Кто такой даулеткерей капулы
Кто такой даулеткерей капулы
Даулеткерей родился в 1820 году на прибрежье Каспия. Отец его султан Шигай Нуралиев умер, когда Даулеткерею исполнилось пять лет, и дальнейшие заботы о его воспитании взял на себя двоюродный брат, султан Мендигирей Букейханов, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской орде после хана Джангира.
А.В.Затаевич, записавший этот кюй, отметил: «Очень красива и свежа его средняя часть, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами». Кюй «Кос-алка» («Пара серег») представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический образ девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические пьесы, проникнутые светлым, радостным настроением.
Но уже в эти годы композитор все больше задумывается над смыслом происходящих событий, и в его творчество вторгаются социальные мотивы. Так появляется кюи «Кара-кожа», в котором Даулеткерей подвергает гневному осуждению одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе недоброй славой за свою жестокость и корыстолюбие. В сочиненных после «Кос-алка», «Кыз-Акжелен» и «Кара-кожа» кюях он не удовлетворяется изобразительными моментами, а старается глубже передать мир мыслей, настроений, переживаний человека. Даулеткерей много работает, чтобы расширить и обогатить выразительные приемы игры на домбре: смело использует жанры и особенности вокальной музыки, мастерски применяет игру на обеих струнах, добиваясь тембрового разнообразия. Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек», созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» элегией и дал следующую характеристику этим двум кюям: «Две пьесы, в содержании своем обобщенные мятущимся и патетическим началом несколько подчеркнутой выразительности, и по характеру своих выспренных мелодических формул как бы переливающиеся за пределы типично казахской инструментальной мелодии и приёмов ее развития. Не объясняется ли это до некоторой степени тем, что автор данных кюев, султан Дав-лет-гирей, по своему положению и образованию мог иметь и, наверное, имел известное представление о музыке, сложившейся в других условиях и другого народа?»
Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи «Желдерме». По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки, и гибкие ритмы позволили композитору глужбе раскрыть богатый и изменчивый мир настроений человека, показать красоту и поэтичность.
В 1851 году Даулеткерей Шигаев становится правителем рода Серкеш. В 50-е годы он сближается с представителями русской администрации. Особенно дружескими и тесными были его отношения с председателем Временного совета Г.В.Ващенко, который помог Даулеткерею лучше узнать русскую культуру, язык и ввел его в круг русской интеллигенции.
Капулы Даулеткерей (персональная справка)
Последняя должность: Старший преподаватель Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева
Дата рождения: 09.08.1977
Место рождения: КазССР
Семейное положение, родственные связи:
· Казахский, русский, азербайджанский, испанский
Образование, специальность (квалификация), лицензии:
· КазНУ им. Аль-Фараби (1995-1999)
· ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, магистраура (2000-2002)
Научные звания, степени, деятельность:
· Доктор филологических наук (2015)
· Преподаватель кафедры казахской литературы Евразийского университета (1999-2005);
· Преподаватель, Заместитель декана по учебной работе факультета казахской филологии КазНПУ им. Абая (2006-2008);
· Специалист отдела культуры Акимата города Астаны;
· Главный редактор литературно-просветительского журнала «Алтын тамыр»;
· Заместитель директора издательства «Фолиант», г. Астана;
· Старший преподаватель Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева
· Председатель городского филиала Союза писателей Казахстана г. Нур-Султан
Выборные должности, депутатство:
· Кандидат в депутаты от Народной-демократической патриотической партии «Ауыл» (с 26.11.2020 )
· Член Народной-демократической патриотической партии «Ауыл»
Государственные и международные награды, премии, почетные звания:
· Орден Свободы Демократической партии Монголии;
· Медали: 10 лет Астане, 25-летие Независимости, «Казахский язык высшей степени» Международного общества «Казахский язык»;
· Заслуженный деятель культуры Казахстана;
· Лауреат Международной литературной премии «Алаш», Лауреат Государственной молодежной премии «Дарын», лауреат 8-го Каразоланского международного поэтического фестиваля тюркских народов в Адане (Тарсус), Турция, двухкратный лауреат государственной стипендии;
· Приз Республиканского конкурса писателей-поэтов им. А. Ибраева (2000), Главные призы республиканского конкурса писателей-поэтов, посвященного 80-летию Аягозского района;
· Обладатель Гран-при республиканских конкурсов, посвященных 300-летию Даулетбай батыра, 150-летию Ш. Кудайбердиева
Научные, литературные труды, публикации:
· Участвовал в международных айтысах, посвященных 60-летию Баян-Улгейского района Монголии, 200-летию Махамбета Утемисова, 100-летию И. Байзакова, атак же в республиканских конкурсах айтыскеров, посвященных 10-летию Казахско-Турецкого университета им. Ходжаахмета Яссави, 200-летию Кенесары Касымова в г. Кокчетав, 70-летию газеты «Казахская литература», 90-летию Малика Габдуллина
Даулеткерей Шыгайулы
Даулеткерей Шыгайулы годы жизни 1820-1887
Даулеткерей родился в 1820 году на прибрежье Каспия. Его отец султан Шигай Нуралиев умер, когда Даулеткерею исполнилось пять лет, и дальше его воспитывал двоюродный брат отца, султан Мендигирей Букейханов, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской орде после хана Джангира.
Но уже в эти годы композитор все больше задумывается над смыслом происходящих событий, и в его творчество вторгаются социальные мотивы. Так появляется кюи «Кара-кожа», в котором Даулеткерей гневно осуждает одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе недоброй славой за свою жестокость. Даулеткерей много работает, чтобы расширить и обогатить выразительные приемы игры на домбре: смело использует жанры и особенности вокальной музыки, мастерски применяет игру на обеих струнах. Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек» являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» элегией Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи «Желдерме». По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки позволили композитору глужбе раскрыть мир настроений человека.
В 1851 году Даулеткерей Шигаев становится правителем рода Серкеш. В 50-е годы он сближается с представителями русской администрации, особенно тесными были его отношения с председателем Временного совета Г.В.Ващенко. Важным событием в его жизни была поездка в Петербург осенью 1859 г. Казахская депутация отправилась в столицу России «для ознакомления с могуществом и блеском империи». По дороге в Петербург они остановились в Нижнем Новгороде и Москве. Депутация повидала воочию знаменитую Нижегородскую ярмарку, присутствовала на придворных торжествах в Зимнем дворце. В Москве Даулеткерей познакомился с оперой и смотрел балет в Большом театре. Путешествие в Петербург сыграло решающее значение в формировании мировоззрения композитора. Возвратившись домой, Даулеткерей становится горячим сторонником сближения Казахстана с Россией, с ее культурой.
Даулеткерей умер между 21 апреля и 4 мая 1887 года. Он оставил значительное музыкальное наследие, повлиявшее на дальнейшее развитие народной инструментальной музыки в Казахстане.
Даулеткерей и наследие Великой степи
Любовь к своей Родине начинается со знания своей истории, почитания славных предков, посвятивших свою жизнь делу служения Отечеству. Мигель де Сервантес писал: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». В этом смысле по-настоящему юбилейный 2020 год дает обильную пищу для осмысления великой истории и культуры казахского народа.
Именно Даулеткерей ввел в казахский кюй симфонизм как развитие собственно казахской музыкальной традиции на новом уровне. По словам композитора Таласбека Асемкулова, многие произведения виртуозного домбриста создают впечатление, будто они специально были созданы для оркестра, а уже потом переложены на домбру. К сожалению, в советский период наследие композитора подверглось остракизму. Ряд его произведений был приписан другим авторам. Да и принцип симфонизма, введенный им в национальное музыкальное искусство, был забыт и вновь введен в 1930-е. Однако сделано это было механически, не так изящно, как у мастера.
Даулеткерей родился в 1820 году в Бокеевской Орде (ныне Бокейординский район Западно-Казахстанской области). Его отец султан Шыгай правил Ордой после смерти хана Бокея, будучи регентом несовершеннолетнего хана Жангира. Он умер, когда Даулеткерею было всего пять лет, и дальнейшие заботы о его воспитании взял на себя двоюродный брат, султан Мендигерей, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской Орде после самого Жангир хана.
Первые же кюи самого Даулеткерея родились в свет как переложенные на музыку впечатлений пылкого юноши. Так, толчком к сочинению пьес «Кыз Акжелен» и «Кос-алка» послужила встреча с искусной домбристкой Акбала. Это была первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические произведения, проникнутые радостями жизни.
В последующем творчестве Даулеткерей еще не раз возвращался к порицанию жестокости и корыстолюбия правителей. К примеру, в произведении «Кара-кожа» он подверг осуждению одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе дурной славой. Лирическими раздумьями о смысле жизни, о ее быстротечности стали кюи «Тундырма» и «Байжума».
В 1851 году Даулеткерей Шыгайулы стал султаном рода Серкеш. Тогда же его судьба пересекается с представителями русской администрации в Великой степи. Особенно близкими были его отношения с председателем Временного совета Ващенко. Ярким событием в его жизни была поездка в составе казахской депутации Петербург в 1859 году. По пути в имперскую столицу Даулеткерей посетил Нижний Новгород, Москву, другие города России, где имел возможность познакомиться с русской культурой, лицезреть оперу и балет в Большом театре. Музыкальные впечатления от поездки в Петербург нашли творческое отражение в ряде его кюев.
В последние годы жизни творчество Даулеткерея было наполнено переживаниями в связи с тяжелым положением народа, которому он стремился помочь своим гуманным правлением. Одним из произведений, рожденных в период душевного кризиса стал кюй «Жигер», который композитор посвятил своему близкому другу и родственнику Мухаммеду Салиху.
В богатой истории казахского народа было немало славных сынов, которые подобно Даулеткерею могли бы служить источником вдохновения для сегодняшнего поколения. Это особенно актуально в реалиях глобализации, когда национальная культура стирается под натиском обезличенной массовой культуры. Когда безответственные заявления некоторых политиков, пренебрежительно отзывающихся о богатой истории и культуре казахов, подхватываются маргиналами.
Тем и важны усилия Казахстана как независимого государства, направленные на сохранение и преумножение великого наследия предков. Именно с этой целью в нашей стране реализуются программы «Рухани жаңғыру» «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц». Организуются юбилейные мероприятия, призванные показать миру и, прежде всего, самими себе, свое уникальное достояние. И подобная благородная миссия должна и впредь всемерно поощряться.
Имена
Капулы Даулеткерей
Капулы Даулеткерей (1977) – айтыскер, поэт . Заслуженный деятель культуры Казахстана. Лауреат Международной литературной премии «Алаш», Лауреат Государственной молодежной премии «Дарын». Председатель городского филиала Союза писателей Казахстана г. Нур-Султан.
Дәулеткерей Кәпұлы родился 9 августа 1977 года.
Занимал первое место в конкурсе казахских акынов-айтыскеров в г. Москве, принимал участие в республиканских конкурсах айтыскеров, посвященных 10-летию Казахско-Турецкого университета им. Ходжаахмета Яссави, 200-летию Кенесары Касымова в г.Кокчетав, 70-летию газеты «Казахская литература», 90-летию Малика Габдуллина.
Кәпұлы Дәулеткерей лауреат 8-го Каразоланского международного поэтического фестиваля тюркских народов в Адане (Тарсус), Турция, двухкратный лауреат государственной стипендии. Награжден медалями: 10 лет Астане, 25-летие Независимости, «Казахский язык высшей степени» Международного общества «Казахский язык», является держателем ордена Свободы Демократической партии Монголии. Председатель городского филиала Союза писателей Казахстана г. Нур-Султан.
Дәулеткерей Кәпұлының шығармалары
Произведения Даулеткерей Капұлы
Кәпұлының қатысуымен жарық көрген кітаптар
Книги изданные с участием Д. Капұлы
Д. Кәпұлының мерзімді басылым беттерінде жарияланған мақалалары
Статьи Д. Капұлы опубликованные на страницах периодической печати
Д. Кәпұлы туралы мақалалар
Статьи о творчестве Д. Капулы