Кто такие памирские таджики

Таджикистан. Древнейшие горцы Памира

В обширной области с самым низким местом 2000 метров над уровнем моря проживает богатый комплект древних народностей.

Эти своевольные жители едва ли не самыми последними в азиатском регионе приняли ислам.

Сейчас памирцы в основном носят исламские имена. Традиции Зароастризма, этой древнейшей мировой религии в Бадахшане мирно сосуществует с мусульманством. И я думаю, что памирцы тяготеют к своим, более древним духовным обязательствам.

Мужчины, рождённые на Памире, отмечены печатью огня.

У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что «памирцы не знают бога» и всегда относятся к памирцам настороженно. Памирцев крайне мало на фоне жителей Таджикистана. В котором, в основном, живут таджики и узбеки.

До Великой Зелёной революции 1990 года представителей очень разных народов в Таджикистане было очень много.

До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием «Понедельник», как собственно и переводится слово Душанбе. Все рождённые в этом городе могут говорить, что в «понедельнике, их мама родила».

Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути, проходил по памирским горам.

Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы.

Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения.

Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит.

Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам.

Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом.

— Александр, один из первых «авторитарных демократов», сочетался браком с местной принцессой, по её древнему обычаю огнепоклонников. Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара.

Она вовсе не собиралась смотреть на Александра как на божество. Хотя так делали все вокруг и друзья и враги.

Уже давно, у одного таджикского автора я прочитал слова таджика, обращенные к безжалостному памирцу
— твои глаза чисты как небо, а душа черна как Ад.
Примерно так можно обрисовать отношения таджиков и памирцев.

Среди памирцев много людей с глазами этакого крайнезападнославянского голубого цвета.

(На фото памирских детей вверху страницы найдите отдалённую сестру югославки Милы Йовович.)

С черноглазым (и довольно миролюбивым) памирцем Шакаром я просидел за одной партой четыре года и могу судить об иногда взрывном, но открытом и спокойном памирском характере.

— сказавший на памирца: «Чурка» может оказаться сам в себе глубоко не прав. Русский человек может так сдуру оскорбить собственного отдалённого и вполне достойного предка.

— сказавший на азербайджанца что-либо подобное, подразумевающее именно азербайджанцев, оскорбляет и моих соседей по двору. Ни одного из десятка, живущих в нашем дворе молодых азербайджанцев я не видел, ни с пивом, ни с сигаретой!

— среднеазиатских видел очень многих и легко отличу киргиза от караколпака. Но не видел среди них чурок, кроме, разве что идиотов, которые есть в каждой нации.

Источник

Памирцы: самый загадочный народ СССР

Древний народ Памира
Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край – родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции.

Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?
Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе – самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае – уйгурский.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм – шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

История народа
Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.

По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.

На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов.Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Обычаи и нравы
Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов.Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.

Источник

Памирские народы

Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан, Рушан, Ишкашим, Вахан, Мунджан, Сарыкол, Язгулям — в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли как минимум из четырёх древних восточноиранскихобщностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.

Памироязычные народы

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Таджикоязычные памирцы

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Соседние народы

Центральный Памир (в основном в восточной части ГБАО) представляет собой непригодное для земледелия плоскогорье, заселённое кочевыми киргизами, с которыми памирцы также регулярно сталкиваются на высокогорных пастбищах. Киргизская этническая территория отделяет сарыкольцев от остальных памирцев.

Языковая и образовательная ситуация

Памирские языки

Этногенез и история

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. до н. э., когда с установлением среднеазиато-китайских связей через долину Пянджа была налажена караванная торговля, получившая название Великого Шёлкового пути (в виде южного его отрезка). Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями (сасанидами, тюрками, китайцами, арабами, монголами, тимуридами и др.) либо терпели крах, либо оканчивались лишь временными успехами и установлением номинальной зависимости от внешней власти. Фактически до XIX в. памирские области представляли собой независимые или полунезависимые княжества. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан, находившийся под влиянием Британской империи, окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.

Религия

С установлением начиная с конца I тыс. до н. э. связей с равнинным иранским миром на политеистические иранские верования древних памирцев сильное влияние стал оказывать зороастризм. Привязка этой религии к солярным культам отразилась в именовании солнца в ишкашимском языке remozd, происходящего от имени Ахура Мазда(*Ahura- Mazdā-). Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане, где на возвышенностях строились открытые храмы огня, некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Легенды о предках-«огнепоклонниках» и «кафирах-сиявушах» (искажённое под влиянием имени иранского героя тадж. сиёпӯш «одетый в чёрное») до сих пор популярны на Памире.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Другой важной религией Памира был буддизм, проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Исламизация Средней Азии после арабских завоеваний в VIII-IX вв. практически не затронула памирские народы. Широкое проникновение ислама в народные массы происходило только в XI-XII в. и связано с деятельностью активного деятеля исмаилитского течения и выдающегося персидского поэта Насира Хосрова (1004-1088), бежавшего от преследований со стороны суннитов на Памир и нашедшего убежище у правителя Йумгана (Ямгана, долина на левобережье Шугнана). Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях.

Этническая самоидентификация

Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.

Брак и семья

Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.
С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. В отличии от других жителей Центральной Азии, у Памирцев практически не наблюдаются случаи инцестов.
У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь.

Традиционная пища

Традиционные промыслы

Известные памирцы

Род Ага-Хана

Несмотря на то, что деловая деятельность Ага-ханов сравнительно неширока, история, тем не менее, «преподнесла на тарелочке» этому клану огромные богатства. А начинается эта история приблизительно в середине IX века, когда внутри мусульманства образовалась секта исмаилитов. Поначалу секта проповедовала, что пророк Мухаммед, сын Исмаила, вот-вот должен возвратиться на землю в качестве Махди, то есть мессии, спасителя. Главари секты возводят свой род к прямым потомкам Мухаммеда, дочь которого Фатима и ее муж Али якобы и были предками имамов. В течение веков секта много раз раскалывалась на боровшиеся друг против друга группы в зависимости от того, какой лагерь от какого члена семейства Мухаммеда вел свой род. Те из предводителей секты, которые одно время называли себя по имени дочери Мухаммеда Фатимидами, примерно в конце X века правили всем Египтом.

А всякие бульварно-скандальные журналы всего мира прославили Ага-хана III как владельца скаковых конюшен, богатейшего набоба и поклонника красивых женщин. Впрочем, и в самом деле, старый владыка долго житель успевал всюду, где были скачки лошадей, вертелась рулетка и рекой текло шампанское: от Ривьеры до Флориды и Калифорнии. И, конечно же, в такие места всегда стекались и красивые девушки. Ага-хан любил женщин, и, поскольку он был человеком очень богатым, в этом смысле у него не было никаких проблем.

Первой его женой была персидская принцесса, но с ней он быстро развелся. Вторая жена — танцовщица из Монте-Карло Тереза Мальяно, которую в то время (до первой мировой войны) считали красивейшей женщиной Ривьеры. Когда она в 1926 году умерла, мультимиллионер женился на Андрее Карлон, продавщице шоколада и конфет в лучшем из увеселительных мест на французском Лазурном побережье.

И наконец, в четвертый раз он женился на «королеве красоты» Франции Иветте Лябрусс, девице на 28 лет моложе его, оставшейся до смерти имама его верной подругой жизни. Когда в 1957 году Ага-хан III умер, ему возвели в Египте, в верхнем течении Нила, богатый мавзолей посреди замечательной по красоте пальмовой рощи. Для жены его, Бегумы, рядом с мавзолеем поставили мраморную виллу, дабы и она могла находиться вблизи могилы покойного царственного супруга. Экс-королева красоты с той поры раз в год навещает могилу мужа, но живет в основном в своем дворце на французской Ривьере.

Источник

Жители Памира

Коренные жители Памира, разделенного между тремя странами, очень непохожи на соседей. Язык, религия, обычаи – здесь иное все. Памирцев часто пытались использовать, но у них хватает мудрости не забывать свои интересы. Может быть, поэтому они все еще сохранились.

Официальный Душанбе ждет прорыва боевиков в Горно-Бадахшанскую автономную область, сообщает Centrasia.ru. По сведениям некоторых источников, в ходе последней встречи с президентом России Путиным таджикский лидер Эмомали Рахмон попросил помочь в охране границы с Афганистаном, где минобороны Таджикистана вот уже несколько месяцев фиксирует скопление террористов.

Последний год алармистские сообщения с Памира стали появляться в СМИ все чаще. Напомним, чуть более года назад здесь вспыхнули бои между местными ополченцами и таджикскими войсками, а совсем недавно российский интернет лихорадили сообщения о том, что этот регион уже якобы оккупирован китайскими войсками. «Информация» же о подготовки афганских боевиков к захвату этого региона появляются в сети чуть ли не ежедневно.

Возросшее внимание прессы к Памиру, в общем-то, объяснимо: после вывода американских войск из Афганистана вероятность дестабилизации обстановки в этом высокогорном, фактически изолированном от внешнего мира регионе резко возрастает.

Сегодня Памир поделен между четырьмя государствами: Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Памирские народы принадлежат к восточной группе иранских языков, тогда как родственные им таджики относятся к западной Группе. «Крыша мира» – единственный уголок земли, где почти все коренные жители являются исмаилитами – последователями шиитской секты Ислама, испытавшей сильное влияние буддизма и индуизма.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Проникновение буддизма и индуизма сюда, в общем-то, неудивительно: Памир непосредственно граничит с Гималаями. Когда путешествуешь по этому региону, то просто поражаешься, насколько местные мазары (могилы мусульманских святых) напоминают буддийские сакральные монументы.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

В отличие от правоверных таджиков-суннитов, памирцы молятся не пять раз в день, а два, и не соблюдают пост в месяц Рамадан. Памирские женщины никогда не носили паранджу, а местные мужчины не прочь отведать чарочку самогона из тутовника.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Дома памирцев также непохожи на таджикские. Обязательным архитектурном элементом памирского дома являются пять 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад, Али, Фатима, Хасан и Хусейн.

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Поэтому неудивительно, что большинство таджиков не только отказываются считать памирцев соплеменниками, но и даже не признают их мусульманами. «Где это видано, чтобы правоверные молились дважды в день и употребляли алкоголь! Ни один из нас не выдаст свою дочку замуж за такого еретика», – не раз приходилось слышать корреспонденту «Росбалта» от таджиков.

Духовный лидер исмаилитов и «наместник Бога на земле» принц Ага-хан IV проживает в Европе и считается одним из богатейших людей планеты. Выпускник Гарварда, он сегодня пытается объединить своих единоверцев в «единый духовный имамат». Лидер исмаилитов не только помогает им получить образование (он создал университет в столице таджикского Памира, городе Хороге), но и оказывает им весьма значительную финансовую поддержку. Сегодня основу экономики таджикского Памира составляют малые предприятия, созданные при поддержке Ага-хана. В Таджикистане шутят, что Горный Бадахшан превратился в «маленькую империю Ага-хана». Однако его попытки закрепиться и на китайском Памире потерпели неудачу: китайские власти вежливо, но твердо заявили «наместнику Бога», что не нуждаются в гуманитарной помощи.

В качестве средства передвижения контрабандисты используют обычную автомобильную камеру, к которой пришивают «дно», а в качестве весел используют деревянные лопаты. Нелегальные переправы стали здесь настолько рутинным явлением, что памирские контрабандисты даже не взяли с меня денег за переход, а взяли с собой в Афганистан просто «по дружбе».

Кто такие памирские таджики. Смотреть фото Кто такие памирские таджики. Смотреть картинку Кто такие памирские таджики. Картинка про Кто такие памирские таджики. Фото Кто такие памирские таджики

Даже после бедного таджикского Памира деревни на афганской части поражают своей нищетой. Дома здесь отапливаются по-черному: дым костра уходит через отверстие в потолке жилища. Электричество и телевидение отсутствуют в принципе. Здесь не редкость, когда в семье лишь одна пара обуви на всю детвору. Обычное явление местной жизни и элементарный голод. Часто единственная пища в семьях афганских памирцев – тутовник.

Выбору этого варианта способствуют как минимум два обстоятельства: удобство перехода границы и близость граничащей с Дарвазом Каратегинской долины – главного оплота таджикской оппозиции. При этом возможны и столкновения пришедших боевиков с таджикскими исмаилитами. Так, например, во время гражданской войны в Таджикистане памирские исмаилиты выставили на границе с Дарвазом вооруженные кордоны, чтобы не допустить на свою территорию боевиков исламской оппозиции.

Впрочем, далеко не все эксперты считают правдоподобным этот отдающий сенсацией прогноз. «Вполне возможно, что попытки прорывов на таджикский Памир будут. Но нельзя забывать, что сегодня армия Таджикистана — это уже не армия 90-х годов. Выучка и оснащение куда лучше. Справились же они со своими мятежниками в Хороге, причем даже без помощи извне. А когда припечет, наверняка бросятся в ножки к Москве. И Москва поможет, можно не сомневаться. Для успеха этих авантюр с территории Афганистана нужен обязательный компонент — массовая поддержка мятежников изнутри Таджикистана, или хотя бы массовое безразличие населения в вероятной победе исламистов. По моим данным такого пока нет. Поэтому подобные планы пока малоперспективны», — рассуждает в беседе с «Росбалтом» ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *