Кто такой гофман его творчество
Занимался литературным стендапом и придумал первого андроида: жизнь и книги Гофмана
Достоевский восторгался его произведениями, а Гёте от них становилось нехорошо.
Рассказываем о жизни и творчестве Эрнста Гофмана, автора сказок и мрачных рассказов. Он хотел быть великим композитором, но стал писателем, чьи книги прятали от детей.
Музыкальный вундеркинд, который стал чиновником
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге. Его отец, Кристоф, был адвокатом королевского суда, при этом начисто лишенным амбиций — он работал кое-как и больше любил пить вино и сочинять музыку. Мать звали Луиза (в девичестве Дёрфер) — она была склонной к порядку женщиной, которую очень заботили приличия, правила и мнение окружающих. Такой разницы в характерах брак не выдержал. Когда Гофману было два года, его родители развелись.
Воспитанием Гофман занимались бабушка и дядя по линии матери. Дёрферы были традиционной семьей: они не любили перемен, все время сидели дома и общались только с родственниками. Даже браки часто были внутрисемейными — Луиза приходилась Кристофу двоюродной сестрой.
Гофман рано открыл в себе музыкальный талант, каждый день он садился за фортепиано и упражнялся. В 13 лет уже исполнял композиции, которые сам сочинил. В 1805 году он даже сменил имя Вильгельм на Амадей в честь своего кумира Моцарта. Но, несмотря на страсть к музыке, Гофман покорился воле семьи и начал изучать право в Кёнигсбергском университете.
Гофман ходил только на обязательные занятия и ни разу не посетил лекции уже знаменитого Иммануила Канта, который преподавал в Кёнигсбергском университете. Гофману вообще не была свойственна почтительность и преклонение перед властью, лидерами и статусами. Он винил в этом свое детство, в котором у него не было авторитетов.
«В моем начальном воспитании, когда я был предоставлен самому себе в четырех стенах, кроется зародыш некоторых впоследствии совершенных мною глупостей», — писал он своему другу.
Всю жизнь Гофман мучился от неспособности жить согласно нормам общества и вместе с тем не мог игнорировать их. Он выбрал «уклончивый стиль жизни», как это назвал биограф писателя Рюдигер Сафрански. Ни одному из занятий Гофман не отдавался целиком, часто переезжал в другие города. Вел себя так, будто не был ни в чем заинтересован, кроме музыки. Большую часть жизни ему приходилось совмещать работу чиновника и занятия искусством. Он работал судебным следователем и государственным советником, а по ночам рисовал, сочинял музыку, писал заметки и романы. В итоге он остался чужим и для коллег-чиновников, и для людей искусства.
Единственной стабильной точкой в его жизни была жена Михалина, бодрая и хозяйственная полька. Сам Гофман ласково называл ее Мишей. По настоянию родственников он должен был жениться на своей двоюродной сестре Минне, но сбежал от этого брака к Мише. С ней он жил небогато, особенно после того, как Пруссию заняли войска Наполеона. Лишенный должности и зарплаты чиновника, он пытался зарабатывать на жизнь сочинением песен, рисованием и музыкальной критикой. В 1809 году, когда Гофману было 33 года, во «Всеобщей музыкальной газете» была опубликована новелла «Кавалер Глюк», которая принесла ему первый писательский заработок. Спустя 13 лет, перед смертью, Гофман уже был известным писателем. Однако смог оставить жене в наследство только долги.
Дилетант, которого хвалил Бетховен
«Уклончивый образ жизни» Гофмана сыграл с ним злую шутку. Во многих своих занятиях он остался дилетантом. Талантливый рисовальщик, он не зашел дальше карикатур и любительских декораций для театра. Не достиг высот в качестве дирижера и режиссера театра. Ранние успехи в музыке не сделали из него блестящего пианиста и композитора.
Гофман хотел стать равным Моцарту, Бетховену и Глюку. Но опера «Ундина», его главное музыкальное творение, сейчас интересна только историкам музыки как первый образец романтической оперной драматургии. Гофман и сам был беспощаден к себе. В рецензии на увертюру Бетховена «Эгмонт» он жаловался, что на стихи великого Гёте часто писали посредственную музыку. Примером такой посредственности он назвал комическую оперу «Шутка, хитрость и месть». Только не упомянул, что сам был ее автором.
«Пользуюсь случаем, чтобы при посредстве господина N установить близкие отношения с таким талантливым человеком, как вы. Вы писали также о моем ничтожном существе, и наш господин NN показал мне в своем альбоме несколько ваших строк обо мне. Как я вижу, вы принимаете во мне некоторое участие. Позвольте заметить, что мне весьма лестно такое отношение лица, одаренного выдающимися достоинствами. Шлю лучшие пожелания и остаюсь, милостивый государь,
с глубоким почтением преданнейший Бетховен».
Литература давалась Гофману легко, потому что он не относился к ней серьезно. Свои новеллы и сказки он считал просто источником заработка. Без изнурительного груза амбиций писатель работал быстро и свободно, но очень небрежно. Тексты он никогда не сдавал в срок, а в рукописях царил такой хаос, что разобраться в нем могла только Миша. Литературные успехи помогали ему пережить другие творческие неудачи. Еще в молодости он писал одному из друзей:
«Если ты испытываешь неудовольствие, то начинай писать роман — это отличное лекарство».
Боялся собственных фантазий, ненавидел свою внешность и считал опьянение счастьем
У Гофмана было достаточно «неудовольствий», которые он пробовал лечить литературой: неуверенность в себе, отвращение к собственной внешности и постоянная тревога. Его преследовали мысли о постоянном присутствии зла, неотвратимой опасности. Иногда ему становилось так неуютно от придуманного, что он будил Мишу и просил ее посидеть рядом, пока он пишет.
Особенную роль в жизни и книгах Гофмана играла его ненависть к своему телу. У него вызывали комплексы его маленький рост, сутулость и непропорционально большая голова. Поэт Людвиг Тик вспоминал, что во внешности писателя было «что-то зловещее». Непривлекательность мешала любовным отношениям Гофмана. Женщин, в которых он влюблялся на протяжении всей жизни, его внешность отпугивала, а ухаживания вызывали насмешки.
После одной из первых любовных неудач он написал близкому другу: «Поскольку я не могу заинтересовать ее приятностью собственной внешности, мне хотелось бы стать воплощением безобразия… чтобы обратить на себя ее внимание». Рюдигер Сафрански считает, что писатель исполнил это желание, когда написал сказку «Маленький Цахес, по прозванию Циннобер». Образ Цахеса, воплощенного безобразия, был горькой и злой карикатурой Гофмана на самого себя.
«То, что на первый взгляд вполне могло показаться странной коряжкой, было безобразным ребенком, ростом от силы в две пяди… Головка утопала у него между плечами, спину заменял тыквообразный нарост, а сразу от груди свисали тонкие, как прутики, ножки, так что малыш этот смахивал на половинку редьки. Лица его незоркий глаз, пожалуй, не различил бы, лишь хорошенько приглядевшись, можно было увидеть длинный и острый носик, торчавший из черных взъерошенных волос, да черные, сверкающие глазенки, которые, особенно при его старческом, испещренном морщинами личике, выдавали в нем, казалось, одного из тех гномов, что так похожи на корешок мандрагоры…»
Литературной терапии для Гофмана было недостаточно, он пристрастился к алкоголю. Пил все подряд, обычно в кабаках и винных погребках — тогда так называли места, похожие на современные бары. Алкоголь был нужен ему, чтобы «завести себя», разогреть фантазию и раскрепоститься. Биограф Сафрански замечает, что опьянение было для писателя «оправданной формой счастья, которым можно жить». В этом Гофман почти на 30 лет опередил Шарля Бодлера, который считал, что вино полезно и плодотворно для расширения сознания.
При этом дневники Гофмана и свидетельства друзей показывают, что он не писал пьяным. Посетители винных погребков и кабаков служили ему живой аудиторией, перед которой он проверял материалы для задуманных новелл и сказок. Его литературные стендапы были популярны, люди специально приходили в погребок, чтобы послушать выпившего Гофмана. Только на следующий день, страдая от похмелья, он записывал придуманное.
Крестный отец триллера, фантастики и хоррора
В повседневной жизни Гофману приходилось совмещать роли чиновника и человека искусства. Такое же раздвоение преследовало его в творчестве. Он писал и смешные сказки, и по-настоящему ужасные истории. Сейчас его помнят как детского писателя, автора сказки «Щелкунчик и мышиный король», по мотивам которой Петр Чайковский написал знаменитый балет. Вспоминают причудливый «Золотой горшок» или трагикомедию «Рассуждения кота Мура». Однако раньше он не считался детским писателем, его книги прятали от неокрепших умов. Философ Павел Флоренский вспоминал, что томик Гофмана хранился у его отца под замком. Он смог заполучить его, только когда отец забыл запереть шкаф с книгами на ключ.
Главный эстетический принцип Гофмана гласил: разум не должен сковывать воображение. Его смелые фантазии часто опережали свое время. Он придумывал ходы и приемы еще несуществующих жанров. Как минимум для детектива, триллера, фантастики и хоррора Гофман был если не родным, то крестным отцом. Вальтер Скотт называл его «зачинателем фантастического направления» и считал «первым значительным художником, который использовал в своем творчестве фантастику и сверхъестественный гротеск».
Лучшим доказательством этого служит новелла «Песочный человек» из сборника «Ночные этюды». В ней Гофман предвосхитил техники сразу трех жанров. Новелла начинается как триллер: из письма главного героя Натаниэля читатели узнают о его детском страхе и о том, как эта фобия вернулась к нему уже в зрелости. Продолжается как фантастика, когда в сюжете появляется заводная кукла, один из первых андроидов в мировой литературе. Завершается «Песочный человек» чистым хоррором: за свои открытия Натаниэль платит сначала разумом, а потом и жизнью. Поэт Генрих Гейне, современник Гофмана, высоко оценивал его талант писать пугающие истории:
«В „Эликсирах сатаны“ заключено самое страшное и самое ужасающее, что только способен придумать ум… Говорят, один студент в Гёттингене сошел с ума от этого романа. В „Ночных этюдах“ превзойдено все самое чудовищное и жуткое. Дьяволу не написать ничего более дьявольского».
С Гейне согласился Зигмунд Фрейд, который выбрал тексты Гофмана для анализа категории жуткого. Согласно Фрейду, в «Эликсирах сатаны» и «Песочном человеке» писатель уловил, что жуткое — это то «что должно было бы быть скрытым, но обнаружило себя». В этой формуле скрывается логика всей литературы ужасов. Сверхъестественное в ней соседствует с обыденным, а ужасное прорастает из привычного и уютного. Этой логикой, которую первым сформулировал Гофман, пользовались все авторы жанра ужасов: от Эдгара По и Говарда Лавкрафта до Стивена Кинга и Дэвида Линча.
Второсортный автор для одних и ослепительный новатор для других
Современники жадно читали новеллы Гофмана, а редакторы боролись за право опубликовать его новые тексты. Журнал, в котором появилась новелла «Мадемуазель де Скюдери», пользовался такой популярностью, что разбогатевшие издатели отправили писателю вместе с благодарственным письмом 50 бутылок вина. Особенно ценила Гофмана аудитория женских журналов. Среди почитательниц его таланта была Оттилия фон Погвиш, будущая супруга сына Иоганна Гёте. Автор «Фауста» был страшно недоволен литературным вкусом невестки. Однажды великий поэт решил прочитать «Золотой горшок», и ему тут же «стало нехорошо».
Многие немецкие читатели, современники и потомки, разделяли пренебрежение Гёте. Из-за своей популярности Гофман считался поверхностным. Писательница Габриэль Витткоп замечала, что «многие немецкие знатоки литературы видят в Э. Т. А. Гофмане лишь второсортного автора, тогда как в действительности он был ослепительным новатором». Для любителей тяжеловесной и серьезной немецкой литературы он писал слишком увлекательно и интересно. Лишь спустя столетие Герман Гессе превратил этот упрек в комплимент и назвал Гофмана «самым виртуозным рассказчиком романтизма».
В Европе и России талант писателя смогли оценить по достоинству. Литературовед Наум Берковский писал, что его посмертную историю можно описать как «бесконечную череду последователей». Его творчеством вдохновлялись Оноре де Бальзак, Шарль Бодлер, Чарльз Диккенс, Эдгар По, Герман Гессе и Патрик Зюскинд. Его влияние можно найти в «Пиковой даме» Пушкина, «Носе» Гоголя» и «Мастере и Маргарите» Булгакова. Достоевский, который особенно ценил автора «Рассуждений кота Мура», писал, что «у Гофмана есть идеал, правда, иногда не точно поставленный; но в этом идеале есть правота действительная, истинная, присущая человеку». Философ Владимир Соловьев называл «Золотой горшок» своим любимым произведением в мировой литературе.
Бежал от политики, но она его догнала
Вместе с непочтительностью еще с юных лет Гофман обзавелся презрением к политике. Он никогда не говорил о религии, общественных новостях и власти. Не интересовался войной, даже когда войска Наполеона вошли в его родную Пруссию. По словам друзей, «один вид газетного листа был ему до того неприятен, что им можно было прогнать его». Ближе к концу жизни политика все же настигла Гофмана и сыграла свою роль в его ранней смерти.
В 1819 году Гофман работал советником апелляционного суда. Его назначили в комиссию, которая занималась «выявлением изменнических связей и других опасных происков». Говоря проще, комиссия преследовала оппозицию, либералов и националистов. Полицейские хватали и бросали в тюрьму всех подряд, а обвинения для них придумывали потом. Писатель забыл о презрении к политике и требовал освобождения обвиняемых. Он считал, что судить нужно за преступления, а не за убеждения. Вскоре Гофман покинул комиссию и написал сатирический роман «Повелитель блох», в котором едко высмеял общественные порядки Пруссии. Основу сюжета «Повелителя блох», абсурдное обвинение невиновного и гротескный судебный процесс, позднее повторил Франц Кафка в романе «Процесс».
Среди тех, кого Гофман высмеивал в «Повелителе…», был и один из главных деятелей Пруссии того времени, начальник полиции фон Кампц. Его чертами писатель наградил персонажа — тайного советника Кнаррпанти.
«В ответ на напоминание, что преступник может быть выявлен лишь в том случае, если установлен сам факт преступления, Кнаррпанти высказал мнение, что важно прежде всего найти злодея, а совершенное злодеяние само собой обнаружится».
По привычке Гофман проверял материал для романа перед посетителями кабаков, и в начале 1822 года до фон Кампца дошли слухи о его насмешках. Рукопись романа конфисковали и вырезали из нее фрагменты, которые не нравились начальнику полиции. Самого писателя обвинили в осмеянии мер, предпринятых королевским величеством, использовании документов, к которым он имел доступ в служебном порядке и неподобающем изображении членов комиссии. Ему грозило лишение должности и ссылка.
Пережитые волнения свалили с ног и без того больного писателя. Оставшиеся ему полгода он провел в постели и диктовал новые рассказы вплоть до своей смерти. В конце февраля он произнес защитительную речь, которая не смогла переубедить обвинителей. Гофман доказывал, что Кнаррпанти был необходим ради художественной сбалансированности. Сама логика сказки требовала такого персонажа, а сходство с реальным человеком было совершенно случайным:
«Писателю, имеющему дело с юмором, должна быть предоставлена свобода легко и вольно перемещаться в своем фантастическом мире. Неужели обязан он, словно прокрустовым ложем, стеснять себя тысячами оговорок и мучительных сомнений насчет того, как могут быть превратно истолкованы его мысли?»
В апреле под диктовку был записан последний законченный рассказ Гофмана «Угловое окно». Его героя, старого писателя, потерявшего способность двигаться и наблюдающего за жизнью из окна, он писал с самого себя. Паралич, который зимой уложил писателя в постель, захватывал все его тело. К апрелю он уже не мог пошевелиться. Одни специалисты причиной паралича видят амиотрофический склероз, а другие — злокачественную опухоль. 25 июня, в день смерти, Гофман хотел продолжать диктовку. По словам друзей, последними словами писателя была просьба перевернуть его в постели лицом к стене.
Эрнст Теодор Амадей Гофман: биография, личная жизнь, творчество
Красивые и чувственные сказки создавал немецкий писатель Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, биография которого интересна миллионам читателей. Из-под пера этого величайшего писателя выходили новеллы и романы, которые поражали своими готическими образами. Его чудесные сказки были созданы не для детей. Невозможно забыть Крошку Цахеса, уродливое и грубое создание, которое к тому же имеет незаурядный талант. Помнят все и Щелкунчика. Несчастный до конца своих дней вынужден дробить зубами орехи.
Детские годы
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился двадцать четвертого января 1776 года в Восточной Пруссии. Его родным городом стал Кенигсберг. В настоящее время этот город переименован в Калининград и находится он на территории России. В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер Эрнст стал третьим и последним ребенком.
Спустя два года после рождения будущего писателя родители расстались, и отец, забрав старшего сына, Иоанна Людвига, уехал в Инстербург. Мать же осталась с младшим одна, так как средний мальчик умер еще во младенчестве.
Увлечения композитора и писателя
С детских лет Эрнст Гофман, биография которого связана с литературой, увлекался рисованием и писательством. Нравилась ему и игра на фортепиано. Но вот только развить эти навыки было невозможно, так как он находился в такой провинции, куда не доходили знания об искусстве.
Образование
В 1787 году будущий писатель подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, который потом стал известным политическим деятелем. Именно Гиппель познакомил Гофмана с творчеством известного философа Иммануила Канта. В 1792 году Эрнст смог прослушать даже несколько лекций прославленного философа.
Гофман-композитор
Эрнст Гофман, биография которого интересна миллионам читателей, много переезжал в 1790 году. Так, он сначала побывал в Глогуве, затем посетил Дрезден, где огромное впечатление на него оказали картины Корреджо и Рафаэля, и лишь только после этого он попал в Берлин. В столице Германии Гофман попробовал себя и в качестве композитора. Молодой и пока еще никому не известный человек написал оперетту «Маска».
Своим музыкальным произведением Гофман решил рискнуть и поделиться с королевой Пруссии Луизой. Интересен тот факт, что государыня не только ответила, но и посоветовала обратиться к директору Королевского театра. Действительно, по ее рекомендации там были готовы принять произведение. Но ответа, который бы был многообещающим, Гофман так и не дождался, поэтому он просто уехал в Позен.
Карикатурные портреты
Впервые оторванный от родственников, Эрнст Гофман, биография которого подробно описана в этой статье, занялся тем творчеством, которое в то время считалось развратным. Занятие это было шутливое. Так, в 1802 году будущий писатель Гофман увлекся карикатурными портретами. Он часто ездил на балы, где от скуки рисовал шуточные портреты прусских офицеров.
Юноша сам не заметил, как его портреты расходились между гостями, а когда стал известен автор карикатур, на него посыпался шквал жалоб. Но власти Берлина были хорошо знакомы с родом Гофмана и не решались как-либо наказать Эрнста, поэтому его сослали в Плоцк. Но даже такое наказание негативно сказалось на психическом здоровье будущего писателя. Он продолжал рисовать карикатуры, но только уже на самого себя, изображая себя тонущим в грязи. Везде на его карикатурных рисунках было и изображение необразованных сельчан.
Литературная деятельность
Литературным творчеством Гофман занялся, когда находился в ссылке в Плоцке. Он вел затворнический образ жизни и тогда же начал писать. Сначала он написал заметки о театре и тут же направил их на конкурс в газету. Из его четырнадцати работ ни одна так и не получила приза. Но зато Гофману дали сто золотых монет за талантливое их прочтение.
В 1804 году Эрнст Гофман получает должность в Варшаве и сразу же отправляется туда, но по дороге заезжает в родной город Кенигсберг, в котором после он никогда не был. Как впоследствии признавался сам писатель, годы, которые он провел в Польше, для него были самыми счастливыми. Именно здесь состоялось его знакомство с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, который потом станет его биографом.
В то время Гитциг состоял в литературном обществе «Северные звезды» и прекрасно разбирался в книгах. Он-то и помог будущему писателю познакомиться с творчеством Людвига Тика, Ахима фор Арнима, Новалиса и других немецких писателей, которые оказали большое влияние на слог Гофмана.
Вдохновленный новыми знакомствами, молодой человек в 1804 году сочиняет зингшпиль «Веселые музыканты», который состоит из двух актов. Это творение создано на произведении Клеменса Брентано. На обложке будущий писатель впервые использовал псевдоним Эрнст Теодор Амадей Гофман. Так, имя Амадей он присвоил в память о Моцарте. Но уже в 1806 году войска Наполеона захватили Варшаву. В оккупированном городе, где не было работы, Гофману было тяжело выживать. Ему приходилось голодать, но еще сильнее была тоска по семье.
После этого Эрнст начинает успешно создавать литературные произведения. В это время Гофман, книги которого интересуют уже многих, создает произведение «Золотой горшок», а также в этом же 1814 году он завершает сочинение и оперы «Ундина». Уже на следующий год он начинает писать «Эликсир сатаны», надеясь, что это произведение принесет ему хорошую прибыль. Но его надежды не оправдались. Зато прекрасно общественность приняла его короткие рассказы, которые он разместил в сборнике «Фантазии в манере Калло».
Гофман создает произведения для детей. Это такие сказки, как «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король» и другие.
Но не все сочиненные им истории подходят для детского прочтения. Есть и такие произведения, которые у читателя вызывают ужас. Это и «Ночные этюды», и «Песочный человек» и другие.
Известно, что в 1819 году Гофман, сочиняет свое произведение «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Добрая фея распространяет на уродливого и злого крошку Цахеса заклинание, и вскоре окружающие перестают замечать его внешнее уродство. Даже его злые шутки начинают нравиться всем вокруг. И лишь только творческие люди, такие как студент Бальтазар, видят его прежним, так как колдовство не может противостоять творчеству.
Вскоре выясняется, что студент Бальтазар влюблен в дочь ученого Кандиду. Но крошка Цахес, зная об этом, пытается очаровать девушку. Чтобы спасти девушку и не допустить роковой ошибки, Бальтазар вступает в борьбу с Цахесом.
В 1819 году выходит из печати первый том романа «Житейские воззрения Кота Мурра», где повествование ведется от лица кота. Мурр живет при дворе Иоганнеса Крейслера. Иногда описание не связано по смыслу, но это была такая задумка автора, который решил, что кот в порыве творческих мук вырывает несколько листов из жизнеописания своего хозяина. Кстати, хозяин кота – это гениальный композитор.
Но это произведение еще интересно и тем, что оно автобиографично: Крейслер – это Гофман, а Мурр – это котенок писателя. Он умер к концу второго тома. Кстати, второй том романа Гофмана был издан в 1821 году.
«Золотой горшок»
Необычная сказка Гофмана «Золотой горшок» была им написана в 1814 году. Сюжет этого произведение переносит читателя в Дрезден, где живет студент Ансельм. Он настолько сильно предается своим мечтам, что в день Вознесения Господня случайно у злой торговки опрокидывает корзину с яблоками. Она тут же гневно предсказывает ему, что он попадет под стекло. Ансельм отправляется на берег Эльбы, где начинает печалиться о своей жизни.
Неожиданно в кусте бузины он замечает трех прелестных змеек и влюбляется в Серпентину, которая, как потом выясняется, является дочерью саламандры. В это время дочь чиновника Паульмана обращается к старой колдунье. Вероника желает приворожить к себе Ансельма. Студент не может выбрать между Вероникой и Серпентиной. Но Вероника выходит замуж за регистратора.
Студент старается помочь и переписывает для Линдхорста манускрипты, но неожиданно ставит кляксу и сразу же вызывает гнев. Наказание следует незамедлительно, и его заточают в хрустальную банку, которую ставят на полку. Но в конце сказки он все-таки уже свободен и счастлив с Серпентиной.
«Щелкунчик и Мышиный король»
Это прекрасный юноша, которого заколдовала королева Мышильда. Чтобы вернуть свой прежний облик, ему необходимо не только побороть короля мышей, но и найти свою прекрасную даму.
«Повелитель блох»
Когда же Тис проходит ряд испытаний, то узнает, что и сам является мистическим королем Секакисе и владеет могущественным талисманом.
Личная жизнь
Известно, что в 1794 году у известного писателя Гофмана случился роман с замужней женщиной. Дора Хатт давала уроки музыки, имела мужа и была старше Эрнста на десять лет. У нее было шестеро детей. Семья, узнав об этом романе, воспротивилась, и вскоре Эрнст был отослан в Глогув. Зато в 1801 году он женился, взяв в жены Марианну Теклу Михалину Рорер, которая имела еще и прозвище Миша. Через четыре года в их семье родилась дочь Цецилия, которая, едва достигнув двух лет, умерла.
А уже в 1810 году, оставаясь женатым мужчиной, Эрнст Гофман влюбился в юную ученицу. Чувства к Джулии Марк были настолько явными, что это заметили родители девушки и тут же выдали ее замуж. Писатель так сильно это переживал, что даже чуть не свел счеты с жизнью. Этому роману, который так неудачно у него сложился, в 1813 году он посвятил новеллу «Дон Жуан».
Смерть писателя
Известный писатель Эрнст Гофман с трудом справлялся с жизненными сложностями. Его здоровье было подорвано уже в сорок три года. В 1819 году сложно было представить в Гофмане литератора и композитора, так как он просто превратился в пьяницу. Кроме того, заболевание сифилисом вызвало ослабление сначала конечностей, а затем уже в 1822 году у него произошел паралич шеи. Но Гофман продолжал писать. И хотя руки его не слушались, он постоянно диктовал тексты своему секретарю или жене.
Страдая от болезни, ему приходилось еще и бороться с судебной несправедливостью, так как в своем последнем романе «Повелитель блох» он создал карикатуру на комиссара Кампца. А когда тот стал у власти, то решил отомстить писателю и арестовать его. Но король написал выговор автору, а его роман подвергся жесточайшей цензуре. А двадцать пятого июня 1822 года Эрнст Гофман умер от сифилиса. Ему было всего сорок шесть лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина.