Кто такой безнадзорный несовершеннолетний
Памятка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
-предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
-выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся;
-социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Совершение преступления подростком показывает, что подросток далеко отошел от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению.
Семейное неблагополучие
Неблагоприятное бытовое окружение
Средства массовой информации
Если говорить о влиянии на ребят средств массовой информации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.
Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получают многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома.
Подстрекательство со стороны взрослых
Низкая правовая грамотность
Правовое образование в школе
Правовое воспитание является одним из видов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Правовая культура – разновидность общей культуры; отражает определенный уровень правосознания, законности, охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права.
Правовой нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм, постоянное противопоставление себя сложившейся системе.
Правовое образование, воспитание и просвещение населения России находится в центре внимания современного российского общества.
Административное право
Административным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Уголовное право
Преступление – виновное общественно опасное, противозаконное, или противоправное, деяние (действие или бездействие), подпадающее под запрет уголовного закона. Преступления предусмотрены Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).
Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности. Она является правовым последствием совершения преступления и заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет за все виды преступлений, обозначенных в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Но за строго определенный ряд преступлений, перечисленных в статье 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 14 лет:
-умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);
-умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112);
-похищение человека (ст. 126);
-изнасилование (ст. 131);
-насильственные действия сексуального характера (ст. 132);
-вымогательство (ст. 163);
-неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);
-умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч. 2);
-захват заложника (ст. 206);
-заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);
-хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч.2 и 3);
-хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Формы насилия над детьми
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):
— обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
— принижение его успехов, унижение его достоинства;
— длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
— принуждение к одиночеству;
— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
— причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми,
в соответствии с российским законодательством
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
Уголовная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:
— лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);
— ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);
— отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).
Профилактика правонарушений
Основные понятия
Дети должны быть вне политики!
«Дети должны быть вне политики»,
Согласно статистике, в России несовершеннолетних от 14 до 20 лет около четырех миллионов. Члены президентского Совета по правам человека в РФ выразили обеспокоенность появляющимися в соцсетях призывами к школьникам и студентам участвовать в протестных акциях.
В связи с ростом участия несовершеннолетних подростков и студенческой молодежи в несанкционированных властями массовых акциях, мы продолжаем просветительскую работу по данному вопросу.
Педагоги нашей школы регулярно, ссылаясь на закон, объясняют его основные статьи, поясняющие права граждан и рассказывают об ответственности за нарушение, о наказании, которое грозит тем, кто умышленно не соблюдает законодательство РФ Тем самым стараются не допустить вовлечение наших обучающихся в противоправные действия по неосведомленности и незнанию законов, которое, как известно, не освобождает от ответственности.
Полиция и прокуратура всегда обращается к жителям с просьбой не посещать несанкционированные мероприятия, т.к. они незаконны и их посещение является нарушением общественного порядка и потенциальной угрозой безопасности окружающих. Наша задача донести подробно всю информацию обучающимся!
ДЕТИ РОССИИ 2021
С 5 по 14 апреля на территории Российской Федерации проводится первый этап ежегодной Всероссийской межведомственной комплексной оперативно-профилактической акции-операции «Дети России — 2021».
Цель акции заключается в предупреждении распространения наркомании среди несовершеннолетних, выявлении фактов их вовлечения в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, а также повышении уровня осведомленности населения о последствиях потребления наркотиков и об ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за их незаконный оборот.
Представители Областной наркологической больницы и филиала «Урал без наркотиков» проведут в образовательных учреждениях Екатеринбурга и Свердловской области интерактивные лекции, беседы, квесты, которые направлены на повышение правовой грамотности несовершеннолетних, популяризацию здорового образа жизни и развитие активной гражданской позиции в молодежной среде.
Акция проводится по инициативе МВД России и Минздрава России с 2014 года. Кураторами акции в Свердловской области выступает Главное Управление МВД России по Свердловской области. К участию в мероприятиях привлекаются также учреждения, подведомственные министерству образования и молодежной политики Свердловской области, министерству здравоохранения Свердловской области, добровольческие и общественные организации.
Кроме того, в рамках акции любой житель Свердловской области может сообщить о фактах изготовления и распространения наркотиков, либо получить консультацию по вопросам лечения и реабилитации по круглосуточным «телефонам доверия»:
ЗАЖГИ СИНИМ
В период с 22 марта 2021 года по 2 апреля 2021 года прими участие в общегородской акции «Зажги синим» в 2021 году, посвященной Всемирному дню распространения информации об аутизме.
Мероприятия, посвященные Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, «Зажги синим».
Кто такой безнадзорный несовершеннолетний
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(с изменениями на 24 апреля 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 13 января 2001 года N 1-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.2001);
Федеральным законом от 30 июня 2007 года N 120-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 27, 02.07.2007);
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 378-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2011);
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 297-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2012);
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 319-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2012);
Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 29 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ);
Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 120-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2013);
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 435-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013);
Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 62-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2014);
Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 301-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2014, N 0001201410150010);
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310016) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 179-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, N 0001201506300071);
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 237-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130049);
Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 313-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2015, N 0001201511230058);
Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N 113-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.04.2016, N 0001201604260047);
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040146);
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 359-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040148);
Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 109-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2017, N 0001201706070031);
Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2018, N 0001201806270040);
Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 232-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260118);
Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2020, N 0001202004240048).
Принят
Государственной Думой
21 мая 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
9_1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
(Подпункт дополнительно включен с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 435-ФЗ)
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы
Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
Кто такой безнадзорный несовершеннолетний
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Понятие беспризорности и правонарушений несовершеннолетних
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Данный закон определяет такие понятия, как:
безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 2 Закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Имеются следующие причины беспризорности:
— социально-экономические (экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами);
— социально-психологические (кризис семьи, увеличение разводов, потеря родителей, ухудшение климата в семье, жестокое обращение);
— психологические (увеличение числа несовершеннолетних, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения).
Все они и выталкивают часто даже из очень уютных и теплых домов детей на улицы. Шаг за шагом — и они становятся свободными. Но, приобретая эту мнимую свободу — от родителей, учителей, обязательств, они становятся ничьими, оставаясь при этом гражданами своей страны.
Таким образом, беспризорность сегодня — это следствие обострения социально-демографических процессов, падения жизненного уровня населения, резкого обострения социального расслоения между богатыми и бедными, понижения уровня образования и воспитания, непозитивного времяпрепровождения, уменьшения числа досуговых и спортивных учреждений, отсутствия культурного отдыха и системы ювенальной юстиции, коммерциализации образовательных услуг, падения духовно-нравственных ценностей, массовых нарушений прав подрастающего поколения, жилищных проблем. Эти тенденции приводят к необратимым негативным процессам, отклонению от общественных норм, увеличению «социальных болезней» XXI в. (алкоголизм, наркомания), криминализации среди несовершеннолетних, нравственному падению, к разрушению личности, деградации современного общества, усилению социально-политической напряженности и социальной безопасности России, создавая проблемы в восполнении трудовых и мобилизирующих ресурсов.
Анализ взаимосвязи административных правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, позволяет сделать объективный вывод о том, что подобные деяния, несмотря на различную степень их общественной опасности, являются звеньями одной цепи — аномально протекающего процесса социализации личности — десоциализации, причины которого одни и те же, иногда и составляющие единого целого, где административные правонарушения несовершеннолетних являются «надводной» и не основной частью «айсберга», а «подводной» и скрытой частью его выступает организованная взрослая преступность. Важно отметить, что проблема воспроизводства профессиональной и организованной преступности решается за счет несовершеннолетних. Многие специалисты отводят важную роль криминогенного воздействия на несовершеннолетних «взрослым» преступным группировкам. Именно они вовлекают нравственно не сформировавшихся несовершеннолетних в противоправную деятельность, связанную с совершением административных и уголовных правонарушений. Это является одним из факторов, детерминирующих противоправное поведение несовершеннолетних.
Таким образом, если учитывать, во-первых, взаимосвязь административных правонарушений несовершеннолетних с преступлениями, во-вторых, то, что они зачастую являются переходным этапом в генезисе противоправного поведения личности (от асоциальных поступков к уголовно наказуемым деяниям), в-третьих, возможность перерастания одних в другие, в-четвертых, возможность предупреждать административными санкциями уголовные правонарушения, в-пятых, однообразность проблем детерминации и превенции, то объективно актуализируется научная задача изучения причин административных правонарушений с целью профилактики административной деликтности несовершеннолетних.
Прокуратура Верхневилюйского района
Контактная информация
Администрация Главы РС (Я) и Правительства РС (Я) 2021 год. Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International