Кто такие талибы в афганистане в войне
«Талибан»*: откуда он взялся, как захватил Афганистан и что теперь будет
Что значит «Талибан»*, кто, когда и зачем его создал. Как талибы* молниеносно захватили власть в 2021 году и почему им никто не помешал. Откуда у талибов* деньги. Как сами афганцы относятся к «Талибану»*. Какова позиция России.
«Талибан»* (запрещен на территории России как террористическая организация) – это крупная вооруженная организация радикальных исламистов в Афганистане. В 2021 году она насчитывает, по западным оценкам, 200 тыс. боевиков (85 тыс. – на постоянной основе).
С 15 августа 2021 года талибы* фактически являются единственной властью в этой стране, которую молниеносно захватили на фоне завершения вывода американских войск.
Откуда взялся «Талибан»*
Движение «Талибан»* было основано в 1994 году в Кандагаре – крупнейшем городе на юге Афганистана. Название в переводе с языка пушту означает «ученики». Изначально движение насчитывало всего 50 «учеников», собранных его главарем – муллой Мохаммадом Омаром.
Мулла Омар: архивный кадр в новостном выпуска Би-би-си о его смерти в 2015 г. BBC News / YouTube
Мулла Омар из племени пуштунов в свое время был командиром моджахедов (душманов) – исламистских ополченцев, воевавших против советских войск вплоть до их вывода из Афганистана в 1989-м.
«Талибан»* стал быстро разрастаться и завоевывать популярность среди простых жителей, которые страдали от послевоенного хаоса. Насаждая суровый шариат с его жестокими наказаниями и казнями, талибы* действительно смогли быстро покончить с преступностью и коррупцией. Также они обеспечивали безопасность дорог и торговли на своих территориях. Народ это приветствовал как долгожданный «порядок».
Талибы* на пресс-конференции в Кандагаре в 2001 г. Gamma-Rapho via Getty
Первый захват Афганистана талибами
В 1996 году талибы* захватили Кабул. К 1998 году – завладели 90% территории Афганистана. С 1996 по 2001 под их контролем существовало государство Исламский эмират Афганистан со столицей в Кандагаре. Его тогда признали только Пакистан, Туркмения, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Для остального мира такое государство было неприемлемо: там проводили жестокие публичные казни, побивали камнями, наказывали плетьми, отрубали руки. Запрещали музыку, кино и телевидение. Запрещали учиться в школе девочкам.
В целом грубо нарушались права человека, была тотальная дискриминация по многим признакам, варварски уничтожались памятники истории и культуры, «чуждой» талибам. Например, в 2001 году талибы* взорвали знаменитые древние статуи Будды, высеченные в скале в провинции Бамиан в 6-7 веках нашей эры.
Иностранные туристы у одной из статуй Будды в 1975 году. Getty
Падение режима талибов* в 2001 году
На своей территории талибы* предоставили укрытие Усаме бен Ладену – тогдашнему «врагу номер один» США, лидеру международной террористической сети «Аль-Каида»* (запрещена в РФ). Именно под их крылом бен Ладен создал лагеря «Аль-Каиды» и подготовил теракты против США, осуществленные 11 сентября 2001 года.
Бен Ладен в кадре телеканала «Аль-Джазира» в 2001 г. Sygma via Getty
Когда талибы* отказались выдать американцам бен Ладена, их войска вместе с союзниками по НАТО вторглись в Афганистан и в декабре 2001-го свергли правительство муллы Омара. Но он и другие лидеры движения смогли бежать и укрылись в соседнем Пакистане.
Несмотря на присутствие международных сил в Афганистане талибы* продолжали наращивать силы и расширять свое влияние, предприняли ряд атак на Кабул.
Как талибы* снова захватили Афганистан в 2021 году
Еще в 2018 году США начали прямой диалог с «Талибаном». Американцы, которые на 20 лет завязли в афганской войне, стремились поскорее вывести свой контингент. Им нужно было добиться от талибов* гарантий безопасности в этом процессе.
В итоге в феврале 2020 года, когда президентом был Дональд Трамп, американцы подписали с «Талибаном» сделку о мире. Это было сепаратно, без согласия официальных «прозападных» властей Афганистана во главе с президентом Ашрафом Гани. Сделка подорвала авторитет Гани и привела к освобождению из тюрем тысяч талибов*, против чего резко возражал афганский президент.
Согласно сделке, талибы* обещали не нападать, не сотрудничать с боевиками и террористами и вести мирные переговоры с властями в Кабуле. Но по сути, они просто сменили тактику. Вместо спланированных нападений на города и военные посты началась волна целенаправленных убийств мирных афганцев, не нравящихся и мешающих талибам. Мишенями стали журналисты, судьи, активисты за мир, женщины на различных административных должностях и т.д.
Весь год после сделки талибы* так или иначе продолжали атаки. В апреле 2021 года президент США Джо Байден объявил, что все войска будут выведены к 11 сентября – ровно к 20-летию войны. Пока американцы занимались выводом, талибы* спокойно, без боев, захватывали крупные города и 15 августа взяли Кабул, практически не встретив сопротивления.
Отпор им должны были дать правительственные афганские силы, которых все эти 20 лет обучали военные США и НАТО. Однако в реальности те сдавались без боя, заявляя, что хотят защитить от гибели мирное население. А высшее руководство и чиновники поспешили покинуть страну.
Талибы* в захваченном президентском дворце в Кабуле, кадр видео. Al Jazeera / YouTube
Почему никто не помешал талибам
Мировая пресса и эксперты называют две главные причины такого позорного провала:
1. Американские генералы и политики в своих отчетах постоянно завышали боеспособность афганских армии, полиции и спецслужб, на которые они потратили за 20 лет 88,3 млрд долларов. А оценка Джо Байденом ситуации в Афганистане и вовсе была наивной: в июле он говорил, что афганские силы должны справиться с талибами.
2. Силовики Афганистана погрязли в роскоши и коррупции. Они создавали целые «батальоны-призраки», чтобы получать на них деньги от США и разворовывать их. По оценкам некоторых экспертов, реальная численность силовых структур не дотягивала и до половины из заявленных 350 тыс. человек.
Кто финансирует талибов*
Согласно докладу ООН от 1 июня 2021 года:
«Основными источниками финансирования “Талибана” остаются различные виды преступной деятельности, включая наркоторговлю и выращивание опийного мака, вымогательство, похищение людей с целью получения выкупа, добычу полезных ископаемых и поступления от сбора налогов в районах, находящихся под контролем или влиянием “Талибана”.
Значительную часть поступлений “Талибана” также составляет внешняя финансовая поддержка, включая пожертвования состоятельных лиц и сети неправительственных благотворительных фондов. Хотя объем поступлений невозможно установить с какой-либо степенью точности, по оценкам, годовой объем поступлений “Талибана” составляет от 300 млн до 1,6 млрд долл. США».
Во всех источниках уточняется, что крупнейшие частные взносы талибам поступают от граждан Пакистана, Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара.
Как сами афганцы относятся к талибам
У талибов* в Афганистане много искренних сторонников – намного больше, чем противников, рассказал журналист Илья Варламов, который только что побывал в Афганистане и успел вылететь из Кабула последним гражданским рейсом.
Наконец, простые жители и даже некоторые представители интеллигенции приветствуют «Талибан»* просто потому, что хотят мирной жизни, пусть и при талибском режиме, заключил он.
Что будет при талибах
Каким станет Афганистан после захвата талибами, пока непонятно.
Сами они заявили, что хотят создать «истинную исламскую систему», которая бы соблюдала базовые права граждан «в соответствии с культурными традициями и религиозными правилами». На переговорах они уверяли Запад, что женщины будут пользоваться равными правами, в том числе правом на работу и образование, но в рамках исламских законов.
Также талибы* говорили, что не будут сотрудничать с террористами и боевиками.
Боевик «Талибана»* в захваченном Кабуле. РИА Новости
Какова позиция России
Россия не спешит признавать талибские власти в Афганистане и не намерена исключать «Талибан»* из списка террористов – во всяком случае, пока этого не сделает Совбез ООН.
Вместе с тем Москва, похоже, заняла позицию полного доверия «Талибану»*.
Талибы* на броневике возле международного аэропорта Кабула. Reuters
Больше того, Замир Кабулов чуть ли не хвалит талибов*.
В комментарии «Эху Москвы» он заявил, что они давно отказались от терроризма: «Отречение от террористических актов давно состоялось, они неоднократно публично об этом заявили. Террористической организацией они были названы совершенно заслуженно 20 лет назад за то поведение, и талибы* прекрасно этот урок выучили. Они не захотят повторить свою печальную судьбу».
Спецпредставитель также всячески подчеркивал, что Россия полагается на гарантии, данные талибами в ходе многолетних контактов с ними (в том числе в Москве, несмотря на запрет «Талибана»* в нашей стране).
За что «Талибан»* запрещен в России
«Движение “Талибан*” поддерживает связи с незаконными вооруженными формированиями, действующими на территории Чеченской Республики. В своей деятельности использует методы террора, так осенью 1995 г. ими был захвачен самолет ИЛ-76 татарстанской авиакомпании “Аэростан”, экипаж которого длительное время удерживался в качестве заложников. При поддержке У. бен Ладена [организация] изыскивала возможности для захвата исламскими движениями власти в Центрально-азиатских государствах, в том числе и в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии».
Кстати, журналист Дмитрий Смирнов из кремлевского пула напомнил в своем телеграм-канале об этом захвате Ил-76. Он пишет:
«К вопросу о миролюбии и гуманности талибов*.
Двадцать пять лет назад, 16 августа 1996 года, экипаж принудительно посаженного в Афганистане российского Ил-76 совершил побег из плена талибов*: «378 дней члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи, не имея нормальной одежды. Из-за антисанитарии и недоедания многие заболели. Пилоты подвергались психологическому давлению и постоянным угрозам. Их склоняли к принятию ислама, работе на «Талибан*» и постоянно угрожали казнью». Командиру самолета Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героев России. Штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев награждены орденами Мужества».
Экипаж Ил-76, архивный кадр. 5 канал / YouTube
* «Талибан»* запрещен в России как террористическая организация.
* «Аль-Каида» запрещена в России как террористическая организация.
* Талибан в РФ признан террористической организацией
Новое в блогах
Что это за «Афганские талибы» и почему их никто не может победить
США выводят войска из Афганистана и многие политологи рассматривают это как поражение в войне с талибами. Об этих самых талибах* сейчас много говорят, но мало кто объясняет, кто это вообще такие и почему они такие непобедимые.
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, но для начала нам нужно немного разобраться в основах.
*Признаны террористами и запрещены в России
1. Не народ и не нация
Вопреки представлению некоторых обывателей, талибы – это вовсе на национальность и не население какого-то определенного региона.
Среди талибов есть много узбеков, таджиков, пакистанцев, чеченцев, арабов и т.д. Думаю, там даже и русские есть.
2. Не только Афганистан
Также, талибы ведут свою деятельность и за пределами Афганистана. Например, в мире существует целое государство талибов – Вазиристан.
Правда, государство это не признанное и занимает часть территории Пакистана.
Вазиристан на карте Пакистана
3. Талибы – это. студенты
В арабском языке есть слово «Талиб», которое так и переводится – «ученик», «студент», «учащийся медресе» (религиозной школы).
Таким образом, «Талибан» – это «ученики, студенты». А «талиб» – один из представителей Талибана. Естественно, студентами они себя считают не потому, что учатся в ВУЗах, а потому, что следуют идеалам ислама.
4. Кто такие исламисты
Если говорить просто, то исламисты (веткой которых являются Талибан) – это та часть мусульманства, которая стремится установить законы шариата как основные в государстве и обществе.
Про законы шариата объяснять не буду, думаю вы имеете о них примерное представление. Здесь важно понять, что не любой мусульманин – исламист.
Например, в Турции, Казахстане или Башкирии тоже живут мусульмане, но они живут по светским законам, а не пропагандируют шариат. Таким образом, они исламистами не являются.
Наиболее известными течениями исламизма, кроме талибана, считают:
Всего таких течений – десятки. И практически все запрещены в России, как террористические.
4. Чего же хотят талибы
Если очень коротко и образно, талибы хотят, чтобы в Афганистан (ну, и вообще везде) вернулось Средневековье.
И это не оборот речи, не сарказм. Талибы осознанно и целенаправлено проводят политику, согласно которой общество должно жить также, как оно жило во времена появления Ислама.
То есть они считают, что весь этот прогресс, наука, образование, светские отношения – это все против бога и подлежит демонтажу. Люди должны жить в селах и заниматься сельским хозяйством.
Под строгим запретом:
Короче говоря, талибы – это наиболее ортодоксальная часть мусульман, стремящаяся к максимальному откату в прошлое.
6. Почему никто не может победить Талибан
И это касается не только США. Талибов не смог выгнать со своей территории Пакистан. И действующая власть Афганистана тоже бессильна против движения исламистов.
Причин у такой стойкости много, но главная звучит так:
Талибан опирается на большинство афганского общества, что позволяет ему вести партизанскую войну
То, что мы описали выше, все эти средневековые запреты, для нас с вами звучит дико. Однако, для обычного афганского крестьянина, живущего где-то в горах и ущельях, подобные идеи вызывают душевный отклик.
Талибы продвигают те идеи, которые нравятся афганскому большинству, а именно – крестьянам. Именно поэтому сколько бы США не воевали с талибами, число последних постоянно растет.
Так, в 1995 году их было всего 25 000 человек, а в 2000-м уже 110 000. То есть число сторонников выросло более чем в 4 раза.
После этого в страну вошли американские войска и число талибов по понятным причинам сократилось до 10 000 и даже меньше. И, казалось бы, вот она – победа! Можно гордо поднимать американский флаг. Но нет.
После первого удара талибы начали вновь увеличивать свое число. В 2010 их было уже почти 30 000, в 2015 – 60 000, а сейчас, на момент вывода войск США количество талибов равно или даже превышает уровень 2000-го года.
Этот ресурс позволяет вести партизанскую войну. А в такой войне, как известно, победить просто невозможно. В такой войне против тебя воюет не армия, а весь народ, включая детей и стариков. И что в такой ситуации делать? Только уходить, другого пути просто нет.
Точнее, он есть – внедрение образования и реальная работа с обществом. Но американцам это точно не было нужно. Они пришли в Афганистан, чтобы отомстить за 11 сентября и установить контроль над Центральной Азией. Ну, еще сесть на потоки героина (его производство выросло в 40 раз, за время присутствия американцев).
Короче говоря, американцы не приходили исправлять афганское общество, они, как и обычно, приходили за своими интересами. Видимо, сейчас эти интересы удовлетворены, раз они уходят.
Кто-то называет это проигрышем, но я так не считаю. Американцы и не собирались побеждать, по крайней мере в том виде, в каком мы себе это представляем. Наоборот, сейчас они оставят после себя агрессивную средневековую страну под брюхом у России и Китая. А кто сказал, что не именно этого они добивались.
История «Талибана»: что за группировка захватывает Афганистан и даёт пресс-конференции в Москве
Правление группировки в 1990-х: публичные казни, дружба с бен Ладеном и запрет всего западного вплоть до шахмат и телевизоров.
Летом 2021 года благодаря событиям в Афганистане знатоки истории поймали дежавю. Иностранные войска готовятся покинуть страну, законное правительство стоит на грани краха, а исламские радикалы анонсируют скорый приход ко власти, — всё как в конце 1980-х годов.
Фундаменталисты из движения «Талибан», режим которых американцы и их союзники свергли 19 лет назад, готовятся вернуться ко власти с новыми силами. Группировка уже заявляет о том, что реально контролирует большую часть страны и позиционирует себя как умеренную силу, готовую вести диалог с оппонентами и соблюдать права человека.
«Талибан» признан в России террористической организацией, деятельность которой запрещена в стране, но это не помешало представителям формирования трижды провести переговоры и дать большую пресс-конференцию в Москве.
Современные талибы дистанцируются от своих предшественников из 1990-х, которые установили в Афганистане одну из самых мрачных диктатур в истории 20 века. Как так получилось, что ставшая в 1978 году на просоветский путь развития страна в итоге получила только череду гражданских войн, иностранных вторжений и несколько лет экстремистов во власти?
Основные источники статьи:
Организации «Талибан» и «Исламское государство» признаны в Российской Федерации террористическими и их деятельность запрещена на территории страны.
На протяжении веков Афганистан служил перепутьем между Индией, Средней Азией и Ираном. Эта горная страна входила в состав разных империй с редкими и недолгими периодами самостоятельности. Только в 1919 году Афганистан провозгласил полную независимость от Великобритании и окончательно стал суверенным.
Раздробленность Афганистана усиливал этнический фактор. Титульная нация, пуштуны, составляли только около половины от общего населения страны. Следом за ними шли таджики — их было примерно вдвое меньше, чем пуштунов, но исторически именно таджики преобладали среди жителей городов и немногих образованных людей. Оставшуюся четверть представляли разнообразные меньшинства: узбеки, хазарейцы, туркмены, белуджи и другие.
Слабость Афганистана как централизованного суверенного государства символизирует частота смен официальной символики. С 1880 года афганские власти уже 23 раза меняли национальный флаг.
Этническое разнообразие осложняет религиозный фактор: большинство афганцев (около 80%) исповедует суннитский ислам, меньшинство — придерживается шиизма. Исторически мусульман-шитов в Афганистане считали неблагонадёжными, пятой колонной соседнего Ирана.
В 1933 году власть в Афганистане после череды смут и цареубийств перешла к королю Мухаммеду Захир-шаху. Политик осознавал отсталость страны и необходимость её модернизации. Но также король понимал, что в условиях традиционного родоплеменного общества радикальные реформы только спровоцируют мятеж племенной верхушки с последующей гражданской войной. Поэтому Захир-шах осторожно, одну за другой, внедрял новации в жизнь афганского общества.
При этом монархе в стране впервые появились парламент, независимые СМИ, промышленное производство и вузы. Благодаря Захир-шаху афганские женщины стали участвовать в выборах, получать образование и носить западную одежду. Крупнейший город и столица страны Кабул вырос в несколько раз, в нём появились новые здания и широкие автомобильные дороги.
Со временем немногочисленная прослойка образованных горожан-афганцев стала тяготиться низким темпом реформ. В 1973 году, когда король находился в зарубежной поездке, его же кузен Мухаммед Дауд возглавил антиправительственный заговор. Дауд объявил государство республикой, а себя — его президентом. Спустя пять лет, 27 апреля 1978 года, в Кабуле произошёл новый переворот. Власть захватила прокоммунистическая НДПА, Народно-демократическая партия Афганистана.
Власти и спецслужбы СССР не участвовали в переворотах 1973 и 1978 годов. Захир-шах и Мухаммед Дауд считались лояльными в отношении Москвы политиками, и Кремль тогда устраивал уровень советско-афганского партнёрства.
Новый глава государства, лидер НДПА Нур-Мухаммед Тараки, немедленно приступил к тому, чего в своё время так опасался король Закир-шах — серии коренных преобразований страны. Тараки искренне верил, что Афганистан под его руководством за несколько лет совершит колоссальный рывок в развитии.
«То, что сделано в Советском Союзе за 60 лет, в Афганистане будет осуществлено за пять лет», — восклицал президент [Тараки]. На мой вопрос, какой будет позиция новой власти в отношении ислама, последовал примечательный ответ: «Приезжайте к нам через год — и вы увидите, что наши мечети окажутся пустыми». Пожалуй, одного этого заявления было достаточно для того, чтобы понять: новый режим обречён.
Тараки несколькими декретами инициировал передел земли, списал все долги беднякам, объявил борьбу религии и обычаям, уравнял в правах мужчин и женщин, обязав всех немедленно учиться грамоте, причём не в школах при мечетях, а на специальных светских курсах. Патриархальное большинство населения Афганистана восприняло такую политику как объявление войны.
В марте 1979 года против революционных властей восстали жители Герата, третьего по величине афганского города возле границы с Ираном. Вскоре мятежи охватили всю страну. Духовенство прямо благословляло народ на вооружённую борьбу против безбожных властей. А действия сторонников НДПА, преимущественно малочисленного городского населения, только усугубляли раскол внутри страны.
Режим [НДПА] стал проводить в отношении их [мусульманского духовенства] жёсткие репрессивные мероприятия. При этом многие служители культа расстреливались на глазах верующих. Подобная практика возводила их в число шахидов [мучеников], что наносило прямой ущерб авторитету госвласти.
Руководство СССР пыталось уладить кризис в соседней стране, но принятые решения только превратили стихийные восстания в полномасштабную войну. 27 декабря 1979 года спецподразделение советского ГРУ провело четвёртый за шесть лет государственный переворот в Кабуле. Спецназовцы низложили и расстреляли заподозренного в связях с США и Китаем Амина — вместе с родными и приближёнными. Ещё до переворота, 10 декабря 1979 года, в Кремле решили, что в Афганистан необходимо ввести свои войска. Об этом Москву и раньше просили разочаровавшиеся в своей армии деятели НДПА.
Леонид Брежнев и его соратники долгое время отказывал, считая сомнительной саму идею строительства социализма в Афганистане. Затем они передумали, посчитав, что иначе дружественный режим в соседней стране не спасти, а новые власти неизбежно переориентируются во внешней политике на Пекин или Вашингтон. Предполагалось, что войсковая операция будет недолгой, словно в Чехословакии в 1968 году.
Ввод советских войск в Афганистан придал гражданскому конфликту внутри страны новый размах. Событие окончательно убедило тысячи жителей страны, что идёт не просто антиправительственный мятеж, а джихад, священная война против безбожников. В условиях неграмотности и религиозного сознания у подавляющего большинства афганцев ислам стал идеологией сопротивления кабульскому правительству и его советским союзникам.
Война 1979-1989 годов свела на нет все успехи, достигнутые во времена Захир-шаха и президента Дауда. В боевых действиях погибли до двух миллионов афганцев: лоялистов, боевиков разных оппозиционных группировок, мирных жителей. Около пяти миллионов граждан бежали из республики, прежде всего, в соседний Пакистан. Люди не просто потеряли свои дома и нехитрый скарб, они испытали культурный шок от разрушения не менявшейся веками жизни в афганской глубинке. И теперь они ждали прихода той силы, которая восстановила бы в стране жизнь на основе религии и исконных ценностей.
Девятилетняя междоусобица с участием иностранных солдат разрушила афганскую экономику и государственный аппарат. На излёте Перестройки, 15 февраля 1989 года, советские войска ушли из Афганистана. Режим последнего лидера НДПА Мухаммеда Наджибуллы, выстоял ещё три года. 16 апреля 1992 года отряды моджахедов заняли его последний оплот — столицу Кабул.
Моджахеды — «борцы за веру», собирательное название афганских боевиков, воевавших сначала против режима НДПА и советской армии, а затем против «Талибана».
Прежняя Республика Афганистан пала, вместо неё победители провозгласили новое Исламское государство Афганистан, которое международное сообщество сразу признало легитимной властью. За рубежом тогда считали, что с уходом Советов все беды страны остались позади. Марионеточного прокремлёвского режима уже нет, и бывшая оппозиция восстановит в стране нормальную жизнь, словно в постсоциалистических Польше или Венгрии.
Если фундаментализм возобладает в Афганистане, то война будет продолжаться долгие годы, а страна превратится в центр мировой контрабанды наркотиков и терроризма.
На деле в 1992 году война в Афганистане не закончилась, просто моджахедские группировки стали делить власть уже между собой. Во время действий против СССР крупнейшие формирования объединились в два альянса по конфессиональному принципу — шиитскую «Тегеранскую восьмёрку» и суннитскую «Пешаварскую семёрку». Теперь оба непрочных союза распались. Номинально единый Афганистан превратился в конгломерат «княжеств» под управлением полевых командиров.
На крупных дорогах каждые несколько километров стояли блокпосты, собиравшие дань каждый в пользу своего командира. Торговля пришла в упадок. Земледельцы вместо пшеницы выращивали коноплю и опий — продажа сырья для наркотиков на экспорт для многих стала средством выживания. Столица Кабул лежала в руинах. Её никак не могли поделить две главные моджахедские группы с похожими названиями: «Исламская партия Афганистана» пуштуна Гульбеддина Хекматияра и «Исламское общество Афганистана» таджика Бурхануддина Раббани.
В сентябре 1994 года «Талибан» основал ветеран борьбы против НДПА и СССР мулла Мухаммед Омар. Костяк бойцов группировки составили молодые люди из афганских семей, бежавших от войны в Пакистан. Власти соседнего государства создали для беженцев сеть медресе, воспитанники которых бесплатно получали кров и пищу. Инициативу с ведома ЦРУ США финансировали исламские фонды из государств Персидского залива.
«Талибан» стал наследником деобандизма — возникшего в 19 веке среди индийских мусульман радикального учения, близкого к саудовскому ваххабизму. Деобандисты призывали к воссозданию единого исламского халифата со строгой жизнью в соответствии со средневековыми нормами.
В пакистанских медресе для беженцев преподавали проповедники-фундаменталисты, учившие юношей, что их долг — бороться за истинно исламское общество, очищенное ото всякого влияния еретиков и иноверцев. В середине 1990-х годов пакистанские спецслужбы использовали выпускников этих школ в своих целях. Исламабад хотел привести ко власти в Афганистане новую силу, которая бы навела у себя порядок и утрясла бы с Пакистаном старый спор о границе между двумя государствами. Создание группировки курировал один из руководителей национальной разведки Султан Амир Тарар.
Это был удачный для «Талибана» симбиоз, поскольку гильзаи в Афганистане исторически считались самыми дикими и воинственными, а дуррани — грамотными и зажиточными.
Талибские лидеры неоднократно подчёркивали, что их движение — не чисто пуштунское, а исламское, и они рады видеть у себя «настоящих мусульман» любой национальности, языка и цвета кожи. Но на практике к таджикам, хазарейцам и другим этническим меньшинствам новые хозяева страны относились как к людям второго сорта.
Другие радикальные группировки моджахедов быстро примкнули к талибам. Более умеренные ополчения, лояльные центральному правительству, безуспешно пытались бороться против новой силы. Весной 1995 года «Талибан» захватил западные афганские провинции и стал контролировать уже всю южную половину страны.
На этом талибы не остановились, они провели серию новых успешных наступлений, захватив около 90% афганской территории. Уцелевшие ополчения моджахедов сплотились в Объединённый исламский фронт спасения Афганистана (за рубежом известный как Северный альянс). Группировка под руководством полевого командира Ахмада Шаха Масуда удержала только северо-западную провинцию Бадахшан, позиционируя себя как войска легитимного афганского государства. Фактически же война 1992-1996 годов закончилась победой талибов и их союзников.
3 апреля 1996 года мулла Мухаммед Омар на церемонии в Кандагаре принял специфический титул амира аль-муминин, «повелителя правоверных», отсылавший к первым векам существования ислама. В средневековье так величали халифов, правителей единой исламской империи, преемников пророка Мухаммеда. Титул намекал как на то, что талибы собираются реставрировать в Афганистане средневековые порядки, так и на внешнеполитические амбиции движения.
29 октября 1997 года мулла Омар провозгласил подконтрольные территории Исламским эмиратом Афганистан. Очередное государственное образование в истерзанной многолетней войной стране не получило широкого признания в мире. Из участников ООН официальные отношения с талибским эмиратом установили только ближайшие союзники: Пакистан, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Даже на общеисторическом фоне 20 века, с его обилием разнообразных диктатур, режим талибов в Афганистане выглядел весьма специфически. Сам фактический глава государства, мулла Омар, очень редко появлялся на публике и почти не давал интервью журналистам. Его изображения не появлялись в печати и не выставлялись в публичных местах. До сих пор есть лишь только фотороботы, но не полноценные портретные снимки этого загадочного человека, скончавшегося предположительно в 2013 году.
В Исламском эмирате не проводились выборы, не работал парламент и не действовала конституция или какой-либо её аналог. Официальные спикеры режима объясняли, что так и нужно: мол, у афганского народа вместо ложных западных конституций есть Коран и Сунна, свод преданий о жизни пророка Мухаммеда, где уже даны ответы на все важные для мусульманина вопросы.
Своей главной задачей талибы видели восстановление в стране исламских порядков в их первозданной чистоте. С этой целью помимо истихаба, обычной госбезопасности, выискивавшей бывших членов НДПА и сторонников Северного альянса, в эмирате действовала организация «Мункар ва-Накир», шариатская полиция нравов. Её служащие следили за тем, чтобы жители страны вели благочестивый образ жизни.
Согласно талибским декретам, преступлениями против религии считались такие поступки как:
Употребление алкоголя и наркотиков;
Игра на музыкальных инструментах, танцы и слушание музыки;
Содержание собак в жилых домах;
Хранение дома фотографий людей или любых иллюстрированных изданий;
Просмотр фильмов и телевидения;
Ношение европейской одежды;
Бритьё усов и бороды;
При этом женщины де-факто не могли ни работать, ни получать образование. Власти эмирата разрешали им выходить на улицу только в скрывающей лицо и фигуру одежде и исключительно в сопровождении супруга или другого родственника-мужчины.
Наряду с откатом общественной жизни в средневековье, талибы решали хозяйственные проблемы разорённого войной Афганистана. На подвластных территориях они отстраивали города и сёла, восстанавливали дороги и ремонтировали электростанции и кяризы, распространённые в Средней Азии подземные оросительные системы. Состоятельных граждан власти исламского эмирата вынуждали жертвовать средства в пользу сирот, вдов и нищих.
Талибы активно боролись с расплодившейся во время анархии в стране преступностью. Они публично проводили жестокие расправы над пойманными убийцами, насильниками, ворами и грабителями, не делая поблажек для оступившихся активистов своей организации. Это закрепило у части афганцев имидж «Талибана» как суровой, но справедливой силы, способной поддерживать порядок внутри страны.
Мы хотим жить так, как пророк Мухаммед жил 1400 лет назад, и борьба ради этой цели — наше право. Мы хотим воссоздать времена пророка и делаем только то, что афганский народ хотел на протяжении последних лет.
Вакиль Ахмад Мутаваккиль
Полноценного экономического подъема в Афганистане при талибах ожидаемо не случилось. Пожертвования от зарубежных спонсоров движения уходили на войну против Северного альянса. Введение дополнительных налогов разоряло земледельцев, торговцев и ремесленников и провоцировало рост инфляции. Национальная валюта афгани при талибах обесценилась в 3-4 раза.
Долгое время талибы терпели, что немалая часть афганцев продолжает жить за счёт выращивания и продажи опия. К концу 1990-х страна ежегодно экспортировала до четырёх тысяч тонн наркотического сырья. Афганская эмиграция и Северный альянс утверждали, что талибы, при внешней набожности, сами имеют доход с однозначно греховного бизнеса. Тогда мулла Омар в 2000 году серией декретов запретил жителям эмирата под страхом смерти любое участие в наркоторговле. После этого производство афганского опия резко упало, что ещё сильнее усугубило нищету в стране.
К концу 1990-х «Талибан» раскололся на фракции условных ортодоксов и технократов. Первых представлял мулла Омар вместе с ближайшим окружением в фактической столице Кандагаре. А верхушка чиновничьего аппарата в Кабуле во главе с министром иностранных дел Вакилем Ахмадом Мутаваккилем перешла на более умеренные позиции.
Противоречия между ними напоминали дискуссии 1920-х годов внутри большевиков в Советской России. Мулла Омар выступал за распространение ортодоксального ислама за рубеж и наводил мосты с родственными движениями в Узбекистане, Таджикистане и на российском Северном Кавказе. Его сторонники считали, что их лидер способен стать лидером «настоящих мусульман» во всём мире.
Если сегодня мы не вступимся за Чечню [ичкеркийских сепаратистов], то завтра мусульман в какой-нибудь другой стране или регионе постигнет та же участь.
Мутаваккиль и близкие к нему деятели предлагали более взвешенную политику. Они считали, что талибскому Афганистану нужно добиться полноценного признания в мире и продолжать восстанавливать разрушенную войной страну. «Талибы-технократы» безуспешно призывали муллу Омара принять хотя бы подобие конституции и учредить аналог всенародно избираемого парламента.
По неофициальным контактам Мутаваккиль убеждал зарубежных коллег, что эксцессы вроде публичных казней, отсечений рук за воровство и побивания камнями за адюльтер — вынужденные и временные, что эмират постепенно эволюционирует и откажется от этих крайностей. Но на деле мулла Омар не собирался пересматривать свою политику. Власти «Исламского эмирата Афганистан» сохраняли крайнее неравноправие женщин и мужчин вместе с унизительной дискриминацией для шиитской общины и немногочисленных остававшихся в стране немусульман.
События 11 сентября 2001 года привели к санкционированному ООН вторжению американских и союзных войск в Афганистан. В 2001-2002 годах режим талибов пал, но движение в течение следующих 19 лет не прекращало партизанской войны. По мере вывода из страны иностранного контингента, «Талибан» готовится вновь вернуться к власти.
Группировка под началом новых лидеров Хайбатуллы Ахундзады и Абдула Гани Барадара позиционирует себя уже как более умеренную силу в сравнении со своими предшественниками из 1990-х годов. Талибы утверждают, что они готовы соблюдать права человека, препятствовать наркотрафику и бороться с влиянием настоящих экстремистов — группировкой «Исламское государство».
На деле новый прагматизм «Талибана» многим наблюдателям кажется вынужденным и неискренним, который лишь скрывает прежнее желание навязать стране средневековые порядки и свою неограниченную власть.
Один из уроков, который «Талибан» усвоил из 2000-х, заключается в том, что им не стоит позволять международным джихадистам использовать Афганистан как базу, где можно укрыться и тренироваться, чтобы потом атаковать Запад, Россию или страны Центральной Азии. «Талибан» сейчас пытается показать себя лучшей из альтернатив для Афганистана. Но тут сложность в том, что раньше их слова часто расходились с делами.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.