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте (5 баллов)

Орфоэпия. Нормы ударения в словах

3. В каких словах ударение нужно ставить на первый слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

А) средства, Б) коклюш, В) сабо, Г) торты, Д) жалюзи, Е) бармен, Ж) кашлянуть, З)факсимиле

Знание истории русского алфавита и его истории.

4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За правильный ответ 1 балл, за верное объяснение + 2 балла).

5. В книгах и газетах часто букву Ё заменяют буквой Е. Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е. (по 1 баллу за каждый верный ответ)

Опека, афера, челн, новорожденный.

6. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок. (За верный ответ 3 балла)

А) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.

Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

В) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.

Г) Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

7. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitio est mater studiorum , опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать? Прокомментируйте свой ответ (за верный ответ 4 балла + комментарий 2 балла) Максимально 6 баллов.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что – сo (цо) и że

(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:

1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.

2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.

3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.

4. Я уверен, что здесь что-то не так.

5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.

Как слово «что» в предложениях 4. и 5. будет переведено на польский язык

(за верный ответ 5 баллов)

9. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите 3 примера.

(1 балл за толкование слова, за каждый правильный пример по 1 баллу) Максимально 4 балла.

10. Объясните значение фразеологизмов. (По 1 баллу за каждый верный ответ)

Морфемика и словообразование

11. Какое слово образовано иначе, чем остальные? Свой ответ прокомментируйте. (1 балл за верный ответ, за комментарий +3 балла).

12. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)

13. Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки.

14. Какое существительное не может быть одушевлённым? Свой ответ прокомментируйте. (1 балл за верный ответ, за комментарий +2 балла).

А) лицо Б) субъект В) тип Г) сорт Д) фрукт

15. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.

Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки. (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Г. Я пришел восхищаться природой.

Д. Он засел за гравюру, торопился работать

5. в составе сказуемого

16. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? Свой ответ прокомментируйте (за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий)

Он нашел это место, ставшее для него тайным убежищем, в первый же день в школе, в тот темный день, когда он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью и все то, на что он глядел, подвергалось замысловатым оптическим метаморфозам.

17. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? (за верный ответ 6 баллов)

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Литературоведческие и лингвистические термины

18. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.

В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Д.Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.

19. Укажите фамилии учёных-лингвистов. (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.

20. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «Роль книги в нашей жизни». Максимальное количество 16 баллов.

1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *