Кто такие феи и откуда они взялись

Феи: их происхождение и отношения с людьми

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Феи часто встречаются в различных сказаниях и историях. Всем известно, что это человекоподобные существа, которые обладают магической силой. Облик и представление о них из века в век менялось, поэтому их довольно трудно описать с большой точностью. Человеку нечасто удается познакомиться с ними и их миром, поэтому каждый раз подобные встречи уникальны и становятся основой для нового мифа. Все же они плотно вошли в культуру и существуют в разных образах уже многие годы.

На вопрос «откуда появились феи?» обычно отвечают, что родиной фэйри (это альтернативное название) считается Британия. Именно оттуда пошли рассказы об этих удивительных существах по всей Западной Европе. Первые упоминания о них появляются еще в дохристианскую эпоху. Тогда они были вполне себе похожи на людей, разве что уступали им в росте. Они обладали магическими силами и были бессмертны. В викторианскую эпоху в Великобритании их внешность в представлении людей значительно преобразилась. Их стали изображать крошечными человекоподобными существами с крыльями, как у стрекозы или бабочки. Это неудивительно, так как по сказаниям фэйри любят создавать иллюзии и появляться в разных обличьях перед людьми. Поэтому их подлинная внешность неизвестна.

Характер и склонности

Вообще, о характере и склонностях фей существует множество суждений. Кто-то считает их добрыми, приводя в пример фею-крестную, кто-то злыми. Но истина находится где-то посередине. Фэйри – недобрые и незлые. У них вообще нет таких понятий. Если говорить о характере, то феи бывают капризными, ведут себя подобно маленьким детям, и с людьми они также: если им кто-то нравится, то можно считать, что он попал в хорошие руки, если же нет – жди беды. Они любят забавы, шалости и розыгрыши до такой степени, что не знают в этом меры, и иногда могут очень сильно раздражать. Но злиться на них не стоит. Фэйри вынуждены были отселиться от людей, так как последние стали их притеснять. В отместку, ввели в практику похищение и подмену человеческих детей. Случайно встретившемуся на пути человеку не стоило их злить – феи могли очень жестоко над ним пошутить, в худшем случае, он мог бы пропасть навсегда.

Не чужд им снобизм в отношении людей. Люди сильнее их физически, они боятся всяких человеческих изобретений, тем не менее, для них люди – второй сорт, игрушка. Феи заманивают, околдовывают, и тут уж как повезет. Из-за этого же они любят, чтобы им приносили дары. Распространенными формами дара являются хлеб, сливки или кусочек масла. Некоторые считают, что такие формы дара должны отпугивать фей, так как они сделаны руками человека, то есть неестественны, тем не менее, во многих легендах это упоминается. Кстати говоря, в Ирландии распространено поверье, согласно которому нужно обязательно в одежду спрятать кусочек хлеба, чтобы отгородиться от магического воздействия, особенно это касается детей.

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

И все же, в Шотландии, к примеру, считают, что есть как плохие, так и хорошие представители этих существ. Одним из примеров может послужить зубная фея, хотя она и появилась в Испании (ее придумал писатель Луис Колома, дабы помочь справиться с болью от выпавшего зуба 8-летнему наследнику испанской короны Альфонсо XIII). Как выглядит зубная фея неизвестно, однако все знают, что если положить свой молочный зуб под подушку или в стакан с водой, то наутро там появится «компенсация» в виде монетки.

Происхождение фей

Версий происхождения несколько. В основном, они менялись у одних и тех же народов. Их легко перечислить. Феи – это:

Первое объяснение восходит к древности. В кельтских землях появились захватчики, которые взяли под контроль большинство населения. Часть же сбежала в леса, либо поселилась в пещерах. Они стали совершать ночные вылазки. Позднее, им стали приписывать магические способности, а также вышеупомянутые похищения и подмену детей. Позже появились истории, что они обитают в курганах – возвышенностях, где находится место погребения их предков.

Вторая версия относится к периоду появления христианства. Считалось, что с приходом могущественного единого бога, все прочие мелкие божества, отвечавшие за действия стихий, потеряли свою былую мощь, и они стали магическими существами.

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Третий вариант происхождения утвердился уже во времена главенства церкви. Феи здесь – существа, которые после бунта ангелов, остались на Земле, так как были ни достаточно злы, ни достаточны добры. Позже, когда в Англии стал распространятся пуританизм, фэйри стали ассоциировать с дьявольскими силами, а общение с ними считалось колдовством.

Четвертое объяснение схоже со вторым. Здесь они предстают в роли самостоятельных существ, одними из духов природы, в частности, люди определяли их к элементалям воздуха.

И, наконец, согласно пятой версии, это неприкаянные души умерших. В шотландском и ирландском фольклоре существовали банши или биншит (женские варианты). Зачастую к ним причисляли души некрещеных детей.

Закрепившись в мифологии и фольклоре, феи заняли нишу неуправляемой силы, которая повелевает человеком, несмотря на то, что исходит от маленьких существ, очередной раз напоминая ему о его зависимости перед более могущественной силой, о том, что не стоит считать себя всесильным и всемогущим, ибо это ни к чему хорошему никогда не приводит.

Источник

Кто такие феи – историческая справка

Во множестве детских сказок мы встречаемся с добрыми феями, созданы компьютерные игры, где персонажами так же являются феи, которым нужно помочь выбраться из цветочного плена или заколдованного замка, а они, в свою очередь исполняют желания героя игры. Но всегда ли феи были так милостивы и участливы к людям? Что говорит об этом история? Попытаемся разобраться.

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Вплоть до XIX века (включительно) к феям относились примерно так же, как в наше время к инопланетянам. Кто-то в них верил твердо, кто-то категорически отрицал их существование, кто-то колебался – то ли верить, то ли нет. Сейчас мы не можем сказать, как выглядят разумные существа с других планет (если они есть, конечно – каждый волен думать по-своему), такой же разброс в представлениях о внешнем облике фей существовал в свое время. Ведь только в XX веке они «превратились» в воздушные невесомые и прелестные создания, а до этого в фантазиях людей феи могли выглядеть как угодно: уродливыми гномами, симпатичными эльфами, коренастыми лепреконами, злобными троллями и так далее.

Люди считали, что феи ведут свое происхождение от падших ангелов и «по иерархии» находятся примерно посередине между человеком и дьяволом. То есть феи не настолько добродетельны, чтобы попасть в рай, но и не настолько испорчены, чтобы оказаться в аду.

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Жили феи под землей, но время от времени посещали человеческий мир, при этом оставаясь невидимыми. Иногда, очень редко, феи могли делать добрые дела для тех, кто оставлял на ночь еду на столе в преддверии их посещения, но чаще они вредничали и пакостили людям. Считалось, что даже произносить слово «фея» чересчур опасно, поэтому в разговоре фей обозначали иносказательно – «маленькие человечки», «добрый народец», «дивные человечки», и присваивали им прочие подобные эпитеты.

Находились и те, кто считал малорослых людей – карликов – феями.

Но вопреки общему представлению о недружелюбии «маленького народца», шахтеры отзывались о гоблинах или нокерах, якобы существующих на рудниках вполне положительно – ведь они указывали места с богатыми залежами руды. Правда, шахтеры считали, что эти «маленькие человечки» не что иное, как души евреев, которых за отвержение Христа отправили на шахты трудиться там до конца света.

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Современный человек далек от того, чтобы считать фей источником всех своих бед или болезней. Наоборот, в нашем представлении — это прекрасные воздушные создания где-то из области грез, детских сказок и мечтаний.

Источник

Существуют ли феи на самом деле?

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Фея на картине Софи Андерсон: Wikipedia / Art Renewal Center

Феи — популярные персонажи современных мультфильмов и сказок. Однако мало кто знает, что в них верили еще несколько тысячелетий назад. Правда, в те времена представления о феях были совершенно другими: их внешность, характер и роль в жизни человека считались совсем иными, нежели мы привыкли видеть на экране. Узнайте больше об истории маленьких людей, а также ответ на главный вопрос — существуют ли феи на самом деле.

Существуют ли феи?

Сейчас каждый ребенок знает, кто такие феи. С этим словом у человека ассоциируются крошечные человекоподобные существа с хрупкими крыльями за спиной. Или, в крайнем случае, добродушная старушка-крестная из сказки о Золушке. Однако с настоящими феями, пришедшими к нам из древней мифологии, эти персонажи имеют мало общего.

Как выглядят настоящие феи? Кельты и германцы представляли их такими:

Согласно другим мифологиям, настоящие феи отнюдь не крошечные. Их рост мог достигать человеческого, а то и выше. К тому же феи бывали не только женского, но и мужского пола. В Англии фей называли эльфами.

Еще один миф о феях — их добрый характер и стремление помогать людям. На самом деле существовали как дружелюбные, так и злобные феи. В деле они могли быть опасны: приносили неприятности и даже болезни. Однако были и те, кто помогал людям. В целом фей представляли как озорных и ветреных созданий.

Удивительная способность этих мифологических существ — перевоплощение. В кельтских источниках сказано, что фея способна обратиться в животное, человека и даже неодушевленный предмет, например драгоценный камень.

Более привычный для нас изящный образ феи появился лишь к концу XIX века — в эпоху романтизма. Творцы, вдохновленные народными легендами, стали по-своему изображать их внешность. Позже этот образ закрепился в авторских сказках, фильмах и мультипликации.

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Бывают ли феи на самом деле? И существовали ли они раньше? Сведения о встречах людей с настоящими феями неоднократно появлялись:

Научных подтверждений тому, что феи существовали ранее, тоже недостаточно. Упоминания о них есть только в мифах и легендах, а также в единичных свидетельствах людей. Более того, лингвисты утверждают, что словом «фея» издревле называли целый спектр магических существ, а не конкретного мифологического персонажа.

Название фей произошло от старофранцузского слова faerie, которое в свою очередь образовалось от латинского fata (‘дух’). Эксперты предполагают, что феями древние народы считали духов природы, в которых свято верили и почитали. К слову, хотя наука и не знает, существуют феи или нет, многие люди и сейчас склоняются к такой трактовке этого образа и продолжают в них верить.

Феи: интересные факты

Люди, которые твердо верили в реальность фей, существовали во все времена. Поэтому и сейчас многие продолжают изучать этот вопрос: где и как живут феи, существуют или нет эти маленькие создания, и если да — то как на самом деле выглядят. Среди тех, кто был убежден в существовании фей, были и знаменитые уважаемые люди.

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Вера в магических существ порождала много догадок, суеверий и любопытных феноменов. О самых интересных из них узнайте далее:

Феям нравится зеленый цвет

Кельты считали, что феи очень любят зеленый цвет и всегда используют его в одежде. Кроме того, им нравится все блестящее, они часто облачаются в сверкающие плащи.

Феи обожают петь и танцевать

Сказки гласят, что феи обожают петь и танцевать. Подтверждение этому есть и в древних легендах. Так, в многочисленных источниках сказано, что музыка фей — «божественна», а многие народные мелодии пошли именно от их песен.

Также считалось, что эти крошечные создания любят завлекать людей в свой танец. Но соглашаться категорически нельзя, иначе можно даже погибнуть.

Артур Конан Дойл верил в существование фей

Автор произведений о Шерлоке Холмсе Артур Конан Дойл непоколебимо верил в существование фей. Писатель был одним из тех, кого впечатлили те самые снимки 1917 года. И в этом не было ничего удивительного: фото, на которых были якобы изображены настоящие феи, стали одной из самых известных мистификаций прошлого века.

Дойл лично общался с девочками, которым посчастливилось встретиться с маленьким народцем, и в 1922 году опубликовал об этом книгу «Явление фей».

Талантливый автор так писал о феях: «Мысль об этих созданиях, пусть и незримых, придаст очарование каждому ручейку, каждой долине, наполнит романтическим чувством всякую загородную прогулку. Осознание их бытия высвободит разум двадцатого века из глубокой колеи материализма и заставит его понять, что в жизни есть место для чуда и тайны».

Общество исследования фей

Кроме Дойла, в существование фей верил лорд Даудинг — маршал британской авиации во Второй мировой войне. Он даже был членом Общества исследования фей. Несмотря на то что из-за этого многие считали военачальника чудаком, Даудинг заявлял: феи нужны «для роста растений и благополучия растительного царства».

В ХХ веке действительно существовало Общество исследования фей — полусекретная оккультная группа, члены которой собирали доказательства и сведения о существовании фей. Общество основали в Британии в 1927 году.

Феи и эффект Тинкербелла

В честь феи из «Питера Пэна» названо психологическое явление — эффект Тинкербелла, или эффект Динь-Динь. Дело в том, что в театральных постановках «Питера Пэна» зрителям предлагали спасать фею Динь-Динь от смерти: если они верят в фей, то должны похлопать в ладоши. Существование вещей только потому, что в них очень сильно верят, впоследствии и стали называть эффектом Динь-Динь.

К слову, у явления, описанного выше, есть и обратный эффект. Например, укрепление массового стереотипа о том, что вождение безопасно и легко, приводит к тому, что водители водят легкомысленно и создают все больше опасных ситуаций на дорогах.

Несмотря на отсутствие доказательной базы, многие исследователи продолжают искать сведения о реальности фей. Возможно, когда-нибудь мы сможем больше узнать о них.

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

ОТКУДА БЕРУТСЯ ФЕИ?

ОТКУДА БЕРУТСЯ ФЕИ?

Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие феи и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие феи и откуда они взялись. Картинка про Кто такие феи и откуда они взялись. Фото Кто такие феи и откуда они взялись

Как появились феи? Одни считают их наследниками наяд, нереид и «детей моря», лесных фавнов и нимф, оставшихся со времен античности. Другие склонны утверждать, что это падшие ангелы, которым суждено пребывать на земле вплоть до дня Страшного суда. Третьи уверены, что вера в маленький народец — отголосок столкновений между колонизаторами, заселившими Британские острова, и исконными обитателями этих мест, будь-то пикты или ирландские племена богини Дану (совсем как в «13-м воине», где ибн-Фадлану приходится сражаться с пещерными людьми, или ванами). Помимо прочего, фей и других волшебных существ принимали за «выродившихся» языческих богов — как кельтских, так и германских, — обитавших по всей Европе. Весьма вероятно, что бродячие духи или барабашки — не кто иной, как призраки умерших, не попавшие ни в ад, ни в рай. Прототипами великанов могли стать гигантские древние каменные изваяния, а драконы — и это обсуждалось вполне серьезно — потомки динозавров времен Юрского периода.

В каждой из этих версий есть своя, пусть и небольшая, доля истины. Правда, поверья о великанах существуют даже у тех народов, которые отродясь не видели Колосса Родосского, а драконы — в представлении обывателей — обитают отнюдь не там, где удалось откопать кости тираннозавров и рэпторов. Как справедливо заметил один английский капитан, русалки обыкновенно попадаются бывалым морякам — тем, что и за милю способны отличить человека от тюленя.

Как это ни парадоксально, но самый простой ответ на вопрос о том, откуда берутся буги, хобгоблины и феи, заключается в осознании того факта, что человек по своей природе — существо социальное, а жить в полном одиночестве ему как-то не с руки. Кошки, собаки, Лох-Несское чудовище, йети, пришельцы, люди с песьими головами — наши «добрые соседи». С течением времени «другим» приходится искать себе место на периферии Вселенной. Но без них никак нельзя, потому что кто-то же должен наводить ночью порядок на кухне, издавать странные звуки и веселиться в лесу, съедать запасы в погребе или в холодильнике, оставлять открытыми водопроводные краны или бочки с вином, греметь костями на кладбище и издавать странные звуки в туннелях метро, строить удивительные сооружения на вершинах холмов и оставлять необычные дырки или вмятины в каменных стенах.

«Волшебные существа» — энциклопедия для тех, кто хочет разобраться в этом весьма запутанном и пестром мире самых разнообразных и порою немыслимых созданий. Прежде всего, эта книга — подспорье всякому, пытающемуся выяснить, откуда авторы fantasy черпают свое вдохновение. Путеводитель по миру, которого точно не существует.

Первые барабашки, брауни, женщины, превращающиеся в змей, и мужчины, принимающие в полнолуние образ волков, были описаны еще средневековыми авторами: Гервазием Тильсберийским, Гиральдом Уэльским, Цезарием Гейстербахским, Уолтером Мапом и Гийомом Овернским. Представители этой писательской братии конца XII — начала XIII века — почти современники, некоторые даже встречались при дворе английского короля Генриха II (1154–1189) и поддерживали весьма дружеские отношения.

Расцвет творчества Гиральда Уэльского пришелся на последнюю четверть XII века. Его перу принадлежит немало сочинений, но наибольшую известность приобрели его историко-географические труды. В 1183 году он посетил Ирландию, чтобы помочь дяде и брату собрать сведения об острове и его населении. В 1185 году Гиральд участвовал в ирландской экспедиции принца Иоанна, младшего сына Генриха II. Тремя годами позже он закончил свой труд — «Топография Ирландии» — и прочитал его во время путешествия по Уэльсу своему покровителю, архиепископу Болдуину, отправившемуся проповедовать среди валлийцев идеи Крестового похода. Уэльская поездка тоже оказалась не напрасной, Гиральд собрал множество сведений, послуживших основой его книг «Путешествие по Уэльсу» (проповедь Крестового похода заняла два месяца) и «Описание Уэльса». Он стал практически первым писателем Средневековья, обратившимся к подробному рассказу о быте, нравах, обычаях и истории народов, населяющих определенную территорию, не обошел он вниманием и ландшафт, и флору, и фауну. Ничего подобного, за исключением «Истории гамбургских архиепископов» Адама Бременского (конец XI века) и «Истории Норвегии» (около 1170 года), в средневековой литературе прежде не было. Гиральд интересовался и преданиями, местными легендами, фантастическими историями — его смело можно назвать собирателем валлийского и ирландского фольклора. С годами он стал не только записывать предания, но и искать им соответствия в книгах, писаниях древних. В годы правления короля Генриха II и Ричарда Львиное Сердце (1189–1199) он был особенно увлечен своими изысканиями. Наблюдательный автор сумел разнообразить описания Уэльса и Ирландии (очень жаль, что его планам написать «Топографию Британии» было не суждено сбыться). В какой-то степени он подтолкнул своих современников, описывавших события третьего Крестового похода, обратить внимание не только на схватки и сражения, но и на местные легенды, такие как предание о заливе Анталия или историю Николая Пайпа. Гиральд в «Церковном зерцале» записал примечательную историю: «Итак, когда Артур был смертельно ранен, его тело было перенесено на остров Авалон, который ныне называется Гласто, благородной матроной и его родственницей по имени Моргана, и затем, когда он умер, его тело было похоронено там на освященном кладбище. Поэтому сказки рассказывают бритты и их сказители о том, будто некая призрачная богиня по имени Моргана перенесла тело Артура на остров Авалон, чтобы там залечить его раны». Ги-ральду также принадлежит первый рассказ о полтергейсте: «В Пемброке, уже в наши дни, нечистые духи общались с людьми, хотя и не показывались им на глаза. Сначала в доме некоего Стефана Уириета, а по прошествии некоторого времени и в доме Вильяма они бросались грязью, стараясь скорее напроказничать, чем нанести какой-то действительный вред, — и тем самым обнаружили свое присутствие. В доме Вильгельма они частенько пакостили хозяевам и гостям, проделывая прорези, а то и дырки как в льняной одежде, так и в шерстяном платье. И какие бы ни предпринимались меры, ничто не могло оградить вещи от подобной напасти — никакие засовы и запоры не спасали. Что еще удивительнее, в доме Стефана у них было в обыкновении спорить с людьми и, препираясь, как правило, шутки ради, они принимались перечислять вслух поступки, совершенные любым из присутствующих со дня его рождения, причем такие, о которых каждый скорее предпочел бы умолчать или забыть вовсе. Если же меня спросят о причине или смысле подобного рода происшествий, то я не смогу сказать ничего определенного, говорят, что это является предвестием внезапной перемены от бедности к богатству или, наоборот, от богатства к бедности и разорению, а именно так оно и произошло потом в обоих случаях. Мне кажется весьма примечательным, что ни святая вода, а к ней прибегают в первую очередь, ни более действенные средства, ни даже церковная служба не избавляют жилище от подобной напасти. Каждый раз, когда священник с трепетом, вооружившись крестом и святой водой, входил внутрь этого дома, в него тут же летел комок грязи — вот такое неуважение к сану. Таким образом, святые таинства и освященные предметы защищают нас от подлинного зла, а не от невинных шалостей, от явного вреда, а не осмеяния» («Путешествие по Уэльсу» I, 12).

Уолтер Mан — другой известный средневековый писатель, подвизавшийся какое-то время при дворе Генриха II, отца знаменитого крестоносца Ричарда Львиное Сердце. О нем известно не так уж мало, он учился в Париже, был придворным клерком, и, как сообщают те, кто знал его лично, Уолтер считал себя скорее рассказчиком и уповал на славу дня сегодняшнего. Он восхищался латинскими сочинениями Гиральда Уэльского и говорил, что они будут высоко оценены в будущем. Название сборника новелл и повестей самого Уолтера, «Придворная маята», скорее случайно — это всего лишь заглавие одного из вставленных в книгу рассуждений о превратностях бытия. Уолтер Man был человеком особого таланта — любителем поговорить про всякую всячину, он нанизывал свои истории одну на другую, то пускаясь в длинные рассуждения о зловредности жен для здоровья мужей, то обращаясь к жизни на дне морском. Он заимствовал сюжеты из исторических хроник, но придумывал к ним свое начало, обогащая рассказ яркой завязкой и сложными коллизиями. Уолтер Man выделяется из сонма собирателей новелл своей «бескорыстностью», поведанные им истории не сопрягаются с морализирующим финалом, что характерно для большинства коротких рассказов эпохи Средневековья. Уолтера интересовал сюжет сам по себе, его привлекательность, сложность и занимательность. В его изложении история появления головы, уничтожающей все своим взглядом, становится не только отвратительной, но и трагической. Морской человек Николай Пайп приобретает необыкновенные черты — ученые только разводят руками; зачем он ржавое железо таскал в кармане, никакого правдоподобного объяснения этому придумать не удалось. Логика поведения средневекового человека иногда может вызывать удивление. Вот если бы жители Британии не принялись хвататься за якорь, спустившийся с неба, то отцеплявший его мореход наверняка остался бы в живых. Во многих случаях действует принцип недоговоренности, повествователю главное — обозначить сюжетный ход, а объяснение тех или иных поступков вовсе не является обязательным — подобный схематизм оставляет автору, который возьмется за этот сюжет следующим, почти полную свободу.

Задавшийся целью составить занимательную книгу для сильных мира сего, Гервазий Тильсберийский объединил в «Императорских досугах» истории о дельфинах, сиренах, морском человеке, антиподах и короле Артуре. Гервазий использовал труды своих предшественников: Гиральда Уэльского, чьи истории автор охотно пересказывает в своей книге, историографа бриттов Гальфрида Монмутского и многих других. Книга Гервазия, написанная в 1210–1214 годах, предназначалась для императора Отгона IV и должна была способствовать тому, чтобы пробудить в монархе интерес к знаниям. При всей благочестивости подхода к изучаемым предметам — истории, географии, космографии — в занимательности этой книге действительно не откажешь. Именно Гервазий первым употребил, пусть и в искаженной форме, слово «фея»: «Нам известно о том, что людям во всех отношениях превосходным приходилось испытать в их повседневной жизни. Они, как мы слышали, становились любовниками подобного рода злых духов, которых называют феями. Но когда впоследствии они принимали решение вступить в брак с другими женщинами, то умирали прежде, чем сочетались с избранной плотскими узами. Мы сами видели, как многим из них временно сопутствовала удача, но, стоило лишь расстаться с этими самыми феями или упомянуть на словах о своей связи, земное счастье навсегда покидало их, да и жизнь этих людей заканчивалась самым плачевным образом» («Императорские досуги» III, 86).

Живший в нормандском монастыре хронист Ордерик Виталий (XII век), автор «Церковной истории Англии и Нормандии», сетовал на эпоху, в которую ему выпало жить. Именно он поведал историю о кавалькаде грешников — воинстве короля Херлы, повстречавшейся одному канонику посреди ночи. Король Херла не исчезает в глубине веков, его образ и имя порождают Арлекина, персонажа буффонады. Тот, о ком было известно исключительно обитателям Уэльса, Англии и Бретани, покоряет воображение всей Европы. Уже в середине XIII века проповедник Этьен де Бурбон упоминал о том, что «иногда демоны развлекаются, превращаясь в подобие охотящихся или предающихся забавам рыцарей, которые, как говорят в народе, принадлежат к свите Арлекина или Артура. Я слышал, как однажды в лунную ночь один крестьянин собирал хворост на Кошачьей горе и увидел огромную свору охотничьих собак, которые с лаем преследовали добычу, а за ней бесчисленное множество пеших и конных. Крестьянин спросил у одного из них, кто они такие, и получил ответ, что это свита короля Артура и сейчас находятся неподалеку от его двора, куда и направляются. Крестьянину привиделось, что он последовал за ними, оказался внутри огромного и удивительного дворца, где рыцари и дамы предавались забавам, танцевали, ели и пили из дорогих кубков. Наконец, ему было предложено отправляться почивать, и отвели его в комнату, где стояло богато разукрашенное ложе, а на нем лежала дама, прекрасная обликом. Но когда он возлег с ней и погрузился в сон, то обнаружил, проснувшись поутру, что ласкает вязанку хвороста в своих объятьях».

В одной из рукописей XIII века излагается и вовсе замечательная история о фее-возлюбленной. Оказывается, в Аахене «Карл держал там одну заколдованную женщину или фею, из тех, что также называют нимфами или дриадами, постоянно навещал ее и состоял с нею в плотской связи. Она отличалась таким свойством, что когда Карл приходил к ней — оживала, а когда покидал ее — умирала. И вот как-то раз он приехал к ней и заключил ее в свои объятия, но вдруг ей в рот попал луч солнца, и тут Карл увидел у нее на языке золотое зернышко — с тех пор она умерла и никогда больше не оживала снова». Гийом Овернский, занимавший епископскую кафедру города Парижа в 1228–1249 годы, поместил в своей книге «О Вселенной» следующее рассуждение: «И по сей день среди многих, едва ли не у всех народов бытует мнение, которое касается наиболее выдающихся рыцарей, о том, что они были заговорены, то есть их великие деяния предсказаны или богами, или богинями еще до того, как свершились на самом деле. Объясняют это так, что существуют некие богини, занимающиеся подобными предсказаниями, и в особенности в ту пору, когда человек появляется на свет. Скорее всего именно эти свидетельства, а также и утверждения людей, рассказывающих, как они слышали богинь, говоривших о судьбе новорожденных, приводят людей к мысли о том, что это богини помогают родителям при рождении ребенка, а вовсе не Бог. Это заблуждение чаще всего распространяют старухи, которые пересказывают ходящие в народе то ли слухи, то ли сказки, как были заговорены многие в древности, а также и в наше время, живущие неподалеку от тех мест, где я появился на свет». Таким весьма расплывчатым и риторичным было первое известие о феях-крестных.

Обитателей средневековой Европы окружали сразу несколько населенных миров — и надо ли говорить о том, что любопытство вдохновляло людей на то, чтобы подсмотреть за жизнью каждого из них. П од водой обитали рыцари-дельфины, под землей прятались рыжие низкорослые людишки — наны, в облаках плавали корабли. Примечательно, что каждый из этих миров был достижим, если только долгодолго идти или плыть в определенном направлении, точнее говоря, «туда, куда глаза глядят». Если вы не отправляетесь к ним, существа из иных миров приходят сами. Так, посреди ночи появляется перед напуганным молодым священником свита короля Херлы, рыжий Симон берется управлять замком Пемброка, а призрачные богини предсказывают судьбу избранным.

В состав книги вошли сюжеты и легенды, записанные в основном на островах Британии. Скорее это даже плюс, поскольку в ином случае и том стал бы неподъемным, да и существ пришлось бы классифицировать по национальной принадлежности тех, кто их выдумывает. Что же касается британских сказок, то они лучше всего систематизированы, к тому же именно оттуда все эти эльфы, феи гоблины и так далее перекочевали на страницы современной литературы. А что тут говорить, ведь не часто встретишь гномов с французским прононсом. Есть, конечно, в этом определенная закономерность: первые истории о феях были записаны теми, кто жил или был родом из английского королевства. Сэр Вальтер Скотт (1771–1832) приложил немало усилий, чтобы наполнить мир исторической романтики бодрящим элем народной традиции. Английские писатели-антиквары, знатоки истории каждого графства или округа собирали предания о феях и брауни. Порою складывается впечатление, что чем противнее и холоднее климат в стране, тем лучше волшебные существа уживаются с тамошними обитателями, именно поэтому с английскими историями о феях могут сравниться только скандинавские легенды и баллады про троллей и эльфов.

И наконец, где бы оказались сегодня все эти гоблины и никому не ведомые хоббиты, если бы Дж. Р. Р. Толкин не поселил их в своем Средиземье? Эпические истоки «Властелина колец» известны довольно хорошо, чего не скажешь о повседневной жизни обитателей вымышленной страны, нравы и повадки которых позаимствованы из литературно-фольклорной традиции.

Короче говоря, существует немало причин, по которым читателю стоит познакомиться с волшебными существами. А чтобы это знакомство не оказалось поверхностным, в качестве путеводителя были избраны исследования человека, который знал мир фей что свои пять пальцев, — знаменитого британского фольклориста Кэтрин Бриггс (1898–1980), посвятившей изучению этих разношерстных существ не одну сотню страниц.

В деле систематизации и классификации волшебных существ, и в первую очередь фей, Кэтрин Бриггс не была первооткрывателем, за ней стояла многовековая традиция, начало которой положили еще средневековые авторы. Особого внимания вымышленные существа удостоились в эпоху Уильяма Шекспира, когда за их изучение принялись как демонологи, так и противники теории существования ведьм, в первую очередь такие авторы, как Реджинальд Скот, опубликовавший в 1584 году книгу под названием «Разоблачение ведовства» — увесистый том, свод всякого рода бесполезных знаний. Феи неоднократно появляются и в произведениях самого У. Шекспира, в первую очередь в феерическом «Сне в летнюю ночь».

Чем фантастичнее и иррациональнее кажется предмет, тем больше обнаруживается тех, кто считает себя в этом деле специалистом. Уже XVII век оставил нам несколько авторитетных суждений по данному поводу. Так, Ричард Бартон (1577–1640), автор «Анатомии Меланхолии», рассуждает:

«Земными дьяволами считаются лары, духи, фавны, сатиры, лесные нимфы, фолиоты, феи, добрые приятели, тролли и другие, которые тем более опасны для людей, что хорошо их знают. Многие полагают, что именно они держали в страхе язычников и удостоились великого числа храмов и идолов в свою честь… Некоторые относят фей к разряду тех, кому в прежние времена суеверно поклонялись, подметали их жилища, ставили им ведро чистой воды, хорошую еду и тому подобное, надеясь, что благодаря этому сами не будут нуждаться, найдут деньги в своих башмаках и будут удачливы в делах. Эти феи… танцуют в вересковой пустоши или на лугу… оставляют после себя зеленый круг, такой, какой мы часто находим в чистом поле и который, как полагают другие, был, по прихоти природы, образован падением метеора или случайной болотистостью почвы. Иногда их видят старухи и дети»[1].

Краеугольным камнем в истории изучения фей стал трактат Роберта Кирка «Тайное содружество». Р. Кирк родился в Аберфойле, где его отец был священником. Прослужив двадцать один год священником в Балкихвидере, он после смерти отца и сам был назначен в Аберфойль. В 1682 году опубликовал первый ритмически организованный (метрический) перевод Псалмов на гэльский язык. Воспользовавшись возможностью изучать представления жителей Северо-Шотландского нагорья о всякого рода волшебстве, Р. Кирк систематизировал все известные ему сведения в работе о тайном содружестве. Несмотря на весьма запутанный характер изложения, уже с первых страниц читателю становится понятно, что речь вне всяких сомнений идет именно о феях. Р. Кирк пересказывает и анализирует многие знаменитые сюжеты: о стремлении фей подражать смертным, о кормилицах фей и даже о похоронах фей. Примечательно, что его интерпретации отличаются особой оригинальностью и в какой-то степени недалеко ушли от рассуждений средневековых хронистов, которым порою даже не хватало слов, чтобы рассказать обо всем, что им было ведомо про волшебные существа. Говорят, что самого автора под конец жизни постигла суровая участь и феи, чьи секреты он попытался раскрыть, навсегда похитили Кирка, отправившегося вечером подышать воздухом на их холм в Аберфойле, из мира смертных.

Одним из самых удивительных собирателей английского, шотландского и уэльского фольклора был Майкл Эйслаби Дэнхам, добропорядочный обитатель Пирс-Бриджа, торговец, писатель, антиквар, опубликовавший в 40—50-х годах XIX века несколько сборников поговорок, пословиц легенд и стихов, записанных им как у себя в округе, так и в других частях страны. Его сборники выходили ограниченными тиражами, иногда всего лишь по 50 экземпляров, и рассылались друзьям и тем, с кем он состоял в переписке. М. А. Дэнхам умер в 1859 году, и уже после его смерти обнаружилось, что коллекция, названная «Дэнхамские трактаты», является сокровищницей английского народного фольклора, в которой отражены самые разнообразные стороны жизни и деятельности жителей острова. М. А. Дэнхам педантично записывал все, что становилось ему известно о ведьмах, феях, гоблинах, бра-уни, буги. Именно в «Дэнхамских трактатах» встречается первое упоминание о хоббитах. Наследие М. А. Дэнхама было собрано усилиями Фольклорного общества и опубликовано в конце XIX века (исследователям пришлось изрядно потрудиться, поскольку даже в Британском музее не было полного комплекта брошюр и листков, выпущенных М. А. Дэнхамом; по счастью, в Англии оказались коллекционеры-библиофилы, предоставившие в распоряжение ученых свои собрания). М. А. Дэнхам и вправду интересовался чем угодно (разве что кроме котов и драконов, которые представлены в его трактатах весьма спорадически), кому еще в голову могла бы прийти светлая идея составить словник понятий, связанных с феями. М. А. Дэнхаму также принадлежит честь публикации знаменитого перечня волшебных существ, которым открывается эта энциклопедия.

Необычные и оригинальные истории были опубликованы в 1891 году в журнале Фольклорного общества М. С. Бальфур, поначалу многим даже показалось, что это сказки, персонажи которых выступают в энциклопедии в разделе «Чужие». Предполагали, что истории — плод фантазии публикатора, искусно пытающегося стилизовать народную речь Ланкаширских топей. М. С. Бальфур представила материалы своих записей, и теперь мы можем не сомневаться в происхождении Тидди Мана и Яллери Брауна.

Следует особо обратить внимание того, кто берет в руки эту книгу: ни одна классификация волшебных существ не может быть абсолютной. Сама Кэтрин Бриггс от одной книги к другой изменяла свое мнение по поводу разных тварей. В подавляющем большинстве случаев отсылки К. Бриггс были сверены с первоисточниками[2], что позволило уточнить многие детали и обнаружить, как эволюционировали волшебные существа на протяжении XVII–XX веков.

В основу данной энциклопедии положены следующие книги: исследования К. Бриггс «Обитатели страны фей» (The Personnel of Fairyland. Cambridge, Mass., 1954), а также работы «Происхождение Пэка» (The Anatomy of Puck. London, 1959), «Феи в английском фольклоре и литературе» (The Fairies in English Tradition and Literature. Chicago, 1967), а также «Мифология фей» Томаса Китли (1789–1872), впервые опубликованная в 1828 году, переработанная в 70-х годах XIX века и переиздаваемая по сей день, «Древние легенды, заклинания и суеверия Ирландии» леди Ф. Уайльд (Ancient Legends, Mystic Charms, and Superstitions of Ireland. London, 1887), «Феи в народных сказках ирландцев» (Fairy and Folk Tales of the Irish Peasantry. London, 1888) У. Б. Йетса (1865–1939), сборник ланкаширских легенд, опубликованных М. С. Бальфур (The Folklore of Cars. Folklore, 1891), «Народные сказки Западного нагорья» Дж. Кэмпбэлла (The Popular Tales of West Highlands. Vol. I–IV. London, 1890–1893), восьмитомник «Фольклор графств» (Folklore Society County Publications: County Folklore. Vol. I–VIII. London, 1892–1965), «Дэнхамские трактаты» (The Denham Tracts. Vol. I–II. London, 1892), «Тайное содружество» P. Кирка (The secret common-wealth. Cambridge, 1976). Составление энциклопедии потребовало также обращения к справочным изданиям, опубликованным К. Бриггс: «Словарь фей, хобгоблинов, брауни и иных сверхъестественных существ» (A Dictionary of Fairies: Hobgoblins, Brownies and Other Supernatural Creatures. London, 1976) и четырехтомному словарю британских сказок — «А Dictionary of British Folktales in English Language» (London, 1970–1971), а также его сокращенной версии «А Sampler of British Folktales» (London, 1977).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *