Кто такой бенджамин бриттен

Кто такой бенджамин бриттен

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал «Простую симфонию» для струнного оркестра (2-я ред. — 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: «Наши предки — охотники» (1936) — сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.

В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 — начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, «Канадский карнавал» для оркестра, «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини («Музыкальные вечера» и «Музыкальные утра»).

В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу «Питер Граймс», которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила композитора на создание музыкальной драмы современного, остро экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов.

За «Питером Граймсом» последовали камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), сатира «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера «Река Кэрлью» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970, по Т. Манну).

Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. «Вариации и фуга на тему Перселла» написаны как «путеводитель по оркестру для молодежи», знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Одна из главных тем творчества Бриттена — протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира — получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в. «Моя заветная мечта — создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам. Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства».

Источник

Кто такой бенджамин бриттен

Бенджамин Бриттен

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттенНезаурядный талант, непоколебимая любовь к музыке и вера в целительную силу искусства — вот что ставит Бенджамина Бриттена в один ряд с бессмертными гениями, творения которых по праву считаются шедеврами. Британский композитор, чьи первые шаги в музыке и обучении композиции сопоставимы со стараниями юного Моцарта, сумел завоевать признание при жизни и стать одной из самых заметных и выдающихся фигур на Олимпе гениальных классиков современности.

Краткую биографию Бенджамина Бриттена и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бриттена

Бенджамин Бриттен родился в Англии, в графстве Суффолк, в портовом городе у побережья Северного моря, 22 ноября 1913 г. По своему социальному статусу родители мальчика принадлежали к среднему классу: отец работал дантистом, мать занимала должность секретаря в организации «Музыкальное общество» Лоустофта. Дом семейства Бриттен часто становился местом проведения званых вечеров, на которых неизменно звучала музыка, и присутствовали представители местной богемы. Чета Бриттен воспитывала четырёх детей, Бенджамин был самым младшим; две его старшие сестры и брат не интересовались музыкой в том качестве, в котором желала мать, и только Бенджамин рано начал проявлять свой музыкальный талант. Мальчик учился играть на пианино с 2-х лет, проявлял в этом отношении завидные успехи, в связи с чем, быстро обзавелся репутацией вундеркинда, невероятно одарённого ребёнка с уникальными способностями к игре на музыкальном инструменте.

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

В 5 лет Бриттен начинает сочинять собственные музыкальные произведения. Когда пришла пора идти в общеобразовательную школу, способный ученик обрёл новую наставницу (первой — была мать). Эстель Эстл преподавала уроки игры на фортепьяно, и эти школьные часы Бриттен впоследствии вспоминал с чувством благоговения, ностальгии и искренней благодарности. Через год мальчик покинул начальную школу и перешёл в South Lodge, подготовительное образовательное учреждение. Директор проявлял крайнюю строгость: учеников наказывали физически. Бенджамин был шокирован подобным отношением к детям, хотя сам никогда не подвергался телесным наказаниям. Несмотря на то, что музыкальные уроки оставались любимым занятием, Бенджамин сумел проявить себя в точных науках (математика ему давалась легко) и в спорте.

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

В 10 лет мальчик начал учиться игре на альте. Педагогом выступила подруга матери, Одри Элстон. Именно она всячески поощряла культурный досуг, брала подопечного с собой на различные мероприятия и концерты. На одном из таких вечеров, в октябре 1924 года, Бриттен получил возможность услышать произведение (поэму) для симфонического оркестра под названием «Море». В концерте принимал участие Фрэнк Бридж, человек, который впоследствии в значительной степени повлиял не только на музыкальные вкусы Бриттена, но и на его мировоззрение, социальные убеждения. Когда через 3 года господин Бридж вернулся в Англию, Элстон, зная, с каким восторгом отзывается о нём её подопечный, представила выдающемуся дирижёру и музыканту юного Бенджамина Бриттена. На тот момент ему исполнилось всего 14. Бридж послушал исполнение молодого англичанина и был восхищён. Бриттену было предложено посещать занятия под руководством Бриджа в Лондоне. В столице начинающий композитор заручился связями в творческих кругах, однако уже через год был вынужден прекратить работать совместно с Бриджем: необходимо было продолжить школьное обучение. Бриттен был зачислен в качестве пансионера в учебное заведение в восточном графстве Норфолк.

Школу Грешама в Холте Бриттен ненавидел, он приложил максимум усилий, чтобы оказаться в числе привилегированных стипендиатов и получить шанс учиться в Королевском музыкальном колледже. Мечта была исполнена в 1930 году, в Лондоне Бриттен проучился 3 года, попутно беря частные уроки у незабвенного мистера Бриджа. Вернувшись в родной Лоутсофт, Бриттен посвятил своё время творчеству. В 1935 году он, при содействии своего покровителя Бриджа, был приглашён на работу в музыкальный отдел BBC. Дальнейшая основная деятельность композитора была связана с написанием музыки для различных документальных проектов, передач на радио и художественных фильмов.

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

1937 год — знаменательный период в жизни Бриттена, отмеченный трагическим событием (смертью матери, с которой композитор был чрезвычайно близок в духовном плане) и судьбоносной встречей. Знакомство с Питером Пирсом, британским оперным исполнителем, на многие годы обусловило характер музыкальных произведений Бриттена, оказало влияние на его личную жизнь, послужило «долгоиграющим» источником вдохновения во всех сферах.

Весной 1939 года Бенджамин отправился в США. Там, вдали от родины, он прожил вплоть до 1942 года, когда последовало возвращение к берегам Туманного Альбиона. Обосновавшись в небольшом поселении Снэйп, близ Олдборо, Бриттен принялся усердно работать над оперой «Питер Граймс». В июне 1945 года состоялся премьерный спектакль, главная роль в котором досталась обладателю тенора Питеру Пирсу. Произведение имело успех и было названо первой успешной английской оперой после творений в аналогичном жанре пера Гилберта и Салливана.

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

Летом 1948 года Бриттен выступил в роли одного из организаторов музыкального фестиваля в Олдборо. Впоследствии подобные мероприятия проводились ежегодно, и каждый раз Бенджамин Бриттен был бессменным участником концертной программы, вплоть до своей смерти в 1976 году. Композитор умер в декабре, от сердечной недостаточности, и был похоронен в Олдборо вблизи церкви Святого Петра и Павла.

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

Интересные факты

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

Творчество Бенджамина Бриттена

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

Бенджамин Бриттен известен, прежде всего, своими операми, а также произведениями для оркестра и хора. «Питер Граймс» (1945), «Билли Бад» (1951), «Поворот винта» (1954) изменили представления о британской опере и проложили для автора дорогу к бессмертию. В 1940 году Бриттен создал «7 сонетов Микеланджело», цикл вокальных произведений для тенора был посвящен Пирсу. Значимым произведением этого периода оказалась и оперетта в двух действиях с прологом «Пол Баньян», где главным персонажем явился герой канадского и американского фольклора. Либретто было написано У. Оденом. Несмотря на некоторый комический флёр, произведение затрагивало острую социальную проблему, отражающую борьбу человека с природой. Оперетта была встречена негативным отзывами, в 1976 году Бриттен представил новую отредактированную версию и успешно презентовал её на фестивале в Олдборо.

Долгое время самым популярным произведением Бенджамина Бриттена являлся сборник «Путеводитель по оркестру для юных слушателей», работа над которым была завершена в 1945 году. В последующие два года были созданы две выдающие оперы («Поругание Лукреции» и «Альберт Херринг»).

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

Одна из самых известных работ Бриттена, «Рождественские песни», была создана в 1942 году. Это масштабное произведение для хора, солирующего голоса и арфы состоит из 11 самобытных частей. Особое место в творчестве Бриттена занимает «Военный реквием», завершенный к 1962 г. На музыку положены традиционные латинские тексты для заупокойной мессы, а также стихи поэта Уилфреда Оуэна, посвящённые военному времени. Фундаментальным произведением, созданным в последние годы жизни классика, стала опера «Смерть в Венеции» (1973).

Награды, почести и титулы

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

В 1961 году Бриттен получил премию ЮНЕСКО за создание оперы « Сон в летнюю ночь ». Через 2 года последовало присвоение награды Grammy за «Военный реквием». Бриттен одержал победу в 3 номинациях: «Лучшая классическая хоровая постановка», «Лучшая классическая композиция современного композитора» и «Классический альбом года». В 1964 году Королевское филармоническое общество присвоило композитору награду в виде почётной Золотой Медали.

В 1974 году Бриттен стал первым музыкантом, получившим премию Эрнста Симена, что в области искусства является аналогом Нобелевской премии для деятелей искусства, проявивших свой талант в области классической музыки.

В 1976 году Бриттену был присвоен титул баронета графства Суффолк. Впервые такой привилегии был удостоен композитор за профессиональные успехи. В 1979 году в Олдборо, в церкви Св. Петра и Св. Павла было создано мемориальное окно в память о композиторе, оказавшим глубинное влияние на жанр религиозной оперы. Витраж посвящён трём операм-притчам: «Блудный сын», «Пещное действо» и «Река Керлью». В том же году, на малой родине композитора в Лоустофте была основана Музыкальная Академия имени Бенджамина Бриттена, а годом ранее у Вестминстерского Аббатства был заложен мемориальный камень в память о музыкальном гении британского композитора.

К 2013 году, когда со дня рождения Бенджамина Бриттена прошло 100 лет, в Британии пустили в обращение монету в 50 пенсов с изображением композитора, а также почтовую марку с аналогичным рисунком из серии «Великие британцы».

Жизнь одного из самых талантливых композиторов и пианистов XX столетия протекала в период исторических перемен и катастроф, причиной которых служило маниакальное следование ложным идеалам, инфернальным и антигуманным по своей сути. Однако Бенджамин Бриттен сумел сохранить в душе стойкое убеждение в необходимости сохранения мира во имя торжества добра и триумфа искусства, не подверженного изменчивому течению времени.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Бриттене

Источник

Биография Бенджамина Бриттена

О Бриттене говорят и пишут как о композиторе-англичанине, первым после Пёрселла получившем мировое признание. Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», — как называли Пёрселла, но ни один композитор с туманного Альбиона не выступил на мировом поприще так ярко, чтобы мир повернулся к нему с интересом, взволнованностью, с нетерпением ожидая, что нового появится в его следующем опусе. Таким стал только Бриттен, снискавший в наши дни мировую славу. Можно сказать, что Англия дождалась его.

Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в семье зубного врача в Лоустофте (графство Суффолк). Здесь он сделал первые шаги в музыкальном образовании. Бенджамин завершил его в начале 1930-х годов в Королевском музыкальном колледже под руководством Айрленда Бенджамина. Фрэнк Бридж, видный композитор и дирижер, был его учителем по композиции.

Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал Простую симфонию для струнного оркестра. Уже ранние сочинения Бриттена — Простая симфония и Симфониетта для камерного оркестра привлекли внимание сочетанием юношеской свежести и профессиональной зрелости. Начало творческой биографии Бриттена напоминает молодость Шостаковича блестящий исполнитель, поражающее знание музыкальной литературы всех жанров, непосредственность и постоянная готовность писать музыку, свободное владение тайнами композиторского ремесла.

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

В 1933 году исполняется его Симфониетта, сразу привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений. Интерес к Бриттену, а за ним и слава приходят из-за рубежа. В Италии (1934), Испании (1936), Швейцарии (1937) на фестивалях современной музыки он удостаивается высокой оценки своих произведений.

Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления. В 1930-е годы Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны «Наши предки — охотники» (1936) — сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939).

В инструментальном творчестве 1930-х годов обнаруживается один из методов работы композитора интерес к тому или иному инструменту вызывает к жизни цикл произведений для него, образующих самостоятельную группу. Так родились две параллельно идущие группы сочинений для фортепиано и скрипки. От фортепианной сюиты «Воскресный дневник» (1934) через Фортепианный концерт (1938), пьесы для двух фортепиано (1940, 1941) к Шотландской балладе для двух фортепиано с оркестром (1941); от Сюиты для скрипки с фортепиано (1935) к Скрипичному концерту (1939).

В последовательном освоении возможностей инструмента — как самого, так и в сочетаниях с другими — отчетливо видно движение от миниатюры к крупной форме. Внутри таких групп также постепенно определяется круг тем, проступает характерность образов, специфичность отдельных приемов, очерчивается жанровый диапазон, ощутимо влечение к формам, которые станут излюбленными, — вызревает стиль.

Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть фото Кто такой бенджамин бриттен. Смотреть картинку Кто такой бенджамин бриттен. Картинка про Кто такой бенджамин бриттен. Фото Кто такой бенджамин бриттен

Мстислав Ростропович и Бриттен, 1964

Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни. В 1939 году, в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на Европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В мужественной, как из звонкой бронзы вычеканенной мелодии звучали стихи Одена и Суинглера, воспевая бойцов Интернациональной бригады, погибших в боях за республиканскую Испанию.

В 1940 году появляется его трагическая «Траурная симфония», написанная после смерти его родителей. Бриттен позднее написал еще две симфонии — «Весеннюю симфонию» (1949), Симфонию для виолончели с оркестром (1963). Однако лишь «Траурная симфония» является собственно симфонией. Своей силой и экспрессией выражения она близка симфоническим произведениям Малера.

Одно из лучших сочинений того времени — «Семь сонетов» Микеланд-жело для тенора и фортепиано (1940), музыка душевного смятения, тоски и горечи. Совсем непросто было найти исполнителя, способного понять не только вокальные задачи, но логику и стиль современного мелодического распева стихов великого ваятеля и поэта Возрождения. Встреча с Питером Пирсом обозначила начало нового этапа творческого пути Бриттена.

Вполне вероятно, что общение с Пирсом, певцом исключительно высокой культуры, сочетавшем в своем искусстве страстную патетику с глубокой интеллектуальностью, сыграло свою роль в зарождении у Бриттена интереса к вокальной музыке и в результате привело его к оперному жанру. На многие годы опера стала для Бриттена основной сферой приложения его огромного таланта. Первая же опера «Питер Прайме» сразу принесла его автору мировую славу.

«В 1941 году Питер Пирс и я были в Калифорнии. Мы ждали парохода в Англию, — вспоминал Бриттен. — В местной газете нас заинтересовала поэма Крэбба. Затем нам удалось раздобыть у букиниста сборник его стихов, которые мы с жадностью «проглотили». Они нас глубоко взволновали. С первых же строк мы почувствовали, что автор задел наши сердца. Быть может, частично причиной этому были тоска по родине, стремление поскорее вернуться домой».

Бриттен вернулся на родину в 1942 году, на Восточное побережье Англии. Здесь, в морском городке Олдборо, в течение 77 лет жил и работал Джордж Крэбб — писатель и поэт, врач и священник, летописец здешних мест. Олдборо — родина его героев и место действия всех его произведении.

Здесь, на Восточном побережье, многое для Бриттена имело особый смысл. Суффолк стал духовной родиной композитора. Бриттен избрал своим домом Олдборо. Здесь вырос его театр, появились друзья, помощники, сподвижники, здесь вынашивались и осуществлялись на устраиваемых с 1948 года ежегодных летних музыкальных фестивалях планы.

Можно предположить, что поэма Крэбба воспламенила воображение композитора прежде всего местным колоритом. Образ Восточного побережья, дыхание моря, родной пейзаж, сильные и суровые характеры рыбаков, возможно, воочию представились ему. Бриттен и либреттист Слейтер создали произведение, в котором повествуется о необычном человеке, личности противоречивой, наделенной поэтическим воображением и силой характера.

История жизни Бенджамина Бриттена

В «Питере Граймсе» впервые проявился талант Бриттена как музыкального драматурга. Он добивается постоянно, от картины к картине, растущего интереса слушателей путем необычного сопоставления эпизодов сольных, ансамблевых, хоровых; он прослаивает сценическое действие симфоническими интерлюдиями — антрактами, воздействующими с большой силой на слушателей.

«Питер Прайме» в 1945 году бьл поставлен в Лондоне театром «Седлер Уэллс». Премьера вылилась в событие общенационального значения, возродив давно утраченную славу английской музыки. Возможно, что «Питер Прайме» по-особенному захватил своим драматизмом людей, много страшного испытавших в годы только что окончившейся войны. Первая опера Бриттена обошла все крупнейшие сцены мира и неоднократно ставилась в Советском Союзе.

Через год Лайденбернский оперный театр поставил новую оперу Бриттена — «Поругание Лукреции». Судьба Лукреции, жены римского полководца Луция Коллатина, впервые описана Тацитом, а потом много раз пересказывалась поэтами, писателями, драматургами, в том числе и Шекспиром.

«Поругание Лукреции» — первая опера, в которой Бриттен обращается к камерному составу шесть исполнителей сценических ролей, включая и второстепенные; тринадцать человек в оркестре, и так как жанр оперы приближен к античной трагедии, введен хор, комментирующий действие, предваряющий своими репликами сценические события. Но партии хора поручены. двум певцам тенору и меццо-сопрано.

Под спустя после премьеры «Лукреции» Бриттен дирижирует премьерой новой своей оперы — «Альберт Херринг». Музыка «Альберта Херринга» своей живостью, органичностью возникновения ансамблей, широкими пластами вокальных эпизодов ассоциируется с приемами письма итальянской комической оперы. Но постоянно слышатся интонации специфически английские и в мелодических построениях, и в речитативах.

Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 1950— 1960-х годах появляются — «Билли Бадд» (1951), «Плориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии В. Шекспира, камерная опера «Река Кэрлуо» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Каждое произведение наделено индивидуальными чертами, которые сказываются в своеобразии замысла, его несхожести с предшествующими работами, в самобытности «сценической формы» спектакля, особенностях стилистических истоков музыки. Особое место занимает «Поворот винта» — опера, в которой впервые Бриттен отказался от модуса видения, свойственного всем его предшествующим операм и большинству последующих.

«Поворот винта» — драма символистская. В ней нет определенности пространственных и временных параметров, и хотя «действие, — как гласит ремарка, — происходит вокруг пригородного дома Блай в Восточной Англии, в середине прошлого века», музыка, вопреки обычной манере композитора, не воссоздает их. Опера монотематична в самом строгом смысле этого понятия и уникальна как пример музыкально-сценического вариационного цикла.

На протяжении всех лет, о которых шла речь в связи с операми, сохраняется многожанровая природа творчества композитора.

Так, его балет «Принц пагод» (1956) — романтическая сказка-феерия — стал событием в английском балетном театре. Бриттен пришел к балету «Принц пагод» под впечатлением и сильным воздействием красочной и богатой музыки острова Бали.

Одна из главных тем творчества Бриттена — протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира — получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961). О том, что привело его к Военному реквиему, Бриттен рассказывал так «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах. Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны».

Бриттен обратился к реквиему, древней форме заупокойной мессы. Взяв полный канонический текст на латинском языке, Бриттен параллельно вводит текст английского поэта Уилфрида Оуэна, погибшего участника Первой мировой войны.

Военный реквием написан для смешанного хора, хора мальчиков, трех солистов (сопрано, тенора и баритона), органа, симфонического оркестра и камерного оркестра. Оба хора, сопрано и симфонический оркестр исполняют канонический латинский текст, а тенор и баритон в сопровождении камерного оркестра поют антивоенные стихи Уилфрида Оуэна. Так, в двух планах, развертывается поминовение погибших воинов. И оттого, что латинский текст обобщает извечную скорбь всех поколений, английский, поминая жертвы войны, обращается к живущим ныне, а оркестровые пласты звучности, подобно волнам безбрежного океана, вламываются в сознание каждого слушателя, — так грандиозно впечатление от сочинения Бриттена, обращенного не к Богу, а к человечеству.

Первое исполнение Военного реквиема на Британских островах состоялось в мае 1962 года. Вскоре он уже звучал в крупнейших концертных залах Европы и Америки. Критики единодушно провозгласили его самым зрелым и красноречивым проявлением таланта композитора. Комплект пластинок с записью реквиема в течение первых пяти месяцев разошелся в количестве 200 000 экземпляров.

Бриттен широко известен не только как композитор, но как музыкант-просветитель. Подобно Прокофьеву и Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. Вариации и фуга на тему Пёрселла написаны как путеводитель по оркестру для молодежи, знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Пёрселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.

Бриттен часто выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии.

Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствуется, прежде всего, свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностью к одной из многочисленных «школ» нашего века. Бриттен ценил творческую искренность больше, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали. Он позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, проникать, но не распоряжаться в ней.

Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Бенджамин Бриттен умер 4 декабря 1976 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *