Кто такие незрячие дети

Какие нарушения зрения у детей существуют и почему так важна их ранняя диагностика?

Кто такие незрячие дети. Смотреть фото Кто такие незрячие дети. Смотреть картинку Кто такие незрячие дети. Картинка про Кто такие незрячие дети. Фото Кто такие незрячие дети

Гарантированный ответ в течение часа

Когда нужно посетить детского врача офтальмолога?

Первый раз посетить детского врача офтальмолога необходимо с новорождённым малышом. В этот период врач определят наличие катаракты, глаукомы, врожденного косоглазия, нистагма. Производит оценку состояния сосудов глазного дна малыша.

Если все хорошо, то следующий прием врача назначают на два и три года. В этом возрасте проверяют остроту зрения малыша. Проводят диагностику косоглазия и амблиопии.

Далее зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу (6-7 лет), а далее, если нет жалоб со стороны ребенка и родителей — в 11-12 и в 14-15 лет. На приеме у врача оцениваются цветовое зрение, бинокулярные функции, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.

Дорогие родители, ранняя диагностика нарушений зрения позволяет не только выявить заболевание, но и предупредить возможные отклонения в развитии малыша. Резкое снижение остроты зрения ограничивает весь процесс познания ребенком окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, деятельности, памяти, воображения, внимания.

В настоящее время все дети с нарушениями зрения в зависимости от степени тяжести дефекта делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, которые проявляются в ограничении зрительного восприятия ребенка или его полном отсутствии. Это влияет на весь процесс формирования и развития психики личности ребенка. У детей с нарушениями зрения формируются специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Что проявляется в отставании, нарушении и специфичности всего хода развития двигательной активности, пространственной ориентировки в пространстве, формировании представлений и понятий об окружающем мире, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях проявления эмоционально – волевой сферы и поведения, а так же социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Кто такие слепые и слабовидящие дети?

Так же выделяют лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза. В данном случае полностью утрачивается зрительное восприятие, но имеется светоощущение или остаточное зрение, которое позволяет воспринимать цвет, свет, некоторые контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие дети – это подкатегория лиц с менее выраженными нарушениями зрения. Дети данной категории имеют остроту зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Помимо нарушения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь некоторые отклонения в состоянии других зрительных функций (периферическое и бинокулярное зрение, цвето- и светоощущение,).

Слабовидящие дети при знакомстве с явлениями, предметами, при пространственной ориентирови, при движении имеют некоторую возможность использовать имеющееся у них сохранное зрение. Зрение, в этом случае, остаётся ведущим анализатором ребенка. Но зрительное восприятие малышей сохранно лишь частично и считать его полноценным нельзя.

Понимание окружающей действительности у детей с нарушениями зрения значительно сужен, замедлен, неточен. Зрительное восприятие и впечатления малышей ограничены, представления имеют некоторое качественное своеобразие. Например, дети с резко выраженной близорукостью или дальнозоркостью могут не заметить признаки важных для характеристики предмета.

У слабовидящих детей при косоглазии затруднена способность видеть и воспринимать мир двумя глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение. Стоит отметить, что при условии раннего вмешательства специалистов и специального обучения пространственное и стереоскопическое, форменное зрение развивается и совершенствуется. А это обеспечивает в дальнейшем формирование сложных пространственных представлений.

Среди слабовидящих детей встречается большое количество малышей с контрастной чувствительности зрения, нарушением цветоразличительных функций, имеются врождённые формы патологии цветоощущения.

В категорию слабовидящих детей входят :

Миопия (близорукость) – возникает в том случае, если рефракция при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе не на сетчатке глаза, а перед нею.

Вследствие чего возникает миопия? Развитию миопии у детей способствует работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации (врождённой или приобретённой) (чтение с близкого расстояния и т.д.), в неблагоприятных гигиенических условиях (плохой свет, не правильное положение тела); большую роль играют наследственные факторы (если у родителей было снижение зрения, то ребенок находится в группе риска), нарушение биохимических свойств склеры (нарушения обмена веществ в организме ребенка), повышенное внутриглазное давление.

При миопии у детей возникает характерное понижение остроты зрения вдаль. Зрение улучшается при использовании вогнутых линз.

Какие формы миопии выделяют?

Существует высокая прогрессирующая миопия, когда вследствие растяжения глаза в его различных структурах возникают патологические изменения (деструкция стекловидного тела, стафиломы склеры, периферические хореоретинальные дистрофии, центральные и другое). Растяжение глаза может осложняться кровоизлияниями в его сетчатку, стекловидное тело, сосудистую оболочку (хориоидею). Это может сопровождаться истончением, разрывами, отслойкой сетчатки.

Гиперметропия возникает вследствие задержки роста глазного яблока (малый глаз). Главный фокус оптической системы в этом случае будет лежать позади сетчатки глаза. Для того, чтобы получить чёткие изображения на сетчатке необходимо напряжение аккомодации при зрении вдаль и вблизи.

Различают несколько степеней гиперметропии:

Амблиопия – это большая категория нарушений зрения, которая включает в себя различные по происхождению формы понижения зрения. Причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

Выделяют следующие виды амблиопии:

У детей с астенией возникают и вегетативные нарушения: повышенная потливость, бледность лица и кожных покровов.

Тяжелые степени астении у детей характеризуются резкой слабостью вплоть до прострации. Детей утомляет любая деятельность, кратковременная беседа, передвижения.

Заболевание глазодвигательного аппарата. Причинами патологии глазодвигательного аппарата у детей могут быть:

Содружественное косоглазие. Это расстройство глазодвигательного аппарата, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного глаза от совместной точки фиксации. Оно является нарушением функции бинокулярного зрения.

Особенностью возникшего содружественного косоглазия у ребенка является то, что подвижность каждого глаза будет не ограничена и косящий глаз будет совершать тот же объём движений, что и здоровый (вверх, вниз, вправо, влево).

У детей при содружественном косоглазии в результате расстройства бинокулярного зрения, как правило, развивается амблиопия – это понижение остроты зрения от того, что один глаз является бездеятельным.

Различают несколько видов косоглазия:

Источник

Слепой ребенок: развитие адаптивных возможностей и пути социализации

Как жить, если ребенок родился слепым

Владимир Устинов вице-президент Российского благотворительного фонда для слепых и слабовидящих детей

Влияние слепоты на общее развитие ребенка

До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.

Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.

Природа наградила человека помимо зрительных и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), тактильными (ощущения от прикосновения, ощупывания). Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.

С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.

Налаживаем эмоциональный контакт

С рождения ребенок очень чувствителен к воздействиям взрослого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спокойными и неторопливыми. Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым. Малыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ребенком. Не следует позволять малышу слишком долго кричать. И конечно же необходимо тотчас доброжелательно откликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводиться лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопределенные движения, издает какие-то звуки.

Развиваем вестибулярный аппарат

Маленькие слепые дети без специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. А это, в свою очередь, тормозит развитие активных движений. Чтобы компенсировать отставание, малыша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это делать во время прогулок. Ребенок может находиться в специальном рюкзачке («кенгуру»). Носить кроху на руках или в рюкзаке желательно и при выполнении легких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необходим слепому ребенку!

Подобные совместные передвижения необходимо совершать каждый день, по крайней мере до тех пор, пока вес малыша позволяет маме его носить.

Знакомство с окружающим миром

У слепого ребенка по понятным причинам не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители.

Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира.

Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.

Слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается.

Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.

Еще один момент, на который необходимо обратить внимание: называть разные направления в пространстве и расположение предметов следует как можно более конкретно. Таких понятий, как «там», «далеко», «тут», малыш не воспринимает. Определяя для незрячего ребенка размеры предмета, исходят из размеров тела малыша. Например, «это такого же размера, как твоя рука».

Формирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем становится важнейшим фактором частичной компенсации слепоты.

Музыка тоже поможет

Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5-15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией.

Вместе со всеми

Важно, чтобы ребенок постоянно участвовал в повседневных занятиях семьи. Это поможет ему получить представление о том, как, когда и каким образом происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже.

Отставание слепого или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные, однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.

Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развитии двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии, на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.

Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).

Навыки самообслуживания

Выходим в мир с улыбкой

Детский сад. Обучение. Работа

Кроме того, для малышей с глубокими патологиями зрения предназначены специальные книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также говорящие игрушки.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Поведение незрячего или слабовидящего малыша.

Наблюдения за развитием и поведением незрячих детей до трехмесячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакции и системе поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Небольшие различия в поведении приводят к тому, что иногда родители не замечают дефекта зрения у ребенка до трехмесячного возраста. Это объясняется структурой и особенностями психических актов детей раннего возраста.

Одинаковое поведение и реагирование слепых и зрячих детей возможно именно потому, что в ранние периоды развития поведение ребенка определяется комплексом раздражителей, и он организует свое поведение в ответ именно на такой комплекс, так как не способен выделять отдельные раздражители. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Когда ребенка берут на руки и укладывают в такую позу, он очень рано начинает совершать предвосхищающие сосательные движения.

Такое поведение называют «позным». Оно свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка, как отмечал И.М. Сеченов, носят генерализованый или слитный, нерасчлененный характер. В связи с этим выпадение зрительного раздражителя из комплекса раздражений, сопровождающего любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не наносит ущерба предвосхищающему поведению незрячего ребенка, подготовке к его осуществлению.

Однако, выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, так как задерживает по сравнению со зрячими формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность незрячего младенца по отношению к внешнему миру, поскольку именно дифференциация, т.е. выделение восприятий, отнесение их к определенным знакомым предметам, расширяет и обогащает ориентировочную деятельность, обеспечивая ребенку активное отношение к предметам и явлениям внешнего мира.

Наблюдения за развитием незрячего ребенка в младенческом возрасте показывают значительное снижение его общей активности и значительно меньшую подвижность в ранние периоды развития.

Отмечаются отсутствие стремления или интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Для такого ребенка характерны самостимулирующие движения или стереотипные действия.

Среди незрячих младенцев выделяются две категории, характеризующиеся различной степенью подвижности. Чаще встречаются чрезвычайно спокойные дети. В некоторых случаях их можно характеризовать даже как апатичных. Они недостаточно двигательно активны, на шумы реагирует торможением, удивлением. Захватывание предметов у них больше похоже на реакцию отталкивания. У них формируются навязчивые движения, такие, как трение глаз, движения головой, возникающие именно в ранний период развития. Однако у некоторых спокойных детей при хватательных движениях отмечается правильное захватывание предметов, умени крепко их удерживать. У таких детей реже наблюдаются стереотипные движения или они проявляются слабовыраженной форме.

Ко второй категории относятся неспокойные дети. При наблюдении за ними создается впечатление, что хаотичные движения, производимые ими, никогда не прекращаются. Схватывание и отпускание предметов сменяют друг друга в быстром темпе, предметы не задерживаются в руках. У таких детей длительное время сохраняются не координированные движения, Образующиеся из навязчивых движений (трясения, верчения ручками). У некоторых детей иногда появляются остановки в движениях, колебания между удерживанием и выпусканием вещи становятся равномернее. Такие дети постепенно становятся организованнее, хотя и сохраняют свое чрезмерное двигательное беспокойство.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что апатичность и безынициативность, так же как и чрезмерное двигательное беспокойство, не создают благоприятных условий для овладения детьми предметным миром, а это, в свою очередь, ведет к отставанию в психическом развитии.

В отечественной тифлопсихологической литературе тмечается, что отставание незрячего ребенка от уровня развития зрячего происходит в достаточно раннем возрасте, хотя во внешнем поведении трудно выявить более конкретные отличия, чем снижение общей активности у незрячего. В зарубежной литературе вопрос, насколько и как можно соотносить развитие слепого и зрячего, остается дискуссионным.

Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в активной деятельности. Этот основной тезис отечественной психологической и тифлопсихологической науки непосредственно касается вопроса развития компенсаторных процессов у детей, поскольку формирование процессов компенсации осуществляется в деятельности.

В раннем возрасте для ребенка общение со взрослым является процессом, в котором он овладевает знаниями об окружающем мире. При значительном снижении активности общение затруднено, тем более что в первый месяц даже у нормально видящего ребенка трудно заметить отклик на постоянное общение с ним взрослого. Однако организация общения с месячным зрячим ребенком необходима, несмотря на то что он еще никак не выражает своего отношения к взрослому, а только готовит ответные реакции. Поглаживание ребенка, ласковый разговор, показ игрушек доставляют ему приятные переживания, поднимают эмоциональный тонус и являются методами комплексного воздействия и эмоционального общения в воспитании и продвижении в психическом развитии нормально видящего ребенка в первые месяцы жизни.

Как же преодолеть и предупредить слабую активность незрячего малыша? Что должны для этого сделать родители?

Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не представляют здесь исключения. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, но они должны также знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям – это важное условие, обеспечивающее им нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Взрослые, в первую очередь родители, помогают ему расти и дают возможность активно действовать и учиться на своих успехах или ошибках.

Однако в воспитании слепого ребенка есть свои трудности. Первое общение со зрячим младенцем чаще визуальное – глаза в глаза. На втором месяце общение со зрячим ребенком может осуществляться, когда он лежит в кроватке. Взрослый, воздействуя на его слух, зрение, поглаживает его, вызывая ответную реакцию. На третьем месяце зрячий ребенок сам начинает искать общения со взрослым, у него появляется «комплекс оживления». На четвертом месяце ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, пытается отвечать на его появление звуками, движениями, пробует произносить звуки и отдельные слоги вне ситуации общения. На пятом и шестом месяцах происходит значительный сдвиг в нервно-психическом развитии зрячего ребенка, в его взаимоотношениях со взрослыми. Движения и звуки выделяются из общего состава выразительных движений и становится средством общения ребенка. А если визуальной коммуникации нет, родители порой думают, что с ребенком нельзя общаться, играть и часто оставляют его одного.

Так, Мария К. делала все необходимое для своего пятимесячного незрячего сына: одевала, кормила, соблюдала диету, купала, меняла пеленки. Делала это быстро, тихо, без слов и укладывала его в кроватку в отдельной комнате, чтобы ему никто не мешал. Вопрос, чувствует ли ее сын, что его любят и заботятся о нем, вызвал у матери недоумение, так как она не знала, каким образом ему можно сказать об этом.

Однако развитие потребности в общении незрячего ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеют те же задачи и осуществляются теми же методами и способами, что и у зрячего. поглаживание, нежный голос, приятные тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты незрячим ребенком и вызовут активные ответные реакции. Иногда родители сами находят способы общения с ребенком, но чаще им приходится учиться этому.

Необходимо постоянно разговаривать с ребенком. Говорить ему о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком.

Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочку пить, печенье, купаться» и т.д.

В ранний период развития тесный физические контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Необходимо постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат.

Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении, перед тем, как его возьмут на руки.

Зрячий ребенок, фиксируя свой взор на лице матери, может отвечать на ее улыбку. Улыбка ребенка это удивительное, эмоциональное и согревающее сердце и душу событие. Родители смеются вместе с ним, разговаривают и играют, чтобы вызвать у него улыбку, а ребенок учится узнавать их лица и реагировать на них, когда он видит родителей около себя. Это начало общения между матерью и ее ребенком. Но если ребенок совсем не видит или имеет незначительное остаточное зрение, т.е. отсутствует так называемый контакт «глаза в глаза», мать чувствует себя неуверенной при общении с ним. Однако отсутствие зрительного контакта не означает, что малыш ее не чувствует и не замечает. Присматриваясь к тем незначительным действиям (гуление, ерзание, всплеск рук и т.д.), которые он производит при обращении к нему с речью, при прикосновении к нему, мать поймет, что ребенок реагирует на нее. Через некоторое время он сам начнет «говорить» с ней, издавая различные звуки. Он научится различать голоса членов семьи и реагировать на них, определять помещения, в которых они находятся.

Ребенок очень рано и в короткий срок в сензитивный период развития слуха овладевает интонацией родного языка, и это очень важно для дальнейшего развития.

Дети, которых оставляют одних, становятся нечувствительными к звукам вокруг них и игнорируют людей. И если ребенку позволить остаться в изоляции, то это может привести к замедлению или нарушению его развития.

Он может на длительное время застрять на определенном уровне психического развития. Родителям необходимо помогать малышу учиться любить тесный контакт со взрослыми (покачивание, пение, объятия и т.д.). Постепенно ребенок привыкает к прикосновениям, и контакт с людьми становится ему необходимым.

До трех-шести месяцев улыбка незрячих детей такая же, как и у зрячих. Она является «эндогенной», рефлекторной, не связанной с изменениями внешнего воздействия, но когда младенцы начинают улыбаться в ответ на внешние воздействия, то улыбка становится так называемой «социальной», являющейся ответом на общение с родителями, игрушками или другими предметами удовлетворения их потребностей.

Такая улыбка у незрячих появляется несколько позже, чем у их зрячих сверстников. Им труднее отличить родителей от других членов семьи, так как они их видят. Слепой ребенок не может ответить на молчаливую улыбку, поскольку не знает, улыбаются ли ему, но он будет с удовольствием улыбаться, когда, научится узнавать голоса родителей во время игры с ними.

По материалам Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош
«Воспитание слепых детей раннего возраста.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *