Кто такие старосветские помещики
Гоголь. Загадка старосветских помещиков
Я люблю добро, я ищу его и сгораю им.
Н. Гоголь [4,155]
Можно понять Белинского, когда он говорит: «. вы не можете представить, как я сердит на него за то, что он и меня чуть не заставил плакать о них, которые только пили, ели и потом умерли!» [2,135]. А, собственно, почему? Почему не плакать о них? Белинский, естественно, не мог себе этого позволить — не плакать надо было, считал он, а кричать о пошлости такой жизни, о её пустоте и бесперспективности. Но почему же так стойко держится это мнение Белинского? Не пришло ли время иначе взглянуть на жизнь старосветских помещиков? Ибо это, несмотря ни на что, жизнь человеческая, единственная и неповторимая для её обладателей. И если образ жизни, избранный именно этими людьми вам не нравится — живите по-иному. Но — живите так же чисто, безвредно. Пусть это растительная жизнь, но почему растительная жизнь — это неправильная жизнь? Что нам не по нраву в жизни Товстогубов? Великий художник Гоголь, в отличие от нас, не боялся плакать об их жизни, хотя и подсмеивался по ходу рассказа. Ибо он не ставил своей единственной целью высмеять такую жизнь. «Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной» [4,152].
Нет, Гоголь, не принимая целиком такой жизни, не одобрял и иную жизнь, жизнь тех, «. которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места. » [3,9]. Эта жизнь, казалось бы, противоположная жизни старосветских помещиков, также претила Гоголю-человеку. Не надо забывать и то, что Гоголь, наделённый судьбой меланхолическим темпераментом, и сам, в силу этого, всегда искал тишины и уединения. Другое дело, что потребность служить обществу заставляла погружаться в шум и суету столичной жизни. Из этого противоречия между природным темпераментом и воспитанным чувством общественной пользы и вырос гений Гоголя. Гений до сих пор во многом загадочный.
Так отчего же даже Белинский испугался за себя, читая «Старосветских помещиков», боясь заплакать? Не оттого ли, что стремясь избавить страну от «пошлой» жизни, от всепроникающего «меркантилизма», воюя с этим, Белинский несколько отстранялся от конкретных носителей зла, с которыми он боролся. А тут — вот они, добрейшие люди, обыкновеннейшие люди, никакие не злодеи. Отсюда растерянность Белинского — как к этому отнестись? Он поступил, как и должно борцу, — отстранился от конкретных людей во имя идеи. Может быть, оттого и не вышел художник из Белинского. Ибо неизбежно нужно абстрагироваться от отдельных личностей и рассматривать их только как носителей определённой идеи. Нельзя расслабляться, плакать. Оттого сердился Белинский. А Гоголь с любовью выписывал образы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, сообразуясь со своим собственным убеждением. «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им» [4,155].
Но давайте отстранимся от точки зрения Белинского и посмотрим на стариков по-человечески, ибо время, прошедшее с тех пор, человечность, пришедшая на смену полному обесцениванию человеческой жизни (первая половина нашего века), позволяют нам это ныне. Жизнь стариков вовсе не вызывает такого протеста против неё, как это было во времена Белинского и позже. Это обычная стариковская пара, без детей, а, следовательно, не знавшая забот, с ними связанных. Это одна из причин, определившая их размеренную жизнь. Представим, что у них дети. Это уже будут скорее старики Ларины со всеми вытекающими отсюда последствиями, или, в другом варианте — старик Вырин. Как всё меняется от одного только обстоятельства!
Далее — старики не предпринимали ничего для какого-либо изменения сложившихся порядков в своём имении. Хорошо это или плохо? Представим, что старики захотели бы каких-то нововведений в своем имении — скорее всего они просто бы настроили своих крестьян против себя, ибо любая перемена в интересах хозяйства прежде всего ударила бы по крестьянам. А там недовольство дворовых, управляющего и неизвестно какая судьба ждала бы стариков. Да и те ли бы старики это были — скорее Собакевичи или Плюшкины. Никакой любви к ним даже Гоголь не мог бы вызвать. А тут — обыкновенные старики, со всеми их причудами и странностями. Больше того — разве не вызывает уважение такая черта Афанасия Ивановича — «Он не принадлежал к числу тех стариков, которые надоедают вечными похвалами старому времени или порицаниями нового» [3,10]. Не многие старики и теперь могут этим похвастать. А то, наконец, что Пульхерия Ивановна сама занималась и приготовлением варений, и сбором различных трав, и многими другими домашними работами — разве это плохая черта для помещицы?
В этом имении все жили нормально — одни воровством, другие трудом, третьи — заведённым порядком, но всё было в странном равновесии. И в этом секрет поразительной живучести имения Товстогубов. Оно не богатело, но и не разваливалось. И как раз потому, что хозяева не вмешивались в дела. Каждый из обитателей имел свою меру самостоятельности и делал своё дело. И усадьба жила! Но стоило наследнику вмешаться и начать всё перестраивать по-своему, как всё развалилось.
В «Старосветских помещиках» обнаруживается, как видим, исток Обломова и обломовщины. Может быть не столько из своей природной лености Обломов не хотел перемен, а оттого, что любое вмешательство в естественный ход жизни имения может иметь последствия совершенно непредсказуемые. Правда, во времена Обломова усиливается товарный обмен между хозяйствами помещиков и рано или поздно перемены всё равно должны были произойти. У старосветских же помещиков хозяйство, в основном, натуральное и ему-то как раз лучше всего существовать без перемен — так оно может существовать тысячелетиями. Видимо это и чувствуют неосознанно наши старики, когда лишь для вида пытаются вмешаться в ход жизни, не предпринимая, однако, ничего реального.
Конечно, Гоголь не в восторге от такой жизни, в отличие от рассказчика, от имени которого ведётся речь о стариках. Но, видимо, предчувствуя перемены в жизни России, намечавшиеся с развитием капитализма, он пытался предостеречь от последствий этих перемен, неизбежно разрушивших бы хозяйства, подобные имению старосветских помещиков, а вместе с ними и атмосферу доброты и чистосердечия, существовавшую в них, несмотря на «пошлость» такой жизни. Справедливости ради надо заметить, что «на языке того времени «пошлый» означало «весьма распространённый, заурядный, обыкновенный» [5,452] и, следовательно, мы не можем использовать это слово в нынешнем его значении для характеристики старосветских помещиков.
Итак, взглянув под несколько иным углом на жизнь старосветских помещиков мы обнаружили, что жизнь эта заслуживает скорее уважения, нежели осмеяния и порицания. В самом деле, разве не заслуживают осмеяния скорее те старики, что праздно проводят свои дни в светских развлечениях, сплетнях, кознях против собственных детей, или те, что секут крестьян, впроголодь держат дворовых и проигрывают целые состояния в карты. Нет, старики Гоголя — самые обычные, человечные, не отказывающие себе ни в чём, но и не требующие ни от кого почестей. Нужны ли они современному им обществу? Вряд ли. Точно так же как и общество не нужно им. Но странное дело — тянет в такое место человека. То ли природа тут такая, то ли атмосфера быта привлекает, а скорее всего вот это самое ощущение доброты и чистоты, веющее от этих стариков. У них легко — пусть ненадолго, но душа набирается доброты и терпения. «Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть» [3,8] — признаётся автор.
Не случайно эта повесть написана после посещения своих стариков в Васильевке. Как, впрочем, не случайно этой повестью начинается «Миргород», а заканчивается другой повестью о других стариках, поссорившихся и не помирившихся из-за пустяка. «Скучно на этом свете, господа!» — произносит Гоголь после «Старосветских помещиков», «Тараса Бульбы», «Вия», и «Повести о том. » Скучно и там, и там, и там, ибо разве может быть не скучно после «Вечеров. » в этой обычной, рядовой, «пошлой» жизни, даже в такой героической как в «Тарасе Бульбе», или в такой сказочной, как в «Вие». И самое главное — где просвет в этой жизни? Нет просвета.
Вот каков он — «Мир-город», роман, первая глава которого веет такой добротой, но и такой затхлостью, и в то же время вовсе не вызывает желания разрушить эту жизнь. Ведь иная жизнь оборачивается героизмом, но и смертью, сыноубийством, или страшной местью ведьмы за посягательство разума на её власть или отвратительной пародией на человеческие отношения. Всё же доброта старосветских помещиков искренна, их привычка друг к другу естественна, их жизнь человечна. Каждый волен выбирать свой образ жизни, каждый волен по-своему определять меру добра и зла, но только не осуждайте Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну. Они честно прожили жизнь, хоть и скучно. Нам скучно, им — нет.
Безусловно, эта повесть в творчестве Гоголя не является центральной. И всё же в ней отражена, может быть, больше, чем в каком-либо ином его произведении, идея доброты, человечности, любви к любому проявлению жизни. Ни доли осуждения — только стремление постичь и такую жизнь. Ведь, в сущности, большинство бед человечества происходит из неприятия одной группой людей образа жизни другой группы таких же по биологическому устройству людей. Гоголь, может быть, одним из первых понял порочность таких отношений между людьми. И стремление постичь неприметную жизнь старосветских помещиков, Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, Акакия Акакиевича и других обыкновенных людей — это попытки научить человека смотреть на другого таким же взглядом — добрым и заинтересованным.
Все изображённые Гоголем в этих повестях персонажи начисто лишены хамства и уже это одно поневоле заставляет и уважать их, и плакать об их скучной жизни. Ибо не столько они сами, сколько образ жизни всей страны способствовал такому существованию, и надо было иметь силы воспротивиться этому. Не каждый имел такие силы, да и потребность в таком воспротивлении. Что проку осуждать их в этом? Недостойно это нынешнего читателя. Уж лучше Товстогубы, чем титулованные хапуги и предприимчивые хамы. И живи Белинский в наше время, он бы уже не стеснялся слёз, ибо нет больше Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны — всё больше Чичиковы, Собакевичи да Ноздрёвы. Право, есть отчего заплакать.
1. К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. Литературная критика. М. Современник. 1981
2. В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М. Современник. 1982
3. Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в шести томах. М. ГИХЛ. 1959. т. 2
4. Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в шести томах. М. ГИХЛ. 1959. т. 6
5. А. Н. Соколов. История русской литературы XIX века. Первая половина. М. Высшая школа. 1985
Н. В. Гоголь «Старосветские помещики»: анализ произведения
История создания
«Старосветские помещики» — идиллия, жанр, на первом месте в котором стоит описание безмятежной жизни с патриархальными устоями. Еще одним признаком, помогающим определить жанровую принадлежность произведения, становится полная идеализация всего, что окружает помещиков. Будничные вещи наполнены особой прелестью в тексте Николая Васильевича Гоголя.
Название произведения и его смысл
Название повести можно трактовать следующим образом: «старосветские», значит, принадлежащие к старому свету. Лица старичков так дисгармонично смотрятся на фоне модных фраков, потому что абсолютно не уместны в этом новом свете. Для жизни Афанасия Ивановича и его супруги все просто и понятно, дни идут так, как было давным-давно заведено, ничего не меняется. Следует обратить внимание и на слово помещики, анализируя его, мы явственно обнаруживаем связь Товстогубов с землей, с тем, что она дает человеку.
Рассказчиком в повести «Старосветские помещики» выступает добрый знакомый четы Товстогуб. Герои доверяют рассказчику, а он может давать им свою оценку. Он, как добрый сосед, постоянно наблюдает за их жизнью и судьбой. После смерти Пульхерии Ивановны рассказчик навещает вдовца, а после рассказывает о том, что с ним произошло. Интересная деталь образа повествователя заключается в том, что он, помимо всего прочего, является и независимым персонажем произведения. Получается, что рассказчик и вовлечен в действие и является его сторонним наблюдателем.
Тема и идея произведения. Проблематика.
Повесть Николая Васильевича Гоголя рассказывает о жизни обычных помещиков, которая наполнена пустотой, бессмысленностью и полным отсутствием социальной деятельности. Но это только одно тематическое звено. Если посмотреть с другой стороны, писатель показывает искренние и уважительные отношения двух людей, проживших вместе целую жизнь, сумевших пронести свои чувства через годы.
Соответственно, и проблематика произведения напрямую вытекает из заявленных тем. Гоголь заставляет задуматься о смысле жизни, о неминуемой старости и смерти, которая обязательно придет.
Тема любви. Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.
А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.
Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.
Главная мысль
Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.
По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.
Сюжет
Сюжет повести складывается из нескольких основных эпизодов. Сначала Гоголь знакомит нас с героями своего творения, старичками, Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной, живущими тихо и уединенно в отдаленной деревне. Герои обитают в своем мире, лишенном волнений и тревог.
Детей у них нет, поэтому всю свою привязанность супруги отдают друг другу. В их доме любят угощать, да и сами они не прочь откушать вкусненьких блюд.
И вот однажды эту идиллию нарушает печальное событие – пропадает любимая кошечка Пульхерии Ивановны. Когда же она вернулась через три дня, в доме все равно не осталась, наелась и снова убежала в лес. Пульхерия Ивановна посчитала это дурным знаком, предчувствуя приход смерти, старушка слегла, перестала кушать и пить и вскоре ушла в иной мир.
Афанасий Иванович продолжает жить без своей спутницы, дом приходит в запустение без ее заботливых рук. Через пять лет он тоже умирает, услышав в саду зовущий его голос Пульхерии Ивановны. Теперь уже уютный домик совсем осиротел, а имущество постепенно растаскано.
Ключевым эпизодом повести является пропажа кошечки. Именно с этого неприятного момента начинается череда печальных событий в земном раю, обустроенном милыми старичками.
Система образов
В произведении буквально три основных образа: старичок Афанасий Иванович, его супруга Пульхерия Ивановна и сам рассказчик, который, как мы уже говорили выше, играет двойственную роль, являясь персонажем и сторонним наблюдателем. Есть и второстепенные герои – ключница Евдоха и приказчик Ничипор.
Главные герои
Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.
Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.
Композиция
Художественные средства
Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.
Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.
День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.
Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.
Отзыв о произведении
Повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» не оставила меня равнодушной, она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, какое существование мы ведем, правильно ли поступаем. А еще, конечно, восхищает искренняя привязанность старичков, проведших вместе целую жизнь и не утративших своих чувств.
Гоголь Старосветские помещики
Среда, 26 сентября 2018 г. |
Рубрика: Культура |
Метки: жена, помещики, привычка, кошка, смерть |
Автор статьи: gereng |
История создания повестиВлияние Пушкина на Николая Гоголя было столь высоко, что у писателя наступает творческий период, когда он много создавал, в голове его рождалось много творческих замыслов. С 1832 по 1836 годы автор посещает Петербург, где у него появляются новые знакомые, и весь этот жизненный опыт он пытался изложить на бумаге. Впечатлительный Гоголь нашел в поездах для себя и новые образы для произведений. При чтении сборника «Миргород» можно заметить, какие чувства испытывает сам Гоголь, который серьезен и вдумчив, хорошо и глубоко старающийся понять эту жизнь. Сюжет произведенияАфанасий Иванович-главный герой повести, который всегда носил тулупчик из бараньей шкуры и отличался своей милой улыбкой. Но зато его жена Пульхерия Ивановна практически никогда не смеялась и не улыбалась, но зато и лицо, и глаза ее излучали много доброты. Эти помещики жили уединенно в далекой деревне, где еще царили старосветские порядки. Их барский домик, низкий и спокойный, гости навещали редко. Поэтому жили они спокойно и равнодушно. Их совсем не тревожили и не волновали те события, которые происходили в мире. У них был свой уютный мир, лишенный чувств.
Детей у них никогда не было, поэтому всю привязанность и любовь они отдали друг другу. Ласково называя друг друга на «вы», старались они заботиться друг о друге и исполнять любое желание своей половинке. Но особенно любили они угощать кого-нибудь, кто гостем ненароком заглянет к ним. Но и сами себе не отказывали они в желании покушать. С утра до вечера жена предлагает Афанасию Ивановичу различные блюда, стараясь предугадать его желания. Но внезапные и совсем неожиданные события навсегда изменят жизнь этого спокойного и мирного старосветского уголка. Действующие лица повестиВ повести, которой автор детально описывает жизнь старых помещиков, действующих лиц немного. А вот к главным героям этого произведения можно отнести: Но и большая часть остальной России противопоставлена этим старикам, которые бесхитростны и равнодушны. «Низкие малороссияне» ябедничают, жадничают, сдирают последнюю копейку со своих же земляков. По мнению автора, так и наживают они себе капитал. Поэтому на фоне этих людей, стремящихся к наживе и власти, идиллия старых помещиков кажется иронической и смешной. Но чем дальше продолжает развиваться эта история, тем интереснее становится психологические характеристики Гоголя. Например, в главном герое в самой начале повести он отмечает его улыбку, которая всегда была на его лице. Но ближе через время, вспоминая все о той же улыбке, он говорит так об Афанасии Ивановиче: Так добрый помещик пытался воздействовать на своих собеседников, гостей, показывая, что все скоро образумиться и будет хорошо и замечательно. Но сами герои не развиваются, и их существование сосредоточилось вокруг растений. Они переживают лишь только о хорошем урожае, больше их ничего не интересует. И каждый день у них похож на вчерашний. Поэтому с таким радушием они принимают гостей, которые приносят разнообразие в их жизнь. И тогда они могут продемонстрировать все изделия, которые есть на кухне. Нарисованная автором идиллия этих двух людей неяркая и неживая, ведь в ней нет никаких волнений души, и она не содержит никаких эмоций. Прототипы главных героевИсследователи гоголевского творчества считают местом действия событий из повести «Старосветские помещики» Васильевку, где находилось имение рода писателя. В этом месте будущий мистический писатель провел все свое детство и юность. Но и потом Николай Гоголь не забывал это место и часто приезжал в дом отца, чтобы навестить своих близких людей: сестер и родителей. Но не только место действия сюжета известно литераторам. Главные герои имеют прототипов. Гоголю была известна история помещиков Гоголь-Яновских, которые были для писателя дедушкой и бабушкой. Бабушка в девичестве носила фамилию Лизогуб.
Литературоведы, изучающие жизнь предков писателя, считают, что жизнь их не была столь спокойной и умиротворенной, как у героев повести. И хотя между супругами были теплые отношения, как и у героев гоголевского произведения, дожить до старости вместе им не привелось. Анализ повестиКритики и писатели того времени по-разному оценили новую повесть Николая Гоголя. Пушкин смеялся над ее сюжетом от души, считая ее шутливой и трогательной. И чтобы не создалось впечатления земного рая в поместье главных героев, сам повествователь стремится показать, что эта жизнь подобна сновидению. Есть в повести и параллель с мифологией. Так, с Филемоном и Бавкидой сравниваются главные герои, которых боги наградили за их любовь. Но у Гоголя идиллия разрушается самим временем.
Но можно прочитать это гоголевское произведение и по-другому, где это поместье превращается уже в некую святыню. А сад – это уже рай, в который нельзя впустить никого чужого. Но эта святость очень тонка и уязвима, так как главная героиня была большой хозяйкой, которая собирала все, даже не зная еще, как она это употребит. И тут вспоминается Плюшкин и его черты. Но Пульхерия Ивановна еще не дошла до этой стадии. Скрипучие двери, мухи и варенье, которое варится в саду в больших количествах – это не приметы святости. Автор показывает в своей повести, как поэтапно происходит распад патриархального быта помещиков.
|