Кто такой администратор суда
Кто такой администратор суда
Статья 19. Полномочия администратора суда
1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также участвует в организации предоставления им медицинской помощи и их санаторно-курортного лечения;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление Судебного департамента;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
Статья 19. Полномочия администратора суда
Статья 19. Полномочия администратора суда
1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 44-ФЗ подпункт 3 статьи 19 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также участвует в организации предоставления им медицинской помощи и их санаторно-курортного лечения;
4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
ГАРАНТ:
См. Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов, утвержденное приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 декабря 2013 г. N 249
6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
ГАРАНТ:
См. Положение об управлении недвижимым имуществом, предназначенным для нужд федеральных судов и управлений Судебного департамента в субъектах РФ, утвержденное приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 31 декабря 2014 г. N 324
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 8 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ
8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление Судебного департамента;
9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда, утвержденные Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 24 ноября 2009 г.
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
Администраторы суда, их функции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Администратор суда
Администратор суда — это должностное лицо, которое назначается на должность и освобождается от нее органами судебного департамента по представлению председателя суда, непосредственно ему подчиняющееся.
Администратор суда под руководством председателя призван принимать меры по подготовке, проведению судебного заседания, обеспечивать взаимодействие с адвокатами, государственными и правоохранительными органами в вопросах предоставления условий для работников аппарата суда и для судей, обеспечения деятельности суда, информационно-правовому оснащению судебной деятельности и т.д.
Каждый суд, относящийся к общей юрисдикции (исключение — Верховный Суд РФ), имеет собственного администратора суда.
Администратор суда автономного округа, автономной области, города федерального значения, областного, краевого суда, Верховного суда республики назначается на должность (освобождается от нее) начальником главного управления организационного и правового обеспечения судов по представлению председателя суда. Начальник главного управления обеспечения военных судов назначает (освобождает) на должность администратора военного суда.
Администратор суда находится в непосредственном подчинении у председателя суда и выполняет его поручения и распоряжения. Свои полномочия администратор осуществляет под контролем подразделений Судебного департамента, находящихся при Верховном Суде и при взаимодействии с ними. Институт судебных администраторов — относительно новое образование в правовой системе РФ.
Предпосылки появления должности судебного администратора:
Готовые работы на аналогичную тему
Администратор суда должен совмещать знание основ делового и государственного администрирования, технические навыки менеджера, понимание собственных обязанностей и проблем в применении к судебной сфере. Выбор администратора суда происходит голосованием всех судей. В больших судах администратора выбирает отборочный комитет во главе с главным судьей и представителями всего судебного состава. Некоторые суды передают полномочия по назначению (снятию) с должности судебного администратора главному судье.
Уровень профессионально-должностного развития судебного администратора рассматривают в процессуальном и содержательном смысле. В процессуальном смысле — это качественные изменения профессиональных способностей в структуре в структуре опыта человека и содержания выполняемых функций при должностном перемещении. В содержательном смысле — это наполнение структурных компонентов профессионального и жизненного опыта, отличного от предыдущего, содержанием. Это навыки, умения, знания, компоненты психологического опыта (опыта, который накапливается в процессе профессиональной деятельности).
Функции администратора суда
Обязанности судебных администраторов отличаются в зависимости от размеров и местоположения суда. Администратор суда решает в основном административные, а не юридические, вопросы. Он нуждается в навыках, являющихся общими для управленческих должностей.
Основные полномочия судебных администраторов:
Главная функция администратора суда — организационное обеспечение деятельности суда. Реализация функции должностного лица происходит посредством применения подфункций (ее составных частей).
Подфункции администратора суда:
Администратор суда выполняет двойную функцию: вносит в судебную деятельность профессиональный уровень управления и освобождает время судьи, необходимое для ведения судебной деятельности. Для судебного администратора огромное значение имеет взаимоотношение с судебной властью. Успешное выполнение администратором управленческих и административных обязанностей в несудебной сфере деятельности суда зависит от ряда факторов — от его профессиональных и персональных качеств.
Администраторы отдельных судов первой инстанции имеют широкие административные полномочия, определенные обязанности в финансировании, бухгалтерском учете, ведении судебных дел, снабжении, управлении работой персонала, использовании технологий, делопроизводстве, ведении статистической отчетности, решении ряда безотлагательных и специальных задач. В отдельных судах первой инстанции судебные администраторы осуществляют контроль за деятельностью канцелярий.
Пленум ВС одобрил «аппаратную» реформу в судах
Пленум Верховного суда РФ постановил внести в Госдуму пакет законопроектов (тексты здесь и здесь), реформирующих институт администраторов судов. Так, предлагается разграничить правовой статус администраторов и в зависимости от уровня судебной инстанции возложить на них функции руководства аппаратом суда.
ВС обратил внимание на двойственное правовое положение администратора суда. Этот институт появился в системе федеральных СОЮ в 1998 году. За продолжительный период выявились сложности в определении объема и характера полномочий, а также должностного положения администратора. Существуют проблемы с определением квалификационных требований к должности, которая совмещает в себе функционал хозяйственника и менеджера. Кроме того, постоянно увеличивается объем работы, а это приводит к росту служебной нагрузки.
Функции администратора по организационному обеспечению деятельности суда в значительной степени пересекаются с должностными обязанностями работников аппарата суда и зачастую их дублируют: например, в судебном делопроизводстве, ведении статистики, работе архива. Вместе с тем администратор не имеет полномочий по непосредственному руководству аппаратом суда и формально подчиняется председателю суда. Это, как считают в ВС, необоснованно возлагает на председателя решение вопросов организационного и материально-технического обеспечения.
В ВС считают, что назрела необходимость законодательно разграничить правовой статус администраторов. В кассационных и апелляционных СОЮ и военных судах, областных и равных им судах, федеральных арбитражных судах администраторы будут выполнять функции руководства аппаратом суда, будучи в штате суда. В районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах они станут выполнять только хозяйственные, обеспечивающие функции. Эти ставки останутся в системе Судебного департамента, поскольку суды этих инстанций не являются самостоятельными юридическими лицами и соответствующие полномочия реализуются органами Суддепа.
Предлагается законодательно определить полномочия руководителя аппарата — администратора суда. Среди прочего он будет отвечать за делопроизводство и работу архива, судебную статистику, правовое обеспечение судей и работников аппарата, материальное и социальное обеспечения судей, в том числе в отставке, а также за мероприятия, связанные с госзакупками. Устанавливаются квалификационные требования в виде наличия высшего юридического образования. Указывается, что в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы эта должность отнесена к главной группе категории «руководители» с соответствующим должностным окладом.
Администраторам в районных, городских и гарнизонных судах оставят функции материально-технического, хозяйственного обеспечения и безопасности судебной деятельности. Так, предлагается исключить из функций администраторов-хозяйственников организацию судебного делопроизводства, ведение статистики и архива.
Кроме того, вводится дополнительная должность «администратор постоянного судебного присутствия». Эти вакансии будут заполняться за счет перераспределения должностей при упразднении некоторых районных и городских судов и создании постоянных судебных присутствий.
Современный статус администратора суда (российский опыт) 1
СЗ РФ. 1998. 12 января. N 2. Ст. 223.
Разработанным Положением об администраторе Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда, утвержденным Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 3 марта 2003 г. N 14, детализированы обязанности администратора. При этом среди них доминируют чисто организационные и хозяйственные полномочия. К ним, в частности, относится: 1) обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; 2) снабжение нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами судей и работников аппарата суда; 3) обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы, а также информационно-правовое обеспечение деятельности суда; 4) организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива; 5) обеспечение охраны здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, при строительстве здания; 6) ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; 7) разработка проектов сметы расходов суда.
В качестве процессуально-технического полномочия администратора суда можно выделить лишь принятие им мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний.
Помимо этого администратор по вопросам обеспечения деятельности суда взаимодействует с иными структурами, включая адвокатуру, правоохранительные и другие государственные органы.
При введении должностей администраторов арбитражных судов и определении их полномочий уже в большей мере был учтен зарубежный опыт, когда администратор суда действительно руководит всеми вопросами деятельности суда, за исключением осуществления правосудия.
В силу этого полномочия администратора в арбитражных судах отличаются от полномочий аналогичных сотрудников в судах общей юрисдикции.
Здесь администратору уже подчиняются структурные подразделения аппарата арбитражного суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда. Администратор имеет заместителя, который исполняет в отсутствие администратора его обязанности, а также иные полномочия, закрепленные за ним в соответствии с должностной инструкцией. Администратор, как и в судах общей юрисдикции, выполняет все организационно-хозяйственные функции, о которых упоминалось ранее, однако кроме этого в арбитражных судах на этого сотрудника возложены значительные обязанности процессуального и делопроизводственного характера. В частности, он:
Таким образом, в круг полномочий администратора включен значительный круг функций, напрямую связанных с процессуальными аспектами прохождения дела, т.е. с вопросами организации реализации правосудия.
Помимо этого администратор больше задействован в обеспечении трудовой дисциплины в арбитражном суде:
Все это повышает статус этого сотрудника, который действительно приобрел значение второй после председателя суда фигуры, на плечи которой легли обязанности обеспечения беспрепятственного прохождения дела, надлежащего делопроизводства в суде.
Судебные администраторы обладают необходимым профессиональным опытом в области управления, принимают на себя часть административной нагрузки главных судей, чтобы последние могли уделять больше времени судебной практике.
На должность судебного администратора штата часто назначается не судья, а специалист в других областях знания, в частности, в настоящее время отдается предпочтение профессиональным менеджерам.
Все судебные администраторы в той или иной мере участвуют в процессах планирования и организации текущей деятельности суда, укомплектования отдела судебной администрации необходимыми кадрами и руководства их работой. Чаще всего круг обязанностей отделов судебной администрации включает управление кадрами, финансами и бюджетом, распределение судебных дел в системе в целом, вопросы автоматизации управления, работу с присяжными, связь с общественностью, работу с информационными источниками и распространение информации, ведение делопроизводства, проведение исследовательской работы и предоставление консультаций, связь с другими государственными учреждениями, а также службой секретариата судебных комитетов.
Подобное распределение функций в суде обеспечивается соответствующим сотрудником и подчиненным ему штатом клерков, который организует делопроизводство в суде, контроль за продвижением дела, координирует работу и переговоры со сторонами, снабжает их необходимыми материалами, знакомит с делом, рассылает копии процессуальных документов, т.е. разгружает судью и его штат от ненужной, зачастую технической работы, позволяет сосредоточиться на непосредственной работе по разрешению спора. Подобная структура аппарата и определение должностных обязанностей распределяют объем работы между «офисом судьи», оставляя здесь процессуальную, творческую работу над разрешением спора, и аппаратом суда, где сосредотачивается техническая, делопроизводственная деятельность. Это вполне соответствует научным подходам к специализации деятельности среди работников учреждения, к предотвращению использования потенциала наиболее высококвалифицированного персонала суда для выполнения чисто технических функций, экономит трудозатраты и средства.
В связи с вышеизложенным представляется весьма позитивным и в России наделение администратора такими полномочиями, которые позволили бы ему стать руководителем аппарата суда, отвечающим за организацию и координацию работы всех сотрудников суда, от слаженных действий которых в принципе зависит четкая организация прохождения иска (дела) с момента поступления в суд до сдачи его в архив. Однако отсутствие на современном этапе в его подчинении аппарата сотрудников (в первую очередь в судах общей юрисдикции), а также при совмещении в обязанностях одного должностного лица административных, хозяйственных и делопроизводственных функций представляется весьма непродуманным и негативным обстоятельством.
Учитывая зарубежный опыт, возможно сформулировать следующие рекомендации относительно полномочий администраторов российских судов.
Администратор может и должен в первую очередь организовывать судебное делопроизводство, включая прохождение дела в суде. Для выполнения этой задачи ему необходимо возглавлять структуру по делопроизводству и управлению движением дела в суде. Так, на первом этапе после поступления иска в суд и регистрации его в канцелярии администратор через подчиненных ему сотрудников должен организовать, во-первых, определение режима прохождения дела, во-вторых, его передачу конкретному судье для рассмотрения с учетом специализации судебных коллегий и составов. При этом может использоваться как коэффициент загруженности судьи, так и коэффициент сложности дела. Это позволит достигнуть более объективного распределения дел и, соответственно, выравнивания нагрузки судей. В перспективе в этой работе могут использоваться автоматизированные процедуры. На втором этапе администратор должен организовать контроль за прохождением дела в суде вплоть до его разрешения.
Возможна конструкция, когда режим прохождения дела смогут определять сами работники аппарата администратора при поступлении дела, а при необходимости консультироваться с судьями или председателем (заместителем председателя) суда. Информация о поступающих документах по делу, о принимаемых судьей процессуальных актах должна поступать к подчиненным администратору работникам и фиксироваться в карточке или в электронном виде. Рассылку участникам процесса уведомлений, повесток и т.д. целесообразно поручить сотрудникам канцелярии, чтобы не загружать этой работой сотрудников «офиса судьи». На этом этапе администратор или подчиненные ему сотрудники, отвечающие за использование судебных помещений, совместно с помощником должны обеспечивать зал судебных заседаний на назначенное судьей время, а также систематически информировать судью об имеющихся в его производстве делах, отдельно об отложенных судебных разбирательствах, о приостановленных делах и т.д. Это, несомненно, будет способствовать рациональной организации работы судей и, соответственно, оптимальному движению дела.
На третьем этапе после вынесения решения аппарат администратора должен будет проконтролировать, чтобы копии судебного решения были разосланы канцелярией своевременно участвующим в деле лицам, а дело подготовлено и сдано сначала в канцелярию, а затем в архив.
В некоторых судах уже утвердилось представление о том, что при современной модели организации делопроизводства, когда главное бремя работы с материалами дела лежит на «офисе судьи», состоящем лишь из помощника судьи, секретаря судебного заседания и далеко не всегда специалиста, работать становится слишком тяжело и непродуктивно. Это положение вызывает вполне обоснованную необходимость выдвижения предложений по изменению существующей системы в направлении переноса центра тяжести с «офиса судьи» на другие подразделения аппарата суда.
В этих целях необходимы перегруппировка аппарата суда и формирование соответствующих подразделений, отвечающих полностью за отслеживание продвижения дела, контроль за этим процессом, своевременное информирование судьи о возникающих проблемах и недоработках, способных привести к задержкам и блокированию своевременного рассмотрения и разрешения дела, за своевременное направление копий судебных актов участвующим в деле лицам, за выдачу необходимых участвующим в деле лицам справок, запросов, информации о назначениях процессуальных действий по делу, архивное хранение дела, направление дела по запросам в вышестоящие инстанции и т.д.
Реализация данных предложений способна разгрузить судей, предоставить им возможность сосредоточиться на главной задаче: внимательном изучении обстоятельств дела, правильной квалификации правоотношений, лежащих в основе рассматриваемого спора, т.е. на обеспечении быстрого и правильного его разрешения. Каждый сотрудник суда должен заниматься тем объемом работы, который соответствует его квалификации и подготовке, не растрачивая свой потенциал на выполнение работы, стоящей ниже уровня его квалификационных требований, что является непродуманным и необоснованным растрачиванием потенциала современного судейского корпуса.