Кто такой гюстав доре
Гюстав Доре
Биография
Художника Гюстава Доре, который предпочитал стиль романизм, по праву называют выдающимся живописцем, который создал не одну сотню гравюр и рисунков для религиозных книг. Возможно, он самый известный иллюстратор за всю историю печатания книг. Не каждый знает, что художественного образования мужчина не получил, однако это не помешало талантливому граверу оставить после себя след в истории живописи XIX века.
Детство и юность
Гюстав родился в январе 1832 года во французском городе Страсбург. Его детство прошло там же, в семье Жан-Филиппа Доре, который занимался строительством мостов. С ранних лет мальчик был наблюдателен, что и демонстрировал на бумаге. Уже к 10 годам он научился использовать прием антропоморфизма. В его иллюстрациях прослеживалась живая и юмористическая манера, свойственная и поздним работам автора.
Когда Доре исполнилась 11 лет, он с семьей перебрался в город Бур, где отец получил новую должность. Этот год биографии стал для Гюстава решающим в его будущей жизни. Он поступил в колледж и стал выдающимся учеником. Вскоре парень выделился и как создатель карикатур и рисунков, а с годами его стиль стал утонченным, линии приобрели чувственность и гибкость.
Личная жизнь
В 1849 году в семье художника случилось горе — умер глава семейства. Гюстав не оставил мать и до самой ее смерти (1879) жил вместе с ней под одной крышей.
Хотя Доре жаждал славы и признания, о личной жизни предпочитал не распространяться. Он единственный раз запечатлел портрет жены, который впоследствии увидел свет.
Творчество
Доре и его родители понимали, что талант Гюстава должны увидеть люди. В 15 лет он с матерью переехал в Париж, где поступил в лицей Шарлемань. А затем парень отправился в редакцию популярного журнала с предложением опубликовать его работы. Для этого он прихватил с собой рисунки, на которых изображал подвиги Геракла. Его сразу зачислили сотрудником, пообещав неплохую зарплату, а вскоре издательство выпустило целый альбом его литографий.
Хотя Доре так и не получил художественного образования, он много времени провел в Лувре: изучал гравюры, картины, каждый день занимался графикой и живописью. Его заметили и представители других журналов, руководство ежедневника Le Journal выделило молодому человеку страницу для его рисунков. Это помогло сделать творчество художника еще более узнаваемым, и в 1848-м он впервые выставился в Парижском салоне.
Затем Доре прекратил отношения с журналом, некоторое время оформлял публикации в дешевых изданиях, а с 1851 года стал создавать скульптуры на религиозные темы и выставлять соответствующие картины. Спрос на его работы стал расти с невероятной скоростью, а потому мужчину все чаще стали привлекать к иллюстрированию. За период всей работы он оформил больше 120 книг. Сначала они появлялись только во Франции, затем в Англии, России и Германии.
Самыми продуктивными в творчестве Доре стали 1860-е. В этот период за годы превосходной работы его награждают орденом Почетного легиона. Также мужчина совершает поездку в Испанию, где знакомится с бароном Дэвилье. Эта встреча закончилось тем, что один популярный журнал опубликовал цикл заметок с рассказами и рисунками художника.
Не менее примечательной стала работа Гюстава над иллюстрациями к Библии, ставшая впоследствии всемирно известным шедевром гравера. Со временем его популярность распространилась и на Англию, и в 1869 году творца ждал успех на лондонской выставке. Сложно сосчитать общее количество написанных живописцем за всю жизнь работ, но то, что он внес вклад в развитие искусства во Франции, остается для всех неоспоримым фактом.
Смерть
Гюстав ушел из жизни зимой 1883 года, причиной смерти стал сердечный приступ. Могила находится на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез. До наших дней сохранились портретные фото Доре, в том числе сделанные фотографом Феликсом Надаром.
Большая часть работ художника сегодня хранится в музее Бург-ан-Брессе, экспозиция включает 136 рисунков, скульптур и экземпляров масляной живописи.
Поль Гюстав Доре – Paul Gustave Dore. Мастер книжной иллюстрации
Поль Гюстав Доре – Paul Gustave Dore родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера-Луи-Христофора Доре родился сын, названный Луи-Августом-Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.
Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.
В 1841 году семья перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой. Позднее художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».
В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших известными людьми, – Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и теоретик искусства).
Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.
Не получив специального художественного образования, Густав много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые гравюры.
Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».
В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий – февральской революции 1848 года. «Доре был тогда в том возрасте, когда такие грандиозные события оказывают глубокое воздействие на впечатлительную натуру, – пишет биограф художника Б. Рузвельт. – Он изучал эти пульсирующие массы народа и в своем воображении превращал их в грандиозные картины. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы». Доре рисует листы: «Луи-Филипп – экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными.
Гюстав становится самым молодым участником Салона 1848 года с сериями рисунков «Новый Велизарий», «Союз – сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С той поры Доре почти ежегодно участвует в выставках Салона, экспонируя как живописные, скульптурные, так и графические произведения.
В 1852 году Доре неожиданно порывает с журналом, чтобы посвятить себя иллюстрации. Он начинает со скромной работы над оформлением небольших и дешевых популярных изданий. Художник пытливо ищет свой путь. Уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» 1854
«Гаргантюа и Пантагрюэль» 1854
«Образы, созданные Доре, народны по своей сути, – пишет Л.А. Дьяков. – Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они естественно «вписываются» в толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…»
Гениальные иллюстрации Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» 1854
1854 год для Доре явился не только плодотворным, но и решающим. В этом году появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец». В 1855 года художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. С осени того же года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.
«Парижский зверинец» 1854
«Парижский зверинец» 1854
«Парижский зверинец» 1854
Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды – сверкать мрачным стальным блеском, а горы – принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»
Рисунок к «Озорным рассказам» Бальзака 1855
Рисунок к «Озорным рассказам» Бальзака 1855
«В 1860-х годах «деревянная гравюра» начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию, – писал П. Лакруа. – Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить ее с иллюстрациями Доре». По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч.
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
«Божественная комедия» Данте 1861-1869
Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы – живописи, вечера – снова графике.
«Сказки» Шарля Перро 1862
«Сказки» Шарля Перро 1862
«Сказки» Шарля Перро 1862
«Сказки» Шарля Перро 1862
В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бёв, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля».
«Приключений барона Мюнхгаузена» Распе 1863
«Приключений барона Мюнхгаузена» Распе 1863
«Приключений барона Мюнхгаузена» Распе 1863
Шедевры импровизации, выдумки, остроумия – рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.
Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Поль Гюстав Доре похоронен на кладбище Пер-Лашез в 1883 году.
«Дон Кихот» Сервантес 1863
«Дон Кихот» Сервантес 1863
«Дон Кихот» Сервантес 1863
«Дон Кихот» Сервантес 1863
«Дон Кихот» Сервантес 1863
«Дон Кихот» Сервантес 1863
«Дон Кихот» Сервантес 1863
Иллюстрации к Библии можно посмотреть здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Гениальный иллюстратор- Гюстав Доре
Памятные даты
К 170-летию Гюстава Доре (1832-1883)
Смотреть на мир, как Бальзак.
Г. Доре
Мировой рекорд Доре
«Великий Доре», «гениальный иллюстратор»- так называют этого художника.
Во второй половине XIX века его имя было самым популярным из всех мастеров графики.
Книги с его иллюстрациями издаются во всем мире. Неиссякаемый запас энергии и фантазии, редкая художественная память позволили ему за творческую жизнь создать 80 тысяч рисунков и картин!
Невероятно, но факт! Настоящий мировой рекорд! Один лишь перечень его работ составил бы объемистый том. Он проиллюстрировал сказки Перро, «Басни» Лафонтена, «Приключения барона Мюнхаузена» Распе, «Дон Кихота» Сервантеса, «Потерянный и возвращенный рай» Мильтона, «Божественную комедию» Данте, «Неистового Роланда» Ариосто, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Озорные рассказы» Бальзака, «Ворона» По, «Тружеников моря» Гюго, Библию…
Факты биографии и творчества
Доре родился в Страсбурге- старинном городе, столице французской провинции Эльзас. Его отец- инженер, строитель мостов, интересовался литературой, выписывал книги и журналы, которые часами просматривал маленький Доре. Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Уже его ранние работы отличаются остроумием и фантазией, гротеск соседствует с сатирой. С 11 лет он делал литографии (рисунки на литографском камне).
С 1847 года он жил в Париже, свои карикатуры на политических деятелей публиковал в журналах. Его первый альбом «Геракл» вышел в 1847 году. Славу ему принес второй альбом- «Парижский зверинец» (1854). В нем Доре дал типы горожан: «львы»- богатые стареющие господа, «оперные крысы»- солистки кордебалета, «волки»- биржевые дельцы…
Он не получил специального художественного образования, но постоянно совершенствовал свои профессиональные навыки художника. Зрительная память у него была феноменальной. И это определило его неповторимую творческую манеру. Сюжет и композиция созревали в его сознании в законченном виде, и он лишь фиксировал это «творческое видение» на бумаге. Например, он помещал где-то в углу листа фигуру человека, затем несколько поодаль копье, руку, ногу, колонну храма, лошадь, колесо, группы всадников, силуэт пейзажа… Затем все это быстро объединял в одну сложную по композиции сцену. Он никогда не вносил в рисунок исправлений. Его отличительные черты- композиционный дар и неистовая фантазия.
Но он занимался не только рисунками. Он мечтал стать великим живописцем-монументалистом и ваятелем. И в этом была его трагедия. Живопись его была салонной, далекой от задач современного ему искусства. Не принесли славы и мраморные вазы со сложными по композиции мифологическими изображениями. Одна из лучших его живописных картин- «Неофит». Она была представлена в 1869 году на выставке в Мюнхене. А среди скульптур наиболее интересен памятник А. Дюма-отцу (1882), открытый в 1884 году в Париже: Дюма сидит в кресле, на одной стороне цоколя памятника группа за чтением его произведений, на другой- герой «Трех мушкетеров» д Артаньян.
«Человеческая комедия» Доре
Как рисовальщик Доре не имел себе равных. У него было достаточно и врагов, и друзей, которые ясно видели, какой у него неистощимый запас творческих сил.
В английский период его творчества шумный и постоянный успех имела «Галерея» Доре, открывшаяся в Лондоне в 1867 году. В 1872 году вышли его гравюры, составившие цикл «Лондон». Они созданы под впечатлением от посещения ночных вертепов, притонов, тюрем, ночлежек, аристократических частей Лондона. Его большая лондонская мастерская по изготовлению гравюр на дереве (ксилография) всегда была завалена работой. Книгоиздатели наперебой предлагали ему высокие гонорары. Его представили королеве Виктории, он жил в качестве высокого гостя в имениях лордов. О нем писали хвалебные статьи. А в Париже в лице Доре видели будущее графики. Он был гостеприимным хозяином, устраивал в своем ателье блестящие приемы, вечера, спектакли, увлеченно играл на скрипке, с исключительной изобретательностью сервировал стол для гостей…
Излюбленной фразой и девизом Доре было: «Смотреть на мир, как Бальзак»
И он действительно смотрел на мир глазами Бальзака, когда создавал рисунки о жизни Лондона, Испании, Франции. Он не выступал открыто с критикой буржуазных порядков, а лишь со свойственным ему реализмом зарисовывал все то, что видел. И в результате получалась огромная «человеческая комедия» буржуазных государств.
Уже больным, когда дни его были сочтены, он не переставал думать о том, что главного еще не успел сделать. Доре мечтал создать иллюстрации к произведениям Шекспира, к «Руслану и Людмиле» Пушкина, к «Демону» Лермонтова.
Доре хорошо знали в России. В период 1874-1879 годов в Петербурге выходила «Божественная комедия» Данте с иллюстрациями Доре, напечатанными с подлинных гравюр на дереве. Это издание дало первый полный русский перевод «Божественной комедии». Успех был огромный. Критика писала: «Художник не только пояснил, но и воспроизвел в другой форме великую итальянскую трилогию и с такой же поэтической силой и красотой начертил ее в картинах, с какой Данте создал ее в своих могучих стихах».
Французский писатель Теофиль Готье (1811-1872) говорил: «Нет другого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте». А Виктор Гюго иллюстрации Доре к «Труженикам моря» назвал «великолепным переводом» своего романа. Иллюстрации Доре жили и живут в многомиллионных экземплярах книг и альбомов, даря нам радость. Спасибо ему за это!
Юрий Жданов 2002 г.
Рассказ Юрия Жданова «Гениальный иллюстратор- Гюстав Доре» опубликован:
1. Юрий. Гениальный иллюстратор. Газета «Радость» № 1, 2002. Стр. 18- 19
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с. Стр. 85- 88 (Гениальный иллюстратор)
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009. 184с. Стр. 85- 88 (Гениальный иллюстратор)
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. 184 с. Стр. 85- 88 (Гениальный иллюстратор)
5. Юрий Жданов. Гениальный иллюстратор: Гюстав Доре. «Детская Роман-газета» № 3, 2012. Стр.17- 20
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru
Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)
Перечень рассказов Юрия Жданова, опубликованных в «Детской Роман-газете», смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова в «Детской Роман-газете»)
Поль Гюстав
Доре
Французский график и живописец. Уже в возрасте четырех лет он проявил замечательный художественный талант, а когда ему было 11 лет, попробовал свои силы в литографии. В 1847 Доре приехал учиться в Париж, а в 1848 заключил контракт с «Журналь пур рир» («Journal pour rire»). Согласно этому контракту художник должен был предоставлять еженедельно одну литографию. Гравюры на дереве к Гаргантюа и Пантагрюэлю Рабле (1854) и Озорным рассказам (1855) Бальзака принесли ему славу. Доре иллюстрировал также многие другие произведения, такие, как Вечный Жид (1856) Эжена Сю, Ад (1861) Данте, Дон Кихот Сервантеса, Потерянный Рай (1866) Мильтона. Широко известны его иллюстрации к Библии (1856). Умер Доре 23 января 1883.
«Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» – так называют художника исследователи его творчества. Л.Р. Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место. Выдающийся представитель не только французского, но и всего европейского искусства второй половины XIX века, он внес в сокровищницу мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки, проявив глубокое проникновение в сущность явлений, отразив в них различные стороны жизни современного ему общества, всех его классов и социальных групп».
Поль Гюстав Доре родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера Луи Христофора Доре родился сын, названный Луи Августом Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.
Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.
В 1841 году семья перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой. Позднее художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».
В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь он получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших известными людьми, – Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и теоретик искусства).
Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.
Не получив специального художественного образования, Густав много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые гравюры.
Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «»Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».
В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий – февральской революции 1848 года. «Доре был тогда в том возрасте, когда такие грандиозные события оказывают глубокое воздействие на впечатлительную натуру, – пишет биограф художника Б. Рузвельт. – Он изучал эти пульсирующие массы народа и в своем воображении превращал их в грандиозные картины. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы».
Доре рисует листы: «Луи-Филипп – экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными.
Гюстав становится самым молодым участником Салона 1848 года с сериями рисунков «Новый Велизарий», «Союз – сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С той поры Доре почти ежегодно участвует в выставках Салона, экспонируя как живописные, скульптурные, так и графические произведения.
В 1852 году Доре неожиданно порывает с журналом, чтобы посвятить себя иллюстрации. Он начинает со скромной работы над оформлением небольших и дешевых популярных изданий. Художник пытливо ищет свой путь. Уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.
Как пишет Л.А. Дьяков: «Образы, созданные Доре, народны по своей сути. Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они естественно «вписываются» в толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…
Гениальные иллюстрации Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения».
1854 год для Доре явился не только плодотворным, но и решающим. В этом году появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец». Г. Гартлауб отмечает. «Великолепные листы с их свободной самостоятельной переработкой полученных впечатлений от Домье обнаруживают единственно присущую уже тогдашнему Доре способность патетического искажения жеста, костюма и ландшафта, которая, собственно, не столько придает этим листам забавный характер, сколько вносит в них оттенок призрачности. Юноша уже созрел для восприятия решающего явления, уготованного ему современностью, – явления Домье».
В 1855 году художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. «Образы, созданные Доре, убедительно раскрывают характеры, темпераменты и нравы героев: любвеобилие, хитрость, подозрительность, ханжество, добродушие, чревоугодие, фанатическую исступленность, веселость нрава, – отмечает Л.А. Дьяков. – Современники не верили, что рисунки к «Озорным рассказам» были выполнены молодым человеком, живущим в Париже и проводящим время среди богемы на улице Мучеников».
С осени того же года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.
Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды – сверкать мрачным стальным блеском, а горы – принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»
А вот мнение Г. Гартлауба о гравюрах «Ада»: «Несомненно значительный шаг вперед в развитии героически-патетической стороны дарования художника и вместе с тем часто поражающее нас умение приспособиться к большому формату. Эффектная композиция и в то же время подлинная способность к внутреннему видению пространства и ландшафта порою сливаются здесь воедино, производя необыкновенно сильное впечатление».
«В 1860-х годах «деревянная гравюра начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию. Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить с иллюстрациями Доре». По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч» (П. Лакруа).
Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы – живописи, вечера – снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем»».
В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бев, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».
Шедевры импровизации, выдумки, остроумия – рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр Доре к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.
«Какой дар! – воскликнул Т. Готье, увидев «Дон Кихота» Доре. – Какое богатство мысли, сила, интуитивная глубина, какое проникновение в сердце различных вещей! Какое чувство реального и в то же время химеричного!»
Шестидесятые годы – наиболее плодотворный период в творчестве Доре-иллюстратора. В 1864 году он создает иллюстрации к «Легенде о Крокемитене», «Капитану Кастаньету», а в 1865 году иллюстрирует двумястами тридцатью рисунками двухтомную Библию.
«Обращаясь к Ветхому завету, он даст его в плане древнего космизма, стремясь передать грандиозные процессы, переживаемые человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно грандиозно и космично: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов.
Вот почему «фон», «атмосфера» является здесь главным, определяющим моментом.
Иллюстрируя Новый завет, Доре более академичен и суховат, несколько скован и сдерживает свою фантазию, хотя в отдельных листах, например в «Апокалипсисе», дает полную волю своему воображению».
Прибывшего в середине шестидесятых годов в Лондон Доре ждал восторженный прием. Принц и принцесса Уэльские пригласили его на обед, где он был представлен королеве Англии. Жизнь художника складывается вполне благополучно. В гости к художнику приезжают такие знаменитости, как Гуно, Мейербер, Оффенбах, Эжен Сю, Александр Дюма, Гюго, Полина Виардо, Аделина Патти, Ференц Лист. Большая ксилографическая мастерская художника в столице Англии была завалена работой.
Биографы художника отмечают, что с 1860 по 1870 год Доре уделял много времени живописи и что в течение этого периода он легко преодолевал все «технические» трудности масляной живописи. В шестидесятые – начале семидесятых появляются огромные полотна – «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), аллегории на военные темы 1871 года, «Медный змий», «Изгнание торгашей из храма», «Сон жены Пилата», «Избиение младенцев», «Снятие с креста» и другие произведения на библейские и евангельские сюжеты. Но были другие произведения: «Цыгане», «Уличные музыканты», «Монахи во время службы», экспонированные на мюнхенской выставке 1869 года.
В 1871 году художник создает блестящий цикл карикатур «Версаль и Париж», где в острых и удивительно верно схваченных типажах весьма лаконично дал характеристику депутатам Национального собрания 1871 года, собрания политических вампиров, национального позора и катастрофы.
Далее Доре создает многочисленные рисунки к двум фолиантам, рассказывающим о жизни Лондона (1872) и Испании (1874). Л.Р. Варшавский отмечает: «В этих рисунках он добивается большой выразительности, цельности, отражая социально-политическую жизнь, и достигает небывалых высот. «Смотреть на мир, как Бальзак» – было излюбленной фразой и девизом Доре. В иллюстрациях, рисующих жизнь столицы старой Англии и своеобразный быт Испании, запечатлено художником решительно все, вплоть до самых потаенных уголков городов и дальних сел. Быт показан во всей своей полноте. Значительно раскрыт и характер народа».
В этой связи можно привести рассказ Джеррольда: «Когда мы посетили Ньюгейт, он попросил тюремщика, сопровождавшего нас, оставить его на несколько минут у окна, через которое был виден двор с бродящими по кругу заключенными. Когда мы вернулись, то увидели, что он не рисовал, но глаза его вбирали каждую деталь сцены. «Я скажу вам, – обратился Доре к тюремщику, – что представляет каждый из этих людей». И он указал на вора, подделывателя документов, грабителя с большой дороги, взломщика. Тюремщик был изумлен, ибо художник точно определил «профессию» каждого из его подопечных».
После «Лондона» Доре успел создать только иллюстрации к «Неистовому Роланду» Ариосто (1879). Художник умер 23 января 1883 года.