Кто такой капитан аскинас
В 1991 году капитан изменил курс египетского парома, что привело к его гибели
Цена беспечности. Гибель «Салем экспресс»
Капитанами пассажирских и круизных лайнеров, а также паромов, перевозящих людей, обычно назначают очень ответственных моряков, которые понимают, что от их действий зависят жизни сотен, а то и тысяч пассажиров и членов экипажа. Но, к сожалению, бывают и исключения. В этой статье мы расскажем о капитане, который ради сокращения времени в пути на несколько часов потопил автомобильный пассажирский паром.
Бывают среди пассажирских судов «звезды», о которых пишут СМИ и снимает сюжеты телевидение. Но таких «звезд» мало. В основном, пассажирские суда и паромы – это незаметные труженики, главной задачей которых является безопасная перевозка пассажиров.
Как водится, паромы часто продаются другим владельцам. В 1980 году его продали в Данию и переименовали в «Nuits Saint George». В 1981 году паром купила египетская судоходная компания «Lord Maritime Enterprise» и в 1982 году переименовала паром – он стал «Lord Sinai». В 1984 году паром переименовали ещё раз. Теперь он назывался «Al Tahra». С 1988 года паром купила египетская судоходная компания «Samatour» и в очередной раз переименовала судно в «Salem Express». Паром был приписан к порту Сафага.
Этот паром был одним из самых больших автомобильных пассажирских паромов в гражданском флоте Египта. Паром сохранил черты европейского судна. На его борту был ресторан, уютные каюты, просторные прогулочные палубы. Он пользовался популярностью у египтян. Капитаном парома был Хасан Халил Моро. Он был одним из самых опытных капитанов египетского торгового флота. За свою карьеру Хасан Моро даже преподавал в Военно-морском училище Египта. Паром эксплуатировался на линии в Красном море Суэц – Джидда.
Любопытный нюанс. Во всех странах основные паромы в случае войны подлежат мобилизации как войсковые транспорты. Во время Первой войны в Персидском заливе (август 1990 года – февраль 1991 года) паром был мобилизован для перевозки египетских войск. Сам Президент Египта Хосни Мубарак прибыл на борт парома, когда он проходил Суэцким каналом, чтобы обратиться к египетским солдатам, направлявшимся в Саудовскую Аравию во время кризиса в Персидском заливе. После перевозок войск паром возвратился к мирной работе.
По словам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, в 2021 году около 36 тысяч участников программы реновации приступят к переселению в новые дома.
Всё познается в сравнении. Может быть, читатели путешествовали на шведских или финских паромах по Балтике. Всегда вызывало восхищение их мастерство при проходе в шхерах. Одним из главных требований судоходных компаний к капитанам – безусловное следование рекомендованными курсами. Конечно, на Балтике паромы иногда садятся на мель. Но связано это исключительно с плохой погодой – сильными ветрами – когда паром из-за большой парусности просто выдавливает за пределы фарватера.
В торговом флоте Египта было, к сожалению, не так. Паром «Salem Express» перевозил паломников в Саудовскую Аравию и обратно. Рейсов было много, и поэтому опытный капитан позволял себе при прохождении маршрута «срезать углы». При таком «срезании» экономилось несколько часов ходового времени. Но это было не главное. Такая «оптимизация» безопасного маршрута приводила к экономии топлива, это уже конкретные деньги. Руководство судоходной компании, естественно, знало о действиях капитана парома, но никак не реагировало, так как он экономил для компании дорогое топливо. Надо сказать, что такую «оптимизацию» проводил только капитан Хасан Моро. Другие капитаны компании не рисковали, и вели свои суда мористее.
15 декабря 1991 года паром совершал очередной рейс с паломниками из Джидды в Саудовской Аравии в египетский порт Сафага. Длина маршрута составляла 450 морских миль – около 830 км. Переход занимал 36 часов. После захода в Сафага паром должен был проследовать в Суэц. Пассажирами были египетские рабочие, возвращающиеся домой, и египтяне, которые возвращались после паломничества в Мекку. Многие из них ехали на своих автомобилях, которые были заполнены подарками из Саудовской Аравии. Официально на борту находилось 650 человек – 578 пассажиров и 72 члена экипажа. Но все, включая египетские власти, не уверены в этих данных. Дело в том, что на таких рейсах многие паломники не покупали официальные билеты, а отдавали деньги членам команды при посадке на паром. Естественно, такие пассажиры нигде не учитывались. По разным оценкам, на борту парома находились от 650 до 1 000 человек. О такой практике судоходная компания прекрасно осведомлена, но закрывала на это глаза.
В ночь с 15 на 16 декабря при подходе к порту Сафага (до порта оставалось 11 морских миль), капитан принял роковое для всех решение – отклониться от официального маршрута и пройти между рифом Hyndman и берегом. Это позволяло прибыть в порт на два часа раньше, и, соответственно, сэкономить топливо. Надо сказать, что капитан Хасан Моро был опытным моряком, и совершал подобную «оптимизацию маршрута» не раз. Но в ту декабрьскую ночь над Красным морем бушевал сильный шторм, и была плохая видимость. Чтобы безопасно войти в порт Сафаги, необходимо выполнить зигзагообразный маневр. Нужно обойти остров Сафага с пограничной заставой с севера. Это необходимо, так как остров прикрывает собой опасный риф Hyndman. После обхода острова можно безопасно входить в порт. Но капитан Моро был настолько уверен в себе, что решил пройти между рифом и берегом. Как мы уже говорили, это давало выигрыш во времени в два часа. Но из-за ошибки в счислении теплоход в 23-13 по местному времени напоролся на риф на полной скорости.
В результате сильного удара появилась большая пробоина в подводной части, открылась носовая аппарель. Как и все автомобильные пассажирские паромы, на «Salem Express» была сплошная от носа до кормы автомобильная палуба. С двух сторон она заканчивалась герметичной аппарелью, которая в порту опускалась, и по ней производилась погрузка и выгрузка автотранспорта. Такие аппарели – объект повышенной опасности на больших морских паромах. Неправильное закрытие или самопроизвольное открытие, как правило, приводит к гибели парома. О наиболее крупных катастрофах на морских паромах смотри статьи «Тайна на дне Балтийского моря», «Смерть в Английском канале» и «Филиппинская трагедия – от жадности до катастрофы».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов заявил, что в следующем году оставит должность. По словам омбудсмена, «нельзя прирастать к месту».
Удар был очень сильный. На борту началась паника. Судно в течении 35 минут ушло под воду. После столкновения капитан Моро совершил вторую ошибку. Он попытался снять паром с рифа и дал команду «Задний ход». Паром с рифа сошёл, но в пробоину хлынула вода. По некоторым данным, именно после снятия парома с рифа, на нем была сорвана носовая рампа, и вода хлынула на автомобильную палубу.
Как писали местные СМИ, из-за сильного шторма не получилось спустить на воду ни одну спасательную шлюпку или спасательный плот. Это спорно. Всё-таки какое-то количество спасательных средств было спущено на воду. Именно на них спаслись 170 счастливчиков. Из-за сильного шторма, спасатели смогли прибыть на место катастрофы только утром. Их вызвали с яхт, укрывавшихся от шторма с другой стороны рифа. Яхтсмены видели паром, и наблюдали, как он ушел под воду. На момент начала спасательной операции большинство из 170 человек, которым повезло выжить в крушении, смогли самостоятельно добраться до берега. Им повезло – в том месте было сильное течение по направлению к берегу, и их просто вынесло на него. По приблизительным данным – точных цифр не знает никто – погибло от 500 до 800 человек. Выжило 180 человек. Паром затонул на глубине 30 метров. Капитан Хасан Моро остался на мостике парома и погиб вместе со своим судном. Тело капитана нашли на дне в районе мостика парома.
Через два дня, 18 декабря, египетский ВМФ, собрав 23 дайвера-инструктора из Хургады и Сафаги, начал операцию по подъёму тел погибших на пароме. В течение трех дней на поверхность было поднято 850 тел погибших пассажиров и членов экипажа. Эта цифра сильно отличается от официальной – власти Египта сообщили только о 470 погибших. Но и она не была окончательной, так как поисковые работы не проводились на нижних палубах парома из-за большой опасности для аквалангистов. Сколько реально погибло людей, можно только догадываться. В одном из официальных отчетах египетского флота указывается, что некоторые аквалангисты не смогли вернуться к нормальной работе инструкторами на курортах, и ушли из профессии.
Первоначально власти Египта объявили место катастрофы братской могилой. Дайверам запретили производить погружения на паром. Кроме этого, было принято решение о подъёме парома, но потом от этой идеи отказались.
Восток есть восток. При всех строгостях мусульманских канонов, если есть возможность получить прибыль, её получают. Через некоторое время после катастрофы, когда боль утраты ослабла, к парому «Salem Express», лежащему на дне Красного моря, разрешили спуск дайверов. Но такие спуски требуют крепких нервов. В интернете много фотографий, сделанных дайверами во время погружений. Они производят сильное впечатление.
Так самоуверенность капитана пассажирского судна и его пренебрежение к безопасному мореплаванию привела к смерти сотен людей. Гибель парома «Salem Express» вошла в скорбный список самых крупных катастроф с пассажирскими судами в ХХ веке.
Капитан Аскинас
Название | Дата | Регистрация | Приписка | Владелец | Оператор |
---|---|---|---|---|---|
Капитан Аскинас | РР РСФСР | | ГП «ЗСРП МРФ РСФСР» | Ново-Ильинская РЭБ флота ЗСРП МРФ РФ | |
ГП «Ново-Ильинская РЭБ флота ЗСРП МРФ РСФСР» |
Тип: | РТ-300 |
Проект: | 911В |
Место постройки: | ГП «Барнаульский судоремонтно-судостроительный завод ЗСРП МРФ РСФСР» |
Строительный №: | 22 |
Построено: | 30.06.1977 |
Приписка: | Красноярск |
Владелец: | ОАО ПассажирРечТранс |
Регистрация: | РРР |
Бортовой №: | Е-18-0399 |
Регистровый №: | 029855 |
Формула класса: | Р1,2А |
Текущее состояние: | Эксплуатируется |
Река Енисей
Красноярский край, Красноярск
Красноярский судоремонтный центр
Название: | Капитан Аскинас |
Бортовой №: | Е-18-0399 |
2018 г. или ранее | ↑ |
Название: | РТ-320 |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Приписка: | Красноярск |
Владелец: | ОАО ПассажирРечТранс |
Формула класса: | Р1,2А |
↑ | |
Приписка: | Барнаул |
Бортовой №: | О-16-04114 |
Формула класса: | Б/К |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Название: | РТ-320 |
Приписка: | Барнаул |
Бортовой №: | О-16-04114 |
Регистровый №: | 029855 |
Формула класса: | Б/К |
↑ | |
Название: | РТ-332 |
Приписка: | Колпашево |
Владелец: | ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» |
Бортовой №: | О-3189 |
Регистровый №: | 029931 |
Формула класса: | Р1,2А |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Остров Кудряш
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Остров Кудряш
РТ-384 · Тип РТ-300, проект 911В, Новосибирск
РТ-342 · Тип РТ-300, проект 911В, Барнаул
РТ-343 · Тип РТ-300, проект 911В, Барнаул
РТ-344 · Тип РТ-300, проект 911В, Барнаул
РТ-325 · Тип РТ-300, проект 911В, Барнаул
РТ-327 · Тип РТ-300, проект 911В, Колпашево
РТ-330 · Тип РТ-300, проект 911В, Колпашево
РТ-321 · Тип РТ-300, проект 911В, Колпашево
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Затон Новосибирского СРЗ
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Затон Новосибирского СРЗ
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск, посёлок Затон
Затон Новосибирского СРЗ
БТМ-497 · Тип БТМ, проект Р-162, Беляй
РТ-327 · Тип РТ-300, проект 911В, Колпашево
Река Томь
Томская область, Моряковский Затон
Затон Моряковской РЭБ
Капитан Аскинас
Название | Дата | Регистрация | Приписка | Владелец | Оператор |
---|---|---|---|---|---|
Капитан Аскинас | РР РСФСР | | ГП «ЗСРП МРФ РСФСР» | Ново-Ильинская РЭБ флота ЗСРП МРФ РФ | |
ГП «Ново-Ильинская РЭБ флота ЗСРП МРФ РСФСР» |
Тип: | РТ-300 |
Проект: | 911В |
Место постройки: | ГП «Барнаульский судоремонтно-судостроительный завод ЗСРП МРФ РСФСР» |
Строительный №: | 22 |
Построено: | 30.06.1977 |
Приписка: | Красноярск |
Владелец: | ОАО ПассажирРечТранс |
Регистрация: | РРР |
Бортовой №: | Е-18-0399 |
Регистровый №: | 029855 |
Формула класса: | Р1,2А |
Текущее состояние: | Эксплуатируется |
Река Енисей
Красноярский край, Красноярск
Красноярский судоремонтный центр
Название: | Капитан Аскинас |
Бортовой №: | Е-18-0399 |
2018 г. или ранее | ↑ |
Название: | РТ-320 |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Приписка: | Красноярск |
Владелец: | ОАО ПассажирРечТранс |
Формула класса: | Р1,2А |
↑ | |
Приписка: | Барнаул |
Бортовой №: | О-16-04114 |
Формула класса: | Б/К |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Название: | РТ-320 |
Приписка: | Барнаул |
Бортовой №: | О-16-04114 |
Регистровый №: | 029855 |
Формула класса: | Б/К |
↑ | |
Название: | РТ-332 |
Приписка: | Колпашево |
Владелец: | ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» |
Бортовой №: | О-3189 |
Регистровый №: | 029931 |
Формула класса: | Р1,2А |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Остров Кудряш
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Остров Кудряш
РТ-384 · Тип РТ-300, проект 911В, Новосибирск
РТ-342 · Тип РТ-300, проект 911В, Барнаул
РТ-343 · Тип РТ-300, проект 911В, Барнаул
РТ-344 · Тип РТ-300, проект 911В, Барнаул
РТ-325 · Тип РТ-300, проект 911В, Барнаул
РТ-327 · Тип РТ-300, проект 911В, Колпашево
РТ-330 · Тип РТ-300, проект 911В, Колпашево
РТ-321 · Тип РТ-300, проект 911В, Колпашево
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Затон Новосибирского СРЗ
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Затон Новосибирского СРЗ
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск, посёлок Затон
Затон Новосибирского СРЗ
БТМ-497 · Тип БТМ, проект Р-162, Беляй
РТ-327 · Тип РТ-300, проект 911В, Колпашево
Река Томь
Томская область, Моряковский Затон
Затон Моряковской РЭБ