Кто такие парсы по происхождению
Тайны парсов: Самые богатые и грамотные жители Индии, подарившие миру легендарного Фредди Меркьюри
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему они покинули Иран и с чем пришли на новое место
Слово «парсы» происходит от «персы», а с санскрита его можно переводить еще и как « тот, кто подает милостыню »: этот народ огромное внимание уделяет благотворительности, даже вместо могил после смерти одного из членов общины издавна было принято создавать какой-либо благотворительный проект. Впервые парсы были упомянуты в ассирийской летописи IX века до н.э., а с XIV века записи о них оставляли французские монахи.
О том, каким был исход парсов из Ирана, рассказывает Кисса-и-Санджан, эпическое повествование о первых зороастрийцах, поселившихся на индийских землях. Это единственный источник сведений о тех событиях, записанный, к тому же, через шесть веков после того, как парсы покинули родину. Поэтому история этого народа может восприниматься и как собрание легенд, правда, сами парсы считают эти записи достоверными, документальными сведениями, на них основываются рассказы о первых десятилетиях скитаний и налаживания жизни в чужих краях.
Стремясь сохранить свою веру, с приходом мусульман некоторые из персов решились на бегство. Считается, что это были жители Большого Хорасана на северо-востоке Ирана. То ли в VII веке, то ли позже (точных данных летопись не дает) несколько тысяч человек направились на восток, где в итоге попросили у индуистского правителя разрешения поселиться на полуострове Гуджарат на северо-западе Индостана. Король согласился, выдвинув предварительно несколько требований.
От простого труда к ведущим ролям в экономике и политике Индии
Они держались вместе и строго чтили обычаи своей родины и своей религии. Проводили обязательные для зороастрийцев ритуалы, включая посвящение – навджот, по своей сути напоминающее иудейскую бар-мицву, только осуществляемое и в отношении девочек тоже. Избегали браков с чужаками и всячески приветствовали создание семей членами общины. Особенное внимание уделяли образованию – и по сей день парсы бьют рекорды по уровню грамотности – среди индийцев и не только (98 % грамотного населения при среднем по стране 64,8 %).
Не изолируясь от местного населения, зороастрийцы в Индии избежали растворения в местной культуре, отказавшись от совсем небольшого количества правил: например, пришлось оставить в прошлом классовое и социальное деление среди парсов, довольно сложное – иначе возникали бы серьезные трудности при заключении браков, ведь община не была многочисленной. Зато приняли кастовую организацию индийского общества, чтобы проще было сохранять обособленность.
А дальше – упорная работа, успешные коммерческие проекты, нравственные ориентиры, диктуемые религией – и вот уже парсы выходят на новую ступень, приобретая все большее влияние в азиатском мире. Когда в XVII веке свою экспансию в Индии начала Англия, именно парсам доставались места в коммерческих предприятиях и политические должности: те же получали возможность развивать инфраструктуру для своей общины. Так главным городом парсов стал Бомбей (нынешний Мумбаи).
К XVIII веку члены общины были не только уважаемыми, но и богатыми людьми, и достижения парсов в разных областях впечатляют: они руководили Ост-Индской компанией, создали первую биржу, строили университеты, заводы, общественные больницы, открывали газеты и типографии, участвовали в политической жизни Индии и других государств. Не забывали и о сохранении своей культуры: появлялись парсийские театры, школы, книги.
Для общения и решения разных вопросов парсы объединяются в анджуманы, которые в первую очередь действуют как благотворительные организации. Крупнейшим органом местного самоуправления у парсов является панчаят, расположенный в Мумбаи, он же стал старейшим и крупнейшим в городе благотворительным учреждением. Этот вид общественной деятельности у парсов считается едва ли не главным.
Примечательно, что парсийские жрецы из Гуджарата вплоть до XVI века обращались к оставшимся в Иране зороастрийцам за разъяснениями о правильности тех или иных канонических правил. Например, спрашивали о том, можно ли использовать чернила, произведенные не зороастрийцем, для переписывания священных текстов Авесты. Так парсы заботились о сохранении традиций своей веры – жрецы Ирана, пусть и находящегося под гнетом исламских завоевателей, воспринимались как хранители истинной веры.
Особое значение зороастрийцы придают огню и свету, создавая храмы, где жрецы поддерживают огонь на протяжении многих лет. Так поступали и парсы в Индии. Для священного места собирают шестнадцать типов огня, включая огонь от молнии, от очага, от пекаря, кузнеца и другие. После длительного ритуала очищения, который может длиться целый год, огонь размещают в храме «аташкадэ».
Что происходит с парсами сейчас?
Даже тот, кто совершенно не знаком с общиной парсов, знает имя Фредди Меркьюри, которое стало псевдонимом Фарруха Булсары из парсийской семьи. Кроме него, успеха и известности добились многие его соплеменники – политики, ученые, юристы, писатели, актеры и представители других профессий. Парсом был муж Индиры Ганди Фероз Ганди, премьер-министр Индии.
И сейчас значительное число жителей Мумбаи принадлежат к общине парсов, а за пределами Индии их можно встретить в Африке, США, Европе и Австралии, небольшие общины есть и на территории бывшего СССР. Тем не менее, количество парсов стремительно сокращается – так, что в ближайшие десятилетия этот народ может исчезнуть. Главные причины – эмиграция молодежи, отказ женщин от заключения брака в пользу карьеры, а кроме того – трудности с выбором мужа/жены, ведь парсы по-прежнему скептически относятся к бракам с представителями других народов. Кстати, генетически они по-прежнему ближе к иранцам, чем к индийцам.
Настоящим парсом считается тот, чьи родители являются парсами и кто был посвящен в зороастрийскую религию через навджот. Эту процедуру проходят дети не младше семи лет – во время ритуала приходится произносить молитвы. Навджот, как и парсийская свадьба, интересны и связаны с многими правилами, но не так поражают воображение, как другая древняя традиция зороастрийцев – отдавать тела умерших на растерзание стервятников.
Сейчас эта практика уходит в прошлое: многие современные государства не допускают такой способ обращения с умершими. Зороастрийцы открывают собственные кладбища, где могилы изолируются от земли с помощью камней и цементного раствора – так выполняется требование о соблюдении «чистоты» одной из священных стихий. Фредди Меркьюри был кремирован в Великобритании, а место, где покоится его прах, известно лишь семье, но продолжает оставаться предметом догадок и домыслов, как и все. что связано с жизнью певца и его смертью. А вот что осталось за кадром фильма «Богемская рапсодия».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Парсы — стойкие последователи зороастризма
Парсы — народ иранского происхождения, проживающий на западе Индии. Представляют собой этнорелигиозную общность, исповедующую зороастризм. Это самая грамотная и богатая община из всех народов Индии. Основополагающим моментом в жизни парсов являются религиозные верования. Многие их обычаи сильно отличаются от традиционных индийских.
Численность
Количество парсов исчисляется 110 000 человек. Их общность сокращается, так как браки с представителями других религиозных общин не приветствуются. Этому способствует и низкая рождаемость.
Где живут
Парсы расселены преимущественно в Гуджарате — западном штате Индии со столицей Гандинагар. Также большое количество сконцентрировано в Мумбаи (бывший Бомбей). Это город на берегу Аравийского моря, административный центр штата Махараштра. На территории Индии проживают примерно 70 000 парсов. Остальные расселены по таким странам:
Небольшие диаспоры находятся в Канаде, Австралии, Сингапуре, Шри-Ланке.
Родным языком парсов считается пехлеви, который со временем был утрачен. Сохранилась каноническая литература, написанная на этом языке. Современные жители разговаривают на гуджаратском — официальном языке штата Гуджарат. Также они хорошо знают английский.
Религия
Парсы сохраняют свою изначальную религию, приверженцами которой они являются с древности. Зороастризм относится к древнейшим вероучениям, которые распространил Заратустра — древний жрец и пророк. Эта религия не имеет строгой догматической системы. Ее суть заключается в свободном избрании человеком благих намерений и дел. Существует единое божество — Ахура Мазда — творец всего сущего, пребывающий в бесконечном свете. Также признается наличие двух духов: Злого и Святого. Для зороастризма характерны следующие положения:
Внешность
Парсы относятся к индо-иранской ветви европеоидной расы. Они высокого роста. В молодости многие имеют стройные фигуры, с возрастом обретают солидность, что типично для жителей Индии. Внешность парсов яркая, запоминающаяся. Цвет кожи — оливковый, светло-коричневый. Лицо овальное, с хорошо очерченным подбородком. Характерный признак персов — орлиный нос, придающий лицу горделивое выражение. Глаза темно-карие, обрамленные длинными ресницами. На лице выделяются красивые изогнутые брови. Парсы обладают густыми черными волосами, которые у женщин заплетены в косы.
История
Прародителями парсов являются древние персы. Персия располагалась на юге Ирана, где проживали народы, образовавшие империи Ахеменидов и Сасанидов. В 7 веке на эти земли пришли арабские завоеватели, принесшие с собой ислам. После военного поражения династия Сасанидов распалась, оставшиеся персы были вынуждены бежать. Их приняли индийцы из Гуджарата, с которыми у персов были торговые отношения. Парсы способствовали процветанию этого штата, принеся туда новые знания. Они распространили новые ремесла, развили некоторые отрасли сельского хозяйства (садоводство, огородничество). Передовое мышление парсов позволило им выделиться на фоне основного населения. Впоследствии из их среды вышли лидеры освободительного движения, индийской политической партии. Они первыми основали образовательные учреждения, больницы, СМИ, киностудии.
Жизнь
Общность парсов отличается высоким уровнем жизни. Они очень урбанизированы, европеизированы. Многие индуисты не понимали их стремления к материальному благополучию. Они считали их хитрыми дельцами, заботящимися только о своем кошельке. Имелись случаи бойкотирования продуктов, выращенных на фермах парсов. Этот народ сильно преуспевал в экономической и политической жизни индийского государства. Нередко они пользовались поддержкой британских властей, оккупировавших Индию. Их влияние лишь немного уменьшилось в 20 веке. Основными занятиями парсов были: торговля, ростовщичество, кораблестроение. Они основывали заводы, крупные промышленные компании, фондовые биржи.
Парсы имеют высокий уровень образования. Многие получают его за границей. Среди них много врачей, юристов, бизнесменов. Во многом этому способствует централизованная система взаимопомощи внутри диаспоры. Средний парс намного богаче обычного индийца. В их среде распространена благотворительность. Они организовывали различные учебные программы, предоставляли жилье нуждающимся членам общины. Этот народ сумел сохранить свои традиционные верования до наших дней. В религиозном плане они представляют собой закрытую общность. Усилиями парсов возведено множество храмов, в которых они проводят свои религиозные обряды.
В отличие от большинства индийских храмов, в которые открыт доступ всем желающим, парсийские закрыты для иноверцев. Жрецы имеют высокое положение в их обществе. Религия играет огромную роль в жизни парсов. Браки заключаются исключительно внутри общины. По этой причине их численность неуклонно идет на спад. До появления интернета поиск подходящей пары для брачного союза часто представлял проблему, так как парсы были расселены по многомиллионным Мумбаи и Гуджарату. Они первыми начали создавать специализированные сайты знакомств в сети. Женщины у парсов не находились в приниженном положении, как это было у индийцев. Жена была хранительницей очага, в религиозных ритуалах она играла важную роль. Ей принадлежало право готовить чистую ритуальную еду. Домашнее хозяйство предоставляется в полное распоряжение женщины. Они могут свободно передвигаться по улице, не закрывая лицо.
Одежда
Женское одеяние традиционно для жительниц Индии. Это сари — длинная полоса материи, оборачиваемая вокруг фигуры. Один конец оборачивают вокруг талии, делая таким образом юбку. Затем перебрасывают через плечо, закрепляя сзади или оставляя свисать свободно. Мужской костюм состоит из нательной рубахи и штанов, на который сверху надевают длинный кафтан. Особое значение имеет пояс — его нужно трижды обернуть вокруг талии. На голове носят тюрбан или небольшую шапочку округлой формы. Обувью служат туфли из мягкой кожи.
Традиции
Практически все традиции парсов опираются на религиозные верования. Молитва является каждодневным обрядом, который нужно исполнять 5 раз в день. Для этого существуют определенные часы. Особое значение имеют стихии: вода, огонь, земля, ветер. С поклонением им связаны многие обычаи. Для того, чтобы налить воду, нужно сначала помыть руки. Во время дождя запрещено покидать дом, чтобы не загрязнять воду и землю. Разводить огонь можно только чистыми дровами. Принимать пищу, совершать омовение при иноверцах запрещено.
Существуют «чистые» и «нечистые» предметы и животные. К первым относятся:
Ко вторым причисляют таких существ, как змеи, ящерицы, насекомые, пауки. Прикасаться к ним нельзя, чтобы не оскверниться. Также запрещено касаться тела умершего человека, даже близкого родственника. Считается, что после смерти тело становится носителем зла. У постели умирающего всегда находилась собака, которая уничтожает все нечистое. Тело омывают специальные мойщики трупов, они же несут носилки с умершим. Необычным является погребальный обряд парсов. Если человек умирал зимой, его укладывали в специальную комнату, изолированную от остальных помещений. Там он находился до появления первых перелетных птиц. Вблизи покойного должен непрерывно гореть огонь. После прилета птиц тело переносят в каменное сооружение, которая в английских источниках называется «башней молчания».
Умершего нельзя предавать огню, земле или воде, так как он стал нечистым. А стихии недопустимо загрязнять чем-либо. Носилки с телом приносят в небольшую башню. На полу находится погребальная площадка из нескольких кругов. Круг маленького диаметра предназначен для детей, побольше — для женщин, большой — для мужчин. Покойника помещают в подходящую зону и закрепляют там, чтобы птицы не могли унести останки с собой. Грифы склевывают все мясо, а кости, обожженные солнцем, падают в колодец, находящийся под площадкой.
У парсов существует несколько праздников в честь верховного бога. Также они отмечают наступление весны, осени, лета. Любимым праздником является Новый год — Новруз. Он отмечается в день весеннего равноденствия. Накануне готовят ритуальную пищу, в воду ставят молодую ветку с листочками. На крышах жилищ зажигают огонь. Во время празднования на стол ставят 7 блюд, так как это священное число. Проводится богослужение с определенными ритуалами.
Известные люди
Среди парсов есть талантливые люди, прославившиеся на весь мир. Самые известные из них:
Из парсийского рода происходит российский астролог и телеведущий Павел Глоба. По словам Павла, его бабушка являлась зороастрийкой, увезенной из Персии. Он начал изучение астрологии по старинным книгам, оставшимся от родственников.
Кто такие парсы по происхождению
Полагаю, что о парсах, исповедующих религию зороастризма, большинство читателей слышали лишь в контексте биографии Фредди Меркюри (урожденного Фарруха Балсара), потрясавшего современников не только феноменальным голосом, но и неслыханной щедростью (как вам «Роллс-Ройс» в качестве подарка другу?) Между тем этот маленький народ демонстрировал поразительные качества на всем протяжении своей тысячелетней истории.
В Гуджарате парсы продолжили заниматься торговлей, резко выделяясь из окружения дисциплинированностью, организованностью и приземленным реализмом, столь недостающим коренным индийцам. Забавно описание парсов Индустана, данное португальским путешественником Гарсия д’Орта в 1563 году:
«В королевстве Камбай живут купцы, известные под именем Эшпарсов. Мы, португальцы, зовем их евреями, однако это совершенно неправильно».
Парсы, напротив, представлялись англичанам «самыми способными и эффективными людьми во всей Южной Азии». Представители Ост-индской компании даже создали специальные школы для обучения парсов в «правильном» ключе, надеясь воспитать из подрастающего поколения торгового народа не только посредников, но и преданных служителей Короны.
— огнепоклонники, последователи Зороастра: племя иранского происхождения, представители которого живут в Индии (89 тыс. по переписи 1891 г.), в Персии (по сведениям 1879 г. 8499; см. Houtum-Schindler, «Die Parsen in Persieu, ihre Sprache und einige ihrer Gebräuche», «Zeitschr. d. Deutsch. Morgenl. Gesellsch.», 1882, т. XXXVI), в Иезде и Кермане. Индийские П. вышли из Персии около 720 г. по Р. Хр., после падения династии Сассанидов, спасаясь от мусульманского фанатизма. Они нашли себе убежище на п-ове Гузерате и оттуда уже распространились далее на Ю. При этом П. оставили свой родной язык и приняли новоиндийский язык гузерати (см.). Перейдя П. до сих пор сохранили свое родное иранское наречие, отличающееся, до известной степени, от окружающих его новоперсидских говоров (см. цитир. выше статью Houtum-Schindler’a). Положение индийских П., живущих большей частью в Бомбее, блестящее, сравнительно с униженным и презренным местом, занимаемым их персидскими единоверцами (гебрами). Среди первых много богатых купцов (торговые дома в Бомбее, Калькутте, Гонг-Конге, Шанхае, Лондоне, Иокогаме, Египте и т. д.), много людей, получивших европейское образование и даже ученую известность, тогда как вторые в культурном отношении стоят не выше господствующего населения Персии, а в общественном подчинены целому ряду унизительных ограничений. Внешностью своей (светлый, иногда оливковый цвет лица, интеллигентные черты) и умственными способностями парсы напоминают европейцев, с которыми охотно сближаются. В новейшее время многие индийские парсы отправляются в Англию для получения образования, большей частью юридического, и, вернувшись в Индию, занимаются адвокатурой, гражданской службой, литературой и наукой. С особым интересом парсы работают над исследованием своей старины, под влиянием европейских ученых, трудами которых они живо интересуются Почти все взрослые П. Индии свободно говорят по-английски; многие, даже в семейном кругу, совсем оставили употребление гузерати. Наружностью своей П. напоминают персов: к красивый орлиный нос, яркие черные глаза, красиво очерченный подбородок, сильно выгнутые брови, толстые чувственные губы, слегка волнистые усы. Женщины их деликатного сложения, черноглазы, с тонкими дугообразными бровями и густыми черными волосами, которые они украшают жемчугом и драгоценными камнями. Они могут свободно являться на улицах с непокрытым липом. Все домашнее хозяйство предоставлено в их полное распоряжение. Гостеприимство, общительность и благотворительность — главные добродетели П. Благотворительность, возведенная религией П. в основной принцип их морали, делает нищенство среди них неизвестным. В одном Бомбее П. учреждено 32 разных благотворительных и общественных заведений, в том числе образцовая по своему устройству школа на 1000 девочек и мальчиков. Парсы славятся также ловкостью, энергичной деятельностью и предприимчивостью, сделавшими их торговый кредит неограниченным. Костюм мужчин состоит из широкой сорочки, представляющей самую священную часть одежды (ибо носится прямо на теле); сверху надевается длинный кафтан или сюртук, опоясанный трижды священным поясом. На голове носится тюрбан или шляпа, вроде камилавки, сохраняемая на голове в присутствии равных; на ногах — башмаки желтого или красного сафьяна. Костюм женщин состоит из длинной полосы цветной шелковой материи, обертываемой кругом всего тела. Роды у П. происходят на дворе дома, так как каждый П. должен начать свою жизнь в унижении; только «добрые мысли, слова и дела» могут возвысить его в этой и будущей жизни. После родов мать должна выдержать сорокадневное отчуждение от всех членов семьи, считаясь до этого срока нечистой. На седьмой день после рождения к ребенку призывается жрец-астролог, составляющий для него гороскоп, который потом хранится в семейном архиве. Семи лет мальчика впервые омывают коровьей мочой (nirang) и надевают на него пояс веры, сплетенный из 72 нитей (= 72 главы Ясны, одной из книг Авесты). С этого возраста для П. начинается нравственная ответственность за поступки. Ребенок, умерший до этой церемонии, идет прямо к Агурамазде (Ормузду). Свадьба у парсов сопровождается сложным и пышным ритуалом, а день ее определяется астрологом. Браки между близкими родственниками считаются похвальным делом. От индусов парсы усвоили обычай заключать браки в детском возрасте. Тело умершего выставляется на сведение хищных птиц в особом сооружении (так наз. «башне молчания»), так как сожжение его или зарывание в землю оскверняет огонь и воду.
Ср. Williams Monier, «Modern India and the Indians» (4 изд., Л., 1887); Dosabhai Framji Karaka, «History of the Parsis» (Лондон, 1884); Spiegel, «Avesta aus dem Grundtext übersetzt» (Лейпциг, 1852— 63); M. Haug, «Essays on the sacred language, writings and religion of the Parsis» (3 изд., Л., 1884).
Брокгауз и Ефрон
Парсы, члены одной из религиозных общин Индии. Численность свыше 100 тыс. чел. (1973). Парсы живут главным образом в Бомбее и являются потомками зороастрийцев, пришедших из Ирана в 7—10 вв. после его завоевания арабами и осевших в основном в Гуджарате. Религия — зороастризм. В храмах Парсы поклоняются огню, мёртвых не хоронят, а отдают на растерзание грифам (в так называемых башнях молчания), чтобы не осквернять священных для Парсы стихий — огня, воды, воздуха, земли. Материальная зажиточность считается религиозной заслугой, поэтому большей частью Парсы издавна занимается ростовщичеством, торговлей, банковской и предпринимательской деятельностью (к Парсы принадлежит семья крупнейших монополистов Индии — Тата). Парсы говорят на языке гуджарати; каноническая литература на авестийском и пехлеви. Община Парсы преимущественно эндогамна (молодёжь начала отступать от древних брачных регуляций — правил). Жрецы общины оказывают большое влияние не только на культово-религиозную, но и на светскую жизнь Парсы
На 1990 года численность парсов около 40 тысяч человек.
Зороастрийцы. Верования и обычаи. Мэри Бойс
Настоящее издание является популярным очерком одной из древнейших религий мира — зороастризма. Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй с VI в. до н. э. по VII в. н. э. и оказал большое влияние на христианство и ислам. В книге известной британской иранистки Мэри Бойс, автора многих монографий о зороастризме и манихействе, прослеживаются исторические судьбы зороастрийских общин в Иране и Индии от их возникновения вплоть до наших дней.
Кто такие парсы по происхождению
Что общего между Фредди Меркьюри и Павлом Глобой? Оба они парсы, то есть относятся к древней народности, которая до сих пор исповедует зороастризм. Это народ с интереснейшими традициями и самобытной историей.
Древнее происхождение
Древние парси или персы-зороастрийцы проживали на территории современного Ирана. Их историческая родина, согласно легендам, – Большой Хорасан, историческая область Ирана периода правления Сасанидов. Они говорили на языке фарси и исповедовали зороастризм – одну из древнейших религий мира.
В основании зороастризма не было строгой догматики, а главными законами религии было поклонение верховному богу Ахура Мазде и свободное следование канонам морали. Особое почтение зороастрийцы проявляли к свету Солнца и огню как божественным образам – до сих пор в их храмах, например, в Лондоне, есть сакральный источник неугасимого огня. Сосуд с огнем является одним из важнейших символов данной религии, и его охранение, вплоть до самой смерти, было смыслом жизни для особых жрецов.
Не просто огнепоклонники
При этом важно отделять зороастрийцев, с их разветвленной теологической системой, от простых огнепоклонников.
Вскоре зороастризм стал вытеснять ислам, религия в Персии приходит в упадок, начались гонения на парси. В VIII — X веке н. э. парси начинают массово иммигрировать на территорию нынешней Индии, а арабские завоевания на их прародине приносят конец тысячелетнему превалированию зороастризма на Ближнем Востоке.
Обычаи парси
Парси часто ошибочно путали с евреями, также проживавшими на территории Индии не менее тысячи лет. В частности, португальцы, приплывающие в Ост-Индию за дешевыми товарами, называли парси «индийскими евреями», несмотря на то, что те исправно ели свинину и не делали обрезаний.
Несмотря на такие различия, между этими религиями все же есть общие черты, например, одержимость нечистотой трупов – парси по традициям зороастризма предпочитают отдавать почивших на растерзание птицам в специальных «башнях молчания», чтобы не осквернять священные стихии. Их ритуальные одежды также напоминали еврейскую терапису, покрывающую голову.
Интересно и то, что с XIII по XVI века индийские парси активно контактировали с иранскими зороастрийскими священнослужителями, спрашивая у них совета касательно религиозных обрядов, иногда чрезмерно скрупулёзного характера. К примеру, можно ли копировать авестийские священные тексты при помощи чернил, сделанных не-зороастрийцем.
Данные вопросы отсылают к иудейскому кошеру, согласно нормам которого нельзя употреблять в пищу продукты, приготовленные не-евреями. Как мы видим, сходство двух народов не ограничивалось внешними признаками – оба были изгнаны с родины и проявляли тщание в соблюдении древних традиций. «Иранская лига» в Индии начала XX века пропагандировала возвращение парси на родину, напоминающее сионизм евреев.
Женщины-парси
До конца XIX века особую роль в семье парси играла женщина, исполняющая домашние религиозные ритуалы. Женщины-парси смотрели за огнем очага, окуривали дом благовониями на закате и варили особую ритуальную пищу в абсолютно чистейших условиях. Позже женщины стали участвовать в общественной жизни, особенно на это повлияло открытие реформистских школ. Браки парси с представителями других национальностей и религий не поощрялись, вследствие чего найти пару в, например, многомиллионном Мумбаи, было не так то просто.
Так называемый «детский брак», когда о союзе договариваются родители, практикуемый в Индии, парси не одобряли, и нередко единственным выходом становился усиленный поиск невесты по всей стране. Так было встарь, однако появление СМИ упростило задачу: парси стали искать вторую половинку через газетные объявления, а затем, одними из первых, через специализированные сайты знакомств в Интернете.
Парсы поддерживали идеи урбанизации Индии и потому были подвергнуты бойкоту индийцев, отказывавшихся покупать продукты, производимые парси на фермах. Образ парси как зажиточных и хитрых дельцов под патронажем британского правительства постепенно становился в Индии все более распространенным.
Парси в современном мире
Современные парси говорят на языке гуджарати и английском, в то время как религиозные тексты, такие как Авеста, написаны на авестийском и пахлави. Поселившись сперва в Гуджарати, парси после нападений на тот регион мусульман в 1297 мигрировали в Мумбаи (Бомбей), и к 1850 стали собственниками половины всей земли города.
Вплоть до конца XIX века парси чрезвычайно преуспевали как в экономической, так и политической жизни государства, и лишь в современности их роль в Индии несколько уменьшилась. Парси быстро приспособились к западным тенденциям в Индии, среди них много бизнесменов и политиков, адвокатов и врачей (медицинская промышленность Индии во многом существует под контролем парси), существуют централизованные системы взаимопомощи для диаспоры.
Этот народ может похвастаться одним из самых высоких уровней грамотности в Индии, в том числе, и среди женщин, так как многие парси получают образование за рубежом.
На данный момент численность народа парси не превышает 130 тысяч человек, и 60 из них проживает в городе Мумбаи в западной Индии. Небольшие общины сохранились в Китае, Гонконге, восточной Африке и Пакистане. Парси также в меньшем количестве проживают на территории бывшего Советского Союза.
Среди известных представителей этого народа: Фредди Меркьюри, вокалист рок-группы «Queen», муж Индиры Ганди Фероз Ганди и известный советский и российский астролог Павел Глоба. Парси берегут древние традиции и по сей день, что прекрасно демонстрирует не только соблюдение старинных обрядов, но и консерватизм в области религии – в 2010 году парси не позволили инициировать в свою веру зороастрийца из России.