Кто такие рефаимы в библии

Рефаимы

Место жительства его находилось в различных местах: в земле Васанской, в земле Моавитской, в земле Амонитской и др. С рефаимами в Свящ. Писании нередко соединяются и также называются рефаимами и некоторые другие племена, отличавшиеся необыкновенным ростом и исполинской силой, каковы, напр., енакимы, зузимы, емимы, замзумимы. Во время вступления евреев в Землю Обетованную собственно рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как, напр., во времена Моисея – Ог, ц. васанский, во времена Навина – енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Дахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской.

Слово Рефаимы в некоторых местах Свящ. Писания имеет и другое значение, именно в кн. Иова ( Иов.XXVI, 5 ), в кн. пр. Исаии ( Ис.XIV:9–10, XXVI:14–19 ) и других оно означает умерших. Поводом к такому смыслу и значению слова, может быть, служила мысль о рефаимах, как о народе, не существующем более среди живых и принадлежащем к царству мертвых, каковое понятие распространили потом и на всех умерших. В разительных чертах изображает состояние их в преисподней пр. Исаия, говоря о царе вавилонском: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим, под тобою подстилается червь, и черви – покров твой ( Ис. XIV, 9–11 ).

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Рефаимы и Анакимы — великаны жившие до Библейского потопа

Рефаимы — таинственное полумифическое племя, жившее во времена Давида и Голиафа. Это внушавшие страх своим обликом и культурой люди-гиганты, злые создания, враждебные ко всем чужакам. Узнайте, кто эти колоссы, откуда произошли и отчего их боялись люди древности.

Рефаимы — этимология

Согласно Библии, «рефаим» тождественно слову «исполин», что имеет два или три древнееврейских понятия — гигант, тиран или нефилим. Книга Чисел гласит, что разведчики, посланные на землю, что предназначалась для входа израильтян, дурно говорили об этой области.

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библииВозвратившись, они отзывались о местности как о пожирающей всякого ребенка. Народы также пожираемы, а властвуют люди великого роста. Израильтянами они именовались как «сыны Енаковы». В глазах гигантов люди – подобие саранче.

Во Второзаконии (1:28) говорится, что сердца израильтян полнились страхом перед ними более, чем перед большими и укреплёнными городами. Ибо все живое страшилось великанов, что вытесняли народ рефаимов с родных земель. Сами рефаимы звались эмимами. Это не уступавший Енаковым сынам в росте, многочисленности и величии народ. Эмимы — моавитянское название рефаимов.

Израильтян направил сам Господь, помог низвергнуть гигантов. Когда поразил их по всему Израилю, они перевелись на земле обетованной. Уцелевшие бежали в города Геф, Газ и Азот.

Откуда взялись рефаимы, а потом и наследники — сыны Енаковы, об этом говорит Книга Бытия в шестой главе. В ней речь идёт о живших на земле исполинах с того времени, как Сыны Божии – ангелы – впервые вошли к дочерям Евы. В Книге Еноха объясняется, что ангелы ходили среди смертных в плотском облике. Их влекли простоволосые женщины. Будто бы оттого пошёл обычай покрывать голову покрывалом, чтобы не привлекать нескромного взгляда падших и не допустить нового рождения чудовищных детей.

«Рефаим» также означает «нечестивец», «мертвец», помимо тирана и гиганта. Это племя не бывших людьми, только по материнской линии. Отцы не происходили от рода человеческого. Гиганты в Библии всяких разновидностей — аммонитяне, аморреи. Все они не люди, а враждебные монстры. Когда они заметно расплодились, Бог устроил потоп на земле.

Великаны в Библии

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библииВ библейских сказаниях упоминаются люди колоссального роста, и мы привыкли списывать это на мифологическое преувеличение. А если это не человек, а нечто иное? Как, например, Иесвий, бывший потомком рефаимового племени, у него одно копье весило как триста медных сиклей.

В двадцатом стихе упоминается присутствие человека с шестью пальцами на руках и ногах. Роста великого. Сражался в Гефе. Последний потомок рефаимов, царь Ог, около четырех метров высотой, а спать ему приходилось на железной кровати, потому что деревянная постель не выдерживала веса великана.

Известный по битве с Давидом филистимский единоборец Голиаф также родом из города Геф, имел рост в шесть локтей и еще пядь сверху. Броня у него чешуйчатая, и весила как пять тысяч медных сиклей. На нем щит и наколенники из меди, нес копьё весом как шестьсот железных сиклей. Шесть локтей роста — три-четыре метра, а пять тысяч медных сиклей — двести килограмм. Это никак не человек с гигантизмом, у таких хрупкие кости, не вынесут такого веса.

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библииВ ней гласит, что нефилимы, рефаимы, а также эмимы — все произошли от преступного союза ангелов и женщин. Получившиеся создания оказались ни ангелами, ни людьми, а чем-то промежуточным. Они несли в себе семя великого греха, поскольку зачаты в нем. Первая книга Паралипоменон ясно говорит об этом. А также гласит, что когда один из рефаимовых потомков по имени Саф был насмерть сражён Совохаем Хушатянином, рефаимы усмирились.

В Библии написано, что все произошедшие от нефилимов и рефаимов, – потомки мертвецов. Ни они, ни сыны Енаковы, ни всякий, в ком течет греховная кровь, не воскреснут в час Страшного суда. Это доказательство того, что племя не относилось к человеческому роду. Только люди воскреснут, чтобы предстать перед судом высшим в конце времён. Как не оживают мёртвые, так не восстанут гиганты прежних тысячелетий, поскольку они не Божьи творения, а порождения лукавого. Ибо только он толкнул непорочных на грех соития с женщинами.

Анаким, гиборим и прочие титаны

Анаким – название доханаанского племени, что жило в первые периоды библейской эпохи патриархов в 2000 — 1700 годы до н. э. Слово же «гиборим» переводится как «могучие», а замзумимы – разновидность людей необыкновенно высокого роста, огромной силы и мощи. Как и племя авим, что жило в эпоху пришествия народа израильского в обещанную высшими силами землю. П леменам титанов приписывается происхождение от Бене Элогим – падших в блуд ангелов и в наказание скованных Богом до часа Страшного суда.

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библииУченые полагают, что по обычаю неизраильским народам давалось расовое имя, что не имело множественного числа, название «рефаим» – имя нарицательное. И писавшие Библию считали анаким, авим и прочих титанов не отдельными племенами, а породой людей колоссального телосложения, что встречались среди населявших те земли наций. Перенося библейские названия на исторические народы, то анаким во время войны за Ханаан, скорее всего, амореи, а когда настала эпоха Авраама — хиттиты. Героические гиганты Давида происходили из рода филистимлян и хиттитов.

Другие ученые говорят, что рефаим – древнейшее население палестинкой земли, позже его завоевало и поработило ханаанейское племя, а также филистимляне и израильтяне.

Амим и замзумимы оказались не растворены, а изгнаны. Считается, что слова «рефаим», «анаким», «замзумим» стали ассоциироваться с духами умерших, тенями, темнотой и дряхлостью. С тем, что вызывало страх и отвращение. Применение слова «слабость» к известным физической мощью племенам происходит из того, что гиганты не дружили. Меж ними творились распри и тяжбы, поэтому могущественные предки, нефилимы, перебили друг друга. Довели мир до падения и пали вместе с ним.

О происхождении анаким и легендах агадской мифологии

Лучше всего это описывается в агадической литературе, где слово «анаким» произошло от «анак», то есть «шея». Переводится как шейное ожерелье — достижение небес, поскольку у анаким гигантский рост и охватывали солнце, чтобы потребовать дождь у высших сил. Израильские разведчики, узрев головами достигавших облаков людей испытали ужас и бежали, решили, что и Господь не убережет от гигантов.

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библииМифология гласит и о том, что нефилимы, рафаимы и потомки имели зубы в шестнадцать рядов, а также колоссальную прожорливость. В день съедали тысячу верблюдов, быков и лошадей. Не устрашившись предостережений Ноя, нефилимы полагались на чудовищный рост и огромные ноги и считали, что остановят подъем воды.

Легенды о великанах прошли сквозь века: у братьев Гримм в сборнике «Детские и семейные сказки» есть видоизменённая легенда о дочери Анака, что в саду отца сорвала гранатовое яблоко. Дюжина пришедших в тот сад разведчиков, узрев отца, от испуга спряталась под кожурой от яблок, подумав, что это пещера. Когда дочь Анака возвратилась, испугалась, что отец выбранит за неряшливость, и выкинула шелуху. А вместе с ней и дюжину разведчиков.

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библии

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библии

Источник

Кто такие рефаимы в библии

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Рефаимы

Рефаимы — народ ветхозаветных исполинов.
В Септуагинте и Вульгате переводилось как «гиганты». Также слово «рефаимы» в употреблении нарицательно стало синонимом словам: «нечестивцы», «тираны» и «гиганты». В русском Синодальном переводе слово «рефаимы» переведено как «мертвецы», непонятно почему.

Иов. 26:5 — Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них.

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библии

Biblia Sancti Petri Rodensis BNF Latin 6 (3) fol-65v detail

Посмертная судьба рефаимов – в шеоле.

Согласно мидрашу, во время потопа один из исполинов по имени Ог сумел спастись, получив у Ноя разрешение держаться за ковчег снаружи. Его потомки также были гигантами, они описаны в следующих книгах Торы.

Вот здесь всё правильно. Потому что для обозначения мертвецов есть арамейское «муут». Например, «оживут мертвецы (муут) твои» Ис.26. Поэтому к приведенным притчам «мертвецы» не подходят. Их автор Соломон имел ввиду рефаимов. Работников ада. Надзирателей. Мучителей.

3:11. ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских. (Книга Второзаконие 3:11)

Рефаимы, как гибриды второй волны, целенаправленно истреблялись.

В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф‐Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве‐Кириафаиме…(Книга Бытие 14:5)
Земля сынов Лотовых считалась землею Рефаимов; прежде жили на ней Рефаимы; народ великий, многочисленный и высокий, и истребил их Господь (Втор.2:19-21)

Библия говорит, единицам всё же удалось спастись среди филистимлян. Филистимляне составляли народность, которая прибыла с островов и поселилась на земле ханаанской. Именно филистимляне оказались причастны к поддержанию рода гибридных созданий. Это из их среды поднялись великаны новой волны.
16 Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в 300 сиклей меди и который опоясан был новым мечом.

22 Эти 4 были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его. (2Цар.21)

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библии

Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид (кобра), и плодом его будет летучий дракон. (Ис.14:29)

А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. (Дан.2:43)

Быт.6:4, «В то время были на земле исполины, а также после того как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим».

Источник

янв. 10, 2016

Слово «рефаимы» (rp’ym), встречающееся в текстах Еврейской Библии (далее – ЕБ) 25 раз, употребляется в них в двух разных значениях. Во-первых, оно означает особую разновидность обитателей загробного мира, во-вторых – один из народов, населявших Ханаан до прихода евреев.

В текстах, использующих поэтический параллелизм, слово «рефаимы» может служить синонимом слова «мёртвые»: «Мёртвые не оживут, рефаимы не встанут» (Ис. 26, 14); «Разве над мёртвыми ты сотворишь чудо? Разве рефаимы встанут и будут славить тебя?» (Пс. 87, 11). Рефаимы могут также представлять обитателей загробного мира в целом: «Рефаимы трепещут под водами и живущие (или живущими?) в них. Шеол обнажён пред ним, и нет покрывала Аваддону» (Иов. 26, 5-6); «Дом её ведёт к смерти, и стези её – к рефаимам» (Притч. 2, 18); «И он не знает, что рефаимы там, и что в глубинах Шеола зазванные ею» (Притч. 9, 18); «Человек, сбившийся с пути разума, упокоится в собрании рефаимов» (Притч. 21, 16).

Однако в песни пророка Исайи о нисхождении в загробный мир ассирийского царя Саргона II, погибшего в 705 г. во время похода против киммерийцев, рефаимами именуются «вожди земли» и «цари народов»: «Шеол внизу пришёл в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоём; пробудил для тебя рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей народов с престолов их» (Ис. 14, 9). Как станет ясно в дальнейшем, именно это значение было присуще потусторонним рефаимам изначально. Только позднее как наиболее индивидуализированная группа обитателей в общем-то безличного еврейского Шеола они стали представлять его в целом.

Согласно еврейскому преданию, область Башан (библ. Васан) севернее Аммона в Заиорданье была населена рефаимами до времён Моисея: «Выступил против нас на войну Ог, царь Васанский, со всем народом своим… И предал Яхве, бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых… Только Ог, царь Васанский, оставался из последних рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (Втор. 3, 1-11). Ср. тж.: «Ог, царь Васанский, из последних Рефаимов, живший в Аштароте и в Едреи» (Нав. 12, 4); «В четырнадцатом году пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштарот-Карнаиме…» (Быт. 14, 5).

В данном случае корень слова, переводимого как «рефаимы», имеет вид rph, а не rp’, однако при описании тех же событий в 1 Пар. 20, 4-8 используется корень rp’. На этом основании можно предположить, что первоначально он присутствовал и в 2 Цар. 21, 16-22, но позднее был полемически заменён на корень rph со значением «быть слабым».

Угаритское слово rp’um (рефаимы) обычно вокализация как причастие rāpi’ūma и истолковывается как «целители». Проблема этой интерпретации заключается в том, что ни в одном угаритском (как и еврейском) тексте рефаимы никак не связываются с целительством. По этой причине, если данное слово действительно происходит от корня rp’ со значением «здоровье», угаритское rp’um правильнее вокализовать как статив rapi’ūma и понимать как «здоровые, крепкие, сильные». В качестве альтернативной этимологии можно предположить родственную связь с корнем аккадского слова rabā’um («быть большим, великим») и производных от него rabi’um («вождь, глава») и ruba’um («князь»). В таком случае изначальный смысл слова «рефаимы» – «вожди» или «князья», что вполне соответствует их образу в угаритских источниках.

Рефаимы упоминаются в нескольких текстах из Угарита. Перечислим наиболее примечательные из них. Так называемые «Тексты рефаимов» (KTU 1.20, KTU 1.21, KTU 1.22) представляют собой обломки написанных в XIII в. трёх табличек, содержащие отрывки, по-видимому, одного и того же повествования. Верховный ханаанейский бог Эл приглашает рефаимов к себе на пир. Они запрягают коней (’asr sswm ṭsmd), поднимаются на свои колесницы (t‘ln lmrkbthm) и отправляются в путь. Прибыв на гумно Эла (grnt ’ilm), рефаимы едят и пьют (tlḥmn rp’um tštyn) там семь дней вместе с богами, после чего текст обрывается. В течение многих лет в научном сообществе не утихают споры – кем являются рефаимы в этом повествовании – божествами, духами умерших или живыми людьми? Для нас этот вопрос не принципиален, отметим лишь, что рефаимы изображены здесь как колесничное войско (они напрямую называются войском – ḥyly – в KTU 1.22).

Другой важный угаритский текст, упоминающий рефаимов (KTU 1.161), посвящён обряду похорон царя Угарита Никмадду III (ок. 1225-1215) и восшествия на престол его наследника Аммурапи. Он включает следующие строки: «Вы позвали рефаимов земли, вы приказали собранию дидану, позовите рефаима ulkn, позовите рефаима trmn […] Вы зовёте древних рефаимов, вы позвали рефаимов земли, вы приказали собранию дидану, позовите царя Аммиштамру, позовите царя Никмадду […] Внизу древние рефаимы, внизу царь Аммиштамру, внизу царь Никмадду» (qritm.rpi.a[rṣ] | qbitm.qbṣ.d[dn] | qra.ulkn.rp[a] | qra.trmn.rp[a] […] qru.rpim.qdmym | qritm.rpi.arṣ | qbitm.qbṣ.ddn | qra.‘mṯtmr.mlk | qra.u.nqmd.mlk […] tḥt.rpim.qdmym | tḥt.‘mṯtmr.mlk | tḥt.u.nq[md].mlk).

По всей видимости, дидану – это аморейское племя (из которого вышла царская династия Угарита?), а «собрание дидану» – воинская корпорация, находившаяся на службе у угаритских царей. «Рефаимы земли» могли быть ещё одной такой корпорацией, члены которой после смерти причислялись к «древним рефаимам» и оказывались «внизу», вместе с покойными царями Угарита (в процитированном тексте – с Аммиштамру и Никмадду). То, что «рефаимы земли» и «собрание дидану» означали живых царских приближённых, подтверждается угаритским эпическим повествованием о Керете (KTU 1.15), в котором бог Эл благословляет Керета и обещает ему многочисленное потомство: «Весьма высок [будет] Керет среди рефаимов земли, в совете собрания дидану» (III.2-4, 13-15). В контексте благословления и обещания потомства предсказание высокого положения среди духов умерших вряд ли было бы уместно.

Помимо мифологических, дидану и рефаимы упоминаются также в экономических текстах из Угарита (4.69:I:1, II:9). Из них следует, что «сыны дидану» (bn ddn) использовались в качестве колесничных бойцов-марьянну (mrynm) в войске Угарита и получали из царской сокровищницы плату за свои воинские услуги (4.232:8,33). В таком же качестве в Угарите использовались и «сыны рефаимов» (bn rp’iyn). Из этого окончательно становится ясно, что в Угарите рефаимы представляли собой колесничную дружину, приближённую к особе царя, а после смерти сохраняли это своё привилегированное положение и в загробном мире.

Из совокупных свидетельств еврейских и угаритских текстов складывается образ рефаимов как воинственного народа, населявшего Ханаан в эпоху позднего бронзового века, тесно связанного с конями и колесницами, сошедшего со страниц истории в начале железного века (XII-XI вв.), но оставившего неизгладимый след в памяти местных семитов. Таким народом могли быть только арии, вторгшиеся на колесницах в Левант в XVII в. и создавшие там свои царства, просуществовавшие несколько столетий.

К сожалению, бóльшая часть позднего бронзового века представляет собой «тёмное время» в истории сиропалестинского региона. Местные письменные источники крайне скудны, а египетские и месопотамские ничего о событиях в Ханаане не сообщают. Поэтому приходится реконструировать начальные этапы арийского вторжения в основном по археологическим данным. На переходе от средней к поздней бронзе цивилизация Ханаана пережила катастрофу – количество городов и сельских поселений уменьшилось в несколько раз. Например, из 42 поселений, существовавших в центре нагорья Вениаминова в среднебронзовую эпоху, к поздней бронзе осталось всего одно – Иерусалим. Ранее весь этот упадок было принято приписывать походам в Ханаан египетских фараонов Нового царства, но сейчас ясно, что он начался раньше и был, по крайней мере, частично вызван миграцией в Ханаан нового населения с северо-востока. Следами этой миграции, по всей видимости, являются обнаруженные в Мегиддо и Таанахе необычно богатые захоронения эпохи поздней бронзы I, датирующиеся временем после разрушения этих городов.

Точнее следует говорить о двух миграционных потоках, отличающихся по своему характеру, – хурритском и арийском. Хурриты, выходцы с Армянского нагорья, по языку отдалённо родственные северо-восточным кавказцам, начали расселение в южном направлении ещё в III тысячелетии и, видимо, появились в Ханаане раньше ариев. Их миграция имела массовый характер, так что со времени Тутмоса III (1479-1425) египтяне стали называть ḫʔrw (Хурру) жителей Сиропалестины, а со времён Тутмоса IV (1400-1390) – всю эту область, которую раньше именовали Джахи и Ретену.

Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библии

Из последнего факта можно заключить о существовании в Леванте позднего бронзового века своеобразного арийско-хурритского симбиоза. Если в Митанни это был симбиоз арийской правящей верхушки с хурритскими народными массами, то в Ханаане он, по-видимому, имел вид сотрудничества между правителями арийского и хурритского происхождения с целью удержания в подчинении местного семитского населения.

Первое появление ариев в Ханаане можно датировать второй половиной XVII в. Во всех четырёх городах Ханаана, где найдены клинописные таблички этого времени (Гезер, Шехем, Хеврон и Хацор), засвидетельствовано присутствие лиц с именами условно «северного» (хурритского и арийского) происхождения, в т.ч. (в Шехеме) – человека с определённо арийским именем Бирашена (родственным вед. Вирасена – «Геройское войско»). На XVI в. приходится пробел в документах. Когда в Ханаане во 2-й половине XV в. вновь появляются клинописные таблички, количество имён «северного» происхождения оказывается в них уже гораздо бóльшим: так, в табличках из Таанаха их около трети, их много также в документе из Шехема того же времени.

Главным источником сведений об ариях Ханаана служит Амарнский архив – найденная в развалинах Ахетатона переписка египетских фараонов со своими сиропалестинскими вассалами. Она покрывает период в четверть столетия – от примерно 30-го года Аменхотепа III до 3-го года Тутанхамона (1350-1330-е гг.). Согласно Амарнскому архиву, в середине XIV в. около трети правителей Ханаана носили арийские имена, около трети – хурритские и около трети – местные западносемитские.

Египетские источники не называют имён противников Тутмоса, но во главе враждебной ему коалиции стоял царь Кадеша, её штаб-квартира находилась в Мегиддо, в её составе упоминаются другие города, где по более поздним свидетельствам Амарнской эпохи правили цари с арийскими именами, а поддержку ей оказывали арии Митанни. Из этого можно заключить, что основной движущей силой антиегипетского союза были именно арийские правители Ханаана. Благодаря решительным действиям Тутмоса ему удалось разбить своих противников у стен Мегиддо, хотя сам город сдался только после семи месяцев осады. Этот в прямом смысле слова ханаанский Армагеддон (
Кто такие рефаимы в библии. Смотреть фото Кто такие рефаимы в библии. Смотреть картинку Кто такие рефаимы в библии. Картинка про Кто такие рефаимы в библии. Фото Кто такие рефаимы в библии

За сражением у Мегиддо последовал ещё ряд кровопролитных войн, окончившийся при Тутмосе IV (1400-1390) заключением мирного договора с Митанни, который был скреплён женитьбой фараона на дочери митаннийского царя Артадамы. По этому договору Ханаан был окончательно признан владением Египта, а местные правители стали вассалами фараона. Именно в этом состоянии застаёт Ханаан в середине XIV в. Амарнская переписка. Его цари признают себя египетскими подданными, что, однако, не мешает им вести друг с другом постоянные войны. Кроме того, их власти угрожают отряды мятежников-хапиру.

Как уже было сказано выше, примерно по трети ханаанских царей в Амарнскую эпоху носили арийские, хурритские и семитские имена. Отражало ли это лишь смутную память о далёких предках или вполне ещё живое племенное самосознание? – Ряд эпизодов позволяет предполагать последнее. Одним из таких эпизодов является история захвата хапиру города Килту (библ. Кеила) в долине Шефела на юго-западе Ханаана.

В составе Амарнской переписки сохранилось письмо (ЕА 279), написанное царём города Гата (библ. Геф), располагавшегося к северо-западу от Килту, с арийским именем Сувардата («Солнцем данный»), содержащее сообщение о захвате Килту мятежниками и просьбу о разрешении выступить против них. О том же событии говорится в письме (ЕА 287) царя Иерусалима Абди-Хепата. Судя по его имени, содержащему имя хурритской богини Хепат (которая также почиталась арийской династией царей Митанни), он был хурритом по происхождению. В произошедшем Абди-Хепат винит правителей с семитскими именами – царя Гезера Милки-Илу и сыновей царя Шехема Лабайу: «Это сделали Милки-Илу и сыновья Лабайу, которые отдали землю царя хапиру».

В последующем письме (ЕА 366) Сувардата сообщает, что он объединил свои силы с Абди-Хепатом, кроме того, к ним присоединились арийские цари Акко Суратха («Добрая колесница») и Ахшафа Индраута («Индрой созданный»): «Да будет известно царю, моему господину, что я сокрушил хапиру, восставших против земель, которые бог царя, моего господина, дал мне. И да будет известно царю, моему господину, что все мои братья покинули меня. Только я и Абди-Хепат вышли на войну против хапиру. Суратха, правитель Акко, и Индраута, правитель Ахшафа, эти двое также поспешили мне на помощь с 50 колесницами, и теперь они воюют на моей стороне». Таким образом, мы наблюдаем коалицию из трёх царей с арийскими именами и одного с хурритским именем, воюющую против выходцев из местного семитского населения – мятежников-хапиру (вероятных предков более поздних евреев), которых поддерживают цари также с семитскими именами.

Другим примером подобной племенной вражды может служить война сотрудничавшего с хапиру семитского царя Шехема Лабайу и его сыновей в союзе с семитскими царями Пихилу Мут-Бахлу и Гезера Милки-Илу против арийских царей Мегиддо Притии, Таанаха Яшдаты и Акко Суратхи. В ходе этой войны последние трое захватили Лабайу в плен и казнили его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *