Христиани́н — это личность, исповедующая христианство, монотеистическую религию, основанную на жизни и учении Иисуса Христа.
Содержание
Этимология
Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианский), которое в свою очередь от Χριστός (христос), что означает «помазанник». По греческой септуагинте иудейской Библии слово христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (маши́ах, мессия), имеющее то же значение «помазанник». [1]
Первое известное использование этого термина можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу. Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище. Оно буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деян 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).
Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э [2]
Кто является христианином
Член церкви
Альтернативное мнение состоит в том, что христианин — это просто человек, являющийся членом христианской церкви. С этой точки зрения, каждый человек, который регулярно посещает церковь и исполняет её обряды, называется христианином.
В других языках
Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».
Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в иудаизме, в талмудическом иврите христиане называются «Ноцри» («назаритяне»), ибо Иисус, описанный в Новом Завете, вырос в городе Назарет.
Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используеются два слова для обозначения христиан: назаритяне (نصراني) и масиха (مسيحي), имеющих смысл последователей Мессии. [5] Там, где есть различия, «назаритяне» относится к людям с христианской культурой, а масиха — с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаритяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба. Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.
Россия наша, как кажется, православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные с твердостью и несомненностью утверждают: «Я христианин/христианка!» Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен отличать христианина от прочих людей, помимо факта крещения.
Обратимся к Священному Писанию. Встречается ли это слово в Библии? Да, в 11-й главе Апостольских деяний говорится о том, что апостолы Варнава и Павел целый год проповедовали в Антиохии, «и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами».
Христианами стали называться ученики.
Слово “христианин” как бы уточняет слово “ученик”
Кроме этого случая слово «христианин» встречается в Новом Завете еще два раза. А вот слово «ученик» – сотни. Слово «христианин» как бы уточняет слово «ученик», объясняет, что мы – ученики именно Христовы.
Значит, основной признак христианина – ученичество у Христа Спасителя.
Христу понадобилось три года очень близкого, непосредственного общения с апостолами, прежде чем наступил момент, когда Он сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15).
Апостол Павел, смеем думать, также три года учился у Христа. А именно: после своего обращения на пути в Дамаск, он отправляется в пустынную Аравию, где проводит уединенную молитвенную жизнь и получает некий мистический опыт, о котором впоследствии напишет так: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1: 11–12).
Кстати, и минимальный курс духовного образования – духовное училище – длится также три года.
Но одно дело поступить в учебное заведение, а другое – закончить его с успехом. Некоторые бывают отчислены, некоторые бросают сами.
Вылетает тот, кто восстает на Учителя, прекословит – не от большого ума, а от большой гордости, вносит раздор среди прочих учеников. Это еретик, и это анафема. Такое бывает. Впрочем, не часто.
Чаще же из учеников Христовых уходят добровольно. Учиться, мол, надоело, лень, да и другие интересы появились. Такой человек да не мнит себя христианином. Можно бросить институт, прихватив студенческий билет. Можно по этому билету даже ездить в электричках со скидкой. Однако это уже не больше, чем мелкое жульничество. Схожим образом ведет себя тот, кто перестал учиться у Христа. Не христианин он уже, по сути, хотя и крещен, хотя и в храм иногда заглядывает и свечи по подсвечникам расставляет.
Учиться необходимо многому: вере, любви, молитве, честности, терпению, воздержанию, состраданию, кротости, скромности и т.д. Мы, в конце концов, учимся умирать так, чтобы воскреснуть в жизнь вечную.
Как же оставаться прилежными учениками Христа всю жизнь? «Бодрствуйте!» – говорит нам Учитель.
Как же оставаться прилежными, хорошими учениками всю жизнь?
Поскольку мы – ученики Христовы, к Нему и обратимся. А Учитель говорит нам: «Бодрствуйте!» Совсем как школьный преподаватель внушает раззевавшимся ребятам: «Не спите!»
Вновь и вновь звучит это отрезвляющее «Бодрствуйте!» в разных местах Нового Завета. Соответствующее греческое слово означает не только «не спать», но и «быть бдительным, настороже, на страже».
Будем же бодрствовать и телом, и духом.
Будем настороже, внимательны. Будем переспрашивать, опрашивать себя вновь и вновь, как делают это старательные студенты перед экзаменом. Они сами себя экзаменуют, чтобы обнаружить пробелы и недостатки в знаниях. Не об этом ли говорит нам апостол Павел: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11: 31)? Итак, не позволяем ли мы своему телу слишком много вкушать? Не потакаем ли его прихотям, похотям? Не слишком ли долго нежим поутру в постели? Не слишком ли себя жалеем и оправдываем? И т.д.
Будем трезвиться, бодрствовать и духом. Проэкзаменуем себя. Не поддаемся ли мы греховным помыслам? Или, возможно, мы и не заметили, как выстроили у себя в голове целую греховную стратегию. Не унываем ли? Может, охладели, очерствели? Не впали ли в бесстыдство или, напротив, не поддались ли ложному стыду? Стоим ли в вере? Не обленились ли духовно?
В связи с этим не лишним будет перечитать ободряющее стихотворение Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она.
Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Да, и трудиться, и учиться душа обязана и день и ночь. Пусть религиозные убеждения поэта находятся под большим вопросом, нам, христианам, этот стих очень подходит. Это наш стих. Ведь как писал еще во II веке мученик Иустин Философ: «Всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам».
Царство Божие открыто не для лежебок, а для употребляющих усилия (см.: Мф. 11: 12). А работа спорится, когда работает коллектив, когда мы вместе, сообща стараемся, когда поддерживаем и подкрепляем друг друга, утешаем и вдохновляем, носим друг друга тяготы (см.: Гал. 6: 2). А это уже Церковь.
И у ног Учителя мы сидим не каждый по одиночке, а все вместе. Это тоже Церковь.
Будем же оставаться Церковью, учениками, христианами! Всем хороших оценок!
Слово происходит от греческого Χριστιανός (христианин), образованного на основе латинского языка:
1) Основная часть слова — Χριστός (Христос) греческого происхождения, что означает «Помазанник». По греческой септуагинте Библии слово Христос было использовано для перевода с иврита слова מָשִׁיחַ (Маши́ах, Мессия), имеющее то же значение «Помазанник». [3]
Первое известное использование этого термина в контексте священных писаний можно найти в Новом Завете (Деяния 11:26; 26:28; 1-е послание Петра 4:16). Последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами в Антиохии, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу (известно, что Антиохийцы славились своей способностью давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой «Козел».). Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но христиане приняли и прославили его на весь мир. Это прозвище буквально значило «принадлежащие группе Христа» или «последователи Христа», что довольно близко к определению современного толкового словаря. Иудейский царь сказал, что апостол Павел почти убедил его «стать христианином» (Деяния 26:28). Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отражённым в этом имени!» (1Петра 4:16).
Самое первое употребление термина вне Библии принадлежит Тациту, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э [4]
Кто является христианином
Первыми христианами считались ученики и последователи апостолов в Евангельских учениях, и прозелиты (верующие в отличие от язычников в Единого Бога), считавшие Иисуса из Назарета Мессией или «Христом» (по-гречески Христос). После того, как первое естественное отчуждение от «природных» язычников (не стремившихся влиться в иудейскую общину и не выполнявших еврейских обрядов) было преодолено (Деяния 10), признание Иисуса Христом и Сыном Божьим стало доминирующим признаком. Впрочем, на протяжении первого века общины первых христиан не теряли некоторого организационного единства (все они были основаны апостолами или их учениками) и не выделялись окончательно из иудейской среды. После иудейской войны, ряда конфликтов между иудейской средой и новым течением и возникновением общин, модифицировавших учение апостолов в ту или иную сторону, вопрос о том, кто является христианином, а кто — нет, стал более проблематичным. Как правило, подтвердить христианский статус человек мог принадлежностью к конкретной христианской общине, а община утверждала свою христианскую суть возведением своего происхождения к апостолам или мужам апостольским и связями с другими христианскими общинами.
С широким распространением как т. н. «ересей» (искажающих с точки зрения самих христиан суть христианства лжеучений) и общин их разделявших, но также именовавших себя христианскими, так и споров внутри собственно христианской среды появился ряд кратких формулировок христианской веры — исповеданий и символов веры, по которым можно было определить придерживается ли тот или иной человек минимальных положений, важных для христианской веры, а также некоторые дополнительные наименования (так «православные» христиане отличали себя от тех, кто по их мнению был «неправославен», то есть допускал ошибки в представлениях о том, во что надо верить, термин «католик» означал приверженца веры, распространённой по всей «вселенной», а не частного местного заблуждения). Так к критерию принадлежности к общине, называющей себя христианской, добавился критерий исповедания определённых принципов (основ) веры.
После разделения целого ряда церквей (халкидонских и нехалкидонских, т. н. «православных»[дохалкидониты тоже называют себя православными] и католиков, католиков и протестантов), не согласных друг с другом в важных вопросах вероучения, но не отрицающих христианский характер оппонентов, основным критерием стала принадлежность к той или иной деноминации. Зачастую эта принадлежность могла превращаться в формальность — семейную традицию или факт идентичности. Протест против такого формального «христианства» и выражен в доктрине неопротестантизма (также в ней присутствует и полемика вокруг «форм христианской жизни» — для неопротестантов ритуализм и спиритуализм традиционных христиан представлется малоценным, не стоящим в сравнении с интеллектуальным исследованием текста Бибилии практически ничего). Современные традиционные деноминации также различают между формальными христианами и реальными. Главными критериями являются активное участие в Богослужебной и приходской жизни — то есть членство в определённой христианской общине.
В других языках
Во всех европейских языках это слово звучит аналогично, например, Chrétien во французском языке. В китайском языке слово 基督徒 означает буквально «последователь Христа».
Поскольку определение «Христос», связанное с Иисусом, не принято в иудаизме, в талмудическом иврите христиане называются «Ноцри» («назаретяне»), ибо Иисус вырос в Назарете.
Среди арабов (будь то христиане, мусульмане или принадлежащих к другим религиям), а также в других языках, испытывающих влияние арабского (в основном мусульманская культура оказывает влияние через арабский язык, как литургический язык ислама), обычно используются два слова для обозначения христиан: назаритяне (نصراني) и масиха (مسيحي), имеющих смысл последователей Мессии. [7] Там, где есть различия, «назаритяне» относится к людям с христианской культурой, а масиха — с религиозной верой в Иисуса. В некоторых странах «назаритяне» зачастую используется в общем смысле для обозначения не мусульманских белых людей. Ещё одно арабское слово, иногда используемое для христиан, особенно в политическом контексте, является салиба. Оно относится к крестоносцам и имеет негативный оттенок.
«…и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». ( Деян.11:26 )
Христиани́н – последователь Господа Иисуса Христа, старающийся уподобиться Ему, стремящийся к единению с Богом и ближними, член Церкви Христовой. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, основанных на учении Вселенской Православной Церкви.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза ( Деян.11:26 ), ( Деян.26:28 ), ( 1Пет.4:16 ).
Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или оглашенным, после крещения он попадает в разряд верных. Не причащающий более 3‑х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд отпавших (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие епитимью в виде запрета причащаться на определённый срок.
О причинах появления термина христианин пишет С.С. Аверинцев: «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним»). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».
cвятитель Феофан Затворник: “Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш. Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковию, – тот не наш. Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш. Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш. Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш. Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш.” “Домашняя беседа”, Созерцание и Размышление. 1872, вып. 34, с. 772–774.
прп. Иоанн Лествичник: Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу.
св. Василий Кесарийский: «Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу… Что такое христианство? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».
«Послание к Диогнету», II век: Христиане не отличаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного языка и ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мыслей и изобретения людей, ищущих новизны, они не привержены какому-либо учению человеческому, как другие, но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы. Имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна… Одним словом, что в теле душа, то в мире христиане. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают. Они всего лишены, но всем изобилуют. Их бесчестят, но они тем прославляются. Клевещут на них, но они оказываются праведны. Злословят, а они благословляют. Их оскорбляют, а они воздают почтением. Они делают добро, но их наказывают, как злодеев. Будучи наказываемы, радуются, как будто бы им давали жизнь. Итак, «что в теле душа, то в мире христиане».
иеромонах Мефодий: «В этом и заключается несчастье «половинчатых» христиан нашего времени, что они не любят Христа, но хотят служить и Ему и миру. И в этом весь ужас нарушения обета Святого Крещения, – в том, что мы не любим Его, неспособны ради Него пойти на жертву. Пойти не с ропотом и недовольством, а свободно, радостно, по своей доброй воле. Христианин не тот, кого надо заставлять исполнять Евангельский закон, а тот, кто сам стремится его исполнить, кто ищет случая быть не только слушателем, но и исполнителем Божественных заповедей».
преподобный Макарий Великий (Беседы, 5): «У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико».
Кто такой христианин вообще и православный в частности
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Нагорная проповедь. Карл Генрих Блох
Краткое путешествие в мир христианства позволит ответить на эти и другие вопросы, чтобы смысл Евангелия стал яснее каждому, кто заинтересован в подобном исследовании.
Что означает термин
Понятие «христианин» происходит от слова « Христос », что значит « помазанник ». Это греческий вариант еврейского « машиах » — « Мессия ». Так в древнем Израиле называли грядущего Царя.
И от однажды появился Тот, Кто провозгласил себя таковым во всей полноте. Это был Иисус из Назарета.
После Его казни и чудесного воскресения последователи стали именоваться христианами.
Как правильно поставить ударение в слове
В слове «христианин» ударение ставится на последнем слоге.
Значение слова «православие»
« Православие » значит «правильно мыслить» (по греч. « ортодоксия »). Это понятие возникло в IV веке и обозначает вероучение, в котором есть четыре важных положения:
Первые христиане
Христианские общины формировались из апостолов и тех, кто был вдохновлен их бесстрашной проповедью. Верующие собирались втайне от властей, потому что в Римской империи того времени следование за Христом каралось смертью.
Главная книга для христиан и каково их отношение к Ветхому Завету
В Новом Завете рассказана евангельская история от Рождества до Вознесения и описано рождение Церкви. Ветхий Завет является изложением человеческого грехопадения и подготовки прихода в этот мир Спасителя в среде избранного еврейского народа.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).
Если во времена апостолов Павел имел ввиду книги Ветхого Завета, то сегодня его слова о божественном происхождении Писания относят к Библии целиком.
Посты и праздники
Жизнь православного верующего упорядочена в соответствии с церковным календарем – годичным циклом постов и праздников.
В календаре у православных 4 поста:
Кроме того существуют говения в течение недели (среда и пятница), а также обычай соблюдения аскезы перед причастием.
Все церковные праздники имеют литургическое значение и представляют собой памятование об определенном событии священной истории на богослужении.
Что такое молитва для христиан и какая является главной
Молитвенное общение с Богом — это искренний, не напоказ, разговор с Господом.
Главной христианской молитвой можно считать ту, которой Сын Божий учил Сам :
«Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь » (Мф. 6:9-13).
Сколько всего христиан в мире, в России и сколько из них являются православными
Христианство является крупнейшей мировой религией – около 34% населения земного шара.
Христианство не однородно, оно состоит из крупных конфессий и мелких религиозных групп. Самыми мощными являются три основных ветви христианства:
Какой статус у православных в России
Каким должен быть последователь Христа
Преподобный Анастасий Синаит отмечает, что настоящий последователь Христа правильно верит и верно поступает :
«Истинный христианин есть разумный дом Христов, состоящий из благих дел и правильных учений» («Об определениях», XI ).
Высказывания святых отцов о цели христианской жизни
Рассуждая о скоротечности земной жизни, святые отцы часто обращали внимание христиан на верную постановку цели, к которой необходимо стремиться все дни, отпущенные человеку на земле.
Преподобный Антоний Великий говорил :
Духовный идеал христианина – Сын Божий, воплощенное на земле Божественное Слово. Уподобление Христу занимает долгий путь длиною в жизнь.
Святой Исаак Сирин излагал три этапа преображения верующего в земной юдоли:
Невозможно совершенствование человек а без благодатной помощи свыше:
Преподобный Серафим Саровский так раскрывал суть всей религиозной практики :
Почему иконы являются святыней
Изображения Троицы, Христа, Богородицы, святых и ангелов почитаются христианами как образы запредельной и неземной реальности, в которую стремится человеческая душа (по греч. « икона » — «образ»).
Почитание иконы означает отношение уважения и любви к тем, кому мы обращ аемся в молитвенном предстоянии:
Какой город является общепризнанным святым местом для всех христиан
Иерусалим – главный город для каждого христианина. Именно там разворачивались основные события евангельского повествования. По улицам этого древнего города ходил Сам Христос, на иерусалимских площадях звучала Его проповедь. Здесь совершилось вселенское дело спасения каждого, верующего в Него.
Кто не является христианином
С первых веков существования Церкви появлялись различные секты и религиозные группы, отходившие от учения апостолов и святых отцов. Их заблуждения обозначались как ереси (искажения догматики ) и обличались на Вселенских Соборах. Любое учение, не соответствующее догматической целостности вселенской Церкви, выходящее за пределы Священного Писания и Предания, ложно.
Сквозь века и тысячелетия сияет евангельская весть, чтобы ищущий нашел верный путь, несмотря на преходящие заблуждения. Эта нелегкая дорога преображения природы и духа называется христианством, а идущие по ней – христианами.
Видео: Кто такой христианин и что такое Церковь. А. И. Осипов