Кто такой кликер в игре
Что такое кликер
Слово «кликер», понятное дело, происходит от буржуйского — click, клик, нажатие мышкой. Этот звук издаёт компьютерная мышь при нажатии на кнопку, а также примерно такой звук проигрывался при нажатии во многих версиях windows.
Весь жанр игр кликеров именно на этом и построен, на бальных кликах мышкой, либо-же на «кликах» по экрану девайса (смартфон или планшет). Хотя на самом деле название «кликер» не совсем верное, так-как касание пальцем сенсорного дисплея называется «tap».
Суть игр кликеров именно в кликах, довольно тупых и простых кликах. Нас ожидает линейный игровой процесс обычно без возможностей выбора (хотя бывают разные вариации), и пресловутый гринд (прокачка и получение игровых ресурсов) с помощью этих кликов.
Вы жмёте, набиваете себе опыт или золото, потом покупаете более крутой меч и повышаете уровень, жмёте дальше. Идёте пока каким-то этапам — уровням. Всё очень просто и линейно.
В кликер клювом может играть даже дятел. Рыба может плавником пройти кликер.
Не стоит путать этот жанр с играми типа «Idle» (Простой, ленивый, пассивный).
Это похожий жанр игр и его иногда совмещают с кликером, однако суть Idle жанра в том, что там вы запускаете некие процессы и всё далее уже происходит автоматом. Жанр еще тупее чем кликеры, как-бы его эволюционная деградация. Несмотря на ужасную тупизну этого жанра, я помню, как установил недавно Fap Titans и залип часа на 4
Под эти игры отлично медитировать и залипать.
К сожалению, вот такие игры этих простых жанров на андроид уже давно задают общий тренд на тупизну в геймплее. Никто уже не делает умных игр, зачем? Зачем стараться и делать глубокие и сложные игры, когда и тупые кликеры все отлично скачивают? И на телефон можно сделать сложную и глубокую игру, однако даже разработчики уже редко хотят это делать. Проще сляпать очередной кликер или счастливую ферму и залить это, срубив бабла по быстрому.
Особенности игр кликеров
Что там неважно, так это сюжет, RPG элементы (хотя какие-то можно добавить), сложные формулы и сложные механики. Вот это точно никому не надо.
Почти все игры этого жанра — это кликеры на прокачку, либо на гринд (сбор ресурсов и денег), так-что именно на эти моменты вам нужно обратить внимание.
Кликеры сильно завязаны на моменте некой победы (психологически) и на том, что проиграть невозможно. То есть люди любят ощущать себя сильными, при этом затрачивая минимальные усилия. Уж не знаю какую вам нормальную аналогию тут можно привести, кроме дрочерства. Уж извините, но играть в кликеры, это самое настоящее дрочество.
Может быть можно сразу диагностировать человеку какое-то расстройство, если у него на телефоне много игр кликеров. Это плохой сигнал.
В кликеры люди залипают. Это и есть те самые игры — time killer, убийцы времени. В них играют те, кто вообще иногда не играл ни в какие другие игры. Часто в них играют очень взрослые люди, либо совсем молодые. Иногда в них играют девушки и женщины.
Кликер
Кликер – этот термин был назван так из-за звука, который издается устройством при нажатии кнопки мыши – «клик».
Что же такое кликер? У этого термина три значения, которые перечислены ниже.
1. Жанр флэш-игр с простым и незамысловатым сюжетом, рассчитанный на скорость реакции. В такой игре вас нужно вовремя успеть нажать кнопкой мыши на нужную деталь или кнопку.
2. Специальная программа, которая называется автокликер. С её помощью записывается последовательность нажатий мышкой на определенные панели управления в игре или программе. Суть в том, что во многих проектах приходится повторять однообразные и зачастую не особо интересные действия. Автокликер автоматизирует процесс, делая все за вас. Кстати, во многих проектах это запрещено и вас могут заблокировать за его использование.
3. Персонаж, который в бою использует не клавиши или джойстик, а перемещает мышку по панели навыков. Кликер в игре считается, мягко говоря, плохим персонажем, а попросту – нубом.
Минусы такого стиля игры
Совет редакции: если вы привыкли использовать мышь вместо джойстика или клавиатуры, то рекомендуем изучить горячие клавиши в игре и освоить быстрое использование способностей своего персонажа. При необходимости посмотрите гайды и настройте правильную и максимально удобную для вас конфигурацию.
Примеры
«Он уже два часа руду копает, наверняка кликер использует»
«Ты играешь как кликер, быстрее юзай абилки»
Лучшие программы автокликеры
На этой странице список из 8 лучших автокликеров, найденных на просторах интернета. Не относитесь к этому списку как к рейтингу, у каждой программы есть плюсы и минусы. В начале пойдут самые простые в использовании кликеры.
1. Free Mouse Clicker
Настроек минимум: интервал, кнопка мыши, действие (одинарный или двойной щелчок), горячие клавиши начала и остановки. Всё.
2. OP Auto Clicker
Op Auto Clicker похож на предыдущий, но имеет чуть больше настроек.
В нем можно выбрать место, где будут происходить клики: в текущем положении курсора или в заранее заданных координатах. Также можно задать конечное количество кликов.
3. Free Auto Clicker
Free Auto Clicker позволяет задавать точное место на экране, где нужно имитировать щелчки мыши. Можно даже задать последовательность из нескольких координат.
Ещё можно установить нужный интервал и количество кликов, после которого нужно остановиться.
Можно кликать каждой кнопкой мыши.
4. GS Auto Clicker
Настроек не так много, и они все спрятаны по разным окошкам, что не очень удобно. Зато в GS Auto Clicker есть возможность записи. Программа запишет последовательность ваших кликов и их положение. После этого можно будет запускать записанную последовательность.
5. Auto Click Typer
Для каждого действия в сценарии можно настраивать задержку и количество нажатий как в точном количестве, так и в случайном из диапазона значений.
6. Auto Mouse Click
Auto Mouse Click может имитировать работу мыши, несколько кнопок клавиатуры и несколько системных действий. Всё это можно комбинировать в различной последовательности.
Порядок действий довольно простой: выберите координаты, в которых произойдет действие; выберите тип действия из списка; затем выберите задержку; и нажмите кнопку «Add».
Можно создать последовательность из разных или однинаковых действий. После завершения создания скрипта нажмите «Start», чтобы запустить скрипт. Вот и все.
Можно назначить отдельные горячие клавиши для старта/остановки скрипта, для взятия координат курсора и для добавления действия.
7. Perfect Automation
Поскольку в этом автокликере там много функций, сначала в нем сложно разобраться.
8. MAC AUTO CLICKER 1.1
Этот автокликер для Mac абсолютно бесплатен, но и безобразно прост. Можно назначать автоматическую остановку по времени или количеству кликов. Однако, нет функции горячих клавиш, что делает его очень неудобным.
Какой автокликер лучший?
Из простых лучшим будет OP Auto Clicker. Если вам нужны более сложные последовательности щелчков, качайте Auto Click Typer. Ну а если вам нужен продвинутый инструмент с возможностью записи, выбирайте Perfect Automation.
Дизайн и математика игр-кликеров
Инкрементные игры потрясающи и загадочны. Кажется, что они нарушают привычную логику хорошего геймдизайна, и тем не менее, им удаётся привлекать солидную базу игроков. Давайте изучим их более подробно, чтобы раскрыть их секрет.
Что такое инкрементная игра?
Игрок нажимает на кнопку, число увеличивается. Нажимает снова, число снова увеличивается. Игрок продолжает нажимать, и постепенно разблокирует функцию, увеличивающую число за игрока. Числа растут, даже когда вы не играете. И этот процесс повторяется вечно.
В сущности, такова общая структура «инкрементной» игры. Она кажется простой, даже примитивной, но в игровом процессе есть неожиданная глубина и привлекательность. Стили игры могут быть разными — от коммерчески успешных и казуальных Clicker Heroes и AdVenture Capitalist до более экспериментальных или хардкорных примеров, таких как Candy Box, Cookie Clicker и Sandcastle Builder.
Cookie Clicker, самое начало.
Что же самое важное в инкрементной игре? Хотя в этом жанре есть множество вариаций и экспериментов, фундаментальными аспектами дизайна являются:
Психология растущих чисел
Что так сильно привлекает игроков в этих играх? Причин множество, но две самые важные заключаются в том, как инкрементные игры используют уникальные грани человеческой психологии.
Первая, часто упоминаемая в обсуждении инкрементных игр, известна под названием «ящик Скиннера». Эти экспериментальные камеры, названные (к его разочарованию) в честь бихевиориста Б.Ф. Скиннера, были созданы для изучения поведенческого обусловливания животных. В «камере оперантного обусловливания» обычно содержится животное, которое может получить награду (например, пищу) как реакцию на выполнение действия (например, нажатия на кнопку). Примечательно, что после освоения механизма реагирования наблюдаемые животные продолжали выполнять действия, даже если они давали награду только после длительных интервалов или случайным образом.
По аналогии, системы, периодически награждающие пользователей или игроков за повторяющиеся действия часто иронически называют «ящиками Скиннера», потому что создаваемый ими неврологический цикл обратной связи может быть невероятно аддиктивным. Эта структура наиболее очевидна в инкрементных играх: игрок выполняет действие (нажимает или ждёт), и периодически награждается за свои усилия растущими числами. Само по себе это не всегда плохо, и эта механика используется часто. Многим играм приходится обучать игроков выполнению определённых действий в системе игры и использовать положительные награды (очки, опыт) и отрицательные результаты (смерть), чтобы показать игроку правильный способ прохождения. В инкрементных играх использование этой механики просто гораздо очевиднее.
Вторая психологическая опора инкрементных игр — это наша страсть к накоплению и боязнь потерь. Наш мозг устроен так, что не любит терять, и наоборот, он даёт нам сильное желание накапливать.
В инкрементных играх используются обе эти стороны. Поскольку количество основной валюты всегда увеличивается, даже когда вы не играете, она снижает тревогу от боязни потерь: вы можете безопасно заниматься чем-то другим, не боясь, что потеряете «деньги». Кроме того, в сочетании со слабыми навыками счёта нашего мозга, мы получаем удовольствие от растущих чисел, даже если эти числа лишены внешнего значения. Поэтому, хоть это и выглядит смешно, просто увеличивающееся количество доставляет нам удовольствие.
Повторюсь, это свойство используется в инкрементной игре явным образом, но в разной степени оно применяется в большинстве игр: именно поэтому «очки» стали таким распространённым механизмом вознаграждения игроков.
«Потолок» накопления в Clash of Clans эксплуатирует боязнь потери: вы «теряете» потенциальные прибыли, если не заходите в игру часто.
Истоки жанра
В этом механизме есть мощный цикл действия/вознаграждения. Критически важно то, что время, вкладываемое для получения каждой новой награды, становится всё больше и больше. Наиболее известен гриндинг уровней EverQuest, кривая повышения уровней этой игры настолько крутая, что чем больше игроки тратили времени, тем на самом деле становились относительно менее сильными. Несмотря на это, используемый игрой цикл подкрепления мог быть невероятно соблазнительным. EverQuest стала одной из первых игр, вызвавших широкое обсуждение игровой зависимости.
Сатирой на этот бесконечный гринд стала игра 2002 года Progress Quest, созданная Эриком Фредриксеном (Eric Fredricksen). Её можно считать первым примером настоящей инкрементной игры (в противовес используемой в качестве «крючка» инкрементной механики EverQuest). Также эта игра является одной из самых минималистичных, потому что она избавилась от всякого подобия взаимодействия с игроком. Это игра для нуля игроков: после создания персонажа игра убивает им мобов, выполняет квесты, повышает уровень, без каких-либо действий со стороны игрока. Несмотря на то, что она была почти буквальным воплощением принципа reductio ad absurdum, критики считали, что она «гораздо больше пугала тем, что была интересна».
Часть линеек прогресса в ProgressQuest.
Несколько лет спустя новыми наследниками инкрементной механики стали социальные игры. Социальные игры (чаще всего в Facebook) тоже стремились к тому, чтобы в них играли как можно дольше (в них не было подписки, зато использовались зарождавшиеся тогда инструменты монетизации free-to-play). Примечательно, что инкрементная механика в таких играх была не только системой вознаграждения, но часто и всей игрой. Одним из наиболее успешных примеров стала игра 2009 года FarmVille. В сущности, это был симулятор фермы, но в нём очень мало управления ресурсами и стратегического планирования. Игрок просто покупает участки земли, на которых выращивает побеги (а позже и скот), собирает и продаёт урожай, покупает новые участки, и так далее, до бесконечности. На пике популярности в неё играло 80 миллионов людей.
Очевидная простота подобных игр навлекла на себя критику, а профессор Иэн Богост создал сатирическую деконструкцию концепции в игре 2010 года Cow Clicker. Богост придумал эту игру, чтобы продемонстрировать бесцельность базового механизма игры (нажимай на корову, чтобы увеличить число), но был удивлён и удручён тем, что люди на самом деле играли в игру без всякой иронии. Несмотря на то, что это была попытка показать, насколько пусты и бессмысленны на самом деле такие игры, Cow Clicker случайно доказала обратное.
Инкрементные игры сегодня
В Hay Day, созданной той же компанией, использование этой механики ещё более очевидно. Базовый цикл игры заключается только в инкрементном росте и реинвестициях:
Игровой цикл Hay Day. На основе схемы из статьи Game monetization design: Analysis of Hay Day Пита Коистила.
Одной из наиболее успешных современных инкрементных игр стала Cookie Clicker (2013 год), привлекшая больше массового внимания к играм, имеющим только инкрементную механику. В Cookie Clicker используется одна валюта (печеньки), которые игрок может медленно накапливать, нажимая на большое печенье, а затем тратить на апгрейды, производящие печенье автономно. Простой антураж, очаровательный стиль графики и постепенное погружение в абсурдность «сюжета» помогли игре и жанру получить широкую популярность. Она стала причиной возникновения массы подобных игр с новыми взглядами на концепцию, игр, выпускаемых и по сей день.
Игры ли это вообще?
Благодаря простоте базовой механики и ограниченным возможностям взаимодействия с системой инкрементные игры могут расширить наше определение того, что же такое «игра». Многие критики и комментаторы называли эти игры бездумными, тупыми и бессмысленными, в то же время признавая, что они могут быть аддиктивными или гипнотическими. Создатель Cow Clicker Иэн Богост, рассуждая о монотонности и повторяемости Cookie Clicker, дошёл до того, что назвал её одной из первых игр для компьютеров, а не людей. Но это заявление противоречит тому количеству людей, которые в них играют.
Игра Number Тайлера Глэйела, особенно очевидный пример.
Чем бы они ни казались, инкрементные игры, на самом деле, являются играми. Можно на мгновение отвлечься от их потрясающей аддиктивности, потому что перечисление причин их привлекательности — это не то же самое, что анализ их с точки зрения игр. Игры большинства жанров используют инстинкты или подсознательные желания своих игроков, но всё это вторично по отношению к тому, что делает игры играми.
Во-первых, инкрементные игры содержат и не слишком очевидные на первый взгляд механики, самая важная из которых — исследование. В большинстве инкрементных игр игрок не знает весь список апгрейдов, которые он может купить, как не знает максимального предела основного числа и скорости, которой он может достичь. Исследование пределов интерактивной системы — одно из отличительных качеств игр, и инкрементные игры в этом не исключение. Даже если они кажутся простыми, часто в них есть широкие возможности для исследований. В частности, можно утверждать, что Candy Box в гораздо большей степени посвящена исследованиям и открытиям, чем инкрементному росту, несмотря на то, что эта функция наиболее очевидна.
Во-вторых, хоть инкрементные игры и обнажают бессодержательность своих предпосылок («сделай так, чтобы число было как можно больше»), они на самом деле только средства, которые могут сделать игру увлекательной. Например, Cookie Clicker позволяет использовать стратегию, потому что существует множество способов увеличения метрики «Количество печенья в секунду». То есть «игра» заключается в оптимизации системы для достижения этой цели. У большинства игр других жанров цели в действительности тоже бессмысленны («сделай так, чтобы числа росли»), но интересная часть заключается в преследовании этой цели. Инкрементные игры просто прямолинейно заявляют об этом. В своём основополагающем труде 1937 года Homo Ludens антрополог Йохан Хёйзинга рассматривает игру, которая «несерьёзна, но в то же время полностью поглощает игрока. Действие не связано с материальной заинтересованностью и из неё нельзя извлечь никакой выгоды». Эти качества очень легко заметить в инкрементных играх.
Красота в простоте
Инкрементные игры в последние годы испытывают всплеск популярности, и без всяких сомнений, мы увидим и новые примеры, дальнейшее исследование механики и инновации в предпосылках. Было бы ошибкой отбрасывать эти игры и считать их необъяснимо аддиктивными.
Надеюсь, что при их критическом исследовании и изучении их истории мы сможем оценить минималистичную красоту и изящество реализации таких игр. Так что относитесь к ним без предрассудков и изучите эту форму. Не удивляйтесь, что игра в процессе изучения увлечёт вас на несколько часов.
Итак, мы рассмотрели историю жанра и определили, что делает эти игры уникальными, но пока ещё не углублялись в их дизайн. Хоть инкрементные игры и выглядят простыми, их дизайн обнаруживает сложный и вдумчивый замысел их создателей. Изучив самые успешные примеры в жанре, мы сможем лучше оценить возможности этих игр и лучше понять, как создавать собственные проекты. Прежде чем погружаться в математику, давайте рассмотрим три важных фактора, которые легко упустить: качество исследований, разницу между «кликером» и idle-игрой и важность целостности темы и графики.
Радость открытия
Одним из самых важных векторов «интересности» инкрементной игры является исследование. Многие из таких игр начинаются с очень простой схемы, но с течением времени сложность увеличивается по спирали. Процесс исследования этой сложности затрагивает нашу природную страсть к изучению новых и скрытых особенностей. Candy Box, например, можно считать игрой, в основном нацеленной на исследование её системы. Увеличение количества конфет — это просто механизм разблокирования нового контента.
То есть большинство инкрементных игр не раскрывает всю свою систему с самого начала, а ограничивает доступ к новым функциям уровнями первичной валюты. Этот контент может быть «известным неизвестным», как в Idling to Rule the Gods, в которой некоторые части игры явно оставлены пустыми и игра объясняет, как и когда их можно разблокировать. Или он может быть «неизвестным неизвестным», когда игрок не знает о существовании функций, пока не достигнет определённого уровня, как бо́льшая часть контента в Cookie Clicker. В некоторых играх содержатся оба элемента: AdVenture Capitalist сообщает игроку о количестве контента, который он может открыть, но при этом содержит множество скрытых функций, возникающих в процессе игры.
Похоже, дорога предстоит долгая.
Исследование — важная функция в дизайне инкрементной игры, потому что она создаёт для игрока систему вознаграждений за исследование базовой механики игры. Если показать всё заранее, вы не только повысите входной барьер обучения игре, но и потеряете удовольствие, получаемое от постепенного знакомства с системой.
Ожидание или клики?
Инкрементные игры обычно сосредоточены на двух пересекающихся, но чётко разделяемых базовых механиках:
Выбор подхода в основном зависит от предпочтений и фокусировки на целях игры. Игра, требующая активного управления, может быть более интересной для игрока в течение короткого промежутка времени, но если она реализована таким образом, что требует слишком сильного и частого вмешательства игрока, то может нарушать принципы этического и гуманного геймдизайна. Аналогично, более автономный подход с «ожиданием» может быть менее интересным для игрока в текущей игровой сессии, но способен создавать более длительную привязанность к игре. Это объясняет, почему idle-игры на Kongregate имеют такие высокие показатели удержания. AdVenture Capitalist даже сообщает игроку о том, что произошло в его отсутствие, подчёркивая тот факт, что игра не требует его постоянного внимания:
Графический стиль и тематика
Для инкрементных игр часто полезна нарративная тема, на основе которой строится механика (хоть это и очень легко упустить из-за минимализма механики). Интересная тема может добавить контекста абстрактному процессу увеличения чисел. Кроме того, все игры выигрывают от выбора хорошего графического стиля и дизайна, и инкрементные игры — не исключение. Единая эстетика помогает игре создавать ощущение целостного игрового процесса, а понятный интерфейс снижает мыслительную нагрузку при навигации в игре, позволяя игроку сосредоточиться на самой игре, вместо того, чтобы разбираться с некачественными элементами интерфейса пользователя.
Этот пример из AdVenture Capitalist — хорошая тому иллюстрация. Тема игры — управление бизнесом и капиталистический рост (она хорошо подходит к геймплею с постоянно растущими числами). В ней используется графический стиль эстетики гуги 1950-х годов. Она используется повсеместно (и реализована с юмором), даже меню и туториалы выполнены «в стиле» и поддерживают визуальную и нарративную тему.
По сравнению с играми других жанров, инкрементные игры требуют гораздо меньшего от графики и сценария, но важно не перепутать меньшие требования с отсутствием требований.
Числа растут
Самая важная механика инкрементных игр — увеличение чисел. В прошлый раз мы определили её следующим образом:
Когда игра начинается, «скорость прироста» числа равна 0,1 в секунду. Сумму накопленного «числа» можно тратить на увеличение скорости. Вот пример первых пяти покупок. В первом столбце указана стоимость, во втором — новая скорость «числа в секунду»:
Цена | Скорость прироста |
---|---|
1,0 | 0,2 |
1,2 | 0,4 |
1,4 | 0,7 |
1,7 | 1,2 |
2,2 | 1,8 |
Даже с таким небольшим объёмом данных мы можем заметить некоторые из особенностей дизайна инкрементной игры. Первая — это нелинейное увеличение цены и выгоды: нужно всё больше и больше чисел для получения относительно меньшего прироста инкремента.
Это логично с точки зрения практичности: если бы цена/выгода оставались теми же (например, если бы увеличение скорости прироста на 0,2 всегда бы стоило 1), то никакой вариативности в результатах не было, а скорость прироста увеличивалась бы стабильным и предсказуемым темпом. Это бы очень быстро надоело!
Однако вот как выглядят цена (синяя) и скорость прироста (оранжевая) для первых двадцати покупок:
Синее: цена n-ного апгрейда. Оранжевое: скорость прироста в секунду, сгенерированное после n покупок. Например, десятая покупка стоит 7 единиц, и она даёт скорость прироста 7,6 единиц в секунду.
(Можете скачать XLSX с данными, использованными для создания этих графиков из репозитория GitHub или просмотреть его аналог в Google Sheets.)
Мы чётко видим здесь, что эти функции нелинейны (даже если проигнорировать скачок формулы цены на двенадцатой итерации), и что рост цены быстро обгоняет увеличение скорости прироста. Это важный аспект дизайна, потому что это значит, что время, потраченное на ожидание возможности покупки следующего апгрейда в течение процесса игры, растёт экспоненциально. То есть в начале игра развивается очень быстро, игроку нужно всего лишь время от времени ждать, чтобы накопить достаточно для следующей покупки, но постепенно скорость снижается.
В большинстве инкрементных игр есть несколько источников апгрейдов увеличения скорости прироста, а не один, как в Number. И это основной источник исследований и стратегий инкрементных игр, потому что наличие нескольких векторов усовершенствований, цена которых растёт нелинейно, добавляет интересные способы оптимизации. Если игрок решает активно инвестировать в одно здание или апгрейд, то экпоненциально увеличивающаяся цена означает, что в какой-то момент другие варианты развития становятся относительно дешевле, даже если изначально их цена была очень высока. Это значит, что у игрока есть варианты выбора, но их необходимо постоянно оценивать заново, потому что относительная выгода для игрока постоянно изменяется.
Линейные усовершенствования с экспоненциальными ценами
Экспоненциальное масштабирование цены выигрышно для постоянно растущих вложений ресурсов и времени, которых оно требует, но в большинстве игр не используется экспоненциальное увеличение скорости прироста. Почему же?
На графике из предыдущего раздела постоянное увеличение соотношения цены к выгоде даёт нам разрыв между двумя линиями. Чтобы достичь его, нам нужно чтобы экспоненциально (или полиномиально) росла только цена (оранжевая); скорость прироста может увеличиваться линейно, а разрыв между линиями всё равно будет расширяться.
Например, в Clicker Heroes одного из первых источников автоматизированного прироста числа является «герой» по имени Treebeard. Изначально он стоит 50 монет и даёт скорость прироста 5 в секунду. Следующий его уровень стоит 53,5, но всё равно даёт дополнительную скорость 5. Первые пятьдесят покупок выглядят вот так (цена — синяя, скорость прироста — оранжевая):
Учтите, что для упрощения мы игнорируем стоимость других механик цены/скорости Clicker Heroes.
Функция «скорости прироста» здесь является обычной прямой линией, потому что каждая покупка увеличивает её на заданное значение 5, то есть формула очень проста: общая скорость в секунду — это просто количество купленных апгрейдов, умноженное на 5 (то есть ).
Однако цена увеличивается с постоянным коэффициентом. Инкрементная цена каждого дополнительного уровня сначала минимальна; на графике мы видим, что для первых двадцати покупок разрыв между линиями примерно одинаков. Но потом он значительно увеличивается, требуя всё больше и больше за каждый последующий апгрейд.
Формула функции цены на самом деле широко используется во многих инкрементных играх:
В нашем примере с Treebeard базовая цена равна 50, переменная «Multiplier» — 1,07, поэтому цены второго уровня равны , третьего уровня
и так далее. Значение Multiplier определяет кривизну линии: чем выше значения, тем круче кривые цен. (При значении 1 мы получим линейную кривую цены.)
В Clicker Heroes используется 1,07 как множитель прироста для всех 35 улучшаемых героев, а для всех зданий Cookie Clicker используется значение 1,15. Интересно, что у всех бизнесов в AdVenture Capitalist используются разные множители, но все они находятся в интервале от 1,07 до 1,15. Частое использование одинакового множителя в разных играх означает, что получаемые в этих границах кривые сбалансированы и удобны.
Однако некоторые игры отклоняются от этих значений. В многопользовательской инкрементной игре со Steam Monster, использовался множитель 2,5, который увеличивался очень круто.
Как сказано выше, экспоненциальное масштабирование цены позволяет сбалансировать несколько способов апгрейдов, обеспечив для каждого способа путь минимизации возврата средств. Благодаря этому часть тактического балансирования становится неотъемлемой элементом самой формулы цены, а не просто явным ограничением, придуманным дизайнером. Потому что даже если определённый ресурс иногда или даже почти всегда «лучше», его возрастающая по экспоненте цена означает, что невозможно будет использовать только его.
Давайте рассмотрим в качестве примера список улучшаемых зданий из Cookie Clicker :
Здание | Базовая цена | Базовая скорость прироста |
---|---|---|
Cursor | 15 | 0,1 |
Grandma | 100 | 0,5 |
Farm | 500 | 4 |
Factory | 3 000 | 10 |
Mine | 10 000 | 40 |
Shipment | 40 000 | 100 |
Alchemy Lab | 200 000 | 400 |
Portal | 1 666 666 | 6 666 |
Time Machine | 123 456 789 | 98 765 |
Antimatter Condenser | 3 999 999 999 | 999 999 |
Prism | 75 000 000 000 | 10 000 000 |
Уже в этой таблице можно заметить несколько очевидных шаблонов.
Первый — базовая цена каждого последующего апгрейда почти в пять раз выше, чем предыдущего (за исключением нескольких последних). Такие увеличения на половину порядка гарантируют, что у игрока будет достаточно времени получить удовольствие от каждого новооткрытого ресурса; если бы увеличения цены были ниже, то разблокировать их можно было бы слишком быстро, если бы были выше — существовал бы риск, что игроку надоест ждать следующей разблокировки.
В то же время скорость прироста (в этой игре — печенек в секунду) увеличивается только примерно на треть для каждого дополнительного уровня. Это значит, что хотя здания приносят больший доход в числах, они на самом деле всё менее и менее эффективны относительно своей стоимости.
Однако поскольку каждое здание следует одной и той же формуле увеличения цены , то каждое здание на самом деле следует очень похожему шаблону. На графике ниже показана линия для каждого из 11 зданий с их первыми 200 апгрейдами. По оси Y отложена логарифмическая цена, по оси X — логарифмическая скорость прироста. (Поскольку это экспоненциальные функции, логарифмическая шкала раскрывает их похожесть лучше, чем линейная.)
Каждая из линий представляет отдельное здание с ценой на оси Y и скоростью прироста на оси X (обе имеют логарифмическую шкалу). Это визуализация кривизны цены к прибыли, которую мы обсуждали ранее.
Поэтому даже несмотря на то, что эти здания кажутся очень разными, так как номинально каждая из них производит и стоит гораздо больше предыдущего, их формулы экспоненциальных цен создают кривые, которые относительно схожи. При этом образуется система, которую игрок может оптимизировать.
Расчёт эффективности
Хотя на первый взгляд инкрементные игры посвящены увеличению чисел, на самом деле цель в них — увеличивать числа как можно быстрее, что создаёт глубину игрового процесса для любителей жанра. Игрок всегда имеет множество вариантов развития и выбора из нескольких улучшаемых ресурсов (обычно вместе с дополнительными характеристиками, которые мы обсудим позже), то есть сложность игры заключается в оценке этих вариантов. Стоит ли покупать более дешёвый апгрейд, который игрок может позволить себе уже сейчас, или подождать, пока он сможет накопить на следующий уровень?
Поскольку мы хотим в результате купить все апгрейды, то наиболее оптимальным подходом будет оценка оптимального порядка покупки. Представим ситуацию, в которой мы производим 5 единиц числа в секунду (), и у нас есть выбор между двумя апгрейдами. Первый стоит 20 (
), и увеличит скорость прироста на 1 (
). Второй имеет цену
, но его скорость прироста
. Первый вариант дешевле, но он и менее эффективен по цене.
Ну, давайте попробуем купить A, а потом B:
Но она полезна только для сравнений между двумя возможными апгрейдами, и не так полезна, когда у нас есть множество вариантов. Нам нужно упростить формулу, чтобы изолировать переменные для только одного апгрейда (выведение которых подробно описано в этой потрясающей статье Адама Бэбкока). В результате мы получим следующее:
Теперь мы можем применить эту формулу к любому возможному апгрейду, и из-за транзитивности неравенств наименьший результат даст нам то, что нужно покупать следующим (за некоторыми исключениями, которые не стоит рассматривать на этом уровне анализа). Это значительно упрощает процесс поиска наиболее эффективного пути оптимизации.
Очевидно, это пригодится игроку, но и полезно для дизайнера. Знание о наиболее эффективном использовании различных элементов игры позволяет обнаружить существование нежелательных пиков во временных затратах и обеспечить оптимальную скорость игрового процесса, выбранную автором.
Вычисление оптимальных сценариев игры позволяет нам также сравнивать разные инкрементные игры: мы можем ограничить несравнимые переменные до времени, которое требуется для достижения нужного уровня прироста числа в секунду. На графике ниже показано время, необходимое для достижения заданной скорости прироста числа в секунду для игр AdVenture Capitalist (зелёный график) и Cookie Clicker (коричневый) при покупке зданий наиболее эффективным способом (для упрощения мы игнорируем другие аспекты игр):
Ось X: время, ось Y: скорость прироста (логарифмическая шкала); зелёный график: AdVenture Capitalist, коричневый график: Cookie Clicker.
Примечательно, что графики этих двух игр очень похожи в возврате больших скоростей nps относительно увеличивающегося количества времени. Обе растут невероятно быстро в первые 8-10 часов (примерно 500 минут), но потом скорость прироста становится значительно более маржинальной. С увеличением числа новых зданий графики постепенно становятся плоскими. Поэтому в большинстве инкрементных игр вместе с основными улучшаемыми зданиями присутствуют другие покупаемые ресурсы. Один из наиболее важных из них — функция сброса игры, которая позволяет игроку проделать весь путь по кривой с самого начала.
Спирально увеличивающаяся сложность апгрейдов в инкрементных играх может сделать их разработку пугающей. Но дизайнеру не обязательно точно калибровать каждый элемент. Красота сложных нелинейных систем означает, что для создания увлекательных цепочек апгрейдов дизайнеру достаточно высокоуровневой балансировки. Для игрока задача исследования системы и поиска оптимальной последовательности интересна и сложна, задача же дизайнера заключается всего лишь в создании такой сложной системы.
«New Game +» и другие возможности
Функция «New Game +» позволяет игроку сбросить весь свой прогресс в обмен на какой-то постоянный бонус. То есть все купленные здания и другие ресурсы могут обнулиться, но после этого ко всем вычислениям чисел в секунду при перезапуске добавляется некий постоянный бонус. То есть все купленные здания и другие ресурсы могут обнулиться, но при игре заново ко всем расчётам чисел в секунду прибавляется умножение.
Это не меняет никакие фундаментальные формулы игры, это просто значит, что игрок будет достигать асимптотического «плато» всё быстрее и быстрее. В сущности, эта функция позволяет расширить базовый геймплей благодаря более быстрому его прохождению. Однако бесконечно так продолжаться не может, и со временем увлечённые игроки достигнут своего рода «конца игры».
В Clicker Heroes подъём награждает игроков новой валютой, на которую можно покупать апгрейды.
Ещё одна распространённая функция для расширения игрового процесса — простое увеличение сложности улучшаемых зданий. Пока мы рассматривали только самый популярный способ инкрементного апгрейда, использующий экспоненциальную функцию цены. Вмести с ними существуют и другие апгрейды, которые обычно или дают одномоментное простое увеличение общего числа в секунду, или каким-то образом меняет переменные базовой цены и скорости прироста.
Например, в Clicker Heroes есть апгрейды, увеличивающие базовое число в секунду для «героя», а также другие, увеличивающие базовое число в секунду для всех «героев». Хоть эти похожие функции и не меняют базовую механику инкрементной игры, они могут расширить пространство возможностей для исследований игрока и добавить сложностей к процессу оптимизации игры. Кроме того, как и механика «New Game +», объём апгрейдов также можно использовать для продления игры, пока она не упрётся в неизбежное «плато» прогресса.
В Conspiracy Clicker есть три отдельных дерева взаимосвязанных апгрейдов.
Умножаем (экспоненциально) дальше
Хоть это и не было исчерпывающее изучение дизайна инкрементных игр, мы внимательно рассмотрели их фундаментальные аспекты. Вкратце перечислим их для дизайнеров и разработчиков:
Дальнейший рост
Современный бум инкрементных игр начался в 2013 году с таких игр, как Cookie Clicker и Candy Box, за которыми последовала волна похожих проектов. В основном это были игры в «инди»-стиле, однако, обычно они были честными и игрались прямо в браузере. Они редко монетизировались другими способами, кроме как показом рекламы на платформах типа Kongregate.
Всё начало меняться в начале 2015 года, и теперь в самые популярные инкрементные игры играет огромное количество игроков с разных платформ. У AdVenture Capitalist и Clicker Heroes, для которых выпустили Steam-версии весной прошлого года, теперь больше 4,5 миллионов владельцев, а за две недели в них играют больше 100 тысяч человек. Поразительная статистика, и ведь это только для одной платфомы!
Хоть и сложно подсчитать конкретное количество игроков на всех платформах, рост популярности очевиден. Ещё один показатель — с начала 2015 года количество подписчиков subreddit об инкрементных играх почти удвоилось.
Количество владельцев Sakura Clicker, ещё одной популярной инкрементной игры (данные из SteamSpy)
Я не думаю, что это должно нас удивлять. В дополнение к описанным выше качествам, инкрементные игры становятся всё более доступными. Это игры, в которые можно играть за очень короткие сессии (например, в дороге, на работе или в школе), их легко начать и закончить, и в них есть системы, постепенно разворачивающиеся в течение долгого времени.
Простота запуска в телефоне, во вкладке браузера и процесс выполнения без участия игрока создают низкие затраты на переход к игре, что привлекает множество игроков. Думаю, показательно то, что, например, на игровых консолях почти нет инкрементных игр, потому что они предназначены для «вдумчивого», неторопливого игрового процесса, а сила инкрементных игр — в том, что их можно запускать «время от времени».
Переход на мобильные платформы
Одним из самых больших изменений и источников роста стал рост мобильного гейминга. У большинства самых популярных инкрементных игр для PC и браузеров есть теперь версии под iOS и Android. У двух крупнейших инкрементных из Steam, о которых я упоминал, Clicker Heroes и AdVenture Capitalist, больше установок в iOS и Android, чем в Steam.
На обеих мобильных платформах существует избыток всевозможных инкрементных игр. Будет логично предположить, что высокие показатели удержания (retention) игроков в инкрементные игры, показанные Kongregate, сохранятся и на мобильных платформах. Инкрементные игры начинают привлекать всё большее внимание мейнстримных разработчиков мобильных игр. Bandai Namco выпустила игру Katamari для мобильных под названием Tap My Katamari. Это что-то вроде endless runner (roller?), соединённого с idle-кликером:
Ещё одним хитом стала Neko Atsume: Kitty Collector, выпущенная осенью 2016 года на английском языке. Хотя в ней нет механики «кликера» или обычного накопления чисел, фундаментальный геймплейный цикл похож. Кошки постепенно и медленно разблокируются, почти независимо от игрока, которому остаётся только последовательно открывать милых кошечек.
Постоянные инновации и эксперименты
Я был удивлён разнообразием новых инкрементных игр, толчком к которым стали первые проекты. В то время как самые популярные инкрементные игры всё больше оттачивают свой дизайн, есть и постоянно растущее количество более экспериментальных игр, по-новому использующих инкрементную механику.
Например, Dreeps Alarm Playing Game — это idle RPG, в которую игрок вообще не играет. Изменив рамки того, что считается игровым процессом RPG, она стала серьёзной версией ироничного Progress Quest.
Инкрементные игры показали невероятную способность полностью впитывать в себя особенности других жанров. В первую очередь это случилось с RPG, но кажется, что инкрементный игровой процесс может взять на себя роль игр любых других видов. Иногда это просто поверхностная замена, например, в случае с Time Clickers, которая позаимствовала визуальный стиль многопользовательских аренных FPS.
Другие оказываются более амбициозными, например, Roguathia, полностью автоматизированная roguelike, в которой игрок управляет и приключенцами, и самим подземельем, бесконечно усовершенствуя обе стороны. Или как Factory Idle, которая отсекает все возможности выбора и размещения зданий строительных игр, оставляя только дерево апгрейдов и развивающийся город:
Ещё одна область для экспериментов — это многопользовательские механики. В таких играх, как Clicker Heroes и Idle Online Universe есть необязательная механика многопользовательской игры, при которой общий прогресс достигается коллективным «кликаньем» (механика похожа на многопользовательский кликер Monster из Steam, выпущенный летом прошлого года). Это в какой-то мере напоминает игру-эксперимент/рекламу Питера Молиньё Curiosity — What’s in the Box 2012 года, в которой игроки совместно продвигались дальше, чтобы разблокировать приз (ну, или нет).
Невнимание критиков
Несмотря на жизнеспособность и растущую привлекательность, инкрементные игры редко обсуждаются критиками и игровыми СМИ. Когда в статьях обсуждаются инкрементные игры, их почти всегда описывают как бессмысленно-аддиктивными или объясняют их привлекательность тем, что они постоянно награждают игрока. Причин тому может быть много, и не маловажную роль здесь играет устоявшееся предубеждение против «казуальных» игр. Однако я подозреваю, что здесь есть невысказанное опасение пристрастия к таким голым примерам механики «гринда», являющейся основой других типов игрового процесса, которые мы часть любим признавать.
Всё это было справедливо и для 2015 года, но теперь дизайнеры всё больше начинают критически оценивать инкрементные игры. Появляются и более беспристрастные оценки, например, как в случае геймдизайнера Лиз Инглэнд, которая в обсуждении заброшенного прототипа инкрементной игры замечает:
«В этом пространстве очень много интересных возможностей для дизайнера. Хорошей стороной являются экономические системы, со временем открывающие новые возможности, что создаёт ощущение исследования».
Появляется даже и формальный научный интерес: в статье с конференции Digital Games Research Association & Foundations of Digital Games замечается, что инкрементные игры из пародий превратились в «воссоздание эстетики», что привело к расширению этого поджанра и рамок определения самого понятия игр.
Подозреваю, что в будущем мы увидим больше глубоких исследований инкрементных игр. Геймдизайнер Фрэнк Лэнтс в статье 2011 года об игре Cow Clicker Иэна Богоста заметил, что она является шуткой в меньшей мере, чем кажется, и я считаю, что сегодня это мнение можно считать провидческим:
Почему мы предполагаем, что должны испытывать снисхождение к тем, кто не воспринял сатирическую направленность игры? Возможно, они не поняли шутку такой, какой Иэн её задумывал, но разве они были обязаны её понять?
Он хотел показать, что игра настолько простая, настолько ограниченная, прозрачная и неглубокая не может быть играбельной, что в неё нельзя играть. А они не поняли этой части шутки.
Но может быть, так произошло, потому что шутка оказалась неверной. Они играли в неё. Им хотелось играть с этой смехотворной, примитивной системой. Некоторые из них бездумно кликали в такт основным часам. Другие обдуманно использовали подходящие циклы (как настоящие геймеры!), возникающие в любой системе, даже если система не имеет никаких функций.
Некоторые из них накапливали клики автоматизированными скриптами, другие яростно отрицали ересь автокликеров.
Инкрементное будущее
Хотя такие игры выглядят как reductio ad absurdum, пародии на игровые механики, но я думаю, что у инкрементных игр светлое будущее. В человеческой природе есть что-то, позволяющее нам получать удовольствие от оптимизации произвольных систем.
Меня, как геймдизайнера, это восхищает, потому что, как мне кажется, инкрементные игры смогли отбросить многое из того, что казалось необходимым для игры. Хоть для меня и сложно разглядеть привлекательность в чём-то вроде серверов-тюрем в Minecraft, это недоизученная область дизайна, и меня радует то, что количество таких игр становится только больше.
Послесловие
Пока я писал и публиковал эту статью, появилось ещё больше интересных новостей об инкрементных играх! Поэтому я хочу добавить послесловие и рассказать о них.
Стоит упомянуть о ещё двух интересных инкрементных играх, которые стоит посмотреть. Kittens Game — это «Dark Souls мира инкрементных игр», в которой есть интересный нарративный компонент и механизм разворачивающегося геймплея. Также оцените Spaceplan, которая, возможно, является одной из эстетически амбициозных инкрементных игр на данный момент. Ещё стоит прочитать статью в Wall Street Journal об игре-симуляторе работы из Южной Кореи, которая очень похожа на инкрементные игры. Также прочитайте эту критику No Man’s Sky, которую можно воспринимать как жалобу на механику игры, схожую с инкрементной (хоть в статье и ни используется этот термин).
Рекомендую также отличную статью с Gamasutra о классификации игроков в idle-игры. И в противовес тому, что я сказал о консолях, кажется, что инкрементные игры приходят и на консоли. И, наконец, Энтони Пекорелла (ссылку на исследование которого я привёл выше) сделал отличный доклад GDC Europe с анализом математики инкрементных игр. Его можно прочитать в GDC Vault.