Кто такой бабель кратко
Исаак Бабель. Биография
Исаак Эммануилович Бабель (настоящая фамилия — Бобель) родился 12 июля (30 июня по старому стилю) (в некоторых источниках указывается 13 (1) июля) 1894 года в Одессе в состоятельной еврейской семье.
В раннем детстве жил в Николаеве, где его отец состоял на службе в компании Бирнбаума по торговле сельскохозяйственными машинами.
В 1904 году поступил в подготовительный класс Коммерческого училища имени графа С. Ю. Витте в Николаеве.
В 1905 году вместе с родителями вернулся в Одессу.
По настоянию отца изучал древнееврейский язык и еврейские священные книги, брал уроки игры на скрипке у известного музыканта Петра Столярского, участвовал в театральной самодеятельности.
К этому же периоду исследователи творчества писателя относят появление первых не сохранившихся ученических рассказов Бабеля, которые он писал на французском языке.
В 1911 году окончил Одесское коммерческое училище.
В 1915 году в Петербурге поступил сразу на четвертый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института, учебу в котором не окончил.
В 1916 году с отличием окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института.
Литературный дебют писателя состоялся в феврале 1913 года в киевском журнале «Огни», где был опубликован рассказ «Старый Шлойме».
В 1916 году в журнале Максима Горького «Летопись» были опубликованы рассказы Бабеля на русском языке «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». В петроградском «Журнале журналов» появились заметки «Мои листки».
Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте Первой мировой войны, дезертировал. Впечатления от участия в боях, дополненные мемуарами французских солдат, позднее послужили материалом для создания цикла новелл «На поле чести» (1920).
С декабря 1917 года работал в иностранном отделе Петроградской ЧК, участвовал в Наркомпроссе и продовольственных экспедициях Наркомпрода. В марте 1918 года стал корреспондентом петроградской «Новой жизни». В 1920 году заведовал редакционно-издательским отделом Госиздата Украины в Одессе.
Весной 1920 года по рекомендации журналиста Михаила Кольцова был направлен в Первую Конную армию в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа. Публиковался в газете «Красный кавалерист», взяв себе творческий псевдоним Кирилл Васильевич Лютов. С
Первой конной воевал на румынском, северном и польском фронтах. Всю кампанию вел дневник («Конармейский дневник», 1920), который послужил основой для создания сборника рассказов «Конармия».
В ноябре 1920 года, заболев тифом, вернулся в Одессу. Работал в Одесском губкоме, был выпускающим редактором седьмой советской типографии Госиздата Украины, репортером. В этот же период начал работу над своими самыми известными произведениями — циклами рассказов «Конармия» и «Одесские рассказы».
В 1922-1923 годах рассказы Бабеля стали печататься в одесских газетах «Лава», «Силуэты», «Известия» и журнале «Моряк». Среди них самыми заметными стали «Грищук» (из цикла «Конармия») и «Король» (из цикла «Одесские рассказы»).
В 1923-1924 годах произведения писателя начали публиковаться в московских литературных журналах «Леф», «Красная новь», «Прожектор», в газете «Правда».
В середине и второй половине 1920-х годов Бабель создал и опубликовал большую часть своих произведений, став одним из наиболее заметных советских писателей.
В 1925 году отдельным изданием вышли три сборника его рассказов.
В 1926 году в печати появилось первое издание новелл из цикла «Конармия». Впоследствии оно неоднократно дополнялось и дорабатывалось.
Всего Бабелем было задумано 50 новелл, опубликовано только 37. Последним из опубликованных произведений цикла стала новелла «Аргамак».
Созданный в рассказах образ бойцов Конной армии вызвал недовольство некоторых политических деятелей того времени, в первую очередь Семена Буденного, который воспринял прозу Бабеля как клевету на красноармейцев. Натурализм описаний и романтизация стихийного начала послужили почвой для появления критических отзывов литераторов. Поддержку и протекцию писателю оказали литературный критик Александр Воронский и Максим Горький, которого Бабель считал одним из своих учителей и наставников.
В 1927 году писатель принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек».
В 1928 году дебютировал как драматург, написав пьесу «Закат».
В цикле «Одесские рассказы», который был выпущен отдельным изданием в 1931 году, в романтическом ключе изобразил жизнь еврейских уголовников начала XX века.
Самым ярким героем этих произведений стал налетчик Беня Крик, прототипом которого выступил легендарный одесский налетчик Мишка Япончик.
Перу Бабеля принадлежит также ряд киносценариев. В июле 1925 года он написал киносценарий «Соль» (по собственному одноименному рассказу). Затем последовали сценарии фильмов «Еврейское счастье» (1925), «Блуждающие звезды» (1926), «Беня Крик» (1927), «Китайская мельница» (1928), «Летчики» (1935). Также Бабель работал над экранизациями романа Николая Островского «Как закалялась сталь» и поэмы Всеволода Багрицкого «Дума про Опанаса». В 1935 году совместно с Сергеем Эйзенштейном написал сценарий для картины «Бежин луг», которая в последствие была запрещена как «идейно порочная» и уничтожена.
Последний сценарий Бабеля «Мои университеты» (по трилогии Максима Горького) был написан для киностудии «Союздетфильм». В титрах фильма писатель указан не был.
Помимо собственного творчества Бабель занимался переводами с французского и идиша (Ги де Мопассан, Шолом-Алейхем, Давид Бергельсон, Менделе Сфорим). В 1926 году выступил редактором первого советского собрания сочинений Шолом-Алейхема.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов Бабель часто бывал за границей, некоторое время жил во Франции. В 1935 году стал участником проходившего в Париже Конгресса писателей в защиту культуры.
С середины 1930-х годов у писателя начался длительный творческий кризис, он мало писал, в основном собирал материалы для будущих книг, почти не публиковался. Одним из наиболее заметных произведений этого периода стала пьеса «Мария» (1935).
В 1936 году был издан последний сборник новелл Бабеля. В 1937 году отдельно был напечатан рассказ «Ди Грассо». Позднее в том же году писатель сообщил в печати о том, что окончил пьесу о Григории Котовском, в 1939 году заявил о завершении сценария «Старая площадь». Ни одно из этих произведений при жизни писателя не было опубликовано.
Летом 1938 года президиум СП СССР утвердил Бабеля членом редсовета Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ).
15 мая 1939 года Исаак Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок. При аресте у него было изъято несколько папок рукописей, которые оказались навсегда утраченными.
После серии непрерывных допросов Бабель был вынужден дать признательные показания, от которых позднее во время судебного заседания отказался.
27 января 1940 года расстрелян. В тот же день его тело было предано огню в крематории Донского монастыря. Сведений о месте захоронения праха писателя нет.
Родственникам сообщили, что Бабель умер, отбывая наказание в местах заключения, 17 марта 1941 года.
Исаак Бабель был дважды женат. Первой его супругой была дочь богатого киевского промышленника Евгения Гронфейн, союз с которой распался из-за того, что писатель не захотел эмигрировать с семьей во Францию.
Дочь от этого брака Наталия Бабель (1929-2005) многое сделала для популяризации творческого наследия отца за рубежом. При ее содействии было опубликовала полное собрание сочинений Бабеля на английском языке.
Второй женой писателя с 1934 года была Антонина Пирожкова (1909-2010). В 1972 году она стала составителем сборника воспоминаний и материалов «Исаак Бабель. Воспоминания современников», входила в Комиссию по литературному наследию Бабеля. С 1996 года проживала в предместье Вашингтона в США с дочерью Лидией (1937 года рождения) и внуком — американским режиссером и актером Андреем Малаевым-Бабелем.
У писателя также был сын от гражданского брака с Тамарой Кашириной — Михаил Иванов (1927-2000), ставший известным советским художником-шестидесятником.
В 1954 году Исаак Бабель был посмертно реабилитирован.
При активном содействии Константина Паустовского он был возвращен в советскую литературу. В 1957 году вышел в свет сборник подвергнутых тщательной цензуре произведений писателя. С 1967 до середины 1980-х годов произведения Бабеля не переиздавались.
Творчество Исаака Бабеля оказало огромное влияние на литераторов так называемой «южнорусской школы» (Илья Ильф, Евгений Петров, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Константин Паустовский, Михаил Светлов), его книги переведены на многие иностранные языки.
4 сентября 2011 года в Одессе на углу улиц Ришельевской и Жуковского был открыт памятник писателю.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Исаак Бабель
Исаак Эммануилович Бабель (первоначальная фамилия Бобель; 1894-1940) – русский советский писатель, прозаик, переводчик, сценарист, драматург, журналист и военный корреспондент.
В биографии Бабеля есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Исаака Бабеля.
Биография Бабеля
Исаак Бабель появился на свет 30 июня (12 июля) 1894 года в Одессе. Его биография имеет много пробелов и неточностей, причем сам писатель во многом приукрашивал ее. Он рос в еврейской семье торговца Мани Ицковича и его жены Фани Ароновны. У него были брат Аарон и 2 сестры – Анна и Мария.
Детство и юность
В скором времени после рождения Исаака семья обосновалась в Николаеве, где прожила около 10 лет. В 1903 г. мальчик безуспешно пробовал поступить в Николаевское коммерческое училище, что было связано с отсутствием свободных мест.
Позднее Бабель стал учеником Одесского коммерческого училища. Помимо традиционных дисциплин, он изучал идиш, Библию и Талмуд. Одновременно с этим, он осваивал игру на скрипке. Учеба давалась ему легко.
Интересен факт, что незадолго до выпуска из училища Исаак Бабель выучил иврит, немецкий, английский и французский языки. В 1911 г. он продолжил получать образование на экономическом факультете Киевского коммерческого института.
Став дипломированным экономистом Исаак отправился в Петроград, где ему удалось поступить сразу на 4-й курс юрфака местного психоневрологического института. К тому моменту биографии он уже написал несколько произведений на французском, которые не сохранились.
Книги
В студенческие годы Бабель издал свой первый рассказ «Старый Шлойме» (1913). Вскоре ему посчастливилось познакомиться с Максимом Горьким, который помог ему опубликовать еще 2 его рассказа – «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла».
Осенью 1917 г. Исаак, пробыв несколько месяцев на румынском фронте, дезертировал и бежал в Петроград. Здесь он устроился переводчиком в иностранный отдел ЧК. Параллельно с этим в газете «Новая жизнь» выходили его новые произведения.
В 1920 г. Бабель стал участником Гражданской войны в должности военкора 1-й Конной Армии. Интересен факт, что он служил под руководством Буденного. В данный период биографии писатель делал записи, которые позже легли в основу сборника рассказов «Конармия».
В этих рассказах Бабель правдиво описывал события военного времени, стремясь не приукрашивать правду. В результате, «Конармия» обрела популярность не только в России, но и на Западе. Однако власти и военные приняли сборник в штыки.
Стоит заметить, что Семен Буденный и Климент Ворошилов назвали рассказы вопиющими. От гонений Бабеля спасло заступничество со стороны Горького, который приложил немало усилий для его защиты. В середине 20-х годов Исаак трудился над созданием крупной серии «Одесских рассказов».
Именно на страницах данной книги читатели узнали о Бене Крике, который являлся прототипом знаменитого одесского налетчика-анархиста Мишки Япончика. Бабель был мастером короткого рассказа, стремящимся к точности и лаконизму.
Одновременно с писательской деятельностью, Исаак Эммануилович работал редактором 7-й советской типографии, а также репортером в Тифлисе и Одессе. В 1928 г. он написал пьесу «Закат», поставленную в двух театрах, а через 7 лет представил очередную пьесу «Мария».
Роман «Великая Криница» и повесть «Еврейка» окончить Бабелю так и не удалось, причиной чему стали его арест и расстрел. Его творчество оказало огромное влияние на таких известных литераторов, как Олеша, Катаев, Паустовский, Светлов, Ильф и Петров.
Книги Исаака Бабеля обрели широкую популярность в СССР и были переведены на многие языки мира. Интересен факт, что Эрнест Хемингуэй, после прочтения «Конармии», очень высоко отозвался о таланте советского писателя, заявив следующее: «Стиль Бабеля даже лаконичнее моего». Сегодня его произведения известны во всем мире.
Личная жизнь
Бабель трижды состоял в официальном браке, имея 3-х детей. Примечательно, что согласно слухам у него был роман с Евгенией Хаютиной – женой Николая Ежова. Первой супругой литератора была художница Евгения Гронфайн.
В 1925 г. Гронфайн переехала во Францию, не желая больше терпеть регулярных измен мужа. После этого Исаак женился на актрисе Татьяне Кашириной. Позже у них появился на свет сын Эммануил.
Исаак Бабель и Антонина Пирожкова
В скором времени взаимоотношения между супругами резко ухудшились. В итоге, писатель уехал во Францию, где снова сошелся с Евгенией Гронфайн – в 1929 г. у них родилась дочь Натали. Тем временем, Кашрина вступила в брак со Всеволодом Ивановым, который усыновил Эммануила, дав ему имя Михаил.
О том, что Бабель является его биологическим отцом, Михаил узнал только в 20-летнем возрасте. После возвращения в Россию, Исаак познакомился со своей третьей женой Антониной Пирожковой. В этом союзе у супругов родилась дочь Лидия.
Арест и смерть
15 мая 1939 г. Бабель был задержан по обвинению в «антисоветской деятельности» и шпионаже. Во время допросов он подвергся жестоким пыткам, вследствие чего его вынудили оговорить себя в сотрудничестве с троцкистами.
Также Исаак «признался», что троцкисты оказали на его творчество разлагающееся влияние, по причине чего в своих произведениях он умышленно искажал действительность и умалял роль партии. В протоколе значилось и то, что литератор шпионил в пользу Франции.
Советский суд приговорил Исаака Бабеля к расстрелу, который был осуществлен 27 января 1940 года. На момент смерти ему было 45 лет. К слову, расстрельный список был подписан Иосифом Сталиным. Бабель был реабилитирован уже после смерти Сталина.
В 1956 г., благодаря стараниям Паустовского, творчество Исаака Эммануиловича было возвращено в советскую литературу. В следующем году был напечатал сборник «Избранное», где Бабеля назвали одним из выдающихся писателей 20-го столетия.
Фото Бабеля
Исаак Бабель с сыном
Участники Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей
Арестованный Исаак Бабель
Исаак Бабель
Биография
Исаак Бабель – советский писатель, известный циклами коротких, емких и разошедшихся на цитаты рассказов о России времен гражданской войны и жизни еврейской Одессы. Его книги бывали и в фаворе, и в опале, их включали в школьную программу и изымали из нее. Тем не менее, и бандит Беня Крик, и красноармейцы Бабеля сегодня остаются реалистичным зеркалом страны времен великих изменений.
Детство и юность
При рождении Бабель получил имя, несколько отличающееся от известного: Исаак Маньевич Бобель. Будущий писатель появился на свет в Одессе 12 июля 1894 года. К моменту рождения Исаака в семье Эммануила и Фейги Бабелей уже было двое детей: Аарон и Анна. Вскоре после появления младшего сына Бабели уехали в Николаев. Там будущий писатель прожил до 11 лет.
Писатель Исаак Бабель
Через некоторое время после переезда старшие дети Бабелей умерли, а в 1899 году родилась единственная выжившая сестра Исаака – Мера (Мария). В 1903 году мальчик пытался поступить в Николаевское коммерческое училище им. С. Ю. Витте. Для этого пришлось выдержать 3 экзамена: по русскому языку, по арифметике и даже, несмотря на национальность, по Закону Божию. Поступить не удалось: все испытания Исаак выдержал на отлично, но принять его не смогли, сославшись на отсутствие свободных мест.
Позже Эммануил Бабель подал еще одно прошение о зачислении сына на учебу, и в 1904 году Исаака все же приняли в училище. Отец мальчика был успешным коммерсантом, и капитал, заработанный за годы работы в Николаеве, позволил семье в 1905 году вернуться обратно в Одессу. По настоянию отца, видевшего в сыне продолжателя дела, Бабель попробовал поступить в Одесское коммерческое училище императора Николая I.
Исаак Бабель в детстве с отцом
История вышла аналогичной поступлению в училище в Николаеве. Исаак преодолел «процентную норму» для евреев, но зачислен не был. Приступить к учебе удалось лишь со 2-го раза, через год, который юноша посвятил домашнему образованию.
Причем программа занятий дома была даже насыщенней, чем в училище. До 16 лет Исаак, помимо общеобразовательных предметов, изучал традиционные для юноши из приличной еврейской семьи иврит, Тору и Талмуд. Также Бабель занимался с выдающимся музыкальным педагогом Петром Столярским, у которого обучался игре на скрипке. По словам самого Исаака, в школе он отдыхал.
Исаак Бабель
Учеба давалась одаренному юноше легко, особенно когда дело касалось языков: к окончанию училища Бабель, помимо русского и идиша, владел немецким, английским, ивритом и французским.
В 1912 году Бабель закончил училище, но рассчитывать на поступление в университет в Одессе не мог – не хватало аттестата об окончании гимназии. Пришлось расставаться с семьей, и родители отправили юношу на учебу в Коммерческим институт Киева. Во время Первой мировой войны Исааку из-за эвакуации пришлось уехать еще дальше – в Саратов. К 1916 году он закончил институт, став кандидатом экономических наук.
Книги
Писатель Исаак Бабель
В 1916 году Исаак, поняв, что хочет продолжать заниматься писательским делом, уехал в Петроград, где поступил в Петроградский психоневрологический институт, причем сразу на 4-й курс юридического факультета. Это образование он, впрочем, так и не завершил.
Сам Бабель писал, что в городе он находился нелегально. Действительно, евреям в то время было запрещено проживать в крупных городах за пределами черты оседлости. Однако исследователи позже нашли документ петроградской полиции, согласно которому Исаак Бабель имел право находиться в столице на время учебы в вузе.
Портрет Исаака Бабеля
В 1918 году Бабель, успев повоевать в Первой мировой войне и дезертировав оттуда, вернулся в Петроград и устроился в иностранный отдел ЧК на должность переводчика. В этот период биографии его печатали в «Новой жизни», а в 1920 году Исааку удалось стать участником Гражданской войны. За молодого писателя поручился Михаил Кольцов, и Бабель в качестве военкора отправился в 1-ю Конную Армию.
Семен Буденный и Исаак Бабель (крайний справа)
Исаак Бабель и Сергей Эйзенштейн
Причина неоднозначного восприятия творчества Исаака Эммануиловича заключалась в том, что его проза была мало похожа на типичные красноармейские агитки времен Гражданской войны. Ярким примером этому служат рассказы «Соль» и «Письмо», честно описывающие, насколько размываются в войну незыблемые, казалось бы, морально-этические установки: солдаты жестоко убивают женщину, отец режет сына, сын казнит отца.
Откровенность Бабеля и его нежелание приукрашивать правду, сколь бы кровавой она не была, оценили коллеги по писательскому цеху. Колоссальный успех ждал «Конармию» и на Западе. А вот правительству и военным «Конармия» не понравилась категорически: Семен Буденный и Климент Ворошилов нашли рассказы возмутительными. От опалы писателя спасла дружба с Максимом Горьким, который рьяно отстаивал перед сильными мира сего творчество Исаака.
Александр Довженко и Исаак Бабель
В середине 1920-х Бабель начал работать над вторым своим большим трудом, циклом «Одесские рассказы», подарившем читателю литературную версию бандита Мишки Япончика – Беню Крика. Чтобы достоверно описать задуманное, писатель решил полностью погрузиться в атмосферу рассказов.
Для этого Бабель снял на Молдованке комнатку у старика-еврея, который помогал бандитам в качестве наводчика. Вторым источником информации стали официальные органы: Исаака Эммануиловича допустили к ознакомлению с материалами уголовного розыска.
Юрий Шумский в роли Бени Крика
Впоследствии яркость образов «Одесских рассказов» стала причиной неоднократных экранизаций истории Крика-Япончика: от немого фильма 1926 года до мюзикла, снятого в 1989 году.
В 1928 году Бабель выпустил пьесу «Закат», поставленную 2 театрами, а в 1935-м опубликовал пьесу «Мария». Роман «Великая Криница» и повесть «Еврейка» дописать не удалось – помешали арест и расстрел автора.
Личная жизнь
Личная жизнь Исаака Бабеля была бурной: он де-факто трижды был женат и имел трех детей. Кроме того, слухи упорно связывали писателя с Евгенией Хаютиной, супругой наркома Николая Ежова.
Исаак Бабель и Антонина Пирожкова
Впервые он женился в 1919 году на молодой художнице Евгении Гронфайн. Отец девушки сотрудничал с Эммануилом Бабелем, но брак дочери посчитал мезальянсом и категорически не одобрил. Тем не менее, Исаак и Евгения сочетались браком в синагоге, по всем правилам иудаизма.
Брак в итоге оказался неудачным: устав от постоянных измен мужа, Евгения в 1925 году иммигрировала во Францию, откуда более не возвращалась. После отъезда жены Исаак сошелся с Татьяной Кашириной, артисткой театра имени Всеволода Мейерхольда, в 1926 году у пары родился первенец Исаака, названный в честь его отца Эммануилом.
Исаак Бабель с семьей
Вскоре отношения разладились, и Бабель уехал во Францию, где вновь сошелся с Евгенией. В 1929 году Гронфайн родила мужу дочь Натали. Кашрина же вышла замуж, и ее супруг Всеволод Иванов официально усыновил Эммануила, дав ему имя Михаил. В дальнейшем пара не допускала общения мальчика с биологическим отцом – о том, что его папой является Бабель, Михаил узнал только в 20 лет.
Так и не сумев окончательно наладить отношения с Евгенией, Бабель, вернувшись в Россию, встретил юную Антонину Пирожкову. Брак с ней также был фактическим: по традициям революционного времени регистрировать отношения Исаак и Антонина не стали. В 1937 году у пары родилась дочь Лидия.
Арест и смерть
Путь крупных деятелей СССР от триумфа до опалы в конце 1930-х годов часто был короток. В середине 1938 года Бабеля назначили членом редакционного совета Государственного издательства художественной литературы, а 15 мая 1939 года арестовали. Обвинение было стандартным для тех лет – антисоветская и террористическая деятельность. Рукописные материалы, изъятые при аресте, считаются безвозвратно утраченными.
Арестованный Исаак Бабель
Во время допросов Бабеля, очевидно, пытали: на фотографиях, переданных позже из НКВД, на лице Исаака Эммануиловича видны следы побоев. Писатель был вынужден оговорить себя и признать связь с троцкистами. Хотя ранее, еще во времена Генриха Ягоды, он интересовался у того, что делать при аресте – и глава НКВД объяснил ему, что ни в коем случае нельзя признавать вину.
26 января 1940 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила писателя к высшей мере наказания. Приговор привели в исполнение на следующий день. 27 января 1940 года Исаак Эммануилович Бабель был расстрелян. Причиной смерти писателя стало пулевое ранение. Отдельной могилы у Бабеля нет: его прах вместе с прахом сотен других казненных захоронен в Общей могиле №1 Донского кладбища.
Памятник Исааку Бабелю в Одессе
Антонине Пирожковой о казни писателя не сообщили, уведомив, что Исаак Бабель отбывает срок без права переписки. До 1954 года женщина верила, что муж жив, и писала письма с просьбой об облегчении его наказания. В 1954 году Бабеля посмертно реабилитировали, а в 1956-м творчество писателя перестало быть запретным и вновь сделалось классикой советской литературы.
В 2011 году в Одессе, на пересечении улиц Жуковского и Ришельевской, Исааку Бабелю установили памятник авторства Георгия Франгуляна.
Цитаты
– Гедали, – говорю я, – сегодня пятница, и уже настал вечер. Где можно достать еврейский коржик, еврейский стакан чаю и немножко этого отставного бога в стакане чаю.
– Нету, – отвечает мне Гедали, навешивая замок на свою коробочку, – нету. Есть рядом харчевня, и хорошие люди торговали в ней, но там уже не кушают, там плачут…
«Джентльмены, — говорил нам мистер Троттибэрн, — помяните мое слово, детей надо делать собственноручно…».
«… папаша у вас биндюжник Мендель Крик. Об чем думает такой папаша? Он думает об выпить хорошую стопку водки, об дать кому-нибудь по морде, об своих конях — и ничего больше. Вы хотите жить, а он заставляет вас умирать двадцать раз на день. Что сделали бы вы на месте Бени Крика? Вы ничего бы не сделали. А он сделал. Поэтому он Король, а вы держите фигу в кармане»