Кто такой исайя в библии
Библия, изложенная для семейного чтения. Пророк Исаия
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее».
То есть что и по истреблении народа останется святой остаток, из которого возникнет новое племя — новый Израиль, верующий во Христа.
С этого времени выступил Исаия на пророческое служение народу иудейскому и в продолжение шестидесяти лет возвещал ему волю Божию и грозил наказанием за беззаконие его и за неблагодарность к Богу.
Пророчествуя Духом Божиим о судьбах, касавшихся Иудеи, Исаия с особенной любовью обращался ко временам Мессии и с такой отчетливостью представлял жизнь и страдания Иисуса Христа, что его называют «ветхозаветным евангелистом».
«Сам Господь даст вам знамение, — провозвещает он, — се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».
«И произойдет отрасль от корня Иессеева (то есть из рода Давидова), и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава».
«Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Он (народ) будет веселиться пред Тобою. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь. Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
(Ис. 6, 1—13; 7, 14 и Мф. 1, 23. Ис. 11, 1—2, 4, 9—10; 9, 2—4, 6)
Изображая страдания Иисуса Христа, Исаия говорит о них так живо, как будто сам, как замечают святые отцы, стоял у Креста во время страданий Спасителя.
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь»
«Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». «…И к злодеям причтен был».
(Ис. 53, 3—5, 7—8; 50, 6; 53, 12)
Наконец, так возвещает Исаия торжество Церкви Христовой и ее всемирное распространение, а также Второе Пришествие Христово и кончину века:
«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию.
И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.
Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения — в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои — славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого — сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время».
«Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше. Но они будут постыжены.
Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою. Тогда будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти».
Кроме пророчеств в книге пророка Исаии содержится много высоких нравственных истин, например, о том, какой пост может быть угоден Богу.
«Они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда… будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».
И о значении жертвоприношений вразумляет пророк.
«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
(Ис. 60, 1—3, 14, 18—22; 66, 1—2, 5, 13—16, 18—19, 23—24;
58, 2—4, 6—7, 9—11; 1, 11, 13, 15—18)
Житие святого пророка Исайи
За 600 лет до рождения Иисуса все события, происходившие с Ним от рождения до распятия, были описаны в книге пророка Исайи в Ветхом Завете.
Житие Святого пророка Исайи наполнено служением еврейскому народу, которому было подарено обетование о приходе Мессии.
Кто такой Исаия и чем он заслужил дар пророчества
За 700 лет до новой эры, рождения Иисуса Христа в царском роду, в семье Амоса появился мальчик Исайя, которого воспитывали по законам Творца и в страхе перед Богом. В книге самого пророка сказано, что по достижению зрелости Исайя женился на девице, которая обладала даром пророчества, и у них родился сын Иасув.
По Божьему призванию пророк служил при дворах нескольких царей:
Еврейский народ был создан по милости Божьей, и Творец, как любящий Отец, всегда оберегал его, но и наказывал. Чтобы остановить нечестивые действия иудеев, Бог посылал к ним пророков со Своими посланиями, центральным местом которых было обетование прихода Мессии.
Статьи о других пророках:
В дни, когда евреи встали на путь нечестия, Исаия увидел Всевышнего, который сидел на царском великолепном престоле в тронном зале величественного небесного храма в окружении шестикрылых Серафимов.
Серафимы, летая на двух крыльях, двумя прикрывали очи, двумя закрывали ноги, постоянно сотрясали столпы храма восклицаниям о том, как свят Господь Саваоф.
Богобоязненный пророк знал, что у всех земных людей нечистые уста и окружение их нечисто, чувство страха парализовало его. После признания греховности к Исаии был послан Серафим, держащий клещами горящий уголь из алтаря Бога. Он приложил уголь к устам грешника и тем самым очистил его по воле Господней от всех грехов.
Внезапно раздался Господний голос, спрашивающий, кого Богу послать к иудеям, чтобы обратить их на путь истинный, отказавшись от поклонения идолам. Вызвался Исайя. Сам Творец пообещал простить и помиловать тех, кто придет к Нему с покаянием. Твердолобых и упрямых ожидает кара Господня и Божья казнь.
Творец сообщил пророку, что это поколение иудейского народа будет уничтожено, но от него родится новое племя, которое будет жить в святости.
На заметку! В своих пророческих книгах Исаия описал дальнейшую судьбу евреев, их плен и освобождение, возведение нового Иерусалима, он пророчествует о Мессии.
Чудеса, сотворенные знаменитым пророком
Имеющий дар творить чудеса, святой Исаия, наполненный присутствие Духа Святого, спас город от жажды при осаде его врагами. Пророк молился у подножья Сиона, и по его прошению Господь открыл земные недра, откуда забил источник родниковой воды. Этот родник назвали Силоам, что означает посланный Всевышним. Именно водой из этого родника Иисус приказал умыться юноше, рожденному слепым, после чего тот прозрел.
Царь Езекия заболел и очень боялся умереть, Исаия молился о нем перед Богом. Творец по воззваниям пророка даровал царю еще 15 лет.
60 лет служил Исаия народу и царям, пребывая в общении с Богом. Именно через этого святого иудеи узнали о приходе Мессии, Бога и человека в одном обличии. Он называет Иисуса ростком из сухой земли, новым племенем иудейского народа, как о Нем говорил Господь. Спаситель в пророчествах ничем не выделялся среди людей, порой был презираем обществом.
По словам праведника, Учитель народов, Основатель Царства на земле, наполненного миром и любовью, родится от непорочной Девы, однако будет распят за грехи мира, как овца, молча, пошел на крест.
Читайте также похожие статьи:
Пророк пошагово описал страдания Христа, издевательство над ним воинов и даже не упустил историю с дележкой одежды.
Важно! Историки называют пророка евангелистом Ветхого Завета, который за 6 столетий да воскрешения Спасителя написал, что только Его ранами мы, нынешнее поколением, можем исцелиться.
Окончание земного пути
Поручив от Всевышнего послание вернуть иудеев на путь служения единому Богу, Исайя непрерывно обличал народ в идолопоклонстве, лицемерии, фальшивом поклонении Истинному Творцу. Особенно доставалось в его обличениях царю Манассии и богачам, которые для видимости соблюдали религиозные обряды, давно потерявшие свою духовную силу, угнетали нищих, сирот и вдов.
Призывы к покаянию не достигали ушей ослепшего от грехов народа.
Разъяренный царь Манассия приказал казнить непокорного пророка, распилив его пополам деревянной пилой. Тело святого Исайя было похоронено недалеко от чудом сотворенного родника Силоам. В дальнейшем царь Феодосий Младший перенес мощи пророка в Константинополь и положил в церкви св. Лаврентия.
Частицу головы пророка ныне хранит и Хилендарский монастырь на горе Афон.
Исайя: спасение, посланное Богом
Аудио
. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу Исайи-пророка. Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
Великий пророк Исайя, предсказавший пришествие Христа Спасителя, родился приблизительно за 765 лет до описанного им события. Это время большой войны народов. Бились Сирия, Финикия, Египет и Вавилон. Еврейский народ жил на перекрестке боевых дорог и был разделен на два царства – Иудейское и Израильское. Чтобы сохранить независимость, они были вынуждены принимать стороны враждующих царей, порой противоположные. Постоянный голод и страх доводили еврейский народ до отчаяния. И в самые критические минуты звучали пророчества Исайи, вселявшие в людей мужество и надежду.
Воспрянь, народ Израилев! Не всегда мрак будет там, где теперь он сгустел. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родится нам – Сын Божий будет дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
1826 год от Рождества Христова. Российская империя, село Михайловское Псковской губернии. Здесь, в имении матери, живет высланный из Петербурга поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый день он подолгу задерживается в местном храме. Идет Великий пост, и там ежедневно читают паремии из книги пророка Исайи.
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
Народ внимает чтецу в полной тишине. Поэт слушает слова древнего пророка и в его воображении рождаются образы выжженой солнцем палестинской земли. Губы его едва заметно двигаются. Сами собою складываются строки:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Александр Сергеевич Пушкин |
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Это стихотворение позже назовут лучшим из тех, что были написаны поэтом прежде. Литературоведы станут разделять его творческое наследие на два этапа и начнут отсчитывать период «зрелого творчества» гения русской словесности.
В четырнадцатый год правления иудейского царя Езекии, Сеннахирим, царь Ассирийский, захватил все укрепленные города Иудеи и взял в осаду Иерусалим. У Езекии не осталось никакой надежды, кроме как на Бога. Он разодрал одежды свои, покрылся вретищем и пошел в Храм. И послал рабов своих к Исайе-пророку, чтобы тот молился об остатке народа иудейского. Исайя ответил ему:
Так говорит Господь: Езекия! Не бойся слов, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
Внезапно Сеннахирим получил известие о том, что Египет выступил против него и атаковал его основные силы. Ассирийский царь приказал отвести войска от Иерусалима, но на прощание велел передать Езекии, что еще вернется и разрушит город. И снова иудейский царь искал заступничества у Бога и опять отправил слуг к Исайе. Пророк встал на молитву и послал Езекии ответ:
Так говорит Господь: Не бойся, Езекия! Уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху. Царь же Ассирийский не войдет в Иерусалим и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.
«И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые». Так говорит Библия. Геродот полагал, что они заразились чумой от полчища мышей. Иосиф Флавий тоже упоминал о внезапной вспышке смертоносной болезни, выкосившей войско ассирийского царя, в результате чего Сеннахирим отступил, вернулся в свою землю и остался в Ниневии, где в одном из храмов был убит собственными сыновьями. После осады Иерусалима и победы над Сеннахиримом Исайя начал записывать свое видение – эпическую поэму, в которой описывалась вся судьба мира от начала до конца и продолжение Песни Песней до жизни будущего века. Основная мысль ее такова: израильский народ продолжит гневить Бога, вследствие чего большая его часть погибнет или рассеется. Но малый остаток праведников будет всегда. И из этого остатка произойдет Дева, которая родит Христа – Спасение всему миру.
605 год до Рождества Христова. Вавилонский царь Навуходоносор разбивает армию египетского фараона Нехао и движется к Финикии, по дороге захватывая Иерусалим. Иудейский народ практически полностью попадает в плен. Северное, Израильское, царство пало под ударами ассирийцев еще в 722 году, так что земля обетованная полностью пустеет. Проходят десятилетия. Спустя семьдесят лет в Вавилоне воцаряется новый владыка Персии Кир Великий. Вскоре к нему приходит пророк Даниил.
Выслушай меня, царь! Много лет назад среди народа моего жил пророк Исайя. Он изрек пророчество о тебе.
«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю, дабы ты познал, что Я Господь Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня».
– Интересно! Так чего же хочет от меня твой Бог, Даниил?
– Отпусти мой народ. Господь говорит о тебе: «Кир исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и Храму: ты будешь основан!»
Через некоторое время Кир созывает вавилонских иудеев и, вернув им священные сосуды Храма, отпускает. С ликованием возвращается народ в родную землю. Пророчества Исайи о скором рождении Мессии у всех на устах.
Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.
До предсказанного пророком Рождения Христа остается 536 лет.
Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект «Радио России» и Русской Православной Церкви
Жизнь пророка Исаии и современное ему политическое состояние царств языческих и иудейского
Содержание
Современное пророку Исаии политическое состояние языческого мира 5
Халдейское царство, по своему происхождению и историческому значению, древнее Ассирии. О халдейских городах и халдейском могущественном царстве упоминается в древнейших библейских и языческих сказаниях. Если ассирийские памятники не упоминают о вероятном подчинении Ассирии Халдее, то они определяют время, когда Ассирия уравнялась с Халдеей по своему могуществу. Карай-данас, царь страны Карь-Дуньяс (Вавилон), и Ассур-бель-Ниссису, царь страны (Ассирийской), соединились взаимным договором, определившим их отношения – говорит одна из древнейших ассирийских надписей. Свидетельство это относится к 14 веку до Р. X. Но Ассирия не довольствовалась равноправностью и делала попытки, хотя иногда и неудачно, подчинить Халдею. В XIII в. до Р. X. Вавилонский царь, после победы над царем Ассирийским (Бел-Кудур-Ассур), увез в Вавилон, в качестве трофея, ассирийскую царскую печать. С течением времени, впрочем, на ассирийских памятниках чаще и чаще появляются известия о победах Ассирии над Вавилоном и Вавилон, несомненно, подчиняется Ассирии. Вавилонские цари сделались вассалами и наместниками Ассирии. Но помня прежнюю славу, Халдеи не могли мириться с ассирийским игом и ежегодно, или, по крайней мере, в начале каждого нового царствования, возмущались против Ассирии. О результатах этих возмущений ассирийские памятники по обычаю умалчивают. Вместо них, греческие историки передают, что вавилонский царь Балезис вместе с мидийским царем взяли Ниневию при Сарданапале, и разрушили город (ок. 788 г. до Р.X.) Преемники Сарданапала: Феглаффелласар и Саргон возвратили власть Ассирии над Вавилоном, но должны были вести постоянную борьбу для ее сохранения.
Еще при Феглаффелласаре на вавилонский престол возведен был Беть-якинский (в Нижней Халдее) владетель, воинственный патриот, Меродах Валадан. Он мирно подчинился Феглаффелласару и показывал, в течение 12 лет, полную покорность Ассирии. Лицемерная преданность не мешала Меродах-Валадану в тоже время готовить силы для борьбы с своим покровителем. Он заключил союз с соседними царствами: Эламским, Ятбурским и, может быть, Иудейским. При Саргоне Меродах-Валадан возмутился против Ассирии. Саргон, после взятия Самарии и победы при Кархаре и Рафии, должен был позаботиться о Вавилоне. Он с своими утомленными войсками подступил к Вавилону. Меродах-Валадан, не надеясь на победу, с войсками бежал на родину – в Беть-якин. Вавилон, потеряв вождя, сдался без сопротивления и по чужой вине должен был пострадать. Халдеи потеряли свою вассальную полузависимость и природных царей, и подчинились ассирийским наместникам. Чтобы увековечить свою победу над Вавилоном, Саргон присоединил к своему титулу звание вавилонского царя и повел двойное летосчисление своего царствования: как царя ассирийского и вавилонского. Легко доставшаяся победа над Халдеями не могла прекратить войны Саргона. Главный виновник бунта оставался цел невредим. Из Вавилона следующей весной Саргон, поэтому, отправился за Меродах-Валаданом, в Бет-якин. Меродах-Валадан в сражении был разбит, но убежал и не мог быть захвачен в плен. В Вавилоне опять сделались смуты, и во время усмирения их сыном Саргона, Сеннахиримом, сам Саргон был убит, может быть, по тайному заговору Меродах-Валадана и его союзников.
Вот исторический очерк состояния главной современной Исаии языческой монархии. господствовавшей в тогдашнем азиатско-африканском мире. Не напрасно пророк Исаия называет Ассирию бичом в руке Господней (10: 5). Действительно, Ассирия была грозой и бичом для всех тогдашних азиатских и африканских, обширных и малых, царств. Ассирийские цари наполняли возмущавшиеся страны трупами людей и развалинами городов, с царей их с живых снимали кожу. Они обладали необъятною территориею, несметными войсками, и без милосердия могли низвергать царей с их престолов и потрясать царства, как птичьи гнезда ( Ис. 10:14 ).
Если кто мог издавать протестующий против ассирийского деспотизма, «писк» ( Ис. 10:14–15 ), то разве только воинственные, свободолюбивые Халдеи. Но и они за свой «писк» тяжело расплачивались.
Другая могущественнейшая держава древнего мира – египетская – не имела такой силы, какой обладала Ассирия. Египет, славный и сильный в древнейшие времена, при Исаии уже устарел, обессилел. Он у Исаии называется слабым тростником, вонзающимся в руку тому, кто опирается на него ( Ис. 19 гл.). По мнению историков, на время служения Исаии падает правление XXIII, XXIV и XXV египетских династий. XXIII династия имела резиденцию свою в среднем Египте, в Танисе. Пятидесятилетнее существование (780–730 г. до Р. X.) этой династии было известно не всему Египту. Бессильные цари Танисской династии допустили в Египте существование многих независимых владетелей, носивших даже царский титул. Пользуясь бессилием этой династии, внутренними междоусобными раздорами разных египетских областей и, может быть, сочувствием жрецов Аммона, один из эфиопских царей (владетель Пианхи, известный своими походами в египетские области 11 ) занял верхний Египет. Таким образом, XXIII династия еще более уронила себя во мнении народа и была свергнута новой – XXIV династией. XXIV династия (730–725 г.) имела свою резиденцию в Саисе. Но из этой династии происходил только один фараон, Бокенранф, правивший шесть лет. Он уже был так слаб, что не мог освободить верхний Египет от Эфиопского владычества. Эфиопы почуяли свою силу и поспешили распространить свою власть на остальные части Египта: нижнюю и среднюю. Эфиопский царь, свирепый Сабакон, собрал многочисленную армию из Эфиопов и Негров, разбил Бокенранфа, взял его в плен и живого сжег. Вот какому варвару досталась в руки многовековая цивилизация Египта! Воспитанный предыдущею историею славы и власти, гордый дух египтян не мог помириться с иноземным владычеством. Прежние родовитые владельцы Египта удалились в западную часть нижнего Египта, здесь организовали партии охотников-патриотов, делали набеги на победителей и подогревали надежды египтян на свободу. Из них, вероятно, произошла XXVI династия, свергшая Эфиопов. – Свирепый и воинственный родоначальник XXV династии (правившей Египтом с 725–605 г.) Сабакон, на время поднял славу и могущество Египта. На одной из Карнакских надписей Сирия представляется данницей Сабакону. Так Египет пытается напомнить себе и современникам счастливые времена Сезостриса и Рамзеса! Поэтому, очень естественно было израильскому царю Осии и иудейскому Езекии обратиться к Сабакону за помощью против грозной Ассирии. Сабакон знал, что и без призыва Осии для него неизбежна война с Ассирией, потому что последняя заняла его вассальные сирийские области. Сабакон со своей армией двинулся в Малую Азию и, опоздав оказать помощь Самарии, уже павшей, встретился с ассирийскими войсками Саргона при Рафии. Сабакон был наголову разбит и, по сказанию ассирийских надписей, убежал один чрез пустыню и проведен был в Египет каким-то филистимским пастухом. Поражением ненавистного Эфиопа воспользовались природные египетские владетели и свергли иго, хотя не вполне. Нижний Египет объявил себя независимым от Эфиопов и признал фараоном сына Бокенранфа, Стефинатиса. Он воцарился в Саисе и, для поддержки своей власти, пожертвовал свободою Египта. По свидетельству ассирийских памятников, он послал дань Саргону и признал свою зависимость от Ассирии, за что получил от Ассирии титул фараона. Верхний и средний Египет продолжал оставаться под властью Эфиопов. Сабакон умер и передал свою власть сыну своему Сабатоку. О характере правления этого фараона ничего неизвестно. Преемник его, Тиргака, несомненно личность очень известная древнему азиатскому и африканскому миру. Он правил около 25 лет и снова прославил Египет. Для усиления своего могущества он предпринял поход на запад и покорил Ливию. С помощию ливийских отрядов Тиргака покорил весь Египет и даже весь север Африки – до Гибралтара. На барельефе в Мединет-Абу Тиргака изображен владыкой многих царей и князей. Естественно было этому воинственному и могущественному властителю попытаться отомстить Ассирии за поражение своего предшественника. Вскоре представился повод. Езекия, в союзе с Филистимлянами, Тирянами и другими Малоазиатскими народами, просил его помощи против Ассирии. Тиргака собрал свои войска и пошел в Азию. Сеннахирим также не мог спокойно смотреть на могущество Египта, и двинулся к Египту, мимо Иерусалима и Лахиса. По ассирийским памятникам поход Сеннахирима считается успешным. Но по библейским, греческим и египетским сказаниям, он кончился поражением Сеннахирима. Показание последних, без сомнения, справедливо. Так Египет опять достиг своей славы. Но после Сеннахирима и Тиргака Египет пал. Асаргаддон вступил в Египет, а затем свергнута была Эфиопская династия. Эти события случились после пророка Исаии.
Политическое состояние Иудейского царства во время пророка Исаии
Пророк Исаия в своей книге определяет время своего служения. Он пророчествовал при иудейских царях: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии ( Ис. 1:1 ). В описании своего видения (6:1) пророк Исаия точнее определяет начало своего служения: год смерти царя Озии. Таким образом, при описании современного Исаии политического состояния Иудеи, необходимо коснуться царствования Иоафама, Ахаза и Езекии. Но нельзя совершенно игнорировать царствования Озии, потому что оно подготовило дальнейшее состояние Иудеи.
Царь Озия, в свое продолжительное правление (805–758 г. до Р. X), привел в порядок внутреннее состояние Иудеи и возвысил значение ее среди азиатских государств. Вскоре по вступлении на престол, Озия освободился от врагов безбоязненно опустошавших Иудею. Он разбил Эдомитян и подчинил их Иудее. Их отличною гаванью, Элафом, Озия воспользовался для развития Иудейской внешней торговли. Озия смирил и поработил Филистимлян. Он взял Филистимские города: Геф, Азот и Ямнию, срыл в них укрепления и в завоеванной местности построил свои крепости. Затем Озия занялся укреплением собственной столицы, на случай новых войн. Он восстановил северную стену Иерусалима, разрушенную в войне его отца с израильским царем. На иерусалимских стенах Озия построил башни, в которых поместил новые каменнометные машины. Для защиты Иудеи Озия сформировал войско и надлежащим образом вооружил его, завел конницу и колесницы по египетскому образцу. Для обогащения народа он завел и поддерживал внешнюю торговлю: из Элафской гавани стали ходить иудейские корабли в далекие земли и наполнили Иудею золотом и серебром. Он покровительствовал земледелию и виноградничеству. Упрочение народной безопасности и благосостояния доставило Озии и его царству громкую известность в современном ему цивилизованном мире. Аммонитяне, Моавитяне и заиорданские колена израильского царства добровольно подчинились его власти и защите. Имя иудейского царства и Озии сделалось известно даже в Египте. Но слава и успехи причинили Озии бедствие. Он возгордился своей славой и пренебрег правами священства: вошел в кадильный алтарь с кадильницей, вопреки увещаниям первосвященника Элеазара. За это он был покрыт проказой до своей смерти. Озия, как прокаженный, не мог уже быть правителем, удалился в особый, вероятно, загородный дом, и передал царское правление своему сыну, Иоафаму (758–740 г.).
Так как Иоафам виделся с больным отцом и пользовался его советами, то и в правлении своем продолжал политику отца. Может быть по совету отца, он не мирился с первосвященником и не ходил в храм ( 2Пар. 27:2 ). Несомненно, по совету отца Иоафам продолжал укрепление Иудеи. Он поддерживал, заведенные Озией, вооружение и организацию Иудейского войска. Иоафам продолжал укрепление Иерусалима: с восточной стороны Сионский холм обнес новою стеною, здесь же устроил высокие ворота, получившие название «верхних ворот». На горах иудейских Иоафам построил много крепостей, а в лесах много укрепленных башен. В то же время он покровительствовал, подобно своему отцу, внешней иудейской торговле. Но внешнему блеску царствования Иоафама не вполне соответствовал внутренний характер его правления. Пророки Исаия и Михей, проходившие при нем свое служение, со скорбию описывают господство и своеволие высших и сильных классов народа. Они упоминают о своевольных «князьях и старейшинах» Иудейских. Может быть, последние происходили из царского рода Давида (чрез Нафана) и, пользуясь высоким родством, захватили власть. Они были приближенными советниками царя, они занимались судопроизводством. Пользуясь отсутствием контроля, они безнаказанно присвоивали себе чужие поля, виноградники и дома. Золото и серебро, приобретаемые торговлей, попадали также в руки их ( Ис. 4:14, 5:8, 23 ). Скопление богатства в одних руках, естественно, породило бедность других классов. Наряду с богатыми князьями развился класс бедняков и «нищих» земли иудейской ( Ис. 3, 14–15 ). Они должны были только нести бремя налогов на устройство крепостей и организацию войска, а семейства свои отправлять на военную службу.
Заканчивая описание правления Иоафама, писатель книги Царств ( 4Цар. 15:37 ) замечает: в те дни начал Господь посылать на Иудею Рецина, сирийского царя, и Факея израильского. Священный историк не объясняет, какими мотивами и соображениями руководились сирийский и израильский цари в своих нашествиях на Иудею. При освещении древне-библейской истории памятниками других древних народов, в настоящее время делается возможною догадка о причинах этого нашествия. При описании современного Исаии политического состояния языческого мира, мы видели, что на время Иоафама и Ахаза падает борьба малоазийских царств под предводительством Сириян, с могущественной Ассирией. Упоминаемые священным историком нашествия, или точнее «подготовления» (от – начинать) к нашествиям, указывают на переговоры сирийского царя о союзе с израильским и иудейским царями против Ассирии. Но иудейские цари, как видно из дальнейшей истории, не были склонны к этому союзу. Так как Иоафам пользовался славой во вне и расположением подданных внутри своего государства, то сирийско-израильский союз при жизни его остался бесплодным. Не то было при его преемнике Ахазе.
К счастию Иудеи, сын и преемник его, Езекия, держался совершенно иного направления (724–698 г.). Это была нежная, поэтически настроенная, богато одаренная душа. Езекия был идеалистом и в своем управлении старался осуществлять начертанные в Библии идеалы царского правления. Моисеев закон был его путеводною звездою, и с ним же Езекия старался сообразовать жизнь своих подданных. Не напрасно предание приписывало Исаии воспитание Езекии: эти два лица, по своему духу, были близки друг к другу. – Тотчас же по вступлении на престол, Езекия постарался определить характер своего правления. Манифестом и программою его правления считают похороны Ахаза. Нелюбимый народом, жестокий и малодушный полуязычник Ахаз не должен был пользоваться посмертными почестями древне-благочестивых царей. Он похоронен вне царской гробницы ( 2Пар. 28:27 ) и его правление признано незаконным. Затем, Езекия более положительно и ясно обнаружил благочестивый характер своего правления. В первый же месяц первого года, он велел очистить иерусалимский храм, Иерусалим и все иудейские города от нечистот и языческих мерзостей, обильно распространенных в них при Ахазе. По очищении храма, приступили к восстановлению в нем древнего торжественного богослужения. Торжественная пасха, не праздновавшаяся так со времени Соломона, снова собрала под своды доселе пустого храма набожные толпы иудеев.
Для поддержания благолепия и привлекательности богослужения, Езекия назначил определенное содержание священникам и левитам, и восстановил порядок в отправлении ими своих обязанностей.
Furst Geschichte d. Biblishc. Litter 1870 г 438 s. Если следовать этому началу, то многих пророков, напр., Нафана, Гада, Илию, нужно считать родственниками царей. Отношение пророков к царям обусловливалось общим теократическим их призванием.
По мнению Фюрста, Исаия был призван к пророческому служению 25 лет, при достижении совершеннолетия, и, следовательно, родился в 783 г до Р. Х. (считая 25 лет до смерти Озии 758 г). На основании сведений, сообщаемых самим пророком Исаией, и по аналогии с временем призвания других пророков, нельзя этого доказать.