Кто такие хоперские казаки

Хоперские казаки: потомки бродников? Или Червленого Яра?

Откуда пошли хоперские казаки

Хоперские казаки – жившие по реке Хопр, самому большому левому притоку Дона (с притоком самого Хопра, рекой Бузулук; к хоперским казакам стоит также отнести казаков, живших по берегам другого левого притока Дона – Медведицей), – появились значительно раньше донских казаков, отдельно от них. Она долгое время сохраняли свои особенности, и дончане даже называли их не казаками, а «чигой». Многочисленные свидетельства самих донских казаков и этнографические исследования в XIX веке очень четко подчеркивали существенное различие между казаками Нижнего Дона и верховыми казаками. Но и в ряду казаков Верхнего Дона хоперские казаки выделялись весьма заметно.

Известно, что разные группы донских казаков применяли в отношении своих соседей обидные прозвища. Это поддразнивание свойственно различным народам (вспомним не всегда безобидные взаимные пикировки между малороссами (так называемыми украинцами) и великороссами (русскими)) во все времена. Любая большая группа, не только этническая (национальная), всегда делится на фратрии, группы, зачастую не имея к тому внутренних оснований в виде каких-либо существенных отличий.

Тем более это деление на группы получает свое объяснение, если принять во внимание различия по историческому происхождению и этнографическим и лингвистическим (языковым) отличиям внутри донского казачества. Казаки-низовцы даже называли хоперских казаков не казаками, а «чигой». Само это название – «чига», «чиги» – по мнению некоторых исследователей, восходит к имени «зихи», как в раннем Средневековье называли часть черкесских племен. Похоже на него и слово «черкасы» – так именовались днепровские казаки. Вспоминают в этой связи и «касогов» – еще одно черкесское племя, от которого, согласно одной из версий, произошло слово «казаки».

По мнению некоторых историков хоперские казаки возникли из слияния множества народностей, бродивших по Великой Степи и оседавших в плодородных долинах рек, и из восточнославянских переселенцев, манимых в степи свободой от княжеской власти с ее поборами.

Как свидетельствуют исторические источники самым же первым исторически достоверно известным народом на этой территории в XI-XII вв. являются буртасы, как называли их в русских летописях, или брадасы – по арабским источникам.

Есть версия, что буртасы были финно-угорским племенем. Учитывая близкое соседство мордвы с этими землями, а также последующее переселение в долину Хопра мишарей – тюркизированного племени мещера – финно-угорский элемент участвовал в этногенезе хоперских казаков больше, чем в других казацких этносах. Таких переселенцев в XI-XIII вв. сначала называли бродниками. Со временем славянский элемент там стал явно преобладать. Если читатель помнит, бродники – те самые русские (или обрусевшие) православные жители Нижнего Дона, которые впервые упоминались в русских летописях под 1147 годом. А в 1223 году, во время битвы на реке Калке, бродники во главе со своим воеводой Плоскиней сражались на стороне монгольской армии Субедея и Джэбэ (полководцы Чингисхана) против объединенного войска русских князей.

Обрусению способствовало давнее исповедание православия. В христианизации Великой Степи немалую роль сыграла Золотая Орда. Монголы позволяли православным миссионерам беспрепятственно действовать на своей территории, а с 1261 года по середину XV века резиденция епископа, назначаемого русским митрополитом, находилась в столице Орды – Сарае.

Уже в середине XIV века население по Хопру было преимущественно православным и говорило по-русски, хотя и подчинялось, в политическом отношении, непосредственно Золотой Орде. Местность, где оно жило, называлась Червленым Яром. С середины XV столетия к нему употребляется название «казаки». Если помнит читатель, об этом мы подробно рассказывали в прошлых обзорах.

Поселения русских в устье Дона группировались вокруг Азова и просуществовали до 1396 г. В этих поселениях традиционно выделяют две группы русских жителей. Первая группа была носителем традиций домонгольской Боршевской культуры. Однако количество этих жителей (например, Казачий Ерик) сокращалось. Население поселков занималось в основном промыслами и ремесленным производством. Поселок имел планировку улиц, которые мостились бревнами. В поселке была дренажная система. Жилища были наземными, глинобитными или деревянными и обмазывались глиной. Встречались и полуземлянки. Из ремесленного производства доминировало гончарное производство. Представляется, что частью населения Нижнего Дона были русские пленники. Русское население Золотой Орды и татары-христиане – в ведении Сарайской епархии (как вероятно помнит читатель она была учреждена в 1261 г.).

Между Рязанской и Сарайской епархиями шла тяжба за право подчинения себе городков и караулов Червленого Яра (реки Хопер, Медведица и притоки Хопра Бузулук и Ворона), которые доходили до развалин Белой Вежи (хазарского Саркела, завоеванного киевским князем Святославом Игоревичем). Дозорные караулов были, видимо, служилым сословием. Здесь возможна аналогия с бродниками. В 1363 г. летописи говорят о бродническом служилом населении Подонья-Приазовья, которое находилось на военной службе у русских князей. В посланиях митрополитов упоминаются баскаки Червленого Яра. Ослабление Орды после 1367 г. («великая замятня», то есть, гражданская война в Орде), поражение татар в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. затруднило жизнь русских.

По мнению археологических источников с этого времени прекращают фиксироваться следы пребывания русских на Нижнем Дону и в Приазовье. Высказываются предположения, что эти жители, занятые военной и пограничной службой, переселились много севернее. И заселили земли на берегах Хопра и Медведицы. Если это так, то бродники нижнедонских степей и Приазовья смешались с населением Червленого Яра и стали прямыми предками хоперских казаков.

Исторический контекст: распад Золотой Орды, образование и гибель Большой Орды и Дикое Поле

В середине 15 века Золотая Орда распалась на несколько ханств; ее центральная часть – Большая Орда – претендовала на статус главнейшей и рассматривала себя правопреемницей Золотой Орды. Именно Большая Орда попыталась взять под контроль усиливающуюся Москву. В 1480 году хан Большой Орды Ахмат предпринял поход на Москву. Два войска: татары Большой Орды и объединенные дружины русских князей встретились в октябре 1480 года на берегу реки Угры, притока Оки. Русские заняли высокий правый берег Угры, удобный для обороны. Татары так и не решились напасть и отступили. Это событие считается окончательным, так сказать, юридическим завершением золотоордынского ига, хотя Русь (а именно Великое княжество Московское) перестала платить дань татарам еще в середине 15 века.

После стояния на реке Угре и бегства в степь хана Ахмата, последний гибнет (от руки союзников великого князя Иоанна III Васильевича, тюменских татар). Его сыновья («ахматовы дети» русских летописей) еще в течение двух десятков лет пытаются удержать контроль над этой срединной территорией между владениями крымского ханства династии Гиреев и Ногайской (волжской) Ордой – то есть, «ахматовы дети» контролировали земли по Дону.

Окончательно Большая Орда гибнет в 1502 году под ударами татар Менгли-Гирея, крымского хана и союзника великого князя Иоанна III Васильевича. На месте Большой орды возникает Дикое Поле – историческое название не разграниченных и слабозаселенных степей от Днестра на западе до Нижнего Дона и Северского Донца на востоке.

Новгородские и вятские ушкуйники – предки донских и терских казаков?

Но в числе вероятных предков донских казаков (и, в частности, их особой ветви — хоперских казаков) могут оказаться не только бродники и служилое (смешанное по крови, но православное) население Червленого Яра. Наш прошлый обзор завершился упоминанием новгородских и вятских ушкуйников.

Слово «ушкуйники» происходи от названия судна: ушкуй – используемое на Руси парусно-гребное судно XI—XV вв. Применялось оно для плавания по морю и по рекам, в обоих вариантах отличаясь размерами и некоторыми особенностями.

Фактически же ушкуйники – речные пираты северных русских земель: Господина Великого Новгорода и его строптивой и буйной колонии Вятки (ныне Кировская область России).

То есть, ушкуйники – прямой русский аналог скандинавских викингов, особенно шведов, которые «специализировались» на походах в Гардарики (страна тысячи городов, будущая Русь).

Шведы, в отличие от своих соседей и родственников данов (датчан) и норвежцев плавали не столько по морям, сколько по рекам. Благо дело речные системы Восточной Европы (бассейны Днепра, Дона и Волги) представляли богатые возможности для этого, а также для переправы («переволоки») с одной реки на другую. Принимая во внимание близкое соседство и активные контакты Новгорода (и Северо-Западной Руси в целом) с варяжскими (скандинавскими) землями, определенная часть жителей Северо-Западной Руси могла проявлять достаточно распространенный по тем временам подобный стиль поведения. Появление ушкуйников относят к XI в.

По мнению классика русской исторической науки В.Н. Татищева первое свидетельство о грабительских походах ушкуйников относится к 1088 году. Но можно указать и более ранние факты, свидетельствующие о существовании ушкуйников в начале XI века в «сердце» ушкуйничества, в Новгороде – например поход новгородских ушкуйников в Югру (край, находящийся на границе Среднего Зауралья и Западной Сибири, ныне Тюменская область России) до 1032 г.

Большие вольности, меньшие сдерживающие элементы демократической новгородской власти, постоянная борьба партий – все это порождало в Новгороде особый класс, который не приписывался к какой-либо общине (как этого требовали новгородские установления для гражданской полноправности). Власти стремились освободиться от подобных буйных элементов населения и указывали им дело – расширять пределы Новгорода; землевладельцы и промышленники пользовались ими как защитниками своих интересов от иностранной экспансии; чаще всего, ушкуйники совершали свои походы на свой страх и риск.

В этом обстоятельстве также видна прямая аналогия со скандинавскими пиратами – викингами. В викинги (термин, обозначающий грабительский морской поход) шли как правило младшие сыновья бондов – богатых самодостаточных скандинавских крестьян. Хотя, как правило, такие походы возглавлялись представителями знати, нередко даже конунгами (королями).

В советской школе сложилось представление о взаимоотношениях Руси и Орды как о движении в одну сторону: Орда нападает – Русь страдает. Так и было, но лишь на первом этапе «ига». Затем ситуация становится куда более сложной. Новгородские ушкуйники нападают не только на соседей-скандинавов (шведов), заставляя их заключить Ореховецкий мир с господином Великим Новгородом (1323 г.) и финнов. Все мы помним со школьной скамьи о Невской битве (15 июля 1240 года), прославившей юного князя новогородского Александра Ярославича, получившего благодаря своей победе прозвище Невского.

Битва эта велась, если помнит читатель, между дружиной князя, новгородским ополчением и шведским войском во главе с фактическим правителем Шведского королевства ярлом Биргером хотя современные историки подвергают сомнению многие хрестоматийные факты о сражении).

Но вот упускают из вида другой факт, отнюдь не свидетельствующий о миролюбии русских. В 1187 году новгородские ушкуйники совместно с карелами и коми напали на тогдашнюю столицу Шведского королевства – город Сигутуну (примерно в 30 км на север от современного Стокгольма).

Русский десант основательно разорил и разграбил город, который после этого нападения навсегда утратил свои столичные функции. Новгородцы увезли с собой городские ворота и другие трофеи.

Об ушкуйниках, вероятных предках донских и терских казаков – в следующем материале.

Эдуард ПОПОВ, специально для республиканского общественно-политического еженедельника «Казачий вестник» и «Казачьей медиа группы»

Источник

Кто такие хоперские казаки

&#133ОТВАЖНО СВОЙ КРАЙ КАЗАКИ ЗАЩИЩАЛИ
В СТЕПЯХ, В ПРИКУБАНСКОМ ЛЕСУ.
СТАНИЦУ ПРИВОЛЬНУЮ ЗДЕСЬ ОСНОВАЛИ
НА ДИКОМ НЕВИННОМ МЫСУ&#133

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Герои Советского Союза, Герои России. Это люди, которые являют собой образец мужества, отваги, верности долгу, беспримерной преданности своей Родине. Мы расскажем о тех из них, чьи судьбы навсегда связаны с городом, в котором мы живем.

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки
. О ПРОЕКТЕ
Цель, на­зна­че­ние, кон­цеп­ция про­ек­та «Не­вин­но­мыс­скiй хро­но­графъ».
. О НЕВИННОМЫССКЕ
Крат­кие све­де­ния о го­ро­де Не­вин­но­мыс­ске и ис­то­рии его раз­ви­тия.
. ИСТОРИЯ
Ма­те­ри­а­лы по ис­то­рии го­ро­да и края, опуб­ли­ко­ван­ные ра­нее и ни­ког­да не пу­бли­ко­вав­ши­еся.
. ПУБЛИКАЦИИ
Ма­те­ри­алы по ис­то­рии го­ро­да, опуб­ли­ко­ван­ные в пе­ри­о­ди­чес­ких из­да­ни­ях.
. ГЕРБ
Све­де­ния об офи­ци­аль­ной сим­во­ли­ке го­ро­да, его гер­бе.
. НЕВИННОМЫССКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕД- ЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Све­де­ния о де­я­тель­нос­ти и ис­то­рии раз­ви­тия го­род­ско­го му­зея.
. ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНО- ШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
Ра­бо­та и де­я­тель­ность цен­тра, а так­же во­про­сы тра­ди­ци­он­ной вик­то­ри­ны.
. КАЛЕНДАРЬ ДАТ
Пе­ре­чень зна­ме­на­тель­ных дат в ис­то­рии го­ро­да.
. ГАЛЕРЕЯ
Те­ма­ти­чес­кие фо­то­выс­тав­ки об ис­то­рии и се­год­няш­нем дне го­ро­да.
. КНИЖНАЯ ПОЛКА
Элек­трон­ные вер­сии книг по ис­то­рии го­ро­да и края, про­из­ве­де­ния мест­ных ав­то­ров, обои на ра­бо­чий стол с ви­да­ми Не­вин­но­мыс­ска.
. КАРТА САЙТА
Раз­вер­ну­тый спи­сок ссы­лок на стра­ни­цах всех раз­де­лов.
. ССЫЛКИ
Пе­ре­чень ссы­лок на сай­ты, име­ю­щие от­но­ше­ние к Не­вин­но­мыс­ску, а так­же дру­жес­твен­ные про­ек­ты.
. ГОСТЕВАЯ КНИГА
Здесь мож­но по­де­лить­ся сво­им впе­чат­ле­ни­ем о про­ек­те.

Кто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки

Хоперские казаки

Во 2-й половине XVI века южные границы Московского государства проходили по черте Симбирск-Кириенск-Шацк-Тамбов-Воронеж-Белгород. За этой чертой лежали громадные пространства, покрытые непролазными девственными лесами. За ними, еще южнее, до самого Азова и Крыма, тянулись необозримые степные пространства Дикого поля, так называемые пустопорожние земли, где располагались редкие кочевья крымских татар. Восточнее, между Азовским морем и Каспием, обитали ногайские племена, жалкие остатки некогда могущественной Золотой Орды.

В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья.

После церковного раскола в 1685 году сюда устремляются сотни раскольников-старообрядцев, не признавших «никонианских» исправлений церковных книг.

Правительство принимает меры по прекращению бегства крестьян в Хоперский край, требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и возвращать ранее бежавших.

С 1695 года много беглецов было из Воронежа, где Петром I создавался российский флот. Бежали мастеровые с верфей, солдаты, крепостные крестьяне.

Население в Хоперском крае быстро растет за счет бежавших из России и переселявшихся малороссийских черкасс.

В начале 80-х годов XVII столетия большая часть раскольников-старообрядцев была изгнана их Хоперского края, многие остались. При переселении Хоперского полка на Кавказ несколько десятков семей раскольников попало в число переселенцев на линию, а со старой линии их потомки оказались в прикубанских станицах, в том числе и в Невинномысской.

В Невинномысской раскольники жили большими патриархальными семьями, замкнуто, мало общаясь со станичниками, а только со своими единоверцами. Их большие семьи были работящие, праздность и лень считались у них за грех. Большинство хозяйств были состоятельными, зажиточными по тем временам. Служащие казаки-раскольники были исполнительны и дисциплинированы, смелы и отважны в бою. Они всегда с большим риском для своей жизни готовы были прийти на помощь своему собрату казаку независимо от веры.

При переселении в третий раз из Невинномысской на Лабинскую линию, «благодаря» проискам и давлению приходского актива Покровской церкви, многие семьи раскольников оказались в числе первых переселенцев, хотя переселение «было по жребию».

До 80-х годов XVIII века хоперские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. В 80-е годы, во время атамана Иловайского, донские власти установили тесный контакт с хоперцами и считали их составной частью Войска Донского. В борьбе с крымскими и кубанскими татарами используют их как дополнительную силу, создавая из казаков-хоперцев на добровольных началах отряды – сотни, полусотни – на время тех или иных кампаний. По окончанию таких кампаний отряды распускались по домам.

Первые исторические сведения «о царской службе» хоперских казаков относятся к 1695 году, ко времени первого азовского похода.

Источник

Кто такие хоперские казаки

Хопёрские казаки – жившие по реке Хопёр, большому левому притоку Дона, – появились значительно раньше донских казаков, отдельно от них. Они долгое время сохраняли свои особенности, и дончане даже называли их не казаками, а «чигой».

Этногенез

Как и все казацкие этносы, хопёрские казаки имели смешанное происхождение. Они возникли из слияния множества народностей, бродивших по Великой Степи и оседавших в плодородных долинах рек, и из восточнославянских переселенцев, манимых в степи свободой от княжеской власти с её поборами. Таких переселенцев в XI-XIII вв. сначала называли бродниками. Со временем славянский элемент там стал явно преобладать.

Уже в середине XIV века население по Хопру было преимущественно православным и говорило по-русски, хотя и подчинялось, в политическом отношении, непосредственно Золотой Орде. Местность, где оно жило, называлась Червлёным Яром. С середины XV столетия к нему употребляется название «казаки».

В конце XV века население на Хопре пополняется новгородцами и вятичами, бежавшими от насилия московской великокняжеской власти. Под их влиянием малая часть хопёрцев принимает решение переселиться на Терек, где образует группу гребенских казаков.

В это время складывается самая крупная казацкая община на Дону. Хопёрские казаки территориально и политически тяготеют к ней, хотя и сохраняют своеобразие. Опора на Дон позволила части хопёрцев долго сохранять автономию по отношению к Московскому государству. Северная часть Червлёного Яра непосредственно входит в состав России к концу XVI века. Туда в большом количестве переселяются мещёрские казаки – мишари, и казаки городецкие – касимовские татары. Та часть хопёрских казаков, которая соединилась с Донским войском, образовала в его составе группу верховских казаков – вверх по Дону.

Во второй половине XVII – начале XVIII вв. хопёрское казачество значительно пополнилось беглыми старообрядцами из Московского государства.

В конце XVIII века часть хопёрских казаков была переселена на Северный Кавказ, где ещё в начале ХХ века существовала 5-я Хопёрская казачья бригада в составе Кубанского войска. Хопёрские же казаки были первыми поселенцами станицы Ставропольской – нынешнего краевого центра.

Своеобразие

В середине XVII века хопёрские казаки попытались было отделиться от Донского войска. В ответ по приговору Донского войскового круга был разрушен укреплённый городок хопёрцев Рига.

Ещё и в начале ХХ века казаки, жившие на Нижнем Дону, не признавали своих верховских собратьев за настоящих донцов. Донцы презрительно относились к «чиге» за их обычай драть лыко и носить лапти (на Хопре в то время было ещё много липовых лесов), а также за их характерный акающий говор.

А ещё в XVIII веке у казаков по Хопру сохранялись любопытные особенности, свидетельствующие как о давнем происхождении там славянского населения, так и о существенном «инородческом» компоненте. Там встречались первобытные жилища-полуземлянки с наземной частью в виде шалаша, называемые «шиш».

Были там и избы с печами-лежанками, занимавшими половину жилого помещения – вроде китайского кана, который мог быть принесён туда только из Центральной Азии. Московская церковь очень долго боролась там с языческими обрядами и неортодоксальным восприятием христианства.

Встречаются утверждения, без пояснений, что хопёрские казаки издавна делились на какие-то родовые кланы, подобные древнегреческим фратриям. Однако ничего конкретного по этому поводу неизвестно. Фамилии хопёрских казаков, которые становятся известны с XVIII века, многочисленны и схожи с фамилиями русских во многих других регионах страны. Это и неудивительно, учитывая, что до этого времени состав хопёрцев много раз пополнялся выходцами из самых разных мест России. Если первоначально такие переселенцы и включались в какие-то родовые «фратрии», то никаких сведений об этом не сохранилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История ›› Работы Н. М. Обозного ›› Хоперские казакиКто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казакиКто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казакиКто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казакиКто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казакиКто такие хоперские казаки. Смотреть фото Кто такие хоперские казаки. Смотреть картинку Кто такие хоперские казаки. Картинка про Кто такие хоперские казаки. Фото Кто такие хоперские казаки