Кто такие типтяры в башкирии
Кто такие типтяры в башкирии
Про Учалинских тептяр интересная инфа
На вотчинной земле Кара-Табынской волости, конфискованной казной у башкир за участие в восстании 1735-1740 гг., возникли тептярские деревни. Их было сначала 13-14, затем осталось 12.
Однако гипотеза не подтверждается фактами. В действительности, почти все припущенники составляли с вотчинниками договорную запись о припуске, однако не все они назывались тептярами. Кроме того, тептяри жили не только на башкирской вотчинной земле (615 696 дес., или 64,4% от всех 955 916 дес., владеемых или пользуемых ими земель в середине XIX в.), но и на казенной (113 318 дес., или 12,1%), и на собственной, т.е. жалованной им русскими царями или купленной у башкир (224902 дес., или 23,5%) землях43. Если тептяри действительно заключали договоры с вотчинниками о припуске, то с к
Если тептяри действительно заключали договоры с вотчинниками о припуске, то с казной никогда не составляли такие документы, тем более на собственной земле они ни с кем не оформляли записи о пользовании земельными угодьями. Несмотря на это, при всех условиях оседания они назывались тептярами. Таким образом, сама реальность не согласуется с предложением о персидском происхождении термина тептяр.
Что касается тептярей Верхнеуральского уезда, то они обосновались как раз на казенной земле, конфискованной у кара-табынцев. История их заселения вкратце такова.
В ходе башкирского восстания был издан указ от 20 августа 1739г., который разрешил припущенникам из мишарей, татар и чувашей селиться на землях «бунтовщичьих» башкир, т.е. участников восстания, причем отдельными деревнями и без уплаты вотчинникам арендной платы44. Ссылаясь на этот документ, ясачные татары в лице старшины Ильтабана Степанова, сотников Минлибая Ишменева, Юсупа Байметова и рядовых Аита Юсупова, Рысая Банящева, Юсупа Надырметова, Аита Аштаванова (Ильтабанова), Уракая Греева, Алексея Илмаева, Ишметя Надырметова, Азамата Якунина, Бака Алеметева, Сайта Аитова, Биктимира Уразметова 16 июля 1743 г. обратились в Исетскую провинциальную канцелярию с прошением о выделении им земельных угодий башкир Кара-Табынской волости, старшины которых Алиш Муксинов, Аккузя Кулембетов, Юсуп Арыков были казнены или наказаны. Эти кара-табынские земли считались «бунтовщичьими», а старшины и сотники этих ясачных татар, живущих по р. Багаряк Исетской провинции, были противниками восстания. Чтобы удовлетворить их просьбу, в августе 1743 г. были посланы в Кара-Та-бынскую волость геодезисты, которые должны были выяснить, действительно ли претендуемые ими земли принадлежали участникам восстания, если да, то должны были «их объехать, сделать границы, указать рубежи, измерить в десятинах пахотные земли, сенокосные и др. угодия и описать их». К 17 ноября геодезисты выполнили задание.
Тептяри — воинственное сословие башкиров
Тептяри сложно отнести к отдельному народу. Скорее их выделяют как сословие или этносословную группу в Башкортостане. Предположительно, формирование ее началось в 17 веке.
Название
Не существует четкого определения этнонима «тептярь». Исследователи принимают во внимание несколько гипотез, устоявшихся на данный момент.
История
Основная версия происхождения тептярей утверждает, что формирование их сословия произошло в 17 веке. Вместе с татарами они переселялись на территории Южного Урала. Тогда тептяри считали отдельным народом, позже оказалось, что нет никаких оснований предполагать у них наличие культурных различий с татарами. Так тептяри были определены в качестве сословия. Они включают марийцев, чувашей, удмуртов и собственно татар, которые бежали из Казани на Урал. Значительное влияние на культуру оказывали башкиры. Это касалось даже нравов и традиций. Влияние было настолько велико, что теперь тептярей и башкиров довольно трудно отличить друг от друга. В 18 столетии тептяри вместе с башкирами и другими представителями народов, живущих на Урале, стали считать военным сословием, что было обусловлено соответствующими чертами характера и приверженностью к военному делу. Люди получили возможность избавиться от уплаты ясака, однако им было велено отправляться на военную службу в случае первой необходимости.
Многие из тептярей воевали. Особую роль они сыграли в крестьянской войне, разгоревшийся в 1773 году, выступая за Пугачева.
Во время расселения тептяри селились в уездах Южного Урала. Ассимиляции способствовало вливание в состав татар: представители тептярского сословия охотно выдавали своих дочерей за татар и сами стремились породниться, беря татарских девушек в жены. Так культурные особенности постепенно стали исчезать.
Религия
Тептяри в большинстве своем являются мусульманами. Некоторые до сих пор сохранили языческие верования, однако такое явление характерно скорее для пожилых людей.
Традиции
У тептярей всегда были распространены малые семьи. Многоженство встречалось редко, в основном царила моногамия. Патриархат был абсолютно доминирующим явлением. Мужчина распоряжался имуществом и судьбой своих детей. Буквально в каждом вопросе слово отца становилось решающим фактором. Статус женщины определялся и возрастом. Если она являлась матерью, значит ее слово приравнивалось к слову отца. В ведение ее дел входили хозяйство и забота о семье. Она же имела значительное влияние на невесту своего сына.
Когда девушка выходила замуж, ее обязанностью становился уход за домом, скотом и одеждой. За женой сохранялось право требования развода, если ее не устраивало отношение мужа или его родителей к ней. В случае развода девушка получала приданое и могла забрать свое имущество. Однако муж часто оставлял детей у себя и отдавал только в обмен на выкуп. Повторно девушке выходить замуж было запрещено. Сейчас многие традиции упразднили, зато праздники отмечают так же, как и в прежние времена.
На праздник Каргатуй принято готовить пшенную кашу. Это важный день, посвященный пробуждению природы. Проводится он, как следствие, на открытом воздухе. Все люди собираются, чтобы отведать каши, обращаются к духам предков и богам, прося о дожде. На Каргатуй устраивают много соревнований, танцы, исполнение песен. Это чисто языческий праздник, как и Кякук сяйе, отмечаемый близ реки или рядом с горами. Если Каргатуй считается всеобщим днем, то Кякук — это исключительно женский праздник. В этот день девушки должны отправиться в лес и найти кукушку, обязательно взяв с собой угощение. Загадывая желание, девушка ожидает услышать заветное «ку-ку». Если оно звучит звонко, значит ее желание непременно исполнится. На Кякук устраивают много разных соревнований.
Существует несколько интересных обрядов, которые тептяри переняли у башкиров. Одним из таких является «гусиная помощь». Этот обряд предполагает обход всех соседей с просьбой о помощи. Прибегают к нему накануне праздников. Отказывать в помощи нельзя, также нужно надеть самую красивую одежду.
Помощь называется «гусиной» вовсе не неслучайно, ведь хозяйка в буквальном смысле звала гостей, чтобы они помогли ей приготовить гуся. У всех были свои обязанности: хозяин дома гуся забивал, старшие женщины занимались ощипыванием птицы, молодые мыли ее в проруби. Юноши пели песни и играли музыку на гармошке. Когда начинался процесс приготовления супа из гуся, все гости собирались и играли в разные игры. Обычно это были задачи, требующие спеть, сплясать, сыграть на музыкальном инструменте, пересчитать как можно больше звезд на небе.
Другой обычай — вечерние посиделки. Он хорошо знаком всем, ведь многие любят собраться вместе и пообщаться за чаем, попутно занимаясь шитьем или вязанием. Посиделки сопровождают песни, музыка, легенды, а хозяйка угощает гостей сладостями. Обычай посиделок, в отличие от «гусиной помощи», встречается довольно часто.
Свадьба
Приходить свататься к девушке, до сих пор должны только самые уважаемые члены семьи со стороны жениха. Прийти может даже сам отец. Обязательным условием свадьбы является выплата калыма — выкупа. Раньше сохранялась традиция договоренности свадьбы: стоило ребенку появиться на свет, а его жизнь уже расписывали на много лет вперед. Договор скрепляется распитием баты — кумысом, который разводят водой или медом. Напиток выпивают из одной чаши.
После выплаты калыма следовал обряд бракосочетания, который проходил в доме семьи невесты.
Раньше свадебное торжество могло занять три дня. В первый день за организацию праздника и угощения бралась семья невесты, во второй бразды правления переходили к семье жениха. Праздник неизменно сопровождали игры, скачки, состязания. Третий день становился заключительным, молодоженам надлежало отправиться в дом жениха под шумные песни. Перед тем как уехать, невеста должна была подарить подарки всем своим родственникам. Обычно это были платки и полотенца, сшитые ею вручную. В обмен она получала деньги, скот, птицу. Всю процессию, включавшую сваху, старшего брата или подругу невесты, также важных гостей, возглавлял отец со стороны жениха. Сейчас сохранилась традиция поклона свекру и свекрови. Поклон совершается сразу после того, как невеста зайдет в дом мужа. Затем она должна подарить им подарки. После этого она идет к источнику и бросает одну серебряную монету. До рождения первенца невесте нужно будет избегать родителей мужа, скрывать лицо и не разговаривать с ними. Похищение невесты, имевшее никогда большую популярность, сейчас стало относительной редкостью.
Тептяри говорят на казанском диалекте татарского языка, который является наиболее распространенным среди жителей Татарстана и Башкортостана. Среди распространенных говоров присутствует кряшенский. В диалекте насчитывается множество особенностей морфологии и фонетических процессов, которые изучаются тюркологами и лингвистами. Также есть особое наречие, которое называется тептярским. Оно появилось как смешанный диалект, что объясняется контактированием различных диалектов друг с другом и общением разных представителей населения одной области.
Национальная кухня тептярей совпадает с башкирской и татарской. Самым желанным блюдом всегда оставалась конина, которую подавали вместе с бульоном. Пряности практически отсутствуют, хотя перец («красный» и «черный») время от времени в пищу добавляют, чтобы придать ей пикантности. Распространены зелень и овощи, в том числе петрушка и укроп, помидоры, огурцы, редис. Самой популярной сладостью является мед. Его используют для приготовления знаменитой сладкой закуски — чак-чак. Запивают такое яство чаем, причем иногда мед едят просто так, ведь это лакомство традиционно ассоциируется с богатством.
В пищу употребляют много кисломолочных продуктов, особенно кумыс. Знакомый всем кефир заменяет айран.
У тептярей не встречается различий между первым и вторым блюдами. Бульон может быть настолько густым, что в нем скорее больше мяса и лапши, чем самого бульона. Иногда конину заменяют мясом барана, говядиной или птицей. В любое горячее блюдо добавляются овощи: тыква и капуста.
Вторыми блюдами чаще всего являются пироги. Опять же в пищу могут употреблять всевозможное жареное или тушеное мясо. В него непременно добавляют зелень и овощи, которые служат гарниром. Часто к мясу подают и картофель. Пшеница и рис тоже стали излюбленными видами гарнира. А еще тептяри любят лук, причем добавляют его практически в любое блюдо. Лук редко варят и тушат, предпочитая есть овощ в свежем виде. Бешбармак и манты тоже снискали славу. Все эти блюда довольно сытные, а с учетом употребления кисломолочных продуктов, являющихся основными напитками, кухня тептярей без преувеличения считается одной из самых питательных и богатых калориями.
Пироги тептяри пекут весьма своеобразные. Их начинкой могут служить внутренности животных. Как и другая еда, пироги из слоеного теста являются довольно жирными. Само тесто часто пресное, помимо мясной начинки используют яйцо.
Жизнь
Историки выделяют в эволюции тептярей несколько этапов. Сейчас они находятся в так называемом периоде самосознания. У многих современных тептярей проявляется интерес к истории и культуре. Однако влияние башкир и татар на жизненный уклад сказывается довольно сильно, поэтому в вопросах самоидентификации тептяри все еще не определились, хотя «культурное возрождение» началось еще в середине 80-х годов прошлого века. Башкирская и татарская элита противоречиво относится к попыткам людей найти свою сущность.
Тептяри
Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. Типтәр
Содержание
Общая численность тептярей по переписи 1926 г. составляла 27,4 тысяч человек (в последующих переписях как отдельная группа не выделялась).
Живут в Татарстане, Башкортостане, Пермской, Оренбургской, Свердловской областях.
Большая часть тептярей пользуется мензелинским и близким к нему бирским говорами среднего диалекта татарского языка.
Верующие тептяри – мусульмане-сунниты.
Традиционная одежда тептярки
История
Начало формирования тептярей относится ко второй половине XVI в. Наименование «тептярей» первонач. имело лишь определенный социально-экономический смысл (обозначало припущенников – людей, поселившихся (на тех или иных условиях) на башкирских землях). Среди них были татары, башкиры, бесермяне, марийцы, мордва, удмурты и чуваши.
Этимология термина «тептярей» восходит к персидскому слову «дэфтэр» («тетрадь»), заимствованному арабами и употреблявшемуся в значениях «список», «тетрадь-регистр для записи податного населения и судебных решений». Дореволюционные историки (Г.Н.Ахмаров и др.) отмечали, что именно в подобных тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.
В начале XVIII в. припущенники подразделялись на тептярей и бобылей, при этом под первыми обычно имелась в виду их тюркоязычная часть (татары, чуваши, башкиры), под вторыми – финноязычная (марийцы, удмурты, мордва).
К середине XVIII в. тюркоязычная часть тептярей стала обособляться в самостоятельную этническую группу. Основу тептярей составляли татары, башкиры, ассимилированные чуваши, а также небольшое число бесермян и марийцев.
В 1780-е гг. тептяри находились в ведении Уфимской казенной палаты, с 1798 г. – Оренбургского военного губернатора. По характеру повинностей и налогов тептяри занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.
В 1790-е гг. тептяри были переведены в разряд военно-служилого населения (правительством были сформированы 2 тептярских полка, которые существовали до 1835 г.). Со второй половины 1830-х гг. тептяри перешли в ведение местного гражданского начальства, но продолжали поставлять рекрутов и выплачивать налоги на содержание Оренбургского (затем Уфимского) казачьего полка.
В 1855–1865 гг. находились в составе башкиро-мещерякского войска.
В первой половине XIX в. тептяри расселялись в основном в северных и западных районах Башкирии (по нижнему течению реки Белая, в западной части бассейна реки Ик) среди башкир-вотчинников, перенимая у них многие культурные и языковые особенности. Этому способствовало то, что тептяри селились не только обособленно, но и образовывали поселения («концы») в башкирских деревнях.
В XVIII–XIX вв., с увеличением численности татар в местах компактного проживания тептярского этносословия, усиливается влияние татарской культуры и языка на процессы формирования этнокультурной идентичности тептярей. Материалы Всесоюзной переписи 1970 г. (по Башкирской АССР) показывают, что тептяри в большинстве случаев причисляли себя к татарам.
Многие этнокультурные признаки позволяют считать тептярей особой этнографической группой татар Среднего Поволжья и Приуралья.
Традиционные занятия
Основные занятия тептярей ‒ земледелие и животноводство (до 1930-х гг.). Возделывали овёс, просо, пшеницу, рожь. В некоторых районах компактного проживания тептярей (учалинские тептяри) преобладало скотоводство. Занимались охотой, пчеловодством, рыболовством, лесными и другими промыслами.
Традиционная культура
Традиционная культура, хотя и имела ряд особенностей, мало отличалась от культуры татар Волго-Уральского региона в целом.
В жилищах тептярей доминировали элементы, близкие по стилю к имевшимся в домах казанских татар Предкамья и Предволжья.
Самобытность одежды тептярей ярко демонстрирует женский костюм, основным предметами которого в XIX – начале XX вв. были большой калфак, особые покрывалообразные головные уборы (баузы яузык, ерпэк), нижняя и верхняя одежда приталенного покроя (эч билле, биш билле, кулмэк, ыштан и др.), узорная кожаная обувь с декоративным оформлением, одежда с узорным ткачеством, например нагрудники (кукрэкчэ) с тамбурной вышивкой.
Демисезонной одеждой тептярей были бешмет, казакин (в местах совместного проживания с татарами-мишарями), чекмень (чикмән), зимней – овчинная шуба (тун).
Ювелирные украшения были в основном такими же, как и у казанских татар (изу, яка чылбыры, сырга).
Из общественных обрядов и праздников особо выделялись проводы зимы (ташу карау), Джиен, а также Сабантуй, включавший несколько видов соревнований и игр (карга боткасы, сорэн, орлык чыгару), Курбан-Байрам и Ураза-Байрам; существовал также летний обряд пожелания благополучия (жертвоприношение, обливание водой).
Литература
Ахмаров Г.Н. Тептяри и их происхождение. Казань, 1907.
Исхаков Д.М. Тептяри: опыт этностатистического изучения // Советская этнография. 1979. № 4.
Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993.
Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа, 2001.
Якупов Р.И. Тептяри: историко-этнологические очерки (к проблеме генезиса этничности). М., 2001.
Радик Исхаков: «Вчерашние новобашкиры опять стали татарами»
«Татары Уфимского уезда» — идеологический ответ Башкортостану или сугубо научный справочник казанских историков?
На Северо-Запад Башкирии переселялись татары Заказанья, поэтому здесь говорят на «чисто татарском языке», утверждает ученый Института истории им. Ш. Марджани, доктор исторических наук Радик Исхаков. В то же время переход тептяр в башкиры в XVIII—XIX веках был делом добровольным, считает он. Однако уже в XX веке многие жители востока Татарстана и запада Башкортостана обратно вернулись в татары. Исхаков выступил ответственным редактором книги «Татары Уфимского уезда», посвященной ревизиям татарских деревень в XVIII веке. Монография была презентована в Казани и вызвала неоднозначную реакцию в Башкирии. А выход издания в преддверии Всероссийской переписи населения добавляет пикантности ситуации. Как рассказал казанский ученый в интервью корреспонденту «Реального времени», выпущенный историками справочник не является продуктом политического заказа татарстанских властей. При этом он признал определенное доминирование уфимских коллег в информационном пространстве. Кроме того, наш собеседник поведал о таких этносословных группах, как тептяри, бобыли, уфимские, служилые и ясачные татары, а также поделился своим мнением относительно северо-западного диалекта башкирского языка.
«Проводили перепись всего населения за исключением уфимских татар и башкирцев»
— Радик Равильевич, когда татары впервые появились на территории современного Башкортостана?
— У нас выходил первый том «Татары Приуралья», полностью посвященный этой теме: как заселялся этот регион, входивший в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Татары фиксируются еще со времен средневековья на территории Западного Башкортостана, Восточного Татарстана. Имелись тарханные грамоты, на основе которых татарский феодал имел обширные земли — на территории рек Белая, Ик. Это уже была территория, освоенная татарами. Кроме того, это была территория кочевий ногайских татар.
Книга «Татары Уфимского уезда» охватывает XVIII век, когда формировалась Российская империя. В это время современная Башкирия (Уфимский уезд) считалась внутренней окраиной, где часто вспыхивали восстания. Она граничила с территориями, киргиз-кайсаков, ногайцев.
— Какие этнографические группы татар описываются в вашей книге?
— Приуралье, восточное Закамье были территорией интенсивных этнических контактов. Поэтому здесь сформировалась сословная стратификация, которая не встречалась в других регионах.
Уфимский уезд — большая административно-территориальная область, которая охватывала территорию современного Башкортостана, востока Татарстана, частично Удмуртии, Оренбургской и Свердловской областей. До XVIII века Уфимский уезд подчинялся Приказу Казанского дворца, в начале XVIII века он вошел в состав Казанской губернии. А с 40-х годов XVIII века он входил уже в состав Оренбургской губернии.
Первая государственная ревизия (1722 год) была связана с реформой системы налогообложения. Такие переписи проводились для того, чтобы зафиксировать податное население — всех налогоплательщиков. Для реформы Петра I перепись проводилась «подымная», т. е. налоги собирались с каждого домохозяйства, а с первой ревизии — подушно, т. е. с душ мужского пола. Материалы этих ревизий являются более точными, в них зафиксирована информация по этническому и сословному составу. Ревизии являются основным источником генеалогических исследований (составление родословных). Это уникальный комплекс документов, очень значимый источник.
Первая ревизия зафиксировала наличие большого количества татарских деревень — более 200. Были записаны три основные сословные группы татар. Первая — ясачные татары, т. е. татары-хлебопашцы, наиболее крупная группа. Как таковой ясак они не платили, подати оплачивались деньгами. Другие группы — служилые татары и служилые мещеряки. Мещеряки появились довольно рано на этой территории, они фиксируются в конце XVI века. Они несли военную службу и часто направлялись на пограничные территории…
Книга «Татары Уфимского уезда» охватывает XVIII век, когда формировалась Российская империя. В это время современная Башкирия (Уфимский уезд) считалась внутренней окраиной, где часто вспыхивали восстания
— Для подавления восстаний, в том числе башкирских?
— Да. Как граница расширялась, их передвигали дальше. Уфа была небольшой крепостью. По грамоте 1688 года (конец XVII века) зафиксировано, что в Уфу на службу были переведены служилые мещеряки. Уфу в это время защищали от восстаний башкирцев служилые мещеряки, поместные дворяне (конница) и иноземцы — представители нового иррегулярного войска. Служилые мещеряки в XVIII и XIX веках продолжали нести военную службу.
В указе о проведении первой ревизии было приказано проводить перепись всего населения за исключением уфимских татар и башкирцев, в других регионах — инородцев Сибири, которые платили натуральный ясак, и астраханских татар. В первых материалах присутствуют все сословные группы, кроме башкирцев и уфимских татар.
— Кто такие уфимские татары?
— Это дискуссионный вопрос. Таких исследований нет. Но исходя из логики, можно предположить, что это татары, которые жили в Уфе. А поскольку городское население не переписывалось, в материалах первой ревизии они не указаны.
— Почему башкиры остались за рамками переписи?
— Это было связано с тем, что башкиры имели вотчинное право, были вотчинниками. Они обладали определенными привилегиями и не платили подати. Фиксировались только те, кто платили налоги. Поэтому башкирцы не вошли в первую ревизию. Поэтому эти населенные пункты, в которых указаны татары, однозначно являются татарскими селениями, тем более ясачные татары — здесь указаны сословие и этнос.
— А к ним не могли быть приписаны представители других народов, в том числе башкир или финно-угров?
— Мы дали материалы только по ясачным татарам. Но присутствовали и другие — ясачные чуваши, удмурты, все они представлены в материалах [ревизии]. То же самое касается служилых. А башкирцы — это вотчинники. Маловероятна такая трансформация, чтоб башкирцев записали ясачными татарами. Это разные сословные и этнические группы. И многие деревни ясачных татар были основаны выходцами из Заказанья. И по материалам ревизий Заказанья это очень хорошо видно, как массово мигрировало население (ясачные татары). Все фиксировалось довольно четко. И каких-то разночтений быть не может, учитывая, что башкирцев не фиксировали. Ревизия — это основной источник по этнической истории и для составления родословных. В документе указаны татары, это подтверждается другими источниками. Трудно отсюда вывести каких-то башкир.
Ревизия — это основной источник по этнической истории и для составления родословных. В документе указаны татары, это подтверждается другими источниками. Трудно отсюда вывести каких-то башкир
«Сохранилось много документов, где татары просят перевести их в башкирское сословие»
— Как учитывалось население в других переписях?
— Вторая ревизия — это 40-е годы XVIII века. Появляются новые сословные группы в составе татар и других народов. Также увеличивается территориальный охват. Если в первой ревизии учитывались четыре дороги (Казанская, Сибирская, Ногайская и Осинская), то во второй появляется Новомосковская дорога. Это связано с тем, что между первой и второй ревизиями шла интенсивная миграция татар, поскольку здесь было больше земли, не проводилась политика насильственной христианизации, религиозной унификации. Здесь жить было вольготнее, поэтому вторая ревизия фиксирует появление большого количества татарских деревень, особенно на территории Новомосковской дороги. Это современные Азнакаевский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский, Сармановский районы Республики Татарстан, Бакалинский, Бижбулякский районы Башкортостана, районы Оренбургской области и город Оренбург.
Появляются и новые сословные группы. Был создан Сеитовский Посад Оренбурга (ныне Татарская Каргала, — прим. ред.), в котором зафиксированы торговые татары. Это привилегированная группа (переходная в купечество). Недалеко была граница, требовались деятельные люди, которые бы знали тюркские языки и могли торговать с казахами. Наиболее подходили для этого татары. Из-за того, что они туда переселились, оживили торговлю с казахами, им предоставили определенные льготы. Это были выходцы из Заказанья: Сабинский и Тюлячинский районы. В дальнейшем в составе местной татарской общины появились татары-казаки.
Кроме того, на Новомосковской дороге на территории современного Бугульминского района образовалась группа чемоданных татар. Назвали их так неслучайно. На них лежала повинность по перевозке почты по станциям, за это освобождались от различных денежных обязательств. Они носили большие кожаные сумки кустарного производства (чемоданы), в которых перевозилась почта.
Наиболее крупная сословная группа, зафиксированная в третьей ревизии, — тептяри и бобыли.
— Тептяри и бобыли были отнесены в одну группу?
— Они появляются в материалах третьей ревизии одним пунктом «тептяри и бобыли», в дальнейшем они вошли в одно сословие, их различия к концу XVIII века были уже незначительными.
— Насколько я понимаю, в бобыли могли записывать марийцев, удмуртов, а в тептяри могли попасть и башкиры.
— В 1740-е годы была проведена перепись тептярско-бобыльских групп, с того времени начинается формирование этого сословия. Изначально в их составе было множество этнических групп. Наиболее многочисленной были татары, были также марийцы, удмурты и другие. Это была переходная сословная группа между ясачным и военно-служилым сословием. В 1790 году на них была официально возложена повинность по отбыванию военно-пограничной службы, они стали военно-служилым сословием. Они участвовали в войнах, в т. ч. наполеоновских, были образованы тептярские полки. Тептяри уже в 1760-х годах управлялись военной администрацией. Если ясачными и служилыми татарами управляли волостные старшины, то тептярами — старшины команд. Тептяри были сложносоставным сословием, и в материалах ревизии это тоже указывается: тептяри из татар, тептяри из черемисов. В нашей книге мы представили тептярей татарского происхождения.
Многие представленные в книге деревни существуют и сейчас на западе Башкортостана и востоке Татарстана. Те же крупные районные центры — Актаныш, Бугульма, Сарманово, Муслюмово — все они есть, там жили татары
— Как этих тептярей-татар вычислили и отделили от остальных народов?
— Основная группа тептярей-татар в материалах предшествующих переписей фиксируется как ясачные татары. Типичный пример — деревня Аняково Актанышского района, малая родина первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Согласно материалам ревизий, там проживали тептяри. В материалах первой переписи основная доля населения — ясачные татары, а в материалах третьей и четвертой ревизии у татар доминируют тептяри (более 60%). Многие представленные в книге деревни существуют и сейчас на западе Башкортостана и востоке Татарстана. Те же крупные районные центры — Актаныш, Бугульма, Сарманово, Муслюмово — все они есть, там жили татары.
— То есть вы исключаете наличие в них башкир?
— В материалах указано «татары». В данных третьей ревизии появляются три деревни, в которых зафиксированы башкирцы, которых в документе не должно быть, поскольку они вотчинники. Почему они зафиксированы, сложно сказать. По одной из версий, это те же татары, которые получили вотчинные права, и поэтому фиксируются как башкирцы.
— Или это башкиры, которые по различным причинам лишились вотчинных прав?
— Если бы они лишились вотчинных прав, то они не должны были фиксироваться башкирцами.
— А кем тогда таковых определяли? Тептярами?
— В материалах ревизий с 1722 до 1782 годов зафиксирована три таких случая: когда башкирцы переходили в тептярское сословие. Они очень многое теряли — свои вотчинные права. Они из более высокой социальной страты переходили в низкую. Такие примеры были, но единицы. И делать выводы, что тептяри — деклассированные башкирцы, исходя из этих данных, очень сложно. Я встречал такой тезис, в первую очередь у башкирских коллег, о том, что тептяри — это деклассированные башкирцы. Я не знаю, на основе каких источников они делали такие выводы. Но в источниках таких примеров очень мало.
В материалах третьей и четвертой ревизий начинают фиксироваться не только сословные, но и конфессиональные группы. Появляются новокрещеные татары, старокрещеные татары, старокрещеные татары из князей, мурз. Эти крещеные татары (кряшены) в основном были переселенцами (современные Бакалинский район Башкортостана, Тукаевский, Лениногорский и Сармановский районы Татарстана).
— Почему башкиры начали учитываться в четвертой переписи, хотя они не были податными людьми?
— Полноценно башкирцы начали учитываться с пятой ревизии, которую мы в своей книге не охватываем. Было организовано Башкиро-мещерякское войско. Причем жители тех деревень, которые в первых ревизиях были зафиксированы как татары, в последующем начинают обозначаться как башкирцы. К тому времени была введена кантонная система, и татары, которые вошли в состав Башкиро-мещерякского войска, начали фиксироваться не по этническому происхождению, а уже по сословию. То есть они стали нести военную службу, получили вотчинные права, заметно повысили свой социальный статус. В этом были заинтересованы сами татары. Сохранилось очень много документов, где они просят: «Переведите нас в башкирское сословие».
Татары, которые вошли в состав Башкиро-мещерякского войска, начали фиксироваться не по этническому происхождению, а уже по сословию. То есть они стали нести военную службу, получили вотчинные права, заметно повысили свой социальный статус. В этом были заинтересованы сами татары
— И, выражаясь современным языком, башкиром быть круто, так?
— Да. Можно провести такую аналогию: по материалам ревизий в Оренбургское казачье войско вошли разные этнические группы, в том числе татары, а также нагайбаки, крещеные татары, ногайцы, были калмыки. В ревизии фиксируются просто «казаки». А башкирцы занимали более привилегированное положение, чем казаки. Если казакам за службу полагалось 30 десятин земли, то башкирцам — 40. Казаки с выслугой лет, заработав офицерские чины, уже получали больше земли.
Происходила такая трансформация. Во время наполеоновских войн жители четвертого кантона Оренбургского казачьего войска, в том числе жители Сеитовского Посада, были переведены в сословие башкирцев. Много населенных пунктов, в которых жили татары, казахи и ногайцы, были переведены в состав Башкиро-мещерякского войска. Здесь уже и татары, и ногайцы в материалах ревизий XIX века считаются башкирцами. Произошел перевод из одного сословия в другое.
Были и примеры, когда в сословие башкирцев переводили марийцев, казахов. Этническая марийская деревня, в которой проживали марийцы-тептяре, переводится в Башкирское войско.
«Риза Фахретдинов, Заки Валиди происходили из тептярских деревень»
— Выпуск этого издания произошел в преддверии Всероссийской переписи населения. Это случайно так вышло?
— Эта работа велась несколько лет. В ней принимали участие и краеведы, которые собирали материалы в течение последних 10 лет. Конечно, перепись накладывает определенный отпечаток. Башкирские коллеги издавали материалы по башкирским родам. Но почему-то они использовали материалы пятой и последующих ревизии, а первые четыре не учитывали.
— Это логично, потому что тогда, наконец, начали учитывать башкир.
— Тогда начали учитываться башкирцы. Но есть книги, которые охватывают территорию восточного Татарстана — о так называемых мензелинских башкирах. Материалы первых четырех ревизий показывали более развернутую картину, двухсословную, где учитывалась этническая составляющая. Но они эти материалы не публикуют.
— Вы ограничились тем, что касается татар, а они — башкир.
— Но на основе этих материалов (более поздних ревизий) они делают выводы о том, что жители деревень — этнические башкиры, что противоречит материалам более ранних переписей.
— Разве указанные территории не были вотчинными владениями башкир?
— Они нашли «доказательства», что какие-то деревни были башкирскими. А в материалах первых переписей — там ясачные татары.
— «Ясачные татары» подразумевает и сословный фактор. К ним могли быть отнесены и башкиры?
— Как это возможно? Массово, более 200 деревень, были записаны. Та же деревня Бугульма, мы знаем, кто был основателем. Риза Фахретдинов, Заки Валиди происходили из тептярских деревень.
— Ахмет-Заки Валиди в своих «Воспоминаниях» пишет, что он из тептяр (это сословие), но при этом называет себя башкиром.
— Но если брать эту этносословную группу, то основная часть тептярских деревень в восточном Татарстане были основаны татарами.
— Альметьевск основал башкирский мулла Альмет.
— У Надыра Уразметова сохранились его тарханные права. Он был основателем этой деревни. Происходил из татарской деревни Большой Менгер современного Атнинского района Татарстана.
В чем задача этого издания? Здесь нет какой-то идеологии. Мы просто взяли, как в документе написано, так и написали. Если написано «служилый татарин» или «служилый мещеряк», мы так и пишем
— Считается, что и он происходил из башкир.
— Есть такое мнение, которое мы не разделяем. Но в чем задача этого издания? Здесь нет какой-то идеологии. Мы просто взяли, как в документе написано, так и написали. Если написано «служилый татарин» или «служилый мещеряк», мы так и пишем. А это очень большой хронологический охват — почти весь XVIII век (1722—1822). И здесь зафиксированы служилые татары, ясачные татары, тептяри. Но на основе этих материалов никак нельзя сделать вывод, что это башкирцы, если написано, что жители — ясачные татары.
Что касается башкирского сословия, в 1855 году был издан указ о переименовании Башкиро-мещерякского войска в Башкирское. И в этом указе четко прописано, что население этого войска должно именоваться башкирцами. И только в исключительных случаях можно указывать их добашкирское сословное и этническое происхождение. И после 1855 года практически все жители, входившие в состав Башкирского войска, четко были записаны башкирцами. Этот указ привел к тому, что в материалах девятой и десятой ревизий жители сплошь указывались башкирцами.
— Как понимаю, они сами не возражали против именования себя башкирами?
— Они же военные люди, как они могут сопротивляться этому? И многие тептяри, ясачные татары писали прошения, чтоб их перевели в башкирцы. Так они ничего не теряли, но приобретали очень много, становились вотчинниками. Это был определенный социальный лифт.
«О политическом заказе речи не идет»
— Радик Равильевич, скажите, а был ли какой-нибудь специальный заказ от правительства Татарстана или аппарата президента РТ на выпуск этого справочника?
— Нет, не было. Я как ответственный редактор заявляю, что эта работа началась в то время, когда правительство не знало о ней. Только на финальной стадии, когда требовалось финансирование на издание книги, тогда мы уже обратились в органы власти, чтобы оказали финансовую помощь. О каком политическом заказе можно говорить, если руководство республики не знало о книге? Это справочное издание, где представлены источники.
— У вас в Институте истории работают и выходцы из Башкортостана (Лилия Габдрафикова, Ильнур Миргалеев и другие). Участвовали ли они в подготовке издания?
— Нет. Все работают в разных отделах, каждый занимается локальными темами. Лилия Рамильевна занимается татарской повседневностью, началом XX века. Ильнур Миргалеев занимается исключительно Золотой Ордой. Он участвовал в выпуске первого тома «Татары Приуралья». Не может медиевист заниматься началом XX века. Опять-таки, для того, чтобы прочитать материалы ревизии (скоропись), нужна определенная квалификация.
— Правда ли, что Заки Валидов назван у вас «известным татарином»?
— Здесь краевед составил родословную, на основе которой Заки Валиди в этническом отношении происходил из татар-тептярей. Хотя башкирские ученые считают, что он был башкиром по происхождению.
— Потому что он сам не раз заявлял, что башкир, на это указывают метрические книги родителей, и был отцом-основателем Башкирской Республики.
— То же самое касается Ризы Фахретдинова: башкирские исследователи заявляют, что и он был башкиром по происхождению. Сохранился единственный документ, где он в графе «сословие» указывает «башкирец». Споров очень много: насчет Галимжана Ибрагимова, Карима Хакимова, Мутиных (Ильдархан и Мухтар).
— Почему бы это не могло быть башкирским шежере?
— Два первых человека [основатели рода], которые они приписывают к башкирам, документально не подтверждаются — на основе ревизий. Мы говорим не о том, кем себя самоидентифицировал, а о том, кем были его предки, из каких деревень они происходят.
По материалам ревизий XVIII века невозможно вычислить, сколько должно быть татар и башкир. Я могу лишь сказать, сколько было по материалам первой или второй ревизии. А сколько реально в современной Башкирии, я не знаю, кто сможет точно и корректно ответить на этот вопрос
«Издания башкирских ученых в информационном пространстве до последнего времени доминировали»
— Соответствуют ли, на ваш взгляд, реальной картине результаты Переписи-2010 в Башкортостане? Ведь довольно много звучит заявлений, что один народ переписывался в другой, чтоб поддержать титульную нацию.
— Этим должны заниматься социологи. По материалам ревизий XVIII века невозможно вычислить, сколько должно быть татар и башкир. Я могу лишь сказать, сколько было по материалам первой или второй ревизии. А сколько реально в современной Башкирии, я не знаю, кто сможет точно и корректно ответить на этот вопрос.
Цель нашей книги — показать материалы первичного фискального учета XVIII века и кто в населенных пунктах проживал по этническому и сословному статусу. Здесь представлены листы конкретных документов, что позволяет научно верифицировать данные. Человек, интересующийся родословной своей семьи, может обратиться к документам или к нам и получить более подробную информацию. Мы готовили книгу с сугубо научной целью.
— Была ли реакция уфимских коллег на это издание?
— Не видел. В наш институт и мне лично писали татары Башкортостана, которые спрашивали, как можно приобрести книгу, предлагали свои услуги по распространению, тиражированию, предлагали опубликовать по конкретным районам в своих периодических изданиях, чтоб донести до народа информацию. Издания башкирских ученых в информационном пространстве до последнего времени доминировали. У них опубликованы материалы с пятой ревизии. И житель деревни смотрит туда и видит, что там проживали башкирцы, а другой информации, более ранних ревизий, у него нет. Ему сложно понять, что башкирцы — это не только этническая составляющая, но и сословная, где ядром были башкиры. Мы как ученые должны делать выводы на основе исторических источников. Я могу документально доказать, кто из какой деревни вышел. А когда составляют башкирские родословные, как они могут документально доказать, что у жителя деревни, в которой он зафиксирован как ясачный татарин, предки были башкирами?
— Как пишут в СМИ, вы уже заявили, что Уфа и Стерлитамак — это якобы татарские города. Вы действительно что-то подобное говорили?
— Это не совсем так. Я сказал, что в них жили татары. Я приводил данные грамоты 1688 года, в соответствии с которой в Уфу переселились мещеряки, т. е. татары.
— Но основным населением Уфы и Стерлитамака были русские. Скорее, это русские города.
— В том-то и дело. Здесь никто не говорит, что Уфа — татарский город. Она была небольшой крепостью. Вокруг нее была развита сеть населенных пунктов, которые вошли в состав города. И многие эти селения, которые сейчас являются Уфой, были татарскими деревнями. То же самое касается Набережных Челнов и других городов: в их состав вошло много татарских населенных пунктов. Что касается Стерлитамака, здесь была деревня, в которой жили ясачные и служилые татары. Исходя из этой информации можно сделать вывод, что это была татарская деревня, которая позже стала крупным промышленным городом. Речь идет лишь о том, что татары там просто жили. А выводы о «татарском городе» — это определенный журналистский прием.
— Несколько лет назад некоторые татарские активисты предлагали присоединить к Татарстану западные районы Башкирии. Как вам такая идея?
— Я не представляю, как это можно сделать. Я к этому отношусь отрицательно. Политические последствия будут негативными, обострятся межнациональные отношения. Это ничего не даст. Мы живем внутри одного единого государства, и такие идеи не могу поддерживать.
— Хотелось бы узнать также ваше мнение относительно северо-западного диалекта башкирского языка.
— Исходя из данных материалов, мы знаем, что туда переселялись татары Заказанья, поэтому это чисто татарский язык. Есть отдельные говоры, специфика языка, но есть научные аспекты. По всем признакам это татарский язык. Когда мы едем в Башкирию, и там говорят на татарском языке, я всех прекрасно понимаю.
Где жили этнические башкиры, там нет татарских деревень. Башкирцев не переписывали в ревизии, но проводились специальные переписи башкирского населения. Я брал некоторые деревни и сравнивал, кто где живет. Прошло более 300 лет, а этническая картина особо не изменилась
— Вы, вероятно, поймете и жителей Бурзянского района, где проживают преимущественно башкиры. Это не значит, что они разговаривают на татарском.
— Кстати, в материалах ревизий практически нет татарских деревень Сибирской дороги (Урал, Зауралье). Где жили этнические башкиры, там нет татарских деревень. Башкирцев не переписывали в ревизии, но проводились специальные переписи башкирского населения. Я брал некоторые деревни и сравнивал, кто где живет. Прошло более 300 лет, а этническая картина особо не изменилась.
При фискальном учете превалировало обозначение сословного статуса. И сословные группы трансформировалось во многом под влиянием государства. Например, в результате реформ Петра I служилые татары были деклассированы и переведены в лашманское сословие. Поскольку не хватало лашманов, ясачные татары переводились в служилые татары, т. к. служилые татары могли нести лашманскую повинность. То же самое с башкирцами. В башкирское сословие массово переводили во время наполеоновских войн, потому что срочно нужна была конница. В 1860-е годы полностью отменили систему Башкирского войска, и жители стали сельскими обывателями. Население деревень, которые в первой ревизии указаны как ясачные татары, в поздней стали башкирцами.
В первых советских переписях (1920-е годы) сословный статус не имел никакого значения, вотчинных прав нет, и они записывают себя татарами. Произошла двойная трансформация: вчерашние новобашкиры стали опять татарами.
Поделитесь в соцсетях
Хотите быть в курсе новостей?
Новости партнеров
комментарии
Мещеряки появились довольно рано на этой территории, они фиксируются в конце XVI века. Они несли военную службу и часто направлялись на пограничные территории…— Для подавления восстаний, в том числе башкирских?
— Да. Как граница расширялась, их передвигали дальше. Уфа была небольшой крепостью. По грамоте 1688 года (конец XVII века) зафиксировано, что в Уфу на службу были переведены служилые мещеряки. Уфу в это время защищали от восстаний башкирцев служилые мещеряки, поместные дворяне (конница) и иноземцы — представители нового иррегулярного войска. Служилые мещеряки в XVIII и XIX веках продолжали нести военную службу.
.
не совсем так, насчёт восстаний. мой прадед 9мишар)сам был одним из руководителей восстания.
Сложный, дискуссионный в научном плане вопрос.
Русские, например, своими предками имеют и славян, и финно-угоров, и тюрков, и монгол, и семитов и др.
«. поэтому это чисто татарский язык. Есть отдельные говоры, специфика языка, но есть научные аспекты. По всем признакам это татарский язык. Когда мы едем в Башкирию, и там говорят на татарском языке, я всех прекрасно понимаю».
«Башкирский» язык появился в 1919 году.
А «татарский» язык возник в 1920 и году.
До этого поволжские тюркские мусульмане разговаривали на одном языке.
Да, были диалекты единого языка от деревни к деревне.
Но не более.
Или ошибаюсь?
Жители аулов Казанской губернии, Уфимской губернии, Оренбургской губернии тоже говорили на своих диалектах.
И понимали друг друга при встрече.
В Казани, Уфе, Оренбурге и др. городах, куда они приезжали на заработки, вырабатывался единый литературный язык поволжских тюркских мусульман, создавалась единый этнос поволжских тюркских мусульман.
«22 марта 1920 года председатель СНК РСФСР В. И. Ленин принял в Кремле Б. X. Мансурова, С. Г. Саид-Галиева и других для обсуждения с ними вопроса об образовании Татарской республики[4].
Она была провозглашена декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 27 мая 1920 года[5] и образована 25 июня того же года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика (А.Т.С.С.Р., Татреспублика) (тат. Avtonomiəle Tatarstan Sovet Sotsialstik Respublikasь (A.T.S.S.R., Tatarstan)[6])».
Современные башкирский и татарский языки похожи, как были в своё время похожи «языки» жителей деревень Владимирской и Костромской губернии.
Которые потом стали «русским» языком.
Или это упрощение?
Может что-то похожее происходит и с современными башкирским и татарским языком?
Они должны объединиться и превратиться в единый язык поволжских тюркских мусульман?
Ведь этот процесс уже почти завершился в начале 20 века.
Но был насильственно прерван марксистами Лениным и Троцким.
Марксистские «учёные» расчленили единый литературный язык поволжских тюркских мусульман на пролетарские «башкирский и «татарский».
1) Все эти сословия: ясачные татары, служилые татары, чемоданные татары, лашманные татары, служилые мещеряки, тептяри, бобыли и др. были полиэтничными. Самоназвания «татар» до начала XX века не было.
2) Башкиры не учитывались в первых ревизиях, но это не означает, что башкир там не было. Как правило, все эти деревни основали либо сами башкиры-вотчинники на своих землях, либо припущенники по договору с башкирами.
3) Появление башкир в последующих ревизиях не означает исчезновение ясачных и прочих татар, мещеряков, тептярей и др. Они так же продолжали учитываться в ревизиях.
4) Мишари вплоть до переписи 1939 года считались отдельным народом, а не татарами. Аналогично с тептярами.
5) Башкирское войско было упразднено в 1865 году, но по мнению авторов, в него продолжали записывать и дальше, вплоть до 1917 года. Войска нет, а в него записывали?
А может они и тот же скандальный профессор Измайлов и др. давно уже русские мусульмане?
Они русским языком (и разговорным и научным) владеют гораздо лучше (на порядки), чем татарским или башкирским языком.
Русский язык в силу ряда причин стал давно (уже несколько столетий) языком меж-этнического, меж-национального общения, вытеснив региональные славянские, финно-угорские, тюркские и др. языки.
Мишари так же были в подчиненном положении в войске. Есть письма мишар с жалобами.
Для создания войска нужны были огромные деньги. Башкиры полностью за свой счет финансировали армию. В любой момент могли выставить 110000 вооружённых всадников с тыловым обеспечением.
Ни о каком массовом переводе «ясачных татар» в башкиро-мещерякское войско нет никаких сведений, в том числе в этой пропагандисткой книге.
Эти итоговые ведомости ревизий в виде таблиц давно были опубликованы в интернете еще в 2010 году на форуме уфаген.ру и в 2012 году на форуме вгд.ру пользователем Tusia (Натальей из Москвы).
Затем некто скопировал из интернета эти данные, опубликованные ранее другими людьми, и опубликовал анонимно (видимо постеснялся) в журнале Туган жир #3-4 (гл. редактор Дамир Исхаков) в конце июля этого года, выдав за свою работу. Причем скопированы даже все примечания Tusia слово в слово.
В августе в институте марджани решили издать все это в виде книги. Взяли таблицы из интернета, добавили пару сканов листов, написали введение и вуаля «шедевр» готов. Больше времени наверно ушло на введение.
Какие «10 лет»? Ни стыда, ни совести.
Впрочем, почему не может быть.
Примеров из Диссернета полным полно.
Что касается самого творения Р.Исхакова и его коллег, то навскидку можно сделать следующие предварительные выводы. Более обстоятельный обзор, надеюсь, будет сделан в отдельной рецензии башкирских историков.
1. В справочнике «Татары Уфимского уезда» приведены данные первых четырх ревизий, которые учитывали на территории Уфимского уезда лишь небашкирское население. Башкиры не учитывались, так как власти опасались их восстания, а не потому, что они не платили податей, как пишет Р.Исхаков. Например, последняя фаза башкирского восстания 1735-1740 гг. вспыхнула в 1739 году как раз из-за попыток правительства переписать население. Впервые полноценно с приведением имен башкиры были переписаны ревизией 1811 года.
2. Относительно достоверности статистических данных, приведенных в справочнике, ничего сказать нельзя, так как никто их не перепроверял. Одно можно сказать определенно, что к татарским деревням были отнесены смешанные деревни без всякого пояснения, что кроме ясачных или служилых татар тут проживали также башкиры, часто составлявшие большую часть населения. Например, в каком-нибудь ауле жило 100 башкир, 10 ясачных и 3 служилых татар. Но так как составители справочника приводят данные лишь по первым четырем ревизиям, не учитывавшим башкир, в их таблицы попадают лишь татары – те самые 10 ясачных и 3 служилых татар. Основателями большей части населенных пунктов Уфимского уезда был тот или иной башкир, на чьей вотчине возникло селение. Пустых земель не бывает. Например, деревня Бакаево Кушнаренковского р-на РБ основана в 17 веке башкиром Дуванейской волости Бакаем Тойметовым. В начале 18 в. он припустил мишарей, которые и были учтены ревизией 1722 г. На это основании Р. Исхаков относит этот аул к татарским селениям, хотя большинство населения там составляли башкиры, учтенные последующими переписями. Это явная манипуляция фактами, дабы сформировать у неискушенного читателя ложные представления.
3. Далее чисто концептуальные моменты. Авторы ставят знак равенства между названиями сословий служилых и ясачных татар и современным самоназванием татар, словно первые и в 18 веке так же себя именовали. Но это не так. Татарской идентичности тогда еще не существовало. Общеизвестно, что она возникла лишь в начале 20 века. Академик В. В. Бартольд писал: «…на Волге местная интеллигенция, после некоторых споров, приняла слово “татар” как название своего народа, вследствие чего возникла Татарская республика».
4. Эксплуатируется старый прием о сословном характере названия «башкирец». Ключевым моментом является их попытка доказать массовой переход тептярей, которых они трактуют исключительно как «татар», а также ясачных татар в «башкирцы». Причем, этот переход якобы осуществлялся по просьбе самих этнических татар, желавших повысить свой социальный статус, а правительство, идя навстречу «пожеланиям масс», якобы санкционировало подобную конверсию. Это, конечно, не соответствует действительности. Подобные сословные трансформации были, как правило, возвратным движением этнических башкир, как они писали, в свое «первобытное состояние».
6. Что касается его измышлений относительно происхождения А.-З. Валиди, то тут комментировать нечего. Основатель Башкирской Республики сам все четко и ясно высказался по этой теме в своих «Воспоминаниях».
Но он вольно или невольно «играл на руку» международным марксистам-террористам Ленину и Троцкому, которые для удержания власти расчленили Россию по национальному признаку и внесли раздор между народами.
А что делать?
Если сами «башкиры» и «татары» не могут отличить, кто есть кто?
«Татары Уфимского уезда» — идеологический ответ Башкортостану или сугубо научный справочник казанских историков?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/198921-teptyari-yasachnye-tatary-prosili-chtob-ih-pereveli-v-bashkiry
А уж если совсем-совсем «сугубо научно», то «Татары Уфимского уезда Казанской и Оренбургской губерний Российской империи».
А так даже в названии сплошная идеология и желания «ущемить» братьев-башкир и выставить в смешном свете братьев-татар.
С наступающим Новым годом, братья-татары и братья-башкиры!
Здоровья, мира и благополучия.
Православный русский.
С того времени, как Казанское царство российскою силою побеждено и к российскому государству присовокуплено, рассеялись многие татара в продолжение сей войны, а остальные переселились отчасти толпами в непобежденные тогда ещё татарские области: вот по чему и сделано было в казанском царстве гораздо больше перемен, нежели в прочих завоеванных местах…
При сем правлении многие казанские татары, с дозволения оного, перешли с прежних своих мест на жилище в другие страны, которые показались им привольнее: вот по чему и умножилось число рассеянных станиц и селений сих татар в пограничных с Казанскою губерниях, а именно в Оренбургской, Тобольской, а отчасти также в Воронежской, и в некоторых других… однако они в житейских своих обрядах вере сообразны казанским татарам: почему и не примену, говоря об оных, и на сих ссылаться.
Оренбургских казанских татар отнюдь не должно смешивать с перекочевавшими в сию губернию ордами, как то с киргизцами, а отчасти и уфскими татарами. Прямые оренбургские татара живут в Оренбурге т по крепостям оренбургской линии по реке Урале частию рассеяно, а частию в особливых слободах, в собственных слободах и городке Каргале на реке Сакмаре, в 18 верстах от Оренбурга… Уфимские городские и деревенские татара суть древние древние беглецы казанские, и они многолюдны. В Оренбургской исешской провинции ведется уже с лишком сто лет селение, состоящее из некоторых деревень, и прозывается по Ичкинскому ручью…
Все оренбургские казанские татара числом превосходят настоящих казанских, да и прочих, в рассеянии живущих, наберется не меньше, как и казанских. Казанские татары получили своё название от главного города Казани… В прочем, по собственным преданиям, не особливого колена, но произошли от оставшихся тут на поселении разных поколений ратоборцов и от привлеченных в Казань иностранцов, а особливо ногайских татар, которые все чрез соединение своё в единое общество составили особый народ.
— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов. » Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.