Кто такие сваны в грузии
Кто такие сваны?
Выборочные главы из книги Александра Кузнецова «Внизу Сванетия» изд. ЦК ВЛКСМ Молодая Гвардия, 1971
«Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдет, а сванет лезет прямо в пасть смерти. Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган».
Тем не менее сванский язык совершенно непохож на современный грузинский. Сванский язык никогда не имел своей письменности, письменность была принята грузинская. На грузинском языке ведется преподаванием школах, на нем же печатаются в Сванетии все книги, журналы и газеты.
Библеотекарь в селе Адиши
Римляне были знакомы со Сванетией уже с I века нашей эры, когда сваны занимали гораздо большую территорию. Ученые Рима, историки и географы, считали сванов могучим и воинственным народом, с которым приходилось считаться даже римским полководцам. Уже тогда сваны обладали высокой культурой и были хорошо организованы, крепко спаяны своим родовым общественным строем. Не исключено, что какое-то италийское влияние проникло в Сванетию и принесло сюда совершенно чуждые другим районам Кавказа архитектурные формы. Зубцы сванских башен чем-то напоминают о Московском Кремле. Известно, кремлевские стены строили в XV веке итальянцы. На Кавказе и в других местах есть сторожевые башни, в Осетии, например, но нигде ничего подобного архитектурным формам сванских башен вы не найдете. Разве что в средневековой Италии.
Картвелы появились в Грузии за 1000 лет до нашей эры, когда же они поселились в Сванетии, доподлинно пока неизвестно. Однако в Местийском музее можно видеть найденные в Сванетии предметы, принадлежащие людям не только бронзового, но и каменного века.
С глубокой внутренней культурой, тактом и выдержанностью в характере свана уживаются безумная смелость и отвага.
Первым русским человеком, написавшим о Сванетии, был царский полковник Бартоломей. Уж на что спесивый аристократ, а все-таки сумел рассмотреть и понять сванов:
«Знакомясь все более и более с Вольными сванетами, я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность. »
Каждый видит, понимает и любит в первую очередь то, что знает. Поэтому я расскажу о сванском характере на примере альпинизма. Да говоря о современных сванах, просто и нельзя не остановиться на этом.
Никто и никогда не скажет вам совершенно определенно, для чего люди стремятся к вершинам. С уверенностью можно сказать только одно: никаких материальных выгод это занятие не дает. Тут приобретаются лишь духовные ценности. Поэтому альпинизм так по душе сванам. Это как раз в их характере.
Шалико Маргиани работает на стене
На эту черту сванов обратил внимание уже в прошлом веке учитель Кутаисского городского училища В. Я. Тепцов, не всегда лестно отзывавшийся о сванах. В своей книге «Сванетия», изданной в Тифлисе в 1888 году, он писал:
«Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдет, а сванет лезет прямо в пасть смерти. Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган».
Старшее поколение, зачинатели советского альпинизма, о которых речь еще впереди:
2. Габриэль Хергиани.
3. Виссарион Хергиани, мастер спорта.
4. Бекну Хергиани, заслуженный мастер спорта.
5. Максим Гварлиани, заслуженный мастер спорта.
6. Чичико Чартолани, заслуженный мастер спорта.
7. Годжи Зуребиани, заслуженный мастер спорта.
8. Алмацгил Квициани.
Молодое поколение сванских альпинистов:
1. Иосиф Кахиани, заслуженный мастер спорта.
2. Михаил Хергиани, заслуженный мастер спорта.
3. Гриша Гулбани, мастер спорта.
4. Илико Габлиани, мастер спорта.
5. Джокия Гугава, мастер спорта.
6. Созар Гугава, мастер спорта.
7. Шалико Маргиани, мастер спорта.
8. Михаил Хергиани (младший) мастер спорта.
9. Джумбер Кахиани, мастер спорта.
10. Гиви Цередиани, мастер спорта.
11. Борис Гварлиани, мастер спорта.
12. Валико Гвармиани, мастер спорта.
13. Отар (Константин) Дадешкелиани, мастер спорта.
Фото Заура Чартолани
Так оно и было когда-то. Сваны редко подходили к Ушбе, с ее неприступными стенами было связано много суеверий и легенд.
В то время почти все попытки подняться на Ушбу кончались неудачно. С 1888 по 1936 год на северной вершине Ушбы побывало лишь пять, а на южной только десять иностранных спортсменов, а штурмовали эту вершину более 60 человек. На ее склонах за эти полсотни лет разыгралось и немало трагедий.
В 1906 году в Сванетию приезжают два англичанина и заявляют о своем желании подняться на вершину Ушбы. Они ищут проводника, но ни один сван не соглашается переступить границу владений Дали. Однако находится новый Беткиль, отважный охотник Муратби Киболани. Он смело ведет англичан по отвесным скалам и достигает обеих вершин страшной Ушбы. Хоть на этот раз и обошлось без встречи с богиней Дали, один из англичан при спуске погиб.
Сваны не могли поверить, что люди побывали на вершине Ушбы. Тогда Киболани, захватив с собой дров, поднялся на вершину один и разжег там костер. Началось суровое состязание сванов с неприступной вершиной.
В 30-е годы восхождения на вершины гор принимают уже спортивный характер. Начинает развиваться в Сванетии и горнолыжный спорт.
Мир тесен. 1 мая в кафе «Ай» мне рассказывал об этом походе его участник Алексей Александрович Малеинов, заслуженный мастер спорта, главный инженер строительства Эльбрусского спортивного комплекса. Возглавлял же этот первый переход через Кавказский хребет на лыжах тот самый доктор А. А. Жемчужников, который только что лечил Мишу после столкновения с неуправляемым туристом.
из музея М. Хергиани, фото Р. Кочетков
После этого сванов отправили на курсы в Нальчик, а потом в школу альпинизма, которая располагалась в нынешнем альплагере «Джантуган» в Кабардино-Балкарии.
И вот в 1937 году, в тот самый год, когда в Верхней Сванетии увидели первое колесо, спортивная группа, состоявшая целиком из сванов, поднимается на Южную Ушбу. Участники этого восхождения почти все принадлежали к роду Хергиани, это были Виссарион Хергиани и Максим Гварлиани, их родственники Габриэль и Бекну Хергиани и Чичико Чартолани. Не обошлось без приключений, Габриэль и Виссарион улетели в трещину: порвалась непрочная веревка; сваны поднимались напрямую, далеко не по самому легкому пути и попали на очень сложный участок скал. Но все кончилось благополучно. Это было первое советское стенное восхождение, первое восхождение, принесшее сванам славу настоящих альпинистов. Альпинизм стал в Сванетии национальным спортом.
Сваны — бесстрашные воины Кавказа
Сваны являются народом сванской группы, относящейся к картвельской языковой семье. Самоназвание народа — лушну, мушван. Ранее сваны выделялись как отдельная народность, но после переписи 1926 года их стали включать в состав грузин. Все сванские фамилии имеют окончание «-ани».
Где живут
Проживают сваны на северо-западе Грузии в краях Самегрело, Земо-Сванети, Рача-Лечхуми, Нижней Сванетии, Местийском и Лентехском муниципалитетах. Все они объединены в историческую область под названием Сванетия. Небольшое количество представителей народа живет на территории Абхазии в Кодорском ущелье, входящее в Гульрипшский район.
Сванетия — самый высокогорный исторический район в Грузии. Располагается она по обе стороны Сванетского хребта на севере Грузии, а также на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта. Сванетия делится на две части:
В Сванетии нет городов, административная столица области — поселок городского типа Местия, где даже есть аэропорт.
Численность
По разным оценкам, численность сванов, проживающих в Сванетии, составляет от 14 000 до 30 000 человек. По некоторым оценкам, их гораздо больше, от 62 000 до 80 000 человек. В России, в соответствии с проведенной в 2010 году переписью населения, живут 45 сванов.
Говорят сваны на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском существует ряд говоров, четыре диалекта, поделенных на 2 группы:
Этот язык бесписьменный, для письма носители сванского используют письменность грузинского языка и латиницу. В 1864 году в свет вышла сванская азбука на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.
В сванском много заимствований из мегрельского, грузинского языков. Все носители сванского двуязычные и хорошо владеют грузинским.
Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо. В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу — мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель. Почти ежедневно сваны едят мацони — кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.
Чрезвычайно популярна сванская соль — столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.
Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.
Религия
Издавна у сванов присутствовало язычество. 160 дней в году было посвящено поклонению богу солнца. В 9 веке в Сванетию пришло православие, что способствовало конфликту, в результате жители продолжили верить в бога солнца. После второй попытки церкви удалось войти в Сванетию и даже повлиять на население. Но священники до 19 века появлялись здесь редко. Сегодня сваны — православные христиане. В области построено невероятное количество церквей, в них находятся уникальные иконы. В одном только селении построено до 60 маленьких церквей.
Внешность
Сваны всегда отличались своим характером, славились храбростью, статностью. Это гордые люди, сдержанные и терпеливые. Никогда не обижают никого без причины, не ругаются бранными словами. В сванском языке их даже не существует. Самое сильное ругательство у них — это слово «дурак». Сванов издавна считают самыми лучшими воинами Кавказа.
Они высокие, хорошо сложенные и красивые, похожи внешне на грузин. Сегодня сваны носят обычную одежду и обувь. Раньше одежда мужчин состояла из двух или трех узких бешметов, надетых один на другой, при этом оставляли открытыми предплечья, грудь, колени. Рубахи не носили. Вместо штанов надевали передник, от щиколотки до бедер обматывали ноги полосками сукна. Обуви у них не существовало, ступни оборачивали куском необработанной кожи, спереди ее складывали в острый нос. Традиционным головным убором сванов является круглая шапочка из войлока, ее мужчины носят и сегодня.
Девушки голову не покрывали, после замужества носили красный платок, закрывающий все лицо, открытыми оставались лишь уши. Из одежды носили узкие длинные платья, пошитые из полотна красного цвета. Спереди пришивали завязку. Зимой надевали плащ, сшитый из грубого сукна, летом — накидки из красного холста.
Жизнь
Семьи сванов состоят из 30 и более членов. У народа существуют родовые отношения. В один род входит до 30 домов и насчитывается до 200-300 родичей. Жилье родителей доставалось всегда сыновьям, если в семье нет мальчиков, то дом обречен на разруху. Дочери всегда уходят в жилище мужа. Сваны славятся своей воинственностью, но они никогда не нападали с целью захвата территории, а только защищали свои земли от врага.
Активно жители Сванетии раньше использовали рабский труд. Захватывали в плен жителей соседних государств и республик, работавшие у них на полях, разводили скот, кололи дрова, занимались прочими бытовыми работами.
В Сванетии существовала демократическая своеобразная форма правления. Главу общины (теми) называли Махвиши, его избирали на общем собрании, в котором имели право участвовать только здравомыслящие люди обоих полов, которым уже исполнилось 20 лет. Избранный отличался от остальных такими качествами, как мудрость, душевная чистота, степенность, справедливость. Он должен был быть православным христианином. В мирные времена Махвиши являлся судьей, а во время войны возглавлял рать и назначался главнокомандующим.
Жилище
Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При в ходе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.
Традиции
Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.
Сегодня на территории Сванетии есть много таких старинных каменных башен. Эти строения занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все башни древние, и новые уже никто не строит. Возводили их в основном для защиты от нападений и снежных лавин, спускавшихся с гор, в башнях хранили продовольствие и использовали как сторожевую вышку. Забирались в башни по веревочным лестницам, которые сворачивались, и в строения было почти невозможно попасть. Позже сваны считали, у какой семьи башен больше, та считается более крепкой и успешной.
Влиял на успех также пол рожденного ребенка, ведь мужчина в семье — это защитник и добытчик. Если рождался мальчик, вся семья считалась счастливой. Рождение девочки не приносило такой радости. После свадьбы молодых, по обычаю, землей и приданым обеспечивают родители невесты. Это еще одна причина, по которой рождения мальчика было радостью для семьи.
Праздник Лампроба отмечают за 10 недель до Пасхи, в феврале. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.
Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:
Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.
Конфликт в Дманиси: почему подрались сваны и азербайджанцы
Этнический конфликт между местными жителями, произошедший на юге Грузии в городе Дманиси, начался на бытовой почве и закончился примирением сторон после двух массовых драк и визита высокопоставленных грузинских силовиков. Как это происходило, кто такие сваны и насколько давние и глубокие противоречия разделяют их с грузинскими азербайджанцами, рассказывается в справке «Кавказского узла».
Нападение на магазин
По словам Исмаиловой, с торговыми точками, принадлежащими азербайджанцам, и ранее были связаны подобные инциденты, но силовики не обращали внимания на жалобы. Продавщица магазина также утверждает, что нападавших было больше — от 40 до 50 человек.
Вторая драка
Ночью полиция арестовала шестерых сванов, однако это лишь усугубило ситуацию и привело к еще более масштабным столкновениям: утром 17 мая к зданию полиции из близлежащих сванских поселений стали подтягиваться сотни жителей. Они потребовали срочного освобождения земляков. В то же время некоторые местные жители утром вышли на улицы и потребовали наказать тех, кто разгромил магазин, принадлежащий азербайджанской семье.
Мирная поначалу акция у административного здания вскоре переросла в очередную массовую драку. Стороны закидывали друг друга камнями и периодически бились дубинками. Всего, по данным грузинского МВД, около двадцати человек получили серьезные увечья, по меньшей мере, получил ранение один из силовиков. В драке также пострадали журналисты двух грузинских телеканалов.
Примирение сторон
Утром 18 мая жители Дманиси заявили, что они примирились между собой и договорились не допустить продолжения беспорядков. Причины конфликта в Дманиси устранены, и вероятности его продолжения нет, утверждают они. Информацию о том, что конфликт между жителями Дманиси исчерпан, также подтвердил муфтий Восточной Грузии Этибар Эминов. Несмотря на заявление о разрешении конфликта, в городе продолжают дежурить усиленные наряды полиции.
Миграция сванов
Дманисский муниципалитет
Гардабани 2017
Лето 1989
Экспертные оценки
Грузинский политолог Гела Васадзе назвал одной из причин последних столкновений именно переселение горцев «в незнакомую для них среду, где они всегда чувствовали себя во враждебном окружении», а также «безнаказанность криминала, пользующегося ослаблением грузинской государственности».
По словам доктора военно-политических наук Вахтанга Маисаи, в Дманиси совместно проживают этнические азербайджанцы и сваны — экономические мигранты, переселенные из Сванетии. «До этого времени в Дманиси были противоречия между этническими азербайджанцами и сванами в связи с разностью культур, ценностей. Но конфликтов такого масштаба, чтобы полиции было сложно разнимать дерущихся, раньше не было», — сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
«Конфликты и драки между владельцами частных магазинов и покупателями возникают, если в сложившейся сложной социально-экономической ситуации им отказываются давать продукты в долг», — добавил аналитик.
«Ни при одном из социальных конфликтов, имевших место между религиозными и этническими группами, государство не проводило политику по сглаживанию его последствий и восстановлению доверия (между группами). что позволило бы устранить системные причины отчуждения и конфронтации», — написала на своей странице в Фейсбук сотрудница НПО «Мониторинг прав человека» Тамта Микеладзе.
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Сванетия из истории Грузии
На протяжении многих столетии, как говорится: «чужие здесь не ходили», то есть никто иной родовитый из местных или чужой знати, не мог княжествовать на данной территории.
Древний народ, древняя цивилизация. История этой маленькой горной страны на Южных склонах главного Кавказского хребта уходит корнями во времена глубокой древности. В то время, когда на склонах Северного Кавказа бродили лишь дикие хищные животные, а плоскогорье Северных степей заселялись воинствующими племенами Гуннов, на место, где находится современная Сванетия, процветало сильное и развитое независимо государство, со своей религией и искусством, под названием Вольная Сванетия.
Иные учёные рассматривают их как субэтнос – сообщество людей, принадлежащих большому народу, то есть этносу, но отличающиеся некоторыми особенностями своей культуры, быта и языком(диалектом), которые являются более поздним, чем в момент зарождения общего этноса, и имея самоназвание, одновременно принадлежат как этносу, так и субэтносу. Некоторые античные авторы Сванов именуют Мисимианцами – представителями племён живших когда-то в горах, между реками Кодор и Ингури.
Сами Сваны и другие горские народы, успешно намывали золото, чем и соблазнили греков на «подвиг», которые, по Древнегреческой мифологии, снарядили своё «Арго» и предводимые Ясоном, поплыли в Колхиду за золотым руном. Аргонавты разнесли первую весть о Золотом Руне, и с тех пор богатства Колхиды стали во главе многих древних эпосов. Золотом, из побережья Кавказа, торговали и генуэзцы (в XIII;XV веках) по Европе, а так же по провинциям Османской империи и генуэзских колониях Северного Причерноморья, со столицей Кафа – столицей генуэзского Крыма(современная Феодосия).Об изобилии золото на Кавказе и в Закавказии свидетельствует исторические записи о том, что Крымские ханы брали дань золотом с кавказских горцев, а разработку золотых приисков грузинские цари сдавали на откуп.
По словам историков и старейшин гор, миф схож с действительностью, так как связан с тогдашней технологией намыва золота в горных речках. Для намыва золото, горцы использовали руно – снятый шерстяной покров овца или барана. Ее стелили на дне русло горных речек, в шерстяном покрове которой оседало более тяжёлое золото, и руно на самом деле блестело на солнце, было по истине золотым.
Только одна река Ингури, имея исток в Кавказских горах – в Сванетии, протекая по горам с крутыми склонами и по плоскогорью Мингрелии (народности Колхидской группы, известный в Западной Грузии как Эгриси, а Греки и Римляне именовали как Колхиду или Лазика), принимала в себя более двух десятков горных речек и других мелких притоков.
Среди прославленных авторов научных трудов, являются такие знаменитые учёные-энциклопедисты, натуралисты, инженера, путешественники, специалисты природоведческих дисциплин, члены Академии наук Россий и Европейских стран, специально приглашённых для изучения Кавказа, как: Иоганн-Густав Гербер, Иоганн-Антон Гюльденштенд, Пётр-Симон Паллас, Ян Потоцкий, Юлиус Клапрот, Г. Новицкий, И.Норденстам, кавказовед М.О.Косвен.
Павел Сергеевич Потёмкин, русский военно-политический деятель XVIII века, организатор колонизации земель Кавказа и русского наместничества на Кавказе и первый наместник Кавказа(1785 г.), кроме проведения ряд государственных мероприятии, занимался еще и изучением Кабардинского и других народов Кавказского региона. Он долгое время жил на Кавказе и описывал то, что изучал непосредственно: нравы народов, их обряды, кухню, религию, одежду, местную форму правления, а также древнюю обычаю аталычества*, распространённое среди горских народов Кавказа, в том числе и у Сванов, которое он описал еще задолго путешественника Тэбу Де Мариньи-французским историком и этнографом(1818 год) и знатока Кавказа М.Косвена.
Хочу привести контексты из книги И.Бларамберга и других авторов современности и античного мира, касающиеся быту и истории Сванов, так называемый своеобразный сборник мнений людей разных профессии – от учёных до путешественников, высказанные ими в разные исторические эпохи:
«Сваны теперь, как и прежде, занимают высокогорье Кавказа, поблизости от Эльбруса, к юго-западу от него. Они Иберы по происхождению и говорят на грузинском языке» … «Некогда в Колхиде царствовал Субоп, который, первым покорив сванов, добыл там много золото и серебра, так же как в царстве, знаменитом золотым руном. Говорят, что балки, колонны и рельефы в его дворце были сделаны из золота и серебра. Его победил Сесострис — царь Египта…(Плиний)» … «Кажется, что экспедиция Сесостриса имела ту же цель, что и путешествие Фрикса, и поход Ясона, и что владельцами золотого руна были вовсе не колхи-египтяне, а свано-колхи, или сваны- соаны. …( Плиний)»… «Сваны — соседи фетейрофагов и не менее их нечистоплотны, однако превосходят их могуществом, а также мужеством». (Страбон).
«Сваны уверяют, что у них в реках течет золото, и они его собирают в корытца с дырочками (что-то типа сита) и складывают в овечьи шкуры. Именно из-за этого и родилась легенда о золотом руне или, может быть, речь идёт о западных иберах, носящих то же название, что и эти, чьи земли тоже очень богаты металлами. У сванов стрелы смочены ядом, который проникает в раны и вызывает непереносимое зловоние»…
Климат, хозяйственные занятия и промыслы
Облик и характер сванов
«Крутые и скалистые горы Сванетии не позволяют использовать лошадей, и сваны способны без особой усталости пройти 60—70 вёрст в день, и это по тропинке, все время идущей вдоль глубоких ущелий, где быстрые потоки постоянно преграждают путь, угрожая унести путника своим стремительным течением в Ингури».
«Как и другие народы гор, сваны не запасают сено на зиму; в это время года они оставляют свои отары овец пастись у южного подножия Эльбруса, где животные сами находят себе корм вместе со стадами карачаевских овец и коз».
Особые черты характера – обычаи и верования
Каждый такой торжественный случай предопределяет размер затрат: определенное количество хлебов, мяса, сыров, водки, сладостей и т. д. Идет на заклание рабочая скотина, выпекается подчас последняя горсть муки, выкуривается все наличие ячменя и кукурузы, выкладываются годовые запасы молочных продуктов. И не редкость, когда за неимением потребного количества припасов, сван влезает по уши в долги и даже распродает свое убогое имущество, чтобы только достойно отметить то или иное событие».
«Свана не страшит предстоящее после этого полуголодное существование или даже явное разорение хозяйства. Лишь сильнее подтянет он кушак, на котором красуется его гордость— тяжелый кинжал, и всем и почитаемый, верный адатам, будет ждать он нового урожая, посещая пиры соседа и участвуя в свою очередь в его разорении. Опрокинуть мировоззрение отсталого свана и искоренить этот разоряющий режим мерами воздействия извне- совершенно немыслимо. Слишком глубоко вросли корни, слишком много веков воспитывал он в себе эти предрассудки».
«Можно ли, например, одними административными мерами, покончить с поминальными обычаями, разорительными для хозяйства свана? Пожалуй трудно, — сван усмотрит в этом надругательство над памятью усопшего, признает себя недостойным, заслуживающим презрения сыном, а вся семья его вместе с ним, будет обречена на гибель в ужасных муках, ибо души умерших, по сванскому поверью, обладают способностью не только скорбеть за не почитание, но и мстить, жестоко мстить недостойному потомству».
«Крестины, свадьбы, похороны и другие рядовые случаи в жизни свана, отмечаемые сборами друзей, родственников и соседей, — разве не равносильно это признанию материального и духовного обнищания поражённого в правах члена общества? Наконец, чем же доказать искренность примирения, как не многолюдным пиршеством, где родня и друзья враждующих сторон многоречивыми тостами обнародуют и скрепят торжественный акт.
А сможете ли вы убедить потом суеверного свана в том, что возможный неурожай в год пропущенного жертвоприношения какому-либо богу весны или плодородия, не является местью обойдённого, обиженного святого?»
«Трудно, очень трудно вытравить вековые наросты предрассудков из народа, жизнь которого всецело во власти капризов стихии. А, в результате, жалкое достояние недоедающего свана, добытое в исключительно тяжёлых условиях борьбы с природой, расплывается на удовлетворение религиозных треб, языческих обычаев и ряда других церемоний, как общественного, так и семейного порядка».
«Чтобы спасти свана от окончательного разорения, несколько лет тому назад пришлось установить особую шкалу, определяющую для каждого отдельного случая точное количество жертвоприношений и прочих расходов. Скреплённая согласием обществ, шкала эта в значительной степени снижает расходы свана по организации всяческих религиозных и домашних празднеств; самый же факт ее введения наглядно подтверждает силу укоренившихся обычаев и невозможность пресечь их безболезненно одним росчерком пера. Вместе с тем, введение шкалы является показателем значительности существовавшего самообложения в бюджете беднейшего народа Кавказа и, поэтому, нет ничего удивительного в том, что в интересах сохранения скудного достатка свана, власть вынуждена была прибегнуть к опеке над расточительностью одурманенного суевериями племени».
«Помимо указанных пережитков, сваны знали и другой вековой пережиток — кровную месть, которая хотя и властвовала во всех углах Кавказа, но нигде не собирала такой обильной дани, как в Сванетии. По количеству уносимых жизней, кровная месть являлась еще недавно страшнейшим бичом Сванетии, сравнимым лишь с самой жестокой эпидемией».
«С давних пор в Сванетии существовал обычай, по которому семье виновного в ранении или убийстве предоставлялась возможность откупиться предусмотренной ценой от мести пострадавших. Всякое преступление налагало на виновника определенную плату за совершенный проступок. Плата эта зависала как от характера преступления, так к от места совершения проступка. Но так как вся Сванетия, в прошлом, делилась на совершенно самостоятельные общины: Ушкульскую, Ипарскую, Кальскую, Местийскую, Мулахскую и пр., которые в смысле внутреннего распорядка управления были независимы, то и размер платы за кровь или оскорбление каждая община определяла сообразно своим экономическим условиям».
«При всем своём гостеприимстве, он не старается быть услужливым, вероятно, усматривая в таком поступке унижение собственного достоинства».
«Он не улыбнется без причины, не подарит вас улыбкой, чтобы показаться приятным.
Он абсолютно не льстив, и никогда не согласится ценой угодливости извлечь для себя пользу или снискать расположение. Непосредственно его любопытство, чрезмерна любознательность, отсутствует суетливость в движениях. Сван не спешит, но и не опаздывает.
Он не предстанет перед вами с обнаженной головой.
Он равный среди равных в своем сванском спокойствии».
«Чуждые феодальных дрязг, сваны и в прошлом не знали сословностей, не страдали классовым различием, не имели привилегированных прослоек. И даже тогда, когда они порешили прикончить коварного Путу Дадешкелиани, то в убийстве приняли участие все жители Ушкульского теми, ибо никому не полагалось давать предпочтения. Каждый сван отрезал от своей пули кусочек свинца, и из этих кусочков была отлита пуля, которой и был убит Дадешкелиани. Курок был спущен веревкой, протянутой от ружья между всеми сванами; по условному удару в колокол — веревку потянули все разом».
«В вечной борьбе со стихией и с соседними горскими народами, в условиях непрекращающейся кровавой мести — сван закалил себя физически и духовно.
Он вынослив по-звериному, ибо малейшая слабость может стоить ему жизни. Он жесток, и подчас чрезмерно жесток, ибо, по его мнению, недобитый враг еще опасней в своей мести.Он скрытен, потому, что излишнюю болтовню не замедлит использовать враг».
«Суеверные, с пережитками язычества, женщины обвешивают себя амулетами и талисманами по женихам, находящимся в отлучке или умершим; бездетные возлагают исключительную надежду на амулеты со святых мест. У мужчин — кинжалы, шашки, револьверы всех видов и времен, а иногда и современная модная слабость и гордость — бинокль, привешенный к поясу. Бинокли самые разнообразные: от шестикратного «Цейса» до дамского, театрального, включительно.
И только сванская войлочная шляпа — наследие рыцарских времен. В прямых линиях полей этой шляпы чувствуется твердость металла, а не мягкость шерстяной ткани».
«Сваны, как мужчины, так и женщины, не отличаются какими-либо особенностями черт лица. Но большинство районов Сванетии дают необычайно рослых и широкоплечих мужчин. К примеру, весь род князей Дадешкелиани давал необычайное до последнего времени потомство великанов, поражавших колоссальной величиной кистей рук и физической силой. Говорят, что много таких рослых, сильных мужчин можно встретить в районе селений Бечо и Эцери.
Быт сванов — глубоко патриархальный. Почитание старших сохранилось до наших времен, но и в этом нет тех излишних подчеркиваний, которые у других горских народов проявляются утрировкой внешних форм, часто граничащих с театральностью. У сванов, старший в роде — первый среди равных (primusinterpares)».
«Сванетия не знает нищенства. Лица, признанные обществом неспособными к труду — в силу старости, потери ли детей или ближайших родственников — поддерживаются натуральной раскладкой односельчан. Просьбу о поддержке нуждающиеся выражают молча, переплетая мизинцы. В жилищной обстановке сванов сохранились кресла весьма оригинальной формы, в виде трона, в сплошных изразцах. Кресла о четырех ножках для старейших в роду, на трех же — для почетных гостей. Мебель эта, несомненно, — наследие рыцарской эпохи. Оригинально происходит у сванов выпечка хлеба: каменный пласт, длиной, примерно, в метр, шириной в полметра, и не толще трех-четырех сантиметров, укрепленный на железных ножках, накаляется над костром; затем он переворачивается и на раскаленную сторону его кладутся лепешки из ячменного теста. Полувыпеченный хлеб подается в горячем виде. От него, среди сванов — желудочные заболевания, излечиваемые сами по себе благотворным влиянием минеральных источников. И по личным наблюдениям, и по рассказам местных жителей, можно убедиться, что сваны, при всех случаях, предпочитают пить минеральную воду, избегая совершенно речной, ледниковой. Пресная вода употребляется сванами в домашнем обиходе лишь для приготовления пищи».
«При наличии обильных пастбищ, сваны занимаются, преимущественно, скотоводством. Но нигде не увидеть такой жалкой, вымирающей овцы, как и Сванетии. В то же время козы и крупный рогатый скот сванов могут вполне конкурировать, по величине и дойности, с лучшими породами кавказского скота. О масле сваны не имеют никакого представления. Изготовляют они исключительно сыр. Масло им заменяет свиное и курдючное сало».
«Любовь к домашним животным у сванов исключительная: зимой, перебираясь в нижний этаж дома, сваны размешаются в общей комнате со скотом, отгораживаясь от него невысокой перегородкой с частыми арочными просветами; вдоль перегородки устанавливаются ясли и, таким образом, животные свободно заглядывают в людские отделения. Комната верхнего этажа набивается на зиму запасами сена для скота; там же хранятся до весны сельскохозяйственные орудия, весь ненужный зимою скарб и припасы продуктов».
«Хлеба в Ушкульском теми не всегда успевают дозревать вовремя, зачастую их жнут уже после первого снега. И гумна в этом теми единственные в своём роде на всем земном шаре. С наступлением морозов, водой заливается определённая площадь, примерно на полметра; по этому ледяному гумну забрасываются снопы, и затем начинается молотьба: с десяток быков, связанных попарно, в течение долгих часов, прогоняемых взад и вперед, разбивают широкими копытами примёрзшие колосья; к вечеру горный ветерок помогает свану закончить работу — отделить зерно от соломы».
Структура правления – община
Неудивительно, что такие женщины, подчас превосходя деловитостью и умом своих мужей, делались постоянными представителями семьи на всех сходах. Таким образом, в Сванетии, правом участия на общинных сходах пользовались оба пола.
Помимо всего прочего, «махвши» обязан был следить и за сохранением общественной нравственности. Так, он имел право строго карать девицу за прижитого ребёнка, лишить навсегда прелюбодейку права жертвоприношения, отобрать унеё или у ее родителей пахотное поле, лес или покос, передавая „штрафные» поборы в вечное владение селению, как одну из статей общественного дохода. В этих случаях каралась не только виновница, но и прижитый ею ребёнок, которому также как и матери, воспрещалось посещать церковь и храмовые празднества, а после смерти— „осуждённых» нельзя было хоронить в освящённой земле церковной ограды.
Созывался народ на собрания для решения вопросов о предполагаемых набегах на соседние области, для наложения дани на побеждённых и заключения с ними мира. Собрание же обязывало себя выплатой штрафа за кровь, пролитую кем-либо из членов общины в другой общине, а также выкупало своего односельчанина, попавшего в плен к недругам. Все эти расходы раскладывались подворно: получаемый же выкуп с врага, попавшего в плен, поступал в общинную казну.
Собрание пользовалось неограниченным правом карать провинившихся: оно могло изгнать целую семью из общины, сжечь ее жилище и даже казнить виновного смертью.
В преданиях сванов, между прочим, рассказывается о двух подобных казнях—в Ипарском и Ушкульском обществах.
В селение Богреши, тайно проник азнаур (дворянин) Гела Девдариани, замысливший покорить ипарцев и сделаться их владетелем.
Житель Ипарского общества—Гиво Гулбани приютил его у себя. Общество, узнав об этом, посадило Гулбани на кол, как „вери мукдени»—изменника родины. И поныне в сванской песне поется: „Да зальется смолой Гиво Гулбани за то, что привел Гелу в Богреши».
В Ушкульском общине двух братьев Ратиани, ограбивших местную церковь, выпотрошили пикой, вынесенной из той же церкви.
Каждая община из Вольной Сванетии держала неразрывную связь со всеми остальными в вопросах, объединяющих интересы всего населения. Так, например, когда какой-нибудь княжеский род грозил подчинить себе какую-либо общину, или предполагался набег на сильного соседа, и одной общине не по силам было справиться с ним,—общины объединялись в федеративный союз. В таких случаях созывалось объединенное собрание общин („хеоба») из „махвшей» всех обществ, с дополнительным добором старейшин. В некоторых случаях «махвшей» сопровождало по одному человеку от каждого двора.
Известный русский археолог и нумизмат полковник Бартоломей в 1859 году привел к присяге на подданство России два общества Вольной Сванетии, при „махвши» Аби Парджиани. После этого, царский пристав Амираджиби переименовывает выборных „махвшей» в назначаемых „мдиванбеги». В связи с этим, „махвши» теряют свое первоначальное значение и вскоре их институт был окончательно упразднен. С назначением пристава Мамацева, по всей Сванетии было введено сельское управление, во главе с назначаемыми старшинами.
Следует отметить, что старцы-сваны, пользующиеся вообще большим влиянием у сородичей, и в наши дни нередко выступают в качестве арбитров и примирителей, предотвращая завязку новых убийств на почве кровной мести. Религия и вытекающие из нее суеверия и предрассудки, кровная месть и другие пережитки обычаев глубокой старины еще недавно являлись основным препятствием для сванов к устроению культурной жизни.
БЛОГ
M-LCHKHVIMMSHAN
«gaz. «Вечерний Тбилиси», 1965, 16 декабря, gv. 2
В «Неделе» (№ 49) была опубликована статья Алек-
сандра Кикнадзе под заголовком «Баски. Откуда они?» В
ней автор рассказывает о своей поездке в Испанию и, в
частности, встрече с одним из баском. «Это было как во
сне: в чужом, далеком Мадриде, – пишет А. Кикнадзе, – я
слышал грузинские слова. И тогда я вдруг понял, что мой
собеседник очень напоминапет грузина. » Далее автор
повествует об интересной гипотезе – родство древних
басков и древних грузин.
Статья эта не прошла бесследно – ее прочли многие в
Грузии. Естественно, родились и разные мнения. Учиты-
вая, что тема эта представляет определенный интерес,
редакция «Вечернего Тбилиси» обратилась с просьбой к
академику Академии наук Грузинской ССР Арнольду
Степановичу Чикобава высказать свое мнение по затро-
нутомувопосу.
Ниже приводится мнение А. С. Чикобава.
Туристские впечатления, возможно, и не лишены интереса, но научные
проблемы на основе таких случайных впечатлений, как известно, не решают-
ся. Нередко они дискредитируют саму проблему.
Баски – малочисленный народ: в Испании их насчитывается около 700
тысяч, во Франции (по данным 1959 г.) – 150 тысяч. Баски двуязычны: в Ис-
пании второй язык у них испанский, во Франции – французский. Такое поло-
жение не ново; оно не способствует сохранению баскского языка. За послед-
ние сто лет басков эмигрировало в Центральную и Южную Америку, где им
труднее было противостоять ассимиляции. И все-таки в Аргентине, Бразилии,
Мексике и теперь насчитывается более 90 тысяч басков.
Баски, судя по топонимике (т. е. следам их пребывания, запечатленным
в географических названиях), в далеком прошлом, как предполагают истори-
ки, занимали Испанию, Францию и Северную Италию. Баски – теперь мало-
численный народ, но проблема басков, их происхождение – проблема боль-
шой научной важности: с ней тесно связана доиндоевропейского населения
западного Средиземноморья, и далее восточного Средиземноморья и древней
Передней Азии, т. е. всех тех стран, где теперь население говорит на индоев-
ропейских, семитических или тюркских языках. А раньше были распростра-
нены языки Ю которые не являлись ни индоевропейскими, ни семитически-
ми, ни тюркско-алтайскими.
Язык справедливо считается древнейшим и правдивым свидетелем ис-
тории. Баскский язык находится в окружении индоевропейских языков (ла-
тинского и впоследствии испанского, каталонского, французского) на протя-
жении по крайней мере двух тысяч лет, усвоил немалое количество индоев-
ропейских слов. Но структура языка и, прежде всего, морфологический строй
баскского языка, расходится со структурой индоевропейских языков в такой
степени, что ни одному специалисту в голову не приходило сводить баскский
язык к индоевропейским или семитическим.
Структура баскского языка очень своеобразна. Так, например, в скло-
нении имен существительных наличен специальный падеж, т. н. активный или
эргативный; им обозначается подлежащее (субъект) переходных глаголов.
Этого падежа нет в древних индоевропейских, ни в семитических, ни в
тюркских языках. Но этот падеж характерен для грузинского и всех иберий-
ско-кавказских языков. Винительного падежа в баскском языке нет; чудж он
и склонению иберийско-кавказских языков.
Спряжение баскского глагола двухличное, субъектное: глагол одинако-
во обозначает и субъект (подлежащее) и объект (дополнение). Такое спряже-
ние чуждо индоевропейским языкам, но оно характерно для грузинского, ады-
гейского и абхазского; в различных вариациях представлено в нахских (че-
ченских) и дагестанских языках. При этом объект переходного глагола и
субъект непереходного стоят в одном и том же падеже; черта, в равной мере
присущая и баскскому, и иберийско-кавказским языкам.
Итак, образно говоря, Кантабрийские горы Пиренейского полуострова
перекликаются по грамматической структуре, по способу языкового мышле-
ния с Кавказскими горами, около которых сохранились языки архаического
строя; языки иберийско-кавказские.
Структурную близость баскского с иберийско-кавказскими языками
подметил еще в прошлом веке Фр. Мюллер (1864, 1885 гг.). Крупнейшего
специалиста романских языков Гуго Шухардта именно особенности спряже-
ния и склонения баскского языка привели, как он сам пишет, к изучению кав-
казских языков. Г. Шухардту принадлежит известное исследование «О пас-
сивном характере переходного глагола в кавказских языках» (1895 г. на не-
мецком языке); работа посвящена анализу вышеозначенных структурных осо-
бенностей кавказских языков.
О баскском языке и его связях с яфетическими – с привлечением лек-
сического материала – писал увлекательно академик Н. Марр, побывавший у
французских басков и сделавший ряд интересных наблюдений этнографиче-
ского характера. К сожалению, грамматический строй Н. Марром не был при-
влечен к анализу, а лексика дает максимум расхождений.
Баскско-кавказскими лингвистическими связями занимаются в наше
время французский ученый Жорж Дюмезиль, немецкий кавказовед Карл Бо-
уда и особенно интенсивно – профессор Бордоского университета Рене Ла-
фон, крупный специалист баскского и прекрасный знаток грузинского языка.
В чем же трудность, которая мешает решению вопроса?
Сравнивать две дроби, как известно, невозможно, не приводя их к об-
щему знаменателю. Такой общий знаменатель нужен и при сравнении языков
– общий исторический; только при наличии этого условия структурно-
типологическая характеристика получает значение весомого аргумента в
решении вопроса о родстве языков, вопроса по существу историко-
генетического порядка.
Такая работа по приведению к общему историческому знаменателю ве-
дется теперь над иберийско-кавказскими языками, где при изумительном раз-
нообразии прослеживаются, – как писал известный русский кавказовед
Петр Услар, – глубоко родственные черты.
Это «изумительное разнообразие» следует объяснить, докапываясь до
глубинных слоев истории, где «родственные черты» проступают более «ощу-
тимо, весомо, зримо».
Среди иберийско-кавказских языков грузинский язык является древне-
письменным (памятник с V века). Баскский язык документирован текстами
лишь с XVI века. Большинство иберийско-кавказских языков известны и по
отрывочным данным лишь с XVIII века. В этих условиях воссоздать историю
баскского языка можно лишь при помощи всетороннего анализа богатых
диалектных данных (ведь в баскском языке насчитывается более пяти диалек-
тов). Такая работа ведется прежде всего со стороны баскских языковедов.
Интенсивно изучаются и иберийско-кавказские языки в Тбилиси, где
предметом анализа являются почти все эти языки (двадцать девять из тридца-
тим двух), в автономных республиках Северного Кавказа, в Москве и ряде за-
рубежных стран (в Норвегии, Голландии, Франции, США и т. д.).
Сделано многое. Предстоит еще больше сделать, чтобы добыть надеж-
ный материал, способный выдержать громадную нагрузку, которую несет
проблема. Из необоженного кирпича высотного здания не построешь. А мзда-
ние, именуемое «иберийско-кавказским языкознанием», призвано ответить, не
только на вопрос об историческом смысле баскско-кавказских лингвистиче-
ских схождений, но и на вопрос об историко-генетических взаимоотношениях
иберийско-кавказских языков с неиндоевропейскими, не семитическими язы-
ками древней Передней Азии (с урартским, протохеттским, эламским. ).
Их было много, этих древних, ныне мертвых языков Передней Азии и
Средиземноморья. Среди них были и индоеврропейские (большинство этих
языков сами индоевропеисты не считают индоевропейскими). Живые свиде-
тели древней истории остались на Пиренейском полуострове и Кавказском
перешейке. Их показания важны не только для истории соответствующих на-
родов, но и для истории одного из древних очагов цивилизации. Важности
научной задачи соответствует мера ответственности, которую несут специа-
листы, занятые анализом показаний этих языков.
Вот почему, говоря о научной актуальности вопроса, касающейся баск-
ского языка, нам приходилось и приходится подчеркивать необходимость
серьезного подхода к его решению. Кавалерийским рейдом задачи не решить!
Предстоит длительная упорная работа, которая после должной подготовки
приведет к успеху, к прочному успеху в решении большой научной пробле-
мы».
Тем не менее сванский язык совершенно непохож на современный грузинский. Сванский язык никогда не имел своей письменности, письменность была принята грузинская. На грузинском языке ведётся преподаванием школах, на нем же печатаются в Сванетии все книги, журналы и газеты.
«Язык сванов не имеет ни малейшего сходства ни с одним из наречий горцев Северного Кавказа; произношение в нем очень сложное, но, во всяком случае, язык сванов имеет что-то общее с грузинским языком. Сваны, торгующие в Мингрелии и Имеретии, говорят по-грузински, чтобы быть понятыми, но очень немногие из них хорошо на нем говорят, поскольку в основном сваны поддерживают мало отношений с подчинёнными России областями». …
«Хотя сваны считают себя христианами и у них есть церкви (времен грузинской царицы Тамары), они не имеют ни малейшего представления о догматах религии. Во время раздела Грузинского царства в середине XV века сваны окончательно отделились от Грузии, и, будучи окружены с трех сторон языческими народами, впоследствии принявшими ислам, они избежали влияния фанатизма и собственно сейчас практически не имеют никакой религии».
«Сван может жениться столько раз, сколько раз захочет, но не имеет права одновременно иметь несколько жен. Он должен отослать предыдущую жену, если берет новую. Сваны не знают ни крещения, ни причастия, они не соблюдают никаких таинств религии. Тем не менее среди них есть священники, выбираемые с общего согласия, они читают кое-какие молитвы в дни праздников, но паства ведут себя своеобразно, даже не крестится».
«Кровная месть для сванов давно стала традицией — фильм «Сван» (2007), основанный на реальных событиях, происходящих в наше время, наглядно это демонстрирует. На протяжении полутора часов люди разных возрастов с неистовой страстью убивают друг друга. Грузины любят рассказывать, что когда решался вопрос, не отправить ли этот фильм на один из европейских кинофестивалей, главный аргумент против был такой, что если сейчас для Грузии главное — это вступить в Евросоюз, то после этого фильма о членстве в объединённой Европе придётся забыть».
Полковник Иван Алексеевич Бартоломей в «Записках» Кавказского отдела географического общества в 1855 году описывает свою поездку в Сванетию:
«Знакомясь все более и более с Вольными сванетами (Вольная Сванетия — одна из частей Сванетии — прим. ред.), я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, весёлость, признательность…»
«На самом деле слухи о жестокости и дикости сванов ходят до сих пор. Грузины любят рассказывать, что на склонах Эльбруса до сих пор сохранились вмёрзшие в лёд тела солдат Первой горнострелковой дивизии Вермахта, более известной по своей эмблеме как «Эдельвейс». Эта дивизия еще известна тем, что ее бойцы 21 августа 1942 года водрузили фашистские флаги на обеих вершинах Эльбруса. Так вот, в Грузии рассказывают, что якобы именно сваны прогнали горных стрелков с вершин Кавказа, убив многих, но советская пропаганда молчала об этом, потому что сваны с такой же яростью убивали и других чужаков, которые приходили в их горы — коммунистов».
Контексты из блогов и статьи современных исследователей и путешественников:
«Три месяца прошли, ящик захлопнулся, т. е. снег все завалил, и если люди не сделали запасов на предстоящие девять месяцев, они поневоле должны очутиться в худшем положении, чем блокированные в крепости и доведенные до изнурения голодом; там можно, все-таки, выбежать к неприятелю, а тут никуда не выбежишь. Следовательно, без запасов нельзя существовать, а откуда же их брать, как не у соседей, и притом ничего за них не давая по очень простой причине, так как своего нечего и дать. Как же после того брать у соседей, если не тайком и не силой? Назовите вольных сванетов какими хотите сантиментальными кличками, а, все-таки, это не мешает сущности их хищнической профессии на счёт соседей: Карачая, Мингрелии, Княжеской Сванетии».
«Судя по условиям, в которых жили сваны, башни, были в первую очередь дозорными и сигнальными: в случае опасности на башне зажигался огонь, потом на следующей, и так все ущелье могло быстро узнать о приближении врага. Башни до сих остаются признаком состоятельности и благополучия клана, поскольку построены они по большей части рядом с жилыми домами, а не в дикой местности, и принадлежат семьям, которые стараются сохранять эти сооружения».
LIVEJOURNAL – Svaneti:
« … Они очень малы, эти старые церкви Сванетии. Вместе с алтарём площадь их редко превышает 20 квадратных метров, а иногда это просто клетушки в 5—6 квадратных метров.
Тут не увидишь пышности богослужения русской православной церкви или аскетической отречённости лютеранских храмов. Хотя и здесь существуют свои строгости: внутрь некоторых, особо почитаемых церквей входят нечасто, а женщины в иные церкви и вовсе не допускаются. Возле церквей можно видеть родовые кладбища, столы и скамьи из шиферных плит, на которых располагаются сваны во время праздников. Почти у каждой церкви растёт священное дерево, могучее и очень старое. На суку этого дерева обязательно висит колокол».
«Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдёт, а сванет лезет прямо в пасть смерти. Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган».( Из книги Александра Кузнецова «Внизу Сванетия» изд. ЦК ВЛКСМ Молодая Гвардия, 1971)»
«В Грузии есть такой анекдот: альпинисты в горной Сванетии из последних сил поднимаются на перевал и вдруг слышат сзади топот и пыхтение. На их изумлённыхглазах на перевал поднимаются несколько сванов, которые тащат громоздкий комод. «Далеко ли до ближайшего селения?» — пытаются завязать разговор альпинисты. «Туда вниз с горы идите», — не останавливаясь кивает головой один из сванов, и вся группа с комодом молча спускается с перевала и исчезает за поворотом. Эта байка близка к правде — скалолазание и охота веками были традиционным занятием для сванских мужчин».
«Самый известный альпинист из Сванетии — Михаил Хергиани (погиб в 1969 году при восхождении на плато Суальто в Италии). Семикратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта, кавалер ордена«Знак почёта» и носитель неофициального титула «Тигр скал», который Хергиани за способность с невероятной скоростью проходить сложные скальные маршруты дали английские альпинисты. В СССР Хергиани был настолько популярен, что свои стихи ему посвятили Юрий Визбор и Владимир Высоцкий».
«В Свании сохранилось такое количество шедевров грузинской христианской литературы и искусства, что, не будь их, отпали бы иные ценнейшие страницы истории грузинской культуры. Можно бы думать, что Свания была специальным убежищем для склада в ее недоступных хранилищах и для спасения тех культурных ценностей, которым угрожала гибель во время опустошительных нашествий всех мировых завоевателей. Однако сванские собрания искусства и письменности характера не такого случайного завоза. Сваны причастны к этой продукции как ее творцы, она связана с местной организацией того же феодального христианства и с общественными интересами сванского знатного сословия».
Вдобавок, также по неутонченным документам, он также лишился 2-х пальцев на правой руке, когда в бою, ему вышибли саблю с руки. Судить о правдивости всего, сложно еще и потому, что Тамерлан, который был отважным воином, также как Александр великий, не знал поражении, но по жизни был неграмотным, и все рассказы о свой великих походах диктовал сам писцам, и в результате на свет появились такие «Книги Побед», как Зафар-наме и другие произведения великого завоевателя, где естественно, он описывал … свой победы (!?).
Факт только один, что при раскопках его могилы, Советские археологи подтвердили все вышеуказанные ранения полководца.
Непокорных грузин, он так же часто обсуждал со своим родственником и соперников Тохтамышем – правителем одной из частей Золотой Орды.
Так же и был расстроен великий Помпей, когда шли римляне покорять Грузию(I в. до н.э.) – Картли (Иберия) и Колхиду-Понтийское царство, так как завоевав почти весь мир, они не ожидали жестокое сопротивление от немногочисленных народов Закавказья, в том числе и представителей грузинских племён.
Царица Тамар и ее царский двор, заинтересованные в том, чтобы Сванетия всегда оставалась надёжным щитом Грузинской земли на северо-западе, предоставляли различные привилегии сванской знати, приближали их к своему двору, всегда держали в почёте и в уважении, а многие из Сванских Эристави(Глава народа, правители грузинских княжеских домов) занимали важные должности при грузинском дворе.
В XIII в. монгольское нашествие подорвало Грузинское Царство, ослабило страну и царскую власть. Попытки царского двора Багратионов восстановить единство страны не имели удачу. Правители Сванетии, а также некоторые другие крупные феодалы, распавшись на ряд соперничающих между собой княжеств,
превратились фактически в независимых князей – государей.
Сваны, отличающиеся своим трудолюбием и добрососедским нравом, за веки своего существования, не нападал ни на кого, а так же, как уже было сказано, не были никем порабощены.
Царская империя и Советская власть – попытка установления порядка пером и
штыком.
ТАК И ЗАВЕРШИЛАСЬ МНОГОВЕКОВАЯ СВОБОДА И ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО, ВОЛЬНОГО И СВОБОДНОГО КНЯЖЕСТВА – СВАНЕТИЯ. СВАНЕТИЯ СЫГРАЛА ВАЖНУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ ГРУЗИИ – ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА НАРАВНЕ С ВИЗАНТИЕЙ И ИЕРУСАЛИМОМ.