Кто такой аспирант в медицине

В чём разница между аспирантурой и ординатурой?

Студенты, завершающие обучение по программам высшего медицинского образования в вузах, всегда сталкиваются со сложным выбором. Чтобы получать достойную оплату труда, иметь интересную и востребованную специализацию, необходимо пройти какую-либо дополнительную программу.

Для этого студентам предлагают два основных пути: ординатура и аспирантура.

Что дает обучение в аспирантуре или ординатуре

Вряд ли найдётся клиника (будь то частная или государственная), которая позволит вчерашнему студенту принимать важные решения, ставить диагнозы и назначать лечение.

Именно поэтому аспирантура и ординатура могут считаться обязательными этапами становления врача и частью высшего образования. Их прохождение даёт возможность вести самостоятельную практику, принимать сложные решения и добиться высоких позиций в медицине.

Подробно об интернах

Ординаторов нередко путают с интернами. Это предсказуемо, ведь несмотря на то, что это два разных понятия, разница между ними невелика.

Цель ординатуры и интернатуры одна — дать молодым специалистам набор актуальных знаний, навыков и первоначальный опыт в том объёме, который позволит вести практику самостоятельно. Однако способы для этого выбираются разные.

Различаются и сроки прохождения программ. Интерн получает необходимый сертификат за 1 год. Ординатура же длится 2 года.

Что такое аспирантура

Мы поговорили о программах последипломного образования, ориентированных на получение практических навыков работы. Аспирантура же готовит научных сотрудников. При этом наличие медицинского образования здесь не является обязательным требованием для поступления. Необходимо желание связать свою научную деятельность с данной сферой.

Программы аспирантуры длятся 4 года, в ходе которых слушатель прорабатывает интересную ему тему, получает необходимые теоретические знания, ведет занятия у других студентов и готовит кандидатскую диссертацию к защите при помощи научного руководителя. Подготовка этой работы и является главной целью обучения. Если она будет успешно защищена перед диссертационным советом, аспирант становится кандидатом медицинских наук.

Различия в подготовке

Сравнивая ординаторов (а также интернов) с аспирантами можно выделить несколько важных различий.

В заключении

Интернатура, ординатура и аспирантура в медицине — первый шаг на карьерном пути врача, который хочет добиться высот в своём деле. Важно сделать его под руководством опытных практиков, профессиональных преподавателей и на базе кафедры с актуальными программами обучения. Сделайте правильный выбор!

Источник

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

Для получения ученой степени аспиранту нужно защитить кандидатскую диссертацию.

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

Аспиранты очной формы получают от государства стипендию, им также не нужно платить за общежитие. У аспирантов, обучающихся заочно, тоже есть льготы: ежегодный дополнительный отпуск (30 дней) с сохранением зарплаты и право на один свободный день в неделю для аспирантских занятий, оплачиваемый в размере 50%.

Не обязательно идти в аспирантуру по специальности, полученной вами в вузе. Можно выбрать любую другую, но нужно помнить о том, что в таком случае придётся освоить очень много новой информации.

Аспирант на английском языке

Это важный вопрос, который не так просто решить.

Самым точным переводом на английский будет Postgraduate (либо post-graduate student).

Есть ещё вариант Graduate student, но он немного хуже передаёт значение, так как «graduate» говорят про выпускников учебного заведения, а приставка post намекает на действия после выпуска.

Аспирантка или аспирант как правильно

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

Докторанты обучаются три года, и этот срок идёт в стаж научно-педагогической и научной работы. Докторанты обязаны присутствовать на научных заседаниях кафедры.

В отличие от аспирантов докторантам не нужно сдавать кандидатский минимум.

Место прежней работы сохраняется за докторантом. По окончании обучения докторант должен представить диссертацию на соискание степени доктора наук.
Если докторант был отчислен, но свободные места остались, у него есть шанс восстановиться.

Чем соискатель отличается от аспиранта

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

При этом он прикреплён к высшему учебному или научно-исследовательскому заведению, в котором имеется диссовет.
Проще говоря, соискатель не обучается в аспирантуре. Подробнее рассмотрим различия:

Как стать аспирантом

Чтобы пойти в аспирантуру, надо закончить специалитет или магистратуру (бакалавриата недостаточно!).

Не обязательно идти в аспирантуру сразу после окончания вуза, можно несколько лет поработать.

Положительные отметки в дипломе и написание статей для сборников научных конференций значительно увеличивают шанс на поступление. Для поступления на бюджет нужно получить «отлично» по всем трём вступительным экзаменам.

Источник

Здравоохранение и медицинские науки

Медицинская аспирантура необходима для подготовки научных работников в сфере здравоохранения. Для этого создано четыре направления: «Фундаментальная медицина», «Клиническая медицина», «Науки о здоровье и профилактическая медицина» и «Фармация».

Фундаментальная медицина

По направлению 30.06.01 «Фундаментальная медицина» обучение в очной форме длится 3 года, а в заочной – 3,5-4 года. За это время аспиранты получают навыки критического анализа достижений в здравоохранении и смежных областях и генерации инновационных идей. Выпускники в полной мере владеют научным инструментарием для проведения исследований и умеют работать в составе международных и отечественных коллективов.

Главная сфера применения знаний специалиста – научно-исследовательские центры и институты, в которых разрабатываются новые методики лечения болезней. Серьезные перспективы также открывает преподавание в профильных вузах.

Клиническая медицина

Специальность 31.06.01 «Клиническая медицина», в отличие от фундаментальной, более ориентирована на практическую работу с пациентами. Аспиранты выбирают себе профиль, например, кардиология, стоматология, акушерство и гинекология и т.д., и совершенствуются в своем деле. Научным исследованиям уделяется меньше внимания, чем внедрению стандартов и протоколов лечения.

Основное место работы выпускников – научные медицинские центры и исследовательские институты, где ведётся разработка совокупности средств и методов лечения. Также они трудоустраиваются в больницы, специализированные клиники, реабилитационные центры. Многие вчерашние аспиранты ведут преподавательскую деятельность.

Науки о здоровье и профилактическая медицина

Раздел описывает программы по направлению 32.06.01 «Медико-профилактическое дело». Слушатели получают системные знания по медицинской статистике и информатике, психологии управления, общественному здоровью, медицинскому праву. После подготовки в аспирантуре многие выпускники занимают высокие руководящие должности в системе здравоохранения или в государственных (муниципальных) органах, связанных с медициной.

Основные места трудоустройства – медучреждения, органы санитарно-эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей. Также возможно участие в организации и проведении комплексных исследований и преподавание в вузах.

Фармация

Программа 33.06.01 «Фармация» направлена на подготовку высококвалифицированных фармакологов. Сегодня отрасль синтеза новых лекарственных препаратов одна из наиболее активно развивающихся и высокотехнологичных. Болезнетворные организмы постоянно видоизменяются, поэтому наука должна своевременно реагировать на новые вызовы. Аспиранты осваивают знания о разработке лекарств с новыми свойствами, их безопасном, рациональном и эффективном применении.

Источник

Что дает аспирантура и зачем нужна?

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

Аспирант – это человек, целенаправленно решивший посвятить себя научно-исследовательской деятельности. Получив диплом, любой выпускник российских вузов вправе поступить в аспирантуру.

Главные условия обучения:

Примечание: студент выбирает любую учебную дисциплину, независимо от профиля, указанного в дипломе об образовании.

После защиты диссертации аспиранты получают ученую степень кандидата наук – это главная цель аспирантуры. Она дает возможность трудоустройства на престижные и высокооплачиваемые должности (в университетах, институтах, военных организациях, научных учреждениях), а также получение дополнительного финансирования к основной заработной плате (в зависимости от места работы).

Если по каким-либо причинам кандидатская диссертация остается незащищенной, пройденное обучение приравнивается к курсам повышения квалификации и не дает основания для надбавок. В любом случае в трудовой и педагогический стаж этот период не включается.

Важно! Аспирантам мужского пола предоставляется отсрочка от армии на весь срок обучения по очной форме и дополнительно еще на один год, необходимый для защиты (при условии поступления сразу после окончания вуза). При этом не имеет значения, какое место занимает призывник – бюджетное или коммерческое.

Очное обучение продолжается три года, заочное – четыре. Очники вправе рассчитывать на выплату стипендии.

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

Чем отличается соискатель от аспиранта

Соискательство – альтернативная форма получения ученой степени. В этом случае не требуется поступление в аспирантуру. Главное отличие соискателя от аспиранта заключается в форме и продолжительности обучения. Они прикрепляются к кафедре только для сдачи экзаменов (без назначения руководителя) на соискание научной степени и (или) для подготовки диссертации (срок – не более трех лет).

Этой формой пользуются действующие сотрудники исследовательских учреждений. Соискатели не сдают вступительных экзаменов, не посещают занятий и не занимаются преподавательской деятельностью. Кандидату достаточно пройти собеседование и получить одобрение по нужному научному профилю.

Для очного (заочного) поступления учитываются:

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

Чем занимается аспирант

Разница между обычным обучением в вузе и аспирантурой в том, что в институте и университете студенты занимаются по общей программе, одинаковой для всех. Аспирант кафедры обучается по индивидуальному курсу. План его деятельности включает посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий, работу над исследовательскими проектами и отчеты по ним.

Каждому поступившему назначается личный наставник – научный руководитель аспиранта. Он помогает выбрать тему предстоящего исследования и составить план.

Чтобы успешно окончить аспирантуру, необходимо:

Проблемы аспирантов связаны с безответственным отношением к сдаче экзаменов, проводимой исследовательской работе и нарушением календарного плана – за это грозит отчисление. Согласно представленной российскими вузами обзорной статистике за последние шесть лет, лишь 28% всех выпускников проходят этап защиты диссертации.

Предзащита проводится на заседании кафедры. Защита предстоит перед советом авторитетных ученых, который организуется при университете или на базе стороннего образовательного учреждения. Выпускник не получает диплома, но ему присваивается степень кандидата наук, дающая право заниматься педагогической деятельностью, участвовать в научных работах, получать господдержку для проведения исследований.

Кроме этого, после успешной защиты открывается новая ступень – докторантура и возможность стать доктором наук, а следовательно, повысить собственный уровень и претендовать на более высокие должности, включая руководящие.

Источник

Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.

Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:

«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.

Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.

Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».

Что изменилось

1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов

Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».

Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:

«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».

Кто такой аспирант в медицине. Смотреть фото Кто такой аспирант в медицине. Смотреть картинку Кто такой аспирант в медицине. Картинка про Кто такой аспирант в медицине. Фото Кто такой аспирант в медицине

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:

«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».

Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:

«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».

«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.

2. Отмена госаккредитации

Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:

«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».

3. Аттестация в виде предзащиты

Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.

Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:

«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».

«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

4. Диссертационные советы можно проводить онлайн

Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:

«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».

5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым

Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.

«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».

На пути к Аспирантуре 4.0

Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.

«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *