Кто такие целовальники на руси
Культура пития: как на Руси появились бармены и почему их называли целовальниками
Кто такие целовальники
В судебнике 1497 года (на тот момент Русью правил Иван III) впервые упоминается слово целовальник. Иван Прыжков пишет в книге «История кабаков в России», что в то время целовальником называли человека, помогающего старостам и воевоводам вершить правосудие, ловить воров и устанавливать порядок в населенном пункте. Они же собирали подать, таможенные и торговые пошли, исполняли любые поручения суда. И в те годы эти люди не имели никакого отношения к барменам.
Целовальник — это представитель исполнительной власти, который присягает на службу царю и царскому двору и клянется выполнять свою работу точно, уверенно и честно. Когда он проходит обряд посвящения, служащий целует крест, чтобы в присутствии бога дать клятву царю, которую ни в коем случае нельзя нарушить. Именно благодаря этому ритуалу таких людей начали называть целовальники.
Первые бартендеры на территории Руси начали работать в середине XVI века, когда Иван Грозный открыл первый кабак на Балчуге в Москве
В барном сообществе принято считать, что первые бартендеры на территории Руси начали работать в середине XVI века, когда Иван Грозный открыл первый кабак на Балчуге в Москве. Евгений Кручина в книге «Водка» пишет, что это случилось примерно в 1555 году. Идею кабака, как питейного заведения для опричников и личной охраны царя, Иван подсмотрел в Казани во время своего третьего Казанского похода.
В кабаках было запрещено продавать еду. Из всех европейских стран только на Руси действовал такой странный закон. В кабаках можно было собираться большой компанией, обмениваться новостями, общаться и крепко выпивать. Но есть было строго запрещено. Работали такие заведения в первую очередь для крестьян, потому что именно они лишились возможности самим делать спиртные напитки. До появления официальных кабаков они заготавливали алкоголь, часть из которого продавали, а часть — выпивали самостоятельно с друзьями.
Как целовальники стали барменами
Большинство крестьян не были готовы смириться с тем, что им запрещено делать спиртные напитки и пытались продавать их из-под полы. Чтобы ограничить нелегальное распространение алкоголя, Иван Грозный возложил на целовальников, которым безоговорочно доверял, новую обязанность — следить за кабаками, чтобы там всегда был порядок (то есть никакого воровства и драк), контролировать, чтобы наливали только сертифицированный государственный спирт, и ловить тех, кто пытался продать свой нелегальный алкоголь. Если выражаться современным русским языком, то целовальники в одночасье стали бар-менеджерами, которые контролировали работу заведений. Поэтому начало барной индустрии на территории России лежит именно в истории целовальников.
У каждого целовальника был определенный финансовый «план», то есть своего рода KPI которые они должны выполнять ежегодно. Государство решало, сколько денег они могут заработать на продаже алкоголя за 12 месяцев и сколько обязаны передать в казну. Если целовальник не выполнял план, то он выплачивал долг из своего кармана. Поэтому за порядком в баре каждый менеджер времен Ивана Грозного следил крайне пристально.
Высокопоставленные военные и чиновники едва ли прислушивались к служителям бара и пили свои напитки
Тем не менее целовальникам было очень тяжело, потому что многие бояре и воеводы не выполняли постановление царя и приходили в кабаки со своим алкоголем. Высокопоставленные военные и чиновники едва ли прислушивались к служителям бара и пили свои напитки. И целовальники понимали, что таких гостей они не могут выпроводить, даже если они ведут себя неправильно. Следовательно, скорее всего, в конце года придется выплачивать долги из-за невыполненного плана.
Когда в 1917 году большевики приняли решение упразднить большинство профессий, целовальники тоже перестали существовать, потому что являлись прямыми подданными царя. По сути, на протяжении следующих 60 лет на территории современной России не было такого понятия как бармен или бартендер. Одним из первых знаковых советских барменов стал Александр Георгиевич Кудрявцев — он же одним из первых употребил этот термин применительно к сотрудникам ресторанов в СССР. В 1967 году Кудрявцев добился, чтобы мужчин, наливающих алкоголь в буфетах, начали называть барменами. Тогда министерство торговли СССР внесло в реестр специальностей эту профессию, ознакомившись с инструкциями и описанием должностных обязанностей и рабочего процесса, которые предоставил Кудрявцев. В 1978 году он издал книгу «Как работать барменом и официантом».
Где узнать больше об истории барной индустрии в России
В Санкт-Петербурге по-прежнему работают несколько исторических заведений, которые позволят узнать о том, как развивалась гастрономия и барная индустрия на территории современной России до революции.
Целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, ушедшие в небытие
Водовоз и золотарь
За водой. Художник Перов В.Г.
Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопровода и канализации, а ведь еще менее века тому назад даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с ведрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за нее немалые деньги.
Водовоз. (1873). Автор: Сергей Грибков.
Водовозом мог сталь любой, кто имел большие специальные емкости в виде бочек и телегу с лошадью. Водоносам же приходилось тележку или сани возить вручную. Питьевая вода набиралась из специальных колодцев, городских бассейнов и фонтанов. При том цвет, в который была окрашена бочка говорил о качестве находящейся в ней воды: из каналов перевозили воду в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Частенько водовоз ездил в сопровождении бегущей рядом с повозкой собаки, которая своим лаем оповещала горожан о прибытии бочки с водой. Водовозы, часто пользуясь тем, что выбора особого у жителей не было, за воду брали втридорога.
По статистике еще столетие тому назад в Москве воду разносили и развозили около семи тысяч конных водовозов и около трех тысяч водоносов. Их количество постепенно уменьшалось пока города полностью не перешли на централизованный водопровод и канализацию.
Что примечательно, в старину достаточно широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании соответствует ассенизатору. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Свое название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.
Целовальник — одна из самых загадочных древних профессий на Руси
Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений. На эту должность избирали «всем миром» самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись «служить верно и честно», отсюда и пошло название «целовальник».
Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в 15 веке и так называли их вплоть до начала 19 века. Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава.
В средине 17 века должность уже перестала пользоваться большой популярностью, так как при правлении Ивана Грозного были выдвинуты определенные требования к этой службе. Они обязаны были собирать подать, налоги, недоимки и таможенную пошлину определенных размеров, а ежели сбор был меньшим, то недоимки ложились на целовальника как его личный долг.
Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу. В данном случае «губной» произошло от слова «губить».
Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали.
Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики – что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.
Извозчик старой Москвы.(1800) Художник: Федор Алексеев.
А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. «Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.
Еще были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.
Бондарь. Автор: С. Скачков.
В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии. На сегодняшний день бондарей практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило до 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы не пропускать воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко.
Каталь. Автор: Кугач Ю.П.
Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались мастера на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты.
Шорник. Автор: Михаил Клодт.
Шоры — это наглазники прикрывающие боковой обзор глаз лошади. Шорник изготавливал не только шоры, но и всю конскую сбрую: седла, уздечки, стремена, которые были уникальными. Первые шорники появились еще с древних времен, а в наши дни лишь единицы мастеров изготавливают амуницию для породистых коней для скачек.
Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами.
«Офеня-коробейник». Автор: Николай Кошелев.
На Руси, начиная с конца 17 столетия, существовало огромное множество бродячих торговцев, продававших по деревням мелкий товар: книги, лубочные изделия, бумагу, ткань. В основном они были выходцами из крестьян, и в некоторых губерниях их звали офенями, а в иных — коробейниками. Главной чертой этих торговцев был звучный голос, чтобы зазывать покупателей и умение «лицом» показать товар.
Бурлак. Автор: В.В. Верещагин.
Бурлаки — сезонные наемные рабочие, объединенные в артели, перетягивали судна против течения, буквально на своих плечах. Этот тяжелый, каторжный труд в России был отменен в 1929 году. Однако в некоторых странах он востребован и поныне.
«Утро у трактира». Автор: Леонид Соломаткин.
Еще в Древней Греции и Древнем Риме улицы городов освещались факелами, лампами с масляными фитилями, и, соответственно, были люди, которые следили за этим. В России профессия фонарщика появилась гораздо позже. Так, в XIX веке отставные военные следили за освещением ночных улиц. У каждого фонарщика в обслуживании было до 50 фонарей, в которые требовалось вовремя залить и масло и поправить фитиль. С появлением первых электрических лампочек фонарщики по-прежнему включали и отключали фонари вручную. И лишь с тридцатых годов прошлого столетия с введением автоматического режима включения фонарей эта профессия исчезла.
Трубочист. Автор: Фирс Журавлев.
В России профессия трубочиста стала востребована с 1720 года, когда появились первые печи и камины с дымоходами, мода на которые распространилась из Дании. К слову, в некоторых северных странах Европы и по ныне встречаются представители этой профессии.
Целовальник: кого так называли на Руси? (4 фото)
Услышав название этой загадочной профессии, многие из нас начинают думать о чем-то романтическом и милом. Но поверьте, с тонкими эмоциями старинная русская профессия ничего общего не имеет.
Если говорить современным языком, то изначально целовальниками называли людей, которые сейчас выполняют функции судебных приставов и налоговых инспекторов. Первые целовальники появились на Руси еще в XV веке. По сути эти люди находились на службе у государства и отвечали за сбор различных податей, а также исполнение судебных решений. Интересно, что должность являлась выборной. После своего избрания целовальник обязательно должен был засвидетельствовать преданность Богу и царю-батюшке – поцеловать крест.
Так во многих летописях упоминается, что целовальники являлись обязательными участниками практически всех судебных процессов того времени. Здесь они играли сразу две важные роли: судебного пристава и присяжного.
Чуть позже появляется еще одна разновидность этой должности – губной целовальник. Но никакого отношения к лобзаниям и эта профессия тоже не будет иметь. С XVI века многие целовальники становятся помощниками губных старост в поимке воров и других опасных преступников. Когда губной целовальник выполнял свою работу, кто-то обязательно отправлялся на каторгу или казнь – был погублен (отсюда и понятие «губной»).
Очень долгое время целовальники могли рассчитывать только на себя. Их выбирали в процессе голосования, но свои задачи они выполняли самостоятельно, совершенно никому не подчиняясь. Все изменится во времена правления Ивана Грозного, когда целовальники становятся госслужащими. Теперь их функции больше сосредоточены на сборе налогов и выбивании долгов. Удивительно, но с этого момента профессия становится еще опаснее.
А дело все в том, что целовальники теперь несут ответственность за сумму собранных налогов и податей. Если при сборе денег государство обнаруживало недоимку, то целовальника обязывали выплачивать долг уже из своего кармана. А если средств у него не находилось, то пристава сначала избивали, после чего отправляли в рабство, где ему приходилось отрабатывать «свой» долг.
С одной стороны, на такую должность народ не особо и рвался, ведь карьера запросто могла закончиться побоями и рабством. Но с другой… Некоторые очень предприимчивые граждане умудрялись собирать такое количество налогов и податей, что впоследствии делало их весьма зажиточными.
Эта государственная должность исчезнет в XIX веке (с формированием профессиональных органов власти), правда сама профессия никуда не денется. Функции целовальников сейчас выполняют представители таких ведомств, как налоговая инспекция, таможня и организации, исполняющие судебные решения.
ЗАБЫТЫЕ РУССКИЕ ПРОФЕССИИ: КОГО ЦЕЛОВАЛ ЦЕЛОВАЛЬНИК
Кого целовали целовальники? От чего офонаревали фонарщики? Чем благоухал золотарь? Что курили дегтекуры?
В 1718 году Петр I издал указ об уличном освещении города Санкт-Петербурга. Сказано — сделано. Набрали специальных людей, каждый из которых обслуживал 15 светильников: зажигал, гасил, чистил, заправлял, менял прогоревший фитиль.
Первые фонари горели лишь до полуночи и только в безлунные ночи. Всего не более 18 в месяц, и только с сентября по май. Заправлялось это чудо техники конопляным маслом: «для пищи приятного вкуса, но горит не так светло, потому что оно сделано из сырых коноплей, другого же, из сухих коноплей, в привозе нет». Фонарщики справедливо считали, что грех добру пропадать, раз все равно горит так себе, и часть фонарной заправки уходила к семейному столу.
Было у фонарей того времени и еще одно свойство: они брызгались. «Далее, ради бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом», — предостерегал Гоголь в «Невском проспекте».
Через столетие с лишним на смену маслу пришел спирт. Нелегкая работа фонарщика, которому от столба к столбу с грузом приходилось проходить в день около 6 км, приобрела дополнительную прелесть. Пока он совершал свой привычный обход, спирта для фонарей становилось все меньше, а в животе фонарщика его, наоборот, плескалось все больше. Так и появилось выражение «офонареть».
Власти хищения государственной собственности не поняли и стали добавлять в спирт сильно пахнущую жидкость. Для эксперимента заведовавший городским освещением брандмайор Беринг позвал к себе известного любовью к спиртному подчиненного. Смешал «коктейль», поднес ему и поинтересовался: «Ну как?» А в ответ услышал: «Ничего, ваше превосходительство! Крепенько, а так пить можно».
Часть фонарной заправки уходила к семейному столу
В 1863 году на улучшение уличного освещения был объявлен конкурс. Его выиграл француз Баталь, победив русское изобретение — фонарь, работавший на сосновых шишках, — предложивший использовать керосин. На улицах стало светлее, модно одетые люди полюбили совершать вечерний моцион — теперь уже можно было разглядеть друг друга. Ну а дальше прогресс понесся вскачь и вскоре люди уже жить не могли без электричества. Фонари стали включаться автоматически, и работа фонарщика потеряла актуальность.
Странное название таило под собой весьма прозаическую сущность: целовальниками назывались люди, отвечающие за сбор податей, торговых и таможенных пошлин, выполнение судебных решений. Это прапрадедушки наших налоговиков, таможенников и судебных приставов. Выбирали на этот пост в уездах и посадах самых достойных всем миром. При вступлении в должность кандидат целовал крест, обязуясь служить честно.
Недоимка ложилась на плечи целовальника в качестве личного долга в казну
Первое упоминание о целовальниках встречается в Судебнике 1497 года. До XVII века они действовали самостоятельно, помогая земским, губным старостам ловить воров и разбойников, собирать подати и т. д., а после Смутного времени перешли в разряд чиновников, но без их прав.
Мало того, от целовальников требовались гарантии, что сборы из года в год не будут уменьшаться. Если же это случалось, недоимка ложилась на плечи целовальника в качестве его личного долга в казну.
Считается, что прилагательное «губной» применительно к целовальникам возникло в связи с помощью в поимке воров и разбойников, которых потом отправляли на каторгу или казнили. Они, стало быть, помогали преступников губить. Правда, по мнению Николая Карамзина, слово «губа», в древнем немецком праве означавшее усадьбу, перенеслось на отечественную почву как «волость» или «ведомство».
С XIX века целовальниками стали называть людей, также клянущихся в своей честности на кресте, но совсем по другому поводу. Это были торговцы винных лавок, клятвенно обещавшие не разбавлять вино.
Золотари были в городе людьми важными и необходимыми, и платили им немало. Но женщины от них отворачивались, сморщив нос: уж слишком дурно пахло. Немудрено, ведь золотарям по долгу службы приходилось постоянно иметь дело с нечистотами.
В обязанности «санитаров города» входили очистка отхожих мест и поддержание порядка на улицах, где, помимо конского навоза, скапливались выливаемые прямо из окон помои и мусор. Очищались выгребные ямы с помощью ковша, содержимое сливалось в бочку и ночью торжественно вывозилось за городскую черту. Горожане в шутку называли содержимое «ночным золотом», отсюда и пошло название «золотарь».
Гиляровский описывал такую картину. По темным улицам (фонари погашены по случаю лунной ночи) тащится обоз десятка в полтора телег с бочками. В бочках плещется зловонная жижа, выплескивающаяся на каждой неровности. На веревочном сиденье между лошадью и бочкой дремлет золотарь. Тащится обоз по главной улице — Тверской, мимо губернаторского дома. Вдруг откуда ни возьмись пожарные: «Дрожат камни мостовой, звенят стекла и содрогаются стены зданий. Бешеная четверка с баграми мчится через площадь по Тверской и Охотному Ряду, опрокидывая бочку, и летит дальше. Бочка вверх колесами. В луже разлившейся жижи барахтается «золотарь»».
Так что от запаха было никуда не деться и на главной улице. Да что там, и про Красную площадь в 1870-х годах газеты писали: «С какой стороны ни подойдешь к ней — надо зажать нос».
Горожане в шутку называли содержимое «ночным золотом», отсюда и пошло название «золотарь»
В 1887 году начали разрабатывать проект канализации. В пойме Москвы-реки у жителей деревни Марьино выкупили землю и устроили на этом месте Люблинские поля орошения. 30 июля 1898 года заработала первая очередь московской канализации, обслуживающая 219 домов. И золотари превратились в ассенизаторов.
Деготь в старые времена был вещью универсальной. С его помощью лечили всё. Вот что писалось в одном старинном лечебнике: «Удивительные качества дегтярной воды особливо видны при лечении «антонового огня» (гангрены). Она излечивает также злокачественную рожу, разрежает запоры, залечивает наружные и внутренние язвы, исцеляет от мокротных простудных болезней, от сухотки, колотья в боку, от воспаления легких, чрезвычайно целебна при худокровности, худосочности, судорогах». Также дегтярная вода помогала при «расслаблении членов и ломотах». (О самых странных рецептах прежних времен — в нашей статье «Уроки зельеварения».)
Позже березовый деготь активно использовался в косметических изделиях. Так, мыло, имеющее специфический запах и малоаппетитный цвет, считалось панацеей в деле восстановления волос, избавления от перхоти и вшей. Без дегтя не обходилось производство черной юфти (особая выделка кожи), из которой изготавливали обувь и сбруи. Им промазывали венцы деревянных срубов, чтоб защитить от влаги, смазывали замки и оси колес. Сосновым дегтем («вар» или «смола») просмаливали лодки и канаты.
Так что понятно: профессия дегтекура (или дегтяря) была востребованной и почитаемой. Этнограф Андрей Шустиков, путешествовавший в конце XIX века по Вологодской губернии, в своем очерке «Троичина Кадниковского уезда» рассказал об устройстве дегтярных заводов и упадке промысла.
Березовый деготь добывался из бересты, которую обдирали с 10 по 30 июня, а «корчение пней» для соснового дегтя происходило весной. Сооружение завода, по мнению этнографа, было под силу каждому: «Устраивается род сарая. затем в этом сарае сбиваются из глины печи, на верх каждой печи вделываются 4 глиняных куба. в один конец такого куба вделываются трубы для дегтя — из листового железа, а для смолы — из осинового дерева. Трубы из кубов проходят через холодильник (чан, наполненный льдом или снегом) в ушаты».
Из каждого куба получалось в сутки чистой смолы около 1 пуда, а дегтя — около 30 фунтов. Этот объем в исследуемой местности обеспечивали 200 частных заводов. Кажется, немало. Но профессия вымирает, доход падает. Если 10–12 лет назад ежегодно выкуривалось до 200 000 пудов, то сейчас едва ли 80 000, а доход населения сократился в четыре раза. Виноваты железные дороги и нефть. «Такой быстрый упадок… объясняется тем, во 1-х, что в настоящее время всюду в России проведены железные дороги и, следовательно, на смазку колес, по упадку извощичьего промысла, дегтя и смолы требоваться не стало, а во 2-х — открытие на Кавказе громадного количества нефти, заменившей собой наш деготь», — пишет Шустиков. Со временем эта профессия, как и первые три, исчезла совсем.
Из блога: «МОЯ ПЛАНЕТА»
А зачем одни и те же предложения повторять в тексте дважды?
А ещё я в детстве узнал, что Золушку назвали в честь печной золы, типа Грязнуля. А я, знавший Золушку по златовласой актрисе Янине Жеймо из фильма 1947 года, сильно расстроился. Я-то думал что имя от слова «золото».