Кто такой дебил признаки
Характеристика дебильности
Незначительное отклонение в поведении характеризуется в психологии дебильностью. Это полноценное отставание в умственном развитии, при котором ребенок и взрослый имеет уровень IQ не выше 70 на протяжении всей жизни. Умственная отсталость или дебильность проявляются у 1-3% населения планеты.
По степени сложности это наиболее легкий вид умственного недоразвития. Поэтому диагноз «дебильность» не является приговором. Многие люди успешно живут с ним и развиваются. Но для этого необходим медицинский контроль, а также периодическая работа психолога с человеком, имеющим данный диагноз.
Причины развития дебильности
Выделяют две основные категории причин, способствующих развитию описываемой олигофрении:
1.) Наследственный фактор (мутации, нарушение хромосом, влияние генов).
2.) Экзогенный фактор (негативное окружающее воздействие во время беременности, развития плода или сразу после родов).
Под внешними окружающими факторами подразумевают различные травмы, влияние химических веществ, радиации на организм матери. Подобную форму олигофрении могут вызвать осложнения заболеваний, как грипп, краснуха, гепатит, различного рода инфекции. Если со стороны ген все в порядке, предотвратить развитие дебильности можно только нейтрализацией негативных факторов. К сожалению, симптомы дебильности при развитии данного отклонения могут проявляться всю жизнь.
Чаще всего к развитию кретинизма и дебильности приводят тяжелые инфекционные заболевания матери во время родов. Сам ребенок может переболеть сложной болезнью и обрести слабоумие только в первые месяцы жизни. Специалисты выделяют, что легкие степени дебильности проявляются и у людей низшего социального класса (бедные, при отсутствии медицинского обслуживания).
Как классифицируют описываемый вид умственной отсталости
Характеристика дебильности включает в себя формы проявления расстройства:
— Дисфорическая — проявление апатии к обществу, отсутствие социальной адаптации, проблемы с жизнью в окружении;
— Стеническая — проявление доброты, социальная активность, отсутствие агрессии;
— Астеническая — частое физическое истощение, отсутствие сил, слабость тела;
— Атоническая — человек теряет мотивацию, не способен совершать поступки самостоятельно без вмешательства окружающих.
От диагностированной формы дебильности зависит, насколько человек будет приобщен в общество в дальнейшем. При той или иной форме проявления рационально работать с психологами, невропатологами для снижения проявлений умственного расстройства.
Средний уровень развития у людей с дебильностью останавливается на уровне IQ 50-69. Оптимально диагностировать заболевание в 6-8 лет или ранее. Расстройство не является смертельным. По поведенческим факторам, взрослые ведут себя, словно дети 10-12 лет. Как и при других формах проявления олигофрении, полное выздоровление практически невозможно. Для снижения симптоматики и для постепенного развития мышечной системы и интеллектуальных способностей требуется проводить обучение. Психологи и невропатологи назначают специальные медикаменты, содержащие большое количество микроэлементов для развития деятельности головного мозга.
Психологи помогают таким людям обрести профессию, соответствующую их степени развития и социальной адаптации. Люди без агрессии с подобной олигофренией могут работать физически, на производстве, в сфере сельского хозяйства, в торговле. В случае проявлений агрессии требуется частично ограничить социальную активность больного и оградить его от возбудителей.
Дебильность
Причины
Наследственным факторам отводят первопричину возникновения дебильности (ферментопатия, микроцефалия, эндокринопатия), а также негативную роль играют неблагоприятные влияния на внутриутробное развитие плода.
Олигофрения в степени дебильности может возникнуть после токсического воздействия на плод или употребления будущей мамой алкоголя, наркотических веществ, табака, отдельных медикаментов.
Болезнь способна появиться в результате родовой травмы, врожденной гидроцефалии, асфиксии новорожденного, после перенесенного инфекционного поражения ЦНС (гнойного менингита, энцефалита, менингоэнцефалита), а также черепно-мозговых травм.
Симптомы дебильности
При дебильности проявляются следующие симптомы: сохранность эмоционально-волевой сферы и механической памяти, невозможность длительного привлечения внимания больного. Произвольное запоминание отмечается медлительностью и непрочностью. У больных превалирует конкретно-описательное мышление, однако отсутствует способность к абстрагированию. Страдающие на дебильность тяжело обучаемые, испытывают трудности при освоении правописания, у них отсутствует восприятие логических связей между предметами, понятия времени, а также пространства. Часто среди больных отмечаются нарушения речи: грамматического строя речи, искажение звуков, бедность словарного запаса. Они не способны пересказать услышанное, прочитанное. Однако некоторым больным, страдающим от задержки психического развития, а также малой продуктивности мышления присуща частичная одарённость. Им свойственна отличная механическая, а также зрительная память, их способность распространяется на сложные арифметические операции (умножение крупных цифр в уме), одаренность проявляется в абсолютном слухе, в умении рисовать и других особенностях. Больные способны испытывать эмоции, однако их действия не целенаправленны, зачастую импульсивны с присутствием негативизма.
Страдающие на дебильность не справляются с программой общеобразовательной школы, и родителям предлагают перевести детей во вспомогательную школу, где они способны обучиться и научиться вести самостоятельную жизнь. Родителям на помощь в воспитании приходят психиатры, психотерапевты, которые учат и мотивируют больных участвовать в самостоятельной трудовой деятельности. Отмечено, что люди из числа легкой степени дебильности проявляют себя в качестве хороших супругов. Для них свойственна неконфликтность, послушание, а также управляемость. Среди больных выделяют вялых апатичных, возбудимых, мстительных, злобно-упрямых, заторможенных.
Признаки
В зависимости от стадии дебильности (легкой, умеренной или тяжелой) тип мышления у больных проявляется в разной степени.
Дебильность и ее признаки проявляются в конкретно описательном типе мышления не позволяющим больным охватить ситуацию в целом и зачастую усвоить внешнюю сторону событий. Не имея пытливость ума, а также собственные суждения, этим лицам свойственно перенимать чужие взгляды и косвенно придерживаться их. Страдающие на дебильность запоминают различные выражения, правила, применяют их шаблонно и поучают жизни окружающих.
Не способные к обобщениям и тонкому анализу, больные при легкой стадии ловко ориентируются в привычной ситуации. Опасность для общества представляет попадание больных под преступное влияние, поскольку, не осмысливая обстановки, они превращаются в орудие разного рода злоумышленников. Исполняя чужую волю, больные способны напасть с ножом, совершить поджог, при этом не отдавая себе в этом отчет.
Страдающие на дебильность имеют примитивные половые распущенные влечения. По чертам характера больные бывают добродушными, приветливыми, ласковыми или диаметрально противоположными: злобными, агрессивными, упрямыми, мстительными.
Стадии дебильности
Дебильность подразделяется на стадии в зависимости от уровня интеллектуального развития.
— IQ 65-69 (легкая стадия)
— IQ 60-64 (умеренно выраженная стадия)
— IQ 50-59 (тяжелая стадия)
Стадии дебильности определяются после клинического обследования.
Степень умственной отсталости диагностируется по следующим формам: атоническая, астеническая, дисфорическая и стеническая.
Особенности страдающих астенической формой проявляются в истощаемости, эмоциональной неустойчивости, утомляемости.
Атоническая форма психического недоразвития проявляется в неспособности к целесообразному и мотивированному поведению.
Дисфорическая форма характеризуется в выраженных агрессивных расстройствах настроения разрушительного действия.
Стеническая форма психического недоразвития отмечается уравновешенностью, добродушием, активностью, общительностью или вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, неупорядоченным поведением.
Дебильность у детей
Неплохая механическая память, а также усидчивость детей и усилия педагогов могут позволить отдельным больным овладеть программой начальных классов, однако далее обучение в средних классах им не дается, поэтому многих оставляют на второй год. По этой причине таких детей следует определять во вспомогательные школы.
Выраженная дебильность у детей проявляется в узости интересов, сосредоточении на удовлетворении физиологических потребностей, желании только развлекаться. Больных не интересует жизнь школьного коллектива, чтение книг, они предпочитают смотреть случайные увеселительные телевизионные программы.
Дети способны овладеть неквалифицированным трудом, при котором трудовые процессы выполняются механически и часто подражательно.
Лечение
Больные на дебильность наблюдаются у психоневролога. При развитии эндокринопатии важно получить лечение у эндокринолога.
Выраженная дебильность и ее лечение нуждается в корригирующих методах (психологических, педагогических, логопедических).
Психологическая поддержка очень важна в коррекции нарушений поведения, а также обучения, а детям более старшего возраста необходимо помочь приобрести навыки, а также умения необходимые для бытовой и самостоятельной профессиональной деятельности.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Кто такой дебил и что такое дебильность?
Дебилом в медицине называют человека, страдающего умственной отсталостью. Болезнь может иметь врожденный или приобретенный характер. Возникновению дебильности способствует множество факторов, влияние некоторых можно исключить еще до рождения ребенка. При правильном лечении умственная отсталость не прогрессирует, человек приобретает простые навыки, помогающие ему обслуживать себя.
Что такое дебильность, кто такой дебил
Дебильность — это одна из форм отсталости в интеллектуальном развитии. Соответственно, дебил — это человек, который страдает этим заболеванием. Оно проявляется в неадекватности мышления, в отсутствии логики и стремления к общению с другими людьми. Возникает из-за органического повреждения мозга и не имеет выраженных признаков, как идиотизм или имбецильность.
Болезнь имеет несколько стадий и форм. В зависимости от тяжести симптомы могут быть разными, как и лечение патологии. Легкая форма поддается коррекции, а тяжелая — нет, и люди с таким заболеванием не способны адаптироваться к социуму и самостоятельной жизни.
Классификация
Классификация учитывает степень психических и интеллектуальных способностей больного. По тяжести дебильность бывает таких степеней:
Виды дебильности по доминирующим проявлениям (симптомам):
Причины возникновения болезни
Дебильность связана с наследственностью и передается на генетическом уровне. Самые частые причины данной патологии заключаются в отсталости развития умственной и физической стороны — микроцефалия, эндокринопатия, ферментопатия.
Нередко дебильность развивается из-за плохой беременности и негативных факторов, влияющих на утробное развитие, например курение, принятие наркотиков, распитие алкоголя, курс лечения препаратами, которые не совместимы с беременностью (снотворное или сильнодействующие антибиотики). Также причиной могут стать и другие факторы:
Иногда заболевание развивается, если ребенок в младенческом возрасте часто болеет и переносит множественную медикаментозную терапию или наркоз при оперативном вмешательстве.
Причины дебильности
Основные причины рассматриваемой патологии:
— сифилис у беременной
— корь у будущей матери
— токсоплазмоз при беременности
— краснуха, перенесенная беременной женщиной
Признаки дебильности
Дебильность не всегда можно увидеть невооруженным глазом, потому что данное поражение незначительно и не у всех выражается явными признаками. Заболевание может проявляться разными симптомами зависимо от стадии патологии. Основные признаки, свидетельствующие о дебильности:
По статистике, люди, особенно мужчины, у которых проявляется дебильность, склонны к сексуальным извращениям. Что касается остальных черт характера, у всех по-разному: одни умиротворенные и добродушные, другие — мстительные и агрессивные.
Проявления (признаки)
Как уже было отмечено, при дебильности человек не может овладеть сложными понятиями, не способен обобщать информацию и не владеет абстрактным мышлением, в отличие от здоровых людей. Дебилы имеют наглядно-образный тип мышления. Больные не способны вникнуть в суть ситуации, они понимают ее только по внешним явным признакам.
Если ребенку показать изображения, он их поймет. Но определить связь между ними не сможет. Дети с дебильностью не способны сравнивать предметы по их качествам. Также может быть недоразвитая речь (общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Характеристики речи и умственного развития при дебильности:
Дебильность не исключает уникальных талантов. Например, в редких случаях ребенок очень красиво рисует или поет, умеет умножать в уме большие числа или имеет прекрасную механическую память. Но такие случаи встречаются не так уж часто. Познавательная потребность детей с дебильностью сильно ограничена. То есть они практически не нуждаются в новой информации. Волевые, нравственные и эстетические свойства их развиты на минимальном уровне. Потому о полноценном мировоззрении в случаях с дебильностью говорить нельзя. Своих собственных суждений дети с таким диагнозом не имеют.
Дебилы склоны подражать другим, копируя их привычки, походку, поступки и речь. Чужие взгляды они принимают за свои. Иногда из-за легкой внушаемости дебилы идут на преступления, навязанные чьим-то злым умыслом. Характер таких детей добродушный и ласковый. Но в части случаев наблюдается и противоположное: они злые агрессивные, могут мстить и причинять боль. Вероятно усиление примитивных влечений в части случаев, включая сексуальное.
Стадии дебильности
Различают три основных степени дебильности:
Олигофрения в степени дебильности считается самой легкой формой умственной отсталости. Средняя форма называется имбецильность, глубокая — идиотизм. В современной медицине термины «имбецил» и «идиот» практически не употребляются.
Специалисты различают 4 стадии болезни:
Для оценки уровня патологии используется шкала дебильности.
Стадии дебильности и их симптомы
Для определения стадии дебильности специалисты проводят тесты на интеллектуальное развитие. Выделяют 3 степени умственной отсталости:
Степень дебильности устанавливается и на основании формы умственной отсталости:
Дебильность у детей
У детей выраженная дебильность проявляется с первых дней жизни. Заболевание подтверждается или исключается. Механическое мышление дает возможность ребенку в первый год освоить навыки хождения, сидения, ползания, держания столовых приборов и т.д. Также ребенок может хорошо учиться в начальный классах, осваивать умения писать и читать. Это связано с механическими рутинными действиями. Когда школьная программа начнет требовать мышления, у ребенка начнутся трудности.
Ребенок с дебильностью не имеет никаких интересов, кроме веселья и просмотров каких-то передач/мультиков. Его не интересуют прогулки с друзьями, которых у него нет, какие-то секции, игры, спорт и т.д.
Таких детей лучше учить в спецзаведениях, где программы разработаны с учетом особенностей патологии. Таких детей можно обучить профессии, особенно если она требует механических или подражательных навыков.
Понятие и особенности
Дебильность — легчайшая степень олигофрении, включая имбецильность и идиотию. У ребенка с данным диагнозом снижен интеллект. Случаи дебильности — это 75 процентов всех случаев умственной отсталости. Также данный диагноз называется в медицинской литературе умственной субнормальностью и легкой олигофренией.
Дебильность дифференцируют при диагностике с пограничным интеллектом, который становится следствие замедленного психического развития ребенка. В основе последнего названного состояния могут лежать такие причины:
Выше перечисленные факторы влияют на умственное развитие малыша, которое уже не может быть полноценным. Познавательные возможности такого ребенка в большей или меньшей степени ограничены.
Постановка диагноза и тесты
Чаще всего дебильность проявляется в школе, когда ребенок перестает осознавать и понимать происходящее. Для этого и существуют медосмотры, психологические тесты, которые время от времени проводит школьный психолог для выявления особенных детей. Для определения дебильности существует множество психометрических заданий и тестов на определение уровня интеллектуального развития.
Тест Айзенка
Ганс Айзенк — английский психолог, который создал тест для определения уровня интеллектуального развития. Он позволяет определить многие заболевания и выявить скрытые умственные способности. Существует 8 вариантов тестов Айзенка, и они рассчитаны на возрастную категорию от 18 до 60 лет.
Есть задания, которые сделаны на основе теста Айзенка и рассчитаны на детей. Они позволяют определить аналитическое, синтетическое и логическое мышление. Результаты считаются так, что среднее значение равняется 100. Такой примерно уровень у большинства людей. Значение, которое меньше 70, расценивается как одна из форм умственной отсталости. Точный диагноз ставится после более детального анализа и исследования пациента.
Тест Войнаровского
Это психологический тест на логику, и он не требует специальных знаний или умений. Тесты заключаются в условии и 3 следствиях, среди которых нужно выбрать 1 верное решение. Часто в условии встречаются незнакомые или несуществующие слова. Но смысл не в этом, а в том, чтобы понять условие и правильно выбрать следствие.
В тесте всего 30 вопросов, на которые можно ответить в течение 15 минут. Для человека, у которого нет проблем с развитием, они несложные. По результатам можно понять, присутствует ли у человека логика.
Оценка развития речи
Оценка развития речи проводится у детей дошкольного и школьного возраста. Дети с нарушением речевой функции часто отстают от учебного процесса, поэтому проблему нужно своевременно выявить и воздействовать на нее. Стандартно в общеобразовательных школах и детских садах этим занимается логопед.
При умственном развитии речь поздно развивается. Ребенок должен заговорить до 3 лет. Если этого не произошло, это повод для беспокойства. Раньше дети начинали разговаривать раньше, но современное общество в большей части зависит от гаджетов, поэтому специалисты утверждают, что более позднее речевое развитие считается уже нормой.
Лепет и агуканье у детей должно начинаться в 3-6 месяцев. У детей с дебильностью оно проявляется примерно после года. Ученые описывали проблемы и особенности позднего речевого развития у детей. Коррекция проводится в зависимости от степени олигофрении. Она должна иметь комплексный характер с медикаментозным лечением и психологическими и педагогическими занятиями.
Тест Торренса
Это метод психодиагностики креативности и творческих способностей человека. Тест Айзенка не единственный, определяющий возможности человека. Тест Торренса позволяет распознать уровень мышления, фантазии и логики одновременно. Высокие результаты дают возможность увидеть творческий потенциал ребенка. Слишком низкий результат говорит об умственном развитии.
Творческие способности напрямую зависят от умения учиться понимать происходящее, анализировать ситуацию. Дети с умственной отсталостью не владеют такими навыками и в результате тестирования не могут показать высокие результаты.
Причины дебилизма у детей
Так как дебильность может иметь врожденный или приобретенный характер, вызывающие заболевание причины делятся на 2 категории. К внутриутробным факторам относят:
В список приобретенных факторов входят:
Лечение при дебильности
Все пациенты, которым поставлен диагноз дебильности, должны находится на учете у психоневролога. Легкая форма болезни не требует постоянного контроля, но средняя и тяжелая должны находиться под присмотром. Лечение зависит от причины болезни и ее вида:
Кроме медицинского лечения, необходимо психологам и педагогам с пациентом проводить корректирующие занятия. При легкой степени умственной отсталости коррекция дает практически 90% результат, после чего пациенты могут жить самостоятельной жизнью и создавать семью.
Лечение дебильности
В лечении заболевания существует несколько направлений, выбор которых зависит от выраженности умственной отсталости и причин ее возникновения. Пациент с диагнозом дебильность ставится на учет к психоневрологу. При выявлении заболеваний эндокринной системы необходимо регулярно обследоваться у эндокринолога. Медикаментозная терапия подразумевает применение:
Социальная адаптация при дебильности
При дебильности пациенту сложно социально адаптироваться, поэтому с ним работают педиатры, психологи, неврологи и педагоги. Чтобы ребенка адаптировать к обществу, требуется комплексный подход и много времени и сил. Важно, чтобы дома была благоприятная атмосфера, без истерик, ругани и наказаний, которые могут замкнуть ребенка в себе и вызвать агрессию, с которой справиться сложно, а в некоторых ситуациях невозможно.
Курс адаптации нужен не только для того, чтобы приучить детей общаться со сверстниками, но и чтобы уберечь их от дурных компаний. Дети с такой патологией часто покорные и выполняют, что им велят другие, а это может обернуться проблемой или трагедией.
При правильном подходе, обучении и адаптации 70-80% детей с дебильностью вырастают, находят работу, нормально общаются с людьми. Им сложно переключать внимание и включать логическое и аналитическое мышление. Обучение таких детей нужно начинать с раннего возраста в соответствии с возможностями пациента.
Диагностика
Дебильность подозревают в большинстве случаев после начала школьного обучения. Ребенка должны наблюдать психолог или психиатр и невролог. Если есть явные нарушения речи, необходима консультация квалифицированного логопеда. Для постановки диагноза проводят психометрию, эксперименты по классификации изображений, тесты с применением сюжетных картинок. Коэффициент интеллектуальных способностей ребенка может быть в границах 69-40%.
Что касается неврологического статуса, у дебилов нет патологических отклонений. Нарушения моторики также не фиксируют. Мимика чуть менее выразительна, чем у здоровых людей. Вероятно ограничение мелких дифференцированных движений. Чтобы оценить состояние центральной нервной системы у детей с рассматриваемым диагнозом, применяют такие методы:
Как уже было отмечено, следует профести дифдиагностику с пограничной умственной отсталостью, при которой умственный потенциал находится в пределах нормы. Также следует отличать болезнь от снижения интеллекта, которое является проявлением эпилепсии у маленьких детей или шизофрении.
Экспрессия и оскорбления
На данный момент «идиот» — это до такой степени привычное определение, что относится к условной категории «приемлемых» ругательств. Это не матерная брань, но экспрессивное выражение эмоций и отношения к оппоненту. Общий ряд ругательств, согласно которым некто объявляется недостаточно умным, довольно широк, и медицинские диагнозы стали богатым источником таких терминов. Все ступени слабоумия используются в качестве ругательств — имбецил, дебил, идиот, олигофрен, кретин, микроцефал и так далее. Сюда же относятся «дурак», «дурень» и «тупица».
Мы восклицаем «идиотизм какой-то!», когда становимся свидетелями чего-то глупого, нелогичного, при этом не задумываясь о психиатрической стороне термина. И это в полной мере выражает эмоциональную оценку происходящего.
Идиотия как диагноз
Из этого же греческого понятия выведено название психиатрического врождённого дефекта. Идиотия является самой тяжёлой формой олигофрении — умственной отсталости. Логически понятно, что отставать умом можно по-разному, некоторые олигофрены страдают только лёгкими формами слабоумия (дебилизм) и вполне могут адаптироваться в обществе, обслуживать себя, выполнять несложную работу. Другое дело клинический идиот. Это человек, не обладающий интеллектом, в лучшем случае психическое и интеллектуальное развитие остаётся на уровне ребёнка до трёх лет.
Выглядят люди с диагнозом «идиотия» отталкивающе, они не могут себя обслуживать даже на уровне культурного отправления естественных надобностей. Они не могут самостоятельно есть, пить, ходить, говорить. Идиоты не контролируют себя, они могут быть опасны для общества, неосознанно причиняя вред окружающим.
Что такое идиот: происхождение термина
Как и многие слова в нашем обиходе, «идиот» пришёл из Древней Греции. Общественная жизнь и демократия играли в эллинском обществе заметную роль. Участие во всевозможных собраниях, голосования и вообще активная позиция считались качествами похвальными, присущими ответственному гражданину — «политэс». Противоположностью деятельному «политэс» являлся «идиотэс» — человек с узкими интересами, зацикленный только на себе и собственной жизни.
Возможно, это были даже образованные люди со множеством достоинств, но для общества в политическом смысле они не несли никакой пользы. Получается, что идиот — это человек, живущий только личными интересами и проблемами, не понимающий, что общественное непременно отразится на его собственном ограниченном мирке. Активные «политэс» презирали и осуждали «идиотэс», считали их невежественными, тупыми, необразованными и никчёмными.
Лечение
Ребенок с дебильностью становится на учет к психоневрологу. Если данный диагноз является последствием эндокринопатии, ребенок также должен наблюдаться у специалиста в сфере эндокринологии. Если есть определенная причина, которая спровоцировала рассматриваемую болезнь, то не обойтись без специфического лечения.
Если у ребенка врожденный сифилис или токсоплазмоз, в таких случаях врач приписывает этиотропные средства. В случаях с ферментопатией больной должен строго придерживаться диеты, которую назначит врач. Может быть обнаружена эндокринопатия; в таких случаях актуальна терапия гормональными препаратами.
Также терапия может включать симптоматические средства:
Помимо выше названных аптечных препаратов, также нужна корригирующая терапия, включающая методики таких направлений:
Это лечение нужно, чтобы ребенок лучше учился и вел себя, чтобы оказать ему психологическую поддержку. Для детей дошкольного и школьного возраста данная терапия нужна, чтобы обрести умения и навыки, которые нужны как для бытовой, так и для профессиональной деятельности, в которой ребенок будет принимать участие сам, без чьей-то поддержки.
Логопелическая терапия (по показаниям) может включать: