Кто такой копейкин в мертвых душах

Капитан Копейкин

История персонажа

Капитан Копейкин — герой романа Николая Гоголя «Мертвые души». Его история, хоть и стоит особняком от главной сюжетной линии, также подчинена ведущей идее произведения — «омертвению души». Копейкин — типичный «маленький человек», вынужденный бороться с системой, который терпит поражение и переходит к мести.

История создания персонажа

Образ капитана восходит к фольклорному источнику — песне об отставном солдате, который от тяжелой жизни подался в разбойники. Прототип Копейкина не был офицером, но в остальном их судьбы очень схожи.

С основной повествовательной линией жизнь капитана Копейкина связана слабо. Мы узнаем его историю от почтмейстера, простого грубоватого человека, для которого это не более чем забавная байка, которую он рассказывает за обеденным столом. Он вспоминает о Копейкине, когда речь заходит о личности Павла Чичикова, предполагая, что за именем махинатора-покупателя «мертвых душ» скрывается герой старой истории.

Автор, описывая образ лишнего человека, прибегает к приему контраста: тесная комнатка капитана Копейкина сравнивается с роскошными покоями высокопоставленного чиновника, его жалкий обед — с обильными трапезами в ресторанах, где пируют вельможи. Гоголь гордился новеллой о нем, считая ее главным украшением романа, и был очень огорчен, когда цензура вынудила его изменить облик Копейкина до неузнаваемости.

История и образ капитана Копейкина

В романе нет не то что детального описания персонажа и его биографии, но даже имени. Гоголь намеренно обезличивает героя, ведь Копейкин — воплощенное страдание, собирательный образ людей, ищущих правды.

Капитан — герой войны 1812 года, инвалид, потерявший ногу и руку, который пытается получить от властей материальную компенсацию. Хотя Копейкин происходит из дворянского рода, ему грозит полная нищета, поскольку содержать его родственники не в состоянии. Собрав последние средства, отставной офицер отправляется из дальней губернии в Санкт-Петербург.

Царственная роскошь города поражает героя. Изумление Копейкина при виде зданий, карет и обилия важных персон вокруг отчасти повторяет эмоции, описанные Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством». Но если кузнец Вакула в Санкт-Петербурге обрел свою удачу, то для Копейкина путешествие оборачивается сокрушительным провалом.

Капитан приходит на поклон к «министру или вельможе», в котором легко узнать черты А. Аракчеева, и получает обнадеживающий ответ. На радостях Копейкин тратит в ближайшем трактире почти все деньги. Он не подозревает, что на самом деле никто не собирается ему помогать: каждый день, приходя на прием, он слышит только просьбу «зайти завтра».

Доведенный до отчаяния, герой прорывается-таки на прием и требует обещанной помощи. За дерзость его немедленно высылают в родную губернию, где он от безысходности сворачивает на преступную дорогу — собирает банду и начинает разбойничать в окрестных лесах.

В первой редакции история о Копейкине имела отчетливо прописанный финал, в котором Гоголь описал, чем именно занимался герой после возвращения на родину. Собрав банду из таких же отставных солдат, он с ожесточением принялся мстить чиновникам. Разбойники не трогали крестьян, направлявшихся по своим делам, — их мишенью было «все казенное»: шайка отбирала деньги, предназначенные для уплаты податей. Чтобы сборщики не потребовали деньги с людей во второй раз, атаман давал ограбленным фальшивые расписки о погашении долга перед казной.

Позже писатель, опасаясь цензуры, смягчил резкие моменты сюжета и убрал окончание — почтмейстер только намекает на «темные дела», которыми занялся Копейкин, но не описывает их. Однако даже в смягченном виде повесть наткнулась на затруднения при публикации. В ультимативном тоне издатель потребовал убрать вставную новеллу либо внести в нее радикальные правки. Автор упорно боролся за то, чтобы сохранить роль капитана в произведении в первозданном виде, но все оказалось безрезультатным.

В итоге повесть осталась, но пришлось приглушить в ней все сатирические акценты. Гоголя сильно огорчил такой исход дела. Сохранились цитаты из его писем, в которых упоминается, что он считал вставную новеллу жемчужиной романа, и отказ от первоначального задуманного образа оставил в повествовании «прореху, которую нечем залатать».

Кто такой копейкин в мертвых душах. Смотреть фото Кто такой копейкин в мертвых душах. Смотреть картинку Кто такой копейкин в мертвых душах. Картинка про Кто такой копейкин в мертвых душах. Фото Кто такой копейкин в мертвых душахИллюстрация Агина Александра к поэме Гоголя «Мёртвые души» | http://cartoonia.ru/ru/

В опубликованном виде характеристика персонажа наводит на мысль, что капитан сам виноват в своих злоключениях. Однако один намек на неоднозначность истории Николай Гоголь все-таки «протащил» в печать: почтмейстер, уклонившись от описания того, что делал Копейкин в лесах, намекает, что это «целая поэма» — хоть в Санкт-Петербурге о нем больше не слышали, герой сумел показать себя и отомстить.

Капитан Копейкин в фильмах

В многосерийной экранизации «Мертвых душ» 1984 года Копейкина сыграл актер Валерий Золотухин. В 2005-м также вышел многосерийный фильм «Дело о “Мертвых душах”», в котором образ капитана раскрыл Петр Солдатов.

В 1934 году Михаил Булгаков подготовил киносценарий по мотивам романа Гоголя, в котором переосмыслил образ Копейкина. В нем капитан уже не жалкий, доведенный до отчаяния человек: а воплощение идеи русского народа, готового постоять за себя и отомстить за притеснения. Капитан у Булгакова сближается с образом Емельяна Пугачева: у него «наглая физиономия», окладистая борода, икона на шее и вызывающая манера поведения. По ходу действия его разбойничья шайка вырастает до грозной армии, внушая панический страх властям.

В фильме идею Булгакова пришлось значительно смягчить. В свое время Копейкин пришелся не по душе царской цензуре, а его обновленный образ не одобрила советская, посчитав образ крестьянского вожака столь грубым, развязным и жестоким.

Источник

Капитан Копейкин – характеристика и роль в поэме “Мертвые души”

Особую роль в поэме «Мертвые души» играет характеристика капитана Копейкина, история которого стоит отдельно от всего повествования, однако она подчинена общему замыслу Н. В. Гоголя, который хотел показать «омертвление душ».

Краткое содержание

Капитан Копейкин, в войне 1812 года потерявший руку и ногу, пытается себе оформить материальную помощь. Много времени пришлось потратить герою, чтобы добиться конечного результата. Однако он не получил денежные выплаты, вельможа просто выгнал его. История заканчивается тем, что капитан Копейкин, по слухам, возглавил банду разбойников.

Основная идея

Н. В. Гоголь, помещая повесть о капитане Копейкине, особую роль отводит вечному ожиданию решения. Герою приходится подолгу простаивать в очереди, чтобы добиться аудиенции. Служащие только обещают ему помочь, однако ничего не делают для этого. Им нет дела до простого народа, который защищал страну в военное время. Для вышестоящих людей совершенно не важна человеческая жизнь. Их волнуют только деньги и те, кто ими владеет.

Писатель показал, как равнодушие со стороны правительства заставляет честного человека стать разбойником.

Капитан Копейкин – маленький человек, который вынужден встать против государственной системы. Никогда еще тема маленького человека не была раскрыта так, как была раскрыта тема повести Н. В. Гоголем. Копейкин – образ маленького человека, не побоявшегося вступить в борьбу с властью. Герой стал своеобразным «благородным разбойником», мстившим только власть имущим.

Особенности повествования

Повесть лишена детальных описаний, Копейкин не имеет даже портрета, у него нет и имени. Автор делает это преднамеренно, герой фактически лишен лица. Сделано это для того, чтобы показать типичность ситуации и типичность образа, который оказался в сложной ситуации из-за несправедливости общества. Причем существование людей, подобных Копейкину, было свойственно не только городу NN, в котором происходит действие «Мертвых душ», но и всей России в целом.

Роль капитана Копейкина в поэме «Мертвые души» велика, это обобщенный образ простого человека, который подвергается всей несправедливости существующего общества.

Н. В. Гоголь при описании трагичной судьбы капитана Копейкина использует прием контраста. Бедность Копейкина противопоставлена роскоши высших чинов. Причем все это сделано с помощью гротеска. Контрастом показаны и герои. Копейкин – честная личность, которая защищала страну во время войны. Люди высшего положения – бесчувственные и равнодушные люди, для которых главное – деньги и положение в обществе. Противопоставление подчеркивают и предметы: маленькая комнатка Копейкина сравнивается с домом вельможи; скромный обед, который может себе позволить Копейкин, противопоставлен деликатесам, находящимся в дорогих ресторанах.

Характерной особенностью повести является то, что автор вложил ее в уста почтмейстера, у которого особенная манера повествования с вводными конструкциями и риторическими восклицаниями. Авторская позиция выражается отношением рассказывающего ко всему сказанному. Для почтмейстера история капитана Копейкина – шутка, которую можно рассказать за обеденным столом людям, которые поступили бы абсолютно так же, как и вельможа. Такой манерой повествования автор еще больше подчеркнул всю бездушность современного ему общества.

Место повести в поэме и ее значение

«Повесть о капитане Копейкине» стоит в повествовании отдельно, что кажется, будто она не связана с основным содержанием поэмы. Она имеет свой сюжет, своих героев. Однако повесть рассказывается тогда, когда рассуждают о том, кто же такой Чичиков на самом деле. Это соединяет повесть о капитане с основной сюжетной линией. Повесть более четко показывает равнодушие чиновничьего строя, а также показывает те мертвые души, которые царствовали в то время.

Значение повести о капитане Копейкине заключено в том, что автор показал всю черствость власть имущих, которым нет дела до жизни простого человека.

Данная статья, раскрывающая значение повести о капитане Копейкине в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души», поможет написать сочинение «Капитан Копейкин».

Источник

Капитан Копейкин

Особую роль в поэме «Мертвые души» играет характеристика капитана Копейкина, история которого стоит отдельно от всего повествования, однако она подчинена общему замыслу Н. В. Гоголя, который хотел показать «омертвление душ».

Краткое содержание

Капитан Копейкин, в войне 1812 года потерявший руку и ногу, пытается себе оформить материальную помощь. Много времени пришлось потратить герою, чтобы добиться конечного результата. Однако он не получил денежные выплаты, вельможа просто выгнал его. История заканчивается тем, что капитан Копейкин, по слухам, возглавил банду разбойников.

Основная идея

Н. В. Гоголь, помещая повесть о капитане Копейкине, особую роль отводит вечному ожиданию решения. Герою приходится подолгу простаивать в очереди, чтобы добиться аудиенции. Служащие только обещают ему помочь, однако ничего не делают для этого. Им нет дела до простого народа, который защищал страну в военное время. Для вышестоящих людей совершенно не важна человеческая жизнь. Их волнуют только деньги и те, кто ими владеет.

Писатель показал, как равнодушие со стороны правительства заставляет честного человека стать разбойником.

Капитан Копейкин – маленький человек, который вынужден встать против государственной системы. Никогда еще тема маленького человека не была раскрыта так, как была раскрыта тема повести Н. В. Гоголем. Копейкин – образ маленького человека, не побоявшегося вступить в борьбу с властью. Герой стал своеобразным «благородным разбойником», мстившим только власть имущим.

Особенности повествования

Повесть лишена детальных описаний, Копейкин не имеет даже портрета, у него нет и имени. Автор делает это преднамеренно, герой фактически лишен лица. Сделано это для того, чтобы показать типичность ситуации и типичность образа, который оказался в сложной ситуации из-за несправедливости общества. Причем существование людей, подобных Копейкину, было свойственно не только городу NN, в котором происходит действие «Мертвых душ», но и всей России в целом.

Роль капитана Копейкина в поэме «Мертвые души» велика, это обобщенный образ простого человека, который подвергается всей несправедливости существующего общества.

Н. В. Гоголь при описании трагичной судьбы капитана Копейкина использует прием контраста. Бедность Копейкина противопоставлена роскоши высших чинов. Причем все это сделано с помощью гротеска. Контрастом показаны и герои. Копейкин – честная личность, которая защищала страну во время войны. Люди высшего положения – бесчувственные и равнодушные люди, для которых главное – деньги и положение в обществе. Противопоставление подчеркивают и предметы: маленькая комнатка Копейкина сравнивается с домом вельможи; скромный обед, который может себе позволить Копейкин, противопоставлен деликатесам, находящимся в дорогих ресторанах.

Характерной особенностью повести является то, что автор вложил ее в уста почтмейстера, у которого особенная манера повествования с вводными конструкциями и риторическими восклицаниями. Авторская позиция выражается отношением рассказывающего ко всему сказанному. Для почтмейстера история капитана Копейкина – шутка, которую можно рассказать за обеденным столом людям, которые поступили бы абсолютно так же, как и вельможа. Такой манерой повествования автор еще больше подчеркнул всю бездушность современного ему общества.

Место повести в поэме и ее значение

«Повесть о капитане Копейкине» стоит в повествовании отдельно, что кажется, будто она не связана с основным содержанием поэмы. Она имеет свой сюжет, своих героев. Однако повесть рассказывается тогда, когда рассуждают о том, кто же такой Чичиков на самом деле. Это соединяет повесть о капитане с основной сюжетной линией. Повесть более четко показывает равнодушие чиновничьего строя, а также показывает те мертвые души, которые царствовали в то время.

Значение повести о капитане Копейкине заключено в том, что автор показал всю черствость власть имущих, которым нет дела до жизни простого человека.

Источник

Образ и характеристика капитана Копейкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Споры о том, зачем Николай Васильевич Гоголь вставил в свою поэму рассказал о капитане Копейкине, идёт до сих пор. Кто-то считает, что это необходимо было для того, чтобы в других частях Мёртвых душ реализовать эту историю, кто-то говорит о странности Гоголя насчёт именно этого эпизода, ведь он никак не влияет на сюжет. По крайней мере, в дошедшей до нас первой части «Мёртвых душ» эта история кажется чужеродной, и не ясно, зачем она нужна. Сам же Гоголь говорил, что без этой вставки его поэма просто невозможна, он придавал ей большое значение, оттого и разгорелись споры насчёт того, зачем же была эта загадочная история о капитане Копейкине.

Копейкин — это военный, который преодолел войну 1812 года и потерял ногу и руку на этой войне. В силу этих обстоятельств он не может зарабатывать деньги, а его сбережения уже на исходе, поэтому он решает обратиться к самому государю. В Петербурге ему объясняют, что на Дворцовой улице есть целая комиссия, которая занимается подобными делами, и он, обрадовавшись, пошёл искать её. Председательствовал там некий генерал-аншеф. Когда Копейкин пришёл, то увидел очень много людей в очереди к этой самой комиссии.

Через некоторое время вышел генерал, который начал у каждого человека спрашивать, с какими просьбами и вопросами они к нему пришли. Когда дошла очередь до Копейкина, он рассказал, что ему нужна пенсия, что он воевал и потерял конечности, на что генерал ответил, чтобы капитан приходил через несколько дней, подав таким образом надежду.

Когда прошёл назначенный срок, Копейкин пришёл вновь, но ответ генерала был не очень доброжелательным: он сказал, что пока государь с войсками вне страны, такие вопросы не решаются, у него нет таких полномочий. Когда у капитана закончились последние деньги, он пошёл к генералу в третий раз и просил о помощи. Генерал сказал, что единственное, что он может сделать — это отправить Копейкина за государственные деньги куда-то из Петербурга, если капитану здесь жить дорого. Заканчивается рассказ тем, что не прошло и двух месяцев, как в рязанских краях появилась банда разбойников, которые обворовывали и грабили, а их командиром был не кто иной, как…

Здесь рассказ от лица почтмейстера обрывается, потому что полицмейстер заметил, что Чичиков был цел руками и ногами, а потому Копейкиным быть никак не может. Отсюда и вопросы: а зачем нужна была эта история? Возможно, когда-то историки найдут ответ на этот вопрос.

Вариант 2

«Повесть о капитане Копейкине», являющаяся приложением к первому тому романа «Мёртвые души», ни сюжетно, ни стилистически не связана с этим произведением. В ней рассказывается о трагической истории жизни некого капитана по фамилии Копейкин, который оказался жертвой российской бюрократическо-чиновничьей системы. Повествование ведётся от лица почтмейстера, нелепая величественно-патетическая речь которого ещё больше оттеняет драматизм ситуации.

Капитан принимал участие в войне 1812 года. Прославился и своей храбростью, и безрассудством. И под арестом был, и на гауптвахте. Получив тяжёлое ранение, лишился руки и ноги. Воевать он уже не мог. Работать тоже. Потому поехал домой к отцу. Но старик отказался его кормить, мотивируя тем, что сам едва на хлеб достаёт.

Тогда Копейкин подался в Петербург. Решил хлопотать перед начальством о назначении ему денежного содержания, поскольку получил увечья, защищая Отечество, и не мог самостоятельно зарабатывать средства на существование.

В столице остановился в каком-то трактире. Разузнал, куда ему нужно обратиться. Прождал в приёмной более четырёх часов, прежде чем подошла его очередь.

Начальник выслушал суть просьбы и сказал ему наведаться «на днях». Капитан вообразил, что его прошение непременно будет удовлетворено. На радостях прокутил, промотал почти половину имеющихся денег. Потом снова пришёл к тому же начальнику. Тот сообщил, что без разрешения высшей инстанции сделать ничего невозможно. Сославшись на трудное время, посоветовал потерпеть и подождать приезда министра. Заверил, что просьба капитана-инвалида не будет оставлена без внимания. Дал из собственного кармане бедолаге некоторую сумму на пропитание.

Назойливый инвалид продолжал и дальше добиваться справедливости, однако каждый раз слышал одно и то же. Ему даже порекомендовали стараться искать самостоятельно «себе средства». Разбушевался Копейкин. Стал драться, кричать. Фельдъегерь вывел его из здания и на телеге куда-то отвёз. С той поры капитана никто не видел. А через два месяца в рязанских лесах появились разбойники. Их атаманом, по всей видимости, был Копейкин.

Обратившись к образу капитана Копейкина, Гоголь стремится передать ужасную несправедливость, произвол и равнодушие столичных и губернских властей, министров, отказывавших в помощи истинным патриотам Родины. Писатель взывает к общечеловеческим ценностям и напоминает о возмездии.

Сочинение 3

Капитан Копейкин – это отдельное повествование об отдельном персонаже. Вообще, городские чиновники считали, что Чичиков является Копейкиным и почтмейстер поведал историю капитана.

Капитан Копейкин оказывается бедным русским офицером, потерявшем на войне правую руку и ногу. Государство никак не помогает Копейкину. Дабы получить свои субсидии по инвалидности, Копейкин отправляется в Санкт-Петербург к Царю. Там его принимает генерал и просит подождать. Копейкин, думая, что ему отдадут деньги, спускает большинство своих сбережений в ресторане. Затем, ждёт пока приедет Царь, и пока ждёт – тратит последние деньги, голодает. Он снова приходит к чиновнику, тот разозлился из-за назойливости Копейкина, предлагает не тратиться на жизнь в Петербурге, он оплатит ему путь обратно домой. Копейкин соглашается, его увозят и непонятно куда пропадает Копейкин. Но по прошествии нескольких месяцев, ходят слухи, что Копейкин предводитель банды разбойников.

По этому описанию, сразу становится понятен образ Копейкина. Образ обычного гражданина, отдавшего долг родине, лишившегося здоровья. Он верит до конца в своё государство и очень наивен в этом. И как любой гражданин того времени, терпит до последнего момента. Но, поняв, что ничего ждать не следует, начинает бунтовать.

Такие люди, как Копейкин, есть и в наше время и их очень много. Поэтому данный образ в этой поэме очень актуален.

Мёртвые души – поэма, написанная Гоголем в 1841 году. Вообще, к написанию данного произведения Гоголя подтолкнул Пушкин. Он рассказал ему как один помещик скупал крестьян, которые давно умерли, после чего вдруг разбогател. До написания книги в России ещё господствовала крепостное право. Помещики могли покупать и продавать крестьян, наказывать как угодно, в общем, творили с ними всё, что вздумается. И если у помещика было много крепостных, то его считали очень зажиточным и богатым. За своих крепостных они платили налоги стране. И если крепостные умирали, то за них платили налог в два раза меньше. Николай Васильевич заинтересовался таким сюжетом. Гоголь захотел написать о крепостной России и её чиновниках. Так, например, Чичиков, который скупал души мертвых крестьян, становится главным героем данного произведения. Также, Гоголь показал в поэме паразитизм чиновников, что жадно прячут своё нажитое имущество, и проблему тех чиновников, которые прожигают всё своё накопленное имущество. Также Гоголь показывает чиновников, живущих только на труде народном, они не думают об улучшении государства.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика капитана Копейкина в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Отправляясь в дальнюю дорогу, мы всегда поражаемся просторам России. Нашу страну населяют люди разных национальностей и возрастов, умений и интересов. Многие города связаны с определенным родом деятельность

Произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, а причина этому – главная тема, которая является и основной сюжетной линией, которою, подобно вьюнку, обвивают побочные.

Про Великую Отечественную Войну было написано много произведений. Одним из таких и является роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты».

Сергей Аксаков написал чудесную и добрую сказку «Аленький цветочек». В основном в произведении идет речь о любви. Главными героями является купец и его дочки. Мужчина очень сильно любит своих девочек.

Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.

Источник

Роль и характеристика капитана Копейкина в поэме «Мертвые души»

Краткое содержание

Городские чиновники собираются в доме губернатора, чтобы на совещании решить, кем же на самом деле является Чичиков и для чего ему нужны мертвые души. Почтмейстер выдвигает интересную гипотезу, согласно которой Чичиков – не кто иной, как капитан Копейкин, и принимается за увлекательный рассказ об этом человеке.

Капитану Копейкину довелось участвовать в кампании 1812 года, и в одном из сражений ему «оторвало руку и ногу». Он прекрасно осознает, что «нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая», а остаться на иждивении старика-отца также невозможно: тот сам едва сводит концы с концами.

Искалеченный солдат решает отправиться в Петербург, «чтобы хлопотать по начальству, не будет ли какого вспоможенья». Город на Неве впечатляет Копейкина до глубины души своей красотой, но снимать угол в столице очень дорого, и он понимает, что «заживаться нечего».

Солдат узнает, что «высшего начальства нет теперь в столице», и нужно обратиться за помощью к временной комиссии. В прекрасном особняке, где начальство принимает просителей, собирается много «народу – как бобов на тарелке». Прождав четыре часа, Копейкин, наконец, получает возможность поведать о своей беде генерал-аншефу. Тот видит, что «человек на деревяшке и правый рукав пустой пристегнут к мундиру» и предлагает явиться спустя несколько дней.

Радости Копейкина нет предела: «ну, думает, дело сделано». В приподнятом настроении он идет пообедать и «выпить рюмку водки», а вечером направляется в театр – «одним словом, кутнул во всю лопатку».

Спустя несколько дней солдат вновь приходит к начальнику в комиссию. Он напоминает о своем прошении, но тот не может решить его вопрос «без разрешения высшего начальства». Необходимо дождаться приезда господина министра из-за границы, поскольку только тогда комиссия получит четкие указания относительно раненых на войне. Начальник дает немного денег солдату, чтобы тот смог продержаться в столице, но тот рассчитывал не на такую мизерную сумму.

Копейкин выходит из ведомства в подавленном настроении, чувствуя себя, «как пудель, которого повар облил водой». Деньги у него на исходе, жить не на что, а соблазнов в большом городе невероятное множество. Каждый раз, проходя мимо модного ресторана или лавки с деликатесами, он испытывает сильнейшее мучение – «слюнки текут, а он жди».

От горькой безысходности приходит Копейкин в комиссию в третий раз. Он настойчиво требует решения своего вопроса, на что генерал советует дожидаться приезда министра. Разъяренный Копейкин поднимает в ведомстве настоящий бунт, и начальник вынужден «прибегнуть, относительно так сказать, к мерам строгости» – солдата отправляют на место жительства.

В сопровождении фельдъегеря Копейкина увозят в неизвестном направлении. По дороге несчастный калека размышляет о том, как заработать себе на кусок хлеба, раз государю и отечеству он более не нужен.

Вести о капитане Копейкине могли бы кануть в Лету, если бы спустя два месяца в округе не поползли слухи о появлении разбойничьей шайки, атаманом которой стал главный герой…

Значение повести

История о капитане Копейкине вклинивается в сюжетную линию поэмы, разрывая порочную цепь:

Кто такой копейкин в мертвых душах. Смотреть фото Кто такой копейкин в мертвых душах. Смотреть картинку Кто такой копейкин в мертвых душах. Картинка про Кто такой копейкин в мертвых душах. Фото Кто такой копейкин в мертвых душах

Средний и высший слой социума свыклись с этим положением и принимают его как некую непременную необходимость, способствующую поддержанию общественного порядка.

Маленький человек Копейкин восстает против сложившихся стереотипов отношений и бюрократической машины, которой предстает государственная система. Он становится гораздо больше высокого вельможи, отказавшегося принимать на себя ответственность по назначению пенсиона ветерану и инвалиду войны. Сначала капитан пытается достучаться до совести генерала, но, осознав всю тщетность словесных убеждений, решает взять свое по праву силой.

В повести явственно различается фольклорность сюжета, что дает понимание о происхождении произведения. Это не что иное, как народное творчество. Подобную версию подтверждает полная неосведомленность большинства слушателей-чиновников и то, что историю рассказывает почтмейстер — служащий, который имеет наибольшее количество рабочих контактов с людьми из всех слоев общества.

«Повесть о капитане Копейкине» указывает на изменение гражданских настроений не только в низах, но и в средней части общества.

В программе школы

Школьники старших классов часто выбирают для презентации и написания сочинения историю о капитане Копейкине. Развивая тему, следует учитывать, что, как и любое классическое произведение, гоголевская поэма «Мертвые души» сохраняет актуальность на все времена. Поверхностный смысл может меняться сообразно современным условиям, но внутренняя подоплека феномена сохраняется.

Так и фамилия, выбранная автором для героя, может быть случайна, а может играть важную роль в литературной композиции, пробуждая ассоциативное мышление читателя. Копейкин — может означать и самоотверженность героя на войне (жизнь — копейка) и его материальные трудности.

На вопрос — что побудило Гоголя включить в общее повествование совершенно независимую от сюжета историю, однозначного ответа нет. Скорее всего, автор хочет, чтобы это сделал сам читатель, с позиции существующих реалий и личного восприятия окружающей действительности.

Характеристика капитана Копейкина

Всегда было жаль, когда становился свидетелем, как на уроках литературы, во время анализа «Мертвых душ», забывалась совершенно вторая часть поэмы, а похождения Копейкина никак не увязывались с ее продолжением. И вот, пользуясь случаем, хочу поделиться с вами, друзья, некоторыми своими вовсе не обязательными, впрочем, размышлениями о месте этой за сердце берущей вставной новеллы в гоголевском шедевре.

Лучше Короленко не скажешь. Во втором томе поэмы «Мертвые души» видны «сложенные крылья гоголевского смеха». Но, вчитываясь внимательно, вглядываясь в сохранившиеся страницы, точно бы из пламени являющиеся, напряженно задумываешься о слове великого писателя, теперь уже и вправду совсем другом, непривычном, местами до боли смиренном, местами до слез (не до слез ли сквозь смех?) грустном, местами до нестерпимости с точки зрения сегодняшней литературы пафосном, а местами откровенно, до безумия почти, дерзком. А не дерзко ли разве, не с обличением ли неслыханным звучит, например, трагически обрывающая второй том речь князя: «Знаю, что никакими средствами… нельзя искоренить неправды: она слишком уже глубоко вкоренилась. Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью… Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управленья образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного…».

«Повесть о капитане Копейкине», во всех ее редакциях, как раз и является открытым протестом против того, «другого правленья». Это очевидно. Однако же прочную внутреннюю связь вставной новеллы со вторым томом поэмы еще только, возможно, предстоит осмыслить. Рассказ об «эдаком каком-нибудь, то есть, капитане Копейкине» был чрезвычайно важен для Гоголя не просто как отдельный эпизод, перебивающий фабулу основного действия, но прежде всего как часть масштабного замысла. «Кто в душе художник, – писал Гоголь Никитенко, делясь с ним своими раздумьями о капитане Копейкине, – тот поймет, что без него остается сильная прореха».

Образ инвалида войны двенадцатого года, осмелившегося искать справедливости, а нашедшего «горькое блюдо под названием завтра», да еще в придачу препровожденного на место жительства трехаршинным фельдъегерем, дает, конечно, всей поэме глубину исторической перспективы. Гоголь создает нового для себя героя. «Капитан Копейкин не робкий и униженный Акакий Акакиевич», – авторитетно заключает глубокий ценитель творчества Гоголя Н.Л. Степанов.

Интересно, а пришелся бы впору Копейкину, о котором читатель узнает со слов запинающегося и все же весьма острого на язык почтмейстера, отчаянно просторный пугачевский тулупчик? Трудно сказать. Однако же русской литературе той поры уж точно было не тесновато пока серое сукно гоголевской «Шинели», а бричка Чичикова, «шулера» Чичикова (помните искреннее недоумение шукшинского героя?), еще запросто покрывала русские дороги и бездорожья. И вот на что хотелось бы тут обратить внимание. Многие «проклятые вопросы», незримо таящиеся для всех лишь малым пока зернышком в почве великих сомнений, виделись Гоголю уже могучим, с разросшейся кроной деревом.

Под ним идут неслышною стопой Полки веков – и падают державы, И племена сменяются чредой В тени его благословенной славы. И трупы царств под ним лежат без сил, И новые растут для новых целей, И миллион оплаканных могил, И миллион веселых колыбелей.

Гениальные стихи Степана Шевырева точно бы иллюстрируют провидческую силу гоголевского взгляда. Гоголь всегда видел, а лучше сказать, предчувствовал итог любых начинаний, конечную их черту. Однако и то, что находится за чертой, приоткрывалось Гоголю, единственному, возможно, среди русских писателей. Как знать, не потому ли и возникло продолжение поэмы, не потому ли и суждено было оказаться ему в огне? «Самая жизнь Гоголя, – проницательно писал умнейший критик Иван Аксаков, – сгорела… от тщетных усилий – отыскать обещанную им светлую сторону».

Так кто же такой капитан Копейкин? Герой той самой «светлой стороны» или очередная тень гоголевского чистилища, великий бунтарь, осмелившийся на протест «в самом сердце российской империи», или еще один побратим низкорослого рода? Сравнить хотя бы иллюстрации: какие разные Копейкины получались у художников – вплоть до как бы слившейся с серым петербургским фоном фигурки в исполнении С. Бродского!

«Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути…». Трудно поспорить с классической оценкой Белинского. Гоголь и правда всегда опережал своих последователей. Взять хотя бы проблему преступления, которой суждено будет занять одно из центральных мест в реестре самых главных проблем отечественной романистики, но которая еще только начинает осваиваться в сороковые годы XIX века. Вопрос Раскольникова о праве даже не витал еще в воздухе, а газета «Голос», с разворота которой в середине шестидесятых годов сверкнет пред глазами Достоевского «чрезвычайно острый, насаженный на короткую ручку» топор Герасима Чистова, еще даже не начала издаваться.

Посмотрим (в который уж раз!) на Коробочку. И в который уж раз отметим: хорошая хозяйка, заботливая, сердобольная. Дома крестьян ее «поддерживаемы как следует», никакой задней мысли в разговоре с Чичиковым она не имеет, впечатление в читательской памяти оставляет самое благоприятное, если не веселое. Но «веселое, – как пишет Гоголь, – мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним…». Вот и чуть более внимательный взгляд на Коробочку приводит к тому, что волосы начинают шевелиться от ужаса.

«Да как же? – не может понять коллежская секретарша намерений Чичикова относительно мертвых крестьян. – Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» Но это еще не самые страшные слова Настасьи Петровны. Когда Чичиков обещает ей пятнадцать рублей сверху в случае согласия, Коробочка с некоторым даже кокетством замечает: «Право, не знаю… Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Потрясающая самохарактеристика, просто убийственная! В это мгновение из-за сутулой спины безобидной Коробочки выглядывает настоящее чудище.

И все же Коробочка никакой не монстр. Она не бессердечный, не жестокий человек и уж тем более не похожа на нарушителя какого бы то ни было закона – человеческого или вышнего. Она, что называется, в своем праве. Она в высшей степени законопослушна, но весь ужас заключается в том, что закон, которого слушается она и по которому живет, в корне своем беззаконен. Иными словами, Гоголь находит преступление там, где никто и не собирался преступать границы закона, взламывать законные рамки. Само сочетание «крепостное право» являет в данном контексте свое оксюморонное звучание. Привычка торговать людьми, до поры, правда, только живыми, ну да лиха беда начало («А как вы покупаете, на чистые?» – с неестественной для себя живостью поинтересовался Плюшкин), оказывается для помещиков столь же естественной и законной, как желание умываться утром или рассуждать о благоустройстве какой-нибудь очередной Маниловки.

И вот против таких-то устоев, против таких-то привычек, против таких-то законов, определяющих жизнь общества на протяжении веков, осмеливается выступить «эдакий какой-нибудь… капитан Копейкин». Именно этим обстоятельством, вполне возможно, объясняется широта социального и исторического контекста, неизбежно возникающего при хоть сколько-нибудь подробном рассмотрении одного из самых загадочных гоголевских образов.

Но центробежная направленность образа рождает его центростремительное тяготение. Интересна формула, через которую Ю.М. Лотман определил сущность Чичикова: «герой копейки». («Герой копейки» – оригинальная тема для сочинения вырисовывается!) То есть очевидна связь, причем связь взаимообратная, между Павлом Ивановичем Чичиковым и взбунтовавшимся капитаном. А что если нравственное перерождение Чичикова, фрагментарно отразившееся в уцелевших главах второго тома поэмы, усложнение его психологического портрета, известная противоречивость его мыслей и поведения подспудно связаны с отчаянным шагом капитана Копейкина, с его маленьким и все же великим бунтом? Чичиков, в конце концов, тоже решается на бунт – против себя прежнего, против себя самого, против своего чичиковского естества!

«Казалось, природа его темным чутьем стала слышать, что есть какой-то долг, который нужно исполнять человеку на земле… несмотря на всякие обстоятельства, смятенья и движенья…». И еще. «Начинаю чувствовать, слышу, что не так, не так иду и что далеко отступился от прямого пути… Отец мне твердил нравоученья… а сам крал передо мною у соседей лес и меня еще заставлял помогать ему. Завязал при мне неправую тяжбу…». А не о законе ли снова говорит Гоголь, не о праве ли, только о другом – законном законе, и другом – правом праве, по которому всякому человеку жить должно?

Во втором томе поэмы «Мертвые души» Гоголь почти открыто ставит кафедру проповеди. Речь его персонажей порой просто переполняется авторской интенцией. Ну разве не Гоголь говорит, например, устами Костанжогло: «Да для меня, просто, если плотник хорошо владеет топором, я два часа готов перед ним простоять: так веселит меня работа. А если видишь еще, что все это с какой целью творится… да я рассказать не могу, что тогда в тебе делается… а как взломает лед, да пройдут реки, да просохнет все и пойдет взрываться земля – по огородам и садам работает заступ, по полям соха и бороны… Понимаете ли?»

Интонация, с которой обращается к читателю Гоголь, почти прямо противоречит голосу запинающегося почтмейстера, рассказывающего о капитане Копейкине. И все же перед нами единая художественная тональность.

Зерно уже брошено в почву. Вопрос поставлен. Гоголь предвидел ответ на него, он слышал шум леса там, где была равнина. Но и почерневшие пни различал он в будущем на месте шумящего леса. И учителю в школьном классе вместе с ребятами предстоит не только, возможно, догадываться о том, что ожидает нас завтра, но и изменять это самое завтра к лучшему. Образ капитана Копейкина взывает к совести, к справедливости. Он особенно актуален в наше время, когда между тем, что законно, и тем, что справедливо, необходимо раз и навсегда поставить знак равенства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *