Кто такой калин царь
Калин-царь
Калин-царь — предводитель татарского войска, представляющий неизменную угрозу Киеву. Не является ни чудищем, ни существом с какими-либо выдающимися внешними или силовыми отличиями. Его сила, скорее, заключена в хитрости и лести. Однако этим не победить русского богатыря!
Былины о борьбе с Калиномцарем — версия противостояния Руси и татар. При этом лиходей представляет собой собирательный образ зла. В одном сюжете Калину-царю приписываются все пороки, которые русский народ связывал с татаро-монгольским игом и ордынскими предводителями.
Имя Калин связано с тюркоязычным прозвищем, означающим «толстяк». Не исключено, что Калин-царь много ел и действительно был плотным по комплекции. Впрочем, так метафорически могло обозначаться страстное желание персонажа непременно захватить Киев-град.
БЫЛИННЫЕ ЗЛОДЕЙСТВА
Калин-царь заключил союз с 40 королями и 40 царями, собрал силу несметную в 3,2 миллиона воинов. Отправляет он князю Владимиру письмо с требованием сдать Киев-град без боя, очистить улицы да расставить хмельные напитки, чтобы было чем войску Калина утолить жажду и отметить победу над Киевом.
В ответ Владимир просит у царя отсрочки на три года, три месяца и три дня, чтобы выполнить все требования. Но неужели же нет на Руси никого, кто способен одолеть Калина? Илью Муромца осерчавший князь уже давно засадил в подземелье глубокое и приказал уморить голодом. А потому нет у Владимира надежды на победу, о чем он и скорбит безутешно. Хорошо, что дочь князя не столь послушна и живет своим умом, а потому все время заключения Ильи тайком его кормит и поит.
Освобожденный из заточения Илья не перечит Владимиру и не отказывает в помощи. И в этом видно, сколь велика его любовь к Руси-матушке и стольному граду Киеву. В такой ситуации богатырь предпочитает забыть обиду на князя. Он садится на коня и едет к Калину, чтобы одолеть его в честном бою.
ВЕРСИЯ
По другой трактовке, Илья едет к Калину не воевать, а попросить еще отсрочку. И только когда царь отказывает, богатырь нападает на его войско.
На пути Илья натыкается на подкопы. Из первых двух его конь выбирается, а в третьем застревает. Схваченного богатыря ведут к Калину, который сажает героя за стол и пытается посулами да обещаниями склонить на свою сторону. Но Илья непоколебим: он отказывает царю, выходит из его шатра. Схватив за ноги ближайшего татарина, богатырь начинает им, словно палицей, крушить войско вражеское. А затем, взяв в полон самого Калина, везет его в Киев. Владимир и царь подписывают соглашение, по которому последний обязуется платить дань Киеву. По другой версии, после демонстрации русской силы Калин бежит, опасаясь за свою жизнь, и зарекается впредь нападать на Русь.
Собака Калин-царь
Думается, все помнят бессмертный эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда «и. о. царя» Бунше очень не понравилось определение, данное «крымскому царю». Тому самому домоуправу, который – «сукин (!)-сын, самозванец». «Но-но, распоясались, царь – собака!» Вообще, в этом фильме выражены мощные «близнечные» архетипы – и узурпация царской власти двойником («Миссия Третьей касты»), и попадание царя в шуты – как некая инициация («Царь и его Революция»). И, конечно, очень к месту образ «царя-собаки».
Калин – именно «собака-царь», и это заставляет вспомнить змее-пса Кербера, сторожащего вход в Аид. В эллинской традиции Кербер – хтонический пёс, охраняющий Аид – царство теней. Его обычно представляют, прежде всего, именно псом, но он является одновременно и змеем. Кербер – сын драконоголового Тифона, волосы на голове и спине у него состоят из змей, он обладает хвостом-драконом, которым жалит. Кроме того, у охранника Аида три головы, что роднит его с драконами, а из пасти у него капает ядовитая слюна.
Кербер имеет аналог в скандинавской традиции – это чудовищный четырехглазый пёс Гарм, порождение коварного бога Локи и великанши Ангброды. Во время Рагнарёка, конца мира и последней битвы, это чудовище загрызёт бога Тюра и погибнет само. Однако, скандинавы знали и о другом хтоническом персонаже – мировом Змее Ерманганде, которого также породили Оки и Ангброда. Это этот космический Змей опоясывает землю. («Революция против торгового строя»). Представляется, что изначально Пёс и Змей были единым персонажем, но потом образ раздвоился. Речь идёт о вселенском Роботе, Големе, «Демиурге».
Имя «Кербер» имеет много этимологических «расшифровок», однако, сами греки производили его от слов χῆςες («души умерших») и βιβρώσχω («пожираю»; в дальнейшем здесь будет сказано о прожорливых песьеглавцев Гога и Магога!). Думается, стоит прибегнуть именно к их толкованию.
«Нашего» змее-пса русских былин, «царя-собаку» Калина, одолевает Илья Муромец – наш Геракл. (Но есть другая сюжетная линия, где чудо-Юд одолевает Иван крестьянский сын). И вот – поразительное совпадение, последний имел прозвище «Каллиник»-победитель (на это обратил внимание исследователь Л. Гурченко). Безусловно, такие совпадения не случайны и уходят в глубокую-глубокую древность.
Поразительное (и далеко не случайное) совпадение – в 1457 г., в самом начале царствования Ивана Васильевича Грозного был канонизирован русский князь Александр Невский – воин и правитель, давший первую битву на реке Навь, Неве. Кстати, в русской сказочной традиции есть река Смородина, отделяющая мир живых от мира мертвых (Нави). Она же – «Нева-река самородная», именно туда князь Демьян бросает правую руку своей жены с золотым кольцом. Как раз через эту реку и ведёт Калинов мост, на котором было побеждено Чудо-Юдо.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Калин-царь
Калин-царь (иначе Галин, Каин, Калин царь Калинович) — эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами.
Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей (всего — 3 200 000), и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Освободителем города, по одним былинам, является Илья Муромец, по другим — его племянник Ермак Тимофеевич.
Илья едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда Калин не соглашается, начинает избивать его войско. Татары делают подкопы, в которые попадает с конём Илья Муромец. Когда, скрутив его чембурами, татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую.
Калин бежит с позором и заклинается впредь не ходить на Русь. Иногда в роли Калина выступает Мамай. Былины о Калине принадлежат к числу тех, в которых сохранились яркие следы отношения Руси к татарам.
Этимологический словарь Фасмера возводит имя «Калин» к тюркоязычному прозвищу «толстяк». Возможно, у данного персонажа существовал определенный исторический прототип, но о том, какой именно, сколь-нибудь определённого единого мнения не существует.
Наиболее известный образ Калина-царя воплотил советский актер, узбек по происхождению Шукур Бурханов в фильме Александра Птушко «Илья Муромец». На роль Калина в фильм Путшко пробовался и прославленный советский актер Андрей Абрикосов, известный в частности по фильму «Александр Невский», где он сыграл Гаврилу Олексича. В итоге Абрикоосов тоже сыграл в «Муромце». Только сыграл он князя Владимира
Калин-царь
История персонажа
Калин-царь — былинный персонаж, герой сказаний об Илье Муромце. Это татарский князь, описание которого в легендах сближается с образом Мамая, однако первоначальное происхождение Калина было совсем другим.
История появления персонажа
В былинах героя зовут Галин, Каин или Калин-царь, сын Калинович. Происхождение имени до конца не ясно: по одной из версий, оно происходит от слова kаlуŋ — «толстый», «жирный», другие исследователи связывают его с тюрком Колуном, персонажем древнего эпоса «Шахнаме», или считают отсылкой к названию реки Калки. Возможны также значения, связанные с ягодой калиной или словом «калить» (нагревать).
Илья Муромец и Калин-царь | Planetaskazok.ru
В былинах Калина часто именуют собакой, причем не только враги, но и собственные подданные. Например, посол, требующий у Владимира сдачи Киева, зачитывает письмо своего государя, именуя его «собака Калин-царь».
Историческим прототипом героя считается царь Калоян, правивший в Болгарии в 1197–1207 гг. Он воевал с крестоносцами и за свою безжалостность был прозван ими собакой и ромеоктоном («убийцей ромеев»). Во время осады Фессалоник в 1207 году Калоян умер в результате внезапной болезни или заговора, после чего его армии пришлось отступить.
С годами представление о Калояне размылось, став на Руси собирательным образом «поганого татарина». В этом отношении он нередко смешивался с образом Мамая, и былины о нем ярко отразили всю глубину ненависти русского народа к захватчикам. Однако то, что Калин изначально не принадлежал к татарам, подтверждается его титулом — везде он упоминается именно как царь, а татарскому вождю больше подошло бы именоваться ханом или каганом.
Характеристики внешности Калина в легендах не сохранилось. Прозвище «толстый, жирный» могло быть не описанием облика, а употребляться в переносном смысле, означая жадность к золоту, землям и другим богатствам. На картинках к изданиям былин Калин изображается могучим воином в роскошных доспехах, с хитрым азиатским прищуром и тонкими усиками.
Биография и образ Калина-царя
В сюжете более поздних русских легенд Калин — царь обширных земель, пожелавший владеть еще и Киевом. Заручившись поддержкой правителей 40 других стран, он отправляет князю Владимиру письмо с требованием сдать столицу без боя, а заодно и приготовить пир, чтобы его войска отпраздновали победу. Киевский правитель выторговывает у Калина отсрочку в 3 года, 3 месяца и 3 дня, но выручить город некому. Илью Муромца Владимир считает погибшим, поскольку за провинность сам приказал бросить его в темницу и уморить голодом. К счастью, богатырь все же выжил благодаря дочери Владимира, которая все это время тайком носила ему еду. Узнав об этом, князь освобождает Илью и просит спасти город; тот великодушно прощает обиду и едет выполнять приказание.
Царь Калина
Калин-царь (иначе Галин, Каин, «Калин, царь Калинович») — эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами.
Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Освободителем города, по одним былинам, является Илья Муромец, по другим — его племянник Ермак Тимофеевич.
Илья едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда Калин не соглашается, начинает избивать его войско. Татары делают подкопы, в которые попадает с конём Илья Муромец. Когда, скрутив его чембурами, татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую.
Калин бежит с позором и заклинается впредь ходить на Русь. Иногда в роли Калина выступает Мамай. Былины о Калине принадлежат к числу тех, в которых сохранились яркие следы отношения Руси к татарам.
Смотреть что такое «Царь Калина» в других словарях:
Калин-царь — (иначе Галин, Каин, Калин царь Калинович) эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку… … Википедия
Калин царь — (иначе Галин, Каин, Калин, царь Калинович ) эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей,… … Википедия
Калин-царь — (иначе Галин, Каин) эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. К. осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эпитет — (греч. έπίθετος наложенный, приложенный) термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Содержание этого термина недостаточно устойчиво и ясно, несмотря на его употребительность. Сближение истории литературной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эпитет — (греч. epiJetoV наложенный, приложенный) термин теориилитературы: определение при слове, влияющее на его выразительность.Содержание этого термина недостаточно устойчиво и ясно, не смотря на егоупотребительность. Сближение истории литературной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Эпитет — (от др. греч. ἐπίθετον «приложенное») определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным… … Википедия
Белокур, Екатерина Васильевна — Катерина Белокур укр. Катерина Білокур … Википедия
Белокур — Белокур, Екатерина Васильевна Катерина Белокур Катерина Білокур Дата рождения: 25 ноя … Википедия
Екатерина Белокур — Екатерина Васильевна Белокур (25 ноября (7 декабря) 1900 10 июня 1961) мастер украинской народной декоративной живописи. Содержание 1 Детство 2 Стремление к рисованию 3 В техникуме … Википедия
Екатерина Васильевна Белокур — (25 ноября (7 декабря) 1900 10 июня 1961) мастер украинской народной декоративной живописи. Содержание 1 Детство 2 Стремление к рисованию 3 В техникуме … Википедия