Кто такой бог шаньга

Обряжу тебя я, Русь, в кружево плетёное!

«НАШИ РУССКИЕ ШАНЕЖКИ»

Шанежки — русское блюдо, они являются олицетворением русской души нараспашку,
это круглые открытые пирожки, название особого рода лепёшек из дрожжевого
ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем
или говяжьем жире.

Шанежки или, проще сказать, шаньги, как их называют на Урале, в Сибири
и многих других регионах России, — бывают с начинкой из творога, картофеля
и ягод. Изначально в старину наши прабабушки эти ватрушки из теста наполняли
начинкой, которая называлась горошница — густая каша, которая дополнялась
луком и бараньим жиром.

Теперь шанежки – традиционное русское лакомство. Приготовить его самостоятельно
совсем несложно. Достаточно выбрать подходящий рецепт. Шаньги хорошо выпекаются
как в русской печи, так и в духовке. После выпечки шаньги смазываются топлёным
маслом или сметаной: получается такая вкусная булочка с начинкой в центре,
но начинка не внутри, а снаружи.

Обряжу тебя я, Русь,
В кружево плетёное!
Девонька, тобой горжусь,
Чадо обретённое…

Кто сумеет обобрать
Матушку-кормилицу?
БОГ того начнёт карать,
Только пусть посилится!

Кружевная Русь вросла
Корнем в Царство Божие!
Не одно, а два весла
У бортов, так кто же я?

Я гребец! Со дна реки
Все достану камешки,
Пересудам вопреки
Испеку вам шанежки!

Это русский тип души –
Кружево завитое,
Оттого и пирожки –
Настежь все раскрытые!

Коллаж поставила зимний специально,
чтобы не расслабляться и заранее летом
на зиму начинкой запасаться!

Коли выдержит нутро – шанежек съедим ведро,
Вот и гости к нам спешат – шанежек съедим ушат,
А потом ещё кадушку и достанем раскладушку –
На танцульки не пойдём – лёжа шаньги дожуём!

Источник

Что такое шаньги и с чем их едят?

Сегодня во время обеда вспоминали с мужем то, что мы любили есть в детстве. И он рассказал, что его мама пекла сметанные лепёшки, которые он очень любил есть.
А я вспомнила свою жизнь на Севере.
И подумала
-Как же это я до сих пор не написала о приготовлении такого популярного блюда на Севере, в Сибири и на Урале?! А блюдо это называется- «Шаньги»

Этот пробел на моей кулинарной страничке я и решила сегодня заполнить новым-старым рецептом.

Знакомство моё с этим популярным и вкусным произведением сибирских хозяюшек состоялось вскоре после нашего приезда на Север. В гостях нас накормили черёмуховыми шаньгами. Это было так вкусно! Уверяю вас, такие шаньги понравятся любому едоку!

Непревзойдённым мастером в приготовлении сибирских шанежек была наша родственница- Серафима Григорьевна. Какие вкусные шаньги она пекла!
Многие хозяйки на Севере угощали нас своими шанежками, но таких вкусных, какие выпекала тётя Сима, не мог испечь никто! Я сама училась у неё ставить тесто и печь шаньги,очень тщательно старалась запомнить и применить на практике все маленькие секреты приготовления этого блюда.Хотя мастерства тёти Симы мне достичь не удалось,но и мои шаньги, уверяю вас, получаются вкусными.Попробуйте приготовить, надеюсь их вкус вам тоже понравится.

Муку нужно хорошенько просеять через сито, потом добавить к ней 250 граммов молока, столовую ложку размягченного сливочного масла,2 столовые ложки сметаны, 1 столовую ложку растительного масла, половину чайной ложки соли, взбитой с 2 яйцами, и замесить не очень крутое тесто.После замеса тесто положить в полиэтиленовый мешочек или завернуть в пищевую плёнку, чтобы оно отдохнуло. Минут через двадцать клейковина в тесте набухнет и оно будет готово к разделке.

Скажу вам хозяюшки ещё один секрет- когда покупаете муку, смотрите на дату её размола. Для приготовления хорошего теста нужно, чтобы мука «созрела», то есть отлежалась после помола хотя бы ней двадцать. Из свежеразмолотой муки тесто будет «плыть». Хозяйки знают, что это такое.

Такие шанежки из пресного теста по внешнему виду похожи на удмурдские «Перепечи» или карельские «Калитки», но в отличие от шанежек они пекутся перед русской печью, или на плите.
Готовые шанежки вытаскиваем из духовки, обильно смазываем их сливочным маслом и даём им немного отдохнуть под полотенцем. Пока шанежки доходят, накрываем стол и зовём своих домочадцев.

Шанежки хороши как с горячим чаем или кофе, так и с молоком. Вкусны они и в холодном виде.

Можно делать шанежки и с начинкой из картофельного пюре с добавлением жареного лука и шкварок, приготовленных из свиного сала с мясными прожилками. Только в этом случае шаньги делаются из дрожжевого теста и формуются по-другому.На середину лепёшки кладётся столовая ложка пюре со шкварками и шаньга защипывается, собирая все края к центру. Такая шанежка кладётся на лист швом вниз. Точно так же смазываем свои изделия смесью сметаны и яйца и выпекаем в духовке при температуре 160-170 градусов минут 35. Готовность проверяем сухой зубочисткой или спичкой.

Ещё можно печь наливные шаньги. Они пекутся из дрожжевого теста без начинки.Из лепешки формуется круглая «сковородочка» с невысокими бортиками, она заполняется смесью сметаны, смешанной с небольшим количеством муки, щепоткой соли и яйцом. Если в вашей семье любят сладкое, можно к сметанной смеси добавить немного сахару, и сами шанежки выпекать из сладкого сдобного теста. Выпекаются сметанные шаньги при температуре 190 градусов минут 20. Время выпекания зависит от температурного режима вашей духовки, дорогие хозяюшки.

Но вершиной вкуса в царстве шанежек, на Севере, по праву считаются шаньги с черёмухой.

Такие шаньги готовят из сладкого сдобного дрожжевого теста. Рецепт теста я здесь описывать не буду. Вкусные шаньги получаются из теста»водолаз». Такой рецепт у меня на страничке есть в миниатюре»Водолаз и андрюшки»

А вот черёмуховую начинку готовят так: Сушёные ягоды черёмухи толкут в ступе, или измельчают любым, доступным вам,способом.Получившуюся массу заваривают кипятком, добавляют по вкусу сахар и чуть-чуть растопленного сливочного масла. Масло добавляется для того, чтобы черёмуховая масса была более пластичной.Но повторяю, масла должно быть совсем немного.

Из сдобного теста формуются небольшие шарики, которые точно так же раскатываем, кладём на середину лепёшки ложку начинки, защипываем края к центру и кладём, получившуюся булочку, швом вниз. Смазываем черёмуховые шаньги сладкой водой или взбитым яйцом. И выпекаем их при температуре 160-170 градусов 35 минут.

Готовность так же проверяем сухой зубочисткой.
Готовые черёмуховые шаньги вынимаем из духовки,смазываем верх сливочным маслом, накрываем полотенцем и даём им постоять минут 15.

Пока закипит и заварится ваш чай, уже можно будет лакомиться этими вкуснейшими душистыми булочками, под названием «Черёмуховые шаньги.»

Приятного вам чаепития!

Спасибо неизвестному автору за фото. Взято из интернета.

Источник

Шаньга. Олухи Царя Небесного

Рисунок Вячеслава Строкова http://cargocollective.com/leons122

В самом диком лесу, на самом далёком мысу, у самого самого края испокон времён стоит сосна роковая… И нет к ней пути: ни проехать, не пройти!

Та сосна-то сколь ни баска: стволом стройна, корой красна, от комля вся сплошь мхом седым поросла, вершиной в небо упёрлась, корнями землю дёржит да ветвями звёзды елошит. По стволу у неё мёд янтарной течёт, на ветвях хвоя изумрудна растёт, а меж хвои цвет вечнобелой цветёт. Круглой год сосна урожаи всяки даёт: зиму – сладки леденцы, вёсну – огурцы солёны, лето – яблоки мочёны, осень – калачи печёны.

На самом верху, на кривом суку сидит ключник небесной – Мифорь зловесной. Сам как урод: рот шире ворот, нос чагой оброс, один глаз во лбу горит, другой – на затылке светит. Задней лапой он себе спину чёшет, нижней – пузо гладит, в верхней – грабли вертит, а передней лапой трясёт чугунным ухватом. Мёду ключник напился, хвостом за сук уцепился. А на пузе-то у его висит туес серебряной на цепи медяной! Мифорь тот злобно урчит, рогами сучит, граблями тучи гонят да ухватом солнце подцеплят. Пока солнце в туес кладёт, луну у него ночь крадёт, а как луну поймат, день у него в тот час солнце-то и отымат…

Селились в том месте под сосною двое – беспоповцы: Вяхря да Похтырь. Жили – веселились, нужды и горя не знали: спали меж корней в норе, маялись бездельем на безвременьи да с жиру бесились. Ветер посильне дунет – сверху еды нападат, под сосной улягутся – мёду в рот натечёт. Которо в траве сышшут – сразу в нутро упихают, а которо в зоб не влезло – в дупле впрок припрячут.

В непогодь под корнями сидят – припасы дармовы едят. Пряников да мёду пожуют, водой дождевой с-под потоку всё запьют и побежат после дождя на бор – мох граблями по буграм ровнять да грязь в няшах жердями мерять.

Всё тепло проскачут по полям да по лесам, а грянут морозы – залезут на полати и спят до поры там, пока конфеты на сосне не поспеют. Как время подойдёт, напялят малицы да выйдут под сосну – леденцы складывать в поленницы. Леденцов налижутся, снегом закусят и побежат к угору – летать на дровнях в овраг с обрыву, да нырять с разбегу с круч в сумёты.

Как таять начнёт, проснутся опять. Усядутся под сосной, огурцов малосольных натрескаются, аж животы им вспучит, и умчат опосля лёд пешнями гонять на половодьи, запруды в ручьях городить да клюкву прошлогодню на болоте лаптями давить.

Так бы оне и дале жили – не тужили, всё б в траве копошились, да вызрели оноднесь в лето на сосне не шишки да конфеты, а плоды диковинны золоты. Стали Вяхря и Похтырь ждать-поджидать, когда те плоды станут поспевать да сами вниз сыпаться.

Выбились из сил да изголодали совсем, вот Вяхря и говорит: «Надоть бы нам струмент какой дельной найтить, штобы сосну эфту свалить!» А Похтырь – ему в ответ: «Да, как же мы, паря, без сосны-то жить станем дале?!» Вяхря опять за своё: «Завалим сосну, пойдём с тобой в город, продадим там плоды золоты – накупим себе женшшин, вина да еды! Будем жить в городе, как люди!» На том и порешили…

И побрели, нехристи, куды глаза глядят – инструмент дельной вместе добывать…

Бредут семь дён – не выбредут, неделю гребут – не выгребут. За лесом тёмным, да за за чарусьём дальним упёрлись они в няшу бескрайню. Брод долго ныкали – жердями в няшу тыкали, но до дна нигде не достали. Упёхтались все да устали, сели на пригорке, бросили в ту няшу опорки, крикнули: «Да, провались, ты!» – и спать во мху повалились.

Сквозь сон слышат – вроде сопит кто-то, кряхтит и тяжело дышит. Очнулись и видят: лезет из няши на берег чаморь Бела о двух головах! На макушках у ней короны золочёны прикручены, на плечах – шуба из перьев белых, под перьями бледны кости светят да кровь голуба в жилах течёт, а из-под шубы лапы орлины с когтями торчат.

Спрашиват их чаморь Бела: «Койду правитесь, лапотники сермяжны? И какого рожна вам здесь нужно?!» А Вяхря ей и отвечат: «Слышь, мамаша благородна, нать бы нам сыскать струменту подходяшшего. Холода скоро. Хотим, вот, дров к зимы заготовить!» «Хорошо, – говорит им чаморь Бела – оставляйте мне в залог свою веру, дам я вам взамен кой-какой инструмент». «Може тут хитрось кака аль подвох есть?», – засомневался было Похтырь. А Вяхря ему шепчет в ответ: «А-а, плевать! Нашто нам эфта вера нать? Сколь ни живём – ни разу не пользовались!» И решили братья веру свою отдать ей. Получили в обмен пилу криву да тупой топор и попёрлись назад к сосне на угор…

Пришли опять к той же няше и видят: всё теперь вокруг покрыто туманом, по берегу рвов да окопов нарыто, по окопам кости белы рассыпаны, посредь няши торчит кол, а на колу висят два белых черепа. Кинули они в няшу пилу да топор, три раза крикнули: «Провались!» (на всякой случай) и за бруствером спрятались.

Тут грязь забурлила, пошли по тине круги, и выбралась из няши чаморь Красна о трёх головах! У тех голов три глаза жутким светом горят, три бороды железных на одну сторону сворочены, из пастей кровавых зубы золоты торчат! На одной голове папаха надета, на другой – каска с рогами нахлобучена, а на третьёй – шлём с ушами напялен. На груди у чамори звезда красна вырезана, на спине чёрной крест прибит, в левой руке у ней зажата граната, а правой – она винтовку держит.

Увидала чаморь Красна чужих и кричит: «Стой, кто идёт! Отвечай, што тут надо, солдатики?!» А Вяхря ей и докладыват с перепугу: «Мы тут даве были, да у гадины бледной веру свою забыли. Нать бы нам своё обратно получить!» «Ну, вы опомнились, безголовы! – чаморь Красна им молвит – Падаль ту Белу я уже съела. А веры теперь уж никак не достать вам! Вот – возьмите лучше гранату. На вид она маловата, зато, как рванёт – любы горы свернёт! Но энта граната не совсем бесплатна, отдадите мне за неё вашу правду». Посомневались братья да и сказали: «Зачем нам правда без веры. Не хотим её больше знать! Забирай себе, коли нать!» Схватили гранату и помчались к сосне, штоб испытать её поскоре.

Эх! Долга сказка кажется, да недолго делу сделаться.

Сквозанули по стволу мечом* – токмо смола по краям вскипела! Рты раззявили, стоят и смотрят – в каку сторону сосна падать начнёт. Но тут сверху кто-то сказал им, буде по радио объявил: «Ну, мы поехали! А вы – прошшевайте теперь, братья! Век счастья не видать вам!» Сосна-то скрипнула, закряхтела, но на земь не упала, а качнулась легохонько так, ото пня отделилась по срезу, вызнялась нехотя в поднебесьи и разом ввысь улетела!

А братьям тем непутёвым остался всего лишь пень с корнями, да сверху просыпалась на них кака-то труха, кокошник мятой и от гармони меха…

Видно, Земля, с тех вот пор, так куды-то всё падат и катится – никак не остановится! Солнце с луною всё хуже светят, а звёзды всё меньше да холоднее становятся…

Ну, а Вяхря да Похтырь нацепили последни опорки, прошли тридевять земель насквозь и добрались-таки до городу! Встали там на учёт, выучились на монтёров, шарились по-за сараями, катились по наклонной, кормили вшей в клоповниках, водили шашни со шмарами, пухли с голодухи, лечились от зубов и алкоголизма… Да так с тех пор досих по городам и рышшут – всё счастья себе ишшут!

В диком лесу да на высоком мысу у самого края стояла сосна роковая, и нет теперь к ней пути: ни проехать, не дойти…

* Как опосля оказалось, заряда у этого меча хватат лишь на один раз, а зарядно устройство… Да кто ж его так просто отдаст!

Источник

Шаньги – что это такое и как его приготовить

Фото блюда

Кто такой бог шаньга. Смотреть фото Кто такой бог шаньга. Смотреть картинку Кто такой бог шаньга. Картинка про Кто такой бог шаньга. Фото Кто такой бог шаньга

Блок автора

Кто такой бог шаньга. Смотреть фото Кто такой бог шаньга. Смотреть картинку Кто такой бог шаньга. Картинка про Кто такой бог шаньга. Фото Кто такой бог шаньга

Шаньги – русская выпечка, по сути представляющая собою круглые пирожки. Шаньга по внешнему виду очень напоминает ватрушку. Но по вкусу шаньга не такая сладкая, как ватрушка. Об особенностях этого мучного изделия, о его полезных свойствах, а также о способах его приготовления будет рассказано в данной статье.

Где появились шаньги?

Родиной этой выпечки является Россия, а вот по происхождению она финно-угорская. До сих пор жители многих северных регионов России шаньги едят каждый день.

Из чего состоят?

Так как шаньги впервые начали готовить именно на Севере, в этих булочках содержится много жиров. Ведь при низких температурах важно получать много калорий, дабы обеспечивать хорошую терморегуляцию.

1. Мука

Поскольку шаньги – это выпечка, без муки при их приготовлении никак не обойтись. Энергетическая ценность и калорийность этого блюда напрямую зависят от того, какой вид муки используется при приготовлении.

Так, если шаньги были приготовлены из пшеничной муки, их калорийность будет превышать 250 ккал. В них будет много углеводов – 42 г. А среднее количество белков и жиров – менее 10 г. Если будет использоваться лишь ржаная мука, выпечка будет богата витаминами и минералами.

Однако при этом ржаные шаньги имеют повышенную кислотность. Оптимальным вариантом следует считать шаньги, приготовленные из смеси пшеничной и ржаной муки. В них присутствует сбалансированное количество витаминов, микроэлементов и других полезных веществ.

2. Жиры

При приготовлении шанег используется много жира. Причём он, как правило, имеет животное происхождение. Именно на жирах замешивается тесто. Жиром же поливают булочки при выпекании. Да и на стол они подаются только после того, как будут политы жирами.

В связи с этим шаньги помогают надолго избавиться от чувства голода. Особенно они полезны будут мужчинам, которые выполняют трудную физическую работу. В качестве жира можно использовать сливочное масло. Можно также применять говяжий, свиной, бараний жир.

3. Другие ингредиенты

Для приготовления теста, помимо муки и жиров, потребуется также молоко, сахар, дрожжи, яйца и соль. Количество их может быть разным, в зависимости от рецепта. Могут также использоваться и другие ингредиенты.

4. Начинка

Важно! Независимо от того, что было решено использовать в качестве начинки, тесто не раскатывают и не делают в нём никаких углублений. Начинка просто кладётся сверху.

Если шаньги не имеют начинки, то их лучше подавать со сметаной. Нередко также перед подачей их поливают топлёным маслом.

Кто такой бог шаньга. Смотреть фото Кто такой бог шаньга. Смотреть картинку Кто такой бог шаньга. Картинка про Кто такой бог шаньга. Фото Кто такой бог шаньга

Как выглядят шаньги?

Готовые булочки всегда имеют круглую форму. При этом по бокам могут быть узоры. А вот размеры их бывают разными. Самые маленькие могут не превышать 10 см в диаметре. Но бывают и такие шаньги, диаметр которых более 30 см. Такая выпечка хорошо подходит к напиткам, особенно к молоку. Их часто едят вприкуску с кисломолочными продуктами и со щами.

Шаньги с творогом

Вот один из рецептов приготовления шанег. В качестве начинки для них будет использоваться творог. Можно брать сладкий или солёный кисломолочный продукт. Здесь всё зависит от вкусовых предпочтений.

Ингредиенты

Творог, который будет использоваться для приготовления этой выпечки, должен быть жирным. На 1,5 кг дрожжевого теста потребуется 500 г творога. Также нужно взять одно яйцо, пару ложек сахара и ложку молока.

Приготовление

Шаньги с сыром

А теперь представляем вниманию ещё один вариант приготовления шанег. Рецепт основан на использовании сыра в качестве начинки. Выпечка получается очень вкусной – настолько, что возникает желание готовить её ежедневно. При этом каждая шаньга пышная и пористая.

Ингредиенты

Потребуется 3 стакана муки, по две ложки сахара и постного масла, стакан воды, 70 г сыра, а также немного соли и сухих дрожжей.

Приготовление

Кто такой бог шаньга. Смотреть фото Кто такой бог шаньга. Смотреть картинку Кто такой бог шаньга. Картинка про Кто такой бог шаньга. Фото Кто такой бог шаньга

Шаньги с картофельным пюре

Нередко картофельное пюре остаётся от вчерашнего ужина. Чтобы добро не пропадало, его можно использовать для приготовления вкусной выпечки. Шаньги с картошкой – вот отличное решение.

Ингредиенты

Понадобится мука (количество лучше определять на глаз), пол-литра простокваши, 500 г картофельного пюре, 10 ложек сметаны, ложка сахара, а также по одной ч. ложке соли и сухих дрожжей.

Приготовление

Кто такой бог шаньга. Смотреть фото Кто такой бог шаньга. Смотреть картинку Кто такой бог шаньга. Картинка про Кто такой бог шаньга. Фото Кто такой бог шаньга

Шаньги Леопард

Ингредиенты

Берём 800 г муки, стакан молока, 330 мл воды, 100 г рисовой муки, 30 г сливочного масла, 4 ложки сахара, две ложки постного масла, полторы ложки сухих дрожжей.

Приготовление

Кто такой бог шаньга. Смотреть фото Кто такой бог шаньга. Смотреть картинку Кто такой бог шаньга. Картинка про Кто такой бог шаньга. Фото Кто такой бог шаньга

Заключение

Для приготовления шанег можно использовать ржаную или пшеничную муку. Она замешивается на жире. Такие пирожки могут иметь начинку, а могут выпекаться и без неё. Шаньги, приготовленные в домашних условиях – вкусные и пышные. От них веет теплотой и уютом.

Источник

Шаньга

Ша́ньга, мн. ч. ша́ньги (ум.-ласк. ша́нежки) — русское блюдо, круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире.

Название блюда было заимствовано славянским населением Русского Севера из языка аборигенных финских племён. Затем, вместе с расселяющимся севернорусским населением, распространилось от Карелии до Оби, с XVII века проникает в Западную Сибирь вместе с архангелогородскими и сольвычегодскими колонистами. На сегодняшний день блюдо имеет широкое распространение в домашней кухне в Предуралье, Среднем Урале и Зауралье, и сравнительно малоизвестно в западных регионах России. Сегодня шаньги делаются в основном из кислого дрожжевого теста, в старину в коми-пермяцкой кухне имелись также шаньги из пресного теста, так называемые обычно называли «кулиггез» («кулиги» с коми-пермяцкого). В Великом Устюге и окрестностях шаньги и сегодня делаются из пресного теста и имеют широкое распространение в местной кухне.

Имеет внешний вид ватрушки, однако в отличие от ватрушек, во-первых, никогда не бывает сладкой (исключая некоторые региональные разновидности, не получившие широкого распространения, например шаньги с морошкой), во-вторых, по мнению В. В. Похлёбкина, не наполняется начинкой, а лишь смазывается сверху. Впрочем, последнее утверждение спорно, в силу того, что можно говорить об определённой аналогии с пельменями: у народов-родителей блюда, как правило, было более чем достаточно начинки, но мало муки. Поэтому, весьма вероятна обратная ситуация — при достаточно тонком тесте используется много начинки. С другой стороны, верно и то, что при приготовлении шанег в раскатанном тесте не делается никаких специальных углублений для начинки, напротив, она наносится слоем поверх всего круга теста, если и оставляя по краям открытый участок, то очень и очень узкий. Кстати сказать, в связи с этим нередко встречающееся понятие как наливная шаньга не имеет смысла, в отличие от наливной ватрушки, поскольку начинка для шанег должна быть достаточно густой, чтобы удержаться на поверхности. Также надо отметить, что шаньги могут быть разных размеров: от 12—15 сантиметров в диаметре до 30 и даже более, если они выпекаются в печи. Наиболее распространены шаньги размером 18—20 сантиметров в диаметре.

Изначально для блюда начинкой служила сметана, различные виды муки, гороховая каша. На сегодняшний день, используется в основном, картофельное пюре или творог, могут использоваться каши, например, пшенная, однако есть варианты сложных начинок, например смесь гречневой каши и рубленого варёного яйца.

Шаньги хорошо выпекаются как в русской печи, так и в духовке. После выпечки шаньги смазываются топлёным маслом или сметаной.

Шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с солёной рыбой, со щами, с чаем.

Во времена Советского Союза, в регионах, где шаньги получили распространение, имелось большое количество так называемых «шанежных» (предприятий быстрого питания, аналогов «блинных», «чайных» и т. п.), где подавались шаньги с различными начинками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *