Кто такой даулеткерей капулы

Кто такой даулеткерей капулы

Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть фото Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть картинку Кто такой даулеткерей капулы. Картинка про Кто такой даулеткерей капулы. Фото Кто такой даулеткерей капулыДаулеткерей родился в 1820 году на прибрежье Каспия. Отец его султан Шигай Нуралиев умер, когда Даулеткерею исполнилось пять лет, и дальнейшие заботы о его воспитании взял на себя двоюродный брат, султан Мендигирей Букейханов, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской орде после хана Джангира.

А.В.Затаевич, записавший этот кюй, отметил: «Очень красива и свежа его средняя часть, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами». Кюй «Кос-алка» («Пара серег») представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический образ девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические пьесы, проникнутые светлым, радостным настроением.

Но уже в эти годы композитор все больше задумывается над смыслом происходящих событий, и в его творчество вторгаются социальные мотивы. Так появляется кюи «Кара-кожа», в котором Даулеткерей подвергает гневному осуждению одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе недоброй славой за свою жестокость и корыстолюбие. В сочиненных после «Кос-алка», «Кыз-Акжелен» и «Кара-кожа» кюях он не удовлетворяется изобразительными моментами, а старается глубже передать мир мыслей, настроений, переживаний человека. Даулеткерей много работает, чтобы расширить и обогатить выразительные приемы игры на домбре: смело использует жанры и особенности вокальной музыки, мастерски применяет игру на обеих струнах, добиваясь тембрового разнообразия. Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек», созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» элегией и дал следующую характеристику этим двум кюям: «Две пьесы, в содержании своем обобщенные мятущимся и патетическим началом несколько подчеркнутой выразительности, и по характеру своих выспренных мелодических формул как бы переливающиеся за пределы типично казахской инструментальной мелодии и приёмов ее развития. Не объясняется ли это до некоторой степени тем, что автор данных кюев, султан Дав-лет-гирей, по своему положению и образованию мог иметь и, наверное, имел известное представление о музыке, сложившейся в других условиях и другого народа?»

Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи «Желдерме». По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки, и гибкие ритмы позволили композитору глужбе раскрыть богатый и изменчивый мир настроений человека, показать красоту и поэтичность.

В 1851 году Даулеткерей Шигаев становится правителем рода Серкеш. В 50-е годы он сближается с представителями русской администрации. Особенно дружескими и тесными были его отношения с председателем Временного совета Г.В.Ващенко, который помог Даулеткерею лучше узнать русскую культуру, язык и ввел его в круг русской интеллигенции.

Источник

Капулы Даулеткерей (персональная справка)

Последняя должность: Старший преподаватель Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева

Дата рождения: 09.08.1977

Место рождения: КазССР

Семейное положение, родственные связи:

· Казахский, русский, азербайджанский, испанский

Образование, специальность (квалификация), лицензии:

· КазНУ им. Аль-Фараби (1995-1999)

· ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, магистраура (2000-2002)

Научные звания, степени, деятельность:

· Доктор филологических наук (2015)

· Преподаватель кафедры казахской литературы Евразийского университета (1999-2005);

· Преподаватель, Заместитель декана по учебной работе факультета казахской филологии КазНПУ им. Абая (2006-2008);

· Специалист отдела культуры Акимата города Астаны;

· Главный редактор литературно-просветительского журнала «Алтын тамыр»;

· Заместитель директора издательства «Фолиант», г. Астана;

· Старший преподаватель Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева

· Председатель городского филиала Союза писателей Казахстана г. Нур-Султан

Выборные должности, депутатство:

· Кандидат в депутаты от Народной-демократической патриотической партии «Ауыл» (с 26.11.2020 )

· Член Народной-демократической патриотической партии «Ауыл»

Государственные и международные награды, премии, почетные звания:

· Орден Свободы Демократической партии Монголии;

· Медали: 10 лет Астане, 25-летие Независимости, «Казахский язык высшей степени» Международного общества «Казахский язык»;

· Заслуженный деятель культуры Казахстана;

· Лауреат Международной литературной премии «Алаш», Лауреат Государственной молодежной премии «Дарын», лауреат 8-го Каразоланского международного поэтического фестиваля тюркских народов в Адане (Тарсус), Турция, двухкратный лауреат государственной стипендии;

· Приз Республиканского конкурса писателей-поэтов им. А. Ибраева (2000), Главные призы республиканского конкурса писателей-поэтов, посвященного 80-летию Аягозского района;

· Обладатель Гран-при республиканских конкурсов, посвященных 300-летию Даулетбай батыра, 150-летию Ш. Кудайбердиева

Научные, литературные труды, публикации:

· Участвовал в международных айтысах, посвященных 60-летию Баян-Улгейского района Монголии, 200-летию Махамбета Утемисова, 100-летию И. Байзакова, атак же в республиканских конкурсах айтыскеров, посвященных 10-летию Казахско-Турецкого университета им. Ходжаахмета Яссави, 200-летию Кенесары Касымова в г. Кокчетав, 70-летию газеты «Казахская литература», 90-летию Малика Габдуллина

Источник

Даулеткерей Шыгайулы

Даулеткерей Шыгайулы годы жизни 1820-1887

Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть фото Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть картинку Кто такой даулеткерей капулы. Картинка про Кто такой даулеткерей капулы. Фото Кто такой даулеткерей капулыДаулеткерей родился в 1820 году на прибрежье Каспия. Его отец султан Шигай Нуралиев умер, когда Даулеткерею исполнилось пять лет, и дальше его воспитывал двоюродный брат отца, султан Мендигирей Букейханов, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской орде после хана Джангира.

Но уже в эти годы композитор все больше задумывается над смыслом происходящих событий, и в его творчество вторгаются социальные мотивы. Так появляется кюи «Кара-кожа», в котором Даулеткерей гневно осуждает одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе недоброй славой за свою жестокость. Даулеткерей много работает, чтобы расширить и обогатить выразительные приемы игры на домбре: смело использует жанры и особенности вокальной музыки, мастерски применяет игру на обеих струнах. Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек» являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» элегией Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи «Желдерме». По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки позволили композитору глужбе раскрыть мир настроений человека.

В 1851 году Даулеткерей Шигаев становится правителем рода Серкеш. В 50-е годы он сближается с представителями русской администрации, особенно тесными были его отношения с председателем Временного совета Г.В.Ващенко. Важным событием в его жизни была поездка в Петербург осенью 1859 г. Казахская депутация отправилась в столицу России «для ознакомления с могуществом и блеском империи». По дороге в Петербург они остановились в Нижнем Новгороде и Москве. Депутация повидала воочию знаменитую Нижегородскую ярмарку, присутствовала на придворных торжествах в Зимнем дворце. В Москве Даулеткерей познакомился с оперой и смотрел балет в Большом театре. Путешествие в Петербург сыграло решающее значение в формировании мировоззрения композитора. Возвратившись домой, Даулеткерей становится горячим сторонником сближения Казахстана с Россией, с ее культурой.

Даулеткерей умер между 21 апреля и 4 мая 1887 года. Он оставил значительное музыкальное наследие, повлиявшее на дальнейшее развитие народной инструментальной музыки в Казахстане.

Источник

Даулеткерей и наследие Великой степи

Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть фото Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть картинку Кто такой даулеткерей капулы. Картинка про Кто такой даулеткерей капулы. Фото Кто такой даулеткерей капулы

Любовь к своей Родине начинается со знания своей истории, почитания славных предков, посвятивших свою жизнь делу служения Отечеству. Мигель де Сервантес писал: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». В этом смысле по-настоящему юбилейный 2020 год дает обильную пищу для осмысления великой истории и культуры казахского народа.

Именно Даулеткерей ввел в казахский кюй симфонизм как развитие собственно казахской музыкальной традиции на новом уровне. По словам композитора Таласбека Асемкулова, многие произведения виртуозного домбриста создают впечатление, будто они специально были созданы для оркестра, а уже потом переложены на домбру. К сожалению, в советский период наследие композитора подверглось остракизму. Ряд его произведений был приписан другим авторам. Да и принцип симфонизма, введенный им в национальное музыкальное искусство, был забыт и вновь введен в 1930-е. Однако сделано это было механически, не так изящно, как у мастера.

Даулеткерей родился в 1820 году в Бокеевской Орде (ныне Бокейординский район Западно-Казахстанской области). Его отец султан Шыгай правил Ордой после смерти хана Бокея, будучи регентом несовершеннолетнего хана Жангира. Он умер, когда Даулеткерею было всего пять лет, и дальнейшие заботы о его воспитании взял на себя двоюродный брат, султан Мендигерей, самый богатый и влиятельный человек в Букеевской Орде после самого Жангир хана.

Первые же кюи самого Даулеткерея родились в свет как переложенные на музыку впечатлений пылкого юноши. Так, толчком к сочинению пьес «Кыз Акжелен» и «Кос-алка» послужила встреча с искусной домбристкой Акбала. Это была первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические произведения, проникнутые радостями жизни.

В последующем творчестве Даулеткерей еще не раз возвращался к порицанию жестокости и корыстолюбия правителей. К примеру, в произведении «Кара-кожа» он подверг осуждению одного из правителей орды Караул-ходжу, пользующегося в народе дурной славой. Лирическими раздумьями о смысле жизни, о ее быстротечности стали кюи «Тундырма» и «Байжума».

В 1851 году Даулеткерей Шыгайулы стал султаном рода Серкеш. Тогда же его судьба пересекается с представителями русской администрации в Великой степи. Особенно близкими были его отношения с председателем Временного совета Ващенко. Ярким событием в его жизни была поездка в составе казахской депутации Петербург в 1859 году. По пути в имперскую столицу Даулеткерей посетил Нижний Новгород, Москву, другие города России, где имел возможность познакомиться с русской культурой, лицезреть оперу и балет в Большом театре. Музыкальные впечатления от поездки в Петербург нашли творческое отражение в ряде его кюев.

В последние годы жизни творчество Даулеткерея было наполнено переживаниями в связи с тяжелым положением народа, которому он стремился помочь своим гуманным правлением. Одним из произведений, рожденных в период душевного кризиса стал кюй «Жигер», который композитор посвятил своему близкому другу и родственнику Мухаммеду Салиху.

В богатой истории казахского народа было немало славных сынов, которые подобно Даулеткерею могли бы служить источником вдохновения для сегодняшнего поколения. Это особенно актуально в реалиях глобализации, когда национальная культура стирается под натиском обезличенной массовой культуры. Когда безответственные заявления некоторых политиков, пренебрежительно отзывающихся о богатой истории и культуре казахов, подхватываются маргиналами.

Тем и важны усилия Казахстана как независимого государства, направленные на сохранение и преумножение великого наследия предков. Именно с этой целью в нашей стране реализуются программы «Рухани жаңғыру» «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц». Организуются юбилейные мероприятия, призванные показать миру и, прежде всего, самими себе, свое уникальное достояние. И подобная благородная миссия должна и впредь всемерно поощряться.

Источник

Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть фото Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть картинку Кто такой даулеткерей капулы. Картинка про Кто такой даулеткерей капулы. Фото Кто такой даулеткерей капулы

Имена

Капулы Даулеткерей

Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть фото Кто такой даулеткерей капулы. Смотреть картинку Кто такой даулеткерей капулы. Картинка про Кто такой даулеткерей капулы. Фото Кто такой даулеткерей капулыКапулы Даулеткерей (1977) – айтыскер, поэт . Заслуженный деятель культуры Казахстана. Лауреат Международной литературной премии «Алаш», Лауреат Государственной молодежной премии «Дарын». Председатель городского филиала Союза писателей Казахстана г. Нур-Султан.

Дәулеткерей Кәпұлы родился 9 августа 1977 года.

Занимал первое место в конкурсе казахских акынов-айтыскеров в г. Москве, принимал участие в республиканских конкурсах айтыскеров, посвященных 10-летию Казахско-Турецкого университета им. Ходжаахмета Яссави, 200-летию Кенесары Касымова в г.Кокчетав, 70-летию газеты «Казахская литература», 90-летию Малика Габдуллина.

Кәпұлы Дәулеткерей лауреат 8-го Каразоланского международного поэтического фестиваля тюркских народов в Адане (Тарсус), Турция, двухкратный лауреат государственной стипендии. Награжден медалями: 10 лет Астане, 25-летие Независимости, «Казахский язык высшей степени» Международного общества «Казахский язык», является держателем ордена Свободы Демократической партии Монголии. Председатель городского филиала Союза писателей Казахстана г. Нур-Султан.

Дәулеткерей Кәпұлының шығармалары

Произведения Даулеткерей Капұлы

Кәпұлының қатысуымен жарық көрген кітаптар

Книги изданные с участием Д. Капұлы

Д. Кәпұлының мерзімді басылым беттерінде жарияланған мақалалары

Статьи Д. Капұлы опубликованные на страницах периодической печати

Д. Кәпұлы туралы мақалалар

Статьи о творчестве Д. Капулы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *