Кто такой гегель и чем знаменит
Гегель: краткая биография, философия и основные идеи
Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.
Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.
Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.
В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.
Краткая биография Гегеля
Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.
В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.
Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.
После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.
Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.
В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.
В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.
В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.
Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.
В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».
Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.
Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».
В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.
В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.
Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.
Основа философской системы Гегеля
Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.
Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.
То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.
Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.
Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).
Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики».
В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.
И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.
Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.
Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.
Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.
Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.
Абсолютная идея
Определение абсолютной идеи
В гегелевской системе миропонимания, учение об абсолютной идее самое глобальное и обширное, охватывающее всё мироздание и многие аспекты человеческой жизни.
В основе мироздания, по Гегелю лежит безличный Абсолют. Это духовное, автономное первоначало есть условие развития мира. В отличие от Спинозы, утверждавшем, что Абсолюту присуща протяжённость и мышление, Гегель не считает Абсолют мыслящим и созидающим первоначалом, это лишь отправная точка и необходимый ресурс для развития всего сущего.
И именно абсолютная идея придаёт форму этому безликому субстрату. Говоря словами Гегеля:
«Абсолютная идея – это совокупность категорий, являющимися условием формирования мира и человеческой истории.»
Основная и ключевая цель абсолютной идеи – самопознание, а также развитие независимого самосознания.
Чтобы понять его логику, следует пройтись по цепочке его размышлений.
Природа не может быть основой всего сущего, говорит Гегель, она по сути своей пассивна и не может вести активную творческую деятельность. Ей нужно чтобы что-то подтолкнуло её к созиданию, задало начальный импульс для последующего преобразования.
Без этого импульса природа оставалась бы неизменной с самого момента её зарождения.
Вероятно, он придумал этот симбиоз абсолютной идеи и безликой природы по аналогии с человеческим разумом. Ведь именно наше мышление делает каждого из нас уникальным. Именно мышление меняет нашу жизнь в зависимости от того, какими категориями мы мыслим.
Природу без абсолютной идеи можно сравнить с человеком в коме. Возможно у него осталась способность мыслить, но её результаты совершенно не видны. Сам человек никак не меняется, его состояние статично и он просто умрёт без посторонней помощи.
Абсолютная идея также является совокупностью всей духовной человеческой культуры, всех знаний, накопленных человечеством за весь период его существования.
И именно на уровне человеческой культуры и опыта происходит столкновение мира вещей с человеческим разумом. Благодаря этому становится возможным понимание настоящей ноуменальной сути вещей. Пусть это понимание неполное, но это всё же лучше, чем довольно радикальный взгляд Канта, который утверждал, что понимание ноуменов (вещей самих в себе) невозможно с помощью опыта.
Отсюда следует утверждение Гегеля о том, что культура не просто способ выражения собственного мышления и реализации созидательной способности, но также и способ видения и восприятия мира.
Ведь каждый человек видит мир совершенно по-разному через призму собственного восприятия.
Эволюция абсолютной идеи
В трёх своих фундаментальных трудах, «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа» Гегель постарался раскрыть тему о том, как работает абсолютная идея.
В своей, наверное, самой знаменитой книге «Наука логики» Гегель объясняет какую роль играет разум, мышление и сама логика в жизни человека и в целом в мировой истории. Именно в ней сформирован ещё один, не менее знаменитый чем триодичность, принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Понимание абстрактного мышления Гегелем можно проиллюстрировать, посмотрев на реакцию людей на любое общественно значимое событие. Будь то выступление политика или вынесение приговора убийце. Каждый человек из толпы, (или из комментариев под новостью) наблюдающий за происходящим имеет свою точку зрения.
Однако они никогда не видят абсолютно полной картины происходящего. И только собрав воедино абсолютно всю доступную информацию про это событие, проанализировав все точки зрения, человек может претендовать на наличие конкретного знания.
Конкретное знание всегда многообразно. Оно включает в себя мельчайшие возможные детали и нюансы.
Без этого мы становимся всего лишь заложниками нашего собственного мнения, сформированного нашими жизненными установками.
Развитие Абсолютной идеи начинается, по словам Гегеля с совершенно абстрактных, неопределённых понятий.
Сама наука логики состоит из 3-х частей, представляющую собой ступеньки, по которым мы поднимаемся в познании вещей.
Её можно выразить схемой: «Бытие-Сущность-Понятие». Остановимся на этом подробнее:
Бытие-Сущность-Понятие
Первым из абстрактных определений является чистое «Бытие». В своём первоначальном виде, Бытие — это просто слово, у него нет определённости, причём настолько, что его можно даже сравнить с понятием «Ничто», именно из-за отсутствия у него какой-либо качественной характеристики.
«Становление» – понятие, объединяющее эти самые безличные «Бытие» и «Ничто». Это своеобразный синтез, который и придаёт бытию какую-либо качественную характеристику.
Чтобы лучше понять, как бытие приобретает форму можно представить себе художника, рисующего картину. Сначала он очерчивает грани рисунка, рисует эскиз, затем в процессе работы картина наполняется новыми красками, приобретает разнообразные оттенки, тени и прочие дополнительные параметры.
В этом примере абсолютной идеей будет художник, творящий свой шедевр, а картина будет бытием, которое постепенно приобретает очертания и форму, тем самым переходя из пустого абстрактного «Бытия», сравнимого с ничем в так называемое «наличное бытие».
Закончив рисовать, он отставляет картину в сторону и берёт новый холст, тем самым снова обращая бытие в ничто.
Именно с наличного бытия начинается человеческое познание, ведь логично предположить, что мы можем взаимодействовать лишь с тем, что видно или обнаружимо каким-либо из доступных методов.
Сущность по Гегелю является основой материального мира и если у Канта это непознаваемая вещь в себе, то Гегель, как уже было сказано выше, считает, что через наше наблюдение она отчасти открывается нам.
Постепенно погружаясь в понимание Сущности, мы обнаруживаем, что каждая из них внутренне противоречива.
Понятие – категория, воспроизводящая весь предшествующий ей процесс бытия и мышления. Оно исторично, несёт в себе весь опыт предшествующих поколений, постоянно изменяется, дополняется и по сути является синтезом триады Бытие (наличное)-Сущность-Понятие.
Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, будучи чисто метафизической сущностью, олицетворением чистой мысли, не имеет возможности познать саму себя без своего антитезиса. И этим антитезисом является природа, которую ещё называют «Инобытие».
Абсолютная идея связана с природой через «Отчуждение». Будучи объектом нематериальным, ей необходимо воплотить часть своего творческого материала в мире материальном, иначе говоря сделать отчуждение части себя в природу. Этот процесс нужен абсолютной идее для получения обратной связи, чтобы понять в какую сторону двигаться дальше в своём самопознании.
Подобно Шеллингу, Гегель считает человека высшей стадией развития Инобытия. Это существо, являясь воплощением абсолютной идеи в природе может созидать и исследовать окружающий мир.
Философия духа
Говоря о человеке нельзя не затронуть такой раздел Гегелевской философии, как философия духа. В книге «Феноменология духа», Гегель в свойственной ему триодичной манере делит человеческое сознание на 3 составляющих:
На первой стадии мы можем говорить лишь об одном конкретном человеке, изучая которого можно расширить и впоследствии экстраполировать свои знания на всё человечество. На этой стадии полезны такие науки, как психология, изучающая внутренний мир человека, феноменология, разбирающая человеческое сознание и, наконец, антропология, изучающая человечество во всём его единстве проявления материальных и культурных ценностей.
На стадии объективного духа Гегель расширяет границы изучения человека, вводя такие новые категории познания человеческого общества, как семья, гражданское общество и государство. Здесь уже принимается во внимание не только человек как таковой, но и его связи, контакты, взаимодействия в обществе.
Абсолютный дух является высшей стадия развития человеческой мысли. Он включает в себя такие стадии как искусство, религия и философия.
Искусство представляет собой понятие о красоте, взгляд на мир со стороны эстетического восприятия.
Религию Гегель называет является синтезом всего эстетического мировоззрения. Здесь он приводит в пример создание христианской парадигмы, ставшей, по его словам, синтезом всей античной культуры.
Философия – высший уровень развития человеческого мышления, которую Гегель называет: «Эпоха, познанная в мышлении».
Она вбирает в себя все основные проблемы, характерные для какой-либо человеческой эпохи, которые поднимаются талантливейшими людьми своего времени и выносятся на поверхность, обретая теоретическую форму.
Законы диалектики
Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.
Этот закон характеризуют 4 термина:
Закон двойного отрицания
Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.
В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».
Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.
Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.
В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.
Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:
Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.
Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.
Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:
Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.
Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.
Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.
Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.
Заключение
В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.
В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части. Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.
Кто такой гегель и чем знаменит
(HEGEL, GEORG WILHELM FRIEDRICH)
Жизнь и труды Гегеля. Гегель (1770–1831) родился в немецком городе Штутгарте в семье лютеран. Его отец был правительственным чиновником. Гегель скучал на уроках заурядных учителей, поэтому он часто прогуливал школу. Образование он получил в Йенском университете, где вместе с Ф. В. Шеллингом (Schelling) боролся против засилья скептицизма. Гегель был лютеранином и, по всей видимости, регулярно ходил в церковь.
В число основных его произведений входят «Философия истории», «Философия природы», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия религии», главный его труд «Феноменология духа» и «Философия эстетики».
Испытанные Гегелем влияния. Подобно большинству других великих мыслителей, Гегель опирался на плечи многих гигантов, которые были до него. Если упомянуть лишь нескольких главных из них, от °Платона он узнал, что свой смысл человек обретает в государстве, что философия есть высшее выражение реальности и что всякое определение осуществляется через отрицание. Благодаря °Плотину он пришёл к пониманию того, что мир и сознание суть проявления Абсолюта – это одна из форм °пантеизма. От Бенедикта °Спинозы он перенял идею о неразделимости Бога и природы и соответствующее отрицание всего сверхъестественного. Вслед за Иммануилом °Кантом он приходит к выводу о том, что мы должны начинать познание с феноменов, данных нам на опыте, и применять трансцендентальный метод обретения истины. И разумеется, его иудейско-христианское религиозное образование привило ему представления о линейном движении истории.
Гносеология Гегеля. Гегелевскую теорию познания нелегко изложить в краткой форме. Однако некоторые её аспекты достаточно очевидны.
Диалектика Гегеля. Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о той позиции, которой Гегель в действительности не придерживался. Хотя он употреблял слово «диалектика», он отнюдь не исповедовал марксистскую (см. Маркс, Карл) разновидность диалектики с её триадой «тезис – антитезис – синтез». Эта триада ни разу не встречается во всех восьми томах его опубликованных трудов (Mueller, 411). Она один раз появляется в его «Предисловии» к «Феноменологии разума», где он говорит, что она восходит к Канту, и отвергает её, называя «безжизненной схемой» (Mueller, 412). Специалист по Гегелю Густав Мюллер настаивает, что «самая возмутительная и выхолащивающая идеи Гегеля легенда – будто бы он всё мыслил в терминах «тезиса, антитезиса и синтеза»» (Mueller, 411). Эта легенда получила распространение вследствие искажённого понимания Гегеля Карлом Марксом (Marx).
Закон непротиворечивости. Позиция Гегеля в отношении закона непротиворечивости (см. первичные принципы) не столь ясна. Иногда Гегель словно бы отрицает его, заявляя, что «все вещи сами по себе противоречивы», что «движение само есть существующее противоречие» и что «только до тех пор, пока нечто содержит в себе противоречие, оно движется, имеет поступательный импульс и активность» (Acton, 443–44). В самом деле, Гегель даже не упоминает этот принцип как отдельную категорию мышления в своей «Науке логики». Кое-кто понимает Гегеля так, что речь здесь идёт лишь о противоречиях на финитном уровне, находящих своё разрешение в Абсолюте. Другие считают, что Гегель употребляет этот термин не в его формальном логическом смысле, а лишь в практическом смысле, в аспекте реализации диалектики в истории. Ещё это трактуют в аспекте необходимой болезни мышления на его пути к абсолютной истине. Сам Гегель заявлял, что «квадратный круг» или «многоугольный круг» есть противоречие (Acton, 444). Разумеется, если Гегель имел в виду, что закон непротиворечивости (см. первичные принципы) не относится ко всем истинностным высказываниям, то его взгляды сами по себе °внутренне противоречивы.
Трансцендентальное доказательство. Гегель, вслед за Кантом, строит трансцендентальное доказательство бытия Бога, хотя он полагал, что тем самым отходит от абсолютов не только в форме, но и в содержании знания. Он считал, что есть только две возможности: °реализм и трансцендентализм. Иными словами, мы можем игнорировать Канта и вернуться к наивному реализму, или дополнить Канта и выстраивать трансцендентализм (см. доказательство трансцендентальное). Гегель выбрал второе. Подобно Канту, он считает, что априорные формы мышления гарантируют нам уверенность. Но в отличие от Канта, Гегель полагает, что даже содержание нашего знания абсолютно. Он утверждает, что частичное (относительное) знание невозможно, так как оно предполагает знание целого (абсолюта).
Трансцендентальный процесс познания начинается с нашего знания о явлениях (феноменах нашего опыта), а затем продолжается в поиске необходимых для него предусловий. Критерием истинности знания выступает его внутренняя последовательность и связность. Но наше знание не окончательно, если не основано на какой-то высшей форме знания. И регресс здесь не может быть бесконечным (иначе мы бы вообще ничего не знали). Поэтому мы с необходимостью в конце концов приходим к абсолютному знанию, которое есть первооснова всего остального (низшего знания).
Концепция Бога у Гегеля. Доказательства существования Бога. Гегель полагал, что аннулировал опровержение бытия Бога по °Канту (см. Бог: возражения на доказательства бытия). В одном из своих курсов лекций он выдвинул °онтологическое доказательство бытия Бога (см. Acton, 449).
Развивающийся пантеизм. Метафизика Гегеля – это разновидность развивающегося °пантеизма, где пантеистическое начало реализует себя в историческом процессе. Её можно также рассматривать как форму °панентеизма, поскольку в ней имеет место двухполярность Бога и мира. В любом своём событии история есть «следы» Бога на песке времени. Точнее, история есть самораскрытие Бога во временном мире. Это последовательное преодоление мира Абсолютным Духом.
Диалектическая метафизика. Гегелевская °метафизика служит примером того, как применяется его диалектика. Прежде всего, исходит он из логики, в которой постулируется существование вечной идеи. Это самое «пустое» изо всех понятий, лишённое какого бы то ни было содержания. Оно представляет Бога таким, какой Он есть в Своей вечной сущности, прежде создания финитного духа.
Далее, существует философия природы. Она есть творение в отрыве от Бога. Однако творение должно быть связано с Богом. Каким же образом согласовать, примирить эти две сущности?
Ответ Гегеля состоит в философии духа, где поначалу превалирует дуальность, двойственность. Два полюса этой дуальности – это Бог и мир. Как полагает Гегель, Бога и мир следует объединить и тем самым преодолеть разделение, изоляцию этих сущностей. Это ключевая идея позднейшего панентеизма у Алфреда Норта °Уайтхеда. Точка контакта находится в человеке, который есть посредник между природой и духом. Итак, человеку присуща духовность Бога и материальность мира.
Такое преодоление совершается в три этапа: субъективный дух, объективный дух и Абсолютный Дух (Бог). В субъективном духе преодолевается двойственность «субъект – объект». Гегель исходит из человека как сознающего существа (в его духовном аспекте). Затем он переходит к человеку как телесному существу (в его материальном аспекте). И наконец, он обращается к человеку как единому, сознающему себя существу (в его этическом аспекте).
В объективном духе преодолевается различие «субъект – субъект». Все суть части объемлющего единства – человеческого духа. Таким образом, в человеке как целокупности двойственность преодолевается, так как целое выше своих частей и объединяет их. Говоря вкратце, не существует Бога вне природы. Бог зависит от природы.
Взгляды Гегеля на христианство. Воплощение. Гегель рассматривал христианство (лютеранство) как абсолютную религию, высшее проявления Абсолюта к настоящему времени. Особое проявление – воплощение Бога во Христе, когда Бог приходит на землю как конкретный человек в конкретный момент истории. Здесь Инфинитное отождествляется с финитным.
Суть религии заключается в таком воплощении. Абсолютный Дух – там, где преодолена двойственность «Бог – человек». Это совершается в три этапа: искусство, религия и философия. Искусство сводится лишь к ограниченным проявлениям (в виде образов) Абсолюта. В религии реализуется более высокое проявление Абсолютного Духа через истинную свободу, раскрывающуюся в символах. Таким образом, сущностью религии является Христология – Богочеловек, Который умер и воскрес. Когда Он умер, умерли и Бог, и человек. Но когда Он воскрес, воскрес не Бог и не человек, а Абсолютный Дух, в Котором слились Бог и человек.
Гегель полагал, что наивысшее проявление Абсолюта – в философии. Это вечная Идея, квинтэссенция, самая полная и завершённая из всех концепций. Это лишь высшая «категория» всякого мышления и существования, но не высшая точка достижения. Мы никогда не сможем «достичь» Абсолюта, он всегда ускользает, оставляя нам только долгий путь ведущих к нему доказательств. Итак, в то время как Бог становится человеком в религии, человек становится Богом в философии.
Троица. Окончательное примирение Инфинитного и финитного, Бога и человека совершается в Троице. Ибо Бог предсуществовал прежде мира как Отец, был явлен в Своём воплощении в мире как Сын, и как примирение Бога и мира в Святом Духе. Итак, хотя Бог не может существовать без отрицаний и противоположностей, всё это находит своё окончательное примирение в Троице.
Взгляды Гегеля на Библию. Раннее отрицание сверхъестественного в жизни Христа. В своей ранней попытке реконструировать жизнь Иисуса Гегель выдвинул отрицающую всё сверхъестественное концепцию Иисуса и сформулировал учение Иисуса в терминах кантианской этики, почерпнув ряд идей в знаменитой книге Канта «Религия в границах одного только разума». Иисус изображён Гегелем как узколобый обскурант, полная противоположность Сократу. Далее, Иисус не рождён от Девы (см. Христос: рождение от Девы). Чудеса получают у Гегеля натуралистическое объяснение. Начало Евангелия от Иоанна прочитано так, что означает теперь: «Чистый Разум, не знающий никаких ограничений, есть само Божество».
Позже, в книге «Дух христианства и его судьба» Гегель противопоставляет евангельскую этику любви иудейской и кантианской этике закона, но он не отказывается ни от своего отрицания всего сверхъестественного, ни от своего чисто нравственного прочтения Евангелия. Гегель также пересказывает евангельские повествования об искупительной смерти и воскресении Иисуса в терминах греческой трагедии.
В книге «Позитивность христианской религии» Гегель утверждает, что Иисус, провозглашая себя Мессией, просто говорил на языке Своих слушателей; это разновидность °теории приспособления. Вместо того чтобы чтить Его за Его учение о добродетели, они чтили само Его учение о добродетели по причине тех чудес, которые Он, как полагали, сотворил. Как указывает здесь Гегель, древнегреческая религия была побеждена христианством потому, что «деспотия римских императоров изгнала дух человеческий с земли и наводнила её несчастьями, которые заставили людей искать и ожидать наступления счастья на небесах». Таким образом, «лишённый свободы, их дух, вечное и абсолютное начало в них, вынужден был устремиться к божественному». В этом аспекте объективность Бога есть дополняющая противоположность к испорченности и рабству человека (Hegel, Early Theological Writings, 162–63).
Позднейший трансцендентализм (°пантеизм) Гегеля. Ещё позже, в своей «Энциклопедии», наполненной его трансцендентальным идеализмом (который можно назвать развивающимся пантеизмом), Гегель провёл радикальную ревизию буквальной, исторической истины о смерти и воскресении Христа. Ядром данной нам в откровении религии выступает христология: Иисус Христос есть Богочеловек. Как таковой, Он умер на кресте; поэтому там умерли и Бог, и человек. Воскрес же не Бог и не человек. При Воскресении Бог и человек слились воедино в Абсолютном Духе. Итак, в развивающемся пантеизме у Гегеля возникает высшее проявление Абсолютного Духа.
Толкование Писания. Всё Писание следует трактовать в терминах Абсолютного Духа, Который Гегель отождествляет со Святым Духом. При толковании Писания мы должны избегать как буквальности, так и рационализма. Истинное понимание основано на Духе. Ортодоксальные убеждения должны быть пересмотрены в свете гегелевского (пантеистического) понимания Духа, восторжествовавшего над всякой буквальностью. Гегель цитирует 2Кор. 3:6 : «буква убивает, а дух животворит». На этом богословие превращается в философию – гегельянскую философию.
Влияние, оказанное Гегелем. Гегель оказал огромное влияние на идеи последующих мыслителей. В их число входит °атеизм Людвига °Фейербаха, который утверждал, что Бог есть самопонимание человека. Профессор Уинфрид Кордуан (Corduan) делит такие течения на левое крыло, правое крыло и центр. К левому крылу принадлежат те, кто считает, что мышление Гегеля последовательно приводит к безличностному атеизму. На правом крыле находятся те, кто понимает философию Гегеля в богословском смысле. И к центру отнесены те, кто полагает, что основополагающая вера в Абсолютный Дух оставляет какое-то пространство для религии. В левое крыло входят Бруно Бауэр (Bauer), Людвиг Фейербах и Карл Маркс (см. Corduan).
Влияние Гегеля на атеизм. Гегель оказал значительное влияние на современный атеизм. Несколько младогегельянцев левого крыла были его учениками, в том числе Карл Маркс с его °диалектическим материализмом, возникшим из ложно понятой им гегелевской «диалектики». На Фридриха °Ницше, Томаса °Альтицера и представителей теологии «смерти Бога» оказала глубокое влияние идея Гегеля о том, что в смерти Христа умерли Бог и человек.
Влияние Гегеля на экзистенциализм. Гегель оказал своё влияние на самых разных экзистенциалистов: теистических, атеистических, пантеистических и панентеистических. Несмотря на очевидное отрицание им многого у Гегеля, Серен °Кьеркегор в своём теистическом экзистенциализме опирался на идеи Гегеля о том, что сущность сознания есть свобода; что истина переживается, а не познаётся (практична); что существование есть реальный, динамический процесс; и о том, как реалистически оценивается место индивидов в историческом процессе. Сходным образом, атеистический экзистенциализм Жана Поля °Сартра тоже опирается на идеи Гегеля о том, что сознание есть отрицание (абсолютная свобода); что личность обречена никогда не познать самое себя; и что человек приписывает смысл вещам. Феноменология Гуссерля (Husserl) восходит к гегелевскому феноменологическому (описательному) методу анализа человеческого опыта. А пантеистический °экзистенциализм Мартина Хайдеггера (Heidegger) является детищем гегельянской философии.
Влияние Гегеля на современную библейскую критику. Особый интерес для христианских апологетов представляет то заметное влияние, которое Гегель оказал на негативную °библейскую критику. Например, следуя Гегелю, Ф. К. Баур (Baur) и его тюбингенская школа заявляли, что основой для примирения существовавших в первом столетии разногласий между иудаистской формой христианства у Петра и его антииудаистской формой у Павла стало лишь появившееся во втором столетии Евангелие от Иоанна, и тем самым приписывали этому Евангелию более позднюю дату создания (см. Новый Завет: датировка). Точно так же, лишённая всех сверхъестественных элементов версия жизни Христа у Давида °Штрауса восходит к идее Гегеля о том, что духовная реальность выше исторической. То есть, как позднее объявил Рудольф °Бультман, христианство есть миф (см. мифология и Новый Завет).
Влияние Гегеля на герменевтику. Сходным образом, мистический пантеизм Мартина Хайдеггера и разработанная Бультманом и Гадамером (Gadamer) герменевтика имеют свои корни в гегелевской концепции духовного толкования Писания. Отсюда ведёт своё начало целое течение субъективистской «новой герменевтики».
Оценка идей Гегеля. С точки зрения апологетики, философская система Гегеля имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Сначала мы вкратце отметим некоторые её положительные аспекты.
Положительная оценка. Не вдаваясь в подробности (которые приведены в других, упомянутых нами статьях), скажем лишь, что Гегель подтвердил значение: метафизики, абсолютной истины (см. природа истины), христианской линейной концепции истории, подхода к пониманию человека в его конкретной жизненной ситуации, человеческой свободы (см. свобода воли), априорного аспекта познания (см. первичные принципы), °трансцендентального доказательства и ряда других концепций.
Негативная критика. Несмотря на положительные черты у Гегеля, его философия в целом имела для ортодоксального христианства крайне отрицательные последствия. Здесь может идти речь о его предполагаемом °пантеизме или °панентеизме, о его отрицании реализма (см. реализм), о его влиянии на библейскую критику, об отрицании им сверхъестественного (см. чудеса: значение для апологетики), что предполагает и отрицание телесного Воскресения (см. воскресение Христа: свидетельства), О его идее определения через отрицание (см. принцип аналогии), о его «духовном» толковании Библии, предвосхищающем постмодернизм и деконструкционизм Жака °Деррида и других (также см. мистицизм), о его неспособности основывать познание на неизменности Бога, что ослабляет его концепцию абсолютной истины (см. природа истины).
H. В. Acton, «Hegel, Georg Wilhelm Friedrich» // The Encyclopedia of Philosophy (vol. 3).
J. Collins, A History of Modern Western Philosophy.
W. Corduan, «Transcendentalism: Hegel» // N. L. Geisler. Biblical Errancy: Its Philosophical Roots.
G. W. F. Hegel, Early Theological Writings.