Кто такой каутский и чем он знаменит
Карл Каутский
Карл Каутский (1854—1938 г.) — немецкий историк, и известный экономист, философ и публицист, один из лидеров и теоретиков II Интернационала, центрист, социал-демократический политик. Редактировал четвертый том «Капитала» Карла Маркса. Тесно общался и сотрудничал с Фридрихом Энгельсом. После наступления Первой мировой войны стал пацифистом. Не поддерживал революцию в России.
Биография: Карл Каутский
Родился в Праге, в те времена Австро-Венгерской, 16 октября 1854 года. Умер 17 октября 1938, в Амстердаме. Был выходцем из известной пражской театральной семьи. В Венском университете изучал такие науки, как философия и история, экономика и право. На его мировоззрение оказало влияние тесное общение с яркими идеологами и учеными своего времени, а именно: Ч. Дарвином, Э. Геккелем, Дж. С. Миллем и М. Бухнером, Э. Берштейном и другими.
После переезда в Цюрих стал редактором журнала рабочей партии. На этом посту оставался вплоть до 1917 года. В 1885 году переехал в Лондон, где тесно сотрудничал с Фридрихом Энгельсом.
Основные воззрения: Карл Каутский
Ранние работы были связаны с теорией Дарвина и теорией Мальтуса. Был согласен с теорией, что, для того, чтобы не было перенаселения, нищеты и бедности, стоит регулировать рождаемость. Затем его мысли изменились. Каутский впоследствии полагал, что опасность перенаселения, что грозит обществу, не так близка, как он полагал вначале. И начал утопически искать специфический закон населения, который будет действовать в социалистическом обществе. С другой стороны, Каутский не считал теорию Макса вершиной экономики и философии, полагая, что она является продуктом своего времени и конкретно-исторических обстоятельств, а значит, должна изменяться вместе с ними. То есть вполне естественно было допустить, что со сменой исторических эпох на рубеже XIX–XX вв. материализм должен был поменяться. Иначе говоря, «периодическая ревизия марксизма является, – по словам Каутского, – неизбежной и даже необходимой»,
Первоначально был сторонником одной из форм оппортунизма – лассальянство. Затем вступил в ряды социал-демократической партии. Какое-то время был главным германским теоретиком ортодоксального марксизма, что последовательно прослеживается на страницах журнала, который Каутский возглавлял.
Его воззрения на протяжении всей жизни менялись кардинально. Так, можно выделить три этапа в его работах, это: домарксистский (с середины 70-х до начала 80-х гг.XIX в.), затем марксистский (с начала 1880 до 1910 г.) и послемарксистский (с 1910 г. до смерти). На пике своего творчества пытался связать идеи Маркса и практические задачи социал-демократической партии. Ученый понимал марксизм, в отличие от Ленина, как, в основном, экономическое учение, своеобразное материалистическое понимание истории. Его труды были довольно догматичны, без конкретного применения к истории и обществу. С другой стороны, его мысли были освобождены от крайнего радикализма, оппортунистических тенденций, он объективно видел историю и экономику того времени.
Труды ученого
Основными трудами Каутского можно считать следующие: «Экономическое учение Карла Маркса», «К критике теории и практики марксизма» («Антибернштейн»), «Этика и материалистическое понимание истории», «Происхождение христианства, «Путь к власти», «Диктатура пролетариата», а также «Терроризм и коммунизм». Есть ряд и мало известных социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьёзном изучении, есть и история социализма от Платона до Томаса Мора.
Участвовал в разработке программы социал-демократической партии Эрфурта, создавая ее теорию и подробные комментарии. Считал, что в капитализме существует две тенденции по отношению к пролетариату: уважение его и пренебрежение. Именно сознание важности пролетариата как класса, по Каутскому, ведет к развитию общества. Не верил в практическую пользу социальных реформ, но считал, что проводить их нужно обязательно. Считал, что задача пролетариата – поддерживать парламент, не возражать ему, делать его сильным, с ним можно добиться больше толку, чем с любым национальным представительством.
Ученый серьезно занимался исследованием теории христианства, издал труд под названием «Происхождение христианства». В нем Каутский раскрывает важные точки развития данной религии с позиций материализма и истории, сообщает о социальных предпосылках возникновения подобной веры. В простой и доступной форме раскрывает тайну влияния христианской религии и причины и основы могущества церкви Иисуса Христа на фоне формирования государства и общества.
Карл Каутский: краткая биография и труды немецкого экономиста и философа
Карл Каутский был теоретиком марксизма, журналистом, экономистом и философом. Своей славянской фамилией он обязан смешанным чешско-австрийским корням. После смерти Фридриха Энгельса Карл Каутский стал самым авторитетным распространителем идей ортодоксального марксизма. Также он был известен как убеждённый критик большевистской революции в России. Карл Каутский неоднократно вступал в полемику с Владимиром Лениным и Львом Троцким по поводу природы Советского государства.
Юность
Будущий философ родился в Праге в 1854 году. В те времена Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи. Семья Карла Каутского принадлежала к среднему классу. Его родители были людьми творческих профессий. Отец работал театральным художником. Мать была актрисой и писательницей. Семья переехала из Праги в Вену, когда Каутскому было семь лет. Там он поступил в университет, где изучал историю, экономику и философию. Позднее Каутский стал членом австрийской социал-демократической партии. В 1880 году он присоединился к группе немецких социалистов в Цюрихе, которые занимались нелегальным ввозом политической литературы в Германию. В период правления рейхсканцлера Отто фон Бисмарка пропаганда коммунистических идей на территории империи была строго запрещена.
Марксизм
Биография Карла Каутского вступила в новую фазу после знакомства с Эдуардом Бернштейном. Этот германский политик был членом социал-демократической партии и поддерживал тесные отношения с Карлом Марксом. Бернштейн организовал встречу с ним в Англии, в которой принял участие Карл Каутский. Немецкий экономист, философ и автор «Коммунистического манифеста» произвёл на него глубокое впечатление. С этого момента Каутский стал приверженцем марксистской идеологии.
Политическая карьера
В 1883 году он основал в Штутгарте ежемесячный журнал под названием «Ди Нойе Цайт». Впоследствии издание стало еженедельным. Каутский оставался его главным редактором до 1917 года. Журнал приносил ему стабильный доход и позволял заниматься распространением идей марксизма. Из-за политических преследований Каутский покинул Германию и прожил несколько лет в Лондоне, где стал близким другом Фридриха Энгельса. Постепенно он стал общепризнанным теоретиком марксизма. Вместе с Августом Бебелем и Эдуардом Бернштейном Каутский принял участие в составлении политической программы социал-демократической партии Германии. Энгельс доверил ему редактирование некоторых трудов Маркса.
Отставка Бисмарка и отмена репрессивных законов, направленных на борьбу с распространением социалистических идей, позволили Каутскому вернуться в Германию. После смерти Энгельса он стал одним из самых влиятельных и важных теоретиков марксизма. Австрийский философ представлял традиционное течение социал-демократической партии. Он подверг жёсткой критике Бернштейна, отказавшегося от марксистской концепции об абсолютной необходимости революции. Каутский обвинил своего старого соратника в стремлении найти компромисс с буржуазией.
Первая мировая война
В 1914 году австрийский теоретик марксизма не являлся депутатом германского Рейхстага, но присутствовал на его заседаниях. Он рекомендовал представителям социал-демократической партии воздержаться во время голосования по вопросу военных кредитов. Когда всем стало очевидно, что вооружённое противостояние будет затяжным, кровопролитным и дорогостоящим, Каутский присоединился к сторонникам мира. В 1917 году он покинул ряды социал-демократической партии в знак протеста против поддержки её лидерами воинственной политики Германии. В краткой биографии Карла Каутского невозможно упомянуть обо всех событиях его бурной жизни, но определённо стоит отметить государственную службу австро-немецкого теоретика марксизма. После свержения кайзеровского правительства он некоторое время занимал официальную должность в Министерстве иностранных дел.
Полемика с большевиками
В послевоенный период авторитет и влияние Каутского неуклонно снижались. После распада германской социал-демократической партии он присоединился к меньшинству. В 1920 году теоретик марксизма посетил Грузию, которая в тот момент в значительной мере сохраняла независимость от большевистской России, и написал книгу о впечатлениях от увиденного. С этого времени он начал вести в своих публикациях полемику с революционным правительством, критикуя его методы достижения целей.
По мнению Каутского, большевики успешно захватили власть в государстве и создали мощную боеспособную армию, но в конечном итоге всего лишь заменили одну диктатуру другой. С его точки зрения, организация революционеров по своей природе являлась обществом заговорщиком, нацеленным исключительно на установление контроля над страной. Владимир Ленин в ответ на критику назвал австро-германского марксиста ренегатом. Самыми типичными трудами Карла Каутского того периода стали произведения «От демократии к государственному рабству» и «Терроризм и коммунизм». В полемике также принял участие Лев Троцкий, выступивший в защиту большевистской революции.
В возрасте 70 лет Каутский вернулся в Вену. Он оставался в городе своего детства до аннексии Австрии гитлеровской Германией в 1938 году. Знаменитый теоретик социализма был вынужден бежать в Голландию, где вскоре умер.
«Экономическое учение Карла Маркса»
Карл Каутский опубликовал популярное изложение первого тома «Капитала» в 1886 году. По его личному свидетельству, рукопись книги была просмотрена и одобрена Энгельсом. Это самое известное произведение из всего, что принадлежит перу неординарного марксистского философа. Особенность данной книги заключается в том, что её автор строго придерживался оригинала и полностью сохранил внутреннюю логику «Капитала». Он либо прибегает к использованию прямых цитат, либо объясняет экономическую доктрину, в точности воспроизводя аргументацию и ход мыслей Маркса.
«Происхождение христианства»
Карл Каутский, следуя примеру множества предшественников, попытался проанализировать истоки религии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой цивилизации. Его книга о происхождении христианства была впервые опубликована в Германии в 1908 году. Это произведение стало результатом долгой работы Каутского по детальному изучению духовных, политических и экономических предпосылок зарождения религии, господствующей на протяжении последних двух тысяч лет.
Марксистский философ считал, что к феномену христианства нужно относиться серьёзно. По его мнению, религия, последователями которой являются сотни миллионов человек, живущих практически во всех странах мира, представляет собой нечто гораздо большее, чем обычная идеология. Каутский не отрицал возможности исторического существования личности Христа. Он считал, что религию нельзя отвергнуть, объявив продуктом невежества и обмана, поскольку человечество испытывает в ней глубокую потребность. По мнению Каутского, в основе и христианства, и коммунизма лежит естественная жажда социальной справедливости.
Семья
Теоретик марксизма был женат дважды. В первом браке, с австрийской активисткой социалистической партии Луизой Штрассер, он состоял с 1883 по 1889 год. У пары не было детей. После развода Луиза Штрассер работала в Англии секретарём Фридриха Энгельса.
В 1890 году Каутский женился на Луизе Роншпергер, еврейке по происхождению. Она также была активной участницей социалистического движения и членом городского совета Берлина. Луиза Роншпергер поддерживала тесные дружеские отношения со знаменитой Розой Люксембург. В браке родилось трое сыновей: Карл, Феликс и Бенедикт. В 1938 году Луиза вместе с мужем, спасаясь от нацистов, бежала в Голландию. Впоследствии она была выдана властям Третьего Рейха и погибла в концентрационном лагере Освенцим. Правительство гитлеровской Германии арестовало также одного из сыновей Каутского, Бенедикта, который провёл в заключении семь лет. В послевоенный период он принимал активное участие в деятельности австрийской социал-демократической партии.
За что Ленин с Троцким так не любили Каутского
Те, кто вынужден был конспектировать Ленина в учебных заведениях СССР, исписывая целые общие тетради, наверняка помнят некоего злобного Каутского, которого Ильич очень не любил и часто критиковал. Но прочитать, что пишет этот злодей, возможности у нас не было. Хотя даже ублюдочный Шариков из незабвенной повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» читал переписку Энгельса с Каутским! И вот возможность появилась, и теперь очень хорошо ясно, почему не только Ленин, но и Троцкий очень не любили Каутского.
Для справки: Карл Иоганн Каутский (нем. Karl Kautsky; 16 октября 1854, Прага — 17 октября 1938, Амстердам) — немецкий экономист, историк, публицист и социал-демократический политик. В своих публикациях полемизировал с большевиками, считая их практику несовместимой с идеалами демократии и социализма, за что Ленин характеризует его как «ренегата». Выпускает книгу «Кризис большевизма», где критикует большевистскую партию как организацию заговорщиков, выступает в поддержку парламентаризма. На его «Терроризм и коммунизм» Лев Троцкий ответил одноименным произведением, за которым от Каутского последовала работа «От демократии к государственному рабству (Ответ Троцкому).»
«Г о с у д а р с т в е н н о е р а б с т в о — таков был кульминационный пункт большевистского коммунизма. А когда эксперимент не удался, то не осталось ничего иного, как вернуться к государственному капитализму, в котором для России нет ничего нового, ибо капитализм в России искони существовал лишь милостью государственной власти.
Легкость, с которой большевизм проделал этот новый поворот, как, впрочем, и все свои прежние повороты, чрезвычайно характерна для его оппортунизма. Для него важно не осуществить определенные принципы, а лишь во что бы то ни стало удержаться у власти, и для этой цели он готов пожертвовать, не задумываясь, любым принципом. Но не менее характерна для большевизма и та легкость, с которой он сделался сторонником трудовой повинности.
Сказанное нами в прошлой главе о стимулах к труду при социалистическом строе не представляет собою, конечно, ничего нового для человека, знакомого с социалистической литературой. И если мы все эти старые истины повторили, то только для осведомления тех новичков, которые могут оказаться в затруднении перед большевистской фразой.
Но большевики с легким сердцем пустили насмарку всю прежнюю работу социалистической мысли и, недолго думая, обратились к самому первобытному средству для преодоления всяческих препятствий, к грубому насилию. Вернув Россию в техническом отношении вспять от эпохи крупного машинного производства к веку ручного ремесла и кустарничества, большевики лишь увенчали бы свое реакционное дело, если б вернулись и к крепостному праву.
Эта тактика большевиков была возможна только потому, что они потеряли всякое уважение к человеческой личности, к жизни и свободе индивидуума. Презрение к личности является отличительной чертой большевизма. Неуважение к личности своих собственных сторонников, которых они рассматривают лишь как орудия и пушечное мясо. И уж, конечно, презрение ко всем тем, которые не дают себя использовать в качестве послушного орудия и которых большевики, не делая никаких различий, рассматривают как врагов, по отношению к которым позволены все средства.
В зародыше такое отношение к людям жило в душе многих вождей заговорщических организаций. Но только в ужасных условиях России зародыш этот мог развиться до таких размеров, как у Нечаева. Но понадобилось все ожесточающее влияние мировой войны и затем ряда гражданских войн для того, чтобы нечаевские методы мышления и тактика осмелились выйти из потемок тайных кружков на широкий простор общественной арены и претвориться там в ужасы чрезвычаек. «
«Бухарины, Ленины, Троцкие ничем не уступают Бурбонам, Габсбургам и Гогенцоллернам в цеплянии за свою самодержавную власть. При этом совершенно не важно, что одни считают себя владыками “милостью Божией”, а другие “милостью пролетариата”. Ибо пролетариат, якобы возложивший на большевиков диктаторские полномочия на вечные времена, является такою же фикцией, как тот бог, помазанниками которого на земле считают себя царские династии.»
СОДЕРЖАНИЕ
Жизнь и карьера
Ранние годы
Политическая карьера
Годы войны
В 1914 году, когда германские социал-демократические депутаты в рейхстаге голосовали за военные кредиты, Каутский (который не был депутатом, но присутствовал на их собраниях) предложил воздержаться. Каутский утверждал, что Германия вела оборонительную войну против угрозы царской России. Однако в июне 1915 года, примерно через десять месяцев после начала войны и когда стало очевидно, что это будет продолжительная, ужасающе жестокая и дорогостоящая борьба, он вместе с Эдуардом Бернстайном и Хьюго Хаазе выступил с призывом против провоенных сторонников войны. лидеры СДПГ и осудили аннексионистские цели немецкого правительства. В 1917 году он покинул СДПГ и перешел в Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ) с объединенными социалистами, выступавшими против войны.
После ноябрьской революции в Германии Каутский работал заместителем государственного секретаря в министерстве иностранных дел в недолговечном революционном правительстве СДПГ-УСПД и работал над поиском документов, доказывающих виновность имперской Германии в войне.
Послевоенные годы
Владимир Ленин назвал Каутского «отступником» в своей брошюре « Пролетарская революция и отступник Каутский »; Каутский, в свою очередь, подверг критике Ленина в своей работе 1934 года « Марксизм и большевизм: демократия и диктатура» :
Однако большевикам под руководством Ленина удалось захватить контроль над вооруженными силами в Петрограде, а затем в Москве и, таким образом, заложить основу для новой диктатуры вместо старой царской диктатуры.
Иностранные туристы в России в молчаливом изумлении стоят перед созданными там гигантскими предприятиями, как, например, перед пирамидами. Лишь изредка им приходит в голову, какое порабощение, какое понижение человеческого самоуважения было связано со строительством этих гигантских заведений.
Смерть и наследие
Каутский известен, помимо своей антибольшевистской полемики, редактированием и публикацией тома IV « Капитала» Маркса (обычно публикуемого как « Теории прибавочной стоимости» ).
Учение Карла Каутского об империализме и ультраимпериализме
Каутский (Kautsky) Карл (1854-1938). Один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2 Интернационала. Перу Каутского принадлежит ряд работ в области политической экономии, истории, социологии и политики. В 1883-1917 гг.- редактор теоретического журнала германской социал-демократии «Нойе цайт» («Neue Zeit»). Автор теории ультраимпериализма. В 1917 г. вместе с другими центристами участвовал в создании германской Независимой социал-демократической партии. С 20-х гг. стал одним из идеологов «демократического социализма». В сущности, все центристские партии после войны в основном руководствовались позицией
К. Каутского, и в этом смысле можно говорить о международном каутскианстве, хотя сам Каутский при этом уже не играл активной политической роли. В начале 1930-х гг. выступал против установления единого рабочего фронта в борьбе с фашизмом(1). Наиболее значимыми работами К.Каутского об империализме являются статья «Империализм» и «Национальное государство, империалистское государство и союз государств» (1914).
К. Каутский писал о том, как в империализме политика переплетается с экономикой, почему промышленно развитым странам выгодно не только экономическое, но и политическое подчинение более отсталых государств: «Для того, чтобы проведение железных дорог в диких областях было выгодно или даже возможно, чтобы получить нужные рабочие руки для постройки и вообще для успешности дела, надо опираться на сильную государственную власть, преданную интересам чужого капитала и слепо защищавшую их. По мере роста вывоза капиталов из промышленных стран в аграрные области росло и желание подчинить эти области государственной власти собственной страны»(5). «Для страны с высокоразвитой промышленностью возникает необходимость помешать превращению аграрной области в промышленную. Поэтому первая стремится окончательно присоединить вторую в виде колонии и подчинить ее своему влиянию, чтобы быть в силах воспрепятствовать развитию в ней промышленности и заставить ограничиться производством исключительно сельскохозяйственных продуктов. Таковы исторические корни империализма, пришедшего на смену свободной торговле»(6).
Широко известен тезис К. Каутского о том, что «империализм является только вопросом силы, а не экономической необходимости. Он не только не необходим для капиталистического способа производства, но даже его значение для него часто неимоверно переоценивается»(7).
К. Каутский называет следующие признаки современного ему империализма:
1. «Финансовый капитал, класс крупных заимодавцев и банкиров, стоит за увеличение абсолютной государственной власти. Он заинтересован в крупных государственных расходах и долгах, поскольку последние не превышают размеров, доводящих государство до банкротства. Акционерное общество стало преобладающей формой промышленного капитала. Этим наиболее крупные и влиятельные части промышленного капитала были объединены с денежным капиталом и одновременно была подготовлена почва для примирения его с крупным землевладением. Тресты и централизация крупных банков чрезвычайно способствовали этому развитию»(8).
2. «Вывоз товаров приобретает иной характер. Капиталистическое производство с первых шагов рассчитано не только на удовлетворение внутренних потребностей в государстве, но и на вывоз. Предназначенный для вывоза товар служит сперва только для потребления заграницей. В империалистическом периоде вывоз для такой цели недостаточен для полного использования производительных сил в развитых капиталистических государствах. Необходим вывоз средств производства, служащих капиталом за границей, как, например, материал для постройки и оборудования железных дорог, открывающих доступ к новым аграрным областям, машины для добывания руды, для обработки плантаций, и, наконец, для всяких промышленных предприятий и т.п.» (9).
В. И. Ленин в своих работах подверг критике попытку К. Каутского представить империализм исключительно как политику. Определение империализма, данное Каутским, обходит действительно новые явления в экономике, свидетельствующие о наступлении империализма и составляющие его сущность, а именно, господство монополий, власть финансового капитала и финансовой олигархии и т. д. Кроме того, для империализма характерны захваты не только аграрных стран, но и захваты промышленных стран мощными империалистическими державами(10).
Противоречивость позиции Каутского заключается в том, что с одной стороны он писал, что «империализм не необходим», но с другой, называя признаки современного ему империализма, сам фактически говорит о его исторической неизбежности, о сращивании финансового капитала с государственной властью, экономической необходимости вывоза средств производства, политического подчинения экономически зависимых стран.
К.Каутский, говоря о процессах передела мира, отмечал, что «колониальное государство не обладает устойчивостью и сплоченностью национального государства. Колониальные владения могут легко перейти в руки другой колониальной державы путем захвата, продажи или обмена. Энергичного сопротивления туземного населения против этих перемен не приходится опасаться. Решающим фактором в данном случае является степень военной силы владельцев колонии. Но, с другой стороны, границы расширения колониальной державы определяются также степенью ее военной мощи по сравнению с другими колониальными государствами»(11).
Ярким примером этому является Индия. «Индия уже испокон веков служила приманкой для воинственных, но бедных соседей. Постоянный приток народов привел к невероятному изобилию племен, языков, каст и религий. Если пришельцы достаточно сильны, они являются в качестве завоевателей и грабителей. Но страна слишком привлекательна, чтобы покинуть ее. Они остаются, а вместе с ними и награбленные сокровища. Положение трудящихся классов остается почти без перемен, происходит только смена хозяев. Они не раздвигают рамок примитивной демократии. Сельские общины являются клетками, на которые опирается государственность. Полной демократии в общине соответствует полный деспотизм в государстве, опирающийся исключительно на силу. Так же легко, как она была завоевана одними, она может быть завоевана и другими при полном равнодушии к этому народных масс»(12).
В своей работе «Национальное государство, империалистское государство и союз государств» К. Каутский дает очень высокую положительную оценку английскому империализму. С разными оговорками, может быть, сам того не желая, он тем не менее достаточно четко проводит мысль, что британская империя является благом для многих из объединенных под ее короной стран.
Говоря о доминионах, Каутский пишет, что они имеют большие политические и экономические свободы, чем европейские демократии.
Но даже и для Индии К.Каутский видит пользу от английского империализма. И это несмотря на то, что «когда европейцы в 15-м веке пришли в Индию, индусы во многом превосходили их. Снабженная в изобилии всеми сырыми материалами, в которых нуждалось ее производство, имея к своим услугам искусных и трудолюбивых рабочих, эта колоссальная по размерам страна сама все производила для удовлетворения своих потребностей, и еще оставался большой излишек продуктов, которые охотно покупались культурными народами, индусы сами не нуждались в их изделиях. Результатом было то, что их вывоз долгое время оплачивался почти только благородными металлами. Уже с незапамятных времен не прерывался приток благородных металлов в Индию, скопившихся там в горы сокровищ»(17).
«Англичане вышли победителями над своими европейскими соперниками и туземными государствами. Европейцы не являлись в Индию, как прежние завоеватели с целью обосноваться там. Этому мешало уже одно то, что климат там для них убийственный. Каждый являлся туда ради добычи, с которой потом возвращался в Европу. Новые завоеватели значительно более угнетали рабочие массы, чем прежние деспоты. Страна приходила все в больший упадок, и только за последние десятилетия английское правительство стало заботиться о противодействии этому упадку»(18).
И после периода британского владычества Индия предстает уже качественно иным государством, способным на единство и независимость. «Желание овладеть или создать такую мировую империю близко сердцу империалистов всех стран. У нас нет полной уверенности, суждено ли Англии навсегда сохранить за собой эту мировую империю, но нет сомнений, что никакая другая нация не может создать себе подобной империи. Есть только одна Индия. Англия может лишиться ее. Но Индия никогда, как целое государство, не может перейти во владение другой иноземной державы»(20).
Такая проповедь цивилизаторской миссии Англии в Индии весьма сомнительна, в силу того, что озвучена марксистом, что также вызывало резкую критику К. Каутского В.И. Лениным. Индия вполне могла бы развиваться без Англии. И об этом не только писали впоследствии М. Ганди и Д. Неру, но и сам К. Каутский начинает рассказ об Индии с того, что «когда европейцы в 15 веке пришли в Индию, индусы во многом превосходили их». И завершение рассказа о том, что англичане «значительно более угнетали рабочие массы, чем прежние деспоты» описанием того, что в конечном итоге это явилось благом для Индии, выглядит непоследовательно.
К. Каутский касается и раздела Африки Францией, Германией и Англией. «С начала 1880-х годов Франция стала вести энергичную колониальную политику. В 1881 году она заняла Тунис, в следующем году она снарядила экспедицию в Мадагаскар и одновременно предприняла войну за обладание Тонкином. С тех пор она овладела громадными территориями, особенно в Африке. В 1871 году французские владения в Африке достигали 900 тысяч кв. километров. В настоящее время они занимают территорию в 6,25 млн. кв. км. (вместе с Мадагаскаром, не считая 4 млн. кв. км. ее «сферы влияния» в Сахаре). Все население французских владений в Африке равнялось в 1871 г. 3 милл., сейчас оно составляет 33 миллиона»(21). «Вслед за Францией, Германия стала в середине 80-х годов обнаруживать стремление к приобретению колоний. В настоящее время немецкие колонии возросли почти до 3 млн. кв. км., из них 2700000 в Африке, с населением 13 млн. человек»(22). «Англия также принимает участие в разделе Африки. Занятие Египта, предпринятое ею, главным образом, для обеспечения себе пути в Индию через Суэцкий канал, а также в ее южно-африканские владения, давало ее денежному капиталу весьма важные опорные пункты, и развитие Англии быстро продвинулось вперед. Без Египта, который формально не был английским, английские владения в Африке занимали в 1890 г. Территорию в 2 млн. кв. км., а в настоящее время 5775000 кв. км. Число подчиненного населения поднялось с 4,5 до 33 миллионов. За пределами Африки Англия приобрела очень мало новых колоний»(23).
С различными оговорками, но К. Каутский признает, что именно империализм явился причиной мировой войны: «Несмотря на сравнительно второстепенное значение большинства африканских владений для промышленности метрополии, соперничество из-за африканских областей способствовало в немалой степени всеобщему вооружению и уже несколько раз почти доводило до всемирной войны. Но каждый раз в решительный момент заинтересованные державы приходили к заключению, что объект не стоит такой громадной жертвы, как мировая война, и конфликт разрешался мирным путем»(24).
Материалы, использованные Каутским, давали ему возможность сделать выводы об антинародной сущности империализма, но он их не сделал, что дало Ленину повод называть его адвокатом империализма.
«Сильная конкуренция гигантских предприятий, гигантских банков и миллиардеров порождает идею о картелях финансовых королей, поглощающих более слабых. Так может случиться и в настоящей мировой войне между империалистскими великими державами. Союз сильнейших из них может положить конец соперничеству в вооружении. Исходя из чисто экономической точки зрения, не исключена возможность того, что капитализм пройдет еще одну фазу. Система картелирования будет перенесена во внешнюю политику. Наступит фаза сверхимпериализма»(26).
Критикуя введение К. Каутским термина «ультраимпериализм» В.И. Ленин писал: «Совершенно такой же реакционный характер носит пресловутая теория «ультраимпериализма», сочинённая Каутским. Сравните его рассуждение на эту тему в 1915 году с рассуждением Гобсона в 1902 году:
Каутский: «. Не может ли теперешняя империалистская политика быть вытеснена новою, ультраимпериалистскою, которая поставит на место борьбы национальных финансовых капиталов между собою общую эксплуатацию мира интернационально-объединённым финансовым капиталом? Подобная новая фаза капитализма во всяком случае мыслима. Осуществима ли она, для решения этого нет ещё достаточных предпосылок».
Гобсон: «Христианство, упрочившееся в немногих крупных федеральных империях, из которых каждая имеет ряд нецивилизованных колоний и зависимых стран, кажется многим наиболее законным развитием современных тенденций и притом таким развитием, которое дало бы больше всего надежды на постоянный мир на прочной базе интеримпериализма ».
Ультраимпериализмом или сверхимпериализмом назвал Каутский то, что Гобсон за 13 лет до него назвал интеримпериализмом или междуимпериализмом. Кроме сочинения нового премудрого словечка, посредством замены одной латинской частички другою, прогресс «научной» мысли у Каутского состоит только в претензии выдавать за марксизм то, что Гобсон описывает, в сущности, как лицемерие»(28).
С этим мнением В.И. Ленина вряд ли можно согласиться, учитывая то, что Д. А. Гобсон пишет о попытке создания утопической по сути и лицемерной по содержанию псевдо-христианской идеологии империализма, а К. Каутский фактически предсказывает то, что сегодня, в начале 21 века, начинает принимать уже зримые очертания.
По мнению Каутского, в итоге борьбы национальных финансовых капиталов образуется единый интернациональный финансовый капитал. Задача рабочего класса будет состоять в том, чтобы заменить капиталистов, руководящих всемирным трестом, руководителями из рядов пролетариата, и социалистическая революция будет совершена. Однако, говорил К. Каутский, пока стадия ультраимпериализма не наступила, условия для социалистической революции не созрели (29). Судя по логике работ Каутского, такие условия могут созреть только теоретически, никогда не став реальностью.
Учение К. Каутского об империализме и ультраимпериализме в целом внесло свой вклад в развитие учения об империализме в начале 20 века. Его слова об общей эксплуатации мира интернационально-объединённым финансовым капиталом в начале 21 века звучат вполне современно. Будет вполне оправданным утверждение, что противоречия, непоследовательность и недоговоренности, описанные выше, не умаляют значимости общего вклада К. Каутского в развитие теории империализма.
Примечания
1. См.: bibliotekar.ru › biografii/7/23.htm (дата обращения 09.06.2011 года)
2. Каутский К. Империализм // К. Каутский. Демократия и социализм. Фрагменты работ разных лет. М., 1991. С. 9
3. Там же. С. 15
4. Там же. С. 16
5. Там же. С. 17
6. Там же. С. 18
7. Каутский К. Национальное государство, империалистское государство и союз государств. М., 1917. С. 24
8. Там же. С. 26
9. Там же. С. 26-27
10. История экономических учений, М., 1963ekoslovar.ru › istoria019.html (дата обращения 16.05.2011 года)
11. Каутский К. Национальное государство, империалистское государство и союз государств. М., 1917. С. 17
12. Там же. С. 50
13. Там же. С. 42
14. Там же. С. 43
15. Там же. С. 44-45
16. Там же. С. 48-49
17. Там же. С. 49-50
18. Там же. С. 50
19. Там же. С. 55-56
20. Там же. С. 57
21. Там же. С. 60
22. Там же. С. 60
23. Там же. С. 61
24. Там же. С. 62
25. Там же. С. 74
26. Каутский К. Империализм // К. Каутский. Демократия и социализм. Фрагменты работ разных лет. М., 1991. С. 20
27. В. С. Афанасьев. Ультраимпериализма теория dic.academic.ru › dic.nsf/bse/142776/. (дата обращения 15.05.2011 года)
28. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма Империализм, как высшая стадия капитализма // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Том 27. М.,1962. С.
29. История экономических учений, М., 1963ekoslovar.ru › istoria019.html (дата обращения 16.05.2011 года)
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»