Кто такие сейчас сингхи в индии

Сикхи: первый народ, который начал носить в Индии подштанники и дал женщине права

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Народ учеников

«Сикх» означает «ученик», и неспроста: этот народ сначала появился как секта, объединившая в себе черты ислама и индуизма и просто личной философии основателя, гуру Нанака Дэва. Поскольку за такое «вероотступничество» можно было получить и от мусульман, и от индуистов, очень быстро, независимо от кастового происхождения, ситуация повернулась в сторону того, что каждый мужчина из сикхов стал воином. Если вспомнить, что большинство сикхов — земледельцы, получается картина, похожая на общину казаков Юга России. Только со своей отдельной казацкой религией.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Нанак Дэв известен тем, что начал говорить молитвы на родном для него и тех, кто вокруг него, пенджаби и допустил к общественной религиозной жизни женщин. Набожных женщин сикхов можно увидеть при храме, сохраняющими обувь паломников. Что же делают мужчины? Они перед тем, как войти, моют ступеньку или две лестницы в храм. Один из первых гуру сикхов после Нанака запретил убивать вдов или принуждать их к самоубийству вслед за мужем и разрешил выходить им снова замуж. Первые гуру сикхи также объявили, что для сикхов внутри храма нет каст и каждый делит пищу со своими братьями и сёстрами. Так и повелось.

Вера сикхов причудлива и содержит много непонятных запретов. Запрещено удалять волосы с лица. Это, кстати, та причина, по которой знаменитая бородатая девушка по имени Харнаам Каур приняла сикхизм: она устала бороться и с волосами на лице, и с родственниками, требующими от неё проходить болезненные процедуры по длительному удалению волос. Теперь на все претензии у неё один ответ: моя вера не разрешает! Что касается мужчин-сикхов, то, чтобы борода не мешала, они особым образом подворачивают её и повязывают на затылке.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Сикхи не стригут волос. Мужчины укладывают их особым образом под свои знаменитые, из шестиметровой полосы ткани, тюрбаны. Сикхи не носят золотых украшений: воин носит железо.

Сикхам запрещено просить подаяние и подавать подаяние. Деньги — это то, что можно получать за работу и выплачивать, но не дарить. Если сикх хочет помочь бедняку, он купит продуктов или одежды.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Один из ранних гуру сикхов, Говинд, ввёл правила для тех сикхов, которые входят в боевое братство: два правила касались волос на голове и лице, ещё два правила предписывали всегда носить кинжал на поясе и гребень в волосах и, наконец, пятое правило ввело обязательное ношение нижнего белья. Говинд также запретил сикхам пить, курить, жевать табак и прикасаться к мусульманкам как женщинам (последнее защищало предотвращало военные изнасилования). Именно при Говинде женщины сикхов стали носить мужские имена и прибавлять к ним «Коур», а мужчины добавляли к своим именам «Сингх».

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

О том, как трудно следовать своим же правилам

Среди высших добродетелей сикхов — трудолюбие. И действительно, фермеры из сикхов — самые богатые и самые продуктивные. Мало того, что они успевают заниматься своими полями, они ещё и параллельно нанимаются на обработку чужих угодий. Сикхи не знают праздности. В армии они — усердные служаки, в городе — обладатели сотен разных профессий; они никогда не садятся на пособие по безработице (отказ от милостыни!) и никто не видел сикха, лежащего на диване в ожидании работы мечты, пока его жена убивается, пытаясь накормить семью.

В то же время именно этот народ, проповедующий милосердие и отказ от злобы, известен как начавший немало войн с соседями, огнём и мечом прошедший по североиндийской земле. Сикхи должны быть едины — но много раз в былые времена вожди сикхов вели своих воинов на воинов других вождей.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

В конце двадцатого века по Индии прокатилась толпа погромов и массовых убийств — индуисты нападали на сикхов. Это было местью за убийство Индиры Ганди. Индиру Ганди также убили из мести, уже сикхи — за кровавое подавления мятежа сикхов-сепаратистов. Но и мятежники не были исполнены человеколюбия и спокойно резали мусульман. Если бы сикхи следовали собственным лозунгам о милосердии, вся эта кровавая цепочка прервалась бы где-то в самом начале.

Чистота, вполне обычная бытовая чистота, является частью религиозных мировоззрений сикхов, необходимым условием жизни всякого верующего. Тем не менее — чистота важна для всех, а почти вся работа по её поддержанию ложится на плечи женщин. Омовение ступеней храма и мойка автомобиля — одни из немногих исключений. Легко гордо сообщать, как тебе важна чистота и как чисто ты живёшь, если на самом деле эту чистоту создают тебе чужие руки, а тебе достаточно оценивать с видом судьи конечный результат! Кстати, именно из-за принципа чистоты женщинам сикхов запрещено наносить на лицо макияж.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Трудолюбив средний сикх тоже не за счёт одних своих сил. У большинства земледельцев хватает батраков. С другой стороны, в Индии благословен всякий, кто создаёт рабочие места для армии бедняков.

Всё же, вопреки своей кровавой истории, последние годы сикхи — один из самых миролюбивых народов. Живут они не только в Индии, но и в англоязычных странах; например, министр обороны в Канаде — сикх. А молодые парни-сикхи последнее время завоевали Инстаграм как фэшн-блогеры. И это несмотря на бороды и неизменные синие тюрбаны — те самые, которые некогда использовались их предками как универсальное хранилище документов, денег и предметов обихода, которые понадобятся в военном походе. Сохраняя традиции, сикхи, как их знаменитые гуру когда-то, продолжают смотреть в будущее и прокладывать новые пути.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Сикхи в Индии. Кто это такие, фото воины, народ, религия

Сикхи – члены обособленной этнической общины, религия которых – «сикхизм» – рожденная в государстве Индия, отличается от индуизма и мусульманства, хотя и создана на основе этих двух конфессий.

Сикхи – кто это

Сикхизм – вероисповедание, рожденное в Индии в XV в. В своей основе оно проповедует миролюбие, равенство между людьми и любовь к единому Богу.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Трудолюбие, целеустремленность и дисциплинированность, которые воспитываются в сикхах с малолетства, дают хорошие результаты в более позднем возрасте. Если сикх занимается сельским хозяйством, то он является одним их лучших фермеров; если он работает на производстве, то его компания процветает.

Но наиболее престижным занятием для сикха-мужчины является военное дело. И здесь они среди лучших: при численности всего 2% от общего населения страны они занимают более 20% офицерских должностей в индийской армии.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Сикхи-женщины – хранительницы домашнего очага, матери и жены, ждущие возвращения своего воина. Все члены общины носят имена, данные при крещении, которые они не называют при знакомстве с иноверцами, пользуясь вымышленными. А вот фамилии у всех одинаковые: у мужчин – Сингх (лев); у женщин – Каур (львица).

Исторические сведения

Географы и политологи иногда называют Индию субконтинентом, имея в виду не только почти миллиардную численность населения, но и огромное количество национальностей, религий и рас народов, проживающих здесь. Все это с давних времен приводило к постоянно возникающим конфликтам, часто военным. Особенно жестким было противостояние между индуистами и мусульманами.

Позднее британские колонизаторы разделили территорию по принципу вероисповедания, образовав два государства – Индию и Пакистан, что несколько смягчило агрессивные настроения сторон. Но еще до этого шага индийская провинция Пенджаб являлась разделяющей полосой между непримиримыми воюющими сторонами.

Именно здесь в 1469 г., в небольшой деревушке Талаванди родился будущий основоположник сикхизма. Помогая отцу, сборщику налогов, Нанак Дэва выучил несколько языков и мог свободно общаться с людьми разных верований. В 30 лет он оставил дом и семью и ушел бродить по миру.

Обойдя пешком всю Индию, побывав в соседних странах, посетив многие святые места, он вернулся в Пенджаб. Его целью стало создание новой религии, которая бы не разделяла, а объединяла людей.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Великий Нанак, создавая сикхизм, заявил, что вести человеческую душу к Богу должен один человек – духовный учитель (гуру). На него возлагалась важнейшая задача учения – научить людей быть честными, добрыми, порядочными, с огромным чувством долга.

На этапе становления новой религии Нанак Дэва возложил эту миссию на себя. «Ученик» по-пенджабски – «сикх», что и определило название учения.

Преемником Нанака стал гуру Амар Дас, который сплотил организацию, гуру Рам Дас начал строить город Амритсар в Пенджабе. Он был поставлен на берегу священного пруда, в центре которого, на острове стоит Золотой храм. Здесь находилась резиденция всех следующих гуру, здесь же происходили самые важные события сикхской истории.

Долгие годы сан гуру передавался по наследству, и только десятый гуру, Гобинд Сингх, почитаемый также глубоко, как и создатель учения, изменил это правило. Он прервал процесс наследования и отдал власть самой общине – хальсе. Со временем здесь было создано «государство в государстве», имеющее свои законы, вождей, армию.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индииГобинд Сингх

До середины XIX в. это была сильная и процветающая община, удачно отражающая нападения иноверцев на свою территорию.

Первые крупные поражения сикхи понесли от колонизаторов. Британцы дважды одержав значительные победы в сражениях, разделили свои колонии на Индию и Пакистан, уменьшили, но не прекратили этим конфликт между мусульманами и синкхами. В борьбе за свою свободу община вызвала неудовольствие властей, которое перешло в 1984 г. в открытое столкновение.

Премьер-министр Индии направила войска к Золотому храму в Амритсаре, который стал крепостью синкхов. Акт мести – убийство Индиры Ганди собственными телохранителями-синкхами – вызвал новые погромы и гибель людей с обеих сторон.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индииИндира Ганди

Несмотря на кровопролитную историю, ныне сикхи одни из самых миролюбивых людей. Члены этой религиозной общины занимают государственные посты. Они есть и в правительстве страны, и в ее армии. Но в соответствии с давними традициями они носят небольшие, уже символические кинжалы, тюрбаны, куда их предки в походах прятали деньги и документы, и с оптимизмом смотрят в будущее.

Расселение и численность

Сикхи в Индии проживают в основном по-прежнему в провинции Пенджаб, хотя отдельные группы расселены и в других районах страны. По последней переписи их насчитывается чуть больше 20 миллионов человек.

Конечно, сикхи живут и в других странах: США, Канаде, Великобритании. Здесь числятся самые крупные этнические группы сикхов: от 400 до 700 тыс. человек. Все они выходцы из Пенджаба. Всего в мире их – более 25 млн. человек.

Социальная структура

Сикхизм – религия, которая не признает неравенства людей. Именно так происходит в храме. Но за его пределами сикхи вынуждены считаться с окружающей их действительностью, то есть с кастовым разделением населения Индии.

Сикхи входят в этническую группу джатов, эта каста имеет культуру, которая прослеживается до древних времен. Сегодня эта группа является наиболее процветающей политической силой в Пенджабе.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Особенно кастовое различие соблюдается в выборе супруги или супруга. Предпочтение, безусловно, отдается сикхам. Семьи этого народа небольшие и крепкие: разводы запрещены верой, большинство браков моногамные.

Сикхи считаются сельской кастой, чуть меньше половины проживающих в Пенджабе заняты в сельскохозяйственном производстве. Благодаря их трудолюбию и требовательности к себе, результат у таких фермеров в 3 раза превышает урожайность других хозяйств.

Основы учения

За многие годы основные положения религии, написанные Великим Гуру, почти не изменились. Они лишь дополнялись его последователями, образуя свод правил жизни сикхов.

Для верующих являются непреложными следующие основы учения:

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Согласно религии сикхов человеческая душа существует всегда: на какое-то время она воплощается в человеческом теле, а после смерти возвращается к Творцу. Так может происходить многократно. В этом учении нет рая и ада, понятие греха и воздаяние за него. Поэтому сикхи не совершают постов, не дают обетов, не искупают грехов – все это не оказывает влияния на последующую жизнь души.

Главными святынями сикхов являются Золотой храм в Амритсаре и священная книга Ади Грантх.

Священная книга сикхов

В начале XVII в., завершив строительство Золотого храма (с белоснежными стенами и позолоченной крышей), гуру Арджун приступил к составлению сборника молитв.

Над священной книгой с ним вместе работали поэты, которые собирали и обрабатывали гимны и проповеди, написанные предшественниками Арджуна. Были добавлены стихи индийских бхактов (богословов) – индусов и мусульман. Книгу назвали «Ади Грантх» и определили для хранения в алтарь Золотого храма.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

В последующие годы священное писание пополнялось гимнами последующих гуру. Десятый, последний гуру сикхов, Гобинд Сингх, проводя свои реформы, объявил Ади Грантх своим преемником, то есть «Вечным Гуру». Все верующие выказывают ей почтение и уважение, как своему учителю.

Гимны провозглашают равенство людей, отрицают предрассудки и суеверия. В ней содержится 3384 стиха. Во время молитвы гимны исполняются под музыку.

Моральные нормы

Сикхизм – это любовь к людям, живущим на земле.

Сикх должен быть хорошим человеком, искать и хранить в себе любовь, веру, дорожить своей свободой, уважать свободу других. Нельзя совершать правильные поступки ради выгоды, Бог одобряет только искренние добрые деяния.

Вера в Бога, в правильность созданному им миру у сикхов безгранична. Творец создал всех равными и свободными, этому, согласно вере, надо следовать всегда. Нельзя манипулировать людьми, нельзя принуждать к чему-либо – это ущемление богоданной свободы каждого.

Сикхи Индии осуждают 5 пороков и ценят 5 достоинств:

ПорокиДостоинства
Эгоизм, подавление чьей-либо свободы;

Покорность перед чужой волей;

Похоть.

Сострадание;

Ритуалы

Сикхи до сегодняшнего дня тщательно исполняют ритуалы, которые были внесены в сикхизм их учителями.

Совместная молитва

Особое место в сикхской культуре занимает совместная молитва. Моление по установленным великим гуру Нанаком правилам может проводить любой сикх. Данная традиция была заведена для предотвращения появления в общине священников, претендующих на власть.

Кстати, этот ритуал разрешено проводить и женщине, так как равенство распространяется на всех членов касты. Во время богослужения может быть чтение гимнов (киртан) или молитва с проповедью (ардас).

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индииСикхи в Индии

Утренняя (на рассвете) совместная молитва в храме – одна из самых святых и почитаемых в сикхской религии. Благодарение Бога за спокойную ночь, приветствие нового дня и просьба к Творцу благословить предстоящие дела происходят во время раннего киртана, что в переводе означает «прославление».

Во время молитвы читаются начальные гимны священной книги Ади Грантх, после чего распространяется «освященная пища» («карах прасад»).

После общей молитвы служения в храме не прекращаются. Обычно по расписанию намечено 5 полных богослужений в день (число 5 в сикхизме священно). Хотя бы одна молитва содержит проповедь.

Медитация

Для обретения спокойствия и умиротворения в душе сикхи слушают и исполняют традиционную сикхскую музыку. Классическими считаются семь шабадов, при исполнении которых слушающие входят в медитативное состояние. Они отрешаются от реальности, впадая в ритм песен.

Особенности посвящения в общину

Главной религиозной церемонией в жизни каждого сикха, безусловно, является его посвящение в сикхизм («пахул»).

Девочки и мальчики, достигшие юношеского возраста и способные здраво оценить предстоящий шаг, приглашаются в храм, где участвуют в торжественной процедуре в присутствии родителей, родственников, друзей и других членов общины. Сознательность и ответственность этого шага должна быть безоговорочной.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Обычно в общину вступают дети родителей-сикхов, но и представители других религий, по завещанию сикхских гуру, могут принять участие в церемонии. На практике этого почти никогда не происходит, так как сикхская община превратилась со временем в замкнутую кастовую структуру.

Церемония была введена десятым гуру Гобинд Сингхом, который и утвердил образование общины («хальсу»). До сих пор она проводится так же, как это совершал гуру.

Избираются почетные представители общины из наиболее уважаемых людей для приведения процедуры посвящения. Их должно быть 5! Они, как и посвящаемые, должны быть подготовлены к обряду соответствующим образом (молитвы, омовение, чистые одежды).

Перед священной книгой Ади Грантх молодым людям объясняют принципы жизни в хальсе и спрашивают их согласие следовать им. После этого начинают читать молитву, а 5 посвящающих готовят священный напиток из воды, взятой в пруду у Золотого храма, и сладостей. Напиток перемешивается в сосуде мечом.

Непосредственно посвящение производится с каждым претендентом, которого вызывают вперед и по 5 раз:

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

Посвященные после обряда получают все права члена общины, то есть могут ходить на молитвы, посещать святыни, вступать в брак и отчислять десятую часть дохода на общие нужды.

Сикхизм предусматривает возможность повторного посвящения тех, кто выбыл из общины по какой-либо причине. Если это требует искупления, то человек после раскаяния вновь принимается в хальсу.

Обряды наречения имени, бракосочетания и погребения

Сикхи со времен создания учения ставят семейную жизнь в основу своего бытия. Служение Богу и добросовестное выполнение будничных дел было завещано первым Великим гуру.

Простота верования и бытия этого народа Индии не предусматривала наличие каких-либо специальных обрядов. Но присутствие у всех живущих на Земле ритуалов, проводимых в важнейших, ключевых моментах жизни, подтолкнуло третьего гуру Амар Даса Сингха к введению некоторых церемоний в сикхизм.

При рождении ребенка сразу же проводится ритуал, который предрекает ему сладкую жизнь в будущем – в рот младенца с кончика меча капают каплю меда. Через несколько дней проводится церемония наречения новорожденного. В храме в присутствии общины проходит торжественный молебен, наугад открывается священная книга, и по первой букве первого слова начинается выбор имени.

Имена предлагают все присутствующие на церемонии, оно может быть индуистским, европейским, мусульманским ­ – любым. Выбор за родителями. Фамилии малышей известны, они такие же, как у всех сикхов. После обряда следует угощение всех присутствующих.

Сикхи в Индии добились, чтобы в 1909 г. был принят специальный закон, который легализовал браки, совершенные по-сикхски. По закону в браки не вступают родственники, по традиции к невесте засылаются сваты. Всех сватов встречают с уважением и угощением, а в случае принятия предложения жениху отправляют в подарок сласти и кинжал («кирпан»). Придание за невестой не дается.

В назначенный день в храме собираются члены общины и читают молитву и специальный свадебный гимн, сочиненный гуру Рам Дасом, об обязанностях молодых в новой жизни. Невеста, взявшись на шарф избранника, обходит за ним вокруг книги Ади Грантх, из которой читаются гимны. После угощения молодая жена переходит в дом мужа.

Сикхские обычаи позволяют овдовевшей женщине выйти замуж повторно. Великие гуру не одобряли индуистский обычай самосожжения вдов.

Тело умершего кремируют, устроив место для сожжения где-нибудь в отдалении от поселения, на берегу водоема. Процессия сопровождается молитвами, потом следует поминальная трапеза. Памятников сикхи не ставят, они верят в перерождение души умершего.

Внешний вид

Помимо основ религии гуру определил и то, как должны выглядеть его последователи. До сих пор сикхов можно безошибочно выделить среди прочих людей.

Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть фото Кто такие сейчас сингхи в индии. Смотреть картинку Кто такие сейчас сингхи в индии. Картинка про Кто такие сейчас сингхи в индии. Фото Кто такие сейчас сингхи в индии

По учению Великого гуру сикх должен иметь при себе предметы, именуемые «5 К»:

Сикхи сегодня продолжают свято нести свою веру, следуя всем заветам своих десяти учителей. Золотой храм – главную святыню, может посетить любой желающий житель Индии или турист, для которого этот объект является, скорее, архитектурным памятником.

Видео о сикхах

Документальный фильм «Обыкновенная Индия: сикхи»:

Источник

Дневник

Эти загадочные сикхи.

ХАЛИСТАН: вековая мечта сикхов и сикхско-индийское противостояние

    Среди многочисленных этнических и религиозных общин Индии особняком стоят сикхи. Сикха трудно не заметить в толпе – во-первых, его всегда можно узнать по специфически повязанному тюрбану на голове, во-вторых – по внушительной бороде и усам. Фамилия «Сингх» («Лев») также позволяет безошибочно определить сикха. Сикхи – серьезные люди. Их воинские качества славятся не только по всей Индии, но и за ее пределами. Ссора с сикхами в свое время стоила жизни легендарной Индире Ганди.

Что такое сикхизм

Сикхи – уникальная этноконфессиональная общность, проживающая на северо-западе Индии, прежде всего – в штате Панджаб, хотя немало сикхов и в соседних штатах Харьяна, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш. Религия сикхов – сикхизм – зародилась в XVI веке на территории современного Пакистана и Северо-Западной Индии. В настоящее время во всем мире проживает до 26 миллионов сикхов, однако эта весьма крупная народность вплоть до настоящего времени лишена собственной государственности. Индийский штат Пенджаб, в котором преобладает сикхское население, лишь с оговорками можно назвать сикхской автономией.

Пенджаб – колыбель сикхизма. Это богатейший сельскохозяйственный регион современной Индии, климат которого благоприятствует развитию сельского хозяйства и превращает регион в «житницу» современной Индии. Кроме того, Пенджаб, что в переводе с санскрита означает «Пятиречье» (Панчанада), является и историческим районом формирования индийской культуры. Именно здесь появились первые государства долины Инда.
Здесь, в Пенджабе, находилась точка пересечения двух важнейших религий Индии – индуизма и ислама. Мусульманские завоеватели, проникавшие на территорию Индии из Ирана, Афганистана, Центральной Азии, так и не смогли окончательно подчинить себе индуистов и обратить их в ислам. Вынужденные сосуществовать бок о бок, обе религиозные традиции неминуемо оказывали друг на друга влияние. Следствием этого влияния и стало формирование сикхизма как религии, впитавшей в себя и индуистские, и исламские компоненты.

У истоков сикхизма стоял Гуру Нанак (1469-1539). Он родился в районе современного Лахора, что в современной пакистанской части Пенджаба. Именно Гуру Нанаку предписывают сочинение священной книги сикхов «Ади Грантх». Индуист по происхождению, выросший в окружении мусульман, Гуру Нанак заложил основополагающие столпы религии сикхизма, сформулировав ее основные принципы – веру в единого и всемогущего бога – Творца, медитацию как метод поклонения Творцу, учение о посмертном «растворении» души, возвращении ее к Творцу.

Сикхизм, в отличие от того же ислама, отличается крайне лояльным отношением к другим вероисповеданиям и культурам, что объясняется во многом его синкретической природой, а также многонациональным составом самой сикхской общины, которую помимо выходцев из Пенджаба пополняли представители и многих других этнических групп Северо-Западной Индии. В сикхизме не имела существенного значения и кастовая принадлежность, что становилось привлекательным для представителей многих угнетаемых каст. В то же время, основную массу сикхов составляли и составляют в настоящее время представители главной пенджабской земледельческой касты – джаты.

Государство сикхов

Несмотря на декларируемое миролюбие и философский характер своей религиозной доктрины, сикхи оказались весьма воинственной этноконфессиональной общностью. К началу XVIII века сформировалась особая воинская каста сикхов – «ниханги». В отличие от других членов сикхской общины, ниханги давали клятву посвятить всю свою жизнь воинскому ремеслу и умереть на поле боя. Естественно, что эти пассионарии сикхской общины отвергали любые мирные промыслы и охотно шли воевать, будь то за интересы сикхского государства или за любую другую страну, в составе которой вследствие исторических перипетий оказывался сикхский этнос. Вплоть до настоящего времени ниханги сохраняют верность традициям, предпочитая работе вечное странствие и воинскую службу, а также стремясь выделиться внешним видом – как можно более внушительной бородой и высоким тюрбаном. Традиционные цвета нихангов – синий и желтый – получили распространение среди всего сикхского этноса в целом и в настоящее время являются также и официальными цветами самопровозглашенного сикхского государства Халистан.

В 1716-1799 гг. существовала Сикхская конфедерация, которая с 1799 г. превращается под руководством Ранджита Сингха в мощную Сикхскую империю. В период своего расцвета Сикхская империя, ядро которой было создано пенджабскими сикхами, одолевшими армию Великих Моголов, включала в свой состав земли не только собственно Пенджаба, но и штатов Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму, Дели, территории Чандигарха, Северо-западной пограничной провинции Пакистана, Зоны племен Пакистана, Исламабадскую территорию Пакистана и некоторые районы северо-восточного Афганистана. Центральными городами империи стали Амритсар и Лахор.

Политическая система Сикхской империи достаточно сильно отличалась от других индийских государств того времени. Фактически это была военная демократия с сикхской общиной (хальсой) в роли официального центрального органа управления. Именно община выбирала лидера сикхов, сердаров провинций империи. При этом следует отметить, что сикхи в империи составляли меньшинство населения – не более 10%, одновременно являясь и правящей общиной. Подавляющее большинство населения Сикхской империи (более 80%) составляли мусульмане, поскольку хальса распространила свою власть прежде всего на исламизированные территории, вошедшие после деколонизации Индийского полуострова преимущественно в состав Пакистана.

Сикхи, первоначально достаточно негативно отнесшиеся к британской колонизации, в конечном итоге вполне вписались в колониальное общество. Именно из сикхов в значительной степени формировались подразделения полиции в северо-западных провинциях Британской Индии. Параллельно сикхская община приобрела большой вес и в городах, где ее представляли многие видные предприниматели и лица свободных профессий. В составе британских колониальных войск были сикхские подразделения. Некогда воевавшие за свою свободу сикхи оказались надежными союзниками британцев, в первую очередь потому, что последние умело играли на сикхско-мусульманских и сикхско-индуистских противоречиях. Сикхи, даже в Пенджабе остававшиеся меньшинством, также видели в сотрудничестве с британцами значительные преимущества.

Борьба за Халистан

После провозглашения суверенитета Индии и Пакистана полуостров Индостан стали сотрясать многочисленные межнациональные конфликты. Наиболее значительными из них по масштабам были индо-мусульманские конфликты, переросшие в многолетнее противостояние Индии и Пакистана. Однако и сикхи, не в меньшей степени, чем индуисты и мусульмане, оказались втянутыми в межнациональные противоречия. Первыми их жертвами стали сикхи, проживавшие в той части Пенджаба, которая осталась за Пакистаном. Именно пакистанский Пенджаб с центром в Лахоре был колыбелью сикхской религии и народа сикхов. Однако мусульманское большинство Пенджаба, не утратившее память о господстве над ним сикхских сердаров, после получения Пакистаном независимости сумело изгнать большую часть сикхов на территорию соседней Индии. Масштабы сикхско-мусульманского конфликта в пакистанском Пенджабе потрясают: его жертвами стали около миллиона погибших и восемь миллионов беженцев. В ответ в индийском Пенджабе начались мусульманские погромы, также завершившиеся эмиграцией значительной части мусульман в Пакистан.

С индуистами отношения у сикхов складывались относительно ровно до 1970-х гг., пока сикхские общественные деятели не заговорили о продолжающейся дискриминации сикхов со стороны индуистского правительства Индии. Так началось формирование сикхского сепаратистского движения, выступающего за создание по меньшей мере автономии, а по максимуму – независимого государства сикхов под названием Халистан.

Одна из ключевых линий противостояния в новейший период сикхской истории пролегла между сикхами и ниранкари. Ниранкари – подветвь сикхизма, верующая в живого гуру и рассматривающаяся другими сикхами как «предательская секта», ориентированная на ассимиляцию сикхского этноса в индуистском большинстве.

В 1978 г. произошло крупное столкновение между сикхами и ниранкари в городе Амритсар. Этот город, как известно, является священным для сикхов – именно здесь находится знаменитый «Золотой храм» и проживает внушительная сикхская община. Тем не менее, ниранкари, которые также претендуют на руководящие позиции в сикхском обществе, решились на проведение в Амритсаре своей конференции. Естественно, что конференция закончилась массовыми столкновениями.

Но наиболее крупномасштабные вооруженные действия сикхов против центральной власти и их соперников – ниранкари – развернулись в 1980-1984 гг. В этот период было совершено 1200 террористических актов, направленных против влиятельных политиков, полицейских, военнослужащих, представителей индуистской общины, ниранкари, то есть – против всех «не сикхов», оказавшихся на территории Пенджаба и соседних штатов Индии.

Здесь следует отметить, что в основе роста сепаратистского движения сикхов в штате Пенджаб во многом лежат социально-экономические причины. Как известно, штат является одним из наиболее развитых в экономическом отношении, сикхская же община обладает достаточно устойчивыми позициями в экономике, но реализовать свою политическую волю не способна по причине концентрации власти в стране в руках индуистов. Имел место и банальный конфликт нарождающейся контр-элиты с действующей элитой штата – поскольку все ключевые позиции в экономике Пенджаба оказались заняты индуистами, сикхской молодежи, в том числе и получившей образование, а соответственно обладающей определенными амбициями, не оставалось иного пути как покидать страну, уезжая в эмиграцию, либо становиться на путь радикальной политической деятельности, рассчитывая на самореализацию уже в суверенном сикхском Халистане.

Апогеем сикхско-индуистского противостояния в 1980-е гг. стала операция «Голубая звезда», представлявшая собой атаку подразделений индийской армии и полиции на «Золотой храм». Хармандир-сахиб, как называют его сикхи, был, согласно легенде, основан в 1577 году Гуру Рам Дасом, выкопавшим водоем Амритсар, давший название одноименному пенджабскому городу. Первый камень в основание храма был заложен в 1588 году суфием Хазратом Миян Миром, а собственно строительство заняло период с 1588 под 1604 гг. С 1604 года в храме хранится оригинал священной книги сикхов «Ади Грантх».

В июне 1984 года важнейшая святыня сикхов и находившиеся на ее территории сторонники самоопределения сикхского государства были атакованы по приказу руководителей страны. Объяснением атаки стал тот факт, что в «Золотом храме» укрепились сторонники независимости Халистана, фактически превратившие сикхскую религиозную святыню в политический штаб. Тем не менее, жестокость проведенной операции впечатлила даже людей, не испытывавших особых симпатий к пенджабскому сепаратизму. Ведь жертвами атаки индийских подразделений стало 492 человека.

Месть за Амритсар

Легендарная женщина – премьер-министр была убита 31 октября 1984 года собственными телохранителями. Поскольку сикхи считались еще с колониальной эпохи наиболее надежными воинами, именно из них комплектовалась личная охрана британских губернаторов. Следовала этой традиции и Индира Ганди, не уяснив главного момента – свою веру и свой народ сикхи уважают все же в несколько большей степени, чем воинскую присягу.
Утром 31 октября 1984 года у Индиры было запланировано интервью с британским писателем Питером Устиновым. По пути к приемной, через двор своей резиденции, Индира поздоровалась с двумя сикхами – телохранителями – Беантом Сингхом и Сатвантом Сингхом. Ответом стали револьверные выстрелы и автоматная очередь. Сбежавшиеся сотрудники охраны застрелили покушавшихся. Спешно доставленная в больницу Индира Ганди, не приходя в сознание, скончалась через несколько часов после покушения.

Убийство обожаемой индусами Индиры только подлило масла в огонь сикхско-индуистских противоречий. Последовали новые многочисленные столкновения между сикхами и индуистами во всех штатах Индии. Жертвами антисикхской истерии стали по меньшей мере десять тысяч человек. В ответ сикхи 7 октября 1987 года официально заявили о создании независимого государства Халистан. Естественно, что значительную роль в росте сепаратистских настроений и в данном случае сыграл Запад – прежде всего, через сикхскую диаспору, многочисленную как в Соединенных Штатах Америки, так и в Великобритании. В частности, президентом Халистана был провозглашен постоянно проживающий в США Гурмит Сингх Аулах. С другой стороны, поддержку сикхскому движению оказывает соседний Пакистан. Как то забылись исторические конфликты, приведшие к смерти многих сикхов и бегству миллионов жителей пакистанского Пенджаба в Индию.

Что ждет индийских сикхов?

Естественно, что индийское правительство создание Халистана не признало и развернуло активную борьбу против сепаратистов. Преуспевающий прежде в экономическом отношении штат Пенджаб превратился в территорию повышенной активности экстремистских группировок, регулярно подвергающуюся полицейским зачисткам и спецоперациям с привлечением армейских подразделений. Только за один 1986 год сикхскими радикальными организациями было совершено 3 450 террористических актов.

Параллельно с ростом вооруженного сопротивления индийским властям происходило и возрождение сикхского национального самосознания. Во-первых, в радикальное движение за независимость Халистана вовлекались все более многочисленные слои сикхской молодежи, недовольной отсутствием перспектив и желающей отомстить за дискриминацию своего народа, не сильно разбираясь в методах. Во-вторых, произошел всплеск интереса к сикхской национальной культуре, в том числе и среди городских сикхов, которые до этого «вестернизировались» не менее успешно, чем индусы. Соответственно, национальная культура и религия стала восприниматься как нечто важное, как средство подчеркивания своей национальной идентичности, оппозиционной идентичности тех же индуистов или мусульман.

Есть ли перспективы урегулирования сикхского вопроса в современной Индии? Вряд ли можно дать на данный вопрос однозначный ответ. В первую очередь, необходимо понимать, что сикхи, в отличие от тех же племен Северо-Восточной Индии, представляют собой крайне влиятельную и сплоченную общину. Экономические позиции сикхской общины сильны не только внутри самой Индии, но и на мировом уровне. С другой стороны, сикхи составляют значительную часть военнослужащих индийской армии и сотрудников спецслужб и полицейских структур, что также имеет немаловажное значение для оценки перспектив борьбы с сикхским сепаратизмом. В индийской армии численность военнослужащих – сикхов достигает 20% от общей численности личного состава, то есть практически каждый пятый военнослужащий имеет сикхское происхождение, хотя в соотношении к общей численности населения страны сикхи составляют лишь 2 %.

Наконец, нельзя забывать и о роли иностранных государств в «искусственном стимулировании» многочисленных этнических и религиозных конфликтов на территории Индии. Сикхские интересы лоббируют общины сикхов в США и Великобритании, тесно связанные с местными коммерческими кругами. Активизация сикхских сепаратистов выгодна и соседнему Пакистану, поскольку она ослабляет военный потенциал Индии в пограничных районах Джамму и Кашмира и способствует отвлечению внимания руководства страны от кашмирской проблемы.

Вместе с тем, есть определенные надежды и на политическое решение сикхского вопроса, которое может заключаться, прежде всего, в создании таких социальных условий для существования сикхской общины, которые бы способствовали ослаблению радикальных настроений, углублению интеграции сикхов в индийское общество. Рост автономии без потакания сепаратистам, таким образом, также может дать свои позитивные плоды. И тогда кровопролитные столкновения и террористические акты станут историей, а на индийской земле воцарится мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *