Кто такие сирены в мифологии фото
Сирена
Сирена
Мифология
Другие имена
Место обитания
Занятие
Мировоззрение
Похожие персонажи
Сирены – опасные создания из древнегреческой мифологии, губившие моряков своим чарующим пением. Первоначально представлялись как полуженщины-полуптицы; описания сирен как дев с рыбьими хвостами вместо ног появились намного позднее.
Содержание
Этимология имени [ ]
Существует много версий происхождения слова σειρήν (сирена). Роберт С. П. Бикс предположил догреческое происхождение. Другие связывают его со словами σειρά (seirá, «верёвка, шнур») и εἴρω (eírō, «связывать, соединять, закреплять»), что приводит к значению «связующая, запутывающая». Это, по-видимому, отсылает на способность сирен «пленить», «запутывать» людей своим пением.
Происхождение [ ]
Существует много версий происхождения сирен. Так, их родителями могут являться:
Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели птичий облик.
Они были спутницами Персефоны, после похищения которой блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.
По совету Геры, они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.
Внешний вид [ ]
Считалось, что сирены представляют собой сочетание тел женщин и птиц. В раннем греческом искусстве они изображались в виде птиц с большими женскими головами, птичьими перьями и чешуйчатыми ногами. Позже они изображались в виде женщин с птичьими лапками, крыльями или без них, играющих на различных музыкальных инструментах, особенно на арфах и лирах.
В англо-латинской книге VII века Liber Monstrorum говорится, что сирены были женщинами от головы до пупка, а вместо ног у них были рыбьи хвосты. Суда, византийский словарь X века, говорит, что верхняя часть тела сирен была птичьей, а нижняя – женской; впрочем, упоминается и обратный облик: что сирены были маленькими птичками с женскими лицами.
К средневековью образ сирены окончательно слился с образом морской девы, став единым целым.
Первоначально сирены изображались как женщинами, так и мужчинами, но последние исчезли из искусства примерно в V веке до нашей эры.
Место обитания [ ]
Считалось, что сирены обитали на скалах острова, между землёй Цирцеи и Сциллы; цветущий луг их острова был усыпан костями мореплавателей. Исследователи называют их местом обитания или мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова. Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.
Число сирен [ ]
Число сирен варьируется от двух до восьми. В Одиссее Гомер ничего не говорит об их происхождении или именах, но отмечает, что их было две. Более поздние авторы упоминают их имена и количество: некоторые утверждают, что их было три: Пейсино, Аглаопа и Фелксипея, или Аглаоноя, Аглаофема и Фелксипея; либо Партенопа, Лигейя и Левкозия. Аполлоний, последовав за Гесиодом, называет их имена как Фелксиноя, Мольпа и Аглаофона; Суда называет их имена как Фелксипея, Пейсиноя и Лигейя; Гигин упоминает о четырёх сиренах: Телес, Райдн, Мольпе и Фелксиопа; Евстафий заявляет, что их было две: Аглаофема и Фелксипея; древнее изображение на вазе свидетельствует о двух сиренах – Гимеропе и Фелксипее.
Гибель сирен [ ]
Некоторые послегомеровские авторы утверждают, что сиренам суждено было умереть, если кто-то услышит их пение и убежит от них, и что после того, как Одиссей миновал их, сирены бросились в воду и утонули.
По словам Стефана Византийского, из-за мучений от поражения музам в соревновании сирены побелели и упали в море, где образовали острова, получившие название Леукай («белые»; ныне известный остров Суда).
Сирены — губительницы моряков из древнегреческих легенд
Сирены — одни из самых известных чудовищ из греческой мифологии. О сиренах в современном мире знают также благодаря многочисленным фильмам, книгам, комиксам, играм, обращающимся к древнегреческой истории в мифологическом ключе. Посмотрим на них через увеличительное стекло.
Сирены — происхождение и характерные черты
Эти существа олицетворяют прекрасную, изменчивую и коварную гладь моря — мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным существам — их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают русалок.
В «Одиссее» Гомер писал, что сирен было двое, но по именам он их не называл. Позже их стало трое, как и горгон. Старшую звали Персинойей, среднюю — Аглаофой, а младшую — Телскепией. Первая в совершенстве владела игрой на кифаре, другая обладала красивым голосом, а третья завораживала игрой на флейте. Кроме этого, они обладали завораживающим взглядом. По другим мифам, сирен звали Парфенопой, Лигейей и Левкосией.
Кто породил созданий чарующих пением, доподлинно неизвестно — это мог быть Форкий, или хтоническая богиня Кето, или божество Ахелой. Иногда их матерью легенды называют одну из муз — Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу. Кроме этого, мифы указывают на то, что матерью сирен могла быть Стеропа, а также Гея.
Форкий являлся морским хтоническим (подземным) божеством, царствовавшим до пришествия Посейдона, он олицетворял бурное море, все его чудеса и ужасы. В большинстве мифов, его породили Уран и Гея. Его сестра и супруга Кето — злобная богиня морской пучины. Эта супружеская пара властвовала над штормами, отчего их боялись и старались умилостивить моряки. Ради развлечения Форкий и Кето могли направить морских чудовищ на моряков. Помимо них, они породили горгон, грай, гесперид, стоглавого дракона Ладона, а также мать всех чудовищ — Ехидну.
Кадр из фильма «Пираты карибского моря»
Различные облики принимал и Форкий — таким образом, возможные отцы сладкоголосых созданий были оборотнями, отсюда проистекает двойственность в описании их звериных частей. Послегомеровские сказания о сиренах описывают их как дев с крыльями птиц, или женщин, похожих на русалок, или дев с человеческими головами, но птичьими телами и ногами. От отца они унаследовали яростный, стихийный, необузданный нрав, а мать-муза подарила свой чарующий голос.
В некоторых легендах указано, что сирены обрели полуживотный облик в результате проклятья. Если верить сказаниям, они составляли свиту Персефоны, а после ее похищения Аидом бесцельно слонялись по земле. В конце концов, они присоединились к Аполлону. Разозленная потерей дочери Деметра прокляла сирен, отчего у них выросли птичьи крылья.
Существует иная версия этой легенды — боги превратили сирен в птиц за отчаянные поиски пропавшей богини, поскольку сам Зевс позволил брату похитить её. Или же проклятье наслала Афродита, поскольку они отвергали замужество. По третьей версии, новый облик был желанием самих сирен, которое было исполнено богами.
Сирены в легендах
«Орфей и сирены», Герберт Драпер, 1909
Одна из легенд описывает соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера посоветовала морским девам вызвать муз на поединок — цель ее неизвестна, но, возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.
Послегомеровские легенды описывали их как обладательниц невероятно прекрасных голосов. Пением они завлекали моряков, а когда их корабль разбивало об острые прибрежные скалы, отыскивали выброшенных на берег людей, чтобы разорвать на куски и съесть. Аргонавтам удалось спастись — вместе с ними плыл Орфей, способный своей музыкой заглушить песню сирен. Все время, пока корабль плыл мимо гибельного острова, Орфей играл на форминге (лире) и пел. Одному из членов экипажа, Буту, все же довелось услышать голоса сирен — он бросился с корабля в морские волны, стремясь доплыть до острова, но его спасла Афродита. Остаток своих дней Бут провел в Лилибее.
Задолго до этих событий сиренам было предсказано, что гибель придет к ним вместе с кораблем, прошедшим мимо их острова без жертв. Когда корабль Одиссея невредимым прошел мимо, они обезумели. Большая часть из них бросилась в море и превратилась в утесы, а оставшиеся вырвали свои перья и утопились. Но зачастую в качестве смертельного корабля называют судно Ясона и Аргонавтов.
Софокл утверждал, что встречал уцелевших сирен, что открыли ему закон Аида. Поклонник классической античности, Софокл представлял их благими умудренными девами, обитающими каждая на своей небесной сфере на мировом веретене богини-всематери Ананке. Своим пением они порождают величественную космическую гармонию. Обиталище классических сирен — Аид. Поздние легенды связывают их с Дельфийским Оракулом и мировой гармонией.
С течением времени эти существа стали близки к гарпиям и керам. Изображения сирен можно встретить на надгробиях позднегреческого периода. Никомон и Феопомп создали одноименные комедии об этих существах. Южноиталийский город Сурренте некогда обладал великолепным храмом в честь сирен, а рядом с Неаполем имеется гробница старшей сирены.
Сирены в Средние века
С началом средневековья в античное виденье мироздания и его чудовищ вмешалось христианское видение. Гомеровские мифы стали восприниматься с точки зрения католиков, видевших во всем библейские каноны и трактовки. Изменилось восприятие и каноничного мифа об Одиссее.
В «Физиологе», самом первом труде, с которого после писались позднейшие бестиарии, из гомеровского текста заимствован эпизод с сиренами. Автор переписал его по-своему:
Таким образом, автор сделал вывод, что двоедушные люди коварны во всём. И те, что пришли к церкви, но не удалились от своих грехов, подобны сиренам. Ласковыми словами грешники обманывают легковерных и ведут их на гибель.
Одиссея средневековые авторы сравнили с Христом, а мачту, к которой он был привязан, с крестом. Корабль стал аллегорией церкви, сирены — плотских желаний. Их сладкие песни выражали мирские блага, губительные для души. Лишь веревки, символизирующие веру, смогли удержать Одиссея от впадения в грех и вечных мук в посмертии. Три сестры-сирены стали выражением алчности, гордыни и распутства. Игнорируя описания Плиния и Овидия, средневековые монахи лишили сирен крыльев и птичьих лап, наградив рыбьими хвостами. «Небесное» прошлое дев оказалось забыто.
Сирены в современной культуре
В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.
Кадр из сериала «H2O: Просто добавь воды»
Поп-культура нередко берет за основу популярный миф о полуженщинах-полурыбах, как, например в сериале «H2O: Просто добавь воды». Сценаристами была взята концепция трёх сестер с необыкновенными способностями. Весь сюжет сериала построен вокруг тайн острова.
Популярная линейка игр серии «Ведьмак» описывает морских сестер такими же опасными губительницами, как и в греческих мифах. Только в «Ведьмаке» они гораздо более многочисленны. В каждом произведении эти существа описаны по-своему, но неизменной остается их женская природа, манящая и опасная.
В целом, сирены — это опасные существа из легенд Древней Греции. Они оставили неизгладимый след в мировом фольклоре. Образ этих существ по-прежнему появляется в произведениях искусства и масс-культуре.
Сирены
Сирены
Основное имя
Происхождение
Места обитания
Сторона
Содержание
Этимология названия
Мифология
Сирены — в древнегреческой мифологии демонические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя рыбьей. Также изображались с крыльями.
Сирены олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Унаследовали от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».
Происхождение
Превращение
В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели последний облик.
Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.
По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.
Сирены и мореплаватели
Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.
В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее
Гибель сирен
Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в «Одиссее». Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями. Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.
Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы, либо сбросили перья и утопились.
Истолкования
Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.
В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.
По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом.
Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.
Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».
В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.
Число сирен
Согласно описанию Гомера, сирен было две. Он рассказывает о них в двойственном числе, но имен не приводит. Позднее называли трёх сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия. Одна из них играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте. Помимо музыки, сирены завораживали моряков своим взглядом.
В других мифах называются имена сирен Парфенопа, Лигейя и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы.
Кто такие Сирены — легенды и сказания
Сирены — чудовищные музы смерти, демонические существа, которые заманивали ничего не подозревающих мореходов в пучины океана, чтобы самым жестоким образом разорвать их на части. Откуда появился этот чудный образ полуженщины-полуптицы и были ли счастливцы, которые слышали божественное пение и оставались в живых?
Происхождение
По легенде, демонические сирены, держащие в страхе всю Сицилию и половину древнего мира, по природе своей не были жестокими существами: изначально они были нимфами и жили с юной и прекрасной богиней плодородия Персефоной.
Несчастье случилось, когда девушку похитил коварный Аид, владыка царства мертвых. Он затащил ее в свои владения, откуда не было выхода и навсегда запер в мире духов. Не в силах простить себе исчезновения своей богини, будущие сирены бросились за советом к безутешной матери Персефоны — Деметре. Та подарила им крылья, чтобы они смогли подняться высоко в небо и увидеть, куда подевалась юная богиня.
Но и с высоты птичьего полета не смогли нимфы обнаружить Персефону. Полные отчаяния, они обратились за помощью к простым смертным, но наткнулись на безразличие.
Только после этого женщины-птицы облюбовали крошечный безлюдный остров на Сицилии. Они мечтали отомстить богам и людям за свою потерю и поклялись не пропустить живым ни одного моряка.
Легенда о мореплавателях
Согласно древнегреческой мифологии, сиренам была предсказана гибель от рук мореходов, которые смогут проплыть мимо острова и не соблазниться их сладким пением. Все моряки знали о страшной угрозе, затаившейся между Сциллой и землями Цирцеи, и искали любые обходные пути этого маршрута.
Остров сирен был покрыт кожей и костями любопытных путников. Скалистое основание всегда прикрывал густой туман и разглядеть угрозу было нереально.
Лишь дважды мореплавателям удалось преодолеть пролив, где затаились птицы. Первыми это сделали аргонавты. Им удалось выжить благодаря содействию легендарного певца и музыканта Орфея. Наслышанный о коварстве сирен, он играл на своей лире весь путь, и чудесная музыка заглушила призывные крики.
Гибель
Вторым на отважный поступок решился Одиссей и его команда. Предупрежденный Цирцеей, царь Итаки приказал своим морякам залить себе в уши растопленный воск, а себя приковать к мачте.
Как ни старались сирены, завидев Одиссея, но его корабль так и не сбился с маршрута и не пристал к берегам острова смерти. Боясь неминуемой гибели, полудевушки-полуптицы бросились в море и навек обратились в скалы.
Число сирен и список
Сведения о сладкоголосых созданиях сильно разнятся. Так, Гомер в своей «Одиссее» говорит лишь о двух демонических птицах, а в более поздних мифах рассказывается о трех бывших нимфах — Аглаофе, Пейсиное и Телксиепии. Одна из них пела, а две другие играли на кифаре и флейте.
При более детальном изучении древнегреческих сказаний можно обнаружить и другие упоминания о сиренах:
Символика образа в разное время
В средние века
В Средние века на арену вышло Христианство и большинство греческих и римских легенд было переосмыслено и переиначено на новый лад. Не обошло это и мифы о сиренах.
Авторы нового толкования провели прямую параллель между Одиссеем и Христом, а мачту, к которой тот был привязан, сравнили с крестом, на котором был распят Спаситель. Сиренам досталось роль метафорически выраженных плотских желаний и соблазна.
Веревки и цепи, сковывающие героя, — это вера, сила которой помогла ему удержаться от соблазна.
В современной культуре
Образ мистических существ не остался без внимания и в современной культуре. Несмотря на то, что вера в греческие мифы давно канула в Лету, сирены все еще притягивают к себе интерес современного человека.
История о морской нечисти не так давно была блестяще обыграна в американском фильме ужасов 2018 года «Сирена». А в 2006 году вышел одноименное, не менее захватывающее кино про это мифическое существо от японского режиссера Юкихико Цуцуми.
В 2002 году идея существования звонкоголосых полуженщин-полуптиц, одним лишь звуком своего пения способных свести с ума сотни моряков, была интересна обыграна в триллере Лафлэнда «Сирены».
Древнегреческие нимфы привлекают внимание не только режиссеров, но также художников и музыкантов по всему миру. Например, в 1999 году живописец Владимир Овчинников посвятил им целую серию работ.
А в 1900 году композитор Клод Дебюсси использовал образ сирен во второй части своего триптиха «Ноктюрны».
Упоминание в астрономии
Нимфы Персефоны существуют не только в нашем воображении, но и в реальном мире. Правда, в сотнях световых лет от земли.
31 октября 1923 года астрономом Карлом Райнмутом был открыт астероид, пересекающий орбиту Марса. Он получил название Сирена, но был утерян через 4 месяца после своего внезапного появления. Следующий раз он возник на экранах телескопов лишь в 1982 году.
Сирены
Мифическое существо сирена
Сиренами называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.
Смертельное очарование древнего предания
Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.
С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.
По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.
На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.
Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.
Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: русалки, пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.
Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, мифические существа действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.