Кто такой карват летчик
25 лет назад погиб барановичский летчик Владимир Карват. Как это было
23 мая 1996 года совершил подвиг военный летчик первого класса начальник воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиабазы в Барановичах подполковник Владимир Карват.
Владимир Карват (в центре) в компании сослуживцев. Фото: sb.by
Владимир Карват родился 28 ноября 1958 года в Бресте. В 1981 году окончил Армавирское высшее военно-авиационное училище летчиков, после чего был направлен для прохождения службы на Дальний Восток, в поселок Калинка Хабаровского края, где прошел путь от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке.
В августе 1994 года по собственному желанию прибыл для прохождения службы в Вооруженные силы Республики Беларусь. В сентябре 1994 года принял присягу на верность народу Беларуси. Был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й авиабазы.
Трагедия над Арабовщиной
Трагедия случилась 23 мая 1996 года. Когда летчик выполнял ночной учебно-тренировочный полет в районе города Барановичи, на самолете Су-27П возник пожар. Машина, которая стала терять управление и падать, как раз пролетала над деревнями Арабовщина и Малое Гатище. С земли дали команду катапультироваться. Однако Карват принял решение максимально отвести самолет в сторону. Последние 14 секунд полета пилот, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его от населенных пунктов.
Ценой собственной жизни он не допустил гибели людей на земле. Истребитель рухнул на поле между Арабовщиной и Большим Гатищем.
Местные жители окрестных деревень, которые стали очевидцами падения, бросились к самолету, пытаясь помочь летчику. Через 20 минут приехали пожарные из поселка Городище.
Спасатели попытались вытащить летчика из самолета за стропы парашюта, но сделать этого не удалось. Тогда житель деревни Малое Гатище Сергей Острейко с помощью пожарного топора перерезал плечевые ремни и за руки попробовал вытащить уже бездыханное тело. Однако кабина была сильно покорежена и летчика не смогли достать. Карвата извлекли из самолета только утром.
В ходе расследования выяснилось, что причиной катастрофы стал пожар в отсеке левого хвостового обтекателя, который до этого происшествия считался пожаробезопасным и не был оборудован датчиками предупреждения о возгорании. Огонь вначале повредил провода системы сигнализации, а затем и системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости.
Первый Герой Беларуси
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 1996 г. № 484 подполковнику Владимиру Карвату присвоено звание «Герой Беларуси» (посмертно). Он был первым, кого в стране удостоили этого звания.
Прощались с Владимиром в Барановичах. Собрались сотни людей, приехали жители пригородных деревень. Летчика похоронили 26 мая в Бресте.
В честь Карвата названы улицы в Минске и Бресте, а также школа №8 в Бресте. Имя Героя Карвата носит сквер в Барановичах, на территории 61-й истребительной авиационной базы создан музей имени Карвата.
В деревне Арабовщина Барановичского района установлен памятник Владимиру Карвату.
Мемориал на месте падения самолета в Барановичском районе. Фото: belta.by
Воспользуйтесь услугой по доступу к информации в виде PDF газеты Intex-press. Присоединяйтесь к нам в Viber или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.
Ржавеют ли подвиги? Кто он – первый Герой Беларуси
23 мая 1996 года военный летчик подполковник Владимир Карват ценой собственной жизни увел горящий самолет от деревень Барановичского района. За этот поступок он был удостоен звания Героя Беларуси.
Владимир Карват родился в Бресте в семье железнодорожников. Как позже скажут его друзья и знакомые, был обычным мальчишкой с Граевки (микрорайон в Бресте). В школе учился неплохо, но отличником не был. Зато настоящей страстью был футбол – играл виртуозно, наверняка, из него получился бы хороший спортсмен. Но Владимир мечтал о небе и распорядился своей жизнью иначе – после школы уехал учиться в Армавирское военно-авиационное училище. Стоит заметить, что с юности этому парню были присущи и лучшие человеческие качества. Его семья, сослуживцы отмечают, что Карват всегда был честным, принципиальным, ответственным, отзывчивым, деликатным. Отличало его и хорошее чувство юмора. И со спортом дружил до конца своих дней – мяч гонял все с тем же мальчишеским задором. Со своей будущей супругой Ниной познакомился еще в школьные годы: рядом с семьей Карватов жила бабушка девушки. На последнем курсе военного училища Владимир сделал Нине предложение, она ответила согласием и разделила с ним все тяготы службы, всегда волнуюсь за мужа. Поводом для волнения был каждый полет.
Изначально Карват служил на Дальнем Востоке. Через 13 лет, в 1994 году принял решение вернуться на родину. Служить попал в 61-ю авиабазу, дислоцировавшуюся в Барановичах.
– Здесь я немного успокоилась, – рассказывает вдова летчика Нина Карват. – На Дальнем Востоке он летал на старых 23-х МИГах, а тут ему достался новый самолет СУ-27. Правда, бытовые условия оставляли желать лучшего. Муж был в звании подполковника, его назначили начальником воздушно-огневой и тактической подготовки авиабазы, а жилья нормального для семьи не нашлось. Мы ютились в общежитии, которое располагалось прямо у взлетной полосы.
Все 2 года, которые подполковник Карват успел прослужить в 61-й авиабазе, семья с двумя детьми так и прожила в общежитии. Правда, у этого был свой плюс – на службу добираться не приходилось, она начиналась сразу за порогом дома.
– Муж не был суеверным, не было у него «забобонов», разве, как все летчики никогда не говорил «последний полет», всегда только «крайний», – отмечает Нина Кирилловна. – Но 23 мая 1996 года все же этот самый злосчастный последний полет случился…
Крайний стал последним
По воспоминаниям вдовы летчика, тот майский день был обычным, вернее, почти обычным. С утра Карват ушел на построение, а потом вдруг вернулся домой, просто так, без особой надобности, хотя это было запрещено. В тот день он возвращался домой несколько раз, что немало удивило жену. Она говорит, был молчалив, все время посматривал на нее и детей.
– У меня плохих предчувствий не было, – уверяет Нина Кирилловна. – Я была спокойна.
В 22.44 истребитель Карвата поднялся в небо, предстоял обычный учебно-тренировочный вылет. Летчику было необходимо отработать полет в облаках с большими углами крена, провести тактические приемы воздушного боя ночью на малых высотах в сложных метеоусловиях. Собственно, ничего сложного для опытного летчика. Но уже через 8 минут полета в кабине самолета загорелось табло предупреждения о падении давления в гидросистеме. Карват связался с землей и получил приказ прервать выполнение задания и вернуться на базу. Но у самолета отказала система управления. Пилот доложил об этом и получил новый приказ – катапультироваться. Время на это было, но летчик видел, что прямо под ним светятся окна жилых домов. Ничего не подозревающие сельчане после трудового дня намеревались отдыхать. И пилот принял решение спасать не себя, а людей. Карват пытается увести свой СУ от деревень Арабовщина и Малое Гатище Барановичского района. Сделать это ему удалось – самолет упал в поле за населенными пунктами. Когда местные жители и спасатели прибыли на место падения СУ-27, развалившийся на части самолет горел, Карват, крепко уцепившись за штурвал, сидел в уцелевшей кабине. Свидетели событий скажут: сидел, как живой.
После разбирательств причин катастрофы стало известно, что все произошло из-за пожара, возникшего в отсеке левого хвостового обтекателя, который не был снабжен датчиками предупреждения о возгораниях. Огонь повредил провода системы сигнализации и электродистанционного управления, что и привело к потере управляемости самолета. Сослуживец Карвата, ныне подполковник запаса, а тогда руководитель полетов 61-й авиабазы Александр Мурычин уверяет, что у летчика было время спастись.
– Имеющиеся у него в запасе 14 секунд он потратил на то, чтобы увести горящий самолет от населенных пунктов, – подчеркивает однополчанин.
Там, где живет память
Деревня Арабовщина, где погиб летчик, сегодня является собой симпатичный агрородок, где проживают порядка 600 человек. За 24 года, которые прошли с момента трагического события, здесь многое изменилось. Неизменным осталось одно – память о Владимире Карвате. К слову, именно жителям Арабовщины принадлежит инициатива увековечения памяти подполковника. В частности, Галине Ломской, которая тогда была директором местной школы. Решение установить памятник было принято всеми сельчанами. Правда, изначально возник вопрос, где его установить – в поле, на месте падения самолета или все же в деревне? Галина Ивановна была за то, что именно в деревне, которая находится рядом с оживленной трассой, что даст возможность любому приехать и поклониться подвигу человека, спасшего сотни чужих жизней ценой собственной.
Жители Арабовщины сами предложили проект памятника – самолет, врезавшийся в землю. Была заказана копия СУ-27, на котором летал Карват. Церемония открытия монумента прошла в том же 1996 году. Тогда же и на месте гибели установили памятный знак – камень с табличкой. Однако благодарные жители Арабовщины были уверены, что этого мало. Они провели собрание и решили написали письмо президенту с просьбой увековечить память мужественного летчика на государственном уровне.
– Ответом нам был Указ Главы государства от 21 ноября 1996 года о присвоении Владимиру Карвату звания Героя Беларуси, – вспоминает Галина Ивановна.
В память о подвиге летчика в его честь названы улицы в Минске, Бресте, деревне Арабовщина, сквер в Барановичах, его имя носят школа №182 в Минске и сш №8 в Бресте, где он учился. Там же есть музей Карвата. Второй открыт в 61-й авиабазе, где служил первый Герой Беларуси.
Семья Карвата после его гибели перебралась на родину, в Брест. С жильем помогли местные власти. Нина Кирилловна отмечает, что и сейчас в случае надобности, помогает именно горисполком. «Да еще помнит обо мне 115-й зенитно-ракетный полк, дислоцирующийся в Бресте», – дополняет вдова Героя, которая живет скромно: редко участвует в памятных мероприятиях, а если и бывает, то речи не произносит. Говорит, боль утраты все еще сильна, хотя и прошло почти четверть века. «Владимир был исключительным мужчиной, таких мало», – уверяет женщина.
Фото из открытых интернет-источников
Владимир Карват: подвиг первого Героя Беларуси
28 ноября – особенный день в истории Беларуси. Именно сегодня родился летчик Владимир Карват, который первым в современной истории республики удостоился звания национального Героя. Его именем названы улицы и скверы, а совершенный им подвиг навсегда увековечен в памяти сослуживцев и простых белорусов, чьи жизни он защитил в обмен на свою. О том, кто он такой и с чем боролся в последние мгновения своей жизни – читайте в материале «Евразия.Эксперт».
Когда речь заходит о подвигах, на ум приходят, как правило, герои военного времени: где как ни в сражениях за Родину есть место невероятным поступкам? В мирное же время, в отсутствие явных противников и боевых столкновений, военному человеку проявить себя негде… или нет? Есть в Беларуси местечко Арабовщина, жители которого о героизме мирного времени знают не понаслышке. Именно там установлен памятник первому герою Беларуси Владимиру Карвату – летчику, который ценой собственной жизни увел свой горящий самолет в сторону от жилых домов.
«Летчик от Бога»
Родился будущий герой в Бресте, 28 ноября 1958 г., там же закончил среднюю школу. Учился он, по воспоминаниям педагогов, легко и охотно – впрочем, за оценками не гнался. Любил спорт: ему даже прочили карьеру в футболе. Но мечтой мальчика всегда было небо.
В августе 1977 г. он поступил в Армавирское высшее военно-авиационное училище. Там, в отличие от школы, он стремился быть только лучшим. По окончании учебы его направили служить в Хабаровский край, поселок Калинка, где он прожил 13 лет. Летал на МиГ-23. В той военной части он прошел путь от простого летчика до заместителя командира полка по летной подготовке, однако корни звали Владимира назад, в Беларусь.
Владимир Карват во времена учебы.
В 1994 г. он вернулся на родную землю. Здесь ему дали назначение в город Барановичи: опытному летчику предстояло стать начальником воздушно-огневой и тактической подготовки на 61-й истребительной авиабазе. Сослуживцы вспоминают его с теплотой.
«Вовка был летчик от Бога. Хороший, душевный человек, всегда уравновешенный, вдумчивый и рассудительный, терпеливый и настойчивый. Он никогда не повышал голос. И если мы в горячке начинали спорить о том, как построить маневр полета, нас приводил в чувство его спокойный голос: ребята, не надо напрягаться – любой воздушный бой можно рассчитать обычными математическими формулами. И Карват всегда оказывался прав. », – рассказывал заместитель командира авиабазы по идеологической работе, военный летчик первого класса подполковник Владимир Рябухин.
В 1984‑1991 гг. 61-й истребительный авиаполк имел смешанный состав: на вооружении одной его эскадрильи стояли МиГ-25П и МиГ-25ПДС, а двух других – МиГ23МЛД. Однако с 1991 г. полк начал получать новую технику – истребители 4-го поколения Су-27. На них переобучались пилоты МиГ-23.
Как настоящий лидер и ас, Карват не отсиживался в кабинете, а личным примером помогал подчиненным совершенствовать мастерство пилотирования. 23 мая 1996 г. были запланированы ночные тренировочные полеты, и Владимир, как обычно, отправился на работу поздним вечером. Вернуться он должен был через пару часов – но дома его так и не дождались.
Прерванный полет
Программа тренировочного полета включала отработку тактических приемов воздушного боя на малых высотах в сложных метеоусловиях ночью. Взлет с барановичского аэродрома самолет Карвата с бортовым номером 29 произвел в 22:44. На восьмой минуте полета, находясь на высоте 900 м при скорости в 540 км/ч сработала система встроенного контроля, выдав на табло предупреждение о падении давления в первой гидросистеме. Летчик немедленно связался с землей и получил приказ прервать задание и возвращаться. Тем временем, секунды, оставшиеся до момента трагедии, стремительно утекали…
27-ю «сушку» называли одной из самых надежных машин в мире, однако на этот раз истребитель подвел пилота. В те годы отсек левого хвостового обтекателя, который считался пожаробезопасным, не был оборудован датчиками предупреждения о возгорании. Через 29 секунд после сообщения об отказе гидросистемы посыпались сообщения о других отказах. На высоте 600 м при скорости в 440 км/ч перестала работать система управления. С земли поступил приказ на катапультирование, но внизу, по курсу падения были жилые дома – деревни Арабовщина и Большое Гатище. Разве мог Владимир допустить падение 25 тонн металла, горючего и боеприпасов на мирно спящих жителей?
В 22:54 самолет плашмя врезался в землю на клеверном поле между двух деревень, почти на километровом удалении от построек. Все 14 секунд, остававшихся до падения, пилот сжимал рычаги управления, чтобы подчинить машину и отвести ее в безлюдное место. Местные жители, став свидетелями падения, сразу бросились к месту катастрофы, надеясь помочь летчику. Через 20 минут прибыли пожарные из поселка Городище. Но Карвата уже было не спасти. На момент гибели ему было 37 лет.
Как выяснилось по результатам расшифровки «черных ящиков», из-за возникшей в гидросистеме течи пары рабочей жидкости вошли в контакт с горячим трубопроводом отбора воздуха из седьмой ступени компрессора двигателя, что привело к их возгоранию. Вначале огонь повредил провода системы сигнализации, а затем провода системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости. После катастрофы на заводе-изготовителе Су-27 были выполнены доработки конструкции, которые увеличили надежность системы дистанционного управления истребителя в случае возникновения пожара. Изменения внесли во все ранее выпущенные машины.
Память о герое
За проявленные им мужество и героизм указом президента Беларуси от 21 ноября 1996 г. №484 подполковнику Владимиру Карвату присвоено звание «Герой Беларуси» (посмертно). Он стал первым, кто удостоился этого звания в новой независимой республике. В его честь в Беларуси названы улицы в Минске и Бресте, а также его родная школа №8, где организован школьный музей. Его же именем назван музей барановичской авиабазы и сквер на территории города.
Жители спасенных летчиком деревень, желая увековечить память героя, поставили ему памятник: в самом центре Арабовщины установлен фрагмент самолета, врезавшегося в землю. В каждую знаковую дату у монумента собирается местное население, представители власти, служащие авиабазы, на которой служил Карват, чтобы почтить память отважного пилота.
Елена Добрынина, редактор аналитического издания «Евразия.Эксперт»
ДОСЬЕ: К 25-летию подвига первого Героя Беларуси Владимира Карвата
25 лет назад военный летчик первого класса подполковник Владимир Карват ценой собственной жизни не допустил падения горящего и практически неуправляемого самолета на населенные пункты, чем спас множество человеческих жизней.
В 1977 году поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. После выпуска был отправлен на Дальний Восток. Владимир Карват прошел путь от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке. Летал на самолете МиГ-23, освоил Л-29, Су-27. Его карьера складывалась успешно.
Летом 1994 года Владимир Карват прибыл для прохождения службы в Вооруженные Силы Республики Беларусь и был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах. Накопленный опыт позволил Владимиру Карвату с первых дней почувствовать себя уверенно и успешно справиться с трудностями на новом посту. К тому же по своему характеру Владимир был человеком открытым, жизнерадостным, с хорошим чувством юмора, тактичным и деликатным, поэтому в коллективе авиабазы его сразу же полюбили. Владимир Карват был настоящим асом, он щедро делился с подчиненными секретами мастерства. Высокий профессионализм помог ему принять непростое, но единственно верное решение в критической ситуации.
Свидетелями катастрофы стали многие местные жители, которые поспешили к горящим обломкам самолета на помощь пилоту. Через 20 минут прибыли пожарные из городского поселка Городище. Удалось сбить пламя, не допустив возгорания кабины, однако пилот погиб при падении самолета. По данным комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы, было установлено, что Владимир Карват до последней секунды делал все возможное, чтобы не допустить падения самолета на населенные пункты.
Подполковник авиации, военный летчик первого класса Владимир Карват погиб в 37 лет. 21 ноября 1996 года Указом Президента Республики Беларусь ему посмертно было присвоено звание Героя Беларуси за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга. Владимир Карват стал первым Героем Беларуси.
В память о Владимире в доме его супруги Нины Карват остались фотографии, его наручные часы «Штурманские», которые остановились в момент трагедии, личные документы и награды.
К 25-летию подвига первого Героя Беларуси Владимира Карвата 21 мая 2021 года в Барановичском районе прошел митинг-реквием.-0-
Почти четверть века назад военный летчик первого класса подполковникВладимир Карват совершил подвиг, уведя горящий и практически неуправляемый самолет Су-27 от деревень Большое Гатище и Арабовщина Барановичского района. Так он спас десятки, а может, и сотни жизней. Корреспонденты газеты «7 дней» побывали в деревне Арабовщина, где люди свято чтят память о герое.
Цена секунд
В этот вечер 23 мая 1996-го Владимир Карват, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й авиабазы, готовился к выполнению очередного учебно-тренировочного полета на самолете Су-27. Программа упражнения мало чем отличалась от десятков предыдущих.
Примерно в 22:44 истребитель под управлением Карвата оторвался от взлетно-посадочной полосы. Первые минуты все проходило штатно. Однако в 22:52 на высоте около 900 м и скорости более полутысячи километров в час поступил сигнал о падении давления в первой гидросистеме. Летчик связался с диспетчером, который приказал немедленно возвращаться на землю.
Вслед за первым сигналом о неисправности посыпались другие отказы, включая жизненно важную систему управления. Наземные службы настоятельно рекомендовали Карвату катапультироваться, однако летчик, заметив по траектории падения несколько населенных пунктов, предпринял попытку увести неуправляемый истребитель в сторону. Несмотря на кажущуюся невозможность, ему это удалось. Спустя 14 секунд после потери управления самолет упал в поле между деревнями Арабовщина и Малое Гатище.
Специальная комиссия позже определила причину катастрофы: небольшой пожар в отсеке левого хвостового обтекателя. Ирония заключается в том, что это место считалось безопасным, потому специальных датчиков огня там не устанавливали. Пламя, постепенно распространявшееся по самолету, вывело из строя все необходимые системы.
«Было ощущение, что началась война»
Местные жители, особенно старшего возраста, помнят события вечера 23 мая 1996 года очень хорошо.
«Кабина лежала в стороне от обломков»
Иван Рудой вместе с супругой Региной живут на улице Карвата несколько десятилетий. В 1996-м мужчина работал на местном сельхозпредприятии начальником участка. В тот вечер семейная пара возвращалась домой из поездки.
Иван Владимирович вспоминает: кабина пилота загореться не успела. При ударе о землю ее отбросило в сторону.
— Сложилось впечатление, будто пилота чем-то придавило… С виду он не казался мертвым. Его левая рука выпала из капсулы. Я сразу ее потрогал. И стало ясно: поздно, она совсем холодная.
Примерно в это же время на поле прибыли специалисты различных служб. Место падения оцепили. Еще несколько часов туда стекались встревоженные сельчане.
Владимир Карват родился 28 ноября 1958 года в Бресте. В 1981-м окончил Армавирское высшее военно-авиационное училище летчиков, после чего был направлен для прохождения службы на Дальний Восток в поселок Калинка Хабаровского края. Там прошел путь от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке. В 1994 году вернулся в Вооруженные силы Беларуси и присягнул на верность стране и ее народу.
Владимир Карват стал первым Героем Беларуси, удостоенным этого звания. Посмертно.