Кто такие рэп исполнители
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
История развития RAP’a
В этом посте я коротко расскажу Вам о истории и личностях, которые сыграли большую роль в развитии такого музыкального направления, как RAP.
В середине 70-х гг. в США распространились дискотеки. Здесь парила музыка диско. Ориентированная на так называемый средний класс, она идеально подходила для отдыха в конце рабочей недели. Танцевальный ритм, незатейливые мелодии и простые тексты обеспечили диско коммерческий успех. Пластинки продавались огромными тиражами, сотнями открывались ночные клубы (подчас довольно дорогие).
Однако некоторым слоям населения такой отдых был не по карману. И поэтому вполне закономерно, что появилась новая танцевальная музыка, доступная всем – независимо от материального положения. Постепенно она завоевала свою аудиторию. Назвали эту музыку «рэп». Родина рэпа – бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Именно здесь в начале 70-х гг., преимущественно в латино-американских и афро-американских кварталах, возникло явление, которое позднее стали именовать культурой хип-хоп.
Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что не совсем верно. Хип-хоп (hip hop) включает в себя настенные росписи – граффити (um. Graffity – «нацарапанные»), уникальный по своей пластичности танец брейк-данс (break dance), манеру спортивно одеваться и, наконец, музыкальное направление рэп (rap).
Ключевая фигура в истории рэпа – Кул Ди-Джей Херк (Kool DJ Herc). Этот диск-жокей ямайского происхождения появился в Южном Бронксе в 1967 г.
Именно он одним из первых начал использовать лупинг (looping, от loop – «петля») – циклическое воспроизведение определенного звукового фрагмента или сэмпла (sample – “образец”). В качестве сэмплов Херк использовал брейки (break – «разрыв», «перерыв», «передышка») – места в музыкальной композиции, где основные инструменты временно умолкают и слышны только басы и ударные или одни ударные. Из-под рук диск-жокея выходил сплошной ритм, под который было удобно танцевать брейк-данс, чем с удовольствием и пользовались слушатели.
«Крестным отцом» рэпа считают Грэндмастера Флэша (Grandmaster Flash, настоящие имя и фамилия Джозеф Сэддлер, Joseph Saddler, родился в 1958 г.).
Он перенял технику Херка и усовершенствовал ее. Флэп ставил рядом с собой два проигрывателя с одинаковой записью и попеременно включал их. Пока нужный отрывок воспроизводился с первой пластинки, диск-жокей имел достаточно времени, чтобы отыскать начало данного фрагмента на второй. Кроме того, во время воспроизведения первого диска Флэш производил различные манипуляции со вторым и добивался очень интересных звуковых эффектов. Данная техника получила название скрэтчинг (scratching, от scratch – «царапать», «скрести»). В 1976 г. Грэндмастер Флэш решил, что ему не помешает напарник-вокалист. (Вокал в рэпе под стать музыке – не пение, а быстрый ритмичный речитатив.) Опыт удался, и в результате Грэндмастер сформировал собственную групп «Фьюриос Файв» ( The Furious Five – «Неистовая пятерка»). Вскоре вышел ее первый сингл «Суперрэпинг» (Super Rappin’). Начало новому направлению было положено.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Рэп действительно доступен каждому. Для его исполнения не обязательно использовать дорогостоящие музыкальные инструменты – достаточно двух проигрывателей, чужой музыки для сэмплов, умения рифмовать строчки и немного фантазии. Вскоре появилось огромное количество молодежных групп, исполнявших свою музыку и под открытым небом, и в клубах. Тексты в основном были посвящены тяготам жизни в бедных кварталах больших городов.
В 1979 г. Группа «Шугархилл Гэнг» (The Sugarhill Gang – «Банда с Сахарного холма») выпустила сингл «Восторг рэпера» (Rapper’s Delight).
Пластинка разошлась двухмиллионным тиражом в США и заняла почетные места в хит-парадах многих стран. С нее начался переход рэпа с улиц и дискотек в студии звукозаписи.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
В 1980 г. лучшим диск-жокеем Нью-Йорка был признан Африка Бамбаатаа (Afrika Bambaataa, настоящие имя и фамилия Кевин Донован, Kevin Donovan, родился в 1960 г.)
Через два года вышли его первые синглы «Сенсация джаззи» (Jazzy Sensation) и «Планета Рок» (Planet Rock). В этих и последующих студийных работах Бамбаатаа заложил основы многих танцевальных течений конца 80-х гг.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Рэп-индустрия набирала обороты. Брейк-данс вошел в моду в Европе. Граффити можно было встретить не только в США, Германии или Италии, но и в Японии. Хип-хоп стал частью массовой културы. Во многом это произошло благодаря американскому продюсеру Расселу Симмонзу (Russell Simmons).
Начиная с 1983 г. он вывел в свет таких исполнителей, как Эл Эл Кул Джей (L L Cool J), группы «Бисти Бойз» (The Beastie Boys), «Ран Ди-Эм-Си» (Run DMC), «Паблик Энеми» (Public Enemy) и др.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
«Ран Ди-Эм-Си (Run DMC)» по праву считаются «королями рэпа» 80-х гг.
Дебютный альбом группы появился в 1984 г. и сразу заработал «золото». Затем были концертные туры, киносъемки, участие в престижных фестивалях. Но настоящая известность пришла к музыкантам после выхода сингла «Иди туда» (Walk This Way, 1986 г.), записанного совместно с группой «Аэросмит». Альбом «Ад поднимается» (Raising’ Hell, 1987 г.) был распродан в США в количестве трех миллионов экземпляров. Он стал первым «платиновым» рэп-альбомом и первым диском, занявшим верхние позиции в хит-парадах рок-музыки. «Ран Ди-Эм-Си» оказались и первой рэп-группой, показанной по кабельному музыкальному телевидению Эм-ти-ви (MTV); музыкантов сфотографировали для обложки престижного журнала «Биллборд» (Billboard).
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Еще одна знаковая фигура на рэп-сцене – Эм Си Хэммер (MC Hammer, настоящие имя и фамилия Стэнли Керк Баррелл, Stanley Kerk Burrell, родился в 1962 г.).
Выросший в глубоко религиозной семье, он в действительности не изведал той «уличной жизни», о которой пел. Однако Хэммер был талантливым певцом и не менее одаренным танцором. Его второй диск «Пожалуйста, Хэммер, не причиняй им вреда» (Please, Hammer Don’t Hurt ‘Em, 1990 г.) разошелся десятимиллионным тиражом и оказался наиболее раскупаемым альбомом в истории рэпа. А песня с этой пластинки – «Это нельзя потрогать» (U Can’t Touch This) – завоевала премию «Грэмми» в двух номинациях. Эм Си Хэммер доказал, что рэп может быть по-настоящему коммерчески успешным.
MC Hammer—Can`t Touch This
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
В противовес коммерческому рэпу в начале 90-х гг. появился гангста-рэп (gangsta rap – «гангстерский рэп»). Для этого течения характерно более агрессивное звучание и обилие ненормативной лексики в текстах, которые в основном посвящены криминальной тематике и нередко автобиографичны. Возникновение данного течения в первую очередь связано с группой «H.B.A.» (N.W.A.).
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
В 90-х гг. рэп-музыку начали классифицировать по региональному признаку. Появились термины ист-коуст-рэп (East Coast rap – «рэп Восточного побережья») и уэст-коуст-рэп (West Coast rap – «рэп Западного побережья»). Если в 80-х гг. тон всему рэп-движению задавал Нью-Йорк, то к началу 90-х гг. музыканты Лос-Анджелеса отказались от следования образцам Восточного побережья. Пока восточные рэперы оттачивали речевое мастерство, западные обратились к экспериментам с музыкой. В результате возник особый стиль Западного побережья, в котором важны и музыка, и текст. К середине 90-х гг. центр рэп-движения переместился в Калифорнию.
Программный альбом для рэп-сцены Западного побережья – диск «Хроника» (The Chronic) бывшего участника группы “N.W.A.” Доктора Дри (Dr. Dre, настоящие имя и фамилия Андре Янг, Andre Young, родился в 1965 г.), выпущенный в 1992 г.
Изобретенный Дри новый стиль, который музыкант назвал джи-фанк (G-funk), пришелся по душе и слушателям, и исполнителям рэпа. Медленные ритмы, глубокие басовые линии, «фанковые» гитары и дополнительный женский вокал – отличительные черты этого стиля. Появилось множество последователей джи-фанка, большинство которых издавались на собственной звукозаписывающей фирме Доктора Дри «Дэт Роу» (Death Row Records). Самому Доктору Дри роль продюсера понравилась, и он с удовольствием помогал начинающим исполнителям. Именно Дри обязаны своим успехом Снуп Доги Дог (Snoop Doggy Dog), Уоррен Джи (Warren G), Тупак Шакур и др.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
После смерти Тупака Шакура Доктор Дри объявил, что гангстерский рэп исчерпал себя, и покинул «Death Row». Дри продолжает различные новые начинания. Один из его последних подопечных – Эминем – самый заметный исполнитель на сегодняшней рэп-сцене. (его мы пропустим. )
На Восточном побережье большую роль в развитии рэп-движения играет Пафф Дэдди (Puff Daddy, настоящие имя и фамилия Шон Кумбз, Sean Combs, родился в 1970 г.) – владелец фирмы звукозаписи «Бэд Бой Энтертейнмент» (Bad Boy Entertainment).
Главным музыкантом этой фирмы, да и всего нью-йоркского рэпа в целом, был Ноториус Би Ай Джи (Notorious B.I.G., настоящие имя и фамилия Кристофер Уоллис, Christopher Wallce, 1972-1996).
Но он был убит через шесть месяцев после Шакура при схожих обстоятельствах. Второй альбом Би Ай Джи, выпущенный уже после его смерти, стал шестикратно «платиновым». Группа продолжает существовать под именем Notorious B.I.G. в память своего лидера.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Эпилог.
Рэп стал не только голосом нескольких поколений городской молодежи, но и колыбелью современной клубной культуры. Именно на рэп-вечеринках зародилась техника игры, которая сейчас повсеместно используется в танцевальных клубах; именно на таких вечеринках начал формироваться образ современного диск-жокея. Можно без преувеличения сказать, что культура хип-хоп дала толчок развитию всей электронной танцевальной музыки 90-х гг. В начале нового твсячелетия рэп переживает очередной подъем и, вероятно, в будущем подарит своим поклонникам еще немало интересных исполнителей.
История рэпа
История рэпа за сорок с небольшим лет вместила в себя столько важных для культуры событий, что кажется, будто этот жанр музыки существует гораздо дольше.
Зарождение жанра
Первый рэп-сингл появился спонтанно. Во время выступления коллектива The Chic в 1978 году в нью-йоркском Palladium на сцену выскочили трое молодых афроамериканцев, которые стали зачитывать текст поверх игравшего сета. Ребят услышала Сильвия Робинсон, владелица Sugar Hill Records, и пригласила музыкантов записать первый трек. 14-минутный Rapper`s Delight был сделан за день, а ребята стали называться The Sugarhill Gang.
Rapper`s Delight вышел в 1979 году и поднялся в чартах до 36-го места. Несмотря на это, многие не воспринимали появление нового жанра и считали это шуткой. Зато СМИ и американская общественность впервые услышали о рэпе.
Интересно, что задолго до записи Rapper`s Delight итальянский певец Адриано Челентано создал музыкальный номер Prisencolinensinainciusol, где исполнял речитативом песню на вымышленном языке в подобном стиле. Сам артист позже рассказал, что таким образом хотел донести мысль о неспособности многих людей к общению.
Grandmaster Flash
Не менее важно для культуры имя Grandmaster Flash. Диджей со своей командой The Furious Five стал одним из родоначальников хип-хопа. Считается, что он первым придумал термин «хип-хоп», а также положил начало баттлам. Также в своём треке The Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel диджей раскрыл все возможности микширования и открыл скрэтчинг, который стал важной частью хип-хопа тех лет.
Талантливый диджей не остался в тени и получил мировое признание: известный журнал Rolling Stone признал его трек The Message важнейшим в истории хип-хопа, а в 2007 году Grandmaster Flash and the Furious Five стали первым рэп-коллективом, который вошёл в Зал славы рок-н-ролла.
Революция Run-D.M.C.
27 марта 1984 года группа Run-D.M.C. выпустила свой дебютный релиз под названием Run-D.M.C., который изменил хип-хоп навсегда. На смену лёгкому фанковому звучанию пришел агрессивный речитатив с простыми битами. После выхода релиза появилась четкая грань между старой и новой школами рэпа.
Run-D.M.C. стали настоящими первопроходцами хип-хопа. До их релиза ни одна пластинка в этом жанре не получала в США золотую сертификацию (за 500 тысяч проданных копий). Sucker M.C.`s стал одним из первых диссов в истории, It`s Like That — первой песней в стиле хардкор-рэп, а Rock Box — первым треком в стиле рок-рэп.
Музыканты также отказались от обтягивающих кожаных костюмов, шляп со стразами и прочих диско-атрибутов, популярных тогда у рэп-исполнителей. Вместо этого они надевали кожаные куртки и джинсы, а белые кеды «Адидас» без шнурков стали одной из главных фишек коллектива. Благодаря Run-D.M.C. уличный стиль стал главным для всех поклонников хип-хопа на следующие десятилетия.
N.W.A. и расцвет гангста-рэпа
Следующей рэп-группой, которая серьёзно повлияла на дальнейшее развитие жанра, стала N.W.A (Niggaz With Attitudes). Её основал Eazy-E в Комптоне на деньги с продажи наркотиков. Скоро в состав вошли Ice Cube, Dr.Dre, Dj Yella и MC Ren.
Деятельностью N.W.A сразу же заинтересовалось правительство США и ФБР. Неудивительно, что скоро ни на одной радиостанции нельзя было услышать треки коллектива. Но все действия правительства привлекали всё больше внимания к коллективу, поэтому даже без какой-либо медиаподдержки релиз стал дважды платиновым. Также альбом был одним из первых, на котором была известная сегодня маркировка Parental Advisory, указывающая на непристойность текстов.
Многие критики высказывали мнение о том, что рэперы сгущают краски, а на самом деле всё не так плохо. Члены группы отвечали: «Мы просто рассказываем о реальной жизни в Комптоне».
И всё же спустя годы общественность признала Straight Outta Compton важной частью музыкальной культуры, а журнал Rolling Stone в 2003 году поместил релиз на 144 место в рейтинг величайших альбомов всех времён. Также в 2015 году вышел фильм «Голос улиц», рассказывающий о взлёте и падении N.W.A. За оригинальный сценарий он был номинирован на «Оскар».
Музыкальный гений Доктора Дре
В 1991 году из-за финансовых разногласий Доктор Дре, как и Ice Cube, ушел из N.W.A и начал делать сольную карьеру. Он подписал контракт с лейблом Death Row Records, принадлежащим гангстеру и бизнесмену Шуге Найту.
В этом же году Dr. Dre выпустил свой первый сингл Deep Cover вместе с никому не известным тогда Снуп Доггом. Это был саундтрек к фильму «Под прикрытием».
Через год Дре выпустил дебютный студийный альбом The Chronic, в котором рэпер прошёлся по бывшим членам N.W.A. Релиз достиг третьего места чарта Billboard 200, а за год было продано больше 3 миллионов копий только в США. За сингл Let Me Ride артист получил свою первую статуэтку «Грэмми» за лучшее сольное рэп-исполнение.
The Chronic, как и Straight Outta Compton, попал в топ-500 величайших альбомов всех времён по версии Rolling Stone, но критики оценили работу Dr. Dre выше (136 место против 144 у N.W.A).
The Chronic часто называют «альбомом-прародителем» хип-хопа всего Западного побережья. Dr. Dre не только исполнил все треки на новом уровне, но и спродюсировал работу так, что задал стандарт звучания на ближайшие годы.
Мученик 2pac
Один из самых культовых персонажей в истории рэпа начал пробиваться к славе еще в 1987 году. С первых треков 2pac покорял поклонников искренностью, умом и желанием достучаться до слушателя.
Свой самый успешный альбом All Eyez on Me Тупак выпустил 13 февраля 1996 года, незадолго до своей смерти. На данный момент в мире продано около 20-ти миллионов копий релиза, что делает его одним из самых коммерчески успешных в истории музыки. Многие критики и фанаты считают All Eyez on Me лучшим рэп-альбомом всех времён.
В середине девяностых между рэперами Восточного и Западного побережий был серьёзный конфликт. И те, и другие не признавали музыку оппонентов и считали трушными только себя. Дело не ограничивалось диссами и драками фанатов — часто доходило до убийств.
Из-за этого соперничества в сентябре 1996 года погиб 2pac, лидер Западного побережья. В ночь на 7-е сентября Тупака расстреляли, когда он ехал в автомобиле. Большинство людей, связанных с расследованием, считают, что рэпер был убит по заказу The Notorious B.I.G., лидера Восточного Побережья. Это событие возвело Шакура в ранг мучеников и изменило хип-хоп навсегда.
Своим вдохновителем Тупака позже называли такие крупные исполнители как Эминем, Снуп Догг, Wiz Khalifa, Lil Wayne, Дрейк, Кендрик Ламар и многие другие.
Взлёт Эминема
В 1997 году всё тот же Dr. Dre услышал в гараже Джимми Айовина, генерального директора Interscope Records, EP тогда никому не известного Slim Shady. «За всю свою карьеру я ни разу не находил чего-либо интересного на демозаписях, но когда Джимми слушал эту кассету, я сказал: “Найдите мне его. Сейчас же”», — вспоминал потом Dr. Dre.
Через два года Slim Shady, более известный сегодня как Эминем, выпустил Slim Shady LP. Релиз сразу поставил белого рэпера на одну ступень с темнокожими исполнителями. Публика была в восторге от сумасшедшего и агрессивного парня настолько, что за первую неделю лонгплей купили почти 300 тысяч раз. Всего по миру было продано больше 18-ти миллионов копий.
Альбом вызвал в обществе настоящий резонанс. Многие обвиняли Эминема в пропаганде насилия и жестокости, но от всех разговоров популярность рэпера только росла. Позже Eminem получил первую премию «Грэмми» за релиз.
Своим сумасшедшим прорывом Эминем доказал миру, что хип-хоп можно делать с любым цветом кожи.
Jay-Z: подъём на новый уровень
К моменту выхода альбома Blueprint в 2001 Джей-Зи не был ноунеймом — уже тогда он продал только в США больше 10-ти миллионов копий своих работ. Предыдущие релизы были хороши, но звучание и тексты Blueprint поднялись на новый, в то время недостижимый уровень.
Пока музыкальные критики были в восторге от альбома и называли его одним из лучших в истории жанра, фанаты активно скупали релиз. За первую неделю было продано 427 тысяч копий при том, что альбом вышел 11 сентября, когда жители США были в трауре из-за всемирно известной террористической атаки.
В 2019 Blueprint был выбран Библиотекой конгресса для хранения в Национальном реестре аудиозаписей как «культурно, исторически или артистически значимый».
Если в 2003 году Blueprint занял только 464 место в рейтинге лучших альбомов всех времён по версии Rolling Stone, то в пересмотренном списке 2020 он поднялся до 50 строчки.
Расцвет грайма за океаном
Пока рэп развивался в США, в Великобритании появился его новый поджанр — грайм. Британские исполнители считали его самостоятельным стилем и не признавали связи с американским рэпом, но факт остается фактом.
Самым ярким представителем грайма тех лет стал юный Диззи Раскал. Его дебютный релиз Boy In Da Corner выстрелил так, что получил премию Mercury Prize как лучший альбом года в Великобритании и Ирландии. Позже Boy In Da Corner стал трижды платиновым.
Альбом сильно повлиял на дальнейшее развитие хип-хопа в Великобритании и показал, что рэпер может добиться серьезного успеха не только в Америке.
Атлантская школа хип-хопа
Следующая страница истории рэпа была написана в Атланте.
В 2003 году дуэт Outkast, состоящий из Andre 3000 и Big Boi, выпустил альбом Speakerboxxx/The Love Below. Это пятый релиз коллектива и, без сомнения, самый главный.
Работа вошла в историю хип-хопа по нескольким причинам. Во первых, это даже не один альбом, а сразу два — по сольнику на каждого исполнителя. Чтобы прослушать весь релиз, нужно потратить несколько часов — таких лонгплеев тогда не делал никто.
Во вторых, альбом имел колоссальный коммерческий успех: только в США он получил 11 платиновых статусов и семь недель лидировал в чарте Billboard.
В третьих, благодаря альбому Outkast продвинули в массы атлантскую школу хип-хопа. Мелодичный стиль с напевами отличался от популярного тогда агрессивного рэпа.
В четвертых, работа получила премию «Грэмми». Это не первая статуэтка, которую получали рэп-исполнители в мире, да и у самих Outkast уже была парочка премий. Но в 2004 релиз в стиле хип-хоп впервые выиграл в номинации «Лучший альбом».
Скандальный, но гениальный Kanye West
В 2009 году Канье был одним из главных представителей американского хип-хопа. Исполнитель продавал миллионы копий своих альбомов и давал концерты на десятки тысяч зрителей. Поэтому когда он выскочил на сцену во время вручения «Грэмми» и сказал, что лучший клип года выпустила Рианна, а не Тейлор Свифт, то скандал прогремел на весь мир. Музыкальная общественность была в ярости от поступка Уэста, поэтому он ушел в изгнание на Гавайи, чтобы записать работу, которую многие критики и слушатели будут называть лучшей в истории рэпа.
В начале 2010 Kanye West заявил, что работает над релизом, который должен стать лучшим в хип-хопе за последний десяток лет. Для этого исполнитель почти круглосуточно писал песни в студии на Гавайях. Позже рэпер рассказал, что над текстом трека Power он работал примерно 5000 часов.
22 ноября вышел долгожданный My Beautiful Dark Twisted Fantasy. В восторге были и слушатели, и критики: газета The New York Times назвала альбом «феноменальным», The Washington Post — «шедевральным», а The Independent — «самым грандиозным альбомом в жанре поп-музыки за последние годы». Релиз занял первые места десятков чартов и стал лучшим альбомом года во многих рейтингах.
Успех My Beautiful Dark Twisted Fantasy объясним: в альбоме Канье намешал разные стили, отказался от электронной музыки в пользу сэмплов и пригласил на релиз не самых очевидных гостей. Исполнитель никогда не боялся экспериментов и это принесло свои плоды.
Сейчас альбом находится на 17-ой строчке рейтинга «500 лучших альбомов всех времён» по версии Rolling Stone. Это самое высокое место среди всех хип-хоп релизов, если не считать It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back коллектива Public Enemy на 15-ой строчке.
Пулитцеровская премия Кендрика Ламара
Кендрик Ламар — гений музыкального мира. Об этом говорят все: слушатели, критики и те исполнители, кому повезло поработать с рэпером. Но альбомом DAMN. он раздвинул рамки хип-хопа и заставил обратить на себя внимание тех, кто обычно игнорирует рэп.
14 апреля 2017 года Кендрик Ламар выпустил DAMN. Помимо стандартных для популярных исполнителей первой строчки Billboard и огромных продаж он принёс музыканту одну из самых престижных премий мира — «Пулитцеровскую». Ранее эту награду получали только представители джаза и классической музыки.
«За виртуозную коллекцию песен, объединённых искренностью простонародного языка и ритмичной динамикой, дающих впечатляющие зарисовки множества составляющих современной жизни афроамериканцев», — награду музыканту присудили с такой формулировкой. Теперь хип-хоп покорил всё, что мог.
История русского рэпа
Русский хип-хоп развивался под влиянием американских исполнителей, но сегодня он сильно отличается от западного.
Первый сборник
История русского рэпа берёт своё начало со студенческой дискотеки в городе Куйбышеве (нынешней Самаре) в 1984 году. Тогда местный диджей Александр Астров вместе с группой «Час пик» записал 25-минутную программу под названием «Рэп». Работа представляла собой смесь множества стилей от хип-хопа до диско и местами явно копировала музыку Grandmaster Flash and the Furious Five. Но это был первый подобный отечественный релиз, поэтому он быстро разошелся по СССР.
Девяностые
В начале девяностых западная культура всё сильнее проникала в СССР, поэтому стало появляться всё больше ребят, которые танцевали брейк, рисовали граффити и читали рэп. Часть из них занималась этим для себя, другие стремились к известности. К последним можно отнести популярные тогда коллективы Bad Balance, «Мальчишник», D.M.J, а также исполнителей вроде Богдана Титомира и Лики MC.
Дебют Децла
В 2000 году свой дебютный альбом «Кто? Ты» выпустил 17-летний Децл. Творчество юного рэпера так понравилось неискушенной публике, что релиз стал самым продаваемым в жанре хип-хопа, а сам Децл стал одной из главных фигур отечественного рэпа.
«Город дорог» и «Качели»
2007 год стал важным для российского хип-хопа благодаря трём исполнителям — Гуфу, Птахе и Слиму, членам группы CENTR.
В апреле Guf выпустил свой дебютный студийный альбом «Город дорог», остальные члены «Центра» также поучаствовали на релизе. Slim так вообще спродюсировал почти все треки.
Релиз Гуфа не только стал успешным сам по себе, но и привлек сильный интерес публики к дебютному альбому «Качели» группы CENTR. Ребята выпустили релиз 25 октября и стали главными игроками русского рэпа на ближайшие два года.
В 2009 году из «ЦЕНТРА» ушел Гуф и группа распалась — на конкурсе Russian Street Awards 2010 это стало «Хип-хоп-событием года». За эти два года музыканты выпустили еще один альбом «Эфир в норме» и записали несколько хитов, которые до сих пор считаются классикой российского хип-хопа.
Versus Battle
В России были оффлайн баттлы и до «Версуса», но последний стал настоящим культурным событием.
В 2013 году вышел первый выпуск Versus Battle, где встретились рэперы Гарри Топор и Billy Milligan (альтер-эго Стима). Видео быстро набрало первый миллион просмотров (сейчас их больше 5-ти миллионов), а новые баттлы стали выходить каждую неделю.
Постепенно проект вырос и на нём стали появляться не только известные рэперы, но и блоггеры. Так баттл Юрия Хованского и Дмитрия Ларина собрал больше 40 миллионов просмотров и стал одним из самых просматриваемых в истории проекта.
Благодаря «Версусу» о хип-хоп баттлах узнало множество жителей СНГ, многие из которых даже не интересовались рэпом.
Покорение «Олимпийского»
К 2015 Баста уже давно не был ноунеймом: его альбомы не раз занимали первые места чартов, его треки каждый день играли в машинах по всему СНГ, а сам музыкант регулярно попал в топы Forbes. Но в том году ему покорилось достижение, о котором раньше российские рэперы могли только мечтать: он выступил на самой большой концертной площадке страны — стадионе «Олимпийский», который вмещает 35 тысяч зрителей. Правда, аншлага тогда не было.
Зато появился повод вернуться. Через два года Баста снова выступил в «Олимпийском», на этот раз на концерте были все 35 тысяч. Это не только не удавалось никому из российских рэперов — это не удавалось никому из российских артистов вообще.
Один из лучших годов русского рэпа
В 2015 году Oxxxymiron выпускает концептуальный альбом «Горгород», который фанаты ждали еще с 2011. Многие поклонники были недовольны — это не был привычный стиль Мирона, работа больше напоминала пьесу, исполненную речитативом. Зато релиз вышел за рамки хип-хопа и заинтересовал широкую публику — его даже разбирали ученые, которые посвятили альбому несколько научных статей.
Также в этом году вышел другой, не менее важный для русскоязычного хип-хопа релиз Скриптонита «Дом с нормальными явлениями». Мрачные биты, медленная читка с напевами и невероятная атмосфера — раньше такого в СНГ не делал никто. Альбом стартовал со второй строчки чарта Apple.Music, уступив только релизу Адель.
Благодаря «Дому с нормальными явлениями» русскоязычная публика увидела, что рэп может быть любым, а сам Скриптонит стал одним из главных представителей новой школы.
Успех Моргенштерна
2020 стал годом самого эпатажного русскоязычного блоггера и исполнителя последних лет. Пока многие музыканты считали потери от пандемии, Morgenstern набирал популярность и практически каждый месяц создавал новый инфоповод.
Всё началось с альбома «Легендарная пыль», который Моргенштерн записал в прямом эфире за неделю. За первые два дня в ВК релиз послушали больше 21-го миллиона раз — это рекорд соцсети. Позже рэпер получил 22 платиновых диска за «Легендарную пыль».
В июне Моргенштерн выпустил клип и в очередной раз потряс индустрию. Видео собрало почти 2,5 миллиона дизлайков и стало самым задизлайканным роликом в русскоязычном ютубе.
13 ноября Моргенштерн вышел на международный уровень и записал совместку с популярным американским рэпером Lil Pump. Видео WATAFUK? собрало больше 20-ти миллионов просмотров на ютубе.
Всё это привело к тому, что популярность Моргенштерна вышла далеко за пределы интернета, а сам он, возможно, привлёк больше внимания к себе и русскому хип-хопу в целом, чем кто-либо до него.