Кто такой инспектор ваи
Приложение. Положение о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 23.04.2019 N 134
Положение
о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, порядок организации деятельности военной автомобильной инспекции 1 войск национальной гвардии Российской Федерации 2 и полномочия должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии.
2. ВАИ войск национальной гвардии предназначена для обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии.
3. В своей деятельности ВАИ войск национальной гвардии руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии и настоящим Положением.
II. Задачи ВАИ войск национальной гвардии
4. ВАИ войск национальной гвардии выполняет следующие задачи:
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4446; 2018, N 43, ст. 6601.
б) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 ;
в) сопровождение с применением автомобилей ВАИ войск национальной гвардии передвижения воинских колонн войск национальной гвардии и транспортных средств войск национальной гвардии, осуществляющих перевозку особо опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов оборонного назначения;
г) проведение технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ВАИ войск национальной гвардии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 550 «О проведении технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» 2 ;
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3608; 2015, N 24, ст. 3478.
д) регистрация транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования 3 и иных организаций войск национальной гвардии, а также транспортных средств, являющихся опытными (испытательными) образцами военной и специальной техники, изготавливаемыми предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд Росгвардии, на срок проведения испытаний в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» 4 ;
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1999; 2017, N 42, ст. 6156.
е) организация и проведение в войсках национальной гвардии мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
III. Функции ВАИ войск национальной гвардии
5. ВАИ войск национальной гвардии в целях реализации своих задач осуществляет следующие функции:
а) в отношении поднадзорных управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также водителей транспортных средств войск национальной гвардии:
проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
анализировать исполнение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
б) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 КоАП;
в) привлечение лиц, не уплативших административный штраф, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП, в пределах компетенции;
г) реализация дополнительных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования;
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст. 525; 2016, N 49, ст. 6914.
е) проведение технического диагностирования транспортных средств и оформление диагностической карты о прохождении технического осмотра транспортного средства;
ж) постановка на регистрационный учет и снятие с регистрационного учета транспортных средств, внесение изменений в регистрационные данные транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
з) выдача регистрационных знаков «ТРАНЗИТ», государственных регистрационных знаков и свидетельств о регистрации транспортного средства на транспортные средства территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
и) пропаганда безопасности дорожного движения;
к) учет дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств войск национальной гвардии;
л) разработка проектов правовых актов Росгвардии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
IV. Организация деятельности ВАИ войск национальной гвардии
6. Руководство деятельностью ВАИ войск национальной гвардии осуществляет ее начальник.
7. Состав ВАИ войск национальной гвардии определяется штатами центрального аппарата Росгвардии, управлений оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, ВООВО войск национальной гвардии и штатными расписаниями территориальных органов Росгвардии.
2 Приказ Росгвардии от 3 декабря 2018 г. N 620 «Об утверждении образца и описания нагрудного знака инспектора военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации и образца служебного удостоверения инспектора военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2018 года, регистрационный N 53087).
11. Организация несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется на основании ежегодно издаваемых распоряжений:
12. В распоряжении на несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии указываются:
а) границы районов ответственности;
б) периодичность и порядок проведения инструктажа и подведения итогов несения службы с должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии;
в) состав наряда ВАИ войск национальной гвардии;
г) специальная одежда и экипировка должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии при несении службы;
д) формы и способы несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии.
13. Несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с ежемесячным графиком несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии, утвержденным начальником ВАИ, в котором указываются дата, время и место несения службы и подразделения ВАИ войск национальной гвардии (должностные лица ВАИ войск национальной гвардии), заступающие на службу.
15. Контрольные посты ВАИ выставляются в местах интенсивного движения транспортных средств войск национальной гвардии и местах дислокации управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии.
17. В карточке контрольного поста ВАИ указываются:
а) границы района ответственности;
б) пункты дислокации и телефоны управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
в) места расположения и телефоны медицинских организаций и взаимодействующих органов;
д) аварийно-опасные участки;
е) схема маршрута патрулирования.
18. Контрольные посты ВАИ могут быть подвижными и неподвижными.
19. Остановка транспортных средств войск национальной гвардии осуществляется должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии с помощью громкоговорящего устройства или жеста руки, направленной на транспортное средство войск национальной гвардии.
20. Основаниями для остановки транспортных средств войск национальной гвардии являются:
а) нарушение Правил дорожного движения водителем транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления;
в) нахождение транспортного средства войск национальной гвардии в розыске, а также наличие данных об использовании его в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, очевидцами которого они являлись;
д) выполнение решений об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя транспортного средства войск национальной гвардии или транспортного средства войск национальной гвардии для оказания помощи другим участникам дорожного движения либо должностному лицу ВАИ войск национальной гвардии.
21. При необходимости предотвращения или пресечения административного правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении либо в случае непосредственного обнаружения таких событий остановка транспортного средства войск национальной гвардии может быть осуществлена должностным лицом ВАИ войск национальной гвардии независимо от его местонахождения в районе ответственности ВАИ войск национальной гвардии и от времени.
22. Основанием для остановки транспортного средства войск национальной гвардии на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством войск национальной гвардии, документов на перевозимый им груз.
24. При получении информации о нахождении в транспортном средстве войск национальной гвардии военнослужащих и (или) сотрудников, подозреваемых в совершении преступления, или водитель транспортного средства войск национальной гвардии скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, либо своими действиями подвергает опасности жизнь и здоровье других участников дорожного движения, либо не выполняет требования должностного лица ВАИ войск национальной гвардии об остановке, должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии осуществляет преследование этого транспортного средства.
25. Должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии оставляет контрольный пост ВАИ только с разрешения или по указанию начальника ВАИ, которому он подчинен по службе, в случае:
а) применения соответствующих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении водителей транспортных средств войск национальной гвардии;
б) преследования водителей и транспортных средств войск национальной гвардии, совершивших нарушения Правил дорожного движения;
в) оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии, несчастных случаях;
г) охраны места дорожно-транспортного происшествия;
д) принятия мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Имеет ли право сотрудник ВАИ остановить вас
Военная автомобильная инспекция обеспечивает безопасность на дорогах при движении колонн, сопровождающих армейский транспорт и выявляет причины возникновения дорожных аварий с участием армейской техники. Законодатель планирует внести изменения в устав военной автоинспекции, которые коснутся и обычных, гражданских автомобилистов.
Что такое ВАИ
Военная автомобильная инспекция (ВАИ) – это структурное подразделение Главного управления военной полиции Министерства обороны России. Она включает: ВАИ Министерства обороны РФ, территориальные и региональные ВАИ.
В обязанности служащего автоинспекции входит:
Могут ли ВАИ останавливать и проверять гражданские автомобили
В настоящее время служащие военной автоинспекции вправе останавливать только авто Вооружённых сил России. Сотрудники уполномочены сами задерживать, досматривать и отстранять от управления военнослужащих внутренних войск, МЧС, инженерных и строительных структур МО РФ. Инспекторы не вправе останавливать и проверять гражданские авто, личный транспорт военнослужащих и пешеходов.
Планируемые изменения
Законодатель готовит изменения в уставе военной полиции, которые значительно расширят полномочия ВАИ. Сотрудники смогут фиксировать дорожные нарушения обычных автомобилистов и пешеходов. Выписывать штраф сами служащие не будут, но смогут направить информацию в госинспекцию. А уже ГИБДД оформит штрафы и вышлет их.
Для обнаружения нарушений ВАИ будет применять различные технические средства: радары, видео- и фотоаппаратуру. Специальная техника будет использоваться в местах скопления армейских машин и при движении автоколонн по дорогам общего пользования. Изменения в уставе позволят фиксировать не только превышение скорости, но и такие нарушения дорожных правил как выезд на встречную полосу, пересечение сплошных линий и проезд под запрещающий знак.
Такие изменения закрепят уже сложившуюся практику. На данный момент редакция ПДД разрешает останавливать транспорт и пешеходов регулировщикам. Сейчас при движении армейских колонн перекрёстки перегораживаются комендантскими автомобилями и транспортом военной полиции. Они обеспечивают безопасное движение и проверяют, нет ли посторонних в колонне, контролируют потенциально опасные машины: ракетные пусковые установки, танки, цистерны с горючими веществами или грузовые машины с боеприпасами.
Согласно новым поправкам будет усилен и контроль за армейскими водителями. Сейчас сержант или солдат, управляющий личным авто, не является объектом полномочий служащих ВАИ. С изменённым уставом такие нарушители будут оштрафованы автоинспекцией по информации из военной полиции. Передавать информацию ВАИ будут в Центр автоматизированной фиксации ГИБДД региона.
Приобретение спецтехники уже началось. В конце прошлого года Министерство обороны провело электронные торги по закупке ста видеорегистраторов для авто ВАИ. Бюджет на их покупку составил 2,28 миллиона рублей.
Служащие военной автомобильной инспекции в будущем могут быть наделены полномочиями останавливать и гражданские автомобили. Пока правки не внесены, сотрудники ВАИ имеют право проверять только водителей армейского транспорта. По новому уставу инспекторы также смогут останавливать и гражданский автотранспорт и пешеходов. Штрафовать нарушителей они не будут, но смогут передать информацию работникам ГИБДД, которые уже сами выпишут штраф.
ВАИ Военная автоинспекция.
В приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной Армии № 0101 от 26 августа 1942 года предусматривалось провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы, а отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский слить в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог.
К чему сводились функции автоинспекторов времен войны, понятно из названия новообразованного отдела: инспекция дорог на предмет проходимости тех или иных видов техники, при необходимости – определение оптимального маршрута движения колонн, а также проверки на дорогах.
Конечно, всем хорошо знакомы фотографии, на которых запечатлены одетые в солдатскую форму девушки-регулировщицы. Фотография военной регулировщицы Марии Лиманской на фоне Бранденбургских ворот в Берлине стала классикой военной фотожурналистики. Между тем, на деле все выглядело отнюдь не столь «празднично», как было принято изображать в советской прессе послевоенных лет. осеннюю распутицу и зимнюю стужу на разбитой колее, по которой в одну сторону идет колонна грузовиков с боеприпасами, а в противоположную – колонна с ранеными, стоит девочка-регулировщица, на хрупких плечах которой лежит организация движения. Со слезами на глазах, трясясь от холода и превозмогая страх, она мужественно несет свою службу, не выпуская из рук непременный служебный атрибут: два флажка – красный и желтый. Красный флажок – всем стоп, желтый – проезд свободен.
Никакого специализированного транспорта у фронтовой ВАИ, конечно же, не было. Дорожные батальоны передвигались в общем порядке, как и все прочие подразделения: железнодорожными эшелонами, на грузовиках, а где и пешком. Первым военным инспекторам верой и правдой служили вездесущие полуторки и «Захары», возможно, начальству посчастливилось поколесить на ГАЗ-67 или «Виллисах». Ни о какой целенаправленной моторизации ВАМ в ту пору речи не было.
Победа в Великой Отечественной войне позволила «расслабиться» практически всем родам войск, но не военной автоинспекции. Бесконечные колонны двинулись с Запада на Восток, и это движение необходимо было организовать и упорядочить. Не утратили актуальности и проверки на дорогах. Если в годы войны основными нарушителями, которых задерживали военные инспектора, были дезертиры, то теперь появилась новая проблема – мародеры. Кроме того, за годы войны автопарк Вооруженных сил, по сравнению с довоенными показателями, существенно расширился. На 22 июня 1941 года его численность составляла 2726 единиц, а уже к середине 1945 года «в строю» насчитывалось 664 500 автомобилей различных типов, «32,8% из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% – трофейная». Какую-то часть мобилизованных машин предстояло вернуть народному хозяйству, но и оставшаяся «армада», как показала фронтовая практика, нуждалась в организации своих перемещений.
Чтобы понять, по какому «сценарию» происходила автомобилизация ВАИ, достаточно ознакомиться с основными задачами этого ведомства, актуальными на сегодняшний день:
1) проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках (силах);
2) контроль за организацией дорожного движения транспортных средств Вооруженных сил;
3) руководство деятельностью ВАИ (службами безопасности дорожного движения видов, родов, войск Вооруженных сил, военных округов, флотов, объединений, гарнизонов) в области обеспечения безопасности дорожного движения; проведение мероприятий по повышению эффективности их работы;
4) организация регистрации и контроля технического состояния транспортных средств Вооруженных сил РФ;
5) организация экзаменационной и разрешительной деятельности в системе подготовки и допуска к управлению транспортными средствами водителей и исполнению обязанностей начальниками контрольно-технических пунктов (КТП);
6) организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств Вооруженных сил РФ;
7) осуществление взаимодействия с государственными и ведомственными органами в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Все это, за вычетом военной специфики, настолько близко к задачам ГИБДД, что вполне очевиден и принцип формирования оперативного гаража ВАИ: качественно (но, разумеется, не количественно) он близок к номенклатуре автопарка Госавтоинспекции. Поскольку столь обыденный, с точки зрения современного автомобилиста, реестр функций в послевоенные годы формировался постепенно, то и моторизация ВАИ проходила по мере роста потребностей ведомства в технике.
1959 году в распоряжение военных автоинспекторов поступили мотоциклы. 60-х – первые автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с надписью «ВАИ» на передних дверях. 70-х компанию им составили УАЗ-452А, УАЗ-469 и ГАЗ-24.
Автомобили и мотоциклы, «работающие» в автоинспекции, практически не отличаются от своих военных собратьев, за исключением, пожалуй, внешней атрибутики. С 1960 года согласно Приказу Министерства обороны сбоку на автомобили или коляску мотоцикла наносилась голубая полоса с черными буквами «ВАИ».
Помимо специальной окраски, автомобили военной автоинспекции в обязательном порядке получали спецсигналы: проблесковые маячки синего цвета и установку громкой связи (СГУ) для предупреждения других участников движения о прохождении военной колонны. Количество и форма проблесковых маячков и СГУ, установленных на крыше автомобиля, жестко не регламентировались, поэтому на машинах они встречались в различном сочетании, но чаще всего использовался следующий вариант: два проблесковых маячка по краям и два динамика громкой связи в центре. К специальному оборудованию автомобилей ВАИ можно отнести и имеющуюся на борту радиостанцию, и дополнительно устанавливаемые фары-искатели.
Надпись «ВОЕННАЯ АВТОИНСПЕКЦИЯ» наносится на боковые двери легковых и грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов, а также задние части грузопассажирских автомобилей и маломестных автобусов; надпись «ВАИ» – на капот и крышку багажника легковых машин и на боковые двери кабины грузовых автомобилей. На передние боковые двери легковых автомобилей и маломестных автобусов ВАИ, под информационной надписью, допускается нанесение геральдического знака – эмблемы Вооруженных Сил Российской Федерации или иной структуры, которой данное подразделение ВАИ принадлежит: МЧС, МВД и т. п.