Кто такой амундсен и чем он знаменит
Биография Руаля Амундсена
16 июля 2012 года исполняется 140 лет со дня рождения Руаля Амундсена.
Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.
С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем, зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.
В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).
В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно «Магдалена», совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.
В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля «Бельжика» совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.
Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.
17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).
Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.
Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.
Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.
Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.
14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.
15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне «Мод» Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.
11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»).
18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле «Италия». Через три часа «Латам» потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.
Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.
Руаль Амундсен никогда не был женат.
В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.
2011 год в Норвегии был посвящен Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.
14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом был открыт ледяной памятник‑бюст норвежскому путешественнику.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Руаль Амундсен
норвежский полярный исследователь
Руаль Амундсен
Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился в Борге близ Осло 16 июля 1872 года. Сначала он стал учиться медицине, поступив на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но вскоре оставил учебу. Его влекли путешествия.
Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897–1899 годах, когда он был первым помощником капитана на корабле «Бельжика».
В 1903 году Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, Амундсен предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о.Виктория. Затем проплыл на «Йоа» через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.
Следующей целью Амундсена было достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, он решил достичь Южного полюса и в августе 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» — знаменитом корабле Фритьофа Нансена.
Британская экспедиция под руководством Роберта Ф.Скотта тоже пыталась добраться до Южного полюса. Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года (его «конкурент» Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса спустя месяц — 18 января 1912 года), а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.
15 июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда Амундсен решил исследовать Арктику с воздуха.
11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский инженер Умберто Нобиле стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»), пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.
24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле «Италия» достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня 1928 года Руаль Амундсен поднялся в воздух, чтобы найти экипаж дирижабля Нобиле, и погиб в Баренцевом море. Он останется в памяти потомков как величайший по размаху исследований полярный путешественник.
Руаль Амундсен
Roald Engelbregt Gravning Amundsen
Норвежский полярный путешественник-исследователь. Известен в качестве первого человека, достигшего Южного полюса. Так же, совместно с Оскаром Вистингом, первым побывал на обоих географических полюсах планеты. Являлся первым путешественником, совершившим морской переход Северо-Западным проходом и замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом.
Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в городе Борге, Норвегия. Вырос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье большое внимание уделяли спорту, для чего родители соорудили тренажеры и турники. В школе мальчик учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство. Увлекался чтением книг о путешествиях в далекие страны.
В возрасте четырнадцати лет умер отец будущего путешественника и семья вынуждена была переехать в Осло. Мать старательно прочила сыну место в интеллектуальной элите общества, поэтому после гимназии Руаль поступил на медицинский факультет.
После того, как в руки Руаля попала книга Джона Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, жизнь молодого человек координально изменилась. Тайком от матери Амундсен начал готовиться к предстоящим экспедициям: закалялся, делал физические упражнения, а также играл
в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Приучал себя к холодным температурам. В то же время он осознал, что медицина не станет делом его жизни.
Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897 году, когда стал первым помощником капитана на корабле «Бельжика». В 1903 году Руаль отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов острова Виктория. Затем проплыл через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.
Следующей целью Амундсена являлось достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, решил достичь Южного полюса и 9 августа 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» знаменитом корабле Фритьофа Нансена. Исследователь тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.
В середине июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда путешественник решил исследовать Арктику с воздуха. Американский исследователь Линкольн Элсуорт, итальянский инженер Умберто Нобиле и сам Руаль стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье», пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.
Последние годы Амундсен провел в своем доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Исследователь продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером».
Нобиле стал генералом при Муссолини. В конце мая 1928 года решил повторить полет к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лед, а радиосвязь с ними прервалась.
Руаль Амундсен скончался 17 июня 1928 года на Северном полюсе. Отправившись на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, спустя несколько часов перестал выходить на связь. Точные обстоятельства трагической гибели исследователя до сих пор не выяснены.
Награды Руаля Амундсена
Награжден норвежской медалью «За выдающиеся гражданские достижения»
Кавалер Большого креста ордена Святого Олафа
Кавалер Большого креста ордена Леопольда I
Кавалер ордена Почетного легиона
Награжден датской медалью «За заслуги»Кавалер Полярной медали
Награжден Константиновской медалью
Лауреат Золотой медали Королевского географического общества
Награжден Золотой медалью Конгресса
Память о Руале Амундсене
Через полгода после исчезновения Амундсена усадьба «Ураниенборг» в Свартскуге, на берегу Буннефьорда, ее юридическим владельцем Германом Гаде была передана государству для устройства мемориального музея Руаля Амундсена.
В честь путешественника названы Море Амундсена, Гора Амундсена, Ледник Амундсена, полярная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, Залив Амундсена, Котловина Амундсена в Северном Ледовитом океане, кратер Амундсен у Южного полюса Луны, а также астероид (1065) Амундсения, открытый Сергеем Белявским 4 августа 1926 года.
В начале 2000-х годов на вооружение ВМС Норвегии поступили фрегаты типа «Фритьоф Нансен». Второй корабль этой серии, вступивший в строй в 2004 году, получил имя «Руаль Амундсен».
В Университете Тромсе с 1989 года существует Центр арктических исследований имени Руаля Амундсена (норв. Roald Amundsens senter for arktisk forskning ).
Средняя школа коммуны Оппегор с 2012 года переименована в честь Руаля Амундсена.
В советско-итальяно-британском фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969 года) роль Руаля Амундсена исполнил Шон Коннери. Создатели фильма ввели в сюжет вымышленный эпизод о том, что Амундсену удалось обнаружить обломки дирижабля «Италия» и лишь затем он погиб, заявив, что людям нечего делать в Арктике.
Амундсену посвящено стихотворение Константина Симонова «Старик».
В декабре 2011 года премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг прибыл на Южный полюс, чтобы отметить столетие экспедиции Руаля Амундсена
В июня 2018 года в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта у борта ледокола «Красин», принимавшего участие в спасении экспедиции У. Нобиле, установлен бюст Руалю Амундсену.
Семья Руаля Амундсена
Амундсен никогда не был женат, но удочерил и воспитывал двух чукотских девочек.
Руаль Амундсен
Биография
Норвежский исследователь полярных регионов Руаль Амундсен был первооткрывателем многих географических объектов и маршрутов. В 1911 году он достиг Южного полюса планеты, а затем проложил дорогу к конечной точке Северного полушария. Совершив экспедицию вдоль побережья Сибири на моторном судне «Йоа», скандинавский путешественник стал ключевой фигурой в эпохе антарктических исследований, преодолев неизведанный Северо-Западный проход, ведущий к холодным берегам Заполярья.
Детство и юность
Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежском городе Борге. Биография его семьи включала множество интересных фактов, касавшихся происхождения и собственности предков.
Портрет Руаля Амундсена / Ludwik Szaciński, Википедия
История рода Амундсенов началась в XVII веке с представителей крестьянской общины скандинавского острова Асмалей. Потом старшие члены фамилии перебрались на материк и к моменту появления Руаля и его братьев Йенса Уле Антони, Густава Салквиста и Леона владели судоверфью и имением на побережье Осло-фьорда.
Отец будущего путешественника Йенс Амундсен нажил состояние на продовольственных поставках во время войны 1853-1856 годов на Кавказе и на перевозке наемных работников из Китая на Кубу.
Мать Руаля, Ханна Хенрика Густава Салквист, была дочерью служащего местной таможни, занимавшейся ведением хозяйства и воспитанием детей. Занятия мужа не нравились молодой женщине, и она приложила максимум усилий, чтобы оградить детей от продолжения семейного дела. Старания Ханны пропали даром, и двое из четверых детей в молодости занялись предпринимательством и торговлей, а другие посвятили жизнь военной карьере и путешествиям.
Руаль Амундсен в детстве / Википедия
В судьбе подрастающего поколения главную роль сыграла методика воспитания отца, желавшего с раннего детства приучить сыновей к физическим нагрузкам и спартанским условиям. С раннего возраста Руаль в компании старших братьев и соседских мальчишек занимался гимнастикой, ходил на лыжах и участвовал в уличных драках и потасовках.
Обладая высокомерным и независимым характером, будущий исследователь не слушал учителей и отставал от сверстников в изучении общеобразовательных предметов. Дошло до того, что он отдельно от остальных сдавал выпускные экзамены и с трудом получил документ об окончании школы.
После смерти отца в 1886 году Руаль поддался на уговоры матери и переехал в столицу для поступления на медицинский факультет Университета Кристиании. Кое-как отучившись на подготовительном отделении, Амундсен отказался от дальнейшей учебы и в 1893 году окончательно забросил карьеру врача. К этому времени Ханна скончалась, и ничто не смогло удержать упрямого юношу от такого поступка.
Руаль Амундсен / Библиотека Конгресса США
Чувство свободы породило в Руале интерес к путешествиям, подкрепленный знакомством с историей жизни английского мореплавателя Джона Франклина. С одобрения военно-медицинской комиссии несостоявшийся доктор отправился в лыжный поход на плоскогорье Хардангервидда, а затем поступил на промысловое судно в надежде получить звание штурмана северного флота.
Готовясь к плаванию, Амундсен посетил лекцию полярного исследователя Эйвина Аструпа и твердо решил посвятить собственную жизнь поиску неизведанных земель в северной части земного шара. Впервые он попытался присоединиться к экспедиции на Землю Франца-Иосифа, предпринятую английским географом Фредериком Джексоном, но из-за отсутствия опыта получил отказ.
Экспедиции и исследования
В 1896 году Амундсен, получивший звание штурмана, отправился в первое путешествие к Южному магнитному полюсу в интернациональном составе экспедиции под командованием бельгийского исследователя Адриена де Жерлаша. Мореплаватели планировали достичь Антарктиды и, оставив четверых членов команды на зимовку для сбора данных, вернуться в Рио-де-Жанейро.
Руаль Амундсен в кабинете / Anders Beer Wilse, National Library of Norway
После пересечения Магелланова пролива Руаль стал первым человеком, совершившим лыжный переход вдоль побережья острова Ту Хэммок, и вместе с другими членами команды провел 13 месяцев на непредвиденной зимовке в западной части Южного океана.
В дни пребывания во льдах Руаль стал инициатором пошива теплой одежды из бортовых одеял и организовал питание команды, вылавливая из воды туши тюленей и пингвинов. При поддержке судового врача Фредерика А. Кука Амундсен старался избежать деморализации и психического разложения участников экспедиции, но Жерлаш не оценил усилия подчиненного, и на дрейфовавшем судне разгорелся конфликт.
Шхуна «Бельжика», вмёрзшая во льды / Фредерик Кук, Википедия
По правилам Национального географического общества командовать путешествием мог только мужчина бельгийской национальности, но, по словам норвежца, к 1897 году бразды правления антарктической миссией полностью легли на него. Считая спасение людей первостепенной задачей, Руаль помог капитану вывести судно из ледяной зоны, и 5 ноября 1899 года экипаж благополучно высадился в Антверпене.
После этого участник бельгийской экспедиции обосновался в Германии и приступил к изучению геофизики и исторических материалов по Северо-Западному проходу. В Гамбурге Руаль познакомился с директором обсерватории Георгом фон Ноймайером, основателем метеорологии Хенриком Моном и полярным исследователем Фритьофом Нансеном.
Яхта «Йоа» / Alaska Digital Archives
Под их влиянием в 1901 году норвежец приобрел большую промысловую яхту «Йоа» и после переоборудования начал подготовку к покорению Северного Ледовитого океана. Судно отплыло от берега в июне 1903 года и к сентябрю достигло острова в Арктическом архипелаге Канады. В ходе 2-годичной зимовки члены экипажа наладили отношения с местными эскимосами и дважды совершали походы к Северному магнитному полюсу Земли.
В 1906 году, после остановки на острове Хершел, Амундсен вернулся к цивилизации и снискал мировое уважение как покоритель Северо-Западного морского прохода. Отчет о путешествии вызвал восторженные отклики европейцев и принес исследователю Большой крест ордена святого Олафа и почетное членство в географическом обществе России.
Не останавливаясь на достигнутом, Руаль стал активным участником полярной гонки, но ему не удалось обойти соперников Роберта Пири и Фредерика Кука, объявивших о прибытии на Северный полюс, когда экспедиция норвежца находилась на подготовительном этапе.
Руаль Амундсен в полярной экипировке / Daniel Georg Nyblin, National Library of Norway
После этого Амундсен решил изменить направление и запланировал путешествие на противоположный конец земного шара. Подобное предприятие пришло в голову и капитану королевского флота Великобритании – исследователю Роберту Скотту, который осуществил задуманное с опозданием на несколько недель.
Благодаря грамотной организации экспедиции и поэтапному передвижению на собаках Руаль с командой перезимовали в лагере «Фрамхейм» в Китовой бухте и 14 декабря 1911 года со второй попытки вышли на Южный магнитный полюс Земли.
Поскольку путешествие Амундсена носило прежде всего научный характер, исследователи многократно проверяли географические координаты, пользуясь секстантом и искусственным горизонтом. В итоге в 3 точках, расположенных в нескольких милях друг от друга, остались метки и сооружения с посланиями потомкам.
Руаль Амундсен (стоит слева) на Южном полюсе / Project Gutenberg
В одной из палаток, украшенной флагами Норвегии и «Фрамхейма», покорители Антарктиды поместили записку, предназначенную для проигравшей команды Роберта Скотта, в которой говорилось, что англичанин не смог совершить открытие и навсегда останется покорителем Южного полюса под номером 2.
На обратном пути полярники использовали припрятанную провизию и, покинув ледники Китовой бухты, постарались как можно быстрее вернуться на материк. Дорога сопровождалась скандалами и выяснением отношений среди членов команды, и в итоге они не смогли опубликовать собственные наблюдения, поскольку Амундсен заблаговременно завладел авторскими правами на дневники.
Впрочем, до 1912 года норвежец не был уверен в собственном открытии. И хотя мировое сообщество признало достижения и неоценимый вклад в науку, отсутствие вестей об экспедиции Скотта сеяло сомнения в рядах ученых и исследователей.
Руаль Амундсен / Википедия
Информация о британцах появилась, когда Амундсен писал книгу о собственной экспедиции и выступал с лекциями в Европе и США. Из-за плохой организации Роберт и другие члены команды на обратном пути погибли от голода и обморожения, оставив дневники, подтвердившие первооткрывательский статус Руаля.
В последующие годы норвежец осуществил путешествие в Берингов пролив и после нескольких зимовок доставил в Европу ценные сведения по географии, метеорологии, зоологии и другим научным дисциплинам и обдумывал планы покорения полюсов по воздуху. Для этого Амундсен приобрел гидропланы, получил лицензию пилота и в 1925 году совершил полет в районе Гренландии и акватории Баренцева моря, а затем на дирижабле «Норвегия» пересек арктическую часть планеты, проведя над Северным Ледовитым океаном 72 часа беспосадочного времени.
Личная жизнь
По официальной информации, Амундсен, посвятивший себя экспедициям и исследованиям, не имел ни жены, ни детей. Но в дневнике, обнародованном в 1990 году, сохранились некоторые сведения о личной жизни покорителя Северо-Западного прохода и Южного полюса Земли. В нем путешественник упоминал об отношениях с тремя замужними женщинами: Сигрид Кастберг, Кристине Элизабет Беннет и Бесс Магидс.
С первой избранницей полярник познакомился в 1909 году и в ходе 4-летнего романа постоянно просил покинуть супруга и вступить в повторный законный брак. Женщина не отклоняла предложение, но окончательного решения не принимала, поэтому любовники прекратили встречаться и в 1913 году навсегда разорвали отношения.
Руаль Амундсен с приёмными дочерьми Камиллой и Каконитой / Мир вокруг
Второй любовью Руаля стала молодая жена английского бизнесмена, часто посещавшая Норвегию в период с 1912-го по 1925-й. Амундсен предлагал красавице руку и сердце и перед очередной экспедицией завещал ей усадьбу в Свартскуге.
Последнюю женщину Амундсен встретил во время путешествия по Берингову проливу в 1922-м. Канадка украинского происхождения была очарована мужественным обликом норвежца и согласилась на свадьбу, но этому союзу не суждено было случиться из-за гибели полярника в 1928 году.
Кроме того, сохранился фотопортрет Руаля с чукотскими девочками Каконитой и Камиллой, которые стали приемными детьми Амундсена и поселились в семье его родного брата Леона.
Смерть
В 1928 году Амундсен при поддержке итальянского правительства и норвежских бизнесменов отправился на поиски бывшего коллеги по полярным исследованиям Умберто Нобиле.
На гидросамолете, арендованном у французских военных, Руаль вылетел в сторону островов архипелага Шпицберген, и через 2 часа 45 минут связь с ним прервалась.
Руаль Амундсен в Ню-Олесунне у своего самолёта «Дорнье» / Preus Museum
Через некоторое время спасательная экспедиция обнаружила обломки воздушного судна, но тело пилота так и нашла. Официальной датой смерти Амундсена объявили 18 июня 1928 года.
Образ полярника увековечили в мемориалах и памятниках, а события, связанные с трагической гибелью норвежца, легли в основу художественного фильма Михаила Калатозова «Красная палатка».