Кто такой асаф писавший псалмы
Удивительные псалмы Асафа
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ АСАФА.
Поэзия, которой мы с Вами преданы, обладает удивительным свойством. Она с необычайной яркостью открывает перед читателем души людей, которые писали стихи. Мы реально ощущаем их радость и боль, их мечты и заботы.
Если стихи принадлежат авторам, жившим до нас, мы начинаем лучше понимать наших предков, они становятся ближе нам.
Совсем не важно, что между нами пролегли не только века, но целые тысячелетия.
Что мы знаем об Асафе, перу которого принадлежат 72 –ой псалом? Многие считают, что это потомок того самого Асафа, который был сподвижником царя Давида, руководил одним из его певчих хоров, и тоже писал псалмы.
Асаф Младший, назовём его так, жил 400 лет спустя после своего легендарного предка. Эти годы были годами военного, экономического, и духовного упадка еврейского государства, задолго до этого расколовшегося на Израиль и Иудею.
В 722 году до н. э. ассирийцы захватили Израиль, частично уничтожили и частично изгнали его жителей. В начале 6-го века до нашей эры страшная опасность нависла и над Иудеей.
Страна была на пороге войны, но не предпринимала никаких усилий к укреплению своей обороноспособности. Это было уже не могущественное государство царя Давида и его сына Соломона.
Это было государство, раздираемое социальными противоречиями, в котором одни купались в роскоши, а другие влачили нищенское существование. Пошатнулись и духовные устои общества, особенно в правящих верхах, которые вели отнюдь не праведный образ жизни.
Асаф Младший, как любой патриот и поэт, наблюдал окружавшую его жизнь с болью в душе. Он чувствовал неотвратимость приближающейся беды.
Как похожи поэты всех времён друг на друга!
Ступаю я по грани тонкой,
Что отделяет ночь от дня.
Как будто малого ребенка
Ведёшь ты за руку меня
Всегда руководишь Ты мною,
Твои советы мне нужны.
Я за Тобой, как за стеною,
И нет надёжнее стены!
Зачем мне бренное, земное?
Твердыня сердца моего!
На небе будешь Ты со мною,
Там обрету я торжество!
Кто были от Тебя вдали,
Давно погибель обрели!
Мне благо к Богу приближаться
И прославлять Его дела
Хочу я всей душой прижаться.
К истокам света и тепла!
Страшные события произошли в 586 году до Рождества Христова.
Войска Вавилона захватили Иудею, разрушили храм, построенный Соломоном, частично уничтожили и частично увели в плен её жителей.
Асафу Младшему, по-видимому, удалось спастись. Иначе мы не прочитали бы другие его псалмы, где упоминаются эти страшные события.
Псалом 73. Асафа.
Зажги для нас знамения звезду,
Чтобы пророк сумел предугадать,
Доколе будем мы терпеть беду,
И вечно ли в неволе нам страдать.
Разрушен веры праведной очаг…
О, Господи! Дозволь Тебя спросить:
Доколе будет ненавистный враг
Твоё святое Имя поносить?
О, Господи! Помилуй и спаси!
Нам Вера больше жизни дорога!
Удар своей десницей нанеси
И порази заклятого врага!
Ты нас спасаешь испокон веков
От смерти и от вражеских оков!
Раздвинув море, нам давал проход
Среди морских пучин и буйных вод
Ты смог левиафана сокрушить,
Ты нам определил предел земной,
Поток бурлящий можешь осушить,
Свет дня зажечь и мрак сгустить ночной.
Всё в милости Твоей: и свет и тьма,
Рассвет, закат и лето, и зима!
Сейчас другой навис над миром мрак,-
Теперь повсюду злобы торжество.
Как будто вепрь голодный, рыщет враг,
С хулою против Духа Твоего!
Не дай на растерзание зверью
Ты горлицу любимую свою!
И не отвергни тех, кто ждёт Тебя,
Страдая, сокрушаясь и любя!
Псалом 73, как и предыдущий, был написан Асафом, которого я называю Младшим, поскольку он жил 400лет спустя после знаменитого Асафа, соратника царя Давида.
Асаф Младший был свидетелем страшных событий, обрушившихся на его родину.
В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм разграблен и сожжен. Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм, построенный царём Соломоном, просуществовал около 400 лет. Он всегда являлся центром политической и духовной жизни еврейского народа. Именно поэтому захватчики уничтожили его в первую очередь. Вместе с драгоценностями храма исчезли скрижали с Заповедями Бога, обретённые Моисеем.
Как свидетельствуют историки, Вавилон в те времена был не только самым большим и богатым городом мира, но и славился развращённостью своих нравов.
Асаф, как и все патриоты своей родины, с горечью переживают все страшные события, которые развернулись в стране. Он задаёт вопрос : «Почему Бог оставил еврейский народ, лишил Своей помощи?»
Но ответ можно найти в предыдущем псалме Асафа.
Упадок духовных ценностей и страшное расслоение общества
сделали своё дело. Еврейский народ оказался неспособным дать отпор врагу.
Как всегда проведу параллель с нашей действительностью.
Мечта о единой России, пока остаётся только мечтой.
Общество похоже на слоёный пирог, у которого вверху шоколад и крем, а внизу горелые корки.
Но нас ещё объединяют общечеловеческие моральные ценности. Вот почему наши «зарубежные партнёры», как принято их теперь называть, прилагают все усилия, чтобы эти ценности разрушить, подменить вавилонским эгоизмом, распущенностью и безнравственностью.
Расцвет Вавилона продолжался 70 лет, после чего он был полностью разрушен персами.
Кто такой асаф писавший псалмы
1. Сын Берехии, известный музыкант в скинии во время правления царя Давида ( 1Пар 6:31-32 ). Наряду с главным певчим Еманом и Ефаном Асаф играл на медных кимвалах во время церемонии внесения ковчега в новую скинию ( 1Пар 15:1-19 ). Давид назначил Асафа на службу, чтобы он «славословил, благодарил и превозносил Господа» ( 1Пар 16:4-5 ). Он должен был запевать специальный хвалебный псалом Израиля ( 1Пар 16:7-36 ). Вместе со своими родственниками он ежедневно участвовал в служении у ковчега ( 1Пар 16:37 ; 1Пар 25:6,9 ; 2Езд 1:15 ; 2Езд 5:27,59 ). Асаф упоминается также как личный пророк царя Давида ( 1Пар 25:1-2 ). Имя Асафа встречается в подзаголовках псалмов 49 и 72-82, наряду с названием учрежденной им корпорации — «сыновей Асафа» ( 1Пар 25:1 ; 2Пар 35:15 ; Езд 2:41 ; Неем 7:44 ; Неем 11:22 ).
2. Отец Иоаха. Иоах был дееписателем (царским писцом или придворным историком) в период правления царя Езекии ( 4Цар 18:18,27 ; Ис 36:22 ).
3. Храмовый страж или привратник, вероятно, то же самое лицо, что и Евиасаф ( 1Пар 9:15 ).
4. Царский лесничий в Палестине в период правления Артаксеркса I Длиннорукого ( Неем 2:8 ). Неемия просил у этого Асафа прислать лес для восстановления стен, ворот и строений Иерусалима.
Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.
Кто такой асаф писавший псалмы
Прор. Асаф. Миниатюра из Псалтири Иоанна Грозного. 80-е гг. XIV в. (РГБ. Ф. 304/III. Л. 169 об.)
Прор. Асаф. Миниатюра из Псалтири Иоанна Грозного. 80-е гг. XIV в. (РГБ. Ф. 304/III. Л. 169 об.)
АСА́Ф [евр. ,
— собиратель, греч. ̓Ασάφ], cын Берехии из колена Левия, родоначальник одной из основных династий храмовых певцов и музыкантов, т. н. сынов А. Царь Давид, учредивший регулярное богослужебное пение при скинии, поставил его начальником одного из 3 хоров, игроком на кимвалах (1 Пар 6. 39; 16. 5; см. также в ст. «Музыка и муз. инструменты в Библии»). После перенесения ковчега в Иерусалим Давид впервые воспел «через Асафа и братьев его» псалом (1 Пар 16. 7). Впосл. сыны А. играли ведущую роль в богослужении Второго храма, поскольку только певцы из этой династии упоминаются среди возвратившихся из плена (Езд 2. 41; Неем. 7. 44). Свящ. Писание особенно отмечает их пророческое служение (1 Пар 25. 1-2; 2 Пар 20. 14-23). Позднее авторитет А., чьи псалмы пелись при восстановлении служения в храме при царе Езекии, приравнивался к Давидову (2 Пар 29. 30). Именование А. «прозорливцем» (
) и пророческий характер его псалмов позволяют говорить о нем как о храмовом пророке (Gese. S. 147-158). В талмудической традиции, согласно одной версии, А. помогал Давиду в написании псалмов (Бава батра 14b), по др.- А. жил в эпоху плена и, видя разрушение храма, радовался, что Господь «излил гнев Свой только на бревна и камни» (Эха Рабба 4. 14). Именем А. надписано 12 псалмов (49, 72-82). В святоотеческой традиции не подвергалось сомнению надписание этих псалмов (Athanas. Alex. Expos. in Ps. XLIX; LXXVI // PG. 27. Col. 229; 345), но высказывалось мнение, что А. записал их «под влиянием пророчества Давида» (Theodoret. Interpretatio in Ps. LXXVI // PG. 80. Col. 1143c). Блж. Августин, основываясь на переводах имени А. (лат. сongregatio, греч. συναγωγή), усматривает в нем собирательный образ синагоги, т. е. собрания верных Богу людей в ВЗ, из к-рого впосл. произошли апостолы (Enarrat. in Ps. LXXII // PL. 37. Col. 916sqq). А. П. Лопухин считал псалмы 73-78, 82 принадлежащими потомкам А. (Толковая Библия. Т. 4. С. 130). На основании описанных в псалмах событий более позднего периода их авторство, приписываемое А., ставится под сомнение библейской критикой. Псалмы 75-77, 79 обычно датируют временем ассир. нашествия (кон. VIII в. до Р. Х.). Считалось, что псалмы 73 и 78, содержащие предсказания о разрушении храма, были написаны во времена разрушения Иерусалима Навуходоносором II (587 до Р. Х.), но новейшие текстологические исследования показывают их синхронность с остальными псалмами А. (В. Weber).
Лит.: Asaph // EJud. Vol. 3. P. 637; Rogers. J. S. Asaph //ABD. Vol. 1. P. 471; Gerstenberg E. S. Asaph // NBL. Lfg. 1. S. 180; Gese H. Zur Geschichte der Kultsänger am Zweiten Tempel // Beitr. z. evangelischen Theologie. Münch., 1974. Bd. 64; Weber В. Zur Datierung der Asaph-Psalmen 74 und 79 // Biblica. 2000. Bd. 81. S. 521-532.
Полезное
Смотреть что такое «АСАФ» в других словарях:
Асаф — а, муж. Разг. к (см. Иосаф).Отч.: Асафович, Асафовна. Словарь личных имён. АСАФ Обладающий хорошими качествами. Вдумчивый; запасливый, заботливый. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
Асаф — ( собиратель ): 1) сын Берехии, левит из рода Гирсона, современник Давида (1Пар 6:39; Неем 12:46). А. и его потомки были певцами и музыкантами при ковчеге завета, а затем при храме. Пением и музыкой они восхваляли Господа. А. упомянут в рассказе… … Библейская энциклопедия Брокгауза
асаф — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Асаф — мастер серебряного дела. Черкесия.Около 1832 1853. Подпись: Работал Асиф. Дата … Энциклопедия вооружений
Асаф — музыкант левитского рода, в царствование Давида управлявший богослужебным пением в скинии Завета, между тем как четыре его сына управляли четырьмя певческими классами. А. приписываются псалмы: 50, 73 83 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Асаф — (собиратель) имя трех лиц: а) (1Пар.6:39 ) сын Берехии, из рода Гирсона, сына Левия, известнейший певец из начальников певцов при Давиде, Он был также провидцем. Ему приписывают следующие псалмы: 49, 72, 80 и 82. Должность начальника хора, по… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Асаф — Ас аф (Ас афович, Ас афовна) … Русский орфографический словарь
Асаф — русск. мужское имя отч. Асафович, Асафовна … Словарь личных имён и отчеств
Содержание
Личность Асафа
Как чиновник в религиозной системе Иерусалима, Асаф должен был участвовать как в общественной, так и в частной стороне этой системы. Он служил чиновником в течение нескольких лет, начиная с царя Давида и также служа царю Соломону, если это тот же Асаф, который упоминается во 2 Паралипоменон 5:12. В течение своего длительного срока Асаф видел лучшее и худшее в других чиновниках. Его жалоба на коррупцию среди богатых и влиятельных людей, записанная в Псалме 73 ( MT ) / Псалме 72 ( LXX ), могла быть направлена на некоторых из этих чиновников. Слова, которые он использовал для описания нечестивых, взяты из того же лексикона слов, который используется офицерами культовой / жертвенной системы.
Контекст и значение
Многие из этих псалмов предсказывают разрушение или опустошение в будущем для их племен, но они уравновешены Божьей милостью и спасительной силой для людей.
Некоторые псалмы Асафа помечены не только как от Асафа, но как «для вождя». Некоторые интерпретируют это как означающее, что они были написаны для того, чтобы их прочитал оракул и провозгласил перед большой аудиторией, или просто что это был сигнал ведущему певцу или главному музыканту.
Элохистские псалмы
Этот раздел книги Псалмов является частью раздела, известного как Элохистские псалмы. Псалмы 42–83 упоминаются как элоистические, потому что избегают имени « Яхве » (которое согласно еврейскому православию является искажением «непроизносимого» имени) и вместо него используется термин «[Адонай]». Элоистические псалмы делятся на три части:
MT | LXX | |
---|---|---|
42–49 | 41–48 | являются «из сыновей Кореевых» |
51–65, 68–71 | 50–64, 67–70 | являются «Давида» |
50, 73–83 | 49, 72–82 | являются «из Асафа» |
Псалмы Асафа
Псалом 50 ( МП ) / Псалом 49 ( LXX )
Псалом 73 (MT) / Псалом 72 (LXX)
Псалом 73 посвящен тому, как праведники должны отвечать на коррупцию в рядах богатства, власти и влияния. Сначала хороший мужчина или женщина возмущены откровением о том, что лидеры злоупотребляют своими привилегиями. Но когда Асаф размышляет о природе Бога, он приходит к пониманию того, что даже самые могущественные авторитетные фигуры, если они испорчены и неизменны (не раскаиваются), получат свою награду от рук Господа. Асаф мог быть свидетелем коррупции в рядах чиновников Храма.
В этом Псалме Асаф спрашивает, почему нечестивые кажутся процветающими. Асаф входит в святилище, где совершаются жертвоприношения, и обретает новую перспективу. Асаф наблюдает Божий суд над злом и принимает этого Бога.
Псалом 74 (МП) / Псалом 73 (LXX)
Тема этого псалма вращается вокруг первого стиха: «Почему, Боже, Ты отверг нас навсегда?» и предсказывает разрушение. Это звучит как призыв к Богу о том, когда придет спасение и спасет их от глубины их отчаяния. Среди криков отчаяния также раздается голос хвалы Богу.
Псалом 74 исторически написан как общественное оплакивание еврейского народа в связи с вавилонским пленом. Враг повредил все в святилище и разрушил храмы Бога на земле. Асаф, один из трех храмовых певцов, назначенных царем Давидом для храма, который написал 74 псалом, задается вопросом, почему гнев Бога допустил это вторжение и разрушение.
Псалом 75 (МП) / Псалом 74 (LXX)
Здесь звучат причитания людей и утверждается их обещание всегда воспевать хвалу Богу. Этот псалом обозначается как песня или псалом лидеру, интерпретируемый как главный музыкант или лидер общины. Ведущий заканчивает псалом заявлением о смирении нечестивых и возвышении праведников.
Псалом 76 (МП) / Псалом 75 (LXX)
Этот псалом фокусируется на раскрытии невероятной спасающей силы Бога. Он призывает людей поклоняться и славить Бога с благодарностью за Его спасительную силу. Этот псалом также признан лидером.
Псалом 77 (MT) / Псалом 76 (LXX)
Этот псалом представляет собой плачущий псалом сообщества людей, взывающих к Богу и просящих его не молчать в трудные для них времена. Вопрос: «Позволит ли Бог уничтожить созданный им народ?» ставится. Он замыкается в конце, провозглашая чудо Бога как Творца и размышляя о его заботе о Моисее и Аароне.
Псалом 78 (МП) / Псалом 77 (LXX)
Этот псалом призывает людей следовать закону и призван показать людям того времени образец спасительной Божьей милости. Он поощряет передачу из поколения в поколение деяний Бога. Он конкретно отражает время Моисея и израильтян (евреев) в пустыне.
Псалом 79 (МП) / Псалом 78 (LXX)
Псалом 80 (МП) / Псалом 79 (LXX)
Этот псалом иногда называют свидетельством Асафу и помечают как «для вождя». Он подчеркивает восстановление нации через молитву и Божью милость. Он сочетает в себе надежду с воспоминанием о великой печали. Здесь используются образы Израиля как виноградника и Бога как пастыря.
Псалом 81 (МП) / Псалом 80 (LXX)
В этом псалме подчеркивается восхваление Спасающего Бога и возвращение народа к литургическому поклонению. В этом псалме раскрывается концепция выбора действовать в соответствии с желаниями и потребностями людей, а не ходить с Богом и быть в его пользу. Он также призывает людей к покаянию, чтобы восстановить на них Божью защиту.
Псалом 82 (МП) / Псалом 81 (LXX)
Акцент в этом псалме сделан на осуждение как человеческих судей, так и Бога, и провозглашается прочная связь между моральным и физическим порядком. В нем комментируется поступок Бога, упрекающий царей и несправедливых судей Израиля за неуважительное отношение к бедным. Этот псалом заканчивается молитвой о справедливости.
Псалом 83 (MT) / Псалом 82 (LXX)
Последний псалом Асафа и последний псалом элохизма подчеркивают плач людей из-за их страха перед вторжением и Израилем. Однако затем он показывает, как Бог контролирует все события, и молится, чтобы текущий враг был уничтожен, как и все враги прошлого.
Псалом 79
Псалом сей имеет такое надписание: В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом. С еврейского это надписание, составляющее 1-й стих псалма, переведено так: «Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним Эдуф. Псалом Асафа». Значение выражения в конец, или (по пер. с евр.) «начальнику хора», – объяснено неоднократно в предыдущих псалмах (4, 5, 6 и др.). Выражение о изменшихся, повторяемое в надписаниях некоторых других псалмов (5, 9, 68, 44), хотя и в несколько измененном виде, также достаточно объяснено нами, при объяснении надписания псалмов 44 и 68. Свидение (testimonium) значит: «свидетельство»; в псалмах же употребляется чаще в значении: «откровение, наставление, устав, заповедь». В переводе с еврейского слова свидения совсем нет в надписании, а в переводе с греческого оно поставлено в связи не с словом «Асафу», а с предыдущими: о том, что будет изменено свидетельство – и таким образом слово «Асафу» присоединено к слову «псалом» и означает указание на принадлежность псалма Асафу как составителю его. О том, кто был этот Асаф, достаточно разъяснено в предыдущих псалмах, 73 и 78. К вышеуказанному надписанию псалма сего, в переводе его с греческого, имеется еще прибавление выражения: «об ассирийцы». Прибавление это, допущенное, по свидетельству Предания, LXX переводчиками псалмов и сохранившееся в древних латинских изданиях, указывает, без сомнения, на отношение этого псалма к истории столкновений израильского народа с ассирианами, на те бедствия, которые причиняли последние израильскому народу. Но к какому именно историческому периоду этих столкновений относится псалом этот, трудно определить с точностью, а потому и различные толковники псалмов выражают различные мнения по этому вопросу.
Перенесенный из Египта виноградник Божий, некогда прекрасный и цветущий, простиравший ветви свои до моря и отрасли свои до реки, величественно расширявшийся, как кедры Божии, и покрывавший тенью своею горы, т.е. простиравший границы свои от Средиземного моря до Евфрата и от знаменитого своими кедрами Ливанского хребта до гор Аравийской пустыни (ср. Втор. 11:24 ), ко времени писателя сего псалма стоит уже пожженный и обсеченный, с разрушенною оградою, обрываемый всеми проходящими по пути, подрываемый лесным вепрем и полевым зверем объедаемый (ст. 9–14). Каких именно врагов под этими аллегорическими названиями разумеет псалмопевец, на это нет ясных указаний. Правда, виноградник Божий стоит еще в своей земле, Израиль находится еще в Палестине, но он сильно пострадал, и если Бог, Пастырь его, не явит ему скорой Своей помощи, то ему неизбежна совершенная погибель (ст. 15–17). При таких тяжелых обстоятельствах псалмопевец от имени народа обращается с молитвою к Богу, чтобы Он, Царь и Пастырь народа, величественный и всемогущий, славно явил Свою спасительную власть в отношении к народу Своему, чтобы обратил к лучшему его настоящее бедственное положение и показал таким образом Свою прежнюю милость к нему (ст. 2–4). Далее, он молит Бога внять молитве народа и отвратить гнев Свой на него, обратить внимание на его бедственное положение и не допускать того высокомерного отношения, с каким враги его, соседние языческие народы, продолжают издеваться над ним (ст. 5–8). В конце такой одушевленной молитвы псалмопевец выражает надежду на скорую помощь Божию, когда Бог всемогущею Своею силою восстановит и укрепит погибающий народ, и тогда Израиль не будет уже больше отступать от заповедей Божиих и, освободившись от угрожавшей ему погибели (оживиши ны), будет прославлять Бога (ст. 18–20).
Судя по такому содержанию псалма сего и имея в виду назначение его (начальнику хора, т.е. для исполнения его при общественном богослужении), можно заключать, что храм Иерусалимский в то время еще существовал, и, вместе с тем, продолжало совершаться в нем законное богослужение, с священным пением и музыкой, «по установлению Давида и Асафа пророка» (ср. 2Пар.29:25–30, 35:15 ), и потому с наибольшею вероятностью можно относить происхождение псалма сего ко времени, незадолго до падения царства Израильского, когда ассириане уже вторглись в него и угрожали также опасностью и царству Иудейскому; тогда и могли молиться о помощи всему народу и особенно о помощи царству Израильскому, представителями которого здесь являются Ефрем, Вениамин и Манассия (в ст. 3).
Составляет надписание псалма, о котором сказано выше.
Пс.79:2–3 Пасый Израиля, вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на херувимех, явися: пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.
Обращаясь с молитвою к Богу, пророк-псалмопевец называет Господа Бога пастырем, пасущим народ Свой – Израиля, – и просит внимания, или услышания своей молитвы. Ты, о Боже! говорит он, Который управляешь израильским народом, как Пастырь, пасущий свое стадо, и водишь потомство Иосифово, как овечку, вонми молитве моей. В выражении: наставляяй яко овча Иосифа – заключается повторение мысли предыдущего изречения, потому что как имя Иакова, или Израиля, стоит вместо имени всего народа израильского, так и имя Иосифа, сына его, означает имя того же народа (ср. Пс.76:16, 80:6 ). Наставляяй (de ducens) значит: «волящий, наставляющий». По повелению Божию Моисеем устроена была скиния, или походный храм, и в ней кивот Завета на крышке которого поставлены были золотые чеканные херувимы, один с правой стороны крышки, а другой с левой. Таким образом, кивот Завета, на котором были изображения херувимов и среди них очистилище, где являлся иногда Бог первосвященникам, – представляется как трон, на коем невидимо восседает Господь, или как колесница Божия, везомая херувимами. Сообразно сему и в молитве своей пророк, представляя Бога на небесах восседающим на начальнейших ангелах, называемых херувимами, говорит: о Боже! Ты, Который сидишь на херувимах, явись нам ныне, т.е. откройся, что Ты пришел на помощь к тому народу, который окружен бедствиями. Ефремом и Манассием названы здесь два колена израильского народа: Ефремово и Манассиино, – происшедшие от двух сынов Иосифа, Ефрема и Манассии. А Вениамином – колено Вениаминово, происшедшее от единоутробного брата его Вениамина. Упомянув об Иосифе, пророк, по связи мысли, вспоминает о двух сынах его и о возлюбленном брате Вениамине, как вместе с Иосифом от одной матери рожденном. А в именах всех трех колен пророк разумеет весь народ израильский, за который ходатайствует пред Богом, чтобы ради Иосифа Господь преклонился на милость к роду потомков его, происшедших от сынов и брата его. Хотя колено Вениаминово во многих местах Священного Писания представляется составною частью царства Иудейского ( 3Цар.12:21 ; 2Пар.11:1 и др.), но оно принадлежало ему не в полном составе, так что за домом Давидовым, по свидетельству 3-й книги Царств ( 3Цар.11:13, 32, 35 ), оставалось, собственно, одно только колено Иудино; другою же своею частью, где лежали города Вефиль, Галгалы, Иерихон и проч., колено Вениаминово принадлежало царству Израильскому. Поэтому, в сопоставлении с коленами Иосифова дома, его следует считать представителем Израильского царства, а в сопоставлении с Иудиным коленом – царства Иудейского. Впрочем, поименованными коленами, по мнению блж. Феодорита, пророк означил здесь безраздельно весь народ израильский [6, с. 384]. Притом же нужно вспомнить, что названные три колена народа во время странствования по пустыне располагались станом всегда друг подле друга, непосредственно за кивотом (Числ. гл. 1, 2 и 10). Итак, говорит псалмопевец, восстань Ты, Господи, пред Ефремом и Вениамином и Манассиею и подвинь всемогущую силу Твою, которая, по причине долготерпения Твоего, как бы усыплена, находится без действия, и прииди, чтобы спасти нас от всех обстоящих нас бед.
Пс.79:4 Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.
Выражение обрати ны – переведено с еврейского – «восстанови нас», т.е. в прежнее счастливое состояние. По значению сего слова в славянском языке его объясняют еще и так: Бог как бы не обращает внимания на наше бедственное положение, потому что мы сами отвращаем от Него лице свое, обращая привязанность свою к тварям. Так как без помощи Его мы не можем к Нему обратиться, то пророк и просит здесь о том и о другом, т.е. чтобы Господь Бог своею благодатию обратил наши сердца к Нему, и Сам обратил бы Свое внимание и Свою помощь к нам. Последнее невозможно без первого, как и Сам Господь говорит устами Захарии пророка: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» ( Зах.1:3 ). Просвети лице Твое, т.е. воззри на нас светлым взором Твоим, и мы спасемся. По смыслу Священного Писания, Бог просвещает лице Свое тогда, когда являет кому милость Свою, и, напротив, покрывает лице Свое мраком, когда проявляет гнев Свой ( Числ.6:25 ; Пс.47, 30:17 ; Дан.9:18 ). Достаточно Тебе, Господи, как бы так говорит псалмопевец, обратить к нам светлое лице Твое, как мы ободримся, враги увидят нас небеззащитными, и мы избавимся от бед наших.
Пс.79:5–6 Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру.
Когда люди грехами и беззакониями своими возбудили против себя праведный гнев Божий, то, вместе с тем, и молитвы, и жертвы их становятся противны Богу и являются как бы оскорблением величия Божия: Бог не только не внемлет таким молитвам, но и обращает гнев Свой на них, как это выражено полнее и яснее у пророка Исайи ( Ис.1:15 ). Выразив эту мысль словами: Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих, – псалмопевец выражает далее тяжесть бедствий, которым попустил Господь подвергнуться народу Своему, и сравнивает эти бедствия со слезами, которыми подвергшиеся бедствиям люди удовлетворяют голод и жажду, вместо хлеба и воды. А чтобы никто не представлял эти бедствия как наказание Божие, в преувеличенном виде, слишком великими и тяжкими, псалмопевец говорит, что Господь посылал наказание в меру, т.е. соразмерял наказание, как должное воздаяние, хотя и тяжкое, но соразмерное тяжести грехов и беззаконий, или, что то же, наказывал по мере грехов. «Ты, Господи, – говорит он, – напитал их хлебом слезным и напоил их слезами в большой мере» (по пер. с евр.).
Пс.79:7–8 Положил еси нас в пререкание соседом нашим, и врази наши подражниша ны. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.
Говоря далее о бедствиях, претерпеваемых народом Божиим, к которому причисляет и себя, пророк присовокупляет и то, что Господь Бог предал их в пререкание соседом, т.е. в смех и поношение окрестным народам, которые были враждебны иудеям и всегда ругались и издевались над ними. То же самое высказано и в предыдущем псалме ( Пс.78:4 ). После того он повторяет ту же молитву, какую высказал выше (ст. 4): Боже сил! обрати нас к Себе и восстанови нас в прежнее состояние; воззри на нас светлым взором Твоим (просвети лице Твое), и мы избавимся от бед.
Пс.79:9–10 Виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю.
Здесь псалмопевец называет народ иудейский виноградником, который Господь, по особому благоволению к нему, перенес из Египта для того, чтобы насадить, или поселить его в особой, предназначенной для него земле Ханаанской; а для того, чтобы беспрепятственно произвести это насаждение, Он изгнал язычников, живших в той земле. Священное Писание нередко изображает еврейский народ как вино винограда, далеко и широко разросшегося в земле обетованной (см. Ис.5:1 ; Иер.2:21 ; Ос.10:1 ; Мф.20:2, 21:33–46 и в других местах). Изводя из Египта народ Свой, Ты, говорит пророк Богу, путесотворил пред ним, т.е. открыл и уготовил ему удобный путь для перехода через пустыню и для вступления его в землю Обетованную. С еврейского весь 10-й стих переведен так: «Очистил для нее (виноградной лозы) место и утвердил корни ее, и она наполнила землю». Таким изображением величественного и любезного Богу виноградника псалмопевец умоляет Господа спасти еврейский народ от постигших его бедствий.
Пс.79:11–12 Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия: простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.
В этих стихах продолжается речь псалмопевца о том виноградинке, которым иносказательно наименовал он народ иудейский, выведенный Богом из Египта и населенный в земле Ханаанской. Так как страна, в которой поселились израильтяне, была гористая, то, сказав о распространении и утверждении виноградника по всей земле Ханаанской, пророк присовокупил, что горы покрылись тенью его (т.е. виноградника), и ветви его были как кедры Божии, или ветвями его покрылись те прекрасные и изящнейшие кедры, которыми славились горы Ливанские, – чем он охарактеризовал необычайно роскошную в то время местность той страны, которая ныне известна под именем Палестины. Горами, по словам блж. Феодорита, псалмопевец называет иносказательно соседственные с Иерусалимом народы, а под сению, покрывающею горы, разумеет владычество Израиля над сими народами. Кедрами Божиими он именует превознесенных народоправителей, приявших власть от Бога, а ветвями, закрывающими кедры, – царство Израильское, которое стало славнее их, так что во время Давида и Соломона многие народы, как известно, были покорены и платили дань иудеям [6, с. 386]. Под именем моря и рек разумеются здесь пределы Обетованной земли, которые простирались от реки Евфрата до Средиземного моря, как это видно из предназначения Божия ( Втор.11:24 ). Под розгами блж. Феодорит разумеет множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского, а под отраслями – пришельцев, присоединившихся к иудейскому Закону из язычников и научившихся Богопознанию. Во всем же этом дает видеть прежнее благосостояние народа [6, с. 386].
Пс.79:13–14 Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и.
Оплот (maceria) значит: «ограда, изгородь, стена из одних камней, без извести», такие изгороди употребительны на Востоке. Объимают (от слова «объимати») значит: «обрывают, обирают». Озоба (от слова «озобати», ) значит: «подрываешь»; выражение озоба и вепрь от дубравы значит: «лесный, дубравный кабан подрывает и портит его» (т.е. виноградник). Уединенным дивием называет пророк дикого, полевого вепря, который особенно вредит виноградникам. Под мимоходящими путем разумеет врагов израильского народа, каковыми были соседственные и окрестные народы – филистимляне, мадианитяне, в особенности же халдеи и ассириане. Подобием виноградника изобразив величие и могущество иудейского народа, пророк в рассматриваемых стихах оплакивает бедствия сего народа, которым он подвергся вследствие гнева Божия, говоря как бы так: Господи, зачем удалил Ты от народа сего помощь Свою, которая была для него оплотом, ограждающим со всех сторон Тобою насажденный виноградник? Зачем попустил Ты врагам расхищать сей виноградник? По Твоему попущению и лесной кабан подрывает его, и полевой вепрь поедает его. По словам блж. Феодорита, в изречениях сих стихов пророк означил разные нашествия ассириян, потому что Салманассар и Сеннахирим разорили другие города, а Навуходоносор, осадив Иерусалим, избегших смерти отвел рабами в плен. И последнего, который был свирепее других царей, справедливо назвал уединенным дивием [6, с. 387].
Пс.79:15–16 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческоаго, егоже укрепил еси Себе.
Изобразив под образом виноградника сначала славное и счастливое состояние израильского народа (ст. 9 и 12), а потом бедственное и уничиженное его состояние (ст. 13 и 14), пророк обращается затем с молитвою к Богу о скорейшей помощи, о восстановлении в прежнее состояние расхищенного и разоренного виноградника, к которому прежде Господь так любвеобильно относился. Назвав Бога сильным, Богом небесных горних сил, или, что то же, всемогущим, пророк умоляет, чтобы Господь отвратил гнев Свой и обратился с милостью к народу Своему чтобы призрел с высоты небесной на виноградник Свой и посетил его, т.е. исправил бы все повреждения его, уврачевал бы его, как изнемогший, сокрушенный; чтобы совершил его, или, как читается по переводу с еврейского: «охранил то, что насадила десница Его». Последние слова: и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе, – (по тому же переводу читаются: «охрани») и отрасли (ст. 12), которым Ты укрепил Себе. Под сыном человеческим иудеи разумели здесь (по Зигабену) Зоровавеля, который укреплен Богом при мидо-персидском царе Дарии. Заслужив мудрым своим предложением удивление царя ( 2Ездр.3:12, 4 и след.), он получил от него позволение пойти в Иерусалим и построить снова Храм и город [7, с. 643]. Святая Церковь, по мнению св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и других толковников, в последней половине 16-го стиха видит пророчество о Христе, Сыне Божием, Который именовал Себя Сыном Человеческим. Соверши и, по словам названных отцов Церкви, значит: «соделай народ Свой готовым ко спасению, приуготовь его к сему чрез Сына Человеческого»; ибо сказанное: на сына человеческого – значит: «чрез Сына Человеческого». Кто же есть Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? [3, с. 271; 6, с 387].
Пс.79:17 Пожжен огней и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут.
Пс.79:18–20 Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе, и не отступим от Тебе : оживиши ны, и имя Твое призовем. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8