Кто такой баджанах у армян
Армения — обычаи и традиции
Армянская свадьба в Бутик-Отеле MONA пройдет весело и с соблюдением народных традиций. Армяне столетиями бережно хранили обычаи и ритуалы празднования свадьбы, продолжают делать это и сегодня. При этом традиционность не лишает мероприятие веселья и развлечений. Армянские свадьбы считаются самыми масштабными, насыщенными и колоритными. В современном мире многие свадебные армянские ритуалы упростились или совсем стали неактуальны. Некоторые до сих пор считаются обязательными – о них мы и расскажем.
Сватовство
Сейчас родители не делают выбор за детей и сватовство назначается, когда молодые уже решили пожениться. Самые близкие родственники-мужчины со стороны жениха идут в дом невесты. Намеками и иносказаниями они просят ее руки, но в первый раз обязательно получают отказ. Обычно родители девушки соглашаются на свадьбу со второго или третьего раза, показывая, какая драгоценная у них дочь, за нее нужно побороться.
Всё об Армении
В старину в Армении процесс вступления в брак состоял из множества этапов. Существовало немало запретов, которые могли стать препятствием на пути молодых. Многие из этих запретов сохранились до сих пор. Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян. Даже во второй половине XIX века браки внутри азга не допускались, поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие «близкий родственник» варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.
Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.
Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство. Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником. Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства. Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.
На брачные ограничения оказывала влияние национальная и религиозная принадлежность.
Брачный круг был ограничен и территориально, т.е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».
Брак считался в Армении нерушимым; разводы были чрезвычайной редкостью. Семья и в наши дни воспринимается армянами как святое, поэтому в сравнении с другими странами в Армении количество разводов в разы ниже.
По армянскому обычаю невесту обычно выбирали родители юноши, причем инициатива принадлежала матери. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещалась с мужем Затем они старались собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте и ее семье. Основное внимание обращали на скромность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки. В то же время внимательно присматривались к характеру родителей девушки, особенно матери; недаром говорилось: «Беря в жены дочь, посмотри на ее мать».
Армянская свадьба состоит из трех этапов: сговор (хоскап), обручение или помолвка, свадьба. Если раньше супругов для своих детей выбирали родители, то сегодня влюбленные вправе строить семью, основываясь на своих чувствах. По армянским традициям после выбора невесты родители жениха с близкими родственниками идут в дом невесты на «сговор» с ее семьей. После получения согласия семьи назначают дату обручения и свадьбы. В назначенный день обручения в дом жениха приходят его родственники, крестный (кавор), иногда и музыканты. Родственники приносят подарки для невесты. Жених с родителями, родственниками и с кавором, взяв с собой ншан — обычно кольцо или другие украшение, а также подносы с подарками, идут в дом невесты, где и совершается обряд обручения. В доме невесты также собираются родственники, накрывается стол. Центральной фигурой на армянской свадьбе является кавор (крестный). После объявления кавором помолвки жених надевает на палец невесты кольцо. По народным представлениям нарушить обручение считается позором. После обручения оба семейства становятся «хнами» (сватами) и обязаны во всем помогать друг другу.
В следующей части мы расскажем о самом свадебном торжестве и предществующих ему приготовлениях.
Помолвка или обручение
Сегодня многие пары совмещают помолвку с днем свадьбы и совершают этот обряд в самом начале свадьбы. 1. В день обручения/свадьбы жених со своими родственниками идет в дом невесты с подарками: оформленные корзины фруктов, сладости, вино, армянский коньяк, туфли и духи. Шумной толпой, держа презенты над головой, они танцуют. 2. Навстречу им выходят родственники со стороны невесты принимают подарки и в ответ благодарят другими презентами. 3. Потом все заходят в дом, где их встречает накрытый фуршетный стол. 4. Пока все наслаждаются угощениями, женщины со стороны жениха идут в комнату невесты и помогают ей одеться или поют песню. 5. Прежде чем жених увидит свою возлюбленную его крестные (кавор и кавор аки) должны заплатить выкуп за нее. 6. После этого молодые наконец встречаются и едут в церковь на венчание. Именно церковное таинство стоит во главе армянской свадьбы, а не светская роспись в загсе. 7. Дальше свадебный кортеж едет в дом уже мужа, где их встречает его мать. Прежде чем зайти в помещение, молодожены разбивают тарелки. Но этот обычай можно перенести и в ресторан, чтобы сэкономить время.
Обручение
Обручение – чуть ли не такое же масштабное событие, как и сами армянские великолепные свадьбы, поэтому относятся к его подготовке серьезно. Важную роль играет посаженный отец – кавор, который позже станет крестным детей жениха и невесты. Для начала все гости собираются в доме семьи армянского жениха – приглашают обычно многих родственников и друзей. Там присутствующие пробуют несколько блюд, после чего с подарками и угощениями, сложенными на больших подносах, отправляются к дому суженой.
Перед порогом отец будущего мужа и главы нового семейства передает ему кольцо, цепочку, браслет или другую драгоценность, именуемую ншан (армянский обручальный подарок). Супруга кавора выводит невесту, после чего жених передает ей ншан. Когда торжественный армянский обычай проведен, молодые с гостями заходят в дом: там их ждет великолепное застолье, где подают разнообразные блюда, выпивку, а после все танцуют, веселятся, проводят конкурсы. По окончании веселья и застолья кавор с отцом будущего супруга оговаривают день свадьбы.
Свадьба
Армянская свадьба – это самобытное мероприятие. Несмотря на осовременивание многих традиций она остается колоритной и насыщенной народностью.
Танец невесты
На армянской свадьбе невеста танцует одна дважды: сначала с деньгами – это называется «шабаш», затем – национальный танец.
Танец с шашлыком
Шашлык – ключевое блюдо на разнообразном свадебном армянском столе. Поэтому ему уделяют особое внимание и из его подачи устраивают настоящее шоу. Костюмированные артисты или официанты выносят мясо под национальную музыку и танцуют с ним танец.
Таросики
Таросики – это небольшие сувениры для гостей: коробочки с конфетками или жемчужинами. Это главный и обязательный атрибут армянской свадьбы. Он символизирует любовь. Молодые персонально раздают их холостым гостям – как бы делятся своим счастьем и желают встретить свою судьбу. По преданию незамужние девушки после этого должны увидеть своего суженного во сне.
Тосты
Всем известно, что армянский народ славится длинными и мудрыми тостами. На свадьбе они льются рекой, особенно из уст гостей постарше. Таким образом они передают молодоженам свои наставления и советы о семейной жизни. Наравне с тостами песни и национальные танцы занимают важное место в армянской свадьбе. Именно они создают настроение и колорит праздника.
Сверились с традициями армянской свадьбы? Тогда смело бронируйте банкет в Бутик-Отеле MONA. Здесь чтут и уважают национальные обычаи.
Предсвадебные хлопоты
Перед проведением армянских свадеб существует несколько других обрядов, обычаев и необходимых дел.
После этих небольших ритуалов наступает материальный этап подготовки армянских свадеб. Организаторы занимаются поиском помещения, закупкой украшений для торжества, подготовкой праздничного меню, приглашением большого количества гостей, составлением программы праздника, договариваются в церкви о венчании, которое обязательно проводится во время красивых армянских свадеб перед официальным бракосочетанием.
Армянские традиции
Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.
Погребальные обычаи
В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.
Свадьба
Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. Читать далее…
Рождение ребенка
Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Читать далее…
Гостеприимство
Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Читать далее…
Традиции виноделия и изготовления коньяка
Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот. Читать далее…
Традиции народных праздников
Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна… Читать далее…
Традиционное жилище
Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах. Читать далее…
Традиционная одежда
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка. Читать далее…
Большая армянская свадьба
В нашей стране проживают около 30 тысяч армян, и многие традиции, в том числе и обряд свадьбы, хоть и с некоторыми изменениями, выполняются с соблюдением всех установленных правил.
Вообще, свадебный цикл состоит у армян из трех основных этапов: сватовство, свадьба и обряды послесвадебного цикла. К каждому из них надо было подходить со всей ответственностью, для того чтобы свадьба удалась на славу.
Скромность и трудолюбие – украшение невесты
– Раньше невесту выбирали родители, – рассказывает Наталья МАРТИРОСЯН, заместитель председателя молодежного крыла армянского культурного центра “Луйс”
в Алматы. – Причем решающее слово было за матерью. Главные критерии отбора – скромность, трудолюбие и… хорошее здоровье будущей невестки. Понятно, сейчас уже таких традиций нет, молодые люди сами выбирают себе спутников жизни. Как нет у армян обычая красть невесту, как у некоторых других кавказских народов.
После того, как сын объявляет родителям, что выбрал невесту, начинались предсвадебные хлопоты. И главными действующими лицами становились посаженные отец и мать – кавор и каворкин.
Обычно на эту почетную роль выбирались люди из числа близких родственников или друзей семьи, которые имели жизненный опыт и уже были счастливо женаты. Именно кавор договаривался со стороной невесты о дате обручения. В этот день в доме жениха собираются близкие родственники, в подарок невесте они приносят золотые украшения. Отец жениха в день обручения должен зарезать теленка или барана. За застольем родители будущих супругов при непосредственном участии кавора обговаривают все организационные вопросы по свадьбе, в частности, сообща назначается дата.
По обычаю свадьбу назначают через месяц после обручения. Сами торжества проходят в три дня, иногда празднование затягивается на целую неделю. Но сейчас обычно укладываются в два дня.
Сини – для богатства
И вот наступает день свадьбы. От дома жениха к дому невесты направляется целая делегация. В армянских деревнях процессия обычно шла пешком, только если невеста жила в соседней деревне, к ней отправлялись на машинах. Сейчас, понятно, пешком мало кто ходит, особенно в городах.
Основную часть свиты составляют дружки – холостые друзья жениха, ведет всю компанию кавор, а сейчас еще идет и мать жениха, хотя раньше такого не было. Делегацию сопровождают музыканты.
Все, кроме жениха, несут над головой корзины, в которых подарки, сладости, фрукты, напитки. Армяне называют эти дары сини – они символизируют богатство и благие намерения, а еще являются неким выкупом, платой за вход в дом девушки. Обязательное требование: количество сини должно быть нечетным – пять, семь, одиннадцать…
К приходу гостей сторона невесты уже накрывает стол, но сама девушка сидит в отдельной комнате. Сторона невесты – друзья и родня – выходят навстречу стороне жениха, и каворкин берет из рук одного из дружек специальную корзину или поднос, где лежит платье невесты. При этом каворкин одаривает этого человека. Затем в дом или квартиру вносят сини. В корзине для невесты лежат само платье, перчатки, фата, украшения, чулки, туфли и конфеты, которыми будут закидывать девушку, когда она наденет платье. В комнате, где сидит невеста, подруги и каворкин начинают ее одевать в свадебный наряд, напевая веселые песни, чтобы поднять ей настроение.
Перед тем как вывести невесту к жениху, каворкин накрывает ей лицо вуалью, и все отправляются в ближайшую церковь. При этом подруги невесты поют специальную песню о прощании девушки с родным домом.
Венчание – на всю жизнь
Раньше жених надевал национальный армянский костюм, был еще один обязательный атрибут – кинжал. Девушка тоже облачалась в национальную одежду. Сейчас на смену им пришли костюмы и белое платье, но у жениха по обычаю должен быть на пиджаке красный цветок или платок.
В церковь направляются только ближайшие члены семьи. При этом участники процессии не перестают шутить, петь и танцевать, так что очень скоро все прохожие знают, что идет свадьба. Перед тем как войдут жених и невеста, в церковь заносятся корзины с фруктами и сладостями, и священник их освящает. На самой церемонии дружка и подруга невесты держат над головами виновников торжества короны, а младшим братьям и сестрам дают в руки горящие свечи. После того как священник спросит, согласны ли молодые люди стать супругами, они три раза отвечают: “Согласны!” – и целуют крест.
После этого венчание считается свершившимся, все поздравляют молодых.
Невеста бросает свадебный букет – считается, что та девушка, которая его поймает, в ближайшее время тоже выйдет замуж. По армянской традиции, чтобы семейное счастье пришло ко всем незамужним и холостым, после венчания всем свободным людям дарят торосики – маленькие, в половину ладони сувениры, сделанные в виде сердечка, в котором обычно лежит конфетка или что-то сладкое. Армяне говорят: “Торос вам – счастья, удачи вам!”.
После венчания свадебная процессия отправляется в дом жениха, причем, чтобы обмануть злых духов, возвращаться надо другой дорогой, а не той, которой шли в церковь… Когда молодожены вступают в дом или во двор жениха, их осыпают конфетами, сладостями, мелкими монетами с пожеланиями благополучия в будущей семейной жизни.
На пороге дома новобрачных встречает мать жениха, она кладет им на плечи по лавашу и подает молодоженам по ложке меда с орехами. Мед символизирует сладкую и спокойную жизнь, орехи – прочность брака.
А еще перед входом в дом жених и невеста разбивают две тарелки на счастье. Причем разбить их надо с одного удара! Только после этого можно войти в дом. Войдя, молодые прежде всего подходили к тониру (армянская печь. – Прим. авт.), целовали его края, а невеста бросала в него золу, принесенную из своего дома. Этот обряд означает, что она вступила в дом своего супруга.
Раньше гулянье начиналось в доме жениха, во дворе накрывались столы, но сейчас делают немного по-другому. После разбивания тарелок все отправляются в ресторан, куда приходят все остальные гости.
Последний танец – за невестой
Свадебным гуляньем руководит уже не кавор, а специально выбранный тамада, задача которого сделать свадьбу веселой. Первый тост всегда гости пьют за “два цветка”, то есть за жениха и невесту. И жених должен не только поблагодарить собравшихся, но и пообещать сделать все, чтобы брак был счастливым. Благодарит гостей и невеста, но делает она это молча, слегка наклонив голову.
На стол обычно подают долму и шашлыки, все остальное – это салаты и закуски. Больше похоже на фуршетный стол.
Праздник сопровождается армянской музыкой, песнями и танцами. Причем танцевать разрешается после того, как первой станцует каворкин, после этого в пляс пускаются все остальные гости. Еще одна старинная традиция: несколько поколений назад невеста во время гуляний сидела отдельно от жениха. Сейчас, понятно, она не соблюдается, но невеста до завершения гуляний не должна танцевать.
Ближе к концу вечера кавор выводит молодых на площадку, где невеста наконец может танцевать вместе с женихом. Этот последний танец обычно завершает первый день гуляний.
День хаша
Следующий день называется днем хаша. Хаш – это наваристый густой суп с мясом, отличное средство от похмелья, им угощают всех гостей второго дня. Обычно в дом жениха приходят вся молодежь и отец невесты.
Во второй половине дня сторона невесты приносит ее приданое. Это делает кто-то из близких со стороны невесты, чаще всего ее тетя. Она показывает стороне жениха каждую принесенную вещь, и за это ей тоже должны сделать подарок. В приданое обычно входит все, что может пригодиться молодым в их семейной жизни: постельное белье, полотенца, посуда, ювелирные изделия.
– На современной армянской свадьбе в приданое могут входить бытовая техника, машина и даже квартира! – говорит Наталья. – Конечно, это зависит от финансовых возможностей со стороны жениха и невесты. В принципе, основные свадебные обряды и церемонии не претерпели сильных изменений, и армянская свадьба в Армении и в Казахстане практически не различаются.
Несмотря на то что традиции со временем меняются у каждого народа, свадебный обряд остается одним из самых ярких событий. Армянская свадьба – не исключение. Особый колорит делает атмосферу гулянья непередаваемой, а торжество самым ярким событием в жизни.
«Говорили — сами виноваты, что остались» Как армяне живут в Азербайджане и почему после двух войн они все еще верят в мир
Чуть больше года назад в Нагорном Карабахе вспыхнула новая война. Противостояние армянских и азербайджанских сил продолжалось 44 дня и закончилось тем, что Азербайджан вернул утраченный после первой карабахской войны контроль над большей частью региона. Конфликт до сих пор окончательно не урегулирован, а диалог между враждующими сторонами кажется невозможным. Между тем в Азербайджане еще живут армяне, которые верят — войны когда-нибудь закончатся, и если не политики, то простые люди начнут снова говорить друг с другом. Корреспондент «Ленты.ру» пообщалась с армянами, оставшимися 30 лет назад в Азербайджане, и выяснила, почему они решили остаться и как война в Нагорном Карабахе трагически изменила их судьбы.
Бакинские нюансы
Вартан Карамян — бакинский армянин. В Азербайджанскую ССР его родители переехали в середине 1950-х из карабахского Красного села. Дядя Вартана — Сарухан Карамов был известным музыкантом, представлявшим на советской сцене азербайджанскую культуру. Он и переманил родню в Баку, который тогда считался культурной и экономической столицей Закавказья. Люди тянулись туда со всех союзных республик в поисках лучшей жизни.
Бакинские армяне часто меняли фамилии, чтобы пробиться в азербайджанской среде. Прослыть знаменитым с фамилией Карамов было проще, чем с фамилией Карамян. Вот дядя Сарухан и пошел на русификацию фамилии. Но эти нюансы не мешали бакинцам ладить между собой. Армяне и азербайджанцы называли друг друга земляками и до первой карабахской войны: по воспоминаниям Вартана, никто не придавал значения нациям.
Азербайджан — моя родина. В паспорте место рождения — Баку. Невозможно изменить жизнь в угоду политике. Сколько себя помню, дружил с азербайджанцами
Вартан признается, что вопрос об армянской диаспоре Азербайджана всегда ставит его в тупик: «Понятия не имею, что такое армянская диаспора в Баку. Армяне, азербайджанцы, русские, евреи — мы жили бок о бок, ходили в одни и те же школы, магазины». Ему намекнули на принадлежность к армянской нации лишь однажды в школе. В классе появился новенький: азербайджанец, переехавший в Баку из Саратова. Он плохо говорил на родном языке, но учителя взялись его опекать. Вартан свободно говорил по-азербайджански, но преподаватель по литературе занизила ему оценку за стихотворение. Новенький подготовился хуже, но получил «отлично».
Учительница призналась, что не может поставить азербайджанцу четверку по родному языку. Армянину можно. Мне было очень обидно. Но потом в училище, когда я учился на фотографа, меня, наоборот, ставили в пример азербайджанцам. Я свободно говорил и знал грамматику
Первая карабахская война стала для Вартана неожиданностью. В конце 1980-х он проходил срочную службу в Военно-морском флоте СССР в Мурманске. В феврале 1988-го услышал от сослуживцев, что в Закавказье вот-вот вспыхнет война. «Кто с кем воюет-то?» — ухмыльнулся он, но включил телевизор. По центральным каналам сообщали, что в азербайджанском Сумгаите произошли массовые погромы и убийства армян. Вартан бросился звонить родным. Те успокоили, что им ничего не угрожает.
Летом отец и мать сообщили ему о переезде в город Капан на юге Армении. Они просили сына не возвращаться в Баку. На вопросы, почему переехали, родители отвечали расплывчато. Говорили, что им посоветовали, хотя вроде никто им в Азербайджане не угрожал.
Тогда я впервые задумался: какой родине служу? Призывали в Советскую армию. Пока служил, страна распадалась на глазах
Дембель Вартана совпал с землетрясением в Спитаке в декабре 1988 года, когда погибли по меньшей мере 25 тысяч человек. Он приехал к родным в Армению. «Люди спасали выживших, разгребали завалы. Но все разговоры были о войне с Азербайджаном», — вспоминает он.
Материалы по теме
«Сбросить колониальное иго»
«Они расчищали себе путь огнем»
В начале 1989 года стало понятно: конфликт неизбежен. В Ереван каждый день прибывали переполненные вагоны беженцев. Армяне оставляли дома и квартиры в Азербайджане и бежали прочь от выстрелов, мародерства и насилия. В Баку прибывали такие же составы с азербайджанцами из Армении. Они тоже бросали все имущество, спасаясь от войны.
Свой среди чужих
Друзья в Баку удивились, но обрадовались возвращению Вартана. Предлагали пожить у них, объясняли, что так безопаснее. Но мужчина поселился в своей квартире. Соседи-азербайджанцы помогали: заносили еду, штопали и стирали одежду. Никто не упрекал его за то, что он армянин. Обвиняли политиков, что спровоцировали войну между двумя народами.
Происходили и странные вещи. Например, азербайджанцы начали агитировать Вартана выходить на антиармянские митинги. Заманивали шашлыком и алкоголем: «Я разводил руками, мол: «Вы с ума сошли? Я армянин!» Казалось, люди сами до конца не понимают, что творят». Прожив в Баку в разгар армяно-азербайджанского конфликта почти год, Вартан понял — дальше рисковать нельзя. Поворотным моментом стало нападение на родственника в центре города. «Находиться в Баку стало опасно. Я уехал в Россию, потом в Испанию. Там и осел. Со временем перевез в Европу родителей. Хотелось сбежать от безумия вокруг», — рассказывает он.
Спустя почти 30 лет Вартан вернулся на Кавказ. В 2016-м он приехал к родственникам в Нагорный Карабах с сыном Феликсом. Мальчик профессионально занимался музыкой с итальянским тенором Робертино Лорети — ему предсказывали большое будущее в мире оперы. Но оказавшись на малой родине, юный музыкант решил остаться. Учебу продолжил в Степанакерте.
«Сын влюбился в природу, добродушных и приветливых жителей Нагорного Карабаха. Попросил, чтобы мы остались. В Степанакерте он окончил школу, потом поступил в музыкальное училище имени Саят Нова в Степанакерте. Ни разу не пожалел, что променял Барселону на Кавказ. До окончания учебы оставалось полгода, но снова грянула война», — вспоминает мужчина.
Материалы по теме
«Дети не должны это видеть»
В чем сила?
Когда в начале ноября 2020-го начались бои за Шушу, Вартан гостил в России. Он был уверен, что сыну в Нагорном Карабахе ничего не угрожает, что это очередное мелкое противостояние, которое быстро погаснет. Но внезапно позвонил друг-азербайджанец и закричал в трубку: «Спасай сына! Чего ты медлишь? Вывози его срочно!»
Сын часто просыпается от любого шороха. Ему кажется, что снова стреляют. Зовет меня в укрытие. Вспоминает брата. Но война не спрашивает. Она приходит и убивает. Моему племяннику едва исполнилось 20 лет
Вартан уверен, что вражда армян и азербайджанцев ни к чему хорошему не приведет. У него по-прежнему много друзей в Баку, и отношения с ними проверены временем. «В моей памяти город Баку останется гостеприимной солнечной столицей Азербайджана, где царил мир и не было места конфликтам», — говорит он.
Второй после Одессы
Мария Алиева, в девичестве Карапетян, родилась на Алтае, но всю сознательную жизнь провела в Азербайджане. Родители переехали в Баку, когда ей исполнилось семь лет. На Кавказе первое время все казалось необычным. После сибирского холода обилие солнца, гор и зелени поражало. Еще одно детское воспоминание — азербайджанцы строили дома близко друг к другу, и соседи часто заходили в гости просто так, потому что живут очень близко. В Алтайском крае расстояния между домами были большие, а люди старались лишний раз из дома не выходить, особенно зимой. Поэтому соседей почти не знали.
Баку считался вторым многонациональным городом после Одессы. Там жил мой дядя, он и позвал родителей. Соблазнил тем, что в Азербайджане живет большая армянская диаспора. Но никто не делил людей на нации. Мы все были бакинцами
В Баку Мария выучилась в русской школе, потом поступила в училище. Замуж вышла за азербайджанца. Это не считалось необычным, и родственники поддержали молодых. «Свекровь настояла, чтобы я поменяла религию перед свадьбой. Родня мужа жила в бакинской деревне Маштаги, где даже при Союзе жители были очень религиозны. Меня отвели в мечеть, и так я стала мусульманкой. Родила четверых детей», — рассказывает собеседница.
За всю жизнь Марии ни разу не удалось побывать в Армении. Хотя дед много рассказывал про огромный дом в Горисе. Его репрессировали и сослали в Сибирь. После первой карабахской войны было не до путешествий. На войне у женщины погиб старший сын Самир. «Мой мальчик учился в Нахичеванском военном училище. Оттуда его и призвали на фронт. Попал в самое пекло боев, там и погиб. Помню, прибежит в детстве, обнимет и говорит, что всю жизнь будет меня защищать. 19 лет было ему, не пожил толком», — плачет Мария.
Мария злится, когда ее спрашивают о конфликте из-за Нагорного Карабаха. Она уверена, войну спровоцировали политики.
За валидол хватаюсь, как слышу по телевизору о генетической несовместимости армян и азербайджанцев. Столько лет народы прожили на одной земле, а теперь гены не те. До войны наоборот говорили, сколько между нами общего. Теперь различия ищут
Мария уверяет, что не слышала ни одного упрека в своей адрес ни во время первой войны, ни во время второй. Наоборот, все старались помочь и поддержать морально. «В конце 1980-х, когда начинался конфликт из-за Нагорного Карабаха, меня вызвали однажды в КГБ. Спросили, говорю ли я на армянском. Просили перевести какое-то секретное письмо. Но я только разговорную речь знаю, переводить не могла. От меня отстали. Если не говоришь на языке, то быстро его забываешь», — делится Мария.
В бакинском поселке Маштага, где они жили с супругом, ее называют сестрой милосердия. «Во время войны Маша оббегала до сорока домов в округе. Она безотказная — как скорая помощь. Кому укол сделает, кого накормит», — встревает в беседу соседка. «Дружим с Марией Егоровной 32 года. Она помогала мне нянчить детей. Когда началась война в Карабахе, никто не тыкал пальцем и не упрекал, что она армянка. Для нас она родная», — добавляет другая соседка.
В Азербайджане до сих пор живут около 20 тысяч армян. Время от времени женщина видится с армянскими подругами. «Как и я, они вышли замуж за азербайджанцев, так и остались в Баку», — объясняет Алиева-Карапетян.
Вопрос, за кого воевать, в нашей семье никогда не стоял. Мы против войны, но родиной считаем Азербайджан. Мы тут всю жизнь прожили. В чем нас упрекать?
«Женились по любви, не по нации»
Эльмира Гасанова, в девичестве Григорян, родилась в Степанакерте. Родители переехали в Азербайджанскую ССР после Великой Отечественной войны, когда ей было меньше года. Баку считался зажиточным городом, и найти там работу было проще. В Армению ездили по праздникам. «Вокруг меня с детства звучала армянская, азербайджанская и русская речь. Свободно говорю на трех языках. Но на русском — уже с небольшим азербайджанским акцентом», — смеется Эльмира.
Материалы по теме
«Запачкал кровью всю машину»
«Люди бежали в панике»
Бакинские и карабахские армяне в советский период говорили и на азербайджанском. «Наши соседи шутили, что бакинцы говорят на особом языке — смесь азербайджанского, армянского и еврейского, — шутит женщина. — Кто-то говорил по-армянски, а отвечали ему по-азербайджански».
Эльмира часто гостила в Нагорном Карабахе и помнит, как уживались в 1960-1970-е годы армяне и азербайджанцы. Никто не придавал значения нациям. «Моя мама родом из Шуши. Отец — из Зангезура. Много родственников в Степанакерте. Между этими городами я и путешествовала. В какой дом ни войдешь, везде нам были рады. Никто не делил на своих и чужих. Скажи тогда, что карабахцы пойдут войной друг на друга — подняли бы на смех, — вспоминает собеседница. — На застольях поднимали тосты за дружбу народов. Было много смешанных браков. Женились по любви, не по нации».
Эльмира вышла замуж за азербайджанца. Родители не противились. Спросили только, готова ли принять ислам. Ради любви девушка была готова на все, хотя мусульманкой стала не сразу. Лишь несколько лет назад, когда супруги отметили золотую свадьбу, женщина решилась поменять веру.
Родственники мужа не просили меня менять религию. Но я так испугалась, когда прочитала и в Библии, и в Коране: муж и жена не встретятся на небесах, если разной веры. Как представила, что не увижу своего Фархада на том свете, так и побежала в мечеть
Мулла шутливо спросил немолодых супругов, не устали ли они друг от друга за столько лет на земле. Но они были настроены решительно. «Так я стала мусульманкой. Куда я без мужа? Празднуем все равно и Пасху, и Хайит», — делится женщина.
Познакомились Эльмира и Фархад в начале 1970-х. Дядя девушки работал в ЖЭКе главным механиком и как-то попросил ее помочь. «Заболела учетчица смены тетя Поля. Меня попросили поработать за нее на водокачке три смены подряд. Показали вентили, объяснили, как переключать. Только освоилась, и вдруг свет погас. Я давай дяде Аракелу звонить. Он отправил мастеров», — вспоминает Эльмира.
На помощь юной сотруднице ЖЭКа пришли двое электриков. Один из них был похож на актера кино, и у девушки промелькнуло в голове — вот бы выйти за такого замуж. Когда мужчины починили свет, Эльмира напоила их чаем, угостила котлетами.
«Все запасы еды поставила на стол. Они с аппетитом все съели. Не решилась сказать, оставьте мне хотя бы кусочек. Собиралась потом сбегать в магазин, купить булочку к чаю. Но тот, похожий на актера, неожиданно вернулся. Принес пряники, сосиски. Улыбается, мол, это вам вместо съеденного. Мы снова сели пить чай, уже вдвоем. Потом он пригласил меня в театр, кино. Это и был мой Фархад», — рассказывает женщина.
Круговорот истории
Первая карабахская война застала Эльмиру врасплох. Она признает, что в конце 1980-х между армянами и азербайджанцами начались бытовые стычки, но всерьез к этому никто не отнесся. «В 1986 году мы с мужем и друзьями-азербайджанцами поехали в Ереван. Я пообещала показать им историческую родину. Много гуляли по городу, любовались природой, архитектурой, а вечером пошли в сауну. Пока намыливались в женской парилке, подруга пела азербайджанские песни. Вдруг отключили горячую воду, и нам пришлось мыться в холодной. Потом свалилась с температурой. Что интересно, в мужской части сауны горячую воду не отключали», — вспоминает Эльмира.
В 1989-м ее бакинские родственники поспешно переехали в Армению. Звали с собой, но женщина не могла оставить мужа. Соседи относились к ней доброжелательно даже после погромов армянских кварталов и массовых убийств в Сумгаите в феврале 1988 года.
Ужас, страх, безумие. Даже сегодня мне сложно объяснить, что я тогда испытала. Было очень стыдно и за азербайджанцев, и за армян. Уму непостижимо — два народа, проживших вместе, взялись за оружие
Несколько дней женщина боялась выйти даже за хлебом. По телевизору и радио говорили, что в Азербайджане громят армянские кварталы, в Армении — азербайджанские. Больше всего за Эльмиру переживал супруг. Как реагировать на столкновения, не знал и он. По соседству жили несколько армянских семей, но они в спешке уехали. Люди начали получать похоронки.