Кто такие уздени в дагестане
Уздени
Уздень, («уздень»-в ед.числе;»уздени»-во мн.числе;анал.«дворянин»;»дворяне») (осет. уæздан ) — сословие на Кавказе.
Под этим именем на Кавказе связываются два различных понятия.
В Осетии под словом «уздень»( в переводе с осетинского:»благородный»,»знатный»,»сильный») исстари разумели представителей высшего сословия, наделяемых за службу поместьями и крестьянами. Иногда, узденей, даже приравнивали к князьям и алдарам.
В Кабарде под словом «уздень», также понимается высшее сословие, происшедшее от древних родовых старейшин племени адыге (тлякотлеши), с которыми кабардинские князья (пше) вступили в соглашение и признали их права не только на землю, но и на жившее на ней население. Такими узденями являются в Кабарде всего три фамилии — Тамбиевы, Куденетовы и Анзоровы.
Впрочем, иногда в Кабарде, узденей низшего порядка, называют уорки.
Кумыкский народный поэт Ирчи Казак, в своей поэме «Плаха» писал;
«. Создатель, коль рок нам изменит,
Вернёт нас на землю отцов,
Где вольные прежде уздени
Содержание
Уздени и адаты
Этимология
Примечания
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Уздени» в других словарях:
УЗДЕНИ — Высший класс у черкесов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УЗДЕНИ высший класс у черкесск. племен, соответствовавший нашему дворянству и владевший крестьянами; делился на 3 степени. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Кабардинцы — (Кабардей) воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая многочисленная и единственная, не задетая, по окончании Кавказ. войн, выселением черкесов в Турцию. К. населяют Большую и Малую Кабарду (см.), куда они, по преданиям, в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кумыки — народ тюркского племени, принадлежащий к понтийской его ветви, живет в Дагестанской обл., к С от Дербента, вдоль берега Каспийского моря, и в Хасав Юртовском окр. и Кизлярском отделе Терской обл., между р. Тереком и Сулаком. Некоторые полагают,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Балкарцы — Балкарцы … Википедия
Глазенап, Григорий Иванович — генерал лейтенант, один из главных деятелей покорения Кавказа, командир отдельного Сибирского корпуса, происходил из лифляндского дворянства, родился в 1751 (1750) году и получил хорошее для того времени образование; кроме основных наук он знал… … Большая биографическая энциклопедия
Кайтаго-Табасаранский округ — Естественно историческое описание округа см. Дагестан. В округе числится 263177 дес.; из них в частном владении покосной и пастбищной 39824 дес., садов 665 дес. и лесов 31866 дес. В общественном владении было пахотной и сенокосной земли 31866 дес … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Осетины — одно из индоевропейских племен Кавказа, занимающее издавна середину Кавказского хребта, по обоим его склонам, главным образом между 42°5 43°20 с. ш. и 61°10 62°20 в. д. Пространство, на котором слышится осетинская речь, заключает в себе около 205 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ханство Дагестана и ханство Закавказья — С ослаблением власти Шамхалов в XIV XVII веках и персидских шахов в XVII XVIII вв. Дагестан и Восточное Закавказье разделились на несколько отдельных владений, управляемых особыми правителями ханами. К началу XIX в. здесь образовалась следующая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чеченцы — кавказская народность восточно горской группы, занимавшая до войны территорию между реками Аксаем, Сунжей и Кавказским хребтом. Ныне они живут смешанно с русскими и кумыками в Терской области, к востоку от осетин, между Тереком и южной границей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кайтаго-Табасаранский окр. — Естественно историческое описание округа см. Дагестан. В округе числится 263177 дес.; из них в частном владении покосной и пастбищной 39824 дес., садов 665 дес. и лесов 31866 дес. В общественном владении было пахотной и сенокосной земли 31866 дес … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Адыгские тфокотли (вольные земледельцы) отличались степенью зависимости от феодалов. У абадзехов, шапсугов и натухайцев она была наименьшей; здесь тфокотли считались равными между собой свободными крестьянами.
Прослойка феодально-зависимых узденей пополнялась за счет азатов (вольноотпущенников). Они, как правило, жили на землях, принадлежащих князьям или первостепенным узденям. Лишь через 3-4 поколения, приобретя земельную собственность, азаты переходили в сословие простых узденей. Особенно велика была доля равноправных свободных узденей в нагорной части Ингушетии, Чечни и Дагестана. Поддержкой и защитой свободных общин пользовались не только «крепкие уздени», но также горская беднота, «пришлые» сельчане (горцы, бежавшие от междоусобицы, кровной мести и др.) и лаги (военнопленные и их потомки, жившие на положении вольноотпущенников). Для отстаивания своих прав они объединялись в тухумы и получали кое-какие средства на поддержание жизни (участок земли, инвентарь).
Читайте также
Я бастую, значит, я существую
Я бастую, значит, я существую В моем романе «A Year in the Merde»[58] не раз повторяется шутка, которую многие читатели восприняли серьезно. Вместо выражения «plat du jour» («дежурное блюдо») я там употребляю словосочетание «gr?ve du mois» («забастовка месяца»).[59] Тут бастуют все: транспортные
Что значит быть аристократом?
Что значит быть аристократом? – А хочешь познакомиться с живым потомком рыцарей, настоящим аристократом? – спрашивает меня знакомый мальтийский журналист.Я уже знаю, что мальтийцы – большие шутники, обожают розыгрыши, и потому небрежно отвечаю:– Так я уже знакомилась
Глава 34. Иудей – значит обреченный
Глава 34. Иудей – значит обреченный Если бы НСДАП обнародовала свои истинные цели сразу, то есть 24 февраля 1920 г., когда была принята ее программа, на ее будущем как массовой организации можно было бы поставить крест. Конечно, Гитлер был склонен к авантюрам, но в то же время
Свободный штат Конго
Свободный штат Конго Вернувшись в Европу, Стэнли задумал грандиозный проект – создать в открытой им стране новое государство под протекторатом бельгийского короля Леопольда II.Через два года в джунглях центральной Африки застучали топоры, по Конго поплыли пароходы.
НОВОСТИ: Свободный софт в теории и на практике
НОВОСТИ: Свободный софт в теории и на практике Автор: Илья ЩуровЕсли следить за одной темой несколько лет подряд, она, в конце концов, приедается: я давно ловлю себя на мысли, что свободное ПО, за развитием которого я с интересом наблюдал с 2004 года, по мере того как
Вот это значит посвятила…
Вот это значит посвятила… Молодая амбициозная поэтесса Яна Б., истая поклонница поэта К., как-то раз посвятила ему стихотворение. Она описала осеннее ненастье, через которое идет одинокая девушка с томиком поэзии в руках.К. с благодарностью принял протянутый ему листок.
Ирина Щербакова Свободный человек
Ирина Щербакова Свободный человек Не могу вспомнить, когда я в первый раз увидела Надежду Яковлевну, вероятно, в году 1969–70-м, когда еще училась в университете. Я бывала у нее вместе с родителями и младшей сестрой, одна, когда нужно было чем-то помочь или Н. Я. просто
«ДЛЯ НАС ЭТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ. »
«ДЛЯ НАС ЭТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ. » Алексей Александрович ГубаревЛетчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза полковник Алексей Александрович Губарев. Родился в 1931 году в селе Гвардейцы Куйбышевской области. Член КПСС. Совершил два полета в космос: первый — в 1975 году,
Глава 8. Б – значит Большой взрыв
«Чубаровцы», «петровщина» и свободный развод
«Чубаровцы», «петровщина» и свободный развод Поздним вечером 21 августа 1926 года в Ленинграде, в районе Чубарова переулка, выходящего на Лиговку, – известную как место фланирования женщин, торгующих собой, – группа молодых рабочих пристали к девушке и изнасиловали ее. В
Иосиф Бродский – человек свободный
Иосиф Бродский – человек свободный – Среди друзей Бродского были такие, кто опасался навещать его в ссылке и тем более переписываться, когда Иосиф оказался в Штатах. Вы, как известно, к нему ездили. А была ли переписка?– Первое время была, потом прекратилась. Иосиф
Глава 4. «К» значит «Крах»
Глава 4. «К» значит «Крах» «Я не встретил ни одного человека, который сказал бы хоть что-то хорошее о лодках типа К. Все смотрели на них со страхом и отвращением. В конце концов, они погубили много офицеров и матросов». Капитан 2 ранга Джордж Ф. Брэдшо, 1959 г. «Я думаю,
Глава 12 Отложить — не значит отказаться
Глава 12 Отложить — не значит отказаться А теперь снова немного фантазии на тему «войны, которой не было». Очевидно, что в ходе операции «Тайфун» должны были быть затронуты не только Япония, Корея и Маньчжурия, но и Китай. По крайней мере, едва ли просто так в СССР в 1940 г.
2. Наконец-то мы — свободный народ!
2. Наконец-то мы — свободный народ! За тысячи километров от здания бывшего катка в Флашинг-Медоу, где горстка людей собиралась решить участь далекой страны, святой город Иерусалим — сердце этой страны — безучастно ждал очередного поворота в своей судьбе. Когда-то кровь
Халид Шейх Мохаммед — «свободный стрелок»
Халид Шейх Мохаммед — «свободный стрелок» Также и история Халида Шейх Мохаммеда, якобы второго после Биналшиба «вдохновителя» событий 11 сентября, содержит немало загадок. КШМ (под таким сокращением он встречается в стаккато своих преследователей) воевал уже в конце 80-х
11. Что значит «дело техники»?
11. Что значит «дело техники»? Есть в нашей профессии несколько вещей, которые, как поначалу кажется, имеют к журналистике и творчеству весьма отдаленное отношение. Это, как любят говорить наши менеджеры, «техническая сторона вопроса». Может быть, для начинающего
Мой Дагестан
0 Аналитика / В хитросплетениях дагестанского социума
Живя в Дагестане, порой начинаешь невольно подмечать в общении с односельчанами, друзьями, коллегами интересные черты общественной структуры нашей республики. К ней трудно применить стандарты и клише, заимствованные из кино, телевидения, российской прессы.
Получается, что жить в Дагестане — значит следовать определенной сложной культуре поведения, лавируя между разными социальными прослойками и группами. Вот их-то и явления, с ними связанные, и хотелось бы описать в общих чертах.
С развалом СССР поменялись приоритеты в обществе. Звания, привилегии, госдолжности, различные социальные статусы, ордена и даже титулы сегодня доступны каждому при наличии соответствующих финансовых средств.
В Дагестане общество за последние 20 лет сильно расслоилось не только в результате рыночных реформ, и в силу бытовавших ранее, но просто вылезших наружу причин.
Повсеместно появились «новые дагестанцы», стало набирать силу и влияние духовенства, рабочий класс же сдал позиции, ведь многие заводы и фабрики закрылись.
Богатые и бедные
Это самое примитивное деление в нашем социуме.
Первые — зачастую имеют спину и покровителей, влиятельную родню, вторые — без всего этого. Имеют значение и членство в клане, и родовое село, и профессия и т. д. Наличие/ отсутствие (влиятельного) отца, дяди, братьев — также предмет градации. И не только в школе и вузе, но и при трудоустройстве, и создании семьи. Каким состоянием нужно обладать, чтобы быть богатым в Дагестане? Не менее миллиона долларов, или иметь бизнес, стоящий столько. Богачи играют своим детям свадьбы, тратя миллионы, покупают недвижимость в Москве и других регионах России.
А бедняк сегодня — это не только безработный, но и работающий дагестанец-бюджетник — врач, учитель, воспитатель детсада. Ведь их зарплаты, за вычетом расходов на питание и коммунальные услуги, хватает разве что на редкую покупку одежды себе и детям, зачастую в «секонд хэндах».
Клановая (тухумная) система в девяностые годы укрепилась — почти в каждой дагестанской народности есть разделение по кланам. Кланы родственные происходят из одних селений. Клановость приоритетна при трудоустройстве и выборе жениха/невесты. Также представители клана, состоящие на руководящих должностях, помогают соплеменникам решать какие-то проблемы.
Главой дагестанского клана — его лидером — может быть депутат или крупный бизнесмен, зачастую самый успешный представитель клана. Клановость выше национальности, представители разных национальностей могут быть членами одного клана.
Кланы в Дагестане контролируют не только районы и предприятия, но и некоторые отрасли, уцелевшей после реформ девяностых, промышленности.
Деление же по национальному признаку было всегда, но открытым такое, скрыто существовавшее в советское время явление, как «бытовой национализм», появилось лишь в пос-ледние годы.
В Дагестане затрагивать эту тему, называя те или иные народы, просто неполиткорректно. Очевидно, что представители нескольких самых многочисленных этносов имеют преимущество при трудоустройстве на госслужбу ввиду того, что в руководстве больше их представителей. Хотя, оговорюсь, в каждом конкретном случае все зависит от воли руководителя данной организации.
Бытовой национализм также проявляется в выборе друзей и невест.
Религиозное деление в дагестанском обществе — сегодня тема крайне щекотливая. Отмечу только, что в Дагестане имеются представители самых разных мусульманских течений — салафиты, сунниты, шииты, тарикатисты и т. д. Регулярно совершающих все обряды городских жителей не так уж много, на селе же все зависит от районов — в некоторых районах молятся все, в других — лишь единицы. Но распространено многоженство, шариатские браки. Положительная черта исламизации — она отрицает клановое и национальное разделение: «все мусульмане — братья». Но экономическая сторона этого явления покрыта мраком: можно ли на одни пожертвования жить так богато, как живут некоторые представители духовенства — остается загадкой.
Сельские и городские
Такое деление — одно из самых распространенных в республике. Доля городского и сельского населения почти равна, но уровень жизни на селе крайне низок. Это проявляется как в одежде, так и в выборе досуга — в селах сегодня развалилась система клубов, в то время как в городах появилось очень много новых развлечений — от бильярда до боулинга. В селах традиционно высока рождаемость, сложилась жесткая система воспитания. Однако там нет развлечений.
В девяностые годы многие сельские жители повалили в города ввиду коллапса колхозов и совхозов. Однако процесс изменения их мышления идет крайне медленно — раскрепощение и освобождение от влияния села в городах приобретает крайние формы.
Образование: интеллигенты и не очень
Сегодня наличие диплома — только обуза: количество рабочих мест ограничено, в то же время развивается строительство, ремесленное производство, транспорт и т. д. Уровень профессиональных навыков и общего развития у выпускников вузов крайне низок. «Люмпен» — работник сапожной будки с дипломом вуза — явление обыденное. Дипломы, благодаря системе частных вузов, утратили свой вес и значимость.
Что же касается интеллигенции — она раскололась: некоторая ее часть — бюджетники — работники библиотек, ПТУ, сельских школ и т. д. — оказались за чертой бедности. Другие ее представители — учителя из элитных городских школ, преподаватели вузов — обогатились, потому что смогли в полной мере реализовать свои способности (обвинять всех поголовно в коррумпированности неправильно, просто отмена советской уравниловки помогла более способным людям стать богатыми).
Среди образованных особняком стоит старая профессорско-преподавательская прослойка. Она сохраняет левые коммунистические взгляды.
Уздени и лаги
Старинное разделение на благородных (потомков представителей горского среднего класса и правящей верхушки — беков и ханов) и неблагородных — «лагов» — различных переселенцев, потомков невольников, пленных, рабов и т. п. «Уздени» сегодня почти забыты, а ведь их можно сравнивать с испанскими идальго или с арабскими бедуинами.
В республике еще остались потомки горской знати, много и тех, кто сам себя к таковым причислил — в итоге это стало еще одним пунктом социальной градации.
На деле состоятельного и уважаемого человека в Дагестане легко описать. Уважение его может складываться из (если следовать общепринятым клише): 1. Хорошего бизнеса — сети магазинов, заправок и т. д. (зачастую теневого). 2. Большого особняка. 3. «Джипа» или «мерседеса». 4. Еще одного особняка в родном селе. 5. Еженедельного посещения мечети: религиозность сегодня — модное явление. 6. Участие в судьбах родственников — выдал дочек за хороших людей, сыновья на хороших местах работают — зачастую они получили образование или учатся в Москве, и все родственники заняты в его бизнесе. Бесспорно, этот состоявшийся человек и есть представитель современного дагестанского среднего класса — дагестанский буржуа!
— Чиновники — отдельная каста дагестанского общества. Представители различных гос-организаций в Дагестане стремятся отдалиться от народа, подчеркнуть свою важность. Депутаты, главы районов и городов окружают себя пышной свитой охранников, ездят на дорогих машинах, строят себе роскошные резиденции. При этом эффективность их работы крайне низка.
Достучаться до чиновника и спросить с него практически невозможно.
Разделение по полу
Хотя женщины и отличаются большими успехами в школах и вузах (как правило, девочки в школах лучше учатся), их во власти и в управлении традиционно около 10 процентов. Доминируют они только в сфере культуры и образования, представлены в бизнесе и СМИ (хотя большой массив СМИ республики — это, скорее, госучреждения). Дагестанки-бизнесвумен, конечно, существуют, но традиционно в семьях господствуют мужчины. Пользуется успехом многоженство.
Что же до политических предпочтений наших людей, дагестанское общество сегодня крайне аполитично, и для большинства победа той или иной партии на выборах менее важна, чем победа представителя того или иного клана, села, этноса. То есть пусть он и «сукин сын — но наш сукин сын. »
Голоса за ту или иную партию и явка избирателей рисуются негласным постановлением власть предержащих.
Однако нельзя сказать, что все в Дагестане закостенело: несмотря на экономическое лихолетье, появляются ростки капитализма, в частности, при трудоустройстве. Это связано с появлением филиалов российских компаний, открытием новых офисов и т. д.
По большому счету cложная социальная структура дагестанского общества — это и дань историческому прошлому, и влияние инстинкта самосохранения наших народов.
Значение слова «уздень»
1. Незакрепощенный крестьянин-общинник в феодальном Дагестане.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УЗДЕ’НЬ, я́, м. [кумыкск. ө zden] (истор.). Лицо, принадлежавшее к феодальному дворянству Кабарды и Дагестана.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
узде́нь
1. дворянское или благородное сословие в среде тюркских народов и на Кавказе ◆ Самые лихие уздени стараются попасть в подобные наезды, чтобы снискать себе имя, которое ценят они выше всякой добычи. А. А. Бестужев-Марлинский, «Аммалат-бек», 1831 г. ◆ Наконец Кабардинцы, восприняв от большевиков земельную практику, отняли у своих узденей (дворянства) земли и затем жили мирно, стараясь сохранить нейтралитет среди борющихся сторон. А. И. Деникин, «Очерки русской смуты», 1922 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обтекатель (существительное):
Синонимы к слову «уздень»
Предложения со словом «уздень»
Цитаты из русской классики со словом «уздень»
Понятия со словом «уздень»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «уздень»
Князья и бывшие их главной опорой дворяне, в русских источниках того времени называемые узденями, сосредотачивали в своих руках всё больше власти и богатства, в их интересах начинали изменяться веками устоявшиеся народные обычаи.
Осетины и карачаево-балкарцы были разделены на мелкие и мельчайшие политические объединения, которые постоянно дробились на более мелкие и управлялись княжескими сословиями, а также их вассалами из числа узденей.
Главой удела автоматически становился старший по возрасту из князей, в управленческий аппарат входили казначей, дворецкий, сборщики податей, личные телохранители – “ближние уздени” и др.
Уздень
Уздень, узденя — сословие на Кавказе.
Под этим именем на Кавказе связываются два различных понятия. В Дагестане под узденями разумеется обширное сословие свободных людей, поселян, живших или самостоятельными сельскими общинами, или находившихся в подчинении различных владетелей на правах подданства. В Кабарде под словом У. понимается высшее сословие, происшедшее от древних родовых старейшин племени адыге (тлякотлеши), с которыми кабардинские князья (пше) вступили в соглашение и признали их права не только на землю, но и на жившее на ней население. Такими узденями являются в Кабарде всего три фамилии — Тамбиевы, Куденетовы и Анзоровы. Впрочем, иногда в Кабарде У. низшего порядка называют уорков.
Ссылки
Смотреть что такое «Уздень» в других словарях:
УЗДЕНЬ — (тюркское) свободный крестьянин общинник на Сев. Кавказе, с 16 в. также представитель служилого сословия … Большой Энциклопедический словарь
УЗДЕНЬ — УЗДЕНЬ, узденя, муж. (кумыкск, ezden) (ист.). Лицо, принадлежавшее к феодальному дворянству Кабарды и Дагестана. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
УЗДЕНЬ — у черкесов лицо, принадлежащее к высшему сословию, черкесский дворянин. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
уздень — сущ., кол во синонимов: 3 • дворянин (31) • крестьянин (73) • общинник (4) Словар … Словарь синонимов
уздень — (тюрк.), свободный крестьянин общинник на Северном Кавказе, с XVI в. также представитель служилого сословия. * * * УЗДЕНЬ УЗДЕНЬ (тюркское), свободный крестьянин общинник на Сев. Кавказе, с 16 в. также представитель служилого сословия … Энциклопедический словарь
уздень — м. горский дворянин на Кавказе (см. Горяев, ЭС 386). Заимств. из тюрк., ср. кыпч. özden свободный, благородный (Грёнбек, Kom. Wb. 186) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Уздень — термин тюркого происхождения, которым обозначались в Дагестане свободные крестьяне общинники, составлявшие подавляющее большинство крестьянства. Противополагался терминам «лаг» (раб) и «райат» (крепостной, зависимый). С 16 в. применялся… … Большая советская энциклопедия
Уздень — Под этим именем на Кавказе связываются два различных понятия. В Дагестане под узденями разумеется обширное сословие свободных людей, поселян, живших или самостоятельными сельскими общинами, или находившихся в подчинении различных владетелей на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
УЗДЕНЬ — термин тюрк. происхождения, к рым обозначались в Дагестане свободные крестьяне общинники, составлявшие подавля ющее большинство крестьянства. Противополагался терминам лаг (раб и райат (крепостной, зависимый). С 16 в. употреблялся рус.… … Советская историческая энциклопедия
Уздень — м. Тот, кто принадлежал к феодальному дворянству в Кабарде и Дагестане. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой