Кто такой кассий у данте
Ад Иуд
Предают те, от кого не ждешь. Кому доверяешь. Родные, друзья… Не враги (на то они и враги). А те, кто, по слову Высоцкого, ел с ладони у меня. И жизнь разодрана в клочья. И растерянно взираешь на попранную правду. И в ушах звучит уже его «Песня о Земле»: всё сгорело дотла, больше в землю не бросите семя…
Иеромонах Димитрий (Першин)
А сможем ли мы после всего случившегося еще и умереть, как, скажем, Дамблдор, за тех, кто предал, чтобы удержать их от дальнейшего распада? Или, как Гарри Поттер, помочь им выбраться из адского огня?
Волшебная сказка, скажете? – Да, но укоренена в Нагорной проповеди. И нравится детям, а в чем-то важном нам надлежит уподобиться им.
И ведь это оно, предательство, обрушило первозданную симфонию бытия.
Часть ангелов решила попользоваться дарами Творца, вычеркнув Его Самого из сердцевины своего существования.
Не восходить от света к свету в общении с Богом, но поклоняться своему совершенству, своей красоте, корежить и подчинять себе тварный мир, забыв об Источнике и собственной красоты и самого мира, выставляя претензии Тому, Кто и поныне не отнимает Своих даров, в частности, жизни – вот какая беда приключилась со взбесившимися ангелами, ставшими духами поднебесной злобы (Еф 6:12).
Именно с ними мы, христиане, по завету апостола Павла, ведем брань. С ними – за себя и за людей, попавших к этим духам в плен.
И хотя архистратиг Божий Михаил с ангельскими силами, сохранившими верность Богу, низверг предателей во тьму кромешную, их коварством темный контрапункт зла вплетен в историю свободных землян.
Во время оно Ева слишком громко хлопала ушами, глядя в рот змею, а Адам, в свою очередь, польстился стать богом, слопав уже надкушенный Евой плод (не путать с известным брендом, по мысли протодиакона Андрея Кураева, это точно было не яблоко, а скорее виноград). А ведь это была та святыня, которая могла бы стать для прародителей субститутом причастия.
Но они причастились недостойно и окаменели в своем предательстве, отказавшись сказать «прости» преданному ими Творцу. В результате зло проросло сквозь наши души до мозга костей, поработив нас аду, тлению и смерти.
И лишь Сам Бог, став одним из нас и взойдя на Голгофу, переписал ноты человеческой вечности. И теперь вместо бесконечной смерти, которая разъединит душу и тело, чтобы томить душу в аду, а тело разлагать в земле, нас ожидает всеобщее воскресение и жизнь вечная.
Причем, если воскресение адресовано всем, то вхождение в вечную жизнь зависит уже от нас самих. Потому что вечной может быть и так называемая «смерть вторая» (Откр. 20:14), наступающая после воскресения и навсегда разделяющая уже не душу и тело, но человека и Бога. Но эту участь мы, подобно Вольдеморту, в течение своей жизни свободно выбираем сами. Бог не решает такие вопросы за нас. Хотя и посылает Своих Гарри Поттеров, чтобы пробудить нас к покаянию.
А все же почему в Дантовском аду на самом дне – не содомиты, не воры, не убийцы и даже не многословные монахи, вроде меня, но те, кто предал доверие и обманул любовь, в их числе Иуда, Брут и Кассий?
9-й круг ада у Данте. В самом центре Преисподней — ледяное озеро Коцит. Гравюра Гюстава Доре
Почему Христос таковым советует вовсе не родиться (ср. Мф 26:24, Мк 14:21)?
Потому, что ад – это не снаружи. Его двери заперты изнутри, как батискаф. Предатель настолько искажает в своем сознании реальный мир, что уже не узнает в нем ни Бога, ни себя, ни окружающих. Он оправдывает свою подлость еще большей подлостью других.
И по большому счету даже не важно, мнимая эта подлость или кто-то и впрямь оступился. Всё становится подлым, все радости прогоркают, приправленные предательством, деньги не радуют, развлечения пресыщают, еда идет не в то горло, впереди маячит сухая осина.
Вот это состояние обстояния или одержания гениально передано Мелом Гибсоном в его «Страстях Христовых». Иуду, до которого, наконец, дошло, что он – предатель, там вдруг окружают наглые злые мальчишки. И эта шпанистая мелочь начинает гнать его, толкать, дразнить, издеваться. Он бежит от них, покидает селение и – упирается в мертвое дерево, под которым лежит дохлый осел с веревкой на шее, оглядывается – а вокруг никого. То была, как сейчас говорят, «виртуальная реальность» – визуализированные помыслы, доведшие его до петли.
Принял бы Спаситель покаяние Иуды? Несомненно. До семидесяти семи раз Господь призывает нас прощать, а значит и Сам простил бы предателя, как принял покаяние Петра. Но прощать Ему было некого.
Ведь Иуда умер гораздо раньше своего суицида. И, в отличие от Петра, так и не сумел понять, что Бог – это любовь, а не жуткая образина неумолимой справедливости. Что плохо ему от его же подлости, а не от несправедливости людской. Что ему платили не за мелкую проделку, а за голову Учителя.
И что ему в самые ближайшие посмертные часы предстоит увидеть преданного им Иисуса Христа разносящим адскую тюрьму, вышибающим ее двери, сметающим бесовских стражей и изводящим всех, кто искал Бога – от Адама и до Иоанна Предтечи, от Ноя до Симеона Богоприимца, и многих-многих других в предвечность всеобщего воскресения.
Но было ли место в душе отчаявшегося Иуды для милосердия и любви? Смог ли предатель вместить кротость, откликнуться на этот призыв сошедшего во ад Христа или еще глубже замуровал себя в своих обидах и подозрениях? Ответ на этот вопрос знает Господь. А мы знаем, что путь Иуды в Царствие Божие не ведет.
Предательство Иуды. Художник — Андрей Миронов
Куда же ведет наш путь?
Об этом говорит Нагорная проповедь: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Ср. Мф 5:44, Лк 6:28).
Об этом говорит и Крестная молитва распятого Спасителя, исполненная заботы о предателях: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк 23:34).
Об этом говорит и предсмертная мольба забиваемого камнями первого диакона Стефана, ходатайствовавшего за своих палачей: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян 7:60).
Об этом говорит даже церковнославянский эпиграф к «Анне Карениной», взятый из послания апостола Павла: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим 12:19).
Иоанн Златоуст так пояснял эту новозаветную тональность в послании апостола:
«помнить обиду – значит уже быть побежденным злом».
А нам, наоборот, надо помнить, что
«враг, хотя бы он был зверь, будучи накормлен, не останется врагом, и что обиженный, хотя бы он был весьма малодушен, накормив и напоив врага, не станет уже и сам желать наказания его».
А Феофан Затворник писал об этом апостольском совете так:
«Гнев никогда праведной меры не соблюдает, а всегда забирает выше меры. Почему апостол Иаков и написал: гнев мужа правды Божией не соделовает (ср.: Иак. 1, 20). … Бог Сам на Себя берет дело отмщения. Не вмешивайтесь в сие дело, говорит как бы Он, Я Сам воздам, Мое это дело. Вы не сумеете сделать это как должно. По-вашему, сейчас надо отмстить, а по лучшему порядку — лучше отложить отмщение, или на время, или совсем. Можно бывает обойтись и совсем без отмщения: обидевший сам придет в чувство и исправит свою неправду; а это гораздо лучше».
Иными словами: прости им, Господи, ну не ведают они, что творят, и удержи нас от «ответки», как бы ни чесались наши кулаки. И пусть у них все будет хорошо.
Как-то так призваны мы отвечать на предательство, праведно негодуя и в то же время пригвождая к любви свою жажду немедленной и устрашающей справедливости.
Ведь в раю нераспятых нет.
PS: Подробнее о евангельском измерении Поттерианы – моя статья в готовящемся к изданию 66 номере журнала «Альфа и Омега».
5 самых известных предателей в истории
1. Кассий и Брут
Мы специально поставили двух этих товарищей вместе, так как их предательство было направлено на одного человека — Гая Юлия Цезаря. Гай Кассий Лонгин был из знатного плебейского рода и всецело ратовал за республиканские ценности. Причём ратовал настолько, что в школе как-то избил товарища за то, что тот превозносил единовластие своего отца. Марк Юний Брут также был из знатного плебейского рода и в целом поддерживал взгляды своего товарища, хоть и не так яростно.
И когда Цезарь перешёл Рубикон, зашёл в Рим и объявил себя пожизненных правителем, а точнее, тираном, то Кассий почувствовал жжение ниже спины, да такое, что решил воевать на стороне Гнея Помпея Великого — консула Римской республики, который бросил вызов Гаю Юлию Цезарю. Когда Помпей был разбит при Фарсале, Кассия схватили при попытке бегства войсками Цезаря. Но Цезарь, вместо того чтобы казнить смутьяна, назначил его легатом, после чего Кассий ещё два года занимался, по сути, бумажной работой в Риме.
Тогда Кассий задумал убийство тирана и пытался привлечь на свою сторону многих людей, в том числе и Брута, взывая к его чувству долга перед республикой. Финальным штрихом можно считать посланные Кассием Бруту поддельные письма, где говорилось о поддержке народом их «благородной цели» — убийства Цезаря. И хотя Цезарь не особо доверял Кассию, он всё же не ожидал от него подлого удара, в прямом смысле слова, в спину, не говоря уже о Бруте. 15 марта 44 года до нашей эры Кассий, Брут и их товарищи по заговору напали на Цезаря в зале Сената и нанесли ему 23 колотые раны ножами. Так Кассий и Брут стали одними из первых и одними из самых известных предателей в истории.
Справедливости ради, Кассия всё же настигла карма через два года, когда после смерти Цезаря его сподвижник Марк Антоний и будущий император Гай Октавиан разбили войска мятежников, после чего Кассий совершил самоубийство.
2. Эфиальт Трахисский
Помнишь историю про 300 спартанцев и про их славную гибель в битве при Фермопилах? Так вот, Эфиальт Трахисский, если судить по трактату «История» за авторством Геродота, был тем самым парнем, который предал греков, отстаивающих свою землю.
В 480 году, во время Греко-персидской войны, царь Спарты Леонид I с армией, составляющей от 5200 до 7700 человек (куда входили и знаменитые 300 спартанцев), выбрал удачную позицию для обороны в Фермопилах — узком прибрежном перевале в Греции, единственном месте, где персидская армия могла продолжить путь по суше. Персидская же армия, по разным подсчётам, могла насчитывать 200-250 тысяч человек.
И несмотря на численный перевес, Леонид, руководя греческими воинами, смог в течение двух дней без серьёзных потерь удерживать ущелье. Царь персов Ксеркс мог бы уже собирать вещички и возвращаться домой, если бы не Эфиальт Трахисский, который показал персидским войскам небольшую тропинку, идущую во фланг грекам. На третий день сражения персы использовали этот путь, окружили греков и полностью уничтожили их. После этого Эфиальт вошёл в историю как человек, предавший свою родину.
3. Мир Джафар
Мир Джафар — это, по сути, виновник двухвекового страдания народов Индии под гнётом британского колониализма. В середине 18 века, когда взгляды европейских держав были направлены на разделения мира на колонии, Индия оставалась практически нетронутым лакомым куском. Великобритания решила прибрать к рукам «бесхозные» земли и для экспансии ей нужны были свои люди в Индии. Тогда Роберт Клайв из Британской Ост-Индийской компании заключил сделку с Миром Джафаром и другими военачальниками Бенгалии, чтобы те согласились предать бенгальскую армию в битве при Плесси взамен контролю над новым марионеточным государством.
В битве при Плесси Роберт Клайв имел в своём распоряжении всего 3 тысячи солдат, одержал победу над 50 тысячной бенгальской армией, захватил Калькутту, после чего британские войска начали планомерно завоёвывать земли Индии. Государство потеряло суверенитет и стало полностью подконтрольной колонией Великобритании. Имя Мира Джафара ассоциируется в бенгальском языке и языке урду с предательством.
4. Бенедикт Арнольд
Когда же говорят о предательстве в США, можно услышать сравнение с Бенедиктом Арнольдом — некогда героем воюющих за независимость объединённых 13 колоний, а затем ставшим предателем. Во время Американской революции Арнольд был успешным командиром на стороне США и помог захватить форт Тикондерога, а также сыграл значительную роль в победе в битве при Саратоге, которую многие историки считают переломным моментом Войны за независимость.
Его заслуги высоко оценивали Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон. Но Бенедикт Арнольд был достаточно тщеславным и считал, что его слишком обделили в почестях и использовали как пешку в крупной игре. Тогда Арнольд решил, что он сможет снискать славу на противоположной стороне. Когда его назначили руководителем Васт-Пойнта, ключевой военной позиции во время Войны за независимость, Бенедикт решил продать планы форта англичанам через британского шпиона майора Джона Андре. Однако Андре поймали американцы и повесили за шпионаж, а Бенедикт Арнольд бежал на подконтрольные британским войскам земли в 13 колониях и вступил в армию Великобритании.
Бенедикт Арнольд был осуждён за измену, и его имя было вычеркнуто из всех военных документов США. После нескольких не особо удачных военных компаний, где Арнольд всё же подпортил жизнь сражающимся за свободу колонистам, он уехал в Лондон и пытался заниматься торговлей, но безуспешно. До самой смерти Бенедикта Арнольда считали предателем и не уважали ни в США, ни в Великобритании.
5. Андрей Власов
У Индии есть Мир Джафар, у США — Бенедикт Арнольд, а на всём постсоветском пространстве ярким синонимом предательства является имя Андрея Власова. К началу Великой отечественной войны он был опытным командиром, возглавлял сначала 4-й механизированный корпус, а затем, в ходе Любанской наступательной операции 20 апреля 1942 года, стал уже командующим 2-й ударной армии.
Во время этой операции Власов был пленён нацистами и согласился сотрудничать с ними. Он возглавил Комитет освобождения народов России (КОНР) и Русскую освободительную армию (РОА), которые состояли из пленных советских военнослужащих.
Андрей Власов не только рассказывал немецкому командованию о тактике и вооружении СССР, но и вёл активную пропаганду на оккупированных нацистами территориях. Под его руководством составлялись листовки, содержащие антибольшивистские и антисемитские лозунги. Вдохновение для листовок Власов черпал из нацистской пропаганды и из личных бесед с рейхсминистром пропаганды Германии Йозефом Геббельсом и рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером.
В 1945 году был арестован, а в 1946 году осуждён по обвинению в государственной измене, лишён воинского звания, государственных наград СССР и казнён через повешение.
Новое в блогах
В центре ада три предателя: Брут, Иуда, а в чём же вина третьего?
В центре ада три предателя: Брут, Иуда, а в чём же вина третьего?
Данте, посещая рай, чистилище и ад, подробно расписывает их строение в своих гениальных произведениях. Строение ада интересно особо — на внешних кольцах это вылитое царство Аида — унылая скорбь для грустных теней былого существования, а на внутренних — тоже тот же Аид, одни страдания за прегрешения (только страдания у греков были лишь для особо отличившихся, а не для всех подряд).
Данте, в пример Аристотелю, расставляет приоритет грехов: одни хуже, чем другие. На последних, самых страшных кругах ада, находятся изменники. Обманувшие недоверившихся страдают меньше, чем предавшие тех, кто им доверял. Это самое страшное здесь преступление.
В центре ада, как ни удивительно, ледяное озеро. Там томятся трое самых страшных предателя за всю историю, их терзает в своих пастях вмёрзший в лёд Светоносный — падший ангел Люцифер, он же Сатана. Кто эти трое?
Иуду Искариота знают все, его имя нарицательное для предателя. Хотя есть апокрифы, в которых говорится, что Иисус сам просил Иуду предать его.
Марк Юний Брут тоже символ изменника. Но так ли велика его вина? Древний предок Брута, Луций Юний Брут, в своё время сверг последнего римского царя и провозгласил Республику.
Попытка реставрации царства для римлян была одним из страшнейших преступлений. А Цезарь вёл себя так, будто бы он собирается объявить себя пожизненным правителем. Он уже собрал у себя чрезмерное количество полномочий. Многие ждали от Брута, что он повторит подвиг своего предка. Он и повторил.
Предательски убив Цезаря, которому он был как сын — и сыном которого мог быть и взаправду. Стоило ли это того? Однозначно нет. Косная Республика исчерпала себя. Ей пора было на покой так или иначе.
Деяние Брута не помогло; наследник Цезаря Октавиан продолжил дело своего приёмного отца, создал из Республики Римскую Империю. Брута же жестоко истыкали кинжалами легионеры после его поражения в битве против Октавиана и Марка Антония. Точно также, как сам он и другие заговорщики убили великого человека.
Но кто же третий? Его имя Гай Кассий Лонгий. Он тоже был среди тех сенаторов, что убили Цезаря. В своё время Кассий был заметным полководцем, воевавшим с парфянами. Он не побоялся как-то избить сына самого диктатора Суллы (более всего напоминавшего отечественного Сталина) за то, что тот хвалил тираническое правление своего отца.
Кассий был на стороне врага Цезаря, Помпея, но после поражений последнего перешёл к Цезарю. Цезарь, однако, не доверял перебежчику. И не зря.
Смерть Цезаря, одного из величайших людей, которых видел свет, повлияла на мир самым дурным образом. Будь он жив, он ещё немало бы сделал для укрепления величия Рима. А без него страна погрузилась в новую гражданскую войну. И пусть его наследник Октавиан победил, как многое он не сумел или не додумался сделать из того, что однозначно бы претворил в жизнь великий Гай Юлий Цезарь.
В конечном итоге, деятельность Кассия и Брута привела к тому, что мир всё равно пошёл по предначертанному ему пути. Просто он был скуднее и хуже, чем был бы без них.
Если вам понравился материал, ставьте, пожалуйста, палец вверх , подписывайтесь, рассказывайте друзьям. Есть пожелания, замечания, идеи новых тем? Пишите на [email protected]
Кассий
Смотреть что такое «Кассий» в других словарях:
Кассий — (Cassuis) Латинское Род: муж. Этимологическое значение: «Пустой» Иноязычные аналоги: белор. Касій болг. Касий греч … Википедия
Кассий — (Cassius). 1) Убийца Юлия Цезаря, ненавидевший Цезаря и его честолюбивые планы. Он составил заговор на его жизнь и привлек Брута к участию в этом заговоре. Он обладал литературным талантом и был последователем философии Эпикура. Лишил себя жизни… … Энциклопедия мифологии
КАССИЙ — КАССИЙ (Κάσσιος) (1 я пол. 1 в. н. э.?), скептик, известный по упоминанию у Диогена Лаэртия как критик социально политических взглядов стоика Зенона из Кития, изложенных в его раннем сочинении «Государство». Диоген приводит возражения… … Античная философия
Кассий — 1. (ум. 42 до н.э.) воен. и политич. деятель Др. Рима. В 53 квестор, участник парфянск. похода Лициния Красса. Вывел остатки армии в Сирию, где закрепился и разбил парфян при Антиохии (51). В 49 нар. трибун. В гражд. войне (49 45)… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Кассий — имя др. рим. плебейского рода. Гай К. Лонгин в 53 до н. э. в должности квестора спас от окончательного разгрома при Каррах рим. войска, предводимые погибшим в сражении Крассом. После решительной битвы при Фарсале он во главе отряда флота… … Словарь античности
Кассий Апрониан — лат. Cassius Apronianus Проконсул Ликии и Памфилии 179/180 года … Википедия
Кассий Клермонтский — Кассий … Википедия
Путеводитель по 9 кругам Ада из «Божественной комедии»
Путеводитель по кругам Ада для всех, кто не смог дочитать «Божественную комедию» Данте Алигьери.
Первый круг Ада — Лимб, где пребывают души тех, кто не совершил неправедных деяний, но умер без крещения. Они обречены на безбольную скорбь. В Лимбе обитают некрещеные младенцы античные философы и поэты (Вергилий), здесь же находились Ной, Моисей и Авраам — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, — но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: скорбь без боли.
2 круг. Сладострастие, похоть
У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной вечно.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание ураганом, удары душ о скалы преисподней.
3 круг. Чревоугодие
В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под дождём и градом.
Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Их души перетаскивают с места на место огромные тяжести, а столкнувшись друг с другом, вступают в яростный бой.
Страж: Плутос.
Наказание: вечный спор.
5 круг. Гнев и скука (уныние, лень)
Вечная драка в грязном болоте Стиксе, где дном служат тела скучающих. Все круги до 5-го — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: вечная драка по горло в болоте.
6 круг. Для еретиков и лжеучителей
Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Надгробие отрыто, внутри могилы горит огонь — он раскаляет до красноты стенки гробницы. Переход к 7-му кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.
7 круг. Для насильников и убийц всех мастей
Этот круг разделён на три пояса.
В первом — насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники), им суждено кипеть во рву из раскаленной крови.
Во втором — насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества). Самоубийц в виде деревьев терзают гарпии, мотов загоняют гончие псы.
В третьем — насильники над божеством (богохульники), над естеством (содомиты) и искусством (лихоимцы). Им суждено изнывать в бесплодной пустыне, где с неба капает огненный дождь.
8 круг. Для обманувших недоверившихся
Пристанище сводников и обольстителей состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный — 9-й — круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.
9 круг. Обманувшие доверившихся
В самом центре Преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Такая же участь ждёт предателей родных, предателей родины и единомышленников, предателей гостей, друзей и сотрапезников, предателей благодетелей, величества божеского и человеческого.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.