Кто такой босяк по жизни преступном мире
В Петербурге его называют «вяземским
кадетом», в Москве «золоторотцем», в
Одессе «шарлатаном», в Харькове
«раклом». В Киеве имя ему «босяк»
А. Куприн
Словарь русских синонимов
оборванец, лохмотник, золоторотец; бич, хулиган, бездомный, вор, бродяга, преступник, люмпен, бомж.
В толковых и этимологических словарях подобная интерпретация, в словаре Даля и Макса Фасмера термин не истолкован, в русских летописях найти слово не удалось; в «Ономастиконе» академика С.Б. Веселовского (1876-1952) упоминаются: «Босые — много лиц и несколько фамилий разного происхождения; Босые, московские гости, XVI—XVII вв.»; отметим, что комментаторы слова БОСЯК не принимают связь понятий БОСЯК=БОСОЙ за основу в истолковании термина, во всех истолкованиях исходное положение – социальная иерархия.
2) Обстоятельства возникновения понятия БОСЯК
Очевидно, что понятие возникло в период после отмены крепостного права (1861-1883), в это время на российский рынок труда попала масса крестьян, лично свободных, но не имеющих средств для существования, на «выкуп» земли крестьяне были переведены с 1.1. 1883 года. В результате действий царского правительство, охранявшего интересы дворянства, образовалась прослойка населения существующая за счет случайного заработка и благотворительности: бурлаки, грузчики в портах, временные с/х и строительные рабочие и большое число просто нищих людей.
А. Куприн в своём очерке указывает на место возникновения понятия – Киев (город славился своими нищими), и условия формирования «босяцкой» прослойки. «В публике почему-то укоренилось мнение, что среди босой команды влачат свое жалкое существование бывшие богатые помещики, гусарские офицеры, чуть ли даже не бывшие ученые, которых заставила так низко упасть слабость к спиртному. Без сомнения, эти слухи весьма преувеличены, однако в них есть доля правды: почти всегда между босяками есть пять-шесть человек, бывших когда-то учителями, армейскими капитанами, подающими надежды музыкантами. Но большинство членов босой команды все-таки составляется из пропившихся мастеров и подгородних крестьян, дошедших вследствие безработицы, лености или пьянства до ночлежного дома» (Босяк, 1895).
4) Терминология иврита и библейские образы
Библейские образы
Захария 10:5: «И они будут, как герои, попирающие (БУС) врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях».
Исаия 63:18 «Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали (БУС) святилище Твое».
Таким образом, сложное русское слово БОСЯК очевидно составлено из двух понятий иврита, которые характеризуют положение членов социальной прослойки, находящейся «на дне» общества – НИЗВЕРГНУТЫЙ (из общества) и ЗАКЛЕЙМЕННЫЙ (сурово осуждаемый обществом, заклейменный позором) человек.
Волжские босяки: как низшая каста стала первыми «блатными» на Руси
Происхождение слова босяк понятно и не нуждается в дополнительных пояснениях. Босяк мог быть и в обуви, но всё равно босяк, если он оборван и без определённых занятий. В ближайшие десятилетия после отмены крепостного права босяки, главным образом из крестьян, заполонили русские города. Кто мог и хотел – нанимались на фабрику и не были босяками. Большинство перебивалось случайными заработками.
Настоящий босяк не трудится
Но были и босяки, вполне довольные своим «социальным статусом». В этой деклассированной, люмпен-пролетарской среде сложились свои сообщества, совместно занимавшиеся неким промыслом и помогавшие своим сочленам. Промысел не был связан с трудом. Это и было главное качество, отличавшее настоящих босяков от всяких там работяг. Босяк принципиально не вкалывает от зари до зари, а ищет себе заработка более «благородным» способом.
Босяцкая феня
Главными занятиями босяков были мелкое воровство и нищенство. С этими занятиями был связан особый жаргон босяков. Нищенство называлось «рукопротяжной фабрикой». Если кто-то что-то украл – значит, «взял». Самыми обычными предметами уличного воровства были «шмели» (кошельки) и «бочонки» (часы). Сбыть краденое – значит «спулить».
В босяцком деле приходилось хорониться не только от «фараонов» (слово не требует перевода), но и от «пауков». Пауками назывались переодетые полицейские. Их особенно опасались те, кто работал на «рукопротяжной фабрике». «Пауки» определяли таких задержанных в работные дома, откуда босяки норовили убежать при первом удобном случае.
Главное в деятельности босяка было не «сгореть», то есть не попасться «фараону», а если уж тот заметил «босяка», надо было срочно «нарезать винта», то есть удирать. Босяки держались своего рода артелями и каждый приносил свою выручку в общак. Удачное дело одного босяка превращалось в удачу целой босяцкой шайки. В ознаменование удавшейся кражи или выгодного попрошайничества устраивался «слам», то есть товарищеская попойка. Таковая и описана в финале пьесы Горького «На дне».
Пристанища босяков
«Волжскими» босяков называли иногда по трём причинам. Во-первых, основная масса деклассированного элемента в России шла именно из Поволжья, где чаще всего вспыхивали периодические голодовки в деревне. Поэтому там было особенно много сельского пролетариата, наполнявшего города. Во-вторых, именно город Нижний Новгород – большой торговый город на Волге, с его наиболее разнообразными видами экономической деятельности – представлял и наибольший простор для развития «босячества». В-третьих, особенно много босяков этот город притянул в связи с проведением там ежегодных торговых ярмарок, но главное – всероссийской торгово-промышленной выставки в 1896 году.
Но колонии босяков были разбросаны по всем большим русским городам. Особенно много их было в С.-Петербурге и Москве. Их местообитанием стали многочисленные ночлежки. Эти дома, предоставлявшие своим постояльцам деревянные нары («шхеры» на босяцкой фене) для ночлега, также имелись во многих городах России. Они представляли собой доходный бизнес для их владельцев. В некоторых таких домах на ночь набивалось больше тысячи человек, а особых расходов для них не требовалось. Место «на шхерах» стоило гривенник, а под «шхерами» и вовсе пятачок.
Один из этих домов, в Петербурге, содержал купец Макокин, и его ночлежку босяки прозвали «в гостях у графа Морковкина». Другую известную ночлежку в северной столице держал купец Пономарёв. Ночлежный дом Бугрова в Нижнем Новгороде вместе с его типичными обитателями запечатлён на ряде знаменитых жанровых фотографий Максима Дмитриева.
Типы босяков
Характерными типажами босяков, которые по своей воле не задерживались в работных домах, а тут же стремились улизнуть, чтобы заняться своим «благородным» промыслом, были профессиональные нищие (калеки и трудоспособные, а также женщины с маленьким ребёнком), взрослые воры, беспризорные мальчишки. Но были и те, кто занимался промыслом почище.
Так, у Анатолия Бахтиарова описан интеллигентный босяк-авантюрист, прикидывавшийся странствующим монахом. Он каким-то образом узнавал про долго отсутствовавших в городе известных и богатых лиц, про которых давно не было вестей. «Странник» назывался братом такого лица и писал от его имени прочувствованные письма к его знакомым из высшего общества. В этих письмах он просил о помощи, указывая, что попал в беду. Взятый им в долю напарник – босяк из ночлежки – ходил посыльным к этим знакомым и приносил данные ими взаймы деньги.
Характерно, что напарник не сделал попытки присвоить себе целиком хоть одну из этих сумм и в конце этого предприятия получил от «странника» обещанную долю. Совершив это дело, «странник» отправился на подобную авантюру в другой город, заметив при этом, что со своим талантом нигде не пропадёт.
Среди босяков преобладали выходцы из крестьян и мелких мещан, но попадались и опустившиеся потомки духовных лиц и даже дворян.
Описания разных типажей босяков, среди которых тоже был «богомольный странник», оставил нам и Максим Горький. Тогдашнему образованному, оппозиционному к власти российскому обществу, босяки, самим своим существованием бросавшие вызов общепринятым нормам закона и морали, казались чем-то неизмеримо высоким в духовном плане, эталоном и светочем свободы, при этом – олицетворением «лучшего в народе», каких-то скрытых потенций русского народа-богоносца… А это была, в сущности, блатная и приблатнённая шпана.
Волжские босяки: чему у них научились воры в законе
Воры в законе чтут негласный кодекс и живут по строгим правилам, среди которых запрет на официальное трудоустройство, сотрудничество с властями, покупка собственного жилья и обретение семьи. Многие понятия, а также воровская лексика позаимствованы у босяков – социальной прослойки дореволюционной России.
Воровство как образ жизни
Изначально босяками называли грузчиков в крупных волжских городах. В ожидании заказов они дремали, а на голых ступнях писали расценку. Кому цена подходила, будил грузчика и нанимал. Но со временем босяком стали называть всякого, кто зарабатывал на жизнь не честным трудом, а воровством, попрошайничеством или мелкими аферами. Босяки не марали руки кровью, не убивали и не насиловали. К убийству прибегали лишь в случае нарушения босяцких законов и для защиты собственной жизни.
«Высшим шиком» считалось не просто украсть, а сделать так, чтобы «фраер» (современный аналог — лох) сам отдал деньги или ценности. Так, в очерках 1903 года известного публициста А. Бахтиярова описывается один из ловкачей-босяков. Он узнавал о давно отсутствующем в городе богаче и писал от его имени знакомым и друзьям письма с просьбой «помочь чем Бог послал» или дать взаймы. И желающих «помочь ближнему» находилось немало.
Но итог для большинства босяков был один — они оказывались в тюрьме и привносили в блатной мир свои законы. Неслучайно в прошлом веке «элитарность» воров в законе объяснялась тем, что в «касту привилегированных» входили только преступники, промышлявшие воровством и аферами, но не опускавшиеся до убийства. При этом не всякие кражи повышали авторитет, а только те, что требовали тщательной подготовки или мастерства — например, взятие банка или магазина (так называемые воры-городушники) или вскрытие сейфа (медвежатники).
Ярким примером калькирования босяцкого образа жизни можно считать современного уголовного авторитета Валерия Шеремета (Шарика). В его автобиографии 7 ходок и контроль над одесскими карманниками. Последний срок Шарик отбывал в немецкой тюрьме, куда был помещен по обвинению в организации и участии в серии квартирных краж.
Если босяк нанимался на фабрику и начинал «вкалывать от зари до зари», он автоматически становился работягой. Также и воры в законе («блатные») — им запрещается работать по трудовой не только на воле. Во время отсидки они не могут занимать посты бригадира, дневального, мастера и другие должности в колонии, а также трудиться в принципе. За нарушение этого босяцкого правила из высшей касты вор в законе автоматически переходил на низшую ступень тюремной иерархии и становился «козлом».
Иваны, не помнящие родства
А. Бахтияров в «Очерках о босяках» рассказывает, что вместо настоящего паспорта при внезапных ночных проверках в ночлежке использовался «куклим» — фальшивый документ. При отсутствии «ксивы» босяки использовали тактику «затеряться в толпе» — прятались за спинами товарищами так долго, насколько удавалось. В ночлежку набивалось столько народу, что на проверку каждого у полиции не было ни времени, ни сил. Кстати, нарицательно «Иванами» кликали всех босяков-бродяг, потому что среди своих они были известны по прозвищам, а при общении с представителями власти назывались вымышленными именами (вроде Иван Иванов).
Птица вольного полета
Босяки старались подолгу не задерживаться на одном месте. Оно и понятно — постоянные перемещения повышали шансы «уйти» от «фараонов» (городовых) и не примелькаться «публике». К тому же странствия позволяли оказываться «в нужном месте в нужное время». Например, с открытием популярной Нижегородской ярмарки, куда съезжались состоятельные люди со всей России, количество промышляющих босяков многократно увеличивалось. Также и у воров в законе, которые называют себя босяками или бродягами, не принято оседать на одном месте, и одна из причин — желание подольше задержаться на свободе.
Стрельба
Как пишет А. Бахтияров, в ночлежках босяки обменивались информацией о «стрельбе» — городских точках, где выгоднее всего проворачивать дела и где больше подают. Промышляющих там босяков называли «стрелками». Если для воров-карманников и аферистов наибольшую опасность представляли «фараоны», то для профессиональных нищих — «пауки». Так называли переодетых городовых, которые забирали босяков-нищих в полицейский участок, а затем при помощи нищенского комитета «депортировали» из города. Любое сотрудничество с властями босяки презирали. Как и их преемники, воры в законе, они не содействовали следствию и не принимали помощь от официальных лиц.
Общаг и вожак
Известный горьковед и литературный критик Павел Басинский со ссылкой на А. Бахтиярова пишет, что для босяков было характерно «сколачивание» шаек (артелей). Удачная «стрельба» одного или пары босяков оборачивалась счастьем для всей шайки, которая устраивала в честь выгоревшего дела попойку — «слам».
Обязательно в каждой босяцкой шайке выбирался вожак, который контролировал общак (всю добычу, которую приносили рядовые босяки). Вожак обладал неоспоримым авторитетом, поэтому при разрешении споров и конфликтов его слово оказывалось решающим. Именно такие функции выполняет сегодня вор в законе — тот, кого «короновали», выбрали главным на сходке. Он контролирует общак, «курирует» конкретные сферы преступной деятельности, а также разрешает конфликтные ситуации: иногда самолично, но чаще — в результате голосования на сходке.
Век воли не видать
Как пишет в одной из своих монографий филолог и литературовед Елена Болдырева, босяк во всем противопоставляет себя «не босяку». Босяки стремятся к открытому пространству и свободе, поэтому любое ограничение они воспринимают как тяжкую долю, испытание. Они презирают этические нормы и живут по собственным законам «правды и справедливости», не стремятся разбогатеть, не хотят «владеть собственной лавкой», но мечтают получать от жизни по максимуму.
Все перечисленные принципы становятся фундаментом мировоззрения воров в законе, кодекс которых запрещает следовать общественным нормам и правилам, заниматься стяжательством и бизнесом. Одна из важнейших жизненных ценностей для них — свобода, ведь большую часть жизни им приходится проводить за решеткой. Неслучайно в качестве нерушимой клятвы честности используется выражение «Век воли не видать».
Босяцкое арго
Подобно офеням босяки общались так, чтобы посторонние не понимали, о чем идет речь. Воровское арго пополнилось многими босяцкими словами и выражениями: «взять бочонок» — стянуть карманные часы, «шмель» — портмоне, «нарезать винта» — удрать, убежать от полиции. При этом лексика босяков отличалась в зависимости от локации. Так, в небольшом босяцком толковом словарике, изданном в 1903 году И. К. Авдеенко, босяки Хитровского рынка в Москве говорили «Затыривай!» (то есть «Начинай!»). М. Грачев в книге «Арго и менталитет русских деклассированных элементов» пишет, что из трех тысяч единиц босяцкой лексики в современном воровском жаргоне сохранилось порядка пятисот.
Босяк
Смотреть что такое «Босяк» в других словарях:
босяк — оборванец, лохмотник, золоторотец; бич, хулиган, бездомный, вор, бродяга, преступник, люмпен, бомж Словарь русских синонимов. босяк см. бродяга Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
БОСЯК — БОСЯК, босяка, муж. Представитель деклассированных слоев города; оборванец. Разрушенный дом служил убежищем для босяков. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БОСЯК — БОСЯК, а, муж. Опустившийся человек из деклассированных слоёв населения. | жен. босячка, и. | прил. босяцкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
босяк — БОСЯК, а, м. Хулиган, вор, преступник; бран. обращение. Возм. из уг … Словарь русского арго
БОСЯК — личность, не вызывающая особого уважения; бомж; незнакомый человек. Первоначальное значение этого слова грузчик. В былинные времена босые грузчики в ожидании работы спали, выставив на всеобщее обозрение ступни, выполнявшие роль ценников. Если… … Большой полутолковый словарь одесского языка
БОСЯК — Ссученный босяк. Жарг. угол. Презр. Лицо, сотрудничающее или подозреваемое в сотрудничестве с оперативными органами. ТСУЖ, 23; УМК, 58; ББИ, 32 … Большой словарь русских поговорок
БОСЯК — (кроме основного значения) употребляется в Одессе в значении пренебрежительного названия неделового человека. * Ну, где ж те башмаки, которые я тебе справил на пасху? Что ты ходишь, все равно как босяк с Дюковского сада? (В. Катаев. «Белеет парус … Язык Одессы. Слова и фразы
Босяк — м. разг. см. босяки Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
босяк — босяк, босяки, босяка, босяков, босяку, босякам, босяка, босяков, босяком, босяками, босяке, босяках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
босяк — бос як, а … Русский орфографический словарь
босяк — тюрем. 1) блатной; 2) заключенный, признающий тюремный закон, человек с правильными понятиями … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
БОСЯК
Смотреть что такое БОСЯК в других словарях:
БОСЯК
БОСЯК
босяк м. Опустившийся, обнищавший человек из деклассированных слоев общества (в Российском государстве до 1917 г.).
БОСЯК
босяк м.down-and-out, tramp
БОСЯК
БОСЯК
БОСЯ́К розм. (зубожіла, соціально й морально занепала людина з декласованих шарів населення — перев. у дореволюційній Росії), ХАЛАМИ́ДНИК заст.; ЛЮ́МПЕ. смотреть
БОСЯК
БОСЯК
БОСЯ́К, а́, ч., розм.1. Зубожіла, соціально й морально занепала людина.– Ондечки стоїть недоук попович, що тинявсь по монастирях, був слимаком та розпи. смотреть
БОСЯК
БОСЯК
-а́, м. Опустившийся, обнищавший человек из деклассированных слоев населения в капиталистическом обществе; оборванец.Я был положительно ошеломлен этим. смотреть
БОСЯК
1) Орфографическая запись слова: босяк2) Ударение в слове: бос`як3) Деление слова на слоги (перенос слова): босяк4) Фонетическая транскрипция слова бос. смотреть
БОСЯК
БОСЯК
(2 м), Р. босяка/; мн. босяки/, Р. босяко/вСинонимы: бездомный, бич, бомж, бродяга, вор, зимогор, золоторотец, лохмотник, люмпен, оборванец, преступни. смотреть
БОСЯК
м. va-nu-pieds m (pl invar); gueux m; chemineau m (бродяга) Синонимы: бездомный, бич, бомж, бродяга, вор, зимогор, золоторотец, лохмотник, люмпен, обо. смотреть
БОСЯК
БОСЯК
БОСЯК
Ссученный босяк. Жарг. угол. Презр. Лицо, сотрудничающее или подозреваемое в сотрудничестве с оперативными органами. ТСУЖ, 23; УМК, 58; ББИ, 32.Синоним. смотреть
БОСЯК
БОСЯК
БОСЯК
м. va-nu-pieds m (pl invar); gueux m; chemineau m (бродяга)
БОСЯК
тюрем.1) блатной;2) заключенный, признающий тюремный закон, человек с правильными понятиями.Синонимы: бездомный, бич, бомж, бродяга, вор, зимогор, зол. смотреть
БОСЯК
м(бродяга) vagabundo mСинонимы: бездомный, бич, бомж, бродяга, вор, зимогор, золоторотец, лохмотник, люмпен, оборванец, преступник, ракло, хулиган, ша. смотреть
БОСЯК
Батяра, безхатько, безштанько, волоцюга, вулипіник, голодранець, голота, голяк, гультипака, драб, дрантогуз, дріпіо, жлоб, злодій, кацап, кацапюра, лод. смотреть
БОСЯК
БОСЯК
БОСЯК
м.vagabundo m, vagamundo m; desharrapado m (оборванец)
БОСЯК
БОСЯК
skarvСинонимы: бездомный, бич, бомж, бродяга, вор, зимогор, золоторотец, лохмотник, люмпен, оборванец, преступник, ракло, хулиган, шаромыга
БОСЯК
БОСЯК
сущ. муж. рода; одуш.разг.босяк
БОСЯК
流氓 liúmángСинонимы: бездомный, бич, бомж, бродяга, вор, зимогор, золоторотец, лохмотник, люмпен, оборванец, преступник, ракло, хулиган, шаромыга
БОСЯК
м. straccione, vagabondo Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: бездомный, бич, бомж, бродяга, вор, зимогор, золоторотец, лохмотник, люмпен, оборванец, преступник, ракло, хулиган, шаромыга. смотреть
БОСЯК
імен. чол. роду, жив.босяк
БОСЯК
Ударение в слове: бос`якУдарение падает на букву: яБезударные гласные в слове: бос`як
БОСЯК
-а, ч. Представник декласованих шарів населення.
БОСЯК
БОСЯК
БОСЯК босяка, м. Представитель деклассированных слоев города; оборванец. Разрушенный дом служил убежищем для босяков.
БОСЯК
1. hulgus2. paadialune3. paljasjalgne
БОСЯК
(-а) ч.; комп.; жарт. 1. Те саме, що «васік». Синишин, 24. 2. Програміст на мові Basic. Босяків поменшало. Синишин, 24.
БОСЯК
БОСЯК
босяк оборванец, лохмотник, золоторотец, бич, хулиган, бездомный, вор, бродяга, преступник, люмпен, бомж
БОСЯК
бося’к, босяки’, босяка’, босяко’в, босяку’, босяка’м, босяка’, босяко’в, босяко’м, босяка’ми, босяке’, босяка’х