Кто такой араб в играх
Вокруг PUBG Mobile разгорелся скандал в мусульманских странах, разработчики извинились и быстро внесли в игру правки
На удивление неплохо: Обзор сериала «Ковбой Бибоп» от Netflix
Комитет Госдумы поддержит запрет показа в сети фильмов и сериалов со сценами сексуального отклонения
Сценаристка Sony Santa Monica раскритиковала «консольного воина», устроившего перепалку из-за положительного обзора Halo Infinite
Внутри компании растет разочарование в VR: Инсайдер рассказал о текущих проектах Valve и Half-Life 3
Разработчики из Naughty Dog рассказали, как придумали механику игры на гитаре в The Last of Us Part II для PlayStation 4
Ваша самая ожидаемая игра из анонсированных.
Dark Souls Remastered
Prey (от Arkane Studios)
Splinter Cell: Blacklist
Очередное обновление для мобильной версии популярной королевской битвы PlayerUnknown’s Battlegrounds вызвало шквал недовольства на религиозной почве среди жителей Кувейта и Саудовской Аравии. Причиной этому послужила возможность поклоняться идолам, которую разработчики ввели в апдейте с джунглями, сообщают местные новостные издания.
Многие священнослужители Кувейта жестко осудили виртуальное идолопоклонство и потребовали от разработчиков убрать из игры такую функцию, дабы защитить детей от антиисламских взглядов. Дело в том, что идолопоклонничество запрещено в исламе.
В интервью порталу Gulf News доктор Басам Аль Шатти, профессор Шариатского колледжа в Кувейтском университете, сказал, что видеоигры могут иметь много хороших и плохих аспектов, но PUBG нарушает исламские верования посредством идолопоклонничества, что является самым большим грехом в исламе.
Представленные в игре тотемы дают поклоняющимся им игрокам возможность восстановить здоровье или получить расходные материалы, вроде энергетических напитков или аптечки. Однако тот факт, что игроки должны поклоняться таким объектам, оскорбил игроков-мусульман по всему миру.
После того, как стало известно о ситуации, компания Tencent принесла извинения и сообщила об удалении из игры элемента поклонения идолам.
Добавляйтесь в наш Telegram-канал по ссылке или ищите его вручную в поиске по названию gmradost. Там мы публикуем в том числе и то, что не попадает в новостную ленту. Также подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене, Twitter и VK. И не забывайте, что у нас появились тёмная тема и лента вместо плиток.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
Такой далекий Ближний Восток. Интервью с арабским разработчиком игр
Гибель двух небезызвестных небоскребов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года сильно поменяла взгляды Америки на Ближний Восток — раньше она не видела там ничего интересного, кроме песка, нефти и Саддама Хусейна. И не только Америки, но и всего «цивилизованного» мира. Все, что связано с исламом и арабским Востоком, теперь воспринимается настороженно, если не сказать враждебно.
В свою очередь, арабы в частности и мусульмане вообще в долгу не остаются. Некоторые из них выражают свою жизненную позицию путем терактов, некоторым хватает пороху только на устные угрозы, а наиболее продвинутая и образованная часть населения отводит душу на компьютерных играх — как правило, антизападной направленности. Сами по себе эти игры особой ценности не представляют (их качество обычно находится на довольно низком уровне), в них интересно лишь идеологическое наполнение. Обо всем этом мы сегодня поговорим с Радваном Касмией (Radwan Kasmiya), главой сирийской игровой компании Afkar Media, на счету которой две таких игры.
Стандарты чупа-чупса
В благодарность многие страны арабского мира называли себя «почти социалистическими». Неблагодарными оставались только арабские члены НАТО, поскольку тесно дружили с Америкой. И когда Израиль начинал притеснять соседей, отбирать у них одну территорию за другой, мы его резко осуждали и поддерживали противоположную сторону (Палестину, Египет, Сирию, Ливан). Иногда даже посылали военных.
Радван Касмия: «Посмотрите на America’s Army — сразу видно, что эта игра предназначена для разжигания ненависти, национальной розни и вербовки пушечного мяса».
Сегодня все изменилось. В Израиле треть населения говорит на русском языке и считает Россию второй родиной (а может, и первой). Должники из числа арабских стран не вернули нам старые долги, и их пришлось простить. Президент Буш отправил в регион американскую армию, чтобы изловить президента Ирака и казнить его за «геноцид курдов в количестве двухсот курдов». В процессе поимки американские войска вместе с обществом друзей Америки уничтожили десятки, а может, и сотни тысяч человек. В это самое время Россия тихонько говорила «ай-яй-яй», вместо того чтобы, как прежде, стучать ботинком по трибуне ассамблеи ООН. Злодея в конце концов поймали и цивилизованно, демократично повесили.
[Игромания]: Салам алейкум, Радван! У нас тут, кхм-кхм, несколько вопросов про арабские игры.
[Радван]: Ха! Кому-то он, может, и добрый, а у меня сейчас температура 39,6. Так что если услышите ерунду, считайте ее следствием тяжелой болезни и не приближайтесь слишком близко к телефонной трубке, чтобы не заболеть!
[Игромания]: Ничего, у нас с собой марлевая повязка, мы будем через нее слова фильтровать. Первый вопрос такой: компьютерные игры из стран исламского мира очень политизированы — гораздо сильнее, чем американские, европейские или японские. Вы согласны с таким мнением? Или это мы только думаем, что они сильно политизированы, а на самом деле ничего такого нет (то есть мы просто стали жертвами западной политики двойных стандартов)?
Интерфейс у Quraish такой же, как в любой стратегии, никаких исламо-арабских особенностей в нем нет. Разве что арабская вязь в надписях выглядит необычно.
[Радван]: Игры, как и любое медиа, отражают традиции, настроения и особенности общества. Я думаю, что создателей художественных произведений — не только компьютерных игр, но также кино, книг, картин — вдохновляют события, происходящие вокруг них, и мнение других людей по поводу этих событий. Вдохновение питается культурным, историческим и политическим наследием страны, в которой довелось родиться автору. Так что ваши слова недалеки от истины. Несправедливость такого положения объясняется невежеством и результатом влияния устоявшихся стереотипов с обеих сторон. Не исключено, что это реакция на общие представления Запада о мусульманском мире. Трудно сказать наверняка.
[Игромания]: А может, на Западе специально поддерживают подобные предрассудки? Может быть, они кому-то нужны в политических целях?
[Радван]: Я полагаю, большинство игр преследует сразу множество целей. Развлечение для скучающей публики — это лишь одна из них. Это как чупа-чупс — сверху сладкая глазурь, а внутри — начинка, которая никому не видна. И что туда положил производитель, можно узнать, только скушав конфету.
Вовсе необязательно, что внутри компьютерной игры обязательно упрятано что-то демоническое. Просто на любую игру накладывают отпечаток личности разработчиков. Неважно, чем они сформированы — социальной и культурной средой, политическими предпочтениями, религией. Может быть, поэтому все игры такие разные. Просто есть ответственные люди, которые не спешат поделиться своими «тараканами» с покупателем, а есть эгоисты, которым наплевать на все возможные последствия.
Гораздо хуже, когда за игровую начинку платят какие-то мощные организации. Тут уж практически наверняка и вкус, и запах выдают совершенно невкусные цели. Посмотрите на America’s Army — сразу видно, что эта игра предназначена для разжигания ненависти, национальной розни и вербовки пушечного мяса.
В стратегии Quraish (www.quraishgame.com) от Afkar Media тоже бушуют войны, но войны давнишние.
Психологическая война
Так уж сложилось, что война считается любимым занятием арабов. Когда-то, еще в раннем средневековье, им удалось дойти до Атлантического океана и создать огромный халифат. Однако в исторических масштабах он продержался недолго.
С тех пор стабильности на Ближнем Востоке нет — все время где-то стреляют, что-то взрывают и кого-то свергают. В отсутствие внешнего врага стреляют друг в друга. При вторжении агрессора героически борются, проигрывают генеральное сражение и начинают изматывать противника партизанскими вылазками, пока тому не надоест. В связи с этим из арабов получаются замечательные диверсанты. Особенно хорошо они сражаются в ближнем бою. К их огорчению, современная война не предполагает сабельных атак. В современных условиях регулярные воинские подразделения арабских стран обычно расстреливают издалека крылатыми ракетами, накрывают бомбами, уничтожают дальнобойной артиллерией.
Надо ли говорить, что за все время арабо-израильского конфликта счет сбитых МиГов шел на десятки, а Израиль потерял единицы? Причем половину из них сбили временные «египтяне» и «сирийцы» из СССР, объяснявшие арабам, как нужно пользоваться зенитно-ракетными комплексами.
Чему же тогда удивляться, что в арабских играх арабы воюют и побеждают захватчиков в американской и израильской военной форме? Почему столько истерики вокруг банальных сюжетов про войну? Если рассуждать подобным образом, «В тылу врага» — это разжигание ненависти к немцам, а безобидный фильм «Четыре танкиста и собака» — милитаристская пропаганда. (Кстати, шутки шутками, но в прошлом году «Четыре танкиста…» были действительно запрещены в Польше как фильм «искажающий историческую действительность». — Прим. ред.).
«Любое действие рождает противодействие», — говорит Радван Касмия, приводя в пример арабские игры.
Упорное следование одной и той же теме наводит на мысль, что это не просто совпадение, а тенденция. Игр на Ближнем Востоке выпускается единицы, и чуть не каждая имеет антиамериканскую и антиизраильскую направленность.
[Радван]: Э-э нет, парни. Зря вы ставите эти игры в один ряд. Они разные. И это лишь три игры из выпущенных за последние восемь лет. Вот еще одно свидетельство того, что в мире плохо знакомы с арабским геймдевом.
Хорошо, если коротко, мы не делаем игры из мстительных соображений. Мы не стремимся подменить понятия или создать из кого-то образ врага. По сути, в наших играх показаны обыкновенные человеческие истории. Неважно, сколько пуль приходится выпустить по ходу повествования. Может быть, это трудно понять, наблюдая за жизнью из окна офиса где-нибудь в Лондоне или Москве, но у нас за окном картина совсем другая. Все, о чем мы рассказываем, основано на нашем жизненном опыте. Но это касается только наших игр — Under Ash и Under Siege.
Что касается Special Force, то это уже совсем другое дело. Эту игру вдохновляла, поддерживала и выпускала такая мощная организация, как «Хезболла». Со всеми вытекающими последствиями в виде вмешательства в процесс разработки. Special Force — это America ’s Army на арабский лад. Чистая пропаганда и ничего более.
Колючая проволока на обложке Under Ash — символ несвободы.
[Игромания]: Хорошо, а почему в таком случае вместо полноценных игр не делают модификации (разве что Quest for Bush — бесплатная игра, выпущенная в сентябре прошлого года организацией «Глобальный исламский медиафронт», где конечной целью было убийство президента Буша)? Это же проще и дешевле.
[Радван]: Да, сменить рубашку легко. Но не остальные части тела. Кожа, сердце, душа так легко трансформациям не поддаются. Косметические вмешательства не изменяют сути игры. Модификации — ребячество, детская часть любого игрового сообщества. Некоторые ведущие разработчики поддерживают модмейкеров ради повышения популярности игры. Но я сомневаюсь, что, например, американские разработчики будут с удовольствием наблюдать, как арабы делают на базе их игр идеологические снаряды. Впрочем, помешать этому они бы все равно не смогли.
Игра Under Siege, продолжение Under Ash, была о том же, о чем и первая часть, — о борьбе палестинцев с израильтянами.
Этот пиратский арабский мир
Человек — существо с феноменальными способностями к приспособлению. Он может неделю провисеть голышом в стеклянном кубе над Темзой; съесть червяков для телевизионной программы; по просьбе западной радиостанции выпить несколько литров воды и до последнего не ходить в туалет (одна женщина в США пыталась таким образом выиграть приставку Wii, но скончалась). Но все эти подвиги из разряда никому не нужных.
Другое дело, когда людям приходится заниматься любимым делом в невыносимых условиях. К примеру, делать компьютерные игры во время войны — обстрелов, бомбежек и проверок на дорогах (в Сирии, откуда родом наш собеседник, все более-менее спокойно, но зато вокруг нее не утихают конфликты). Арабские игры именно в таких условиях и делают. Нельзя сказать, что при этом получается шедевры мирового уровня, но дойти до релиза и в более благоприятных условиях удается не всем.
Арабская Legend of Zord издавалась немецкой компанией enjoy Entertainment, поэтому какую-никакую известность на Западе она получила.
[Игромания]: А как у вас с технической стороной? Вы используете движок собственного производства? Сколько времени потребовалось на его разработку? Сколько человек работало над движком? У вас постоянный штат сотрудников или какая-то их часть работает удаленно, через интернет? С какими трудностями вам пришлось столкнуться во время работы?
[Радван]: Раньше мы использовали отдельные части других движков. Теперь же делаем свой собственный. Работа над движком — процесс, который никогда не закончится. Всегда есть что-то такое, что хочется добавить или изменить, дабы воспользоваться новыми возможностями. Когда мы начинали, нас было всего пятеро — пятеро мечтателей. Сегодня в нашей команде работают 30 человек на полной занятости и вдвое больше фрилансеров (временных работников со стороны). Все они из стран Ближнего Востока.
Больше всего нам досаждает пиратство. Более 90% игр здесь распространяется нелегально. Игровая индустрия на Ближнем Востоке практически отсутствует. Я имею в виду недостаток профессионалов по продвижению — специалистов по маркетингу и дистрибьюторов. Нужно почти два года, чтобы готовая игра, намного превосходящая по качеству предыдущую часть, попала на полки магазинов.
[Игромания]: Да, печально. Вероятно, компьютерные игры у вас не самый популярный вид развлечения. Может быть, есть какие-нибудь религиозные запреты на содержание игр? Да и с интернетом, наверное, проблемы? У вас вообще кто-нибудь еще делает игры, кроме Afkar Media?
[Радван]: Напротив! Компьютерные игры у нас так же популярны, как и везде. Интернет-кафе открываются и в небольших городках, и в деревнях. Игры оказывают значительное влияние на мировую культуру в целом и на арабский мир в частности, как на часть этого мира. Я бы очень хотел показать вам точные данные в цифрах, но боюсь, что таких данных не имеет никто. Просто мне приходится много путешествовать, и я вижу, что игры более популярны в этом регионе, чем можно было бы ожидать. Цены на компьютеры вполне доступные, к тому же местные власти в большинстве случаев выделяют специальные ссуды на их покупку.
Опять же высокий уровень пиратства бьет по производителям, зато открывает широкие возможности для обычных пользователей. Любой подросток может за небольшие деньги купить и попробовать самые современные программы и игры. Это пиратский мир, где некому запретить или ограничить распространение чего угодно, без оглядки на содержание и авторские права. Любой восьмилетний пацан покупает любые игры или фильмы независимо от возрастного рейтинга, причем сразу дюжиной и за смешные деньги! Насколько я знаю, мы единственная игровая компания, оставшаяся на плаву. Afkar Media существует с 1998 года, мы были первыми профессиональными девелоперами в арабском мире.
Были и другие, кто попробовал войти в игровой бизнес в 2002-2003 годах. К сожалению, большинство компаний закрывается после одного двух релизов. Среди них:
— Techniat 3D, Дамаск (Сирия), одна-единственная игра — Zoya: The Fighting Princess. Официально продано менее тысячи копий. Реальные объемы, с учетом пиратских продаж, неизвестны.
— Imagination DFZ, Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), 2002-2004 гг., две игры: Legend of Zord и Wadi Basher. Официально каждая из этих игр была продана тиражом менее 500 копий.
— «Хезболла», Бейрут (Ливан), 2003 год, единственная игра — Special Force. О тираже и продажах ничего не известно (их просто никто не считал). Тут другой случай, другие цели и другие возможности.
Я уверен, есть и еще разработчики. Но не могу убедиться в этом, если не вижу их работ на полках магазинов, не слышу новых названий компьютерных игр, сделанных на Ближнем Востоке.
[Игромания]: Спасибо за беседу. Скорейшего выздоровления вам, да и вообще всему арабскому миру!
Ближний Восток: коротко о главном |