Кто такой дубровский младший
Владимир Дубровский
История создания героя, реальные прототипы
Кадр из х/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988. Владимир — актер Михаил Ефремов
Существуют две основных версии относительно «происхождения» литературного героя. Согласно первой, его прототипом был небогатый дворянин Островский. Сторонники второй версии считают, что Пушкин воспользовался судебным разбирательством нижегородского помещика Дубровского.
Описание героя
Владимир Андреевич Дубровский – сын Андрея Гавриловича, молодой (около 23 лет) гвардейский офицер. Он очень рано лишился матери и в возрасте восьми лет был отправлен отцом в Петербург, где учился в Кадетском корпусе. После его окончания был зачислен в гвардию.
В начале романа Владимир Андреевич – типичный представитель столичной «золотой молодежи» пушкинской эпохи. Отец регулярно отсылает сыну крупные денежные суммы, что позволяет ему жить «на широкую ногу». Владимир Андреевич ни в чем себе не отказывает и, по примеру многих сослуживцев, надеется увеличить свое состояние путем женитьбы на богатой невесте. Младший Дубровский беспечно относится к жизни и совершенно не задумывается о будущем.
Роль героя в произведении
Владимир Андреевич играет главную роль в романе. На его примере Пушкин показывает, к каким трагическим последствиям может привести произвол властей. Несправедливое лишение имения (единственного источника дохода) обрекает Дубровского на бедность и невольно толкает на преступный путь.
Свидание с Машей. Иллюстрация Б. Кустодиева
Дворянин-разбойник Дубровский – романтический герой, вступающий в борьбу против всего общественного строя. Поставив себя вне закона, он стал смертельным врагом «власть имущих», но завоевал уважение низших классов и бедных дворян, также пострадавших от несправедливости.
Развитие героя по мере сюжета
По мере развития сюжета Дубровский предстает перед читателем в трех основных, разительно отличающихся друг от друга образах: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник.
Главарь разбойников – не просто преступник, стремящийся к грабежам и насилиям. В самых первых известиях о появлении шайки его наделяют «умом, отважностью и каким-то великодушием». Самый характерный пример – рассказ Анны Савишны Глобовны о том, как Дубровский помог ей разоблачить нечистого на руку приказчика. В финале Владимир Андреевич, раненый Верейским, запрещает своим людям трогать князя.
Кадр из фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988
Резкое изменение образа жизни идет на пользу Дубровского. Лишившись привычного комфорта, он становится хладнокровнее и тщательно обдумывает свои действия. Избалованный офицер вряд ли бы составил хитроумный план мести Троекурову, включающий «превращение» в Дефоржа.
Большое значение имеет «шутка» Троекурова с медведем. Ни о чем не подозревая, Кирила Петрович подверг Дубровскому настоящему испытанию. Не каждый молодой человек смог бы «остаться в образе» и не выдать себя.
Дубровский в «роли» Дефоржа предстает в своем истинном облике, т. е. тем, кем бы он был без развращающего влияния Петербурга и высшего общества. Положительно воздействует на него и зарождение любви к красавице Маше. Это сильное чувство заставляет Владимира Андреевича отказаться от намерения жестоко отомстить своему злейшему врагу: «Я отказался от мщения, как от безумства».
Сцена с медведем. Иллюстрация Р. Штейна
Главарь разбойников мужественно руководит обороной лесной крепости, после чего понимает, что поражение неизбежно. Оставаться в России опасно и уже не имеет никакого смысла.
Отношение автора к герою
Пушкин сочувственно относится к своему романтическому герою. Великий поэт и сам придерживался мыслей о необходимости сопротивления произволу, хотя и не в таких крайних формах. Пушкин выделяет положительные качества Дубровского (мужество, благородство, честность), которые могли бы быть применены в полезной деятельности. Трагизм образа главного героя заключается в том, что ему не дали шансов проявить себя в других сферах жизни.
Бессмысленный «бунт» Дубровского обречен на поражение. Автор приводит Владимира Андреевича к осознанию этого печального факта лишь в самом финале романа.
Прототипы
М. Ефремов в роли Дубровского в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988
В советское время была выдвинута другая версия. В 1802 г. решением суда было незаконно отнято имение у родственника нижегородского помещика Дубровского в пользу губернского прокурора. Дубровский отказался признать это решение и посылал своих людей в бывшие владения для заготовки леса. Пушкин был знаком с этим громким делом.
Экранизации героя
В отечественном кинематографе образ Владимира Дубровского был экранизирован дважды. В 1936 г. его роль исполнил знаменитый актер МХАТа Борис Ливанов («Дубровский», режиссер А. В. Ивановский). Критики высоко оценили картину, признав игру Ливанова одной из лучших его героико-романтических ролей.
В 1988 г. вышел фильм «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (режиссер В. А. Никифоров), главную роль в котором сыграл М. О. Ефремов. Актер уже был широко известен театральным зрителям. К этому времени он снялся в нескольких фильмах. Исполнение Ефремовым роли Дубровского вызвало неоднозначные оценки. В целом, критики отмечали, что артист по облику, поведению и внешнему виду действительно «напоминает» неопытного молодого дворянина. В то же время Ефремову ставили в укор довольно-таки слабую и невзрачную игру в ключевых сценах (в частности, объяснение в любви Маше).
Ради справедливости стоит заметить, что молодому Ефремову было трудно «конкурировать» с выдающимися актерами: В. Я. Самойловым (Троекуров) и К. Ю. Лавровым (старший Дубровский).
Образ и характеристика Владимира Дубровского
Владимир Дубровский — сын Андрея Гавриловича Дубровского. С ранних лет был отправлен в Петербург, где воспитывался в кадетском корпусе. Из корпуса был выпущен корнетом в гвардию. Отец не жалел денег, чтобы его сын мог жить достойно своего дворянского звания, и почти все средства отправлял в Петербург сыну. Владимир не осознавал, как и откуда берутся деньги, жил расточительно. Позволял себе карточные игры, роскошные обеды и совсем не заботился о будущем, надеясь, что в будущем женится на девушке с богатым приданным.
Письмо его няни Орины Егоровны (кстати, имя созвучно с пушкинской няней Ариной Родионовной) заставило молодого человека серьезно задуматься о своей жизни и собственном будущем. Он принял решение, если потребуется, выйти в отставку.
В делах помещичьих Владимир Андреевич не смыслил, не знал, с какой стороны подойти к ним. Попробовал разобрать бумаги, нашел письма по тяжбе, но ничего в них не понял. А между тем время шло, и момент для подачи апелляции был упущен.
Конечно же, Владимир не собирался становиться разбойником. Он предполагал, что обратится в Петербурге в вышестоящие инстанции и постарается отстоять родительское имение. Но, как бывает часто, люди с мягкими характерами оказываются не в силах переломить ход событий и становятся жертвами обстоятельств. В сложившейся ситуации обстоятельства взяли вверх над Владимиром.
Вначале ночью, когда приказные явились в имение и остались в нем ночевать, он, пересмотрев письма матери к отцу, решил, что не готов оставить чужим людям дом, в котором были счастливы его родители. Дом был старенький, ветхий и требовал перестройки, ремонта.
Сжигая дом, он все-таки, не хотел гибели приказным и заставил Архипа проверить двери. Но тут он немного смалодушничал, оставив судьбу приказных на совесть разъяренного мужика. Должен был понять, что не просто так сидел Архип в сенях перед дверью в гостиную с топором. Следовало бы самому проверить двери.
Владимир вынужден был стать предводителем разбойников потому, чтобы
И наконец, он в глубине души мечтал жениться на Маше. Он понимал, что если женится против воли ее отца, то ему не придется рассчитывать на ее наследство. Деньги ему нужны были, чтобы содержать в будущем семью. Но когда Маша все-таки стала женой князя Верейского, он отправился за границу.
Дубровский не был прирожденным разбойником. В нем текла благородная кровь. И она все-таки взяла вверх. Дубровский даже в разбоях проявлял благородство. Разоряли и жгли по его приказу самых зарвавшихся помещиков. Простых людей на большой дороге его мужики не трогали по его приказу.
Когда разбойники встретили приказчика помещицы Глобовой Анны Савишны, они отпустили того на почту с деньгами. Но Дубровский догадался, что приказчик может воспользоваться ситуацией и утаить деньги. Послал к помещице своего переодетого мужика под видом проезжего генерала, и действительно, оказалось, что приказчик деньги прикарманил.
Любовь к Маше Троекуровой смягчила сердце молодого дворянина. Он не стал сжигать имение Троекурова и мстить ему из опасения причинить любимой девушке боль. А вот Мишку, который был жестокой забавой Троекурова, он пристрелил.
Услышав, что Антон Пафнутьич тоже повинен в его несчастьях, он решил того наказать. Владимир догадался, что не случайно Антон Пафнутьич боится разбойников и темноты, и ночью обыскал его.
Образ Владимира Дубровского в романе Пушкина показывает нам, что человек с мягким характером может быть, вместе с тем, смелым и решительным человеком. Герой быстро принимал решения. Знание военной тактики и стратегии помогали уводить своих мужиков от полицейских. Правда, и полицейские были недостаточно расторопны, и не особенно старались изловить разбойников. Исправник возил с собой в кармане словесный портрет Дубровского, но сидя рядом с Дубровским, не мог не только узнать его, но и даже предположить, что за одним столом с ним сидит сам предводитель кистеневских разбойников. По описанию внешности, Дубровский был светловолосым, молодым человеком 23 лет, привлекательным, высоким, как и его отец.
Таким образом, Владимир был человеком образованным. Он прекрасно знал военную тактику и стратегию, знал французский язык, разбирался в музыке, прекрасно танцевал. Он был человеком благородным, но мягкосердечным, порядочным и честным.
Роман А. С. Пушкина «Дубровский»: характеристика главных героев
О других произведениях с таким названием см. Дубровский.
Дубровский | |
Обложка издания 1919 года. | |
Жанр | роман |
Автор | Александр Сергеевич Пушкин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1833 |
Дата первой публикации | 1841 |
Текст произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике |
— наиболее известный разбойничий роман[1] на русском языке, необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина. Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой — потомков двух враждующих помещичьих семейств.
История создания
При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других»[2]. В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Сходный сюжет (два соседа-помещика дружат, однако затем из-за пустякового повода становятся врагами, и один сживает со света другого) был независимо использован М. Ю. Лермонтовым в его юношеском неоконченном романе «Вадим», создававшемся в те же годы.
Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».
Образы родины Владимира Дубровского («Через десять минут въехал он на барский двор…» и четыре следующих предложения в главе III романа) планировались Пушкиным к использованию в предисловии к «Повестям Белкина», появились в «Истории села Горюхина» («Наконец завидел Горюхинскую рощу; и через десять минут въехал на барский двор…» и следующие четыре предложения) и лишь затем — в романе «Дубровский»[3].
Подлый сосед
Описание Кирилы Петровича Троекурова вызывает неприязнь. Человек этот богат, душа его испорчена большими деньгами. Пушкин показывает его как человека, который все свое свободное время проводит за пьянством и чревоугодием. Он рано овдовел, живет в свое удовольствие, хотя формально является христианином.
А также он очень несдержан в отношениях с противоположным полом: помимо дочери Марии, у Троекурова много незаконнорожденных детей. Барин содержит в имении (в одном из флигелей) целый гарем, состоящий из шестнадцати горничных. А во дворе бегали «…множество босых ребятишек», очень похожих на хозяина.
По описанию Александра Сергеевича, это гордый избалованный самодур, который забывал о христианской морали, когда хотел кому-то отомстить. Он совершенно постоянно срывает злобу на своих слугах (может и побить), даже на гостях имения.
Господин с пренебрежением относится к беднякам, считается лишь с богатыми. При этом он остается человеком необразованным («ограниченного ума») и грубым, порой даже с собственной дочерью. Даже своего бывшего приятеля, живущего по соседству, Троекуров лишает крыши над головой, чтобы удовлетворить чувство мести.
Андрей Гаврилович, не выдержав всего происходящего, заболевает. Только в этот момент в Троекурове просыпается нечто человеческое — он едет к своему соседу, чтобы помириться с ним, вернуть имение, отобранное нечестным путем. Но едва завидев обидчика, старик Дубровский умирает. Его сын прогоняет незваного гостя.
Ради богатства Троекуров готов пожертвовать счастьем единственной дочери. Он сводит дружбу с богатым князем, ради выгоды договаривается о браке между пожилым мужчиной и девушкой, которая вовсе не хочет становиться женой развратного старика.
Кирила Петрович — заядлый охотник, который ежедневно выезжает в лес, чтобы поразвлечься. Для этой цели держит большую псарню — несколько сотен породистых собак. Животные живут в тепле и сытости — лучше многих крестьян. Помещик с гордостью показывает гостям «прекрасное заведение», чтобы похвастаться.
Сюжет романа
Богатый и своенравный[4] русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.
Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.
Троекуров отдаёт семнадцатилетнюю Машу замуж за пятидесятилетнего князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооружённые люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Жених Маши, ранив Дубровского, попадает в руки разбойников, но Дубровский просит их не трогать жениха. Разбойники с Дубровским возвращаются в лес, где происходит сражение с прочёсывающими местность солдатами, победное для разбойников. После этого правительство посылает роту солдат на поимку Дубровского, но он распускает своих сообщников и скрывается за границей от правосудия.
Вариант 2
Дубровкий Андрей Гаврилович
Бывший офицер, живущий по соседству с Троекуровым. Вдовец, растил сына самостоятельно. Честный и гордый, обладает здоровым упрямством. В его подчинении около 70 крепостных. Все они любят и уважают хозяина, поскольку он относится к ним по-человечески. Герой довольно вспыльчив. После дерзости слуги соседа, Дубровский пишет ему гневное письмо, требует извинений. Но Троекуров извиняться не хочет. В итоге разгорается вражда. После того, как подлый сосед лишает его имущественных прав, тяжело заболевает, теряет разум. Умирает на руках Владимира.
Владимир Дубровский
Кирилла Петрович Троекуров
Участник войны, бывший генерал. Человек твердый, с характером, богатый. Шутить с ним опасно. Как дворянин он щедрый, но скверный нрав дает о себе знать. Не успевает извиниться перед соседом, потому после смерти Дубровского – старшего, его мучает совесть. Он хотел лишь продемонстрировать свою влиятельность, но не желал кончины пусть даже антипатичного человека. Расчетлив, ведь заставляет дочь выйти замуж за старика, без любви.
Марья Кирилловна
Порядочная, воспитанная барышня. Ее детство прошло без матери. Подруг у нее нет. Не любит увеселительных мероприятий высшего света, не может достичь абсолютной откровенности с отцом. Ей 17 лет. Она красива и стройна. Влюбляется во Владимира и готова бежать с разбойником, чтобы не выходить замуж по расчету. Но впоследствии сдается.
Дефорж
Учитель родом из Франции. По дороге в имение Троекурова его перехватывает Дубровский и уговаривает сменить друг друга за деньги. Тем не менее, Дефорж из Дубровского получается не хуже – Троекуровы нарадоваться на него не могут. Новый Дефорж ловкий и сильный, мужественный, но в то же время, образован и умеет поддержать беседу. Отлично показывает себя на охоте.
Князь Верейский
Сосед Троекурова, влюбленный в Машу. Ему 50 лет. Спешит со свадьбой, ибо понимает, что воли невесты здесь нет. Наносит младшему Дубровскому ранение.
Второстепенные герои
Шабашкин, распорядитель
Приехал переписывать имение Дубровских на Троекурова. Остается в имении на ночлег, погибает от огня
Архип, кузнец
Устроил поджог дома с чиновниками. Владимир велит не затворять двери и окна, но кузнец не слушается. Он спасает кошку, а людей отставляет умирать
Антон, кучер
Рассказывает молодому хозяину новости, клянется в верности. Как и все остальные, не хочет служить Троекурова
Анна Савишна Глобова
Рассказывает о благородстве Дубровского младшего. Поскольку она везет сыну, который служит в гвардии, деньги, разбойники отпускают ее.
Антон Пафнутьевич Спицын
Дал ложные показания о том, что имение Дубровских некогда принадлежало троекуровским предкам.
Возможное продолжение
В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа[5]. Расшифровка более позднего варианта:
Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином[6]. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера[7].
Образ главного героя
В начале повествования, главный герой под стать своему врагу: он также беззаботен, легкомысленный и чрезмерно горд. С легкостью тратит деньги своего отца, его не интересует жизнь простых крестьян. После смерти отца, Дубровский начинает понимать и ценить жизнь других людей. К нему приходит понимание об ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, которые его окружают. Несмотря на то, что главный герой перешел за черту закона, избрал путь «злодея», он не теряет вновь приобретенные качества, остается мужественным, честным и человеком способным на высокое чувство — любовь.
Критика
В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта[8]. А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени[9]:
— Из записной книжки Анны Ахматовой
Маша — заложница предрассудков
У Троекурова двое детей — дочка и сын. Марья старшая, ей 17 лет. Но девушка уже расцвела и привлекает заинтересованные мужские взоры. Женщины разглядывают ее наряды. Дети росли без матери, воспитанием девочки занималась гувернантка-француженка, благодаря которой Маша в совершенстве владеет французским. Отец его совсем не знает (по своей лени и невежеству), поэтому дочка по необходимости берет на себя функции переводчика.
К своему родителю Маша относится с любовью, хотя это непросто, учитывая его характер — взбалмошный, своенравный, он может нагрубить даже своей любимице. Девушка выросла в уединении, у нее нет подруг. Любимые занятия: прогулки на природе, музыка и чтение романов. В доме есть сочинения французских писателей 18 века.
На досуге занимается вышиванием на пяльцах, этим искусством она овладела в совершенстве. Маша обладает прекрасным музыкальным слухом и очень хорошо поет. Когда в доме под видом учителя Дефоржа появляется Владимир, то он берется за уроки музыки с девушкой. Но причина для этого вовсе не ее талант — молодой человек очарован красотой юной прелестницы.
Мария умеет скрывать истинные чувства. Этому ее научила жизнь с отцом, реакция которого на любое событие являлась непредсказуемой. Подобно своему батюшке, девушка свысока относится к людям низшего сословия. К ним она причисляет и учителя, принимая его не столько за человека, сколько за прислугу. Марья Кириловна также падка на лесть.
Экранизации
Примечания
В Викицитатнике есть страница по теме Дубровский (роман)
Образ Владимира Дубровского
сочинение по литературе 6 класса
Образ Владимира Дубровского в романе показан в своём развитии. Вначале он предстаёт как несерьёзный молодой человек, живущий ради своего удовольствия, но постепенно в силу обстоятельств он превращается в благородного мужчину, готового всем пожертвовать ради близких ему людей.
Образ Владимира Дубровского
Дубровский, кадр из фильма
Владимир Андреевич Дубровский – главный герой романа. Он представляет собой романтический образ бесстрашного разбойника, борца за справедливость. Преступником Владимир стал лишь потому, что у него не было другой возможности отомстить Троекурову, который свёл в могилу его отца, и отобрал родное имение.
Владимир был честным и благородным человеком, но обстоятельства вынудили его промышлять грабежами. Тем не менее, он остался совестливым человеком, который не мог отобрать последнее у бедных людей, поэтому грабил только богатых.
Главный герой жил своей местью, мечтая о дне, когда справедливость восторжествует. Но полюбив дочь Троекурова, он оказался готовым простить своего кровного врага, лишь бы быть рядом с возлюбленной. Это говорит о его способности любить и прощать. Ведь, когда Маша вышла замуж за другого мужчину, Владимир не стал разрушать ни её жизнь, ни жизнь её бесчестного отца. Он поступил благородно, отпустив любимую девушку, а сам навсегда исчез из здешних краёв.
Описание
Главный герой романа – молодой дворянин Владимир Андреевич Дубровский, которому на момент начала описываемых событий было всего двадцать три года. Он получил хорошее образование и не знал ни в чём недостатка, несмотря на то, что его отец был беден. В произведении говорится о том, что у него весьма приятная наружность. У Владимира русые волосы, прямой нос и карие глаза. Также автор упоминает то, что Дубровского младшего приятный звучный голос и величественный вид. Не случайно, все дамы, присутствующие на балах, хотят танцевать с ним одним.
Характер
В характере главного героя романа преобладают положительные качества. Он честный, добрый, щедрый, решительный, мужественный, ловкий и отважный. Своим чувствам Владимир отдаётся без остатка, причём, как ненависти, так и любви. Его истинное благородство проявляется в тот момент, когда он отказывается от своей мести, ради любимой девушки. Несмотря на то, что причины его ненависти были вполне справедливыми, он смог найти в себе силы отпустить злость. Маша значила для него намного больше, чем месть.
Дубровский – благородный разбойник
Владимир, как и его отец, хорошо относился к своим крепостным крестьянам. Своим уважительным отношением он заслужил их любовь и преданность. Правда на его стороне, поэтому крестьяне отказываются подчиниться Троекурову, и уходят вслед за своим хозяином в лес. Разбой для них представляется лучшей участью, чем жизнь в постоянном страхе и унижении.
Слух о разбойничьей шайке быстро разнёсся по всей округе, но простые люди не осуждали их деяний, а даже восхищались ими. Владимир был благородным человеком: он грабил только богатых помещиков, сколотивших своё состояние нечестным путём, а бедных крестьян его люди не трогали.
При помощи образа Владимира Дубровского А.С. Пушкин хотел показать то, что истинное мужество человека заключается не в его смелости и решительности, а в его силе духа, которая позволяет отказаться от того, чего хочешь больше всего в жизни. Владимир дважды проявил своё благородство, отказавшись от мести, ради любимой женщины, и позволив Маше уйти, уважая её выбор. В итоге след Дубровского теряется в неизвестности, но память о нём останется в сердцах многих людей, которым довелось повстречать его на своём пути.
В романе «Дубровский» показано преобразование главного героя, становление его как личности. В начале описываемых событий Владимир Дубровский представляется как обыкновенный светский гуляка, а затем он становится человеком чести, который стремится восстановить справедливость. И любовь к Маше Троекуровой, заставившая его отказаться от мести, на самом деле сделала Владимира сильнее. Только крепкий духом человек сможет забыть о собственных желаниях, ради чужого счастья.
Внешность
Владимир Дубровский в начале романа представляется как молодой дворянин, который учится в Петербурге, и бездумно растрачивает деньги своего отца. Он обладает приятной внешностью, но ничем примечательным не отличается от других. У Владимира были русые волосы, карие глаза, прямой нос, средний рост.
Тем не менее, на каждом балу он пользовался успехом у женщин. Возможно, причина была в его ухоженном виде и бледном оттенке кожи, говорящем о его аристократическом происхождении.
Жизненный путь Владимира
Кадр из фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988
С самого начала описываемых событий становится известно, что Владимир лишился своей матери ещё в младенчестве. Вся забота о мальчике легла на плечи его отца. С семи лет он стал воспитываться в кадетском корпусе, а затем был выпущен корнетом в гвардию. Андрей Гаврилович не жалел средств на содержание сына, несмотря на то, что дела имения приходили в упадок. Но Владимир в то время не ценил этого, он вёл расточительный образ жизни, соответствующий его кругу общения. Часто посещал балы, играл в карты, любил роскошь и удовольствия. Главный герой романа совсем не думал о своём будущем, надеясь поправить своё финансовое положение удачной женитьбой.
Всё изменилось в тот момент, когда он получил тревожное известие из дома. Вернувшись из Петербурга, Владимир застал своего отца в плачевном состоянии. Кроме того, он узнал о том, что Кистенёвка каким-то образом переходит во владение Троекурова. Внезапно Андрей Гаврилович умирает, и Владимиром овладевает жажда мести. К нему присоединяются его крепостные, не желающие находиться во власти нового хозяина. Все они уходят в лес, и начинают промышлять грабежами. Таким образом, Владимир стал на путь народного мстителя, забирающего у богачей то, что они присвоили себе чужим трудом.
Владимир и Маша
Владимир Дубровский и Мария Троекурова были знакомы с раннего детства. Потом Владимир покинул родные края, для того чтобы поступить учиться в кадетский корпус. Возвращается он домой при трагических обстоятельствах, полностью изменивших его дальнейшую судьбу. После того, как его отец умирает по вине Кирилы Петровича Троекурова, Владимир клянётся отомстить обидчику, и проникает к нему в дом под видом учителя-француза Дефоржа. Однако его мести не суждено было свершиться.
В доме Троекурова Владимир встречает повзрослевшую Машу, и сразу же проникается к ней симпатией, которая в дальнейшем перерастёт в более глубокое чувство. Маша не могла узнать Владимира, потому что они не виделись много лет. Она влюбилась в Дубровского, даже не подозревая, кто он на самом деле. Когда же всё выяснилось, влюбленные осознали трагичность своего положения. Это раньше их брак был возможным и даже желанным, а теперь Троекуровы и Дубровские – кровные враги.
Владимир отказался от своей мести, ради возлюбленной, но им не было суждено быть вместе. Кирила Петрович решил выдать свою дочь замуж по расчёту. Дубровский пытается не дать этому произойти, но из-за сложившихся обстоятельств появляется слишком поздно. Маша уже связана узами брака. И клятва, данная Богу, значила для неё больше, чем собственные чувства. Любовь способна преодолеть многое, но честь для благородных людей остаётся превыше всего. Маша сделала выбор: она решила пожертвовать своим счастьем, но остаться честной перед богом и самой собой.
В результате повзрослевший и возмужавший Владимир, познав все тяготы жизни, остаётся один. После замужества Маши он теряет смысл своего существования, и исчезает, навсегда покинув здешние места.