Кто такой акмулла м
Кто такой акмулла м
Родился в семье муллы. По архивным данным, его родители, Камалетдин Искужа улы и Бибиуммугульсум Салимьян кызы, были башкирами-вотчинниками Кульили-Минской волости. Начальное образование получил в родной деревне, обучался в медресе деревень Менеузтамак и Анясево, был шакирдом Стерлибашевского медресе, где учился у Ш. Заки. В годы скитаний среди башкир и казахов учительствовал, занимался различными ремёслами, принимал участие в айтышах акынов и сэсэнов. Прославился как талантливый поэт-импровизатор. Большую роль в становлении М. Акмуллы как мыслителя сыграла его дружба с З.Х. Расулевым. Акмулла проповедовал просветительские идеи, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество, разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-71 по доносу был осуждён за уклонение от службы в царской армии и отбывал наказание в тюрьме г.Троицк. М. Акмулла создал самобытное направление в национальной поэзии, воздействие которого испытали Ш.Аминев-Тамьяни, Ш.Бабич, М.Гафури, С.Кудаш, Д.Юлтый и др. (ряд их произведений написан особой формой стихосложения, получившей название «стих Акмуллы»), сыграл важную роль в развитии башкирского языка. Творчество М. Акмуллы оказало значительное влияние на развитие башкирской, казахской и татарской литератур, его имя было широко известно среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов.
Башкирскому государственному педагогическому университету имя Мифтахетдина Акмуллы было присвоено в 2006 году. Памятник просветителю, установленный на площади перед вторым корпусом вуза, был открыт в октябре 2008 года.
Акмулла, Мифтахетдин
деревня Туксанбаево, Кульиль-Минская волость, 12-й Башкирский кантон, Белебеевский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя
Мифтахетди́н Акмулла́ (башк. Мифтахетдин Аҡмулла ; настоящее имя — Мифтахетди́н Камалетд́инов (башк. Мифтахетдин Камалетдинов ); 14 (27) декабря 1831 года Туксанба́ево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии — 8 (21) октября 1895 года Сыростан) — башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель. [1] Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур, а также его творчество были широко известны среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов. [1]
Содержание
Биография
Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор.
Он многое постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.
После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом.
Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.
Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, биев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Один из них — казахский бай Батуч Исянгильдин — оклеветал его самым безжалостным образом и на четыре долгих года засадил в Троицкую тюрьму. Но и в застенках столь известного своими жестокостями заведения Акмулла сохранил крепость духа и создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и др.
Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.
Творчество
Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами.
Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.
Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: « Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои». [3] Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане.
Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он ещё не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы «центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения». В стихотворении Акмуллы «Назидания» проявились «необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек».
Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.
Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Тукай, Гафури, Бабич, Даут Юлтый и Сайфи Кудаш и др.
Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объёму. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или ещё не найдены, или, возможно, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины.
Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.
Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошёл жизненный путь Акмулла — все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.
Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла родился 14 (по новому стилю — 26) декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан. По архивным данным установлено, что родной отец Акмуллы — сельский мулла Камалетдин Ишкузя-улы, мать — Бибиуммугульсум Салимьян-кызы, оба башкиры племени мин. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился также в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясево, был шакирдом медресе в Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах — состязаниях сэсэнов и акынов. Прославился как талантливый поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление человека к знаниям, прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество необразованных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-1871 годах сидел в тюрьме города Троицка по доносу казахского бая Исянгильде. Его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Находясь в заточении, создал одно из наиболее глубоких в социальном плане стихотворений «Место мое — в зиндане» («Мэканем минен — аты зиндан»). В конце 80-х годов завершил известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани», в которой выразил идеи в области реформы воспитания и образования. Акмулла первым после Салавата Юлаева обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», призывая овладевать знаниями и ремеслами. Значительным достижением национальной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины девятнадцатого века стало его программное стихотворение «Назидания» («Нэсихэттэр»).
Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 10 (22) октября 1895 года вблизи станции Сыростан под Златоустом. Похоронен поэт на мусульманском кладбище города Миасса. Его именем был назван сатирический журнал «Акмулла», выходивший в городе Троицке в предреволюционные годы. В 60-90-е годы двадцатого века в башкирском литературоведении получило развитие самостоятельное научное направление — акмулловедение. На родине Акмуллы — в деревне Туксанбаево Миякинского района в 1981 году создан Музей Мифтахетдина Акмуллы. Решением Миякинского районного Совета народных депутатов в 1989 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. Ее лауреатами стали ученые, поэты, художники, композиторы. На малой родине поэта ежегодно проводятся Дни Акмуллы. В селе Киргиз-Мияки, центре Миякинского района, и в городе Миассе Челябинской области имеются улицы Акмуллы. Имя великого поэта и просветителя присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету.
К 185-летию поэта: 7 интересных фактов из жизни Акмуллы
Кто такой Мифтахетдин Акмулла?
Будущий поэт-просветитель, поэт-философ, поэт-мыслитель, крупнейший представитель башкирской поэзии XIX века, оказавший воздействие на всю дальнейшую национальную литературу, родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанба́ево Миякинского района Республики Башкортостан в обычной башкирской семье. Поэт был одним из 16 детей. Отец был муллой. Мать Мифтахетдина умерла рано. А мачеха его не любила.
Будущий поэт с детства стремился к знаниям. Сначала учился в соседних деревнях, а потом в знаменитом Стерлибашевском медресе, где его учителем стал известный суфий Башкирии Шамсетдин Заки.
Его обучение длилось 13 лет. По окончании медресе он получил статус имама и возможность преподавать. Когда Мифтахетдин вернулся домой, родители ему не были рады. Он поссорился с отцом, взял его телегу и ушел в неизвестном направлении.
«Пусть в дорогом краю душа твоя пребудет,
И сердце пусть влечет к ученым людям.
Где бестолочи знать, о чем мужчины судят?»
В то время покинуть родные края было нелегко. Даже для того, чтобы пересечь границы деревни, требовалось письменное разрешение.
Тем не менее, Акмулла покинул не только родное село, но и губернию, а там и страну. Через башкирское Зауралье, Оренбург прибыл в Казахстан. Там он скитался по селениям, соревновался в острословии и стихосложении с местными поэтами-акынами, участвовал в айтышах (состязание между поэтами-импровизаторами). Но родина постоянно его тянула обратно, поэтому он время от времени возвращался в отчие края.
Молодой поэт не забыл и о своей главной миссии – быть учителем. Большую часть времени занимался обучением маленьких детишек, как это позднее делали Мажит Гафури и Шайхзада Бабич.
«Где бы ты ни был, приобретай знания.
Всегда побеждает образованный люд –
Непросвещенные ни на что не годятся,
Держи в памяти этот мой совет
Знанье и ремесло – очень нужны,
Когда падаешь, послужат опорой.
Умному, повторяя слово «Слушаюсь»
И Волга, и Урал подчиняются…»
Почему его прозвали Акмуллой?
Акмулла в переводе с тюркских языков означает «белый, чистый мулла». Башкирского поэта прозвали так за честность и правдивость. Настоящая же фамилия Мифтахетдина – Камалетдинов, от имени отца Камалетдина.
Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.
Какие же качества должен иметь сын человеческий? Поэт убежден, что их должно быть семь. Это совесть, честность, ум, благодарность, порядочность, терпение, страсть.
«В жизни, первое, совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается на милость.
Мало молвить с усердием: «Прости меня, Боже»,
Он не боялся говорить то, в чем был убежден. Бичевал пороки и глупость, от острословного поэта-импровизатора доставалось всем – от простого жителя до правителей.
«С равнодушным дружить бесполезно и глупо –
Он способен взирать лишь бездумно и тупо.
Угощай подлеца – он тебя же ославит
И потом без последней копейки оставит.
Боль чужая слезою во мне отольется…»
В Петербург за правдой
Конечно, прямолинейный поэт-импровизатор не у всех вызывал радость и восхищение. 1867 году его арестовали по доносу Исянгильде Батыша, с которым как-то повздорил поэт. Его посадили в Троицкую тюрьму, следствие и суд над ним тянулось 4 года. От арестантской роты поэта спас его поклонник Габибула Зигангиров. Весной 1871 года он обратился к царю Александру II с прошением, заплатил залог в 2 тысячи рублей и взял Мифтахетдина на поруки. Когда Акмулла вышел из тюрьмы, ему было 40 лет.
Поэт отправился в Петербург за правдой и добился честного приговора. Его оправдали.
В 1894 году Мифтахетдин переехал в Уфу, где встретился с выдающимися людьми: ученым и писателем Ризаитдином Фахретдиновым, поэтом и просветителем Мухаметсалимом Уметбаевым, с которым состязался в поэтической импровизации, муфтием Духовного управления мусульман Мухамедьяром Султановым. Здесь он прожил нелегкую пору своей жизни: неустроенность, семейный разлад, бродяжническая жизнь.
8 октября 1895 года вблизи железнодорожной станции Сыростан под Златоустом он остановился на ночлег на пути в родную деревню Туксанбаево. В это время на него напали двое и зарезали кинжалом. Убийцы бросили тело в реку.
Признания пойманных убийц поэта: «Мы подстерегали Акмуллу давно, но все не получалось. Однажды, изрядно подвыпив, ехали из Сарыстаново и увидели одиноко мерцающий на берегу реки огонек. Подходим – сидит давно подстерегаемый нами… Мы ему распороли живот, забрали лошадей и некоторые ценности, 25 рублей денег, оказавшихся при нем….»
Преступление было заказным. Заказчиком был тот Исянгильде Батыш, который ранее и посадил Акмуллу в тюрьму.
Похоронен поэт на мусульманском кладбище города Миасса Челябинской области.
Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В этот сборник вошло более трех тысяч строк поэта. Однако многие его произведения еще не найдены, или, возможно, совсем утрачены. На это есть свои объективные причины. Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространялись в устной рукописной форме по аулам и кочевьям.
Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов.
Самое знаменитое стихотворение
«В жизни первое — совесть нужна, совестливость,
Совестливость как божья дается нам милость.
Мало молвить с усердьем: «Прости меня, Боже!» —
Молча совесть блюсти в себе — много дороже.
Честь и честность — второе условие. Если
Нету чести в тебе, то не будет, хоть тресни!
Для бесчестного лучшее место — в могиле,
Чем ходить по земле в святотатственной силе.
Третье, сказано, ум. Говорить с дураками
Не словами приходится, а с кулаками.
Осердясь, дураки посягают на веру,
Ни в делах, ни в сужденьях не ведая меру.
Благодарность, мы скажем, четвертое свойство.
Коль ты неблагодарен — с глаз моих смойся!
За добро благодарен будь и за доверье,
И за то, что Аллах в мир открыл тебе двери.
Свойство пятое — это порядочность. С нею
Мы любовь обретаем — нету чувства сильнее!
Нас любовь возвышает и делает чище,
Потому мы до гроба любовь свою ищем.
А шестое условие — это терпенье.
Терпеливый достигнет всего без сомненья.
Нетерпение — признак отсутствия воли,
Приведет оно к краху, раскаянью, боли.
Страсть — седьмое условие. Страсть — это пламя.
Это пламя небесное властвует нами.
Мудрецы говорят: все, что названо выше,
Совмещается в нас под единою крышей».
При подготовке материала был использован сюжет «Мифтахетдин Акмулла – Личность в башкирской истории» ГУП ТРК «Башкортостан».
Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.
МЫ ИХ ЧИТАЕМ В ПЕРЕВОДЕ. Мифтахетдин Акмулла
Акмулла Мифтахетдин шигырзары – прославленный поэт-просветитель, мыслитель и философ башкирского народа, оставивший глубокий след не только в национальной литературе, но и в образовательно-культурной жизни соседних народов – казахов и татар. Кроме того, его творчество уважаемо и популярно среди других представителей тюркской национальности, например туркмен.
Какова биография этого выдающегося, талантливого человека?
Малоизвестное детство
Биография Мифтахетдина Акмуллы берет свое начало в маленькой деревеньке Туксанбаево, расположенной на берегу реки Демы в Республике Башкортостан (ранее – Оренбургская губерния). Рождение поэта произошло в далеком 1831 году, в декабре месяце.
Происхождение родителей Акмуллы до сих пор неизвестно. Существует несколько версий его родословной. Согласно одной, родители поэта являлись башкирами-вотчинниками, отец даже служил имамом. Из других же источников следует, что родителем Мифтахетдина был казах. Существует еще одна версия рождения литератора, согласно которой его мать была родом из Казани.
Многие источники информации говорят о том, что поэт долгое время жил с родителями. К слову, у отца Акмуллы было две жены, и жила семья не отдельным домом, а сообща с другими братьями и их семьями. Жили кучно, бедно, убого.
Подробнее об этом и других неизвестных фактах из биографии Мифтахетдина Акмуллы (на башкирском языке) можно узнать, посетив музей, открытый в честь поэта на его малой родине.
ПИСЬМО ОТЦУ
Отец, пишу тебе из Оренбурга,
Где важный люд, учёная среда…
Я здесь с душой измученной как будто
Детёныш кречета, лишившийся гнезда.
Привет тебе, родитель мой далекий,
Хочу тебе посетовать, что я
Мулла-скиталец, сын твой одинокий,
И знать не знаю, что это – семья?
А ты жестокосердием обидел,
Меня, и хлёстким взглядом, будто плеть.
Ведь я тринадцать лет тебя не видел,
Увидел – захотелось умереть.
И мать мрачна… А я из гиблых далей
Стремился к вам, скучая по теплу…
Да, беден я. А вы – богатым ждали?
Но я дервиш, таким я и умру.
Неужто больше нет любви и братства,
И душ родных не трогает слеза,
И миру равнодушья и богатства
Достались ненасытные глаза?
Отец, куда же мне вернуться, кроме
Деревни нашей, где я был любим?
Ведь я наследник твой, родной по крови,
И ты отцом мне был, а не чужим.
Ты был когда-то добрым и хорошим,
Да скаредною стала вдруг семья…
Тебе сейчас дороже даже лошадь
И ближе жеребёнок, а не я.
Но в рай не въедешь на коне, с мошною,
Достойные пешком приходят в рай…
Я взял гнедого – или я не стою
Коня, каких в хозяйстве – через край?
Зачем нам конь и шуба с мехом длинным,
Коль нас не станет – сына и отца?
Но если буду цел и невредим я –
Тебе верну гнедого жеребца.
Тринадцать лет я не был в отчем доме,
Я горевал безмерно оттого…
И что же вспомню я, уехав, кроме
Хулы и равнодушья твоего?
Коль не тебе, отец мой, то кому же
Сказать, главой склонившись: мой султан,
Прости меня за то, что стал не нужен,
И не считай отъезд мой за обман.
Пусть будет твой достаток неизменен…
Хоть жить легко, когда кошель велик,
Мы золото в руках своих не ценим,
В чужих – дороже тыщи золотник!
А дом твой крепок лошадьми и плугом,
Но не гони учёность ты взашей!
Как ворон соловью не станет другом,
Так неучу не быть среди мужей…
Юность и молодость
Учился Акмулла Мифтахетдин (на башкирском языке его настоящее имя звучит как Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы) хорошо, с ранних лет он испытывал тягу к наукам и знаниям, особенно к литературе, письму и истории. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в медресе – общепринятом учебном заведении у мусульман, выполняющем функцию среднеобразовательной школы и духовной семинарии.
В деревне Стерлибашево Акмулле Мифтахетдину посчастливилось обучаться у самого Шамсетдина Ярмухаметовича Заки – знаменитого башкирского поэта, придерживающегося суфизма (разновидность эзотерического течения в исламе) и проповедующего аскетизм и повышенную духовность.
Возможно, именно тогда, так близко соприкоснувшись с чужим поэтическим творчеством, Акмулла захотел самостоятельно писать стихотворения, чтобы передавать с их помощью свои эмоции и делиться с другими своими умозаключениями и взглядами.
РАЗУМ
Больших чинов достигшие вельможи
Порой на глухарей в лесу похожи:
Людей не слышат и не замечают,
И ровни не найдут себе, похоже…
Попробуй в мире льстивого тумана
Клеймить порок, не восхвалять обмана.
Ведь как бы ни была трудна задача –
Поддакивать не след словам тирана.
Не равны луг и степь в господнем лете,
В семье – и то порой не равны дети…
С невеждой жить – неделя годом станет,
Будь с мудрыми всегда на этом свете.
Ища себе попутчика в дорогу,
Уму доверься, а не только Богу:
Бывает, что и медь блестит, как злато,
Но блеск её тускнеет понемногу.
Будь тем, кем назван был ты в час рожденья,
Живи достойно – избежишь забвенья.
Но если ты с невеждой шёл по жизни,
То ждёт тебя не слава, а мученья.
Живи с добром по чести и по вере,
Врагу и другу открывая двери,
Ведь умный враг ценней друзей неумных –
Внезапно не предаст, по крайней мере…
От языка, считай, все наши беды,
Мудрец молчит, ему позор не ведом.
Глупец же слово выпустит дрянное –
И вот оно летит за дурнем следом.
У пьяного язык – как конь на скачке –
Он гнал его галопом, не иначе…
Лишь вечером уставший понимает,
Что день прошёл без пользы и удачи.
А злой язык берёт в подмогу руки,
Коль нет ума – дерись давай – от скуки!
Придёт беда, коль тело безголово,
Но глупому не будет в том науки…
На этом свете, если так возможно,
Жить надо не бунтуя, осторожно,
Для добрых дел искать людей хороших –
Не встретишься тогда с бедой острожной…
Не раскрывай своих секретов, если
Ты оказался в ненадёжном месте,
Ведь недруги воспользуются этим
Из зависти, а может и для мести.
Когда прилюдно мысли оглашаешь,
Не оглашай всего того, что знаешь.
Две трети пусть останутся под спудом –
Не то к себе вниманье потеряешь.
Незрелый ум учения не жаждет,
Глупец казаться хочет самым важным,
Не слушая других, даёт советы, –
И лишь мудрец советуется с каждым.
Кричу, стучу в глухое мирозданье:
А есть средь тех, кто Божии созданья,
Ну хоть одна душа, что для народа
Несёт ученья свет и силу знанья?
В поисках истины
Дальнейшая судьба поэта Акмуллы Мифтахетдина также выглядит урывчатой и малоизведанной. Доподлинно известно, что мужчина много странствовал по южному Башкортостану, затем посетил Зауралье – западную часть Восточной Сибири. Посещал местные села и аулы Казахстана, вел кочевую жизнь, занимаясь просветительской деятельностью и продвигая гуманистические идеи. Об этом речь пойдет немного ниже.
Чем зарабатывал себе на жизнь Акмулла Мифтахетдин? Стихи поэта не приносили ему достаточного дохода. Путешествуя из селения в селение, он занимался ремеслами, например трудился в столярном деле, или же обучал детей чтению, письму и простым наукам. Рабочие инструменты, а также книги и некоторые свои рукописи мужчина всегда возил с собой в особых отделах своей телеги.
О СЧАСТЬЕ
Ища страну, где жизнь – как рай,
Найдёшь ли хоть одну?
Стой на своём, но не ругай
Ни время, ни страну.
Хуля домашнего коня,
Тулпара где найдёшь?
Ручного кречета браня,
Шонкара где найдёшь?
Ту воду, что мы вместе пьём,
Охаивать не след,
За то, что в озере твоём
Воды проточной нет.
Ругая бая и царя,
Задумайся о том,
Что и с огнём при свете дня
Мы лучше не найдём.
Любя жену, не хмурь бровей,
Не будь с любимой груб, –
Доволен шубой будь своей,
Коль нет атласных шуб.
Не унижай ничем того,
С кем за столом сидишь…
Совета спросишь у кого,
Коль прадеда хулишь?
Ведь ты не кречет на ветру,
Что с воробьём не схож…
Люби и брата, и сестру –
Роднее не найдёшь.
А вот чужой тебе польстит –
Не верь его словам:
Слепая вера часто мстит,
Неосторожным нам.
Безмерно будет счастлив тот,
Кто знаньем наделён:
Он в каждом деле смысл найдёт
И преуспеет в нём.
Его борзая – дичь возьмёт,
А ястреб – влёт – гуся.
Торговля прибыльно пойдёт,
Доходы принося.
Чтоб ни сказал он, всё дойдёт
До каждого в миру,
Воспримет речь его народ
Как будто бы суру.
Пусть ты пока не стал таким,
Готовь себя к тому,
Чтоб стать в раздумиях – лихим,
И добрым по уму.
Мечтая быть быстрее всех,
Важней чванливых бонз,
Не отставай хотя б от тех,
Кто вслед ведёт обоз.
На спор не трать напрасно сил…
А в сборище чужом
Не лги, что друга победил
И силой, и умом.
На свете сём ты только гость…
Коль счастлив стал, богат –
Убогого в беде не брось,
Он твой – по вере – брат.
И всё, что есть, другим дари,
Не пряча ничего,
Всевышнего благодари:
Всё это – от него.
А отвернётся от тебя
Удача – не грусти.
Попробуй вновь найти себя
На жизненном пути.
Страшней, когда сразит недуг
Иль вдруг умрёт жена, –
Не в радость будут дом, и луг,
И полная мошна.
И не спасёт ничто от бед,
Коль Богом не храним…
Богатым – если счастья нет –
Не легче, чем иным.
Выходит, счастье – не итог:
Богат – и что с того?
Выходит, счастье – лишь исток
Богатства твоего.
Коль нет удачи, счастья нет –
Ты будешь слеп, как крот.
Познаешь в мире много бед,
Пока оно придёт.
Так мокрый с ног до головы
Измученный рыбак
Не только щуки – и плотвы Странник-литератор
Однако самым главным занятием Акмуллы Мифтахетдина была поэтическая деятельность. Он очень любил народ, бедных и обездоленных людей, и старался облегчить им жизнь с помощью своего яркого, самобытного творчества. Главной темой лирики поэта была жизнь этих несчастных созданий. Он призывал их встать на борьбу с социальными предрассудками, с баями и помещиками, которые богатели на нуждах и несчастьях простонародья.
Свои сочинения Акмулла Мифтахетдин редко записывал на листах бумаги. Он считал свои произведения достоянием народа, поэтому хранил их глубоко в своей памяти. В историю литератор вошел как талантливый поэт-импровизатор. Он мог сочинять глубокие, трогательные стихотворения на ходу, красиво декламируя их перед собравшимся народом.
Проходя мимо различных селений и аулов, Акмулла не только декламировал свои лирические творения, но и состязался в мудрости и красноречии с известными народными сказителями (сэсэнами), которые под аккомпанемент думбыры исполняли речитативом башкирские песни, такмаки, баиты, кубары.
В ОБРАЗОВАНИИ ЕСТЬ ДОБЛЕСТЬ
Всё, что обрёл – не уберечь оградой,
Пора уйти от старого уклада,
Есть мужество лихое в просвещенье, –
О будущем смелее думать надо!
Мы спим под кошем, люди кочевые,
Беспечные, как будто не живые,
Настанет час – врага не сможем встретить,
О нём услыша будто бы впервые.
Другие страны поднялись на гору, –
Нам овладеть подножьем только впору.
Но море просвещенья всем доступно,
Черпай руками, нету в том позора.
В тех странах жизнь –
Как день под солнцем шумный,
У нас она темней ночи безлунной,
Бросается в глаза различье это,
Как родинка на лике девы юной.
Мы равными на свет пришли когда-то,
Но делит нас учёность, а не злато.
Коль привечать учёность не умеем,
То просвещенье в том не виновато.
Так, верховой – не путник пешеходный,
Далёкое и близкое – не сходны,
И явь не сон, об этом знает каждый,
Кто хоть чуть-чуть имеет ум природный.
Не станет кляча лучше аргамака,
Не пара неуч умному, однако,
Батыр, что в кофты женские рядится,
Смешон, как шелудивая собака.
Полно пустых речей в родимом стане,
Когда же мы от них уже устанем?
Ведь камень, хоть обмажь его ты жиром,
Сверкающим алмазом вдруг не станет.
Пора понять, что старый быт не вечен,
Что он клеймом невежества отмечен, –
Нам выйти б из ошибочного круга,
Хоть он самой историей очерчен.
Не дело это – степью любоваться,
Скакать верхом, красуясь, храбрым зваться,
А после спать. Потом – опять на скачки…
Не лучше ль ремеслом каким заняться?
Не хвастайтесь конём или одеждой,
Подумайте, что людям нужно, прежде.
Оценивая и чужих, и близких,
Смотрите вдаль с мечтою и надеждой.
Что нужно, знает разум необманный:
Расти, меняться – вот завет желанный!
Отличен человек от братьев меньших
Лишь к совершенству тягой постоянной.
Проходит жизнь в борьбе за кров и пищу,
Заблудший в ней – как пёс на пепелище…
Ищи совета у людей учёных,
Искомое найдёт лишь тот, кто ищет.
Быть не пристало вором волостному,
Как будто бы разбойнику какому,
Сородичей своих нещадно грабя,
Готовит он разор родному дому.
Не дело это – жадным быть до денег,
Хлеб отбирать у тех, кто корки делит…
Ведь даже зверь в чащобе милосердней,
А этот… Жёстко спать, хоть мягко стелет.
Аульный тоже греет пузо жиром,
Сбирая дань с людей не по ранжиру,
Идёт затем со мздою к волостному…
А людям не до жиру, быть бы живу.
Не ремесло, и не ученье это –
Жиреть побором и плодить запреты,
Несёт ли пользу миру эта должность,
Коль бедняки разуты и раздеты?
Всё плохо: быть слугой и спать в подклети,
И быть у волостного на примете…
В других краях наука процветает,
А хуже нас живёт ли кто на свете?
Пора бы нам, друзья мои, проснуться
И к океану знаний прикоснуться,
Ведь мы подобны полому сосуду,
Который жаждет мёдом захлебнуться.
Родством своим не следует кичиться:
Равны пред Богом и олень, и птица,
Но если повезёт с родным семейством,
То ими можно всё-таки гордиться.
Мне тоже в жизни многое неясно:
Вот плут, бездельник – а живёт прекрасно…
Поднялся бы повыше я, имея
Жену, детей и стол в обильных яствах.
Желанье есть, да скудные истоки,
Поскольку человек я одинокий,
И за собой такой вины не знаю,
В какой бы зрели грешные пороки.
Хотя… Бывали случаи порою,
У очага домашнего, не скрою,
Давал я волю гневу и упрёкам,
За то и недоволен сам собою.
Бывало, жил, как пел – напропалую!
Не стыдно признавать вину былую,
Куда стыднее мирно жить в достатке,
Подол халата байского целуя.
И вовсе я себя не обеляю,
Хожу над пропастью и мыслей не скрываю,
Скажите, коль увидите ошибку –
Поправлю, и опять пойду по краю…
Как жаль, что мой язык косноязычен,
К речам медоточивым непривычен,
И для борьбы майданной однорук я,
И от других лишь мыслию отличен.
Для щедрости не надобно отваги:
Кошель да хлеб, сосуд холодной влаги…
Всяк делится лишь тем, что он имеет,
И я вот, что имел, отдал бумаге.
Недоброжелатели
Чем больше росла популярность молодого Мифтахетдина и увеличивалась армия почитателей и последователей, тем значительнее и знатнее становились его недруги и противники.
Среди самых основных особенно отличался казахский бай Батуч Исянгильдин, который написал донос на прославленного поэта-странника, якобы тот уклоняется от царской военной службы, выдавая себя за сына казаха. В действительности так оно и было. Акмулла не мог представить себя в строю или же ведущим оседлый, подчиненный образ жизни. Мятежник по натуре, он был бунтарем по духу, который хотел изменить жизнь людей к лучшему, добиться каких-либо реформ и исправлений.
Влиятельные чиновники, опасаясь влияния поэта и его творчества на простой народ, воспользовались лицемерным доносом и засадили поэта в тюрьму, где он провел долгих четыре года.
Жизнь в заключении была тяжелой и невыносимой. Гнетущими для Мифтахетдина были не только тюремные унижения и лишения, но и одиночество, обособленность, вынужденное затворничество. Как человек активный и целеустремленный, творческий и эмоциональный, Акмулла не мог смириться с бездействием и изолированностью, он находил отдушину в творчестве.
Именно в тюрьме мужчина очень много сочинял. Он писал о свободе и счастье, о борьбе с угнетателями и о счастливом будущем. Он описывал насмешки и издевательства тюремщиков, тяжелые невыносимые условия и свою любовь к независимости и к родному краю.
От продолжительного заключения поэта избавил его верный поклонник Габибул Зигангиров, который обратился к Александру II с письменным прошением за поэта и внес за него залог, равный двум тысячам рублей.
КАК ЖАЛЬ!
О, как мне жаль, что в нашем доме всё не так,
Единства нет, и споры чуть ли не до драк,
И всё никак не народится первый гений,
Какой собрал бы весь народ в один кулак.
Одни упрямо не желают правды знать,
Другие знают, но им выгодней молчать, –
Как муха, что довольствуясь коростой,
Не хочет более летать и мёд искать…
В кривой стреле какая польза? Никакой.
И прок от женщины бесплодной небольшой.
Любой мольбой в стихах народа не пробудишь,
Коль их споёт ему поэт с пустой душой.
Не будет радости народу моему,
Коль так поём мы, что ни сердцу, ни уму,
А надо петь, страдая, плача и печалясь,
Из мук душевных извлекая суть саму…
После освобождения
Обретя долгожданную свободу, Акмулла Мифтахетдин направился в родное селенье. Ему было сорок лет, он уже был дважды женат и хотел найти упокоение у себя на родине. Однако отец, этот отсталый и законсервированный человек, не смог понять свободолюбивого прогрессивного сына. После частых ссор и недопонимания отец и сын были вынуждены расстаться.
Акмулла отправился путешествовать и просвещать людей.
Он вновь и вновь прививал своим соотечественникам чувство собственного достоинства, осознание личной независимости и умения за себя постоять. Он насаждал в умах простых и забитых людей желание просвещения, желание знаний и расширения кругозора.
Как это отражалось в творчестве поэта?
ПРОБУЖДЕНИЕ
Друзья, не уподобимся скоту,
Засохшей иве с плачем по листу, –
Как сад зелёный, юноша мужает,
Когда находит в мире красоту.
В садах весну отпели соловьи,
Цветы раскрыли жадно рты свои…
Никто нас жить во тьме не принуждает,
Достойны будем света и любви!
Снега сошли и воды утекли,
В блаженство погрузился мир Земли,
И дети, что зимой сидели в избах,
Бегут гурьбой в степные ковыли.
За ними под весёлый лай собак
Несётся в степь и конский молодняк, –
Кто смотрит в мир душою неподвижной,
Попробуйте на жизнь взглянуть не так.
Окиньте взглядом светлый окоём,
Подумайте о будущем своём,
Оно ведь тоже может быть прекрасно, –
Подумайте, подумайте о нём!
Нам в жизни надо многое успеть:
Ремёслами и знаньем овладеть –
Учитесь у проснувшейся природы
Цвести, расти и славу солнцу петь!
«Башкиры, всем нам нужно просвещение!»
Данное стихотворение еще названо «Мои башкиры!». Несмотря на то что написано произведение на татарском, каждая его строчка дышит любовью и нежностью не только к родному народу, но и к родному языку, к родному краю.
Основная мысль стихотворения – это призыв к просвещению и к знаниям, которые пригодятся в жизни и работе простых людей. Стихотворение богато сравнениями и гиперболами, оно дышит страстью, уверенностью и добротой.
Мои башкиры, учиться надо, учиться надо!
Без добрых знаний и умных мыслей народ – что стадо.
Медведя бойтесь, ну а невежества бойтесь больше,
К образованью, мои башкиры, стремиться надо!!
Учёным всюду почёт и слава, и путь им ведом,
А тьма незнанья несёт нам горе, нужду и беды…
Учись, и станут без чар волшебных тебе подвластны
Огня стихии, воды и солнца, земли и неба.!
Познай ремёсла и тайны мира, немало лет им, –
Доступным станет тогда, что было всегда запретным.
Ну, а захочешь источник счастья открыть народу –
То только знания станут нужным ключом заветным.!
Когда неверно ты цифры сложишь – число обманет,
И солнце ночью – от перевода часов – не встанет,
И только Знание львиной силой тебя одарит, –
Не овладев им, желанной явью твой сон не станет…
«Место мое – в зиндане»
Данное произведение наполнено гнетущей тоской, которую испытывал поэт, находясь в четырехлетнем заточении. Но, несмотря на то что он весь пожелтел и похудел (согласно словам автора), все же он направляет все мысли к своим угнетенным соотечественникам, о которых сильно переживает и заботится в своем вынужденном заточении.
Привет вам посылает странник Акмулла,
Писавший правду для народа ваш мулла,
Привет степям просторным от меня,
Осужденного по навету врагов.
Весь пожелтел я, глядючи в окно,
Душа моя терпенье потеряла.
Исангильды, Батуча был учителем,
В ответ неблагодарность заслужил.
В печальных думах похудел я, высох,
Слова не достигают никого…
АКМУЛЛА, ЗНАЙ СВОЁ МЕСТО!
Помни место своё Акмулла! Что за честь,
Если слово твоё, как бренчащая жесть.
И шумит вразнобой проповедников рать:
Эй ты, малый, а что если уши надрать?
Кто я? где? Нет любви, и мой разум разъят,
День и ночь мне сподручней страницы листать.
Коль не льстец, то и спутников нет по судьбе,
Ну, а плоть обуздал – дух не сгинет в беде.
Находились… И спину кусали нам вши,
Пусть! Мы, поприщу верные, дальше пошли.
Знал порою нужду я, но жалость прогнал,
Жизнь не даром прожил ты, коль книги читал.
Ремеслом овладел, знать, недаром потел,
Лежебокой прослыть – неразумных удел.
Здесь учись! Что Багдад и Халеб с Бухарой?
Пёстрый бык не вернётся оттуда муллой.
Муж учёный, радеть о народе твой долг,
Будь богат ты, иль беден. В словах моих – толк.
Пусть сердятся и бесятся, злобой полны,
Те, кто знать не хотят за собою вины.
Не прожить, не приняв униженья от слов, –
Суд вершить над другим и ленивый готов.
Ведь и мухи от места святого гурьбой
Поспешают туда, где короста и гной.
Может, нашей природе враждебность – сестра…
Я не знаю, какая стрела тут остра.
Дела годного нет, лишь разлад да хула,
Вот и плачет бедняга один – Акмулла.
И пока столько бед – грудь от скорби горит.
От коварства людей в сердце горечь обид.
Разум мой поражён… Иль юродство – твой дар,
Одинокий, из дому сбежавший тулпар?
Произведения об окружающем мире
Данные стихотворения (например, «Огонь» и «Вода»), ярко описывающие природные стихии, правдиво и по-философски честно показывают бренность бытия, кратковременность человеческой жизни и человеческих мечтаний. Каким бы богатым и знатным человек ни был, «все в мире подвержено огню». Вечны лишь знание и мудрость.
Чувственно нежным и психологически сложным звучит произведение Акмуллы Мифтахетдина «Осень» (перевод стихотворения на русский довольно распространен, но не передает и доли тех метущихся чувств и недосказанных эмоций).
Описывая мир природы, поэт рисует не картину покоя и умиротворения, а бурю ощущений и перемен, активное движение, многообразие красок, звуков, впечатлений.
В основе всего — почва,
Жизнь дает она всему живому.
Бесконечны изменения природы,
И все они с почвой связаны.
А вот картины сменяющихся друг за другом летнего дня и ночи. Стихотворение «Ночь и день»:
День создан прекраснее ночи.
Достойно ночи: рядом с луной звезды.
Коль дождь, кажется, что наслаждение для вселенной.
Переливаясь оттенками, зеленеет лик земли.
Борьба с классовым неравенством
Это стало одной из главных целей творчества Акмуллы. В стихотворениях «Наш мир» и «Проклятьем и мольбою» поэт разоблачает богатых жестоких людей, чьи желания и чувства сосредоточены лишь на наживе и на порабощении себе подобных.
Мифтахетдин считал, что пока будет процветать классовое неравенство, жизнь в родной Башкирии не наладится, и бедные люди так и останутся гонимыми и несчастными.
Зовут у нас муллой лгуна любого,
Найти нам трудно честного, прямого.
Мы много о себе воображаем,
А мы народ никчёмный, право слово!
Мы любим важничать, мы не забудем
В чалме высокой показаться людям.
По роскоши чалмы, саней, одежды
Как часто мы о человеке судим!
В почёте там, где мрак царит глубокий,
Большой живот, упитанные щёки.
Мулла и волостной правитель вместе
Дают глупцам надменности уроки.
Пускай ты неуч, ты глупей барана, —
Надев чалму, стал знатоком Корана.
Плетёшь для бедняков силки, тенёта,
Им не уйти из твоего капкана.
Глаза народа мы застлали тьмою,
Мы стали для него бедой, чумою.
Какой ужасный вздор нередко мелет
Почтенный человек с большой чалмою!
Смерть поэта
Естественно, такие смелые и прогрессивные взгляды не могли остаться незамеченными богатыми людьми. Акмуллу Мифтахетдина тайно ненавидели многие баи и культовые деятели, так как он призывал народ не только подняться против зажиревших богачей, но и избавиться от религиозной отсталости, фанатизма и суеверности.
СОВЕТ ПОЭТУ
Не сетуй, Акмулла, на старость снова,
Что стала вдруг тебя моложе муза…
Ищи в себе союз души и слова,
Взбодрится ум от этого союза.
Что слово? Дуновенье ветра разве,
Встревожит – и продолжит путь бесцельный…
Душа же – океан, в которой разум
Блистает, будто камень драгоценный.
Нет молока у птиц, а в камне – влаги,
Но камень вечен, и орёл летает…
Нет желчных пузырей и у коняги,
Но это жить копытным не мешает.
Путь сократи беседой с юным другом,
Пускай перо немного поскучает.
Кому писать, кому идти за плугом –
Из первых уст попутчик твой узнает.
– Итак, мой друг, в покое или войнах,
Бродя по городам родного края,
Ты опирайся только на достойных,
След за собой достойный оставляя.
Будь справедлив, коль вдруг достигнешь власти,
Высокомерье недостойно мужа;
Построй мечеть – умеришь в мире страсти,
Родится сын – учи его тому же.
Джигиту спутник – знанье. И ремёсла
Пусть взор твой не оставят равнодушным.
Учись о сложном изъясняться просто,
Тогда понятным станешь всем и нужным.
Наш труд нелёгок, – думаю, ты понял.
Да и не вечен ни талант, ни гений…
Иди вперёд и помни о Платоне,
Что был в рабах, и умер в день рожденья.
Будь ты в сто раз богаче Карымбая,
Щедрей Хатема, древнего араба,
Острей на слово Еренсе-сэсэна,
Известней Алишера Навои, –
Природы установка неизменна,
В могиле завершатся дни твои…
Память о поэте-мыслителе
В честь великого башкирского литератора была названа улица в городе Альметьевске, а также Башкирский педагогический университет.
Памятник Мифтахетдину Акмулле был открыт восьмого октября 2008 года, в годовщину смерти великого башкирского поэта, в городе Уфе, напротив сквера, названного также в честь свободолюбивого философа.
На изваянии изображен уставший путник-просветитель в окружении двоих детей, внимательно слушающих его наставления.
Данная композиция ярко и точно описывает творческую деятельность башкирского мыслителя.
ЗЕМЛЯ
Земля под ногами – основа основ:
Всю живность питает чудесный покров.
Природных течений мгновенных не счесть, –
Земля ж неизменна вовеки веков.
Законы природы и жизни одни:
Стихии подвижны, различны они,
За ними, как будто боясь не поспеть,
Сменяются светлыми чёрные дни.
Перевод стихов В. Денисова
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов