Кто такой ближний в православии

Кто такой ближний по Библии?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».

В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:

Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org

«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.»

Разница есть тонкая. Любить ближнего повелел человек, а не Бог.

Солнце на век, счастье на век, так повелел человек.

Юрий, это не согласуется со Священным Писанием. В Евангелиях любовь к ближнему именно одна из главных заповедей Божиих. Думаю, Вы сами сможете найти посвящённые этому места в Новом Завете. Но если испытываете затруднения с таким поиском, то можем помочь.

Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. (БОГДАНОВА Ольга)
То есть, по-вашему, в приче Господа Иисуса Христа ближними некому человеку являются все персоонажи этой притчи,в том числе и разбойники избившие этого человека.
Но Господь говорит,что это не так,ближним оказался лишь тот, кто оказал ему милость.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Кто мой ближний?

Как исполнять заповедь о любви к ближнему в повседневной жизни

Кто такой ближний в православии. Смотреть фото Кто такой ближний в православии. Смотреть картинку Кто такой ближний в православии. Картинка про Кто такой ближний в православии. Фото Кто такой ближний в православии

Как-то раз некий законник спросил Господа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – вопрос, важный для каждого христианина, ведь мы все хотим стать достойными небесного звания. В ответ Господь спросил законника, каким он сам предполагает ответ на свой вопрос, ведь законник – это человек, знающий Писание и, соответственно, имеющий представление о том, что ожидает Бог от человека. Законник ответил Господу: «Возлюби Господа Бога твоего. и ближнего твоего, как самого себя». «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», – ответил Господь. «А кто мой ближний?» – спросил тогда законник (см.: Лк. 10: 25–29).

Выходец из Средней Азии везет меня в другой район Москвы за 100 рублей. Что он купит на эти 100 рублей? Заработает ли он сегодня хотя бы 1000? Хватит ли ему этого для того, чтобы прокормить свою семью?

Женщина с нелегкой судьбой просит у меня 10 рублей на пороге храма. Каково ей просить, поправ чувство собственного достоинства и каждый день сталкиваясь с жестокостью и черствостью проходящих мимо людей?

Курьер поднял на 5-й этаж без лифта тяжелый пакет. Поблагодарить его, дав 50 рублей, или он зарабатывает достаточно, чтобы не нуждаться в этой благодарности?

Мужчина с экрана ТВ рассказывает, что потерял все во время пожара в Сибири. Он нуждается в моей помощи, хотя я не знаю его.

Современный человек отягощен сверх сил: это и работа, и дети, это склоки и проблемы, которые льются на нас с экранов ТВ и поселяют в нас злость и уныние. Под таким давлением иногда сложно сохранить в себе человечность, ласковое и снисходительное отношение к людям, даже самым близким. Давайте не будем позволять себе становиться источником раздражения для окружающих: нечего сказать хорошего – лучше промолчать.

Наши домашние – это первые люди, по отношению к которым мы обязаны исполнять заповедь о любви, и при этом они же – первые люди, которыми часто мы пренебрегаем, не исполняя этой заповеди. Вспомним, когда мы говорили своим близким что-нибудь доброе, хвалили, отмечали их достоинства, а не только недостатки.

Вспомним, когда мы говорили своим близким что-нибудь доброе, хвалили, отмечали их достоинства, а не только недостатки

Если наши домашние едва нас терпят, то причина этого часто бывает в нас самих. Очень полезно поставить себя на место другого человека и представить, что то отношение, которое мы ему демонстрируем, получаем мы сами. Понравилось бы нам, если бы к нам так относились, как относимся мы? Как бы мы реагировали на те слова, которые говорим сами, если бы их говорили нам? Терпение недостатков ближнего и снисхождение – это фундамент, на котором строится исполнение заповеди о любви: где-то не среагировать на колкое замечание и не сказать обидное слово, где-то сдержать себя и не сделать домашних заложниками своего плохого настроения.

Отношения в семье – как домашнее растение, требующее регулярного ухода в виде ласки и внимания. Если мы хотим, чтобы они были нам в радость, то мы сами должны стараться стать источником радости и поддержки, как сказал Господь: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12).

Посмотрим на наших детей. Если они относятся к нам сухо и сдержанно, не желают делиться с нами событиями своей жизни, не рассказывают о своих отношениях с друзьями и сверстниками, то причина такого недоверия кроется, прежде всего, в том, как мы сами относимся к своим детям. Возможно, на каком-то этапе связь и доверие к нам были утеряны, и сейчас нужно потрудиться, проявить терпение и доброжелательность, сменить командный тон на доверительный и попытаться стать своим детям не только наставниками и надзирателями, но и друзьями, с которыми можно поделиться чем-то личным, не опасаясь получить в ответ упреки и нравоучения.

Придя с работы, скажем пару ласковых и одобрительных слов своим детям, найдем, за что похвалить их прежде, чем ругать за провинность, а если приходится ругать – то спокойно объясним, в чем они провинились, разговаривая с ребенком как со взрослым. Важно хвалить своего ребенка, даже за мелочи, отмечать его достижения, выстраивать дружеские, доверительные отношения, проявлять участие – тем самым мы будем исполнять заповедь о любви по отношению к своим детям, ведь любовь – это не только одеть, накормить и обуть, но и сказать доброе слово.

Многие из нас выросли в такой среде, где мы не представляем себе иного языка общения, кроме упреков и претензий, и говорим только о плохих событиях в жизни своей или окружающих. Попробуем говорить о хорошем и посмотрим, как изменится наша жизнь. Не будем позволять негативу вокруг нас или из экранов ТВ нас наполнять. Да, в мире много плохого, как сказал апостол Иоанн: «мир во зле лежит» (1 Ин. 5: 19), но именно мы, христиане, призваны сделать этот мир лучше, по слову Господа: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13), «созданы на добрые дела» (Еф. 2: 10).

Наше христианство, прежде всего, выражается в отношениях с окружающими. Если в этих отношениях полно зависти, осуждения и раздражения – то мы живем не по-христиански. В каких сильных выражениях говорит апостол Павел о любви к ближнему! «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы (!) переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (!), а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 2–3). Поэтому важно понимать, что если мы соблюдаем все посты и знаем наизусть Евангелие, но не имеем любви или хотя бы снисхождения к людям, то мало для нас в том пользы.

«Напоминай им, – говорит апостол Павел в Послании к Титу, – никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3: 1–2). «Ко всем», – это и к соседям, и к коллегам по работе, и к незнакомым людям в магазине и общественном транспорте, и к тем, которые проявляют зло по отношению к нам самим. Сказали нам обидное слово – промолчи, не скажи в ответ, по слову апостола Петра: «не воздавайте злом за зло и ругательством на ругательство» (1 Пет. 3: 9). Лучше, если найдем в себе силы ответить на зло добром, но это уже мера совершенных, которые понимают, что человек зол не потому, что захотел быть злым, а потому, что, возможно, у него дома невыносимая обстановка, или он столкнулся с несправедливостью в жизни, или у него проблемы со здоровьем, а возможно, он с детства рос в таких условиях, что врагу не пожелаешь, и знает только язык агрессии. Как говорил старец Паисий: нужно в таких случаях «включать добрый помысел», попытаться оправдать человека, причинившего нам неприятность.

Давайте «включим добрый помысел», по слову старца Паисия, и попытаемся оправдать человека, причинившего нам неприятность

Представим, что этот человек – кто-то из наших близких, и подумаем: как в таком случае мы бы реагировали на его поведение? Возможно, мы бы по-доброму сказали: «Не переживай, все будет хорошо, я помогу тебе, чем смогу» – или: «Давай поговорим. Возможно, я чем-то тебя обидел, что ты так ко мне относишься. Давай выясним это и будем жить в мире».

Это и отличает христианина от нехристианина – доброе, терпеливое отношение к людям и помощь тем, кто нуждается. Человек может и не просить, но нуждаться, и не обязательно в деньгах. Каждый из нас нуждается в добром слове, поддержке, ласке и внимании: водитель маршрутки, девушка на кассе, работник телефонной службы, дворник, курьер – все переживают свои тяготы жизни, и если мы смогли своим отношением сделать жизнь другого человека чуточку светлей, то мы уже исполнили заповедь Спасителя о любви, по слову апостола Павла: «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот та проповедь христианства, которую может совершать каждый из нас, – проповедь не словом, а делом.

Источник

Кто ближний мой?

В неделю 25-ю по Пятидесятнице – Лк 10:25–37 (зач. 53):

…Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Кто такой ближний в православии. Смотреть фото Кто такой ближний в православии. Смотреть картинку Кто такой ближний в православии. Картинка про Кто такой ближний в православии. Фото Кто такой ближний в православии
Эта притча имеет красивое толкование. Под Иерусалимом разумеется Эдем, потерянный рай. Путник, идущий в низинный Иерихон, – потомки Адама и Евы в их историческом бытии на этой земле. Разбойник – враг рода человеческого, диавол. Священник и левит указывают на Закон Моисеев и ветхозаветное священство, которые сами по себе не могли избавить человека от греха, не были способны уврачевать раны, нанесенные диаволом. Самарянин – это сам Христос, происходивший из Галилеи, жителей которой, равно как и жителей Самарии, правоверные иудеи глубоко презирали. Постоялый двор – Церковь, хозяин постоялого двора – пастырь (епископ или священник). Два сребреника – учение Ветхого и Нового Завета (или две природы во Христе – божественная и человеческая). Ожидающееся возвращение доброго самарянина – второе пришествие Христа Спасителя. Всё это можно детализировать, для некоторых лиц, предметов и действий можно отыскать и другие, не менее впечатляющие и многообещающие толкования.

И всё-таки, как представляется, полезнее и правильнее будет обратить внимание прежде всего на сам сюжет, а также на тот вопрос, ответом на который и явилась притча. Законник спрашивает Христа: «Кто мой ближний?», подразумевая со своей стороны очевидный во все времена ответ: ближние – семья, родственники, друзья, соседи, люди своего круга. И уж, само собой разумеется, с точки зрения законника ближним может быть лишь правоверный иудей.

Но Христос вместо готового ответа по обыкновению предлагает собеседнику и всем слушателям притчу, в которой представлена необычная, но, судя по реакции законника, вполне правдоподобная ситуация: мимо израненного человека прошли священник (т. е., собственно говоря, жрец) и левит (храмовый служитель). Они не смогли и не захотели ничем ему помочь. Но лишь житель Самарии, сочетавший служение Яхве с поклонением ложным богам, оказал милосердие несчастному путнику. И на вопрос Спасителя: «Кто из этих троих – ближний попавшемуся разбойникам?», законник с неизбежностью отвечает: «Оказавший милость ему», имея в виду, конечно, самарянина, хоть он и не произнес это неприятное для иудея слово.

Обычно из этого ответа делают такой вывод: ближние – не только родственники и друзья. Ближний – это тот человек, который оказывается на нашем жизненном пути, тот, с кем у нас возникают какие-то отношения, тот, кто нуждается в нашей помощи, заботе, добром слове. Всё это, в общем-то, верно. Но заметим, что Христос показывает ситуацию с обратной стороны: «Кто из этих троих, спрашивает Он, – ближний попавшемуся разбойникам?» В качестве точки отсчета берется как раз тот человек, который нуждается в помощи. И что выясняется? Ближний по отношению к нему – тот, которому этот несчастный, будь он в добром здравии, не подал бы, как говорится, руки. Ближним-то оказался презренный самарянин, который хуже, чем язычник!

Так бывает и в нашей жизни. Мы ждем душевного участия от священника, порой надеемся на помощи от Церкви как от организации. Мы рассчитываем на поддержку со стороны единоверцев, которые все как один – благочестивые люди, читающие «духовную литературу». Но бывает так, что священник не может или не хочет услышать нашу боль. В ближайшем к нашему дому приходе заявляют, что не занимаются благотворительностью и кормить бомжей не намерены («здесь же батюшки обедают!»). Читатели духовной литературы как-то вдруг все исчезают из поля зрения (наверное, чтобы раздобыть еще больше душеспасительных книг). И человек остается один на один со своей болью, со своим горем, со своей бедой.

Но неожиданно приходит чаемая помощь. Впрочем, приходит она оттуда, откуда не ждали. Какой-нибудь наш сосед, имя которого мы едва ли помним, который не дурак выпить и посидеть в хорошей компании; или наша приятельница, которая ходит в неправильную церковь и потому не рассматривалась нами как тот, к кому можно обратиться; или вообще случайный, незнакомый нам человек – звонят, и приходят, и взваливают нас на себя, и несут. И правоверный православный обливается слезами благодарности и стыда – благодарности за ниспосланную Господом помощь и стыда за свое высокомерие и помраченность.

Кто такой ближний в православии. Смотреть фото Кто такой ближний в православии. Смотреть картинку Кто такой ближний в православии. Картинка про Кто такой ближний в православии. Фото Кто такой ближний в православии

Но всех нас, и правильных, и неправильных, грешных и тех, кто без греха, эллинов и идуеев, возлюбил до смерти Милосердный Самарянин, осмеянный, поруганный и убитый, – наш ближний, спасший нас своим Воскресением от разбойника-диавола и открывший человечеству Небесное Царство.

Источник

Кто мой ближний?

Евангельское чтение (Лк.10:25-37. – Зачало 53)
[Притча о милосердном самарянине]

[В то вре­мя] некий учи­тель За­ко­на встал и, же­лая ис­пы­тать [сла­вянск. ис­ку­сить] Иису­са, ска­зал: «Учи­тель! Что мне де­лать, чтобы на­сле­до­вать жизнь веч­ную?»

Он же ска­зал ему: «В За­коне что на­пи­са­но? Как ты чи­та­ешь?»

Тот ска­зал в от­вет: «Воз­лю­би Гос­по­да, Бо­га тво­е­го, всем серд­цем тво­им, и всей ду­шой тво­ею, и всей си­лой тво­ею, и всем рас­суж­де­ни­ем тво­им, и ближ­не­го тво­е­го, как са­мо­го се­бя» (Втор.6:5, 10:12; Лев.19:18). Иисус ска­зал ему: «От­ве­тил ты пра­виль­но; по­сту­пай так, и бу­дешь жить». Но тот, же­лая оправ­дать се­бя, ска­зал Иису­су: «А кто мне ближ­ний?»

Кто такой ближний в православии. Смотреть фото Кто такой ближний в православии. Смотреть картинку Кто такой ближний в православии. Картинка про Кто такой ближний в православии. Фото Кто такой ближний в православииНа это Иисус от­ве­тил: «Шёл некий че­ло­век из Иеру­са­ли­ма в Иери­хон и по­пал­ся раз­бой­ни­кам; те раз­де­ли его, из­ра­ни­ли и ушли, оста­вив его ед­ва жи­вым. Некий свя­щен­ник слу­чай­но шел той же до­ро­гой, уви­дел его – и про­шел ми­мо. Так­же и ле­вит, при­дя на это ме­сто, по­смот­рел и про­шел ми­мо.

А некий са­ма­ри­тя­нин, про­ез­жая тем же пу­тем, по­до­шел и, уви­дев его, от серд­ца сжа­лил­ся. На­кло­нясь, он омыл ему ра­ны ви­ном, по­ма­зал олив­ко­вым мас­лом, пе­ре­вя­зал, а по­сле, по­гру­зив на соб­ствен­но­го ос­ла, при­вёз его в го­сти­ни­цу и там при­нял на се­бя за­бо­ты о нём; а на дру­гой день, отъ­ез­жая, вы­нул два ди­на­рия, дал хо­зя­и­ну го­сти­ни­цы и ска­зал: «По­за­боть­ся о нем; и ес­ли по­тра­тишь боль­ше, на об­рат­ном пу­ти я от­дам те­бе».

Кто же из этих тро­их, по тво­е­му мне­нию, ока­зал­ся ближ­ним для по­стра­дав­ше­го от раз­бой­ни­ков?»

Тот ска­зал: «Со­тво­рив­ший для него де­ло ми­ло­сер­дия».

И ска­зал ему Иисус: «Сту­пай, и по­сту­пай так же».

Кто мой ближний?

По­че­му ге­ро­ем всем из­вест­ной прит­чи о ми­ло­серд­ном са­ма­ря­нине, про­из­не­сён­ной Хри­стом в кон­це Сво­е­го об­ще­ствен­но­го слу­же­ния, ста­но­вит­ся имен­но са­ма­ря­нин, а не ев­рей, си­ри­ец, грек или рим­ля­нин? Кто та­кие са­ма­ряне? В ка­ких от­но­ше­ни­ях они бы­ли с ев­ре­я­ми биб­лей­ских вре­мен?

Вспом­ним о зна­ме­на­тель­ной встре­че Иису­са Хри­ста с са­ма­рян­кой, про­ис­шед­шей ещё в на­ча­ле Его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния. Утом­лён­ный до­ро­гой Иисус си­дит у ко­лод­ца и го­во­рит по­до­шед­шей жен­щине: «Дай мне пить». В от­вет эта пред­ста­ви­тель­ни­ца род­ствен­но­го, но враж­деб­но­го ев­ре­ям пле­ме­ни с ве­ли­чай­шим изум­ле­ни­ем от­ве­ча­ет: «Как? Ты, иудей, про­сишь пить у ме­ня, са­ма­рян­ки?!» – «Де­ло в том, что иудеи с са­ма­ря­на­ми не об­ща­ют­ся», – ла­ко­нич­но за­ме­ча­ет по по­во­ду хо­ро­шо ему зна­ко­мой си­ту­а­ции еван­ге­лист Иоанн (Ин.4:9). Для мно­гих из нас она тре­бу­ет бо­лее по­дроб­но­го разъ­яс­не­ния.

Преж­де все­го вспом­ним, что встре­ча про­изо­шла в цен­траль­ной ча­сти Па­ле­сти­ны, на ме­сте, освя­щён­ном па­мя­тью древ­них биб­лей­ских пат­ри­ар­хов – Ав­ра­ама, Иса­а­ка и Иа­ко­ва, ро­до­на­чаль­ни­ков на­ро­да Из­ра­иль­ско­го, жив­ших здесь ещё в XIX—XVIII ве­ках до н. э. Во 2-й по­ло­вине XIII ве­ка до н. э. ев­рей­ские пле­ме­на вторг­лись на тер­ри­то­рию Ха­на­а­на (преж­нее на­зва­ние Па­ле­сти­ны) и об­ра­зо­ва­ли со­юз две­на­дца­ти пле­мён (ко­лен), пре­вра­тив­ший­ся через два сто­ле­тия в древ­не­ев­рей­скую мо­нар­хию, управ­ляв­шу­ю­ся Са­у­лом, Да­ви­дом и Со­ло­мо­ном. Но по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (931 год до н. э.) это еди­ное Из­ра­иль­ско-Иудей­ское цар­ство раз­де­ли­лось на Из­ра­иль­ское, к ко­то­ро­му ото­шла тер­ри­то­рия цен­траль­ной и се­вер­ной Па­ле­сти­ны, и Иудей­ское (юж­ная Па­ле­сти­на); гра­ни­ца меж­ду ни­ми про­шла чуть се­вер­нее Иеру­са­ли­ма (смот­ри­те в лю­бом биб­лей­ском ат­ла­се). Сто­ли­цей Из­ра­иль­ско­го цар­ства вско­ре стал го­род-кре­пость Са­ма­рия (евр. Ше­мрон – «Сто­ро­же­вая го­ра»).

На­про­тив, жи­те­ли Иудей­ско­го цар­ства (со сто­ли­цей в Иеру­са­ли­ме), хо­тя и раз­гром­лен­но­го в 587 го­ду до н. э. зна­ме­ни­тым ва­ви­лон­ским ца­рем-за­во­е­ва­те­лем На­ву­хо­до­но­со­ром II, су­ме­ли со­хра­нить в «Ва­ви­лон­ском пле­ну» свою ве­ру и эт­ни­че­скую общ­ность, но это да­лось им через ги­пер­тро­фи­ро­ван­ное ощу­ще­ние на­цио­наль­ной ис­клю­чи­тель­но­сти («чи­сто­ты кро­ви»). По­это­му, вер­нув­шись в 538 го­ду до н. э. по ука­зу пер­сид­ско­го ца­ря Ки­ра Ве­ли­ко­го, но­во­го «ми­ро­во­го ли­де­ра», в Па­ле­сти­ну, иудеи от­верг­ли пред­ло­же­ние са­ма­рян объ­еди­нить­ся и не до­пу­сти­ли их к уча­стию в вос­ста­нов­ле­нии глав­ной свя­ты­ни – Иеру­са­лим­ско­го хра­ма. То­гда оби­жен­ные са­ма­ряне по­стро­и­ли се­бе от­дель­ный храм на го­ре Га­ризим, но в 134 го­ду до н. э. его раз­ру­шил иудей­ский царь Иоанн Гир­кан. (Со 152 го­да до н. э. и до при­хо­да рим­лян в 63 го­ду до н. э. древ­ние евреи в по­след­ний раз жи­ли в сво­ём неза­ви­си­мом го­су­дар­стве, управ­ляв­шем­ся ди­на­сти­ей Мак­ка­ве­ев.) Иудеи пре­зи­ра­ли са­ма­рян как нечи­сто­кров­ных «ере­ти­ков», от­но­сясь к ним ху­же, чем к языч­ни­кам, и, по­доб­но неко­то­рым на­шим ста­ро­об­ряд­цам, счи­та­ли осквер­не­ни­ем для се­бя вся­кое об­ще­ние с ино­вер­ны­ми, тем бо­лее – поль­зо­ва­ние од­ним со­су­дом. В об­щем, эти род­ствен­ные на­ро­ды пи­та­ли друг к дру­гу столь же «неж­ные» чув­ства, что и совре­мен­ные се­ми­ты – из­ра­иль­тяне и па­ле­стин­ские ара­бы, по­чи­та­е­мая мо­ги­ла об­ще­го пра­от­ца ко­то­рых, Ав­ра­ама, на­хо­дит­ся в хев­рон­ской ме­че­ти!

По­это­му сде­лать са­ма­ря­ни­на ге­ро­ем прит­чи для вы­яв­ле­ния «ближ­не­го» – зна­чи­ло бро­сить от­кры­тый вы­зов со­зна­нию на­цио­наль­но-ре­ли­ги­оз­ной ис­клю­чи­тель­но­сти, учи­нить скан­дал! Смысл прит­чи в том, что из­ра­нен­ный раз­бой­ни­ка­ми иудей тщет­но ждёт по­мо­щи от сво­их со­пле­мен­ни­ков-чи­сто­плю­ев, да ещё не про­стых, – а от свя­щен­ни­ка и ле­ви­та (низ­ше­го хра­мо­во­го слу­жи­те­ля), ко­то­рые пре­крас­но зна­ли за­по­ведь Мо­и­се­е­ва За­ко­на о люб­ви к ближ­не­му и долж­ны бы­ли слу­жить при­ме­ром всем осталь­ным! (К со­жа­ле­нию, по­доб­ная си­ту­а­ция зна­ко­ма и нам, хри­сти­а­нам.) А са­ма­ря­нин, у ко­то­ро­го бы­ли все ис­то­ри­че­ские ос­но­ва­ния вос­клик­нуть – «так те­бе и на­до! Бог на­ка­зал те­бя за то, что твой на­род с пре­зре­ни­ем от­верг нас и тре­ти­ру­ет как лю­дей «низ­шей ра­сы!«» – про­явил ис­тин­ное че­ло­ве­ко­лю­бие, пре­одоле­ва­ю­щее сло­жив­ши­е­ся сте­рео­ти­пы. Мы по се­бе хо­ро­шо зна­ем, как лег­ко най­ти та­ким сте­рео­ти­пам «ра­цио­наль­ное» объ­яс­не­ние.

Скан­да­ла не по­лу­чи­лось. Иисус не толь­ко вы­дер­жал пред­ло­жен­ное за­кон­ни­ком «ис­пы­та­ние», но и не поз­во­лил ему «оправ­дать» се­бя, ко­гда тот за­хо­тел сузить по­ня­тие «ближ­ний» до при­ем­ле­мо­го для его на­цио­на­ли­сти­че­ско­го со­зна­ния смыс­ла. Хри­стос за­ста­вил его при­знать, что «ближ­ним» в кон­крет­ной си­ту­а­ции мо­жет стать лю­бой че­ло­век вне за­ви­си­мо­сти от его ре­ли­ги­оз­ной и на­цио­наль­ной при­над­леж­но­сти. Мож­но се­бе пред­ста­вить, с ка­ким вы­ра­же­ни­ем за­кон­ник про­це­дил сквозь зу­бы, что ближ­ний для ра­не­но­го иудея – «со­тво­рив­ший для него де­ло ми­ло­сер­дия», – при­бег­нув к та­ко­му эв­фе­миз­му лишь для то­го, чтобы не про­из­но­сить нена­вист­ное сло­во «са­ма­ря­нин»!

Каж­до­го из нас окру­жа­ют свои «са­ма­ряне», но вряд ли ра­зум­ный че­ло­век за­хо­чет ока­зать­ся в ана­ло­гич­ной еван­гель­ской си­ту­а­ции для то­го, чтобы при­знать их ближ­ни­ми! Быть мо­жет, он пой­мет об­ра­щен­ную и к нему прит­чу Спа­си­те­ля?

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


При­ме­ча­ние

[1] По­дроб­нее о са­ма­ря­нах: Ры­бин­ский В. П. Са­ма­ряне. Ки­ев, 1913; Райт Дж. Э. Биб­лей­ская ар­хео­ло­гия. СПб., 2003, с. 278–280, 352. Ин­те­рес­но, что, ви­ди­мо, имен­но са­ма­ряне по­ста­ви­ли по­след­нюю точ­ку в ка­рье­ре Пон­тия Пи­ла­та, по­сто­ян­но оскорб­ляв­ше­го ре­ли­ги­оз­ные чув­ства жи­те­лей Па­ле­сти­ны. Его сол­да­ты разо­гна­ли ре­ли­ги­оз­ную про­цес­сию са­ма­рян, дви­гав­шу­ю­ся к свя­щен­ной для них го­ре Га­ри­зим (на ме­сте сво­е­го раз­ру­шен­но­го хра­ма они до сих пор со­вер­ша­ют жерт­во­при­но­ше­ния). Те по­да­ли жа­ло­бу Ви­тел­лию, ле­га­ту Си­рии; он сме­стил Пи­ла­та и от­пра­вил его в Рим на суд им­пе­ра­то­ра Ти­бе­рия. При­быв ту­да в мар­те 37 го­да, Пи­лат уже не за­стал его в жи­вых, а вско­ре, в прав­ле­ние имп. Ка­ли­гу­лы (37–41), по сви­де­тель­ству ис­то­ри­ка Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, по­кон­чил с со­бой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *