Кто такой бог и откуда он взялся
Кто создал Бога, или откуда взялся Бог?
Один из вопросов, который постоянно возникает в наших дискуссиях, — кто создал Бога? Или, если перефразировать этот вопрос — откуда взялся или появился Бог? С позиции космологии очень легко привести аргументы в пользу существования Бога. За последние годы накопилась масса научной информации, опровергающей атеистические взгляды и теории происхождения Вселенной. Как ученый и оратор по теме религии и науки я был очень впечатлён тем, какими быстрыми темпами растет внимание к этой теме со стороны многих теологов и ученых. К тому же последние открытия показывают, что религия и наука не только могут существовать вместе, но и прекрасно дополняют друг друга.
Если Бог создал материю/энергию, создал все сущее, что тогда стало причиной появления Бога — кто Его создал? Почему разумнее верить, что Бог был всегда, чем верить, что материя всегда была? Как сказал однажды Карл Саган: «Если мы говорим, что Бог был всегда, почему тогда не сказать, что Вселенная всегда была?»
С чисто научной точки зрения очень легко продемонстрировать, что материя по природе не может быть вечной. Вселенная расширяется, что ведет нас к выводу о том, что у нее было начало в пространстве/времени и что это начало было разовым событием в прошлом. Водород является основным топливом во Вселенной, снабжая энергией все звезды и другие источники энергии в космосе. Если это топливо будет использоваться вечно, то рано или поздно оно истощится, но факты показывают, что, хотя космический датчик топлива и двигается по направлению к «пусто», все же еще далеко от этой точки, что в свою очередь плохо сочетается с идеей вечности Вселенной.
Второй закон термодинамики показывает, что космос двигается по направлению к беспорядку, что иногда называют «тепловой смертью». Даже в пульсирующей Вселенной рано или поздно заканчивается топливо и она «умирает». Все эти доказательства и некоторые другие, о которых мы не говорим здесь, указывают на тот факт, что материя не может быть вечной, как д-р Саган склонен утверждать. Тем не менее это не означает, что мы автоматически принимаем гипотезу о том, что Бог есть Творец. Почему идея о вечности Вселенной отличается от идеи вечности Бога?
Проблема здесь в том, что многие люди имеют ошибочное представление о Боге. Если мы рассматриваем Бога, как физическое, антропометрическое (как человек) существо, тогда вопрос о происхождении Бога разумен. Тем не менее такое представление Бога чуждо Библии и здравому смыслу. Давайте рассмотрим несколько мест из Библии, описывающих природу Бога:
Матфея 16:17 — потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…
Числа 23:19 — Бог не человек, чтобы Ему…
Очевидно, как показывают все эти описания Бога, что Бог есть духовное существо. Он существует вне трехмерного мира, в котором мы с вами живем. Библия поддерживает эту концепцию дальше:
Иеремия 23:23-24 — Разве Я — Бог [только] вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь…
2 Летопись 2:6 — И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве [только] для курения пред лицем Его…
Деяния 17:28 — Ибо в Нем живем, двигаемся и существуем…
Бог описывается, как существующий не только вне пространства, но и как существующий вне времени:
2 Петра 3:8 — Но не забывайте одного, дорогие друзья: с Богом день, словно тысяча лет, а тысяча лет, словно один день.
Псалом 89:5 — Тысяча лет для Тебя- словно вчерашний день, словно пара часов ночных…
Псалом 101:28 — Но Ты, Всевышний, неизменен. Ты будешь вечно…
Деяния 1:7 — Он сказал им: «Не вам знать времена и сроки, которые властью Своей установил Отец…
Если Бог существует вечно, и если для Бога любое время, будь-то прошлое или настоящее, как если бы для нас это было сейчас, тогда вопрос о том, кто создал Бога — неправильный вопрос. Это как если попросить студента нарисовать четырехугольный треугольник. Терминология противоречит сама себе.
Откуда взялся Бог — кто же создал Бога?
Когда спрашивают: «Кто создал Бога», мы делаем предположение, что Бог был создан. Если Бог существует вне времени и пространства, если Он Творец времени и пространства, то Он точно не был создан! Бог сам стал причиной начала всего! Вот почему Он говорит: «Я Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец».
«Но день пришествия Господа подкрадётся неожиданно, словно вор. В этот день с грохотом исчезнут небеса, тела небесные будут уничтожены огнём, а земля вместе со всем, что на ней, будет сожжена. Так как всё будет разрушено таким образом, то подумайте, какими вам следует быть. Вы должны вести жизнь святую, посвящённую Богу, и совершать благочестивые деяния». (2 Петра 3:10,11)
«Осушит Он слёзы с глаз их и не будет более смерти. Не будет более ни скорби, ни горя, ни боли, ибо всё старое исчезло». (Откровение 21:4)
Автор: Джон Клэйтон, проект Существует ли Бог?
Новое в блогах
Откуда пришел Бог?
Веками философы и богословы задавались вопросом, если Бог создал всё, то откуда он сам появился? Как считают некоторые философы, что абсолютно все доказательства того, что Бог действительно существует, могут быть сфальсифицированы.
Однако, это не может означать, что Бога вообще нет и никогда не было. Просто это говорит о том, что у людей недостаточно интеллектуальных инструментов, чтобы постичь Его. Это понимание находится за пределами нашей ограниченной временной и пространственной системы координат, через которую не может быть постигнуто понимание Бога. Такие же ограничения разума влияют и на учения атеистов-фундаменталистов. Они не меньше чем верующие хотят доказать существование Бога с человеческой точки зрения.
Но с библейской точки зрения данный вопрос не задаётся напрямую. И это не значит, что авторы недостаточно владеют вопросом, они просто не думают об этом. Они довольствуются предпосылками в Писании, что Бог предшествовал сотворённому порядку и вне его. Для них Бог есть.
Бог Израиля не является частью созданного порядка. Он не зависит от него. В Быте описывается создание пространственно-временной Вселенной, но не объясняется, откуда и как возник Создатель. В Священных Писаниях утверждается, что Бог – это источник всего сущего. Бог не является творением, а только Творцом.
Человеческий ум и знания, даже очень глубокие, не могут постичь славу творения, ни тайну Творца. В Священных Писаниях нет никакой аргументации существования Бога. Там только говорится о триедином Боге, который творит, поддерживает и искупает творение. Но его не надо понимать, как часть созданного порядка или определяться им.
Вопрос, откуда пришёл Бог, один из наиболее частых вопросов, которые задают люди. И это часто вводит в заблуждение из-за Его вечной природы. Естественно, Бог не возник спонтанно. Он был вечно. Но как это может быть? Как мог всегда существовать Бог, если Его никто не создавал? Есть ли существо, сотворившее Бога, или это была целая серия бесконечных существ? Согласно аристотелевской философии, нам нужен неподвижный движитель. Таким образом логически остановится непрерывное создание бесконечной серии одного творца. Таким образом появился Бог.
Происхождение слова «бог» покрыто тайной. Возможно, оно состоит из влияния смеси разных культур и языков. Но представления о Боге появились гораздо раньше самого слова. На иврите Бога называют разными именами. В первой из Десяти Заповедей используется слово «Элохим». Также там говорится, что у Бога нет других богов. Бог – это правитель, судья всего сущего. В Ветхом и Новом Завете бога называют Иегова, Яхве, Адонай, Господь, Учитель. Бог поддерживает всё живое.
Все живые создания зависят от Его существования. Его природа бесконечна, поэтому Он ни на что не полагается в Своём существовании. На вопрос, кто создал Бога, можно ответить – никто. Если Всевышний существовал всегда, то значит ничто не могло его создать.
Атеисты говорят, что Вселенная существовала всегда, и её не нужно было создавать, поэтому же и никогда не было Бога, так как Он просто не нужен. Вечное не является случайным. Но верующие считают, что Бог является их Отцом и Создателем, который не просто создавал всё, сидя сложа руки.
Он не позволял миру двигаться хаотично, самому по себе. Он стал Руководителем всего. Все в мире – его детище, а мы – его дети. Он сострадает Своим детям, всем, кто чтит Его. Он заботится обо всех своих творениях и ценит их. Верующие познают Бога-Отца через их отношения с Иисусом. Они считают, что их Отец вечен.
Но атеистам и агностикам всё равно не даёт спать вопрос, ели Бог вечен, откуда он пришёл? Они напирают на противоречия, почему Бог не меняется вместе с созданным Им миром, почему он не движется и что Он не мог прийти из ниоткуда. Почему Он был, есть и будет? Также атеистов и агностиков волнует вопрос, что делал Бог до сотворения мира. Его творение началось в какой-то определённый отрезок времени, так что поэтому у Бога должно быть прошлое. Но верующие отвечают им, что так как Бог вечный, Он находится вне времени.
Бог, создавший Вселенную, создал и Время, которое нуждается в пространстве и материи. Это ему необходимо, чтобы существовать. Ни Время, ни Вселенная не существовали, пока Бог не сотворил их. Если рассматривать с технической точки зрения термин «до создания», то это является неправильным, так как Бог существует в Вечности. Он не связан с ограничениями временной шкалы.
Время не было, пока его не создал Творец и не объявил существующим. У Бога были планы на вечность до сотворения мира. Он не был одинок, так как Он триедин. В Нём одном сочетаются три личности. Он создавал мир не для того, чтобы скрасить своё одиночество. Бог не нуждался в собеседниках. И это многих сбивает с толку.
У людей очень ограниченный разум, поэтому им трудно постичь бесконечность Творца. Поэтому трудно понять, что Бога никто не создавал. Он всегда был рядом, создал нас. Его отпечатки есть на всём сущем, и это доказывает бесконечную природу Бога, его сострадательный Дух, его Силу и Знание.
Бог христиан всегда хочет личных отношений с созданными Им людьми. Христиане всего мира считают, что их Бог гораздо лучше любого другого бога какой-либо религии. Он Создатель Вселенной, поддерживающий всё живое на Земле. Бог был, есть и будет.
Откуда взялся всеблагой Бог?
Будете смеяться, но некоторые ученые считают, что тут тоже замешан естественный отбор*
Поделиться:
Вопрос о том, откуда взялся Бог, может, в принципе, оскорбить чувства верующих. С другой стороны, мы знаем, что их чувства когда-то оскорбляли и вопросы попроще: «Откуда взялся человек? Откуда взялись собака и ящерица?» То есть полагалось думать, что их создал Творец, и все тут. Но когда ученые все-таки напряглись и ответили, что и ящерица, и собака, и человек произошли от древней рыбы, большинство верующих в конце концов смирились с этим. Ну, значит, Творец не делал ящерицу непосредственно, а просто подстроил законы природы таким образом, чтобы эволюция смогла породить ящерицу. Если подумать, так это еще и гораздо круче, ad majorem Dei gloriam.
Но, возможно, этот фокус и с самим Богом пройдет? То есть не с Ним Самим, конечно, — Он сидит себе на облаке вечно и не нуждается ни в каких объяснительных резонах, — а с концепцией Бога в человеческой голове. Опять же, раньше считалось, что идея Бога навеяна нам Им Самим через пророков, сразу в готовом виде. Но, возможно, там тоже все примерно так же, как с ящерицей? То есть идея эта не появляется чудесным образом ниоткуда, а развивается в соответствии с законами природы? (А уж законы-то, конечно, сотворил Он Сам, в этом мы перечить церковникам не станем — то есть не в этот раз.)
Это бы еще ладно. Но есть такое мнение, что наши представления о Верховном Разуме выкованы естественным отбором. Тем самым отбором, — ненавидимым религиозными фундаменталистами, скрепя сердце принимаемым прочими верующими, — который произвел ящерицу, собаку и человека. Впрочем, по порядку.
В большинстве религиозных систем есть два компонента, которые можно очень приближенно сформулировать так: 1) за всей видимой природой кто-то или что-то стоит, и 2) он (оно, они) хочет, чтобы мы поступали хорошо и не поступали плохо.
Что касается первого постулата, он возникает в человеческой голове естественно и непринужденно. Когда английские и американские психологи спрашивали детей, почему камни острые, дети чаще всего выбирали из списка ответ «Чтобы звери на них не садились», хотя в списке был ответ «Потому что камни состоят из более мелких кусочков вещества, и с чего бы им быть гладкими?». То есть приписывать неодушевленной природе некие планы, намерения и пожелания — одним словом, личность — вполне естественный побочный продукт работы человеческого мозга. Чтобы внушить нам эту идею, Создателю явно не пришлось идти ни на какие ухищрения.
В мире действительно есть религии, — хотя их и смехотворно мало, — которые этим и ограничиваются: есть дух дерева и есть дух реки, надо станцевать перед ними смешной танец, чтобы они не разозлились, и точка. Убьешь ли ты кого-то, украдешь, прелюбы сотворишь, пожелаешь жены или вола ближнего — это духов вообще не касается.
Но подавляющее большинство верующих людей на земле верят, кроме того, в то, что сверхъестественным силам небезразлично их поведение. Мало того что Бог есть, но Он еще и благ, то есть очень недвусмысленно предпочитает добро злу. И вот происхождение этой идеи уже не очень ясное. Тем более что примеры примитивных племен охотников и собирателей, тупо верящих в дух дерева, как описано в предыдущем абзаце, доказывают, что в принципе без религиозной морали можно обойтись, глубины психики не рождают ее автоматически.
Вот тут бы и признать, что идею Божией благости внушило нам — через Духа Святаго, говорившего устами пророков, — само божество. Но не таков Ара Норензаян, уроженец Ливана, в юности переехавший в США и ставший антропологом, чтобы броситься на первое попавшееся объяснение. Он думал и думал, ставил опыты на добровольцах и изучал первоисточники — и в 2013 году выпустил книжку, в которой все объяснил. Книжка называется «Большие боги: как религия влияла на сотрудничество и конфликты». Если изложить результат совсем кратко, то Ара Норензаян открыл духовные скрепы.
Начинал он с совсем простых опытов: давал испытуемым по десять баксов и говорил им, что они могут часть оставить себе, а часть отдать другому участнику опыта. Если перед экспериментом испытуемым говорили какие-то слова религиозного содержания, они отдавали в среднем чуть больше четырех баксов. Контрольная группа, которой не пудрили мозги религией, выделяла на благотворительность чуть меньше двух долларов. Разница налицо.
Значит, подумал Ара, религиозная мораль способствует тому, чтобы предпочитать общественную пользу личной выгоде. Полезно ли это для общества? Еще как. А следовательно, сказал себе Ара, общества, основанные на религиозной морали, будут в целом успешнее, чем те, что просто смешно пляшут перед деревом. И значит, рано или поздно первые поглотят и ассимилируют вторых. Тем самым идея благого Бога вытеснит идею богов, которым добро и зло по барабану.
Подтверждает ли это история? По мнению Норензаяна и некоторых его коллег, вполне. За примерами можно обратиться к цитированной выше книге (где скрупулезно собраны многие десятки примеров из жизни таких народов, о которых вы, вероятно, вообще никогда не слышали). Можно отослать читателя и к большой статье в последнем Science, где подробно разобраны аргументы за и против. Но особенно Норензаяну и его единомышленникам нравится пример американских мормонов. Их основоположник Джордж Смит, пишут ученые, как будто заранее прочитал их статьи и сделал религию в точности по их рецепту — с жесткими моральными нормами, с детальными предписаниями и довольно обременительным отречением от личных интересов в пользу общины. И что бы вы думали, мормоны процветают и множатся, в то время как многие другие, куда более умные и утонченные, не в обиду мормонам будь сказано, религии канули в небытие. Другой всем известный пример — казалось бы, непостижимое выживание и распространение иудаизма после исчезновения иудейской государственности. Оказывается, ничего непостижимого нет: религия со строжайшими моральными нормами настолько хорошо служит сплочению и успеху общины, что выживает (вместе с самой общиной) даже в чудовищно неблагоприятных обстоятельствах.
Забавно, что эта идея антропологов разом объясняет два вроде бы конфликтующих факта: с одной стороны, самые успешные мировые религии проповедуют добро и самоотречение, с другой — они нередко оказываются агрессивно нетерпимы к инакомыслию и порождают весьма кровавые религиозные конфликты. Но и та, и другая черта естественно следуют из того, что именно эти религии победили в естественном отборе. Их выкованные отбором постулаты нуждаются в логическом согласовании не более, чем сочетание крепких зубов и густой шерсти в структуре собаки.
В заключение хочется в очередной выразить наше восхищение Ричарду Докинзу, высказавшему идею «мемов» почти полвека назад. Тогда представление о том, что элементы человеческой культуры эволюционируют подобно живым существам, казалось просто забавным парадоксом для праздного ума. Однако теперь выясняется, что модель работает во вполне приземленных антропологических исследованиях. Вместо того, чтобы спрашивать: «Что же такого неотразимо привлекательного люди находят в идее Х?», следует спрашивать: «Что помогло идее Х выжить среди множества альтернативных идей?» А уж правильна ли при этом идея Х — это надо садиться и разбираться без оглядки на превратности истории и эволюции.
И наконец, оговорка для верующих, оскорбить чувства которых мы совсем не хотели, несмотря на признание в любви противному атеисту Докинзу. Возможно, вы заметили — а если нет, мы вам сейчас скажем об этом прямо, — что идея эволюции религии путем естественного отбора не более атеистична, чем идея дарвиновской эволюции живых существ. Если вы верите во всеблагого Бога, сотворившего Вселенную, вы можете лишний раз изумиться его мудрости: вместо того чтобы грубо вмешиваться в процесс и лично общаться с двуногими из горящего куста, Он устроил все таким образом, чтобы представление о Его благости и Его твердой позиции в вопросах добра и зла естественным образом распространилось по человеческим умам и культурам. Религиозные войны и жестокости, правда, вносят некоторый неприятный диссонанс, но не больше, чем они вносили в традиционную картину мира. Видимо, без этого вообще никак нельзя, есть ли Бог, или Его нету.
* Примечание: заметка основана на статье Лиззи Уэйд «Почему большим обществам нужны большие боги», Science, 28 августа 2015, #6251, стр. 918–922.
Кто создал Бога?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Кто создал Бога? Коротко сказать — никто; Бог не сотворен. Чтобы ответить на этот вопрос подробнее, нам понадобится обратить внимание на разницу между двумя понятиями — обусловленным и абсолютным бытием.
Для кого-то эти понятия могут звучать непривычно, но ничего особенно сложного в них нет. Например, мое бытие обусловлено браком моих отца и матери, пищей, которую я потребляю, воздухом, которым я дышу — множеством причин, находящихся вне меня самого. Существование компьютера, на котором я набираю этот текст, обусловлено замыслом производителя, историей развития технологии, материалами, из которых он изготовлен, и так далее. Бытие Солнца обусловлено процессами звездообразования, происходящими во Вселенной, законами физики и существованием материи, из которой оно сформировалось. Всё, что мы видим вокруг себя, — от чашки чая на столе, до звезд и галактик — обладает обусловленным бытием: все эти вещи не вечны и порождены какими-то вне их лежащими причинами. Они были приведены в бытие чем-то другим — например, (если говорить о галактиках) движением материи, образовавшейся при Большом Взрыве, которое развивалось по определенным законам. Но что привело в бытие саму материю и законы, по которым она развивается? Еще великий языческий мыслитель Аристотель говорил о том, что, проследив цепочку причин, мы неизбежно придем к первопричине — или перводвигателю, по определению самого философа. Церковь на основании Библейского Откровения исповедует, что первопричиной всего, источником всякого бытия является Бог. «Ты из небытия в бытие нас привел еси», — говорится в литургической молитве.
В отличие от всего сотворенного, Бог обладает абсолютным бытием, как иногда говорят, Он Само-сущий, то есть Его бытие не обусловлено чем-либо вне Его Самого, Он не нуждается в каких-либо внешних по отношению к Нему причинах, чтобы существовать. Вопрос «кто создал» или «что является причиной» осмыслен только по отношению к обусловленному бытию — такому, как наше; по отношению к Богу он просто не имеет смысла.
Откуда пришел Бог?
Веками философы и богословы задавались вопросом, если Бог создал всё, то откуда он сам появился? Как считают некоторые философы, что абсолютно все доказательства того, что Бог действительно существует, могут быть сфальсифицированы.
Однако, это не может означать, что Бога вообще нет и никогда не было. Просто это говорит о том, что у людей недостаточно интеллектуальных инструментов, чтобы постичь Его. Это понимание находится за пределами нашей ограниченной временной и пространственной системы координат, через которую не может быть постигнуто понимание Бога. Такие же ограничения разума влияют и на учения атеистов-фундаменталистов. Они не меньше чем верующие хотят доказать существование Бога с человеческой точки зрения.
Но с библейской точки зрения данный вопрос не задаётся напрямую. И это не значит, что авторы недостаточно владеют вопросом, они просто не думают об этом. Они довольствуются предпосылками в Писании, что Бог предшествовал сотворённому порядку и вне его. Для них Бог есть.
Бог Израиля не является частью созданного порядка. Он не зависит от него. В Быте описывается создание пространственно-временной Вселенной, но не объясняется, откуда и как возник Создатель. В Священных Писаниях утверждается, что Бог – это источник всего сущего. Бог не является творением, а только Творцом.
Человеческий ум и знания, даже очень глубокие, не могут постичь славу творения, ни тайну Творца. В Священных Писаниях нет никакой аргументации существования Бога. Там только говорится о триедином Боге, который творит, поддерживает и искупает творение. Но его не надо понимать, как часть созданного порядка или определяться им.
Вопрос, откуда пришёл Бог, один из наиболее частых вопросов, которые задают люди. И это часто вводит в заблуждение из-за Его вечной природы. Естественно, Бог не возник спонтанно. Он был вечно. Но как это может быть? Как мог всегда существовать Бог, если Его никто не создавал? Есть ли существо, сотворившее Бога, или это была целая серия бесконечных существ? Согласно аристотелевской философии, нам нужен неподвижный движитель. Таким образом логически остановится непрерывное создание бесконечной серии одного творца. Таким образом появился Бог.
Происхождение слова «бог» покрыто тайной. Возможно, оно состоит из влияния смеси разных культур и языков. Но представления о Боге появились гораздо раньше самого слова. На иврите Бога называют разными именами. В первой из Десяти Заповедей используется слово «Элохим». Также там говорится, что у Бога нет других богов. Бог – это правитель, судья всего сущего. В Ветхом и Новом Завете бога называют Иегова, Яхве, Адонай, Господь, Учитель. Бог поддерживает всё живое.
Все живые создания зависят от Его существования. Его природа бесконечна, поэтому Он ни на что не полагается в Своём существовании. На вопрос, кто создал Бога, можно ответить – никто. Если Всевышний существовал всегда, то значит ничто не могло его создать.
Атеисты говорят, что Вселенная существовала всегда, и её не нужно было создавать, поэтому же и никогда не было Бога, так как Он просто не нужен. Вечное не является случайным. Но верующие считают, что Бог является их Отцом и Создателем, который не просто создавал всё, сидя сложа руки.
Он не позволял миру двигаться хаотично, самому по себе. Он стал Руководителем всего. Все в мире – его детище, а мы – его дети. Он сострадает Своим детям, всем, кто чтит Его. Он заботится обо всех своих творениях и ценит их. Верующие познают Бога-Отца через их отношения с Иисусом. Они считают, что их Отец вечен.
Но атеистам и агностикам всё равно не даёт спать вопрос, ели Бог вечен, откуда он пришёл? Они напирают на противоречия, почему Бог не меняется вместе с созданным Им миром, почему он не движется и что Он не мог прийти из ниоткуда. Почему Он был, есть и будет? Также атеистов и агностиков волнует вопрос, что делал Бог до сотворения мира. Его творение началось в какой-то определённый отрезок времени, так что поэтому у Бога должно быть прошлое. Но верующие отвечают им, что так как Бог вечный, Он находится вне времени.
Бог, создавший Вселенную, создал и Время, которое нуждается в пространстве и материи. Это ему необходимо, чтобы существовать. Ни Время, ни Вселенная не существовали, пока Бог не сотворил их. Если рассматривать с технической точки зрения термин «до создания», то это является неправильным, так как Бог существует в Вечности. Он не связан с ограничениями временной шкалы.
Время не было, пока его не создал Творец и не объявил существующим. У Бога были планы на вечность до сотворения мира. Он не был одинок, так как Он триедин. В Нём одном сочетаются три личности. Он создавал мир не для того, чтобы скрасить своё одиночество. Бог не нуждался в собеседниках. И это многих сбивает с толку.
У людей очень ограниченный разум, поэтому им трудно постичь бесконечность Творца. Поэтому трудно понять, что Бога никто не создавал. Он всегда был рядом, создал нас. Его отпечатки есть на всём сущем, и это доказывает бесконечную природу Бога, его сострадательный Дух, его Силу и Знание.
Бог христиан всегда хочет личных отношений с созданными Им людьми. Христиане всего мира считают, что их Бог гораздо лучше любого другого бога какой-либо религии. Он Создатель Вселенной, поддерживающий всё живое на Земле. Бог был, есть и будет.