Кто такой белкин у пушкина
БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ
БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ
БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ — вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина (ср. незавершенную пушкинскую «Историю села Горюхина», также приписанную Белкину; в ней Белкин сравнивает себя со знаменитым французским историком аббатом Милотом), рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815–1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший стыдливостью «истинно девической»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Белкин именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора литературных приемов: «биографию» Белкина читатель узнает из письма «одного почтенного мужа», ненарадовского помещика, к которому «издателя» отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Белкина — Митрофанушку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Такой простодушный автор-герой призван прежде всего встать на границе между вымышленным, литературным миром — и «бедным» миром русской провинции, соединив их собою. Так или иначе все повести цикла строятся на одном и том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на красивую, условную «романтическую» традицию, — а жизнь навязывает ему свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный. Или не навязывает — и выталкивает героя в область смерти. Если бы такое построение принадлежало непосредственно Пушкину — это выглядело бы очередной игрой «в литературу», выдумкой. Но автор повестей — Белкин. Он почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель; однако это — усредненный Пушкин. Белкин даже росту и то «среднего»; его портрет — подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт. Белкин неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень — и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А значит, и развязки его повестей — не «литературны», а «бытийственны».
Впрочем, когда читатель дочитывает цикл до конца и возвращается мыслью к Ивану Петровичу, то вдруг понимает, что и сам Белкин построил свою жизнь «романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного почтенного мужа» — рукописи Белкина после его безвременной кончины ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту.
Якубович Д. П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествовательные приемы Вальтер Скотта // Пушкин в мировой литературе: Сб. статей. Л., 1926.
Томашевский Б. В. Заметки о Пушкине. 2. Белкин и Гиббон // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л, 1939. Т. 4–5.
Читайте также
КАЗАНЦЕВ Александр Петрович (Род. в 1906 г.)
КАЗАНЦЕВ Александр Петрович (Род. в 1906 г.) Две главные темы проходят через все творчество А. Казанцева. Первая — благородный труд ученых, стремящихся своими изобретениями поднять жизнь человечества на высшую ступень; иногда раскрытие этой темы принимает у писателя форму
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941)
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем, а мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы будущего писателя прошли в Арзамасе.В годы
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941)
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем, а мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы писателя прошли в Арзамасе.В годы Первой мировой войны,
Валентин Петрович Катаев (1897–1986)
Валентин Петрович Катаев (1897–1986) Валентин Петрович Катаев родился в Одессе в семье учителя. С девяти лет он начал писать стихи, некоторые из них были опубликованы в одесских газетах.В начале Первой мировой войны пошёл в действующую армию в артиллерийскую бригаду.
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941)
Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем. Мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы прошли в Арзамасе.В годы Первой мировой войны, когда отца
Александр Петрович Сумароков
Александр Петрович Сумароков А. П. Сумароков – выдающийся деятель русской культуры XVIII века. Именно он был основателем и директором первого русского государственного театра. Его пьесы стали основой национального репертуара русских театров, а в стихотворстве он успешно
Александр Петрович Сумароков
Александр Петрович Сумароков «Сокрылись те часы, как ты меня искала…» Сокрылись те часы, как ты меня искала, И вся моя тобой утеха отнята: Я вижу, что ты мне не верна ныне стала, Против меня совсем ты стала уж не та. Мой стон и грусти люты Вообрази
Михаил Петрович ПОГОДИН
Михаил Петрович ПОГОДИН Путевой дневник – один из популярнейших литературных жанров в XIX веке. Своим происхождением он во многом обязан литературе путешествий эпохи романтизма и сентиментализма. Л. Стерн на Западе, А.Н. Радищев и Н.М. Карамзин в России сформировали
ПЕТРОВИЧ АЛЕКСАНДР
ПЕТРОВИЧ АЛЕКСАНДР (Petrovic Aleksandar). Югославский кинорежиссер. Родился 14 января 1929 г. в Париже, умер в 1994 г. там же. Закончил философский факультет Белградского университета, в 1948 г. учился на режиссерском факультете Пражской киноакадемии (ФАМУ), но был вынужден прервать учебу и
ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ *
ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ * Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная так и служебная, была слишком разнообразна и поучительна,
ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ
ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ ОЗ, 1868, № 10, отд. «Совр. обозрение», стр. 273–274 (вып. в свет — 9 октября). Без подписи. Авторство указано В. Е. Евгеньевым-Максимовым на основании письма Салтыкова к Н. А. Некрасову, датируемого концом сентября — началом октября 1868 г. («Печать и
Виктор и Петрович
Виктор и Петрович «Иваныч и Глеб» – называлась статья Дмитрия Мережковского о Глебе Ивановиче Успенском, впервые опубликованная в газете «Речь» в 1909 году. (Кстати, благословенные для литературной критики и публицистики времена, когда большая статья могла печататься аж
Егор Петрович Ковалевский
Егор Петрович Ковалевский Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная, так и служебная, была слишком разнообразна и поучительна,
Сумароков Александр Петрович
Сумароков Александр Петрович Действительный статский советник и св. Анны кавалер, родился 1718, умер в 1777 году.Имя Сумарокова было в свое время так же велико, как имя Ломоносова. Один славил Елисавету на лире и на кафедре академической; другой пленял ее чувствительность
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев В. П. Астафьев – наш современник. Он родился и живет в Сибири. Его творчество широко и разнообразно, как природа этого края. У писателя «сибирский характер», и такие же сильные русские характеры он любит изображать в своих книгах. Перу
Кто такой белкин у пушкина
Иван Петрович Белкин – литератор, писатель, вымышленный Александром Сергеевичем Пушкиным. Его перу принадлежат знаменитые «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и «Гробовщик».
Обложка первого издания 1831 года |
Иван Петрович Белкин родился 1 апреля 1801 года в семье секунд-майора в родовом имении в селе Горюхино.
Его родители: отец, Петр Иванович Белкин, и мать, Пелагея Гавриловна (в девичестве – Трафилина), были честными и благородными помещиками. Имение, в котором родился Иван Петрович, на протяжении нескольких поколений принадлежало роду Белкиных. Здесь жил когда-то и его дед, Иван Андреевич Белкин, с супругой,
Евпраксией Алексеевной.
Начальное образование Иван Петрович получил от деревенского дьячка, который привил любовь к чтению и, в целом, к литературе. Иван читал все, что было в их доме. Родители Белкина не любили читать, поэтому в доме, кроме Азбуки, календарей и Новейшего письмовника, книг не было. К десяти годам мальчик знал наизусть письмовник, чтение которого было любимым делом ребенка.
В 1812 году родители отправили Ивана учиться в Москву в пансион Карла Ивановича Мейера. Однако, обучение продлилось лишь три месяца. На Москву наступили войска Наполеона.
После изгнания французов из Москвы родители вновь решили отправить сына на обучение, но он уговорил их оставить его дома ввиду того, что он из-за проблем со здоровьем не мог вставать в 7 утра по правилам пансиона.
Так Иван жил дома, играя в лапту с потешными мальчишками, пока в 1815 году не поступил на службу в пехотный егерский полк. Переходил из губернии в губернию, из квартиры в квартиру, проводил время с жидами и маркитантами, играя в бильярд и маршируя в грязи.
41-й егерский полк. Слева направо: егеря, карабинер, прапорщик, унтер-офицер. 1815 г. |
В 1820 году юнкер Иван Петрович поехал в Петербург по делам. Каждый день ходил в театр и знал поименно всех актеров. В одну из актрис, игравшую роль Амалии в драме «Ненависть к людям и раскаяние» был влюблен. К слову, Белкин был очень влюбчив и имел склонность к женскому полу. По утрам он заходил в конфетную лавку. Однажды утром за чашкой шоколада Иван читал литературный журнал. В лавку зашел незнакомец, заказал бифштекс, выпил полбутылки вина и ушел. Это был писатель. А так как Белкин всегда мечтал стать писателем, он бросился догонять его. На улице ему приходилось замедлять шаг при встрече с офицерами, будучи в служебной шинели и находясь на службе. У Аничкина моста Иван догнал писателя и узнал, что это не он, а повар: писатель повернул у другого моста. Эта погоня стоила Ивану Петровичу 30 копеек потерянной сдачи, выговора по службе и «чуть-чуть не ареста». Поэтому страсть к писательству пришлось придержать.
В 1823 году родители Белкина умерли, Иван Петрович оставил службу и, дослужив до офицера с выигрышем в 245 рублей, вернулся в родное Горюхино.
Белкин с нетерпением ждал встречи с отчим домом. В имении его встретили тепло: обнимали, затопили баню, приготовили ужин, кормилица плакала.
В течение трех недель Иван Петрович оформлял наследство у разных чиновников. Родители не подготовили его к управлению имением, поэтому Белкин испытывал трудности. Он применил некоторые изменения в ведении хозяйством: кормилица стала ключницей и управительницей, была отменена барщина и введен оброк.
Решив все хозяйские дела, Иван Петрович взялся за сочинительство, мечтая попасть в писатели. Он сшил толстую тетрадь и занялся писательской деятельностью. К раннему творчеству Ивана Петровича относится незаконченная эпическая поэма про Рюрика.
Затем, подробно изучив 54 старинных календаря, летопись горюхинского дьячка, устные предания местных жителей и ревижские сказки о нравственности и состоянии крестьян, Белкин написал «Историю села Горюхина», в которой осветил нравы и обычаи его обитателей.
Виньетка (птица) Пушкина к «Истории села Горюхина» |
Повести «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и «Гробовщик» Иван Петрович писал со слов особ разных сословий. От недостатка образования и фантазии в описании событий и местности применял названия близлежащих сел и деревень, имена своим героям давал вымышленные.
По жизни Иван Петрович был человеком честным, открытым, общительным, вел умеренную жизнь, избегал излишества, поэтому был худощав, не имел привычку выпивать. У него был средний рост, серые глаза, русые волосы, прямой нос и белое лицо.
Умер Иван Петрович Белкин осенью 1828 года от осложнения простуды.
Похоронен в церкви села Горюхино рядом с могилами родителей.
При жизни творчество Белкина не было опубликовано. Часть рукописей утеряна, часть сохранилась у соседа, который передал ее издателю.
И только благодаря издателю, Александру Сергеевичу Пушкину, свет увидел произведения сочинителя Ивана Петровича Белкина.
А.С.Пушкин. Повести Белкина. Илл. А.Смирнов |
И.П.Белкин. Илл. И.Иванюк |
А.С.Пушкин. Илл. И.Иванюк |
Сведения о жизни и творчестве И. П. Белкина взяты из автобиографии «История села Горюхина» и из главы «От издателя» «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина.
Кто такой белкин у пушкина
К дню рождения персонажа «Повестей»
Портрет И.П. Белкина работы неизвестного художника |
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были написаны Пушкиным осенью 1830 года и изданы в 1831 году. Сейчас мы можем со всей уверенностью сказать, что автором этого цикла является сам Пушкин, однако даже в названии мы видим другого сочинителя этих повестей – Белкина.
Ивана Петровича Белкина сложно назвать персонажем пушкинских произведений как таковым. Ведь Пушкиным с первых страниц цикла повестей Белкин подается читателю не как герой рассказанных далее историй, но как их автор, Александр Сергеевич же якобы выступает только в роли издателя – того, кто эти истории решился опубликовать и сопроводил предисловием, коротко рассказывающем нам о том, кто же такой Белкин.
Сам Белкин, в свою очередь, также не является полноценным сочинителем этих повестей – каждая из них была от кого-то услышана, а Белкиным только записана. Пушкиным же впоследствии отредактирована и передана в издательство.
Так кто же такой Иван Петрович Белкин? Зачем Пушкину понадобилось придумывать другого автора для собственного произведения? И существовал ли у Белкина реальный прототип?
Что мы узнаем об Иване Петровиче из предисловия:
Во-первых, что был он не женат, бездетен и не очень-то общителен в целом – единственная наследница, родственница со стороны матери, Марья Алексеевна Трафилина, знакома с покойным не была. Единственным его другом, решившим откликнуться на письмо «издателя», пожелавшего выпустить «Повести», оказался сосед из села Ненарадово, бывшего соседним с Горюхино, принадлежавшим Белкину.
Биография Белкина, в целом, похожа на биографию типичного представителя помещического сословия своего поколения: получил первоначальное образование от дьячка, поступил на службу, которая продлилась 8 лет до смерти его родителей, после которой он вступил во владение селом Горюхино.
Не обладал особым талантом к ведению хозяйства и село запустил. Жизнь вел умеренную, не употреблял алкоголя и был стеснителен в общении с женщинами.
Внешне он описывается соседом как человек «росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав».
Белкину было всего 30 лет, когда он умер от простуды, перешедшей в горячку – Пушкин на момент написания повестей почти ровесник своему герою.
В целом, Белкин был непримечательным персонажем, который вел непримечательную жизнь. Единственным примечательным в нем была любовь к сочинительству – причина, из-за которой сосед, хоть и «весьма уважал и любил сочинителей», все же, будучи в преклонных летах, пожелал остаться анонимным и не быть упомянутым в публикации книги.
Исследователи пушкинского творчества долгие годы ведут споры о том, насколько Белкин важен как «автор» цикла повестей. Повлияло ли введение этого персонажа на Пушкинский стиль, а если нет, зачем вообще понадобилась эта дистанция?
Большинство пушкинистов все же сходится на том, что стиль поздних произведений Пушкина (например, «Дубровского» или «Арапа Петра Великого») совпадает с тем, в котором написаны «Повести Белкина». Однако, именно Белкину «принадлежит» право выбора эпиграфов к каждой из повестей. В последние годы жизни Пушкин отошел от влияния романтизма и сентиментализма, выработав собственный стиль произведений, однако, эпиграфы в «Повестях» – из Баратынского, Жуковского, Державина – романтические, и выбраны явно не Пушкиным. Поэт дал произведению самостоятельно только один заглавный эпиграф, как издатель, из пьесы Фонвизина «Недоросль» – «он еще сызмала к историям охотник». Как и сосед Белкина, пожелавший остаться неизвестным, Пушкин иронизирует по поводу любви Белкина к сочинительству.
Обложка первого издания «Повестей Белкина» |
И вообще весь раздел «от редактора» написан в несколько шутливой и покровительственной манере. Так, в начале Пушкин пишет, что письмо ненарадовского соседа помещает «безо всяких перемен и примечаний», однако дальше все же следуют два примечания – Пушкин посчитал должным отпустить анекдот, рассказанный соседом о Белкине и повествующий о его «истинно девической стыдливости», а также редактор указывает, что убрал из текста пометы Белкина, дающие понять то, кем была рассказана ему та или иная история.
Как известно, Пушкин долго колебался и не решался издавать повести под вымышленным именем. Летом 1831 года он писал Плетневу: «Я переписал мои 5 повестей и предисловие, т. е. сочинения покойного Белкина, славного малого. Что прикажешь с ними делать. ». Однако, в конце концов, они все же увидели свет, изданные под именем Белкина. Зачем же Пушкину понадобилось придумывать автора собственноручно написанных повестей?
Одна из теорий, литературная, гласит, что написанные не Пушкиным, а Белкиным повести воспринялись читателем как более бытовые и приближенные к реальности. Белкин, поданный в предисловии автора как персонаж совершенно обычный и, хоть и со склонностями к сочинительству, однако, способный скорее записывать, нежели выдумывать, передает читателю свои «Повести» в первозданном виде – как житейские истории, с развязками не литературными, а бытовыми. Как мы помним, все повести цикла заканчиваются хорошо, а последняя «Барышня-крестьянка», завершающая все произведение, так и просто заканчивается идеально – драма, которая легла в основу сюжета, оказывается надуманной, и герои просто счастливы в своей любви. Будь это написано Пушкиным, читатель мог бы воспринять написанное как красивую сказку, не имеющую никакого отношения к реальности, однако Белкин, далекий от придумывания человек, рассказывает невымышленную, правдивую историю. И все положительные, светлые сюжеты повестей цикла уже воспринимаются читателем как возможные в реальности.
Иллюстрация к повести Барышня-крестьянка. Художник Д.А. Шмаринов |
Вторая теория, вполне прозаическая, касается того, что Пушкин попросту боялся в то время публиковаться под своим именем. В письме Плетневу от 9 декабря 1830 года писал: « Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает. И так русская словесность головою выдана Булгарину и Гречу! ». В атмосфере, создавшейся в 1830 году вокруг «Литературной газеты» и Пушкина, публикация чего-либо под своим именем была для писателя рискованным мероприятием. Правда, надолго сохранить анонимность с Белкиным не удалось – уже в 1834 «Повести Белкина» вошли при печати в состав «Повестей, изданных Александром Пушкиным».
И та, и другая теория до сих пор имеют место быть, и, не исключая друг друга, даже могут обе являться причиной того, почему Пушкиным был придуман Иван Петрович Белкин.
Но тут появляется еще один вопрос, над которым пушкинисты спорят уже не один век – а был ли Белкин выдуман писателем от начала и до конца, или все же для него существовали какие-то реальные прототипы?
Как уже было сказано выше, «Повести» были написаны осенью 1830 года, весной же того года Пушкин, как известно, ездил свататься к семье своей невесты – Натальи Гончаровой, именье которых было расположено в Малоярославецком уезде Калужской губернии. Имение Гончаровых носило название Полотняный Завод и располагалось в окружении многочисленных деревень на небольшом расстоянии от самого имения (около часа езды). А принадлежали эти деревни роду князей Белкиных.
Мог ли Пушкин знать, что ближайшими соседями будущей невесты были носители фамилии Белкины?
«Пушкин с женой в саду». Работа авторства Е.Устинова 1998 |
В хозяйственных документах семьи Гончаровых сохранились многочисленные сделки купли-продажи с семейством Белкиных. Так что документальные подтверждения тому, что семьи общались, имеются. Что же касается встречи Пушкина с Белкиными, никаких подтверждений тому не осталось – можно лишь предположить, что по приезде жениха, да еще и накануне дня его рождения в имении Гончаровых был устроен праздник, куда пригласили также и ближайших соседей.
В любом случае, даже если Пушкин Белкиных не знал, он мог слышать о них от Натальи, и в угоду будущей супруге вплести в повествование знакомые ей места и персонажей. Тем более, что в тех же «Повестях» был такой прецедент – образ гробовщика Адриана Прохорова из повести «Гробовщик». Лавка его прототипа располагалась в Москве на Большой Никитской улице, как раз напротив дома невесты поэта.
Таким образом, Белкин – был у него прототип или нет, у Пушкина выступает как совершенно обычный и ничем не примечательный человек, склонный не придумывать, а запоминать и записывать реальные истории. Появление его в качестве автора произведения способствовало тому, что читатель проникался достоверностью описанных в цикле «Повестей» событий. А, учитывая то, что все эти истории со счастливым концом для всех героев описываемых событий, что русской литературе не очень-то свойственно, то «Повести Белкина» по сей день могут оказывать на своих читателей положительное терапевтическое воздействие по лечению душевных ран, возникающих при неверии в то, что счастье возможно.
1. Архангельский А. Герои Пушкина / А. Архангельский. – Москва, 1999. – 168 с. – Текст: непосредственный;
2. А. С. Пушкин. Повести Белкина : Материалы об истории «Повестей Белкина» / Ред.-сост.: Н. К. Гей, И. Л. Попова. – Москва, 1999. – 615 с. – Текст: непосредственный;
3. Ипполитов С. Шутка гения? Как мог познакомиться Александр Сергеевич Пушкин с Иваном Петровичем Белкиным / С. Ипполитов // Родина. – 10. – 2015. – С. 66-70. – Текст: непосредственный;
4. Хализев В. Е. Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина»: Учеб. пособие для вузов // В.Е. Хализев, С. В. Шешунова. – Москва, 1989. – 80 с. – Текст: непосредственный;
5. Экштут, С. «Не мой Белкин. » / С. Экштут // Родина. – 2015. – № 10. – С. 71-72. – Текст: непосредственный.
Ольга Сустретова, Центральная библиотека им. А.С. Пушкина