Кандалакша что означает это слово
История Кандалакши
И стория Кандалакши хранит немало тайн. Установлено, что люди жили здесь ещё 7 тысячелетий назад. Чем занимались они и какими знаниями обладали? Кто и для каких целей выложил на берегу залива загадочный Кандалакшский лабиринт?
Вопросов тут больше чем ответов. До сих пор точно неизвестно: откуда пошло само название населённого пункта? Существует несколько версий. По одной из них явствует, что Кандалакшу основали два брата: Канта и Лахти. От слияния этих имён и получилось название населённого пункта. Вторая версия указывает на то, что слово «лакша» в переводе с карельского языка означает «залив», тогда получается: Кандалакша – это место где река Канда впадает в залив. Кстати, возможно, что первоначально селение располагалось в устье реки Канда, но впоследствии в силу каких-то веских причин его жители перебрались в другое место – в устье реки Нивы, сохранив при этом название своего села. Во всяком случае, на старинных картах река Канда значится как Кандалакша.
Дело в том, что Северные земли были богаты пушным зверем, а на пушнину был большой спрос. Среди жителей Новгорода ходили легенды, будто в «полунощных странах» пушные зверьки падают с неба из туч, и поэтому их там водится несметное количество.
Помимо пушнины новгородцев интересовало сало морских зверей, моржовый клык, ценные породы рыб.
Александр Невский и его преемники посылали сюда ватаги промышленников для отлова кречетов, которые очень высоко ценились на соколиных охотах.
В XIII веке Кольский полуостров под названием «Тре» официально вошёл в состав владений Новгородской республики на правах особой волости, то есть даннической территории. Он находился в ведении должностных лиц, подчинённых посаднику, а не князю.
Местное население было редким и весьма миролюбивым. Вот что писал о нём один из переселенцев: «Лопаря обидеть легко, потому что он добр. Пришёл к нему в вежу – всем потчует: вчерашней рыбы не подаст, а живую тащит, сегодняшнюю. А и выпьет – драться не лезет, не то что наш помор, а ты его поцелуй, ты его сам зазови в гости, ты с ним крестом поменяйся… так он за тебя душу всю заложит и выкупать не станет. Вот они каковы человеки есть – добрый народ». Такое отношение саамов к пришлым людям в немалой степени способствовало заселению русскими крестьянами Беломорского побережья. Смешанные браки не были редкостью: саамы были рады породниться с русскими, так как те стояли на более высоком уровне развития, и можно было рассчитывать на их помощь в трудное время. А лопки в свою очередь были прекрасными жёнами: когда муж уходил на промысел, они в одиночку свободно управлялись с хозяйством, что ценилось особо! По всей вероятности так и было основано в устье бурной и богатой рыбой реки Нива поморское село Кандалакша.
Но хозяйственное освоение Кольского полуострова проходило в обстановке почти не прекращающихся враждебных действий со стороны соседей – Швеции и Дании. Особенно агрессивна была Швеция. Шведский король Иоанн III приказал своим военачальникам беспощадно истреблять всё русское население на Севере, независимо от пола и возраста.
23 мая 1589 года ночью шведские войска подошли к Кандалакше. Окружив селение, они начали безжалостно истреблять всех жителей от мала до велика. Налётчики действовали с необычайной жестокостью. Было убито 450 человек. Некоторые пытались переплыть реку Ниву и скрыться в лесу, но утонули. Монастырь и крестьянские дворы были разграблены и сожжены. Главарь отряда Свен Педерсон докладывал королю: «…И сожгли 14 солеварен… с большими амбарами, до крыши наполненными хорошей белой солью.… Везде разорили рыболовные снасти для лова сёмги по всему посещённому нами берегу Белого моря…». Уничтожение Кандалакши – пожалуй, наиболее трагическая страница во всей истории Кольского края.
Уцелевшие жители вновь отстроили монастырь и восстановили свои жилища. Но в 1615 году шведы снова напали на село, однако на этот раз поморы и монахи, дружно обороняясь, вынудили захватчиков ретироваться.
Монастырь просуществовал тут ещё более 100 лет, но постепенно всё монастырское хозяйство пришло в упадок. И 14 апреля 1742 года по распоряжению архиепископа Архангельского и Холмогорского Кандалакшский монастырь «по скудности и неумению братии и служителей» вести хозяйство был передан Соловецкому монастырю. Все его угодья, промысловые заведения и прочее имущество передали новому владельцу, а в 1763 году Кандалакшский мужской монастырь был окончательно упразднён.
Село меж тем расстраивалось. По описи 1782 года в Кандалакше уже насчитывалось 58 домов, в которых проживало 142 человека мужского и 155 человек женского пола, составляющих 63 крестьянских «двора».
Сёмужьим промыслом занимались жители 23 дворов (добывалось около 800 пудов сёмги в год), зверобойным – 28 дворов, 37 человек из 24 дворов принимали участие в мурманских рыбных промыслах. Собственные мореходные суда имели 2 человека.
Часть крестьян держала скот. В селе насчитывалось 8 лошадей, 60 коров, 1 бык, 98 овец и 100 оленей. Некоторые жители имели 2 – 3 и даже 4 коровы; в 21 дворе не было никакого скота. Все олени принадлежали семи владельцам.
В XV – XVIII веках одним из важнейших занятий жителей Кандалакши было солеварение, но затем оно полностью исчезло вследствие конкуренции на рынке дешёвой камской соли – «пермянки».
С середины XVIII века в районе Кандалакшской губы стал развиваться сельдяной промысел. Особенно доходным был весенний (егорьевский) подлёдный лов. В летнее время сельдь ловили большими неводами с лодок. Ежегодно кандалакшане продавали более тысячи бочек солёной сельди.
Зимою почти в каждом доме изготовляли бочки для засола рыбы, пряли пряжу и вязали сети, ткали холсты. Владельцы оленей и лошадей занимались извозом. В мае и июне женщины и дети собирали птичьи яйца и гагачий пух.
В 1853 году началась Крымская война. В июне 1854 года в Белом море появилась англо-французская эскадра, состоящая из 7 кораблей. 20 июля английский паровой фрегат «Эвридика» с экипажем в 250 человек под командованием капитана Э.Оммани подошёл к Кандалакше. Большинство жителей в это время находились на покосах. У крестьян было до 70 собственных винтовок, но совсем не было пороха и свинца. Им пришлось покинуть селение и укрыться в лесу.
Англичане, простояв на якоре более суток и убедившись, что для высадки десанта нет никакой опасности, послали на берег 6 гребных судов. 150 матросов вступили в селение и стали забирать всё, что жители не успели унести с собой. Всё это больше походило на вторжение варваров. Они захватили 1 винтовку, лодейную пушку весом в 20,5 килограмма, 15 пудов сёмги, шестимесячного бычка. Из церкви Иоанна Предтечи забрали медный крест с изображением распятия, из питейного дома – более 3 вёдер водки.
С наступлением холодов «пираты» убрались восвояси. Но весной 1855 года англо-французская эскадра снова вошла в Белое море. Неприятель имел на 7 кораблях 119 пушек и 1200 человек экипажа. Англо-французы объявили все порты, рейды и гавани Белого моря находящимися в строгой блокаде. Эскадра начала энергично разорять и грабить поморское население.
Самой крупной операцией противника на Кольском полуострове в кампанию 1855 года была попытка англичан захватить Кандалакшу. На тот момент в селении насчитывалось 66 домов и около300 жителей. Отряд самообороны, состоящий из 65 крестьян, возглавлял лесничий Бабадин.
В ночь на 6 июля английский пароход с 8 орудиями крупного калибра бросил якорь в устье реки Нивы. Утром 150 матросов и солдат под прикрытием артиллерийского огня с парохода, на шлюпках двинулись на правобережную сторону села, но их встретили выстрелами 52 крестьянина, которыми командовал унтер-офицер Недоросков. Нападавшие отступили.
Тогда они послали 2 баркаса с 70 человеками на левобережную сторону. Жившие там 13 крестьян, пока были боеприпасы, стреляли по врагу, а затем отошли в лес. Англичане ворвались в кладбищенскую церковь и зажгли её, после чего спешно вернулись на баркасы.
Видя безрезультатность своих действий, английские моряки снялись с якоря и поставили пароход ближе к центральной части селения. Корабельная артиллерия направила огонь на жилые постройки правобережной стороны. Некоторые из них загорелись. Часть людей, по распоряжению Бабадина, ушла на тушение пожаров.
Интервенты сочли момент удобным для высадки десанта. Однако когда гребные суда со 150 матросами приблизилась к берегу, по ним вновь была открыта ружейная стрельба. Один из баркасов наскочил на большой подводный валун (Чёртов камень) и стал хорошей мишенью для стрелков. Потеряв несколько человек, противник отступил.
Англичане отвели пароход на расстояние 400 метров от берега и подвергли Кандалакшу яростному обстрелу из пушек. В 14 часов, когда большую часть села охватило пламя, пароход снялся с якоря и ушёл в сторону села Керети.
В результате девятичасовой бомбардировки в Кандалакше сгорели 46 крестьянских дворов, 29 амбаров, одна церковь, общественный хлебный склад, разрушена колокольня и несколько хозяйственных построек. Интервенты нанесли большой материальный урон, но убитых и раненых среди жителей Кандалакши не было. Из рапорта Кемского земского суда от 16 июля 1885 года: «…В оставшихся почти без повреждения 20 крестьянских ветхих небольших домах с дворами из погоревших жителей некоторые уже поместились вместе с домохозяевами, а большая часть крестьян не имеет никакого пристанища, живя с семействами, малолетними и грудными детьми на открытом воздухе».
В 1861 году в России было отменено крепостное право. Однако это осталось незамеченным населением Кольского Севера: здесь не было помещичьих имений, все сельские жители относились к категории государственных крестьян и находились в ведении министерства государственных имуществ. Все сельскохозяйственные и промысловые угодья находились в распоряжении сельского общества, которое пользовалось ими на уравнительных началах. Государство налагало на общинников определённые повинности. При 2 – 3 душах в семье на хозяйство приходилось около 10 рублей разных налогов.
Как и прежде основным источником дохода кандалакшан являлся сельдяной промысел. Его вели «всем миром», улов продавался на месте, а деньги делились на всех участников согласно «паёв». Расчёт вёлся так: один работник-ловец – 1 пай, карбас – 1 пай, а невод, в зависимости от длины, приравнивался к 1 – 3 паям. Понятно, что при таком раскладе основная часть добычи отходила собственникам орудий лова.
В 1870 году в Ковдской волости (Кандалакша, Княжая губа и Ковда) весь доход от рыбного промысла составил 22 тысячи рублей, из которых один крестьянин получил 10 тысяч рублей, другой – 2 тысячи рублей, трое – по 500 рублей, десять – от 100 до 500 рублей, а все остальные (211 домохозяйств) – немногим более 6 тысяч рублей….
Работа на рыбных промыслах была занятием опасным, мужчины часто погибали, оттого в поморских сёлах было сравнительно много вдов и сирот. В Кандалакше из числа общинников 14 человек питались милостыней (3 мужчин, 5 женщин и 6 детей).
В конце XIX века в окрестностях Кандалакши начинает интенсивно развиваться лесопильное производство. Медленно растущая северная сосна давала превосходную древесину – мелкослойную, плотную, смолистую. Благодаря этому она пользовалась большим спросом у фабрикантов, изготовлявших мебель и музыкальные инструменты. В 1890 году лесопромышленник Н.О. Шарвин, возглавлявший фирму «Н. Русанов сын» построил первый в Заполярье лесопильный завод, который расположился на острове Берёзовом, там, где река Ковда впадает в Кандалакшский залив. Рабочая сила (до 2 тысяч человек) нанималась в разных уездах Олонецкой и Архангельской губерний, так как местное население очень неохотно шло работать на предприятие. Помимо завода, был оборудован порт, построены жилые бараки, здание таможенной заставы, склады. Почти вся продукция завода шла за границу. Чуть позже – в 1899 году такой же завод построили на острове Оленьем. Его хозяином была шведская фирма «Г. Ослунд». В 1901 году англичанин К. Стюарт построил третий лесопильный завод на острове Овечьем. К этому времени Ковдский порт благодаря перевозке пиломатериалов занял среди беломорских портов второе место после Архангельска.
По технической оснащённости эти лесопильные заводы не уступали аналогичным предприятиям Скандинавских стран, а по числу рабочих были вдвое крупнее их. Общая стоимость годовой продукции заводов составляла по тем временам огромную сумму – около 1,5 млн. рублей. В 1913 году из Ковдского порта было вывезено пиломатериалов за границу на 1 274 945 рублей.
В конце XIX века в России на самом высоком уровне рассматривается вопрос о соединении железной дорогой незамерзающего Баренцева моря с центральными районами страны.
Нижегородский губернатор генерал-лейтенант Баранов указывал, что в связи с необходимостью устройства военного порта на Мурмане следует соединить незамерзающие гавани Мурманского берега с Кандалакшей, чтобы впоследствии Кандалакша была соединена железной дорогой с линией Вологда – Архангельск.
Строительство дороги началось в 1915 году. Первым начали строить участок Петрозаводск – Сорокская бухта, затем Кандалакша – Мурманск, и, наконец, Сорокская бухта – Кандалакша.
Оборудование для строительства дороги поставляли фирмы США, Англии, Франции, Норвегии. Кроме русских рабочих, на строительстве дороги использовались военнопленные – немцы, австрийцы, мадьяры, чехи, словаки и другие.
3 ноября 1916 года у станции Пояконда произошла стыковка пути карельской части дороги с Кандалакшской. С этого дня по всей дороге от Петрозаводска до Мурмана открылось сквозное движение. А 15 ноября 1916 года Мурманская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию.
Проведение железной дороги от Петрозаводска до Мурманского побережья протяжённостью более 1000 километров заняло в общей сложности 20 месяцев рабочего времени. Были достигнуты невиданные в мировой практике темпы прокладки рельсового пути – в среднем по 52,5 километра в месяц (на Кольском полуострове – по 26 километров в месяц).
Пропускная способность дороги была весьма скромной – около 40 тысяч пудов груза в сутки, причём только в одном направлении. Скорость движения поездов равнялась 8 – 10 километрам в час.
Со строительством железной дороги в Кандалакше началось срочное возведение причала. Ведь для строительства «чугунки» требовались многие тысячи тонн грузов, а подвозить их иначе, как морем, не было иной возможности.
Первым портовым сооружением стала построенная летом 1915 года деревянная пристань. Затем к ней подвели железнодорожную ветку, а неподалёку построили первое здание депо для сборки и ремонта паровозов, и пошли в Кандалакшу грузовые пароходы. Именно они доставили из Америки первую партию паровозов – 11 штук, которые поставлялись в разобранном виде. Это были локомотивы фирмы «Партер», их собирали на месте российские и американские специалисты. 1915 год по праву считается годом рождения Кандалакшского морского торгового порта.
После Октябрьского переворота началось интенсивное промышленное развитие Кольского Севера. Новая власть энергично принялась за освоение и укрепление своих северных рубежей.
В 1925 году приступил к работе Кандалакшский рыбоконсервный завод, положивший начало консервному производству на Кольском полуострове. К 1929 году завод выпускал 10 тыс. банок рыбных консервов в день.
Железная дорога, как важнейшая транспортная артерия находилась под неусыпным вниманием. Она расширялась и модернизировалась. Уже в 1925 году в Кандалакше построили каменное здание паровозного депо с поворотным кругом, а спустя всего 9 лет, 4 ноября 1934 года был торжественно открыт первый на Севере электрифицированный участок железной дороги: Кандалакша – Апатиты – Кировск.
В 1936 году вступил в строй действующих Кандалакшский механический завод, преобразованный из ремонтно-механических мастерских. В 1937 году на нём уже работало 515 человек. Незадолго до войны завод передали в состав судостроительной промышленности.
30 июня 1934 года Нива ГЭС – 2 вступила в строй. Первый агрегат первой в Заполярье гидростанции дал ток. В это же время развернулись проектно-изыскательские работы на Нива ГЭС – 3. Мощная подземная гидростанция должна была обеспечить электроэнергией Кандалакшский алюминиевый завод, строительство которого велось параллельно.
С началом крупного индустриального строительства на Кольском полуострове Кандалакша стала востребована как значительный пункт перевалки грузов, доставляемых морем. Рядом с деревянной пристанью построили перегрузочный комплекс, которому в 1935 году официально был присвоен статус морского порта.
В 1938 году рабочий посёлок Кандалакша получает статус города. Её вводят в состав только что образованной Мурманской области. На тот момент в городе проживает свыше 20 тыс. человек (без населённых пунктов района).
Но мирная жизнь вскоре закончилась: грянула Великая Отечественная война. Фашисты, опьянённые лёгкими победами в Западной Европе, рассчитывали на быстрое окончание военной компании. Операция по захвату Кандалакши получила кодовое название «Зильберфукс» (Черно-бурая лиса). Гитлеровцы прекрасно понимали, что взятие города отрежет от Большой земли незамерзающий порт Мурманск и усложнит доставку военных грузов от союзников.
Тяжёлые бои на подступах к Кандалакше и к станциям Кировской железной дороги шли всё лето 1941 года. Ценой огромных усилий наступающие немецко-фашистские части были остановлены на 87-м километре алакурттинской дороги. Операция «Зильберфукс» закончилась провалом. Но война продолжалась! Не достигнув желаемого, гитлеровцы яростно бомбили город и железнодорожную станцию. Но переломить ситуацию они уже не могли. Железная дорога работала надёжно, обеспечивая бесперебойное движение поездов с военными грузами. 34 работника Кандалакшского отделения железной дороги – машинисты, кочегары, стрелочницы – погибли при проводке эшелонов, были жертвы и среди мирного населения.
В октябре 1944 года после успешной операции группировка фашистов была разгромлена. Советские войска вступили на территорию Финляндии и Норвегии. Война на Севере (в основном) была завершена. Немцы потеряли здесь 100 тыс. солдат, матросов и офицеров, 865 боевых кораблей и более 2 тыс. самолётов.
Жизнь понемногу налаживалась. Люди, выжившие в страшной мировой бойне, возвращались к мирному труду. Нужно было завершить начатое.
Возобновилось строительство Нива ГЭС – 3, и в декабре 1949 года подземная гидроэлектростанция дала первый ток. На следующий год её пустили на полную мощность. Далее заполярные гидростроители в короткий срок ввели в строй третью гидростанцию на реке Ниве – Нива ГЭС – 1, которая начала выдавать промышленный ток в декабре 1952 года. С пуском Нива ГЭС – 1 завершилось освоение энергетических мощностей реки Нивы.
В 1949 году продолжилось прерванное войной строительство Кандалакшского алюминиевого завода, который уже 28 января 1951 года выдал свой первый алюминий. Прошло ещё четыре года и имя завода зазвучало в числе лучших в своей отрасли.
В 1958 году началась реконструкция порта, строительство новых причалов, складских помещений, мастерских. В порт были доставлены первые портальные краны взамен действующих ранее железнодорожных, малой грузоподъёмности.
Постепенно возрождались и другие предприятия города. Страна вступала в новый исторический этап….
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Кандалакша. Гора Крестовая, Вавилон и Монастырский наволок
Кандалакша. Город у беломорских шхеров
Кандалакша — самый южный город Кольского полуострова. Находится за Полярным кругом на берегу Кандалакшской губы Белого моря. Дорога на Терский берег, в Умбу, Варзугу и Кузомень идёт через этот населённый пункт. И, в соответствии с планом нашего автопутешествия, мы не могли мимо этого города проехать. Небольшой рассказ об этом северном городе и о достопримечательностях в его округе — в этом моём рассказе.
Кандалакша. О городе. История и топонимика места
Происхождение названия города. Что означает слово «Кандалакша»
Вариант второй: Происхождение слова саамское. » Кандас» по-саамски — «вьюк» и «лухт» — залив, губа. Вьючная губа. Скорее всего — это место, где навьючивали оленей. Чтобы продолжить заканчивающийся морской путь — по суше.
Также есть легенда о двух братьях. Канта и Лахти. Которые, когда-то, проживали в этих местах. И были первыми здесь поселенцами. От их имён и получил название город. «Канталахти»
История кандалакшского побережья
Существуют разные научные мнения о том, с какого периода вести отчёт истории этого города. Есть версии, что уже в IХ веке здесь могли находится селения рыбаков и охотников. Но первым достоверным письменным свидетельством о том, что на территории нынешнего расположения города, в месте впадения в Белое море реки Нива, располагалось селение Кандалакша — являются документы Московского государства за 1517 год. Логично было бы предположить и то, что эти земли Кольского полуострова, освоенные Великим Новгородом много ранее, могли иметь в этих местах поморские тони, по примеру существования Варзуги или Умбы.
Точно известно, что в 1526 году в Кандалакше была построена церковь рождества Иоанна Предтечи. А чуть позже, спустя два десятилетия, здесь был основан Кандалакшский (Кокуев) мужской монастырь. Духовным основателем церкви и обители являлся Феодорит Кольский. Архимандрит Русской церкви. Один из первых просветителей лопарей (саамов).
Кандалакшский залив. Белое море
Феодорит Кольский
Феодорит Кольский (1481, Ростов — 17 августа 1571, Соловецкий монастырь) — прославлен Церковью в лике преподобных. Личность достаточно примечательная. Нет источников, где он получил блестящее образование.
С 12 лет Феодорит — переписчик книг при Соловецком монастыре. Посещал Александра Свирского и «заволжских старцев». Удалялся для уединённого жительства к устью реки Колы (север Кольского полуострова). Являлся первым составителем письменности и переводов церковных текстов на саамский язык. Вёл среди местного населения миссионерскую деятельность, несмотря на сопротивление колдунов-нойдов. Был духовником митрополита Московского Макария и князя Курбского.
Страница Лицевого летописного свода «И почтил государь за столом митрополита и святогорцев дарами, отпустил их в Царь град, а к патриарху послал вместе с митрополитом Ивашку Волкова с грамотой, а в Святую гору послал бывшего архимандрита Евфимиева монастыря Феодорита».
В конце жизни Феодорит Кольский удалился в Соловецкий монастырь. Где и похоронен после своей кончины.
Басаргин правёж в Кандалакше
С подчинением Терского берега (южного побережья Кольского полуострова) и территорий Кандалакши Москве в 16 в, области эти отданы под управление наместника Двинской земли (восточный берег Белого моря у Архангельска). Местные поселения в то время были обложены непомерными налогами, откупами. Так называемой «десятиной» (десятая рыба). В результате этих откупов происходили массовые злоупотребления. В историю вошёл так называемый «Басаргин правёж». Взыскание налогов и податей по ложному иску двинских промышленников к селянам Варзуги. Опричники возглавляемые Басаргой Леонтьевым насильно захватывали крестьянское имущество, «секли и развозили» дворы варзужан. В том числе карательная экспедиция Басарги прошлась и по дворам Кандалакши, Умбы, Порьей губы, Ковды и Керети.
Поморы лишились промысловых судов, рыболовных снастей и других орудий труда. У многих крестьян не осталось продуктов питания, одежды и обуви, домашней утвари. Население, оставшееся без средств к существованию, гибло от голода и болезней. Царский писец Василий Агалин, объясняя огромную убыль податного населения на Терском берегу, сообщал: «А запустели те волости от двинского иску, от Басарги правежу, от голоду и от лихого поветрия».
Устье реки Нива. Старое поморское кладбище
Интервенция и набеги иностранных держав на Кандалакшский берег
За историю своего существования Кандалакша не раз подвергалась и нападению иноземных захватчиков. Так, в мае 1589 года шведские войска практически уничтожили Кандалакшу. А вновь отстроенная она разорялась шведско-финскими десантами в 1591 и 1598 гг. Во время Крымской войны на этот берег пытались высадиться отряды английского флота. Но местные жители отразили нападение врага.
Кандалакша в годы Советской власти
После октябрьских событий 1917 и, с начавшейся Гражданской войной на территории бывшей Российской Империи, на южный берег Кольского полуострова не раз высаживался десант стран Антанты. Погибшим соотечественникам в борьбе с силами интервентов в Кандалакше установлен памятник.
Памятник жертвам интервенции в Кандалакше
В 1920 г поселение было включено в состав Карельской трудовой коммуны. А в 1938 Кандалакше присвоен статус города. И в том же году Кандалакшский район вместе с районным центром выведены из состава Карельской АССР и вошли в состав Мурманской области.
В годы Великой Отечественной войны здесь действовал истребительный батальон Красной Армии и отряды самообороны.
В Кандалакше действует алюминиевый завод и небольшой морской порт. Город — крупный узловой железнодорожный узел.
В настоящее время в этом городе проживает около 30 тыс. жителей.
Кандалакша. Прогулки по окрестностям
Приехали мы в Кандалакшу уже к вечеру. Гостиницу, что была забронирована — нашли легко. Район знакомый. Местные его почему-то называют «Япония». Здесь, как и в самой Кандалакше, мы уже бывали, но так ни кто и не дал точного ответа, почему этот район носит такое название.
Гостиница расположена на правом берегу реки Нива. У самого устья и места впадения её русла в Кандалакшскую губу залива. Место достаточно колоритное. И, по-настоящему «поморское». Здесь «пахнет» Севером и суровостью беломорской природы.
Правый берег реки Нива
Кандалакшская Япония
Отель с названием «Помор». Обычная, простая гостиница. Для не слишком взыскательного путника.. Как говорится — «без излишеств».
Гостиница «Помор»
Интерьеры гостиницы
Интерьеры гостиницы
Закинув вещи в номер и одевшись теплее мы отправились прогуляться по побережью. Августовская пагода этого дня — холодный порывистый ветер и температура около 7-8 градусов. Север, однако.
Возле гостиницы старые заброшенные дома. С заколоченными ставнями.
Устье реки Нива. Вид на Кандалакшскую губу
По соседству с нашей гостиницей — база МЧС и яхт-клуб. Вполне современного вида. И выглядят очень прилично.
Яхт-клуб
Яхты у пирса клуба:
Яхт-клуб. Пирс
Отель «Помор» находится недалеко от церкви Иоанна Предтечи. Храма, возведённого в 2005 году на том самом месте, где когда-то основал первый храм в Кандалакше Феодорит Кольский. Чуть в стороне, ближе к гостинице установлена вот такая небольшая часовня:
Часовня храма Иоанна Предтечи
Свою прогулку мы решили продолжить на другом берегу реки Нива. В том самом месте, где находился когда-то Монастырский наволок.
Про это место написал стихи поэт Николай Колычев
Я выхожу к заливу на пустырь,
И, становясь к векам минувшим ближе,
Там, где сегодня рушатся кресты,
Я вижу Кандалакшский монастырь
И колокол, гудящий мерно, слышу.
Находится наволок на левом берегу устья реки Нивы. Проще всего сюда добраться на своём авто. И в этом месте можно практически выехать на крутой берег Кандалакшской губы Белого моря. И отсюда открываются великолепные виды. на острова-луды, на сам берег беломорского побережья и ближайшие окрестности.
Непогода, морось, сильный холодный ветер не стали препятствием для нашей прогулки. А лишь сильно ограничили наш променад по времени. Потому, мы сделали несколько фото, подышали свежим морским воздухом и отправились восвояси. Нам нужно было отдохнуть с дороги. На завтра у нас были обширные планы. И, потому, всего несколько кадров с того вечера. Сам дальнейший и подробный рассказ будет ниже.
Вечер на Монастырском наволоке:
Вид на правобережье реки Нива. Одно из зданий салатового цвета — наша гостиница. За ней — видны купола храма Иоанна Предтечи
Монастырский навалок. Экологическая тропа. Нижняя Кандалакша
Наволок — ойконим, вид топонима. Особенно распространён на русском Севере. Существует масса населённых пунктов и мест с таким названием. Как правило обозначает намытый мыс на море, озере. Или часть суши между водоёмами. Через которую есть необходимость волочить лодку. Также может обозначать низменное место на берегу. Куда наносится много ила или грунта.
Устье реки Нива, Кандалакшская Япония и Монастырский наволок — территория условно называемая местным населением «Нижней Кандалакшой». И немудрено. Это часть города, прилегающая к побережью Белого моря, находится на самом западе городской границы. Монастырский наволок расположен (как я уже упоминал) на левом берегу реки Нива.
В морской отлив устье Нивы обнажается. И по дороге к наволоку, по правую руку от дороги, открываются красивые виды.
Отлив. Устье реки Нива:
Отлив. Река Нива
Устье реки Нива
Хорошо с левого берега просматриваются частные дома и постройки горожан. Над крышами строений возвышаются купола храма Иоанна Предтечи:
Кандалакша. Вид не правобережье реки Нива
Левый берег реки Нива
Мы несколько раз останавливались по дороге, чтобы сделать фото. На этом, левом берегу, далее, виднеется уже и сам мыс наволока. А в непосредственной близости от него — частные постройки. Дорога на Монастырский наволок проходит мимо поморских домов. Возможно, что когда-то здесь было самостоятельное, отдельное поселение. Сейчас — это черта города. Так называемая «Япония».
Лодочные гаражи и деревянные дома на фоне мыса Монастырского наволока
С самого мыса, на котором расположен наволок открываются вот такие виды на Кандалакшу:
Частные дома. На заднем плане — городские многоэтажки:
Вид на русло реки Нива с Монастырского наволок
В кадре — жилые кварталы города:
Жилые кварталы Кандалакши
На противоположном берегу Нивы — портовый кран:
Кандалакшская губа
На островках лудах, навигационные знаки по фарватеру губы:
Вид на Кандалакшскую губу в сторону материка
В восточной части выхода Кандалакшской губы в открытое Белое море — ещё более живописные виды:
Белое море
Мы спустились к самому берегу. Море отливом выносит водоросли, коряги-топляки и медуз. Гулять по каменисто- песчаному берегу — комфортно. А виды на морскую гладь — великолепные:
Монастырский наволок. Берег Белого моря
Каменистый берег
Обитатели побережья
Как я уже описывал — на Монастырском наволоке находится старое поморское кладбище и памятный знак жертвам интервенции. Также, здесь находятся две нежилые постройки. Железные короба какого-то технического сооружения (возможно, имеющего отношение к геодезическим или метеорологическим объектам) и внушительное бревенчатое строение.
Строения на Монастырском наволоке
Не знаю, имеет ли отношение деревянное пустующее здание к съёмкам фильма «Раскол», но выглядит оно очень колоритно. Здесь, На Монастырском наволоке, режиссёр Николай Досталь снимал свою 20-ти серийную эпическую картину.
Экологическая тропа и Каменный лабиринт «Вавилон»
С наволока начинается так называемая «Экологическая тропа». О ней и о истории Монастырского наволока рассказывает установленный стенд.
Информационный стенд на Монастырском наволоке
Про экологическую тропу
С 2009 года активисты движения «Экодозор» Кольского экологического центра начали создание памятника природы «Кандалакшский берег». С 2011 года появилась «экологическая тропа». Она идёт от Монастырского наволока к древнему каменному лабиринту. Вот как её маршрут схематично нарисовал кандалакшанин Валентин Мыздриков:
Экологическая тропа. Схема
По тропе можно идти двумя путями. По самому берегу моря или чуть выше, по тропинке, идущей через лес. Вдоль моря можно добраться до лабиринта только в отлив. Так как маршрут огибает отвесную скалу Барыню. Или, как её ещё здесь называют — Земец (Зимец). Не так давно у Барыни был найден клад старинных монет. Скорее всего он был сделан неизвестным местным жителем во время одного из шведско-финских набегов на Кандалакшский берег в 16 веке.
Мы же чередовали наш маршрут. Следуя по верхней тропе и спускаясь к самому берегу.
Экологическая тропа. Кандалакша
Экологическая тропа. Берег Белого моря
Таблички
Тропинка, что выше, над берегом, обозначена табличками. На табличках – детские рисунки и слоганы с забавными лесными персонажами. Так местные экологи просят посетителей тропы вести себя в лесу подобающим образом.
«Вокруг лесная красота, нет здесь места для костра». Рассказывает муравей правила поведения в лесу:
Плакат на экологической тропе
Правда, кажется, не все к муравью прислушиваются.
А вот, к примеру, заяц с метёлкой:
«Не сори в лесу, позову лису!»
Экологическая тропа. Кандалакша
Говорят, что здесь, ранее, было очень и очень много мусора. Но благодаря «Экодозору» удалось привести этот берег в порядок. Здесь действительно достаточно чисто. А первозданная красота леса и берега – радует глаз.
На лесной тропинке также присутствуют стенды с описанием флоры. Даже непосвящённый в тонкости живой природы, может, ориентируясь на эти таблички, узнать о растительном и животном мире Кандалакшского берега. В местах здешних встречаются растения эндемики и виды занесённые в Красную книгу. Прогулка по экологической тропе – по силам даже ребёнку. И может быть познавательной для любого возраста. Ну, а уж о красоте этих мест можно судить по фотографиям, которые я привожу в этой статье.
Вид на Кандалакшскую губу
Экологическая тропа
Беломорский пейзаж
Интересное о самом каменном лабиринте «Вавилон»
На Кольском полуострове на сегодняшний день обнаружено несколько каменных лабиринтов. Этот, расположенный у острова Малый Питкуль у Монастырского наволока в Кандалакше, был описан С.Н. Дурылиным. Во время его командировки на Север от Московского Археологического Института. В 1911 году. Исследователь тщательно зарисовал лабиринт и описал его.
«..На каменистой почве, с еле-еле пробивающейся травкой, расположен самый лабиринт – по местному названию «Вавилон». Это – неправильной формы эллипс, имеющий по диаметру 14 и в ширину – 10 шагов…Между тонкими невысокими заграждениями из камней идёт дорожка, настолько узкая, что на ней может поместиться лишь одна ступня. Вход в лабиринт всего один – с востока, со стороны противоположной морю, — которое на западе…»
Каменный лабиринт «Вавилон». Кандалакша
До сих пор у учёного мира нет точного ответа на вопрос, для чего древние строили подобные сооружения. Есть две основные версии, объясняющие появление каменных лабиринтов.
Версия первая
Ей придерживаются историки и археологи Северо-Запада. Соотнося каменные лабиринты к символике «западного» христианства. Его «североевропейского» варианта. И кандалакшский лабиринт достаточно логично вписывается в эту версию.
Несмотря на то, что табличка-плита у «Вавилона» указывает на то, что объект датируется 2-м тысячелетием до нашей эры, учёный мир доказал, что возраст данного лабиринта много моложе. Даже внешне сложно поверить в то, что за 4 тысячелетия камни лабиринта не покрылись мхом. На них отсутствуют лишайники, а сам лабиринт не покрылся от времени дёрном.
Кроме того, для определения возраста Кандалакшского лабиринта проводились исследования по перемещению береговой линии моря. Которые свидетельствуют, что возраст данного сооружения не древнее второго тысячелетия нашей эры. Такие вот расхождения с этой табличкой. Возможно, что датировка на ней – более впечатляет захожего туриста, чем знающего опыт археологических исследований:
Информационная плита у лабиринта
Версию христианского происхождения этого лабиринта обосновывают процессом евангелизации северных территорий. Об этом, в частности, говорит М. Шахнович в своей книге «Валунные лабиринты Заполярья или первые христиане на Крайнем Севере». Сторонники этой версии (а их не мало) проводят параллели между изображениями в храмах Италии или с изображённым лабиринтом на иконе Успенской церкви Гефсиманского скита уТроице-Сергиевской лавры.
Вторая версия происхождения лабиринта
(Признаюсь, она мне самому больше нравится)
В существование этой версии внёс большой вклад историк и археолог Н. Н. Виноградов. Краевед, большой знаток карело-финского эпоса. Его авторству принадлежат объёмные труды по изучению культуры Севера. В одной из своих книг («Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников») он утверждает, что лабиринт – это символическая дверь в «Мир мёртвых». Не место погребения. А именно ритуальное место для совершения культовых обрядов.
Шаман (нойд) с прахом умершего входил в Лабиринт, разбирал каменную пирамиду в центре, высыпал прах на землю, после чего собирал пирамиду и выходил из Лабиринта. В соответствии с доводами Виноградова время возведения лабиринтов на Севере – поздний Бронзовый век. Казалось бы, тут есть нестыковка во временной датировке. Так как Кандалакшский лабиринт выстроен в более позднее время. Однако, возможно, что каменный лабиринт «Вавилон» был одним из самых поздних по времени возведения. И, вполне возможно, что существуют в этом районе и более древние лабиринты. Но пока ещё не открытые.
Помню, в свои школьные годы, в советское время, основной версией происхождения лабиринтов на Севере, являлась гипотеза о промысловой и практичной цели их строительства. Дескать, строились они на побережье. И использовались для ловли рыбы. Во время прилива рыба должна была в подобные лабиринты заходить. А с отливом, как в своеобразной мерёже – оставаться в запутанных каменных ходах и служить добычей человеку.
В общем, кандалакшский лабиринт – одно из загадок этих мест. И поломать голову над решением их, почувствовать себя шаманом, теологом, археологом-реалистом – предоставляется прекрасная возможность каждому при посещении местного «Вавилона».
Кандалакша. Каменный лабиринт
Нам же, не ищущим простых путей, предстояла дорога на гору Крестовую. Высокую сопку в непосредственной близости от Кандалакши. Рассказ об этом, далее.
Гора Крестовая. Кандалакша. Поклонный крест и прекрасные виды с горы. Идём к вершине
— А здесь можно подняться на гору?
-От чего ж нельзя? Забраться можно. Только смотрите там…вчера и ночью по этому подъёму медведь бродил.
— Ну, да. Медведи здесь – не редкость.
Такой диалог состоялся у нас со служащим турбазы. К которой мы подъехали в соответствии с указанием навигатора. База эта – горнолыжная. При ней – мотель. Находится база на выезде из Кандалакши в сторону Умбы. В непосредственной близости от горы Крестовой. Здесь, по склону горы, на котором стояли неработающие подъёмники (лето, не сезон) мы и отправились на вершину. Туда, где на самом верху виднелся поклонный крест.
Кадр с вершины горы Крестовая. Поклонный крест:
Кандалакша. Гора Крестовая. Поклонный крест
Не могу сказать, что слова служащего турбазы привнесли в наш подъём комфорт. Ощущения, когда видишь свежие медвежьи следы под ногами, медленно поднимаясь по узкой горнолыжной просеке, окружённой с двух сторон густой лесной тайгой — так себе. Такое чувство, что за тобой из лесной чащи следит пара невидимых глаз. Но всё прошло без эксцессов. И самого Хозяина тайги мы не встретили.
Высота Крестовой горы в Кандалакше — 321 метр. Вроде бы, не особо и высокая точка. Но подъём достаточно крут. И мы, гружёные фотоаппаратурой, несколько раз делали остановку, чтобы перевести дух.
С высотой подъёма перед глазами открываются новые горизонты окрестностей. И увиденное — впечатляет.
Вот. кстати, как выглядит склон, по которому мы поднимались. Там, внизу, в правой нижней части кадра — строение горнолыжной базы. От самой вершины синяя крыша здания выглядит едва приметной:
Подъём на гору Крестовая
Хорошо просматривается отсюда сама Кандалакша. Город — как на ладони:
(Снято длиннофокусным объективом (с большим увеличением)
Вид на Кандалакшу с горы Крестовая
Кандалакша
Краны Кандалакшского порта:
Морской порт
А вот такие виды открываются на юго-западе. Там, вдали, виднеются более высокие сопки. На их вершинах лежат вечные снега:
Кандалакшский залив
Поклонный крест и виды с вершины горы Крестовой
Неспешный подъём занял у нас не более получаса и, вот мы на самом верху!
Высота горы Крестовой (321 метр) — не самая высокая доминанта возле Кандалакши. Но это, пожалуй, самая доступная для подъёма возвышенность для тех, кто желает увидеть красоту этих мест с высоты, не утруждая себя длительными пешими маршрутами. С Крестовой хорошо просматриваются острова-луды к выходу в Белое море из Кандалакшского залива и губы:
Кандалакшская губа. Луды
Вид с горы Крестовая на залив
На западе величественно выглядят беломорские шхеры вдоль побережья. В ту сторону — дорога на Умбу, Варзугу и Кузомень. Там — Терский берег. Виднеются строения посёлка Лувеньга. возле подножия Домашних гор (547 и 539 м)
Беломорские шхеры
Поклонный крест горы Крестовая
Поклонный крест, что на Крестовой горе — установлен в 2006 году. Его высота — 5 метров. Как утверждают, местные, воздвигли его на том самом месте, где поставил поклонный крест Феодорит Кольский. В 16 веке. На месте древнего саамского капища. В 1915 году крест был повален бурей. И до 2006 года на вершине Крестовой горы христианского символа не существовало.
Устанавливали нынешний — «как полагается». 200-т килограммовый крест на вершину несли верующие буквально на своих плечах.
Поклонный крест
Кандалакшские тундры
Вершина горы Крестовая абсолютно свободна от растительности. Мхи, лишайники, редкие кусты брусники — пожалуй всё, что здесь растёт. От низа к вершинам сопок — растительность редеет. А на вершинах — настоящая тундра.
Само слово «тундра» произошло от карело-финского tunturi. Что буквально означает «высокая безлесная гора». Так, здесь и существуют понятия Лувеньгиских и Кандалакшских тундр. И чтобы оказаться в них, нужно всего лишь подняться на пару сотен метров в сопки.
В кадре (что ниже) настоящая растительность тундры вершины Крестовой. Лишайники. Симбиоз водорослей и грибов. Лишайники живут веками. А растут очень и очень медленно. Всего на несколько миллиметров в год. Эти, возможно, ещё помнят древнее капище саамов.
Лишайник
На пустой каменистой вершине Крестовой — поклонный Крест, да геодезическая постройка.
Геодезическая постройка
Кое-где, немногочисленные рукотворные сейды, установленные явно нынешними туристами.
Сейд
Виды с горы действительно потрясающие. Но, как-бы там ни было, полюбовавшись окрестностями и сделав несколько кадров, мы засобирались в обратный путь. Нас ждала дорога на Умбу.
В кадре эта дорога едва ли просматривается среди густой тайги. (Левая нижняя часть фото):
Вид на Беломорские шхеры и дорогу на Терский берег
Сделав несколько кадров на прощанье…. мы начали обратный спуск.
P.S. Где находится Монастырский наволок, лабиринт «Вавилон» и гора Крестовая
На карте — местонахождение Монастырского наволока. Доехать до него можно на любом авто. Дорога — хорошая.
До лабиринта можно добраться двумя путями. Либо по экологической тропе, о которой я писал в этой статье. Либо объехав Крестовую гору направляясь на Умбу. У подножия горы расположена автостоянка. Её хорошо видно с дороги. Со стоянки идёт тропа к лабиринту. Указатели о направлении движения — имеются.
Гора Крестовая возвышается над Монастырским наволоком. И на неё удобно забираться таким путём как мы. Двигаясь на Умбу проезжаем мост через Ниву и, практически за знаком обозначающем конец границы населённого пункта — поворот к турбазе. Указатель на дороге есть. Не увидеть его — сложно.
P.S.P.S.
2019. Россия. Кольский полуостров. Кандалакша. Автопутешествие на Терский берег.
Продолжение нашего путешествия, следующая часть маршрута: Путешествие на авто в Умбу
Предыдущая часть нашего автопутешествия здесь: Пересекаем Северный полярный круг
«Северное меню» сайта:
А тут — страничка Копытного в Инстаграме: Drunkyhorse
Подписаться на новые статьи на сайте: